Научная статья на тему 'Диалектическое взаимодействие стандартов медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций'

Диалектическое взаимодействие стандартов медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
260
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Старченко А. А.

Заместитель министра здравоохранения РФ Наталья Хорова сообщила следующее: «Минздрав России неоднократно озвучивал, что стандарты медицинской помощи это только малая часть всей стандартизации, необходимой для эффективно работающей системы здравоохранения. Что касается обязательности их исполнения, то ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Нетрудно заметить, что в соответствии с данной нормой обязательными для исполнения на территории Российской Федерации являются только порядки, а не стандарты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Старченко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектическое взаимодействие стандартов медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций»



Заместитель министра здравоохранения РФ Наталья Хорова сообщила следующее: «Минздрав России неоднократно озвучивал, что стандарты медицинской помощи — это только малая часть всей стандартизации, необходимой для эффективно работающей системы здравоохранения. Что касается обязательности их исполнения, то ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Нетрудно заметить, что в соответствии с данной нормой обязательными для исполнения на территории Российской Федерации являются только порядки, а не стандарты».

A.A. Старченко,

НП «Национальная медицинская палата», член Общественного совета Минздрава России

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОРЯДКОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И КЛИНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Краеугольным камнем системы формирования обязательств власти перед налогоплательщиками в сфере здравоохранения, контроля их исполнения и контроля качества оказываемой медицинской помощи является диалектическое взаимодействие трех важнейших ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ составляющих:

— стандарт медицинской помощи по нозологии;

— порядок оказания медицинской помощи по нозологии;

— клинические рекомендации (протоколы лечения) по нозологии.

Критерий профессионализма — главный — заключается в том, что

только профессионал (профессиональная ассоциация) определяет ВСЕ необходимое ему для организации и оказания медицинской помощи надлежащего качества.

Федеральная власть с целью обеспечения надлежащего качества медицинской помощи налогоплательщикам обязана исполнить требования профессионала через нормативные правовые акты, обязательные к исполнению как самой федеральной властью, так и властью субъектов РФ, а также властью руководителей медицинских организаций.

Орган федеральной исполнительной власти в сфере здравоохранения при рассмотрении и утверждении нормативных актов (перечни, стандарты и порядки) вправе формулировать специальные спорные вопросы

1енеджер №12

здравоохранения 2014

профессиональной ассоциации, которые могут разрешаться согласительной конференцией по медицинской специальности.

Диалектика взаимодействия этих трех составляющих визуально выстраивается в равносторонний треугольник норм контроля, в основании которого лежат взаимодействующие между собой порядок оказания медицинской помощи и клинические рекомендации (протоколы лечения), а вершина этого треугольника — стандарт медицинской помощи.

1. Положенные в основу треугольника норм контроля клинические рекомендации (протоколы лечения) в соответствие с требованиями Закона РФ № Э2Э-ФЗ утверждаются профессиональной медицинской ассоциацией и должны определять:

— конкретные мероприятия диагностики и дифференциальной диагностики нозологий, состояний, осложнений;

— конкретные меры (методы, принципы, технологии) лечения (хирургические, терапевтические, фармакотерапевтические и т.д.);

— технологию прогнозирования и планирования результата лечения;

— меры профилактики, превентивной диагностики и лечения осложнений.

2. Положенный в основу треугольника норм контроля порядок оказания медицинской помощи определяет этапы оказания медицинской помощи и конкретное отнесение каждой нозологии к таковому этапу:

— перечень нозологий и состояний, разрешенных к курации на данном этапе;

— кадрово-штатный ресурс, позволяющий реализовать требования клинических рекомендаций на данном этапе;

— технологическое оснащение этапа, позволяющее реализовать требования клинических рекомендаций на данном этапе.

Взаимодействие этих двух составляющих основания треугольника норм контроля — это взаимодействие общего, то есть порядка оказания медицинской помощи при группе заболеваний (состояний) или специальности,

и частного — конкретных клинических рекомендаций по конкретной нозологии.

Взаимодействие этих двух составляющих основания треугольника норм контроля и приводит к тому, что на каждом этапе оказания медицинской помощи (станция скорой помощи, ЦРБ, областная больница, федеральное учреждение здравоохранения) формируется конкретный технологический план оказания медицинской помощи при конкретной нозологии.

3. Вершиной треугольника норм контроля является стандарт медицинской помощи, который вбирает в себя все приведенные в основаниях треугольника составляющие:

— перечень медицинских консультационных услуг для оказания медицинской помощи при конкретной нозологии (состоянии) — консультации специалистов, формируемый из клинических рекомендаций (протокола лечения) с учетом требований порядка оказания медицинской помощи (штаты, квалификация);

— перечень медицинских услуг для оказания медицинской помощи при конкретной нозологии (состоянии) — медицинские вмешательства и т.д., формируемый из клинических рекомендаций (протокола лечения) с учетом требований оснащения, утвержденных порядком оказания медицинской помощи;

— перечень фармакологических препаратов, формируемый из клинических рекомендаций (протокола лечения);

— перечень медицинских изделий, формируемый из клинических рекомендаций (протокола лечения) с учетом требований оснащения, утвержденных порядком оказания медицинской помощи.

Почему стандарт является вершиной треугольника норм контроля?

Во-первых, потому, что стандарт — это нормативный документ, посвященный конкретной нозологии, составленный из требований клинического протокола диагностики и лечения конкретной нозологии, но с учетом этапов оказания медицинской помощи, оснащения и квалификационных требований

к специалистам, предъявляемых порядком оказания медицинской помощи.

Во-вторых, потому, что стандарт через инструмент обязательности его исполнения «заставит» под угрозой наказания медицинского чиновника — руководителя органа управления здравоохранением и главного врача:

— финансировать медицинскую организацию;

— закупать необходимое оснащение и медицинские изделия;

— закупать лекарственные препараты;

— принимать на работу медицинских специалистов (в том числе по совместительству и др.), консультативные услуги которых предусмотрены стандартом.

Отказ от выполнения требований стандарта должен сурово наказываться экспертами страховых компаний, ТФОМС, Росздрав-надзора.

Таким образом, стандарт медицинской помощи — это мера защиты:

— во-первых, прав и законных интересов пациента с конкретной нозологией или устанавливаемым диагнозом, который должен получить на конкретном этапе оказания медицинской помощи все в полном объеме (меры диагностики и лечения, лекарства и т.д.), что задумано клиническими рекомендациями и утверждено Минздравом России в порядках оказания медицинской помощи;

— во-вторых, прав врача (в том числе быть защищенным от уголовного преследования), который должен иметь в своем распоряжении все материальные и кадровые ресурсы (консультации) для оказания медицинской помощи больному с конкретной нозологией, предусмотренные клиническими рекомендациями и утвержденные Минздравом России в порядках оказания медицинской помощи;

— в-третьих, прав врача-эксперта СМО, ТФОМС, Росздравнадзора, комиссии судебно-медицинской экспертизы и др., которые обязаны обосновывать экспертные выводы ссылками на стандарты как нормативные

акты, что обеспечивает единые экспертные подходы независимо от субъекта РФ, объективность, сравнимость, единство и независимость экспертной практики.

Судебная практика рассмотрения исков пациентов и уголовных дел в отношении врачей показывает, что руководители медицинских организаций, как правило, переносят все бремя ответственности с должностных лиц (в том числе с себя) на лечащего врача, обвиняют его в отсутствии информирования должностных лиц об отсутствии медицинских изделий и лекарств для оказания медицинской помощи. В этих случаях стандарт медицинской помощи и институт обязательности его исполнения — вот тот единственный инструмент, который должен перенести ответственность с лечащего врача на должностное лицо, не обеспечившее лечащего врача требуемыми стандартом ресурсами. Стандарт — нормативный документ, обязывающий должностное лицо превентивно формировать материальные и кадровые ресурсы для своевременного использования их лечащим врачом, в том числе экстренного и неотложного в полном объеме.

Такой подход предоставляет возможность ответственным руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации утвердить локальные нормативные акты субъекта РФ об особенностях оказания медицинской помощи в конкретном субъекте РФ с обязательным включением в данный нормативный акт:

— перечня нозологических форм в соответствии с ч. 16-19 ст. 2 Закона РФ № Э2Э-ФЗ (заболевание, состояние, основное заболевание, сопутствующее заболевание), курация (диагностика, лечение, профилактика, реабилитация) которых разрешена на уровне конкретной отдельной медицинской организации субъекта РФ в соответствии с требованиями, обеспечивающими доступность, своевременность и качество оказания медицинской помощи пациенту;

1енеджер

здравоохранения

№12

3014 -

— правил направления, перевода и медицинской эвакуации больных конкретными нозологическими формами (состояниями, заболеваниями) с целью консультации, диагностики, лечения, профилактики и реабилитации из конкретной медицинской организации одного этапа оказания медицинской помощи на другой, вышестоящий этап с соблюдением требований своевременности оказания медицинской помощи и учетом соразмерности временного, пространственного и транспортного факторов для ее оказания.

В этом случае наличие в нормативных актах руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ указанных конкретных правил и обязательств каждого этапа оказания медицинской помощи обеспечит требуемую обществом своевременность, доступность и качество оказания медицинской помощи, создаст возможность полнообъемного исполнения требований Закона РФ № 323-ф3, обеспечит надлежащую защиту прав и интересов пациента и врача.

Здравоохранение-2014

ЗНАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕМ О СООТВЕТСТВИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТАНДАРТУ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПОМОЖЕТ ЕМУ ВЫБРАТЬ КОМПАНИЮ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УСЛУГИ

В медицинской отрасли могут появиться добровольные национальные стандарты (ГОСТ) на деловую репутацию компаний. Об этом рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Александр Зажигалкин, отметив, что подобные стандарты возможно будут введены и в сферах ЖХК, транспорта, пожарной безопасности, в общественном питании и розничной торговле.

По словам Зажигалкина, знание потребителем о соответствии организации стандарту деловой репутации поможет ему выбрать компанию для получения услуги. Например, пациенту будет проще сориентироваться на рынке медицинских услуг и сделать правильный выбор медучреждения. Фактически репутационные ГОСТы нужны в тех сегментах рынка, где существует высоконкурентная среда, считает Зажигалкин.

Первый подобный стандарт уже заработал в середине 2014 года — ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». В июле 2014 года Росстандарт определил «Институт деловой репутации» как орган по сертификации системы «Оценка опыта и деловой репутации». Соответствие стандарту определяется по таким факторам, как история, средства, кадры, имидж, достоверность данных компании. Используются также дополнительные критерии: количество лет на рынке, ритмичность выполнения работ, финансовая автономия, незавершенное строительство.

Источник: ТАСС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.