Научная статья на тему 'ДИАХРОНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЭТИКИ В КИТАЕ'

ДИАХРОНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЭТИКИ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ЭТИКА / ПУТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / ДИАХРОНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чу Дефен

Гражданская этика, как особая идеология, в конечном счете определяется экономическим фундаментом и всегда является продуктом конкретных, реалистичных и специфических производственных отношений и социальных отношений. Среди различных социальных форм основное содержание гражданской этики и путь ее построения сильно различаются. Для исследования гражданской этики имеет необходимость и практическое значение проведение диахронических исследований гражданской этики и изучение основного содержания гражданской этики и пути ее построения в различных социальных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DIACHRONIC STUDY OF THE CONSTRUCTION OF CIVIC ETHICS IN CHINA

Civic ethics, as a special ideology, is ultimately determined by the economic foundation and is always the product of concrete, realistic and specific industrial relations and social relations. Among the various social forms, the main content of civic ethics and the way of its construction vary greatly. Conduct a diachronic study of civic ethics, explore the main content of civic ethics and the ways of its construction in various social forms and make up the inevitable logic, academic orientation and basic theoretical field of research in the field of building civic ethics.

Текст научной работы на тему «ДИАХРОНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЭТИКИ В КИТАЕ»

Социология культуры Sociology of Culture

Этика Ethics

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-96-105

A Diachronic Study of the Construction of Civic Ethics in China

Chu Defeng ©

Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, China

E-mail: chdfeng1208@163.com

Abstract. Civic ethics, as a special ideology, is ultimately determined by the economic foundation and is always the product of concrete, realistic and specific industrial relations and social relations. Among the various social forms, the main content of civic ethics and the way of its construction vary greatly. Conduct a diachronic study of civic ethics, explore the main content of civic ethics and the ways of its construction in various social forms and make up the inevitable logic, academic orientation and basic theoretical field of research in the field of building civic ethics.

Key words: civic ethics, the way of construction, diachronic research

Acknowledgments. This article was written with the support of the National Humanities and Social Sciences Grant "Research on Promoting the Formation of Innovative Institutional mechanisms for Civic Ethics in the New Era" (20BKS111); it was written with the support of the Shanghai Humanities and Social Sciences Grant "Research on Social ethics Management from the perspective of combining the rule of Law and the Rule of Law" (2019BKS002).

5.4.6 5.7.4.

FOR CITATION: Chu Defeng. A Diachronic Study of the Construction of Civic Ethics in China. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. Pp. 96-105. DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-96-105

As a special ideology, civic ethics is ultimately determined by the economic foundation. In different economies and societies, civic morality manifests itself in different ways. The conduct of diachronic studies of civic ethics, the study of the basic content of civic ethics and the ways of its construction in various social forms constitute the inevitable logic, academic orientation and the basic theoretical field of modern research in the field of building civic ethics. Therefore, this article uses Marx Weber's "Ideal Type Method" to divide the process of historical changes in Chinese society into three periods of more typical significance, such as "traditional society", "planned society" and "market society" in accordance with the characteristics of the socio-economic mechanism.

1. THE CIVIC ETHICS OF THE SOCIETY OF THE TRADITIONAL ECONOMY AND THE WAY OF ITS CONSTRUCTION

The term "traditional society" mentioned in this article refers to all periods before the formation of the PRC in 1949, that is, to a traditional agricultural civilized society. The natural economy in a traditional society is based on agriculture, which is characterized by economic self-sufficiency, but relatively low productivity. This kind of self-

sufficient natural economy gave rise to a patriarchal system closely related to the system of kinship with family forms and gradually expanded into a national structure, forming such a social characteristic as "family is a small country, country is a big family", that is, "family and country are isomorphic". The social characteristic of the "isomorphism of family and country" in traditional society, on the one hand, determines that civic ethics should be subordinated to the concept of "loyalty and filial respect"; On the other hand, she also developed the concept of "three foundations and five unshakable rules" of traditional civic ethics.

1.1. "Isomorphism of family and country" and "Loyalty and filial respect"

In a traditional society "the foundation of the world is in the country, the foundation of the country is in the family, and the foundation of the family is in the person" [1]. The family is an important organizational unit of society and the basis of social harmony and stability. In short, family ethics are ordered, the country naturally chooses the right path, and the whole society enjoys peaceful work and tranquility. In a traditional society, "people are tied to the land and the commodity economy is underdeveloped, which gives rise to local peculiarities and local culture of traditional Chinese society" [2]. Traditional society - this

is a "society of acquaintances" where people always want to live in their hometown, especially when they become outdated [3]. In such a society, social life is relatively concentrated, and the circle of social communication is relatively narrow, limited to relatives and friends, ethnic groups, strawberries, fellow students and other acquaintances who have blood, geographical and academic ties [4]. A society of acquaintances formed by blood, geographical and academic ties, tracing their roots and origins, ultimately consists of a "family". The family, as the most basic unit that makes up the traditional economy and society, is not only an important unit of production and consumption, but also a unit of acquisition in social communication, as well as a unit of ethics and political management. In other words, the family assumes the most basic function of the social organization of the country.

In other words, in a traditional society, the family is the main and most important part of society (country) and its structural unit is homogeneous with the country in terms of internal organizational structure, that is, the "community of family and country". The family is the smallest country, and the country is a continuation and expansion of the family. Humanistic relationships such as "sovereigns, fathers, sons, brothers, married couples and friends" constitute a network of social relations in a traditional society. However, "When people communicate with each other, they all go through a certain process to get to know each other. This process begins in the family, and filial piety is the fundamental way" [5], which means "filial piety at home"; and then spreads throughout the country, it means "governing the country and pacifying the Celestial Empire, bringing the country to tranquility", that is, "loyalty in the country". Thus, in a traditional society, the social characteristics of the "family and country community' determine the content of "loyalty and filial piety" in civic ethics, emphasize that "family management" is the basis and prerequisite for "country management", and defend such value orientations as "it is not swept in the room how to restore order in the Celestial Empire" "before doing great, it is necessary to do small" [6].

1.2. "Ethics of blood" and 'Three foundations and five unshakable rules"

"Family people" based on blood in a traditional society are different from "atomic people" characterized by "sexually vicious behavior" in the West. "In this model, there is no question of 'who I am' in the classical sense of the West, but only the question of 'how we behave' " [7: 102]. From the Confucian point of view, the "family" is, in fact, the subject of the ethics of blood. Individuals follow the social lifestyle of the "ethics of blood". On the one hand, individuals play the appropriate family roles, and then act in accordance with the rules of family roles. Individuals are responsible only for the family, and they are positioned in accordance with such hierarchical role relationships as the relationship between "father and son, husband and wife, brothers" and interpret their own virtues in accordance with the principle of "hierarchical basis", such as "Father is the leader of children (the father's word is the law that children must observe)", "Husband is the leader of the wife", "older brother should be kind, and younger - respectful", etc. Family interests have

priority and primacy. From the family to the ethnic group and even society, how people should "behave" is regulated by a patriarchal system, such as the system of direct sons, the system of temples and the system of sects connected by blood ties.

In a traditional society, the socialization of individuals is essentially a continuation of the "model of family ethics". In society, an individual is either an official or works in other industries. Those who are officials play their roles according to their political rank, such as the emperor, prince, dignitary (top bureaucracy), service class, etc. Those who are engaged in other industries play their roles according to industry standards, for example, "officials are divided into nine classes, and people are divided into several categories". "Benevolence, righteousness, politeness, wisdom and faith", which people use to regulate interpersonal relationships, such as the relationship between "father and son, brothers, spouses, and friends", are also a continuation and concretization of "loyalty" and "filial piety", emphasizing that "the son inherits the father", "to observe subordination in relations between generations", "justice between the sovereign and his subjects", "faith among friends", etc. Thus, the characteristics of the "isomorphism of family and country" and the model of "blood ethics" in traditional society determine that civil ethics should be guided by "loyalty and filial piety" with concepts such as "absolute power of the sovereign over the subject, father over son, husband over wife" and "benevolence, righteousness, politeness, wisdom and faith" as the specific content of the norm of behavior.

1.3. The path of "improving personality, establishing relationships in the family, restoring order in the country and peace in the Middle Kingdom"

From the point of view of prioritizing interests, the "isomorphism of family and country" is essentially a structural expression of "collectivism", while the "ethics of blood" model is a concrete manifestation of traditional "collectivism". Proceeding from the premise that "group interests" have priority, civic ethics takes patriarchal collectivism based on the family as a basis, accepts the ethics of blood and its continuation "three foundations and five unshakable rules" as specific ethical norms and limited conditions, accepts the concept of "inner sanctity and outer royalty" (having comprehended the doctrine, you will become perfectly wise, and applying it in practice, you will become a perfect ruler) as personal values and highly values the path of ethical realization of "self-improvement, upbringing, harmonious family, governing the country and equalizing the world", emphasizing that a harmonious family can govern the country and equalize the world, and extrapolates the ethics of the family group to society, also emphasizing that Based on clan, family "benevolence" and "love" "benevolence, righteousness, politeness, wisdom and faith" have a positive impact on society.

The characteristics of "family and country isomorphism" in traditional society, the model of "blood ethics" and the way of ethical realization of "cultivating a harmonious family and governing the world" define the civic ethics of traditional society and generally represent traditional collectivist characteristics such as "the supremacy of family collective interests", "the supremacy of national

interests" and "the supremacy of group interests". The "three foundations and five unshakable rules" promoted by traditional society are the specific content of civic ethics, which determine the content and direction of the development of civic ethics.

2. THE CIVIC ETHICS OF A PLANNED SOCIETY AND THE WAY TO BUILD IT

The so-called "planned society" refers to the period from the formation of the PRC to the third plenary session of the Eleventh Central Committee. Since the economic characteristic of this period is a "planned economy", the author calls it a "planned society".

2.1. "Isomorphism of unit and country" and "Perversity of collective interests"

In a planned society, typical characteristics of the "isomorphism of a unit and a country" are demonstrated. A "unit" in a planned society refers to a "unit" that implements the functions of managing production, consumption, distribution, exchange and community as a tool for realizing the political ideals of a dictatorship. Formally, the "units" of a planned society are functionally similar to the "families" of a traditional society, but in practice their nature is different. From a traditional society to a planned society, the basis of social organization has also turned from a "family" into a "unit". Such a revolutionary change represents a transformation of the traditional economic and social model of "isomorphism of family and country" in accordance with the guidance of the Marxist theory of the class state - the model of political organization was transformed from "son (minister)-father (monarch)" in the "class structure-dictatorship". From the point of view of social management, such a transformation has led to the fact that the family has ceased to perform the functions of social management, but has turned into a pure "unit of reproduction and consumption", which has little effect on social survival, social production and social lifestyle.

The political function of a single organization in a planned society occupies a prominent position. A crisis of unity can not only lead to an economic crisis, but can also provoke a political crisis. Thus, the social characteristics of the "isomorphism of units and countries" in a planned society determine the principle of prioritization of individual and national interests. People should deeply understand this truth "big rivers rise, and small rivers are full, big rivers are waterless, and small rivers dry up" and actively integrate individual interests into collective interests. Therefore, civic ethics in a planned society takes the "supremacy of collective interests" as its main content.

2.2. "Class ethics"and "selfless devotion"

After the formation of the PRC, the cells of the social organization are no longer families as in traditional society, but have turned from "families" into "units". Each person has a "unit" to which he belongs, and he is managed on the basis of units. Even farmers are members of units, i.e. team members or commune members. Therefore, in a planned society, individuals exist in the form of "individual people". The "single people" in a planned society differ from the "family people" of a traditional society. "Single people" is not a "positioning of human nature" in consanguinity, but a "model of human nature"

formed after the transformation of the class organization of the family in traditional society. Such a "human model" preserves only the functions of population production of traditional social family organizations and unites various social organizations based on class interests, forming various social organizations unique to planned society, such as governments, parties, political parties, workers and groups, as well as enterprises and schools. This is defined in the organizational form of "unified management".

Consequently, in a planned society, individuals, regardless of which unit (organization) they are located, their existence is based on the division of labor by class. For example, in a planned society, it is emphasized that the jobs themselves have no distinction between high and low, and they all contribute to the "revolution" and so on. The role positioning of an individual depends on the division of labor by a unit, that is, an organization. The individual determines his position in accordance with the division of labor, takes control and realizes the value of life with dedication.

2.3. The way of building "equality, mutual assistance and dedication"

In a planned society, class interests are accepted as the main content and the "model of comradeship" of social ethical life is highly valued, characterized by "mutual care, mutual care". On the one hand, in a planned society, the "proximity model" of Chinese traditional society is replaced by the "camaraderie model", the value concept of "equality" is emphasized, it is believed that only the division of labor by positions differs, and there is no difference between high and low., and the traditional economic and social values of rank, respect and inferiority are transformed into the values of equality, division of labor and mutual assistance. On the other hand, traditional Chinese social "people-oriented" thought is used to understand the "democracy" of the moral personality and thus, the ideological basis of planned economic and social-democratic (people-oriented) governance is determined [7: 102-103].

Taken together, a planned society accepts communism as its goal, collectivism as the basis of ethics and morality, class interests as a criterion for evaluating personal values and emphasizes the social value orientation of "selfless devotion". As for the way of building civic morality, there are three key words. One is "equality", that is, there is no difference between high and low positions in the workplace; the other is "mutual assistance", that is, people are in a relationship of revolutionary camaraderie, with the same desire for the ideal, mutual assistance is its logical inevitability; the third is "devotion", that is, personal interests and collective interests have the same identity "class interests" have priority, and selfless devotion becomes conscious.

3. CIVIC ETHICS OF A SOCIETY WITH A MARKET ECONOMY AND THE WAY TO BUILD IT

The so-called market society refers to the period of Chinese society since the beginning ofthe policy ofreform and openness in terms of time span. "Reconstruction of enterprises and government" is the main characteristic of this society, and individuals exist in the model of a "social person".

3.1. "Restructuring of relations between enterprises

and the government"

and "Mutual benefit and mutual love"

The "restructuring of relations between enterprises and the government" is a typical feature of a society organized on the principle of a market economy. The so-called "restructuring of relations between enterprises and the government" refers to the fact that in a market society, enterprises have turned from direct political organizations (units in a planned society) into real and pure economic organizations. The relationship between enterprises and the country is no longer an isomorphic relationship between a "class organization-state dictatorship" in a planned society, but a reconstructed relationship between an "enterprise -market -government", that is, the relationship between the principal-agency of a "legal entity (enterprise) - market -state agency for asset management", market regulation and government regulation. Enterprises make various economic decisions within the framework of the principle "the market directs the enterprise, and the government regulates the market". The structure of integration "enterprises-governments (countries)" in a planned society, it was transformed into a dual institutional model of the economic structure "enterprise-market-government (country)", as well as the structure of interests "personality-collective-country".

In a market society, "an organic combination of a large number of reasonable factors and ideological innovative factors of a socialist market economy enhances the ethical significance, efficiency, time, efficiency, abilities and contribution at the initial level and can lead a dialogue with positive values and beliefs in the world system of economic ethics. At the intermediate level, this has strengthened the balance of interests of the country, the collective and the individual. In a conflict of interests between them, the individual is subordinate to the collective, and the collective is subordinate to the country. At a high level, the ethical values of various levels should be compatible with the ideals and beliefs of communism" [8]. Therefore, when coordinating efficiency and justice, civic ethics should support the value concept of "efficiency above all, taking into account justice", with the concept of "mutual benefit and mutual love" as its main content.

3.2. Balance between "market ethics"

and "rights, obligations, benefits and risks"

Market ethics highly values the "ability". This means that in a market society, the existence of individuals takes "ability" as the main indicator. Because, as an important organization in a market society, an enterprise is not only an economic entity, but also a subject of limited liability.1 More precisely, the unlimited responsibility of the government to the enterprise and the unlimited responsibility of the enterprise to the individual have become limited liability. The functions of social management of enterprises

1 In a market economy society, an enterprise or subdivision bears unlimited responsibility, that is, the government bears unlimited responsibility to the subdivision, and the subdivision or enterprise bears unlimited responsibility to an individual; in modern society, an enterprise is a subject of limited liability, that is, the government bears limited responsibility to the enterprise, and the enterprise bears limited responsibility to an individual.

were transferred to the Government, while some functions of the government were transferred to the community. At the enterprise, the relations between the participants are economic relations, relations of interests, contractual relations, regulatory relations, etc. Participants adhere to the principle of "balance of rights, obligations, benefits and risks" based on a "clear division of functions" [8]. In a market society, the structure of interests "personality-collective-country" coexists with the economic structure "enterprise-market-country". The existence of an individual is no longer tied to an "enterprise", but exists as a "social personality", that is, an individual is primarily a subject with economic interests and builds social relations through a network of economic interests. Economic relations, relations of interests, contractual relations and regulatory relations constitute the main content of ethical relations between people. Market ethics values "ability" highly, and people bear unlimited responsibility for their actions during their own lives. Therefore, civic ethics must comply with the principle of "balance of rights, duties, interests and risks".

3.3. The path to the realization

of "reasonablepersonal interests"

"Market ethics", "ability", "efficiency above all, taking into account justice" and "mutual benefit and mutual love" - all this emphasizes the social value orientation of "reasonable self-interest". There are basically two regimes in a market society - a socialist market economy and a capitalist market economy. In this article, only the socialist market economy is considered as an example for analysis. The socialist market economy, on the one hand, recognizes the mechanism of equivalent exchange, and relations between people are characterized by a clear division of functions, balanced economic relations between right, duty, benefit and risk, and, relations of interests, contractual relations, regulatory relations, etc. On the other hand, she emphasizes that the interests of people, collectives and countries are highly coordinated. In other words, the model of existence of "social people" in a socialist market economy is compatible with the characteristics of "economic people" and "moral people". Consequently, a socialist market economy should recognize the legitimacy of the motives and behavior of economic people for profit (instrumental rationality, scientific rationality, and even the rationality of capital), but cannot be rejected at all because of certain "uncharacteristic behavior" of certain people. It is also necessary to recognize its dual roles: both positive and negative. It is necessary to insist on taking targeted countermeasures against them and be guided by them from the point of view of value norms., standardize the economic behavior of economic people from the point of view of ethics and morality, increase morality in standardized economic exchanges, that is, educate "ethical economic people".

Generally speaking, there are two key words for a market society, namely "market activity" and "market rules". There is no doubt that market activity is driven by the motivation of personal interests, but market rules are not based on the motivation of personal interests [9]. Firstly, it is necessary to rely on a number of institutional mechanisms that ensure the market functioning of the commodity economy; Secondly,

it is necessary to rely on moral self-discipline and self-awareness of people as economic subjects in exchanges. The above first is the correct meaning of the question of the mechanism of a mature market economy, and the second differs between a capitalist market economy and a socialist market economy. The capitalist market economy is mainly based on the morality of the individual and obeys the priority logic of "individualism"; the socialist market economy obeys the principle of priority "the supremacy of the country", that is, demonstrates (socialist) market ethics "the basic value of socialism" and educates "ethical economic people". Consequently, the content of civic ethics in modern Chinese society, that is, in a market-oriented society, is neither "filial piety and benevolence", emphasized by the "hierarchical standard" in traditional society, nor "disinterested devotion", which prioritizes "collective interests" based on the "division of labor" in a planned society, but "economy plus morality", that is, "reasonable self-interest".

FINAL WORDS

From the above diachronic study of Chinese civic ethics, it can be seen that civic ethics, as the economic basis of the social economy, is a concentrated moral reflection of society and the economy. On the one hand, its value orientation, main content and way of construction will continue to change with the replacement of social forms, and it will always maintain a high degree of consistency and uniformity with the economic basis of the social form.; on the other hand, no matter how the social form changes, the excellent traditional moral culture of one's country and

nation can always be transmitted without rejection. This means that the construction of civic ethics in a country should not only keep up with the times, starting with the social form or economic basis of society, explore the theoretical logic of the construction of civic ethics and its practical path, but also adhere to the excellent traditional moral genes of their country and nation. Only in this way it is possible to find the way most suitable for building civic ethics in your country and nation in a dynamic balance of "change" and "immutability", to increase the relevance and effectiveness of building civic ethics and to increase the level of people's happiness and social harmony. This is the general meaning of this article.

REFERENCES

1. Menzius Li Lu Shan.

2. Shen Yongfu. The social basis of traditional Chinese integrity. Ethics and Civilization. 2017. No. 06. (In China)

3. Fei Xiaotong. Local China. Beijing: People's Publishing House, 2008. Pp. 5-7.

4. Ma Junfeng, Bai Chunyan. Historical changes in the model of social trust. Journal of Social Sciences. 2005. No. 02. (In China)

5. Qian Mu. Nationality and culture. Beijing: Kyushu Publishing House, 2011. Pp. 13-15.

6. Wang Liming. Isomorphism between countries is a management model. Beijing Daily. 06.03.2017. (In China)

7. Yang Junyi. Introduction to modern social philosophy -a materialistic view of history, transformation and development. Shanghai: Shanghai University Press, 2014.

8. Yang Junyi. Changes in the corporate system and transformation of the social structure. Academy. 2001. No. 01. (In China)

9. Mao Yushi. Moral perspectives of the Chinese people. Guangzhou: Jinan University Press, 2008. P. 252.

Chu Defeng

Диахроническое исследование гражданской этики в Китае

Чу Дефен ©

Шанхайский политико-юридический университет, г. Шанхай, Китай

E-mail: chdfeng1208@163.com

Аннотация. Гражданская этика, как особая идеология, в конечном счете определяется экономическим фундаментом и всегда является продуктом конкретных, реалистичных и специфических производственных отношений и социальных отношений. Среди различных социальных форм основное содержание гражданской этики и путь ее построения сильно различаются. Для исследования гражданской этики имеет необходимость и практическое значение проведение диахронических исследований гражданской этики и изучение основного содержания гражданской этики и пути ее построения в различных социальных формах.

Ключевые слова: гражданская этика, путь строительства, диахроническое исследование

Благодарности. Статья написана при поддержке государственного гранта для гуманитарных и социальных наук Китая "Исследование инновационных институциональных механизмов для содействия формированию гражданской этики в новую эпоху"(20ВКБ111); При поддержке гранта для гуманитарных и социальных наук Шанхая "Исследование управления социальной этикой в рамках комбинированной перспективы управления страной по закону и управления страной в силу" (2019BKS002).

Как особая идеология, гражданская этика в конечном счете определяется экономическим фундаментом. В разных экономиках и обществах гражданская мораль проявляется по-разному. Проведение диахронических исследований гражданской этики, исследование основного содержания гражданской этики и пути ее построения в различных социальных формах составляют неизбежную логику, академическую направленность и базовую теоретическую область современных исследований в области построения гражданской этики. Поэтому в данной статье используется «Метод идеального типа» Маркса Вебера, чтобы разделить процесс исторических изменений китайского общества на три периода более типичного значения, такие как традиционное, плановое и рыночное в соответствии с характеристиками социально-экономического механизма.

1. ГРАЖДАНСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТЬ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Термин «традиционное общество» относится ко всем периодам до образования КНР в 1949 г., то есть к традиционному земледельческому цивилизованному обществу. Естественная экономика в традиционном обществе основана на сельском хозяйстве, которое характеризуется экономической самодостаточностью, но относительно низкой производительностью. Этот вид самодостаточной естественной экономики породил патриархальную систему, тесно связанную с системой родства с формами семьи и постепенно расширился до национальной структуры, сформировав такую социальную характеристику как «семья - это малень-

кая страна, страна - это большая семья», то есть «семья и страна изоморфны». Социальная характеристика "изоморфизма семьи и страны" в традиционном обществе, с одной стороны, определяет, что гражданская этика должна быть подчинена концепции «верность и сыновнее почтение»; с другой стороны, она также развила концепцию «три устоя и пять незыблемых правил» традиционной гражданской этики.

1.1. «Изоморфизм семьи и страны» и «Верность и сыновнее почтение»

В традиционном обществе «основа мира заключается в стране, основа страны - в семье, а основа семьи - в человеке» [1]. Семья является важной организационной ячейкой общества и основой социальной гармонии и стабильности. Короче говоря, семейная этика упорядочена, страна естественным образом выбирает правильный путь, и все общество наслаждается мирным трудом и спокойствием. В традиционном обществе «люди привязаны к земле и товарное хозяйство слаборазвито, что порождает местные особенности и местную культуру традиционного китайского общества» [2]. Традиционное общество - это «общество знакомых», где люди всегда хотят жить в родном городе особенно тогда, когда они становятся устаревшими [3]. В таком обществе социальная жизнь относительно концентрирована, а круг социального общения относительно узок, ограничен родственниками и друзьями, этническими группами, земляками, товарищами по учебе и другими знакомыми, имеющими кровные, географические и академические связи [4]. Общество знакомых, сформированное кровными, географическими и академическими связями, прослеживающее

их корни и происхождение, в конечном счете заключается в семье. Семья как самая основная единица, составляющая традиционную экономику и общество, является не только важной единицей производства и потребления, но и единицей приобретения в социальном общении, а также единицей этики и политического управления. Другими словами, семья берет на себя самую основную функцию социальной организации страны.

Другими словами, в традиционном обществе семья является основной и наиболее важной частью общества (страны) и ее структурная единица однородна со страной с точки зрения внутренней организационной структуры, то есть сообщество семьи и страны. Семья - самая маленькая страна, а страна является продолжением и расширением семьи. Гуманистические отношения, такие как правители, отцы, сыновья, братья, супружеские пары и друзья, составляют сеть социальных отношений в традиционном обществе. Однако «когда люди общаются друг с другом, все они проходят через определенный процесс для знакомства. Этот процесс начинается в семье, и сыновнее благочестие является основополагающим способом» [5], что означает «сыновнее благочестие дома»; а затем распространяется по стране, это означает «управление страной и умиротворение Поднебесной, приведение страны к спокойствию», то есть лояльность в стране. Таким образом, в традиционном обществе социальные характеристики сообщества семьи и страны определяют содержание лояльности и сыновнего благочестия в гражданской этике, подчеркивают, что управление семьей является основой и предпосылкой управления страной, и отстаивают такие ценностные ориентации, как «если в комнате не подметено, как навести порядок в Поднебесной» «прежде чем делать великое, надо сделать малое» [6].

1.2. «Этика крови»

и «три устоя и пять незыблемых правил»

Семейные люди, основанные на крови в традиционном обществе, отличаются от автономных людей, характеризующихся «сексуальным порочным поведением» на Западе. «В этой модели нет вопроса о том, "кто я" как в классическом смысле Запада, а только есть вопрос о том, "как мы себя ведем"» [7: 102]. С конфуцианской точки зрения семья, по сути, является субъектом этики крови. Индивиды следуют социальному образу жизни этики крови. С одной стороны, индивиды играют соответствующие семейные роли, а затем действуют в соответствии с правилами семейных ролей. Индивиды несут ответственность только за семью, и они позиционируются в соответствии с такими иерархическими ролевыми отношениями, как отношения между отцом и сыном, мужем и женой, братьями и интерпретируют свои собственные добродетели в соответствии с принципами иерархической основы, такими как «отец - руководитель детей (отцовское слово является законом, который детям надо соблюдать)», «муж - руководитель жены», «старший брат должен быть добрым, а младший - почтительным» и т.д. Семейные интересы имеют приоритет и первенство. От семьи до этнической группы и даже общества то, как люди должны вести себя, регулируется патриархальной системой, такой как система прямых сыновей, система храмов и система сект, связанные кровными узами.

В традиционном обществе по своей сути социализация индивидов является продолжением модели семейной этики. В обществе индивид либо является чиновником, либо работает в других отраслях. Те, кто являются чиновниками, играют свои роли в соответствии со своим политическим рангом, такими как император, князь, сановник (высшее чиновничество), служилое сословие и т.д. Те, кто занят в других отраслях промышленности, играют свои роли в соответствии с отраслевыми стандартами, например «чиновники делятся на девять классов, а люди делятся на несколько категорий». «Доброжелательность, праведность, вежливость, мудрость и вера», которые люди используют для регулирования межличностных отношений, таких как отношения между отцом и сыном, братьями, супругами и друзьями, также являются продолжением и конкретизацией верности и сыновнего благочестия, подчеркивая, что «сын наследует отцу», «соблюдать субординацию в отношениях между поколениями», «справедливость между государем и его подданными», «вера среди друзей» и т.д. Таким образом, характеристики изоморфизма семьи и страны и модели этики крови в традиционном обществе определяют, что гражданская этика должна руководствоваться «верностью и сыновним благочестием» с такими концепциями, как «абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой» и «доброжелательность, праведность, вежливость, мудрость и вера» в качестве конкретного содержания нормы поведения.

1.3. Путь «совершенствования личности, налаживания отношений в семье, наведения порядка в стране и мира в Поднебесной»

С точки зрения приоритизации интересов изоморфизм семьи и страны по своей сути является структурным выражением коллективизма, в то время как модель этики крови является конкретным проявлением традиционного коллективизма. Исходя из предпосылки, что групповые интересы имеют приоритет, гражданская этика берет за основу патриархальный коллективизм, основанный на семье, принимает этику крови и ее продолжение «три устоя и пять незыблемых правил» в качестве конкретных этических норм и ограниченных условий, принимает концепцию «внутреннее святомудрие и внешняя царственность» (постигнув учение, станешь совершенномудрым, а применив его на практике, станешь совершенным правителем) в качестве личных ценностей и высоко ценит путь этической реализации «самосовершенствования, воспитания, гармоничной семьи, управления страной и выравнивания мира», подчеркивая, что гармоничная семья может управлять страной и выравнивать мир, и экстраполирует этику семейной группы на общество, также подчеркивая, что исходя из клановой, семейной «благожелательности и любви», «доброжелательность, праведность, вежливость, мудрость и вера» оказывают позитивное влияние на общество.

Характеристики изоморфизма семьи и страны в традиционном обществе, модель этики крови и путь этической реализации культивирования гармоничной семьи и управления миром определяют гражданскую этику традиционного общества и в целом представляют традиционные коллективистские характеристики, какие как верховенство семейных коллективных ин-

тересов, верховенство национальных интересов и верховенство групповых интересов. «Три устоя и пять незыблемых правил», пропагандируемых традиционным обществом, являются специфическим содержанием гражданской этики, которые определяют содержание и направление развития гражданской этики.

2. ГРАЖДАНСКАЯ ЭТИКА ПЛАНОВОГО ОБЩЕСТВА И ПУТЬ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Так называемая «плановое общество» относится к периоду от образования КНР до третьего пленарного заседания Одиннадцатого Центрального комитета. Поскольку экономической характеристикой этого периода является плановая экономика, автор называет его «плановое общество».

2.1. Изоморфизм единицы и страны

и верховенство коллективных интересов

В плановом обществе демонстрируются типичные характеристики изоморфизма единицы и страны. «Единица» в плановом обществе реализует функции управления производством, потреблением, распределением, обменом и сообществом в качестве инструмента для реализации политических идеалов диктатуры. Формально единицы планового общества функционально аналогичны семьям традиционного общества, однако на практике их природа иная. От традиционного общества до планового общества основа социальной организации также превратилась из семьи в единицу. Такое революционное изменение представляет собой трансформацию традиционной экономической и социальной модели изоморфизма семьи и страны в соответствии с руководством марксистской теории классового государства - модель политической организации была преобразована из «сын (министр) - отец (монарх)» в «классовую конструкцию - диктатуру». С точки зрения социального управления, такая трансформация привела к тому, что семья перестала выполнять функции социального управления, а превратилась в чистую единицу воспроизводства и потребления, которая мало влияет на социальное выживание, социальное производство и социальный образ жизни.

Политическая функция единичной организации в плановом обществе занимает видное положение. Кризис единицы может не только привести к возникновению экономического кризиса, но также может спровоцировать политический кризис. Таким образом, социальные характеристики изоморфизма единиц и страны в плановом обществе определяют принцип приоритизации единичных и национальных интересов. Люди должны глубоко понимать такую истину «большие реки поднимаются, а малые реки полны, большие реки безводны, а малые реки пересыхают» и активно интегрировать индивидуальные интересы в коллективные. Поэтому гражданская этика в плановом обществе берет верховенство над коллективными интересами в качестве основного содержания.

2.2. «Классовая этика»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и «самоотверженная преданность»

После образования КНР ячейки социальной организации больше не являются семьями как в традиционном обществе, а превратились из семей в единицы.

У каждого человека есть единица, к которой он принадлежит, и им управляют на основе единиц. Даже фермеры являются членами единиц, то есть членами команды или членами коммуны. Поэтому в плановом обществе индивиды существуют в форме «единичных людей». «Единичные люди» в плановом обществе отличаются от «семейных людей» традиционного общества. «Единичные люди» - это не «позиционирование человеческой природы» в кровном родстве, а модель человеческой природы, сформированная после трансформации классовой организации семьи в традиционном обществе. Такая человеческая модель сохраняет только функции производства населения традиционных социальных семейных организаций и объединяет различные социальные организации, основанные на классовых интересах, формируя различные социальные организации, уникальные для планового общества, такие как правительства, партии, политические партии, рабочие и группы, а также предприятия и школы. Это определяется в организационной форме объединенного управления.

Следовательно, в плановом обществе индивиды, независимо от того, в какой единице (организации) они находятся, их существование основано на разделении труда по классам. Например, в плановом обществе подчеркивается, что сами рабочие места не имеют различия между высокими и низкими, и все они способствуют «революции» и так далее. Ролевое позиционирование индивида зависит от разделения труда единицей, то есть организацией. Индивид определяет свою позицию в соответствии с разделением труда, принимает управление и осознает ценность жизни с самоотверженностью.

2.3. Путь построения «равенства, взаимопомощи и самоотверженности»

В плановом обществе принимают классовые интересы в качестве основного содержания и высоко ценят модель товарищества социальной этической жизни, отличающейся взаимной заботой и помощью. С одной стороны, в плановом обществе модель близости китайского традиционного общества заменяется моделью товарищества, подчеркивается ценностная концепция равенства, считается, что отличается только разделение труда по должностям, и нет различия между высокими и низкими. Традиционные экономические и социальные приоритеты ранга, уважения и социального положения трансформируются в ценности равенства, разделения труда и взаимопомощи. С другой стороны, используется традиционная китайская социальная ориентированная на людей мысль для понимания демократии моральной личности и таким образом, определяется идеологическая основа планового экономического и социал-демократического (ориентированного на людей) управления [7: 102-103].

Вместе взятое, в плановом обществе принимается коммунизм в качестве своей цели, коллективизм в качестве основы этики и морали, классовые интересы в качестве критерия оценки личных ценностей и подчеркивается социальная ценностная ориентация самоотверженной преданности. Что касается пути построения гражданской морали, есть три ключевых слова. Одно из них «равенство», то есть нет различия между высокими и низкими должностями на рабочем месте; другое - «взаимопомощь», то есть люди нахо-

дятся в отношениях революционного товарищества, с одинаковым стремлением к идеалу, взаимопомощь является его логической неизбежностью; третье - «преданность», то есть личные интересы и коллективные интересы имеют одинаковую идентичность, классовые интересы имеют приоритет, и самоотверженная преданность становится осознанной.

3. ГРАЖДАНСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕСТВА С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И ПУТЬ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ

Так называемое рыночное общество относится к периоду китайского общества с начала политики реформы и открытости с точки зрения промежутка времени. Реконструкция предприятий и правительства является основной характеристикой этого общества, и индивиды существуют в модели социального человека.

3.1. Перестройка отношений

между предприятиями и правительством и взаимная выгода и взаимная любовь

Перестройка отношений между предприятиями и правительством является типичной чертой общества, организованного по принципу рыночной экономики. В рыночном обществе предприятия превратились из прямых политических организаций (единиц в плановом обществе) в реальные и чистые экономические организации. Отношения между предприятиями и страной больше не являются изоморфными отношениями между «классовой организацией - государственной диктатурой» в плановом обществе, а реконструированными отношениями между «предприятием-рынком-правительством», то есть отношениями между доверителем-агентством «юридического лица (предприятия) - рынка - государственного агентства по управлению активами», регулированием рынка и государственным регулированием. Предприятия принимают различные экономические решения в рамках принципа «рынок руководит предприятием, а правительство регулирует рынок». Структура интеграции «предприятия-правительство (страны)» в плановом обществе была преобразована в двойную институциональную модель экономической структуры «предприятие-рынок-правительство (страна)», а также структуру интересов «личность-коллектив-страна».

В рыночном обществе "органическое сочетание большого числа разумных факторов и идеологических инновационных факторов социалистической рыночной экономики усиливает этическую значимость, эффективности, времени, эффективности, способностей и вклада на начальном уровне и может вести диалог с позитивными ценностями и убеждениями в мировой системе экономической этики. На промежуточном уровне это укрепило баланс интересов страны, коллектива и личности. В конфликте интересов между ними личность подчиняется коллективу, а коллектив подчиняется стране. На высоком уровне этические ценности различных уровней должны быть совместимы с идеалами и убеждениями коммунизма.[8] Поэтому при координации эффективности и справедливости гражданская этика должна поддерживать ценностную концепцию «эффективность превыше всего, с учетом справедливости», с концепцией «взаимная выгода и взаимная любовь» в качестве ее основного содержания.

3.2. Баланс между рыночной этикой и правами, обязанностями, выгодами и рисками

Рыночная этика высоко ценит способность. Это означает, что в рыночном обществе существование индивидов принимает способность в качестве основного показателя. Потому что, как важная организация в рыночном обществе, предприятие является не только хозяйствующим субъектом, но и субъектом ограниченной ответственности2. Точнее говоря, неограниченная ответственность правительства перед предприятием и неограниченная ответственность предприятия перед частным лицом превратились в ограниченную ответственность. Функции социального управления предприятиями были переданы правительству, в то время как некоторые функции правительства были переданы сообществу. На предприятии отношения между участниками - это экономические отношения, отношения интересов, договорные отношения, регулирующие отношения и т.д. Участники соблюдают принцип баланса прав, обязанностей, выгод и рисков, основанный на четком разделении функций [8]. В рыночном обществе структура интересов «личность-коллектив-страна» сосуществует с экономической структурой «предприятие-рынок-страна». Существование индивида больше не привязано к предприятию, он является социальной личностью, то есть индивид, в первую очередь, субъект с экономическими интересами, строящий социальные отношения через сеть экономических интересов. Экономические отношения, отношения интересов, договорные отношения и регулирующие отношения составляют основное содержание этических отношений между людьми. Рыночная этика высоко ценит способность, и люди несут неограниченную ответственность за свои действия в течение своей собственной жизни. Поэтому гражданская этика должна соответствовать принципу баланса прав, обязанностей, интересов и рисков.

3.3. Путь к реализации разумных личных интересов

«Рыночная этика», «способность», «эффективность превыше всего, с учетом справедливости» и «взаимная выгода и взаимная любовь» - все это подчеркивает социальную ценностную ориентацию разумного личного интереса. В рыночном обществе в основном существуют два режима: социалистическая рыночная экономика и капиталистическая рыночная экономика. В данной статье в качестве примера для анализа рассматривается только социалистическая рыночная экономика. Социалистическая рыночная экономика, с одной стороны, признает механизм эквивалентного обмена, а отношения между людьми характеризуются четким разделением функций, сбалансированными экономическими отношениями между правом, обязанностью, выгодой и риском и отношениями интересов, договорными отношениями, регулирующими отношениями и т.д. С другой стороны, она подчеркивает, что интересы людей, коллективов и стран

2 В обществе рыночной экономики предприятие или подразделение несет неограниченную ответственность, то есть правительство несет неограниченную ответственность перед подразделением, а подразделение или предприятие несет неограниченную ответственность перед физическим лицом; в современном обществе предприятие является субъектом ограниченной ответственности, то есть правительство несет ограниченную ответственность перед предприятием, а предприятие несет ограниченную ответственность перед физическим лицом.

в высшей степени согласованы. Другими словами, модель существования «социальных людей» в социалистической рыночной экономике совместима с характеристиками «экономических людей» и «нравственных людей». Следовательно, социалистическая рыночная экономика должна признать законность мотивов и поведения экономических людей для получения прибыли (инструментальная рациональность, научная рациональность и даже рациональность капитала), но не может быть отвергнута вовсе из-за нехарактерного поведения определенных людей. Также необходимо признать его двойные роли и положительные, и отрицательные. Необходимо настаивать на принятии целенаправленных контрмер против них и руководствоваться ими с точки зрения ценностных норм, стандартизировать экономическое поведение экономических людей с точки зрения этики и морали, повышать мораль в стандартизированных экономических обменах, то есть воспитывать «этических экономических людей».

Вообще говоря, для рыночного общества есть два ключевых слова, а именно рыночная деятельность и рыночные правила. Нет сомнений в том, что рыночная деятельность движима мотивацией личных интересов, но рыночные правила не основаны на мотивации личных интересов [9]. Во-первых, необходимо опираться на ряд институциональных механизмов, обеспечивающих рыночное функционирование товарной экономики; Во-вторых, необходимо опираться на моральную самодисциплину и самосознание людей как экономических субъектов в обменах. Вышеуказанное первое является правильным значением вопроса о механизме зрелой рыночной экономики, а второе отличается между капиталистической рыночной экономикой и социалистической рыночной экономикой. Капиталистическая рыночная экономика в основном опирается на мораль личности и подчиняется приоритетной логике индивидуализма; социалистическая рыночная экономика подчиняется принципу приоритета верховенства страны, то есть демонстрирует (социалистическую) рыночную этику как основную ценность социализма и воспитывает «этических экономических людей». Следовательно, содержание гражданской этики в современном китайском обществе, то есть в обществе, ориентированном на рынок, не является ни «сыновним благочестием и доброжелательностью», подчеркиваемыми иерархическим стандартом в традиционном обществе, ни «бескорыстной преданностью», которая ставит во главу угла коллективные интересы, основанные на разделении труда в плановом обществе, но «экономика плюс мораль», то есть разумный личный интерес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из приведенного выше диахронического исследования китайской гражданской этики видно, что гражданская этика, как экономическая основа социальной экономики, она является концентрированным моральным отражением общества и экономики. С одной стороны, ее ценностная ориентация, основное содержание и путь построения будут продолжать меняться с заменой социальных форм, и она всегда будет поддерживать высокую степень согласованности и однородности с экономической основой социальной формы; с другой стороны, независимо от того, как меняется социальная форма, превосходная традиционная моральная культура своей страны и нации всегда может быть передана без отказа. Это означает, что построение гражданской этики в стране должно не только идти в ногу со временем, начиная с социальной формы или экономической основы общества, исследовать теоретическую логику построения гражданской этики и ее практического пути, но и придерживаться превосходных традиционных моральных генов своей страны и нации. Только таким образом можно найти путь, наиболее подходящий для построения гражданской этики в своей стране и нации в динамическом балансе изменений и традиций, повысить актуальность и эффективность построения гражданской этики и повысить уровень счастья людей и социальной гармонии. В этом заключается общее значение данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Менциус Ли Лу Шан.

2. Шэнь Юнфу. Социальная основа традиционной китайской целостности // Этика и цивилизация. 2017. № 06.

3. Фэй Сяотун. Местный Китай. Пекин: Народное издательство, 2008. С. 5-7.

4. Ма Цзюньфэн, Бай Чуньян. Исторические изменения модели социального доверия // Журнал социальных наук. 2005. № 02.

5. Цянь Му. Национальность и культура. Пекин: Кюсю, 2011. С. 13-15.

6. Ван Лимит. Изоморфизм между странами - это модель управления // Пекин Дейли. 06.03.2017.

7. Ян Цзюньи. Введение в современную социальную философию. Материалистический взгляд на историю, трансформацию и развитие. Шанхай: Изд-во Шанхайского ун-та, 2014. С. 102.

8. Ян Цзюньи. Изменения в корпоративной системе и трансформация социальной структуры // Академия. 2001. № 01.

9. Мао Юши. Моральные перспективы китайского народа. Гуанчжоу: Изд-во Цзинаньского ун-та, 2008. С. 252.

Статья проверена программой Антиплагиат

Статья поступила в редакцию 25.02.2022, принята к публикации 30.03.2022 The article was received on 25.02.2022, accepted for publication 30.03.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Чу Дефен, доктор юридических наук, доцент; директор Китайской ассоциации по исследованию диалектического материализма; научный руководитель магистров; заместитель генерального секретаря Института марксизма Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. ORCID: 0000-0001-50527466; E-mail: chdfeng1208@163.com

ABOUT THE AUTHOR

Chu Defeng, Dr. Sci. (Law), Associate Professor; Director at the China Association for the Study of Dialectical Materialism; academic supervisor of Masters; Deputy Secretary General at the Institute of Marxism of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 0000-0001-5052-7466; E-mail: chdfeng1208@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.