References
1.Mudrost' tysyacheletij. EHnciklopediya./Sost. N.Berezin; Pod obshchej red. A.Yanak.-M.: OLMA-PRESS, 2006.s.233.
2.Rezhissura teatra i massovogo teatralizovannogo dejstva: slovar'-spravochnik/sost. R.P. Kozlo-va.-5-e izd, ispr.i dop.- Rerm': Knizhnyj format, 2010. 536s.
3. Chechetin, A.I. Dramaturgiya teatralizovannyh predstavlenij. //- M: Sov. Rossiya, 1979.
УДК 130.1
Д.М.Коломыц, О.Г.Коломыц ДИАЛЕКТИКА АРХЕТИПА В МИФОЛОГИИ
Представленная статья посвящена рассмотрению диалектики архетипа, то есть переживания страха и тревожности как глубинного переживания, создавшего соответствующий архетип и выраженного в мифологии «конца света». Статья разбивается на две смысловых части потому, что нужно рассмотреть понятие 'архетип' и понятие 'конец света'. В статье даётся определение, что архетип - это глубинное переживание, уходящие в подсознание и связанное с главными человеческими заботами. Одним из архетипов является ожидание конца света. В свою очередь, ожидание скорого конца света в массовом сознании связано с преобладанием в нём религиозного миропонимания и с тем, что человек перестаёт надеяться на лучшее будущее. На примере архетипа конца света мы стремились показать, что, опираясь на его понимание как глубинного переживания, можно успешно продвигаться вперёд в изучении мифотворчества, самих архетипов, а также и в изучении законов взаимодействия сознания и подсознания.
Ключевые слова: диалектика, архетип, апокалипсис, конец света, мифология, переживания, сознание, подсознание.
Dmitry M. Kolomyts, Olga G. Kolomyts DIALECTICS OF THE ARCHETYPE IN MYTHOLOGY The article is devoted to the consideration of dialectics of the archetype, that is the experience of fear and anxiety as a deep experience, which created the corresponding archetype and expressed in the mythology of the "end of the world". The article is divided into two semantic parts because it is necessary to consider the concept of 'archetype' and the concept of the 'end of the world'. The article provides a definition of an archetype as a deep experience that goes into the subconscious and is connected with the main human concerns.
One of the archetypes is the expectation for the end of the world. In turn, the expectation of an early end of the world in the mass consciousness is due to the prevalence of the religious worldview in it and to the fact that a person ceases to hope for a better future. Using the example of the end-of-the-world archetype, we sought to show that, based on the understanding of how deep-seated experience can be, we can successfully advance in the study of myth creation, the archetypes themselves, and also in studying the laws of interaction between consciousness and the subconscious.
Key words: dialectics, archetype, apocalypse, the end of the world, mythology, experiences, consciousness, the subconscious.
Статья посвящена рассмотрению диалектики переживания страха и тревожности как глубинного переживания, создавшего соответствующий архетип и выраженного в мифологии конца света.
Статья разбивается на две смысловых части потому, что нужно рассмотреть понятие 'архетип' и понятие 'конец света'. Длинное цитирование вызвано необходимостью показать разнообразие понимания понятия 'архетип'. Считается, что имеется 32 определения термина [4].
Некоторые из них ничего не проясняют, как то, что это «прообраз, первоначальный образ, идея», «врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества», «находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний», «бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества» и т.д. [5]
Какое-то понимание вносит следующее определение: архетипы «являют собой архаичные типы понимания мира, выкристаллизовавшиеся в итоге многократных повторений типичных переживаний, повторяющихся жизненных ситуаций, типов судьбы и т.п. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного. Примерами архетипа являются образы Родины - матери, Героя, побеждающего дракона, Сына, нашедшего своих родителей, Мудрости в образе старика и др.. Можно добавить архетипы из книг Юнга: маски, тени «Я» [4]. И они «бессознательно и априорно формируют активность воображения, вследствие чего воплощаются, как правило, в мифах, верованиях, снах, бредовых фантазиях, произведениях литературы,
искусства» [5]. «Архетипические образы, мотивы тождественны по характеру», «это, прежде всего, не сами по себе образы, а лишь их схемы. Иначе говоря, психологические предпосылки, возможность. Архетипы по Юнгу ограниченно владеют не содержательной, но исключительной формальной характеристикой» [4].
В любом случае архетип не может быть только формальной частью. Если это так, то надо искать содержательную часть архетипа. Как мы знаем, формы без содержания не существует (применение парной категории «формы-содержания»). Архетип остаётся образом, знаком, создающим символ. Символ можно считать формой архетипа. Диалектическая связь формы и содержания приводит нас к выводу, что архетип - это переживание (содержание), выраженное в форме (имеющее внешний вид) мифа, сказки, символа и т.д. Надо добавить, что точнее стоит говорить о глубинном переживании потому, что оно из-за своей значимости проникает в подсознание, вследствие чего постоянно воспроизводится в подходящих обстоятельствах, осознанно или неосознанно влияя на мышление и поведение.
Мы предлагаем следующее понимание этого понятия: архетип - это глубинное переживание, уходящие в подсознание и связанное с главными человеческими заботами - мыслями и переживаниями о будущем, о себе, о жизни, смерти, вечной жизни и т.д. Эти переживания не оставляют человека в течение всей жизни, не важно, при этом, ответил он себе на эти вопросы или нет. Поэтому они уходят в подсознание. Подсознание же рождает образы, в том числе такие, как сновидения - с непонятными символами. Также подсознание участвует в олицетворении глубинных переживаний в определённых образах, становящихся знаками, а потом и символами этих переживаний. Так появляется архетип. Страх порождает типичные переживания и вызывает к жизни схожие образы - тьма, смерть, безобразие, хищник, война; также и радость как переживание вызывает к жизни образы света, солнца, ребёнка, тепла, жизни.
Следуя данному подходу, мы подходим к рассмотрению мифологии конца света. Она широко распространена в культурах народов мира, весьма разнообразна и архаична. Например, Шива уничтожает миры, возрождаемые через промежутки времени, огонь и вода последовательно уничтожают миры в мифах южноамериканских индейцев. Сами представления об армагеддоне и апокалипсисе пришли в христианство под воздействием зороастризма, у скандинавов конец света означает «гибель богов» и т.д. Таким образом, постоянно возрождаемая мифология конца света ясно указывает на его архетипичность. Ожидание «конца света» сопровождает человечество на всём известном протяжении истории.
С появлением христианства в культуру вошло понятие 'апокалипсиса', что многими воспринимается как синоним 'конца света'. В данной статье эти понятия употребляются как синонимы, хотя в своём точном значении они весьма различны. Но они синонимичны в массовом сознании, о чём пойдёт речь на этих страницах.
По поводу конца света можно сказать, что наибольшее впечатление оставили события 2012 года. Дата 12.12.2012 была объявлена временем апокалипсиса в соответствии с календарём майя. И вера в связь южноамериканского артефакта и Откровения Иоанна Богослова стала массовой. Так что можно сказать, что феномен «конца света 2012 по календарю майя» отражает состояние значительной части умов в России и в мире. «По прогнозам календаря индейцев майя об Апокалипсисе в конце 2012 года верит каждый 10 житель планеты... больше всего календарю верят китайцы — 20% населения. поляки и россияне верят в конец света в 2012 году меньше всех» - «13% жителей России, а переживают в связи с этим 14%» (жителей России). Меньше всего по поводу конца света переживают в Канаде — всего 5% населения. В целом, каждый седьмой житель нашей планеты считает, что конец света наступит при его жизни, хотя и не может сказать наверняка, имеют ли к этому какое-то отношение майя» [2].
Представления о конце света имеют онтологическую и гносеологическую составляющую. Онтологически эти представления привязаны к мысли о конечности исторического бытия. Гносеологически они отсылают к принципу историзма, согласно которому любое явление начинается, развивается и заканчивается во времени.
Мы полагаем, что ожидание апокалипсиса, охватившее мир, стало следствием мирового кризиса как объективной составляющей, и информационной глобализации как субъективной. Ожидание конца света нарастает прямо пропорционально нарастанию неопределённости будущего в состоянии общества. Это не та неопределённость, что свойственна будущему как таковому, а неопределённость способности выживания.
Человек всегда думает о будущем. С ним связаны надежды и страхи. Человек хочет знать
будущее и боится знать будущее. Также человек понимает хрупкость бытия, и мир часто напоминает ему об этом. Но обращение к этим предметам размышлений не выливаются у большинства людей в фобии и психозы. Существует психологическое явление, называемое «катастрофическое мышление». Это люди с крайне завышенными уровнями тревожности, видящим опасности и ощущающими страх по поводу крайне большого количества явлений окружающего мира. Но это не означает, что они склонны к ожиданию конца света. С ожиданием конца света, как это случилось в 2012 году, связана другая картина. Это ожидание начинает захватывать всё большее количество людей, фобии становятся массовыми. Для такого поворота нужно, как описывается в исследовании явления катастрофизма в сознании, совместить «пессимистическую оценку будущего», и «тенденцию экстраполировать нынешние опасности и проблемы на будущее» [6].
На личном уровне человек перестаёт надеяться на лучшее будущее. В нём человек не различает для себя ничего хорошего. Ожидание конца света перестаёт восприниматься как катастрофа. Личный конец и конец мира уже неотличимы друг от друга.
В условиях экзистенциальной неопределённости будущего конец света воспринимается как следствие естественного хода событий. Более того, конец света воспринимается как некое начало, дающее как новую возможность, так и просто уравнивающую всех в своём крайнем выражении.
Несправедливость мироустройства (нищета, болезни, социальные страхи) без надежды на выздоровление служат главной питательной почвой для ожидания «апокалипсиса». Можно обратиться к советскому прошлому. В миропонимании советского человека не было места ни апокалипсису, ни концу света. Настроения общественного оптимизма было частью мировоззрения и поддерживалось государственной идеологией, и даже происходило, как считают некоторые авторы, «табуирование катастрофического сознания». Хотя далее эти же исследователи вводят сомнительное утверждение, что катастрофизм «сурово пресекался» [6].
Архетип конца света возникает не тогда, когда человек беспокоиться о будущем. Он возникает от усталости ожидания избавления от неблагополучия с видимой невозможностью дожить до благополучия. Для понимания восприятия апокалипсиса хорошо подходит поговорка «лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
Изумляла убеждённость СМИ в неизбежном конце света. Мнения расходились только относительно причин. Основными были космические воздействия и планетарные землетрясения, извержения вулканов, наводнения. Далее следовала мировая война и затем экологическая катастрофа. Объяснения этого явления лежат уже в области политики.
Конец света удачно вписался в глобалистскую стратегию. Под угрозой всеобщей экологической катастрофы продвигались настолько же дорогостоящие, насколько и бесполезные проекты борьбы с потеплением климата. Был подписан весьма двусмысленный Киотский протокол, ограничивающий промышленное развитие стран, и который не подписали США. Также страх перед апокалипсисом отодвигает на задний план социальные противоречия и выводит вперёд религиозную веру.
Из приведённой выше статистики мы видим, что меньше всего поверили в апокалипсис в Канаде (стране с высоким уровнем жизни и стабильной социальной системой), в России и Польше, что может быть связано или с определённой направленностью миропонимания, или же с привычностью пребывания в стеснённых общественных обстоятельствах. Ведь человеческая психика не может десятилетиями пребывать в состоянии крайнего стресса.
Показательно, что ожидание конца света связано с религиозной верой. Ведь понятие 'апокалипсис' пришло их христианства, а календарь майя - из верований одноимённого народа. Наибольшее распространение вера в апокалипсис приобрела в средневековой Европе, где религиозное сознание было основой миропонимания и мировоззрения вплоть до того, что была частью государственной политики и идеологии. В некоторые отрезки средневековой эпохи ожидание конца света почти не покидало массовое сознание [1, 3]. Страх перед апокалипсисом отступил, но осталась социальная память. То, что страхи рождаются суевериями и невежеством, стало одной из главных мыслей философии европейского Просвещения. Но оказалось, что, при всех успехах науки и научного мировоззрения, религиозно-мифологическое сознание не уступило своего места в миропонимании людей и в XXI веке. Диалектика развития архетипа конца света привела к тому, что, включая в себя вполне научные знания, этот архетип успешно проявил себя и в XXI веке. Диалектическое развитие мифологии апокалипсиса остаётся рели-
гиозным по существу и социальным по значению, но различаются по своим проявлениям и всё новым способам его использования в политике.
На примере архетипа конца света мы стремились показать, что, опираясь на его понимание как глубинного переживания, можно успешно продвигаться вперёд в изучении мифотворчества, самих архетипов, а также и в изучении законов взаимодействия сознания и подсознания.
Литература
1. Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света в 1497 году от Рождества Христова, или 7000 году от рождения мира. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 5330 с.
2. В конец света в 2012 году верит каждый 10 человек - [Электронный ресурс}, режим доступа: http://mirfactov.com/v-konets-sveta-v-2012-godu-verit-kazhdyiy-10-chelovek/ (Дата обращения 18.06.2018)
3. Косякова В. Апокалипсис Средневековья. Иероним Босх, Иван Грозный, Конец Света. - М.: ACT, 2018 - [Электронный ресурс}, режим доступа:
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=33859406&lfrom=267565308(Дата обращения 16.06.2018)
4. Мамзина Т. Архетипы - это... Основные архетипы по Юнгу. - [Электронный ресурс}, режим доступа: https://www.syl.ru/article/179742/new_arhetipyi---eto-osnovnyie-arhetipyi-po-yungu (Дата обращения 17.06.2018)
5. Национальная философская энциклопедия - [Электронный ресурс}, режим доступа: http://terme.ru/termin/arhetip.html 17.09.2018 (Дата обращения 17.06.2018)
6. Шляпентоха В.Э. Шубкина В.Н. Ядова В.А.Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века. - [Электронный ресурс}, режим доступа: http:/ / www.srinest.com/bo ok_857_chapter_35_Faktory,_opredeljajushhie_uroven_katastrofizma.html (Дата обращения 19.06.2018).
References
1. Borisov N.S. Povsednevnaya zhizn' srednevekovoj Rusi nakanune konca sveta v 1497 godu ot Rozh-destva Hristova, ili 7000 godu ot rozhdeniya mira. - M.: Molodaya gvardiya, 2004. - 5330 s.
2. V konec sveta v 2012 godu verit kazhdyj 10 chelovek - [Electronic resource}, access: http://mirfactov.com/v-konets-sveta-v-2012-godu-verit-kazhdyiy-10-chelovek/ (Date of access 18.06.2018)
3. Kosyakova V. Apokalipsis Srednevekov'ya. Ieronim Boskh, Ivan Groznyj, Konec Sveta. - M.: ACT, 2018 -[Electronic resource}, access: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=33859406&lfrom=267565308(Date of access 16.06.2018).
4. Mamzina T. Arhetipy - ehto... Osnovnye arhetipy po YUngu. - [EHlektronnyj resurs}, rezhim dos-tupa: https://www.syl.ru/article/179742/new_arhetipyi---eto-osnovnyie-arhetipyi-po-yungu (Data obrashche-niya 17.06.2018)
5. Nacional'naya filosofskaya ehnciklopediya - [EHlektronnyj resurs}, rezhim dostupa: http://terme.ru/termin/arhetip.html 17.09.2018 (Data obrashcheniya 17.06.2018)
6. Shlyapentoha V.EH. SHubkina V.N. YAdova V.A.Katastroficheskoe soznanie v sovremennom mire v kon-ce HKH veka. - [EHlektronnyj resurs}, rezhim dostupa:
http:/ / www.srinest.com/bo ok_857_chapter_35_Faktory,_opredeljajushhie_uroven_katastrofizma.html (Data obrashcheniya 19.06.2018).
УДК 088
И.В.Лизунова, Е.Н.Савенко
СОВРЕМЕННОЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ КНИГОИЗДАНИЕ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Рассматривается эволюция понятия «альтернативное книгоиздание». Характеризуются компоненты, отражающие современную сущность этого явления. Освещается практика альтернативного книгоиздания в регионах страны.
Ключевые слова: альтернативное книгоиздание, независимое книгоиздание, частные издательские инициативы, краудфандинг, авторская книга, самиздат.
Irina V. Lizunova, Elena N. Savenko MODERN ALTERNATIVE BOOK PUBLISHING: GENERAL CHARACTERISTICS AND DEVELOPMENT TRENDS.The evolution of the concept of «alternative book publishing» is considered. Characterized by components that reflect the modern essence of this definition The practice of alternative book publishing in the regions of the country is covered.
Keywords: alternative book publishing, independent book publishing, private publishing initiatives, crowdfunding, author's book, samizdat.