Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «БИОСФЕРА»'

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «БИОСФЕРА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСФЕРА / ДИАЛЕКТИКА / ПРОТИВОРЕЧИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВЕЩЕСТВО / ЭНЕРГИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляруш А.А.

В статье рассматривается проблема выведения понятий как дидактический инструмент формирования продуктивного знания в образовательном процессе. В качестве объекта выведения понятия представлена биосфера, в качестве метода - диалектический, разворачиваемый в междисциплинарных связях через выявление и разрешение противоречий. Представленный материал претендует на определённую степень теоретико-методологической аргументации в защиту необходимости реформирования компетенностной идеи образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTIC APPROACH TO FORMATION OF THE CONCEPT OF «BIOSPHERE»

The article deals with the problem of derivation of concepts as a didactic tool for the formation of productive knowledge in the educational process. The author presents the biosphere as an object of deducing the concept, and as a method - dialectical, deployed in interdisciplinary connections through the identification and resolution of contradictions. The presented material claims to a certain degree of theoretical and methodological argumentation in defense of the need to reform the competence-based idea of education.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «БИОСФЕРА»»

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «БИОСФЕРА» А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-176-178

Аннотация. В статье рассматривается проблема выведения понятий как дидактический инструмент формирования продуктивного знания в образовательном процессе. В качестве объекта выведения понятия представлена биосфера, в качестве метода - диалектический, разворачиваемый в междисциплинарных связях через выявление и разрешение противоречий. Представленный материал претендует на определённую степень теоретико-методологической аргументации в защиту необходимости реформирования компетенностной идеи образования.

Ключевые слова: биосфера, диалектика, противоречие, моделирование, вещество, энергия, информация, компетентностный подход.

Сегодня глобальные экологические проблемы и связанные с ними вызовы экономического развития выводят теоретическое мышление в биологии на качественно новый уровень. Методология редукционизма, которая базировалась на изучении отдельных структур и функций живой природы, уступила своё лидерство целостному осмыслению биосферы, открывая пространство для новых в образовательном процессе задач. Главной такой задачей должно стать формирование диалектического метода познания, поскольку современный образовательный процесс призван реагировать на грозные экономические вызовы формированием человеческого (интеллектуального) капитала, заключающегося в острой необходимости смещения основного акцента репродуктивного характера мышления на формирование творческой мыслительной активности.

Компетентностный подход в образовании, в силу необоснованно выбранных теоретико-методологических ориентиров, не избавил образовательный процесс от хаотизации и схематичности, не придал им целостного основания, и набор "информационных блоков" остаётся господствующей концепцией. Эти информационные блоки не обнаруживают между собой глубинной внутренней связи, трудно установить интегративные принципы разделов, в частности, биологии, что обусловливает

фрагментарный характер знаний выпускников [1].

Поскольку холистская (целостная) методология лежит в русле диалектического способа познания, то и формирование понятия биосферы возможно только в этом направлении. Диалектика - наука о всеобщей связи, поэтому только диалектическое мышление способно осознать многообразие жизненных форм как неразрывное единство, связанное общими закономерностями. Философское мышление выводит исследователя за рамки изучаемого феномена, связывая этот феномен с внешними условиями (в этом проявляется системное мышление), поэтому, следуя

В.И. Вернадскому, с самого начала необходимо сформировать представление о биосфере как космическом феномене [2].

Земля - закрытая система: обмен энергией с внешней средой осуществляется, а обмен веществами - нет. Единственный способ придать ограниченному количеству вещества свойство бесконечного - это циклическое движение - круговорот. Чтобы создать эффективный конвейер передачи вещества, необходимо, чтобы каждый элемент конвейера был открытой системой, жизненно зависящей от другого элемента. Открытый характер живой системы разрешит проблему миграции атомов, но поставит в энергетическую зависимость её отдельные элементы друг от друга. Таким образом, на первый план выступает энер-

гетический аспект рассмотрения живых систем. Н.В. Тимофеев-Ресовский: «Биосфера - особый природный центр, организующий планетарные и космические процессы. Отсюда следует задача изучения баланса энергии и вещества в биосфере» [3].

Самодвижение любого предмета исследования (механического, биологического, политического, социального и пр.) вытекает с необходимостью из его противоречивости. Диалектическая логика Гегеля основана на всеобщем принципе противоречия. Противоречие есть всеобщий источник всякого самодвижения (развития) как выражение сущности природы, общества и мышления. Диалектический метод познания рассматривает движение вещей посредством движения понятий. Диалектическая логика, центральной идеей которой выступает единство противоположностей, обосновывает всеобщий принцип противоречия как движущей силы всякого развития.

Разворачивание представленной выше абстракции в относительно конкретную схему глобального круговорота веществ и энергии реализуется посредством дидактического приёма моделирования через призму выявления и разрешение противоречий. Любой вид движения сопровождается затратами энергии. Земля располагает уникальным источником энергии - Солнце. Растения аккумулируют солнечную энергию в форме органического вещества в процессе фотосинтеза. Таким образом, растения выступают в роли продуцентов в круговороте веществ биосферы. Однако, в любом положительном аспекте имманентно заключен и отрицательный. Отрицательная сторона фотосинтеза: растения аккумулируют солнечную энергию избыточно. Доказательством этого утверждения служит факт, что газовый баланс растений нарушен преобладанием кислорода над диоксидом углерода. По Второму началу термодинамики, система стремится к минимуму энергии и к максимуму энтропии - беспорядку. Разрешением противоречия, созданного продуцентами, выступают кон-сументы - потребители органического вещества растений. Функциональная звено

консументов представлено в основном животными: они потребляют питательные вещества растений, на каком бы уровне они ни стояли. Энергия, заключённая в питательных веществах, расходуется на поддержание гомеостаза, однако, она ещё сохраняется в виде белков экскрементов и трупов животных. Следовательно, противоречие не разрешено: уровень энергии в системе «биосфера» снизился, но не достиг нулевого значения. Разрешает новое противоречие жизнедеятельность редуцентов - грибов и бактерий. Именно эти вездесущие организмы, усваивая органические вещества продуктов жизнедеятельности животных и их трупов и переводя их в минеральные, редуцируют энергию биосферы до нулевых значений. Минеральные вещества в форме различных солей, всасываясь корнями растений, снова вступают в процесс фотосинтеза. Таким образом, круг замкнулся.

Мысленная конструкция круговорота веществ в биосфере, представляющего её сущность, служит яркой иллюстрацией (по обратной связи) и основой моделирования (по прямой связи) богатой смыслом фразы Гегеля: " ... результат содержит своё начало, и движение от этого начала обогатило его новой определённостью. Всеобщее составляет основу. Всеобщее сохраняется в своём обособлении; на каждой ступени дальнейшего определения всеобщее не только ничего не теряет от своего диалектического движения вперёд, не только ничего не оставляет позади себя. Но несёт с собой всё приобретённое и обогащается и сгущается внутри себя" [4].

Поскольку сущность жизни представляет собой неразрывное единство принципов минимума энергии и максимума информации, то не только энергетическая составляющая биосферы, но и в той же степени должна подвергнуться диалектическому осмыслению и информационная составляющая. Генетический код составляет основу (всеобщее), т. е. начало жизни. Но универсальность (единство) генетического кода входит в противоречие с потребностью многообразия элементов и уровней структурной организации системы, поскольку многообразие обеспечивает отно-

сительную стабильность энергетических потоков (концепция биоразнобразия). Это фундаментальное противоречие универсальности генетического кода разрешается посредством особого механизма реализации наследственной информации в ходе онтогенеза, что обеспечивает специфичность белка, что, в свою очередь, воплощается в многообразии живых форм на всех уровнях их организации.

Таким образом, именно с формирования представлений о биосфере следует начать изучение общебиологических закономерностей и завершить овладение курса биологии формированием системы знаний о единой и не делимой на части «плёнке жизни на Земле», что согласуется с гегеле-вой схемой процесса познания: конкретное первого порядка - абстрактное - конкретное второго порядка.

Библиографический список

1. Шачин С.В. К конструктивной критике идеологии компетентностной модели образования и к программе её реформирования // Идеи и идеалы. - 2019. - Т. 11. №2-1. - С. 95110.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис - Пресс, 2013. - 576 с.

3. Лекция В.Н. Тимофеева-Ресовского, прочитанная в Центральном Доме литераторов на семинаре Д.С. Данина 25 февраля 1971 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ipae.uran.ru/sites/default/files/publications/ipae/1190_2013_T-Resovskij.pdf

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М., 1999. - 1072 с.

DIALECTIC APPROACH TO FORMATION OF THE CONCEPT OF «BIOSPHERE»

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences

Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University

(Russia, Achinsk)

Abstract. The article deals with the problem of derivation of concepts as a didactic tool for the formation of productive knowledge in the educational process. The author presents the biosphere as an object of deducing the concept, and as a method - dialectical, deployed in interdisciplinary connections through the identification and resolution of contradictions. The presented material claims to a certain degree of theoretical and methodological argumentation in defense of the need to reform the competence-based idea of education.

Keywords: biosphere, dialectics, contradiction, modeling, matter, energy, information, competence approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.