4. Lubove Roy. (1965). The professional altruist; the emergence of social work as a career, 1880-1930. Cambridge: Harvard University Press, 1965. 291 p. (in English)
5. Social work, social welfare, and American society / Philip R. Popple, Leslie Leighninger. Boston: Allyn & Bacon, 2011. 634 p. (in English)
6. Richmond Mary Ellen (1917). Social diagnosis. New York: Russell Sage Foundation, 1917. 511 p. (in English)
7. Ehrenreich John. (1985). The altruistic imagination: a history of social work and social policy in the United States. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1985. 271 p. (in English)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
УДК 159.95 + 372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73 М911
Мурашова Ирина Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института Иркутского государственного университета. Иркутск, Россия.
Лыткина Ксения Викторовна
Студент направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Специальная психология» Педагогического института Иркутского государственного университета. Иркутск, Россия.
ДИАГНОСТИКА ВЕДУЩЕЙ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ МОДАЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье анализируются результаты исследования ведущей (доминантной) модальности восприятия детей седьмого года жизни с задержкой психического развития в сравнении со
сверстниками с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным психическим онтогенезом; данные будут полезны специальным психологам, дефектологам, воспитателям и другим специалистам, работающим в группах компенсирующей и комбинированной направленности.
Ключевые слова: старшие дошкольники, задержка психического развития, сенсорно-перцептивные процессы, ведущая модальность восприятия.
I. J. Murashova
Irkutsk, Russia
K. V. Lytkina,
Irkutsk, Russia
DIAGNOSTICS OF LEADING SENSORY AND PERCEPTUAL MODALITY OF SENIOR PRE-SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
The article analyzes the results of the study of leading (dominant) modality of perception of six-year-old children with mental retardation compared to the peers with severe speech disorders and normal mental ontogenesis; the data will be useful to special psychologists, defectologists, educators and other professionals working in groups of compensating and combined orientation.
Key words: senior pre-school children, mental retardation, sensory and perceptual processes, leading modality of perception.
Актуальность проблемы определяется необходимостью поиска эффективных подходов в коррекции недостатков психического развития и максимальной подготовки к обучению в школе старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) через учет особенностей сенсорно-перцептивных процессов.
Многие авторы выявляют особенности отдельных сенсорно-перцептивных модальностей у детей с ЗПР: указывают на недостатки зрительной сенсорно-перцептивной модальности, подчеркивают трудности развития слуховой сенсорно-перцептивной модальности, обнаруживают сложности формирования тактильно-кинестетической сенсорно-перцептивной модальности [Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнценва и др., 2005; В. И. Лубовский,
В. А. Лонина, Т. А. Басилова, И. Ю. Левченко и др., 2014; И. Ю. Мурашова, В. А. Бандурина, 2017; А. В. Семенович, 2006].
Как известно, восприятие окружающего мира, в том числе, учебной информации, происходит не отдельно какой-то одной сенсорно-перцептивной модальностью, а одновременно всеми, то есть полимодально. В общей структуре полимодального восприятия выявляется ведущая (доминантная) модальность, которая «на входе» системы восприятия суммирует воспринимаемые образы, осуществляя взаимодействие с другими модальностями, создавая полноценный образ восприятия. Таким образом, прослеживается особая значимость ведущей модальности в процессе полимодального восприятия. От полноценности сенсорно -перцептивных процессов будет зависеть качество восприятия и переработки учебной информации [Т. Н Бандурка, 2005; И. Ю. Мурашова, 2018; E. T. Auer, 2007].
Отдельные исследования полимодальной работы сенсорно-перцептивных процессов у старших дошкольников с нарушением речи принадлежат Г. А. Ванюхиной, И. Ю. Мурашовой. Изучением полимодальности сенсорно-перцептивных процессов у взрослых занималась Т. Н. Бандурка. Исследования сенсорно-перцептивного профиля младших школьников отражены в работах Е. Н. Дзятковской [Т. Н. Бандурка, 2005, Г. А. Ванюхина, 2003; Дзятковская, 1998; И. Ю. Мурашова, 2013]. Вместе с тем, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал дефицит исследований сенсорно-перцептивных процессов у старших дошкольников с ЗПР.
В качестве рабочей гипотезы нашего исследования послужило предположение о том, что сенсорно-перцептивные процессы старших дошкольников с задержкой психического развития имеют особенности в отличие от сверстников с общим недоразвитием речи и нормальным психическим онтогенезом.
Целью исследования явилось изучение и анализ особенностей сенсорно-перцептивных процессов старших дошкольников с задержкой психического развития. Для достижения цели исследования перед нами были поставлены задачи: 1) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы; 2) выявить и проанализировать особенности сенсорно-перцептивных процессов старших дошкольников с задержкой психического развития в сравнении со сверстниками с общим недоразвитием речи и с нормальным психическим
онтогенезом; 3) предложить направления работы по подаче учебной информации старшим дошкольникам с задержкой психического развития с учетом их полимодального сенсорно -перцептивного профиля.
Для изучения особенностей сенсорно-перцептивных процессов у детей 6-7 лет с задержкой психического развития была использована диагностика полимодального восприятия И. Ю. Мурашовой. Методика заключалась в предоставлении ребенку последовательно четырех заданий на определенную тему «О любви ко мне», «Мои неприятности», «Мне радостно», «Опасность для меня» с одновременным предъявлением информации в трех сенсорно-перцептивных модальностях [И. Ю. Мурашова, 2013, 2018].
Исследование проводилось на базе детских садов г. Иркутска и г. Тулуна. Возраст всех испытуемых был 6-7 лет. Целевая группа (ЦГ) представлена дошкольниками с задержкой психического развития МБДОУ № 71 г. Иркутска. Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР) из МБДОУ № 109 г. Иркутска вошли в контрольную группу № 1 (КГ-1), их сверстники с нормальным психическим онтогенезом из МБДОУ «Родничок» г. Тулуна составили контрольную группу № 2 (КГ-2).
Полученные результаты диагностики на распределение испытуемых по ведущей модальности показывают их своеобразие. В рис. 1 представлено количественное распределение испытуемых целевой и контрольных групп по частоте проявления трёх сенсорно-перцептивных модальностей, доступных для изучения в дошкольном возрасте.
Рис. 1. Распределение испытуемых целевой и контрольной группы по ведущей модальности (%)
Полученные данные свидетельствуют о том, что на первом месте по частоте встречаемости у большинства детей старшего дошкольного возраста, во всех трех сопоставляемых группах в индивидуальной структуре полимодального сенсорно-перцептивного профиля, преобладает ведущая зрительная сенсорно-перцептивная модальность. Различия между группами не огромные, однако, выявилось, что в группе ЗПР таких детей больше всего - 67 %, а в группе нормы - на 20 % меньше. Это, возможно, связано, с особенностями познавательного развития испытуемых. Как известно, в норме в старшем дошкольном возрасте активно формируется словесно-логическое мышление, но наглядно-действенное еще долго сохраняет свои позиции, от этого мы видим, что в группе нормы, чуть меньше половины детей имеют ведущую зрительную модальность, в группе с ТНР таких чуть больше половины, а в группе с ЗПР - ближе к 70 %.
На втором месте по частоте встречаемости преобладает ведущая тактильно-кинестетическая сенсорно-перцептивная модальность. Различия между группами небольшие, но можно выделить, что в группе ТНР таких детей оказалось чуть больше трети всего состава, при нормальном психическом онтогенезе их обнаружилось чуть больше четверти, а при ЗПР -меньше всего, лишь пятая часть всего состава.
На третьем месте по частоте встречаемости преобладает ведущая слуховая сенсорно-перцептивная модальность. Различия между целевой группой и КГ-1 небольшие, а вот по сравнению с нормой, в группах с ЗПР и ТНР дошкольников с доминантной слуховой модальностью обнаружилось в 2 раза реже, чем в группе с нормальным психическим онтогенезом. Это, с одной стороны, вероятно, также подтверждает связь индивидуальной структуры полимодального сенсорно-перцептивного профиля, а с другой - это может быть связано и с особенностями состояния их фонематического слуха.
Таким образом, можно отметить одинаковость частоты встречаемости модальностей во всех трех сопоставляемых группах, когда чаще всего обнаруживается зрительная модальность, а реже - слуховая.
Вместе с тем выявляются различия в распределении по ведущим модальностям внутри групп. Так, наблюдается:
- в группе ЗПР - около 70 % с ведущей зрительной, 20 % с ведущей тактильно-кинестетической, и лишь 13 % со слуховой;
- в группе с ТНР - перекос в сторону зрительной доминантной модальности немного сглажен в пользу тактильно-кинестетической;
- а в группе нормы мы наблюдаем иную картину - около половины детей имеют ведущей зрительную, а другая половина равномерно распределилась между двумя другими модальностями: тактильно-кинестетической и слуховой, они встречается в норме у одинакового количества детей.
Такие данные указывают на более разнообразную частоту встречаемости ведущих модальностей именно в группе нормы, в отличие от групп с ТНР и ЗПР. При ЗПР же разнообразие встречаемости незначительно скуднее, чем при ТНР, что следует учитывать в коррек-ционной работе с данным контингентом.
Библиографический список
1. Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания. Иркутск: Изд-во Оттиск, 2005. 204 с.
2. Ванюхина Г. А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Г. А. Ванюхина. Екатеринбург, 2003. 203 с.
3. Дзятковская Е. Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции / Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации). Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. 60 с.
4. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
5. Лубовский В. И. Специальная психология. В 2 тт.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский, В. А. Лонина, Т. А. Басилова, И. Ю. Левченко и др.; Под ред. В.И. Лубовского. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 1 т. 428 с. 2 т. 274 с.
6. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: дис. ... на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.10) / Мурашова Ирина Юрьевна. Москва (МГППУ), 2013. 207 с.
7. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие младших школьников с задержкой психического развития / И. Ю. Мурашова, В. А. Бандурина // Известия Иркутского государственного университета, 2017. Т. 20. Серия «Психология». С. 39-44.
8. Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эффективность преодоления недоразвития речи: монография. Ставрополь: Логос, 2018. 276 с.
9. Семенович А. В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалификации отклоняющегося развития // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. Москва- Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2006. С. 8-137.
10. Auer E.T., Bernstein L.E. Enhanced visual speech perception in individuals with early-onset hearing impairment // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2007. Vol. 50(5). Pp. 1157-1165.
References
1. Auer E.T., Bernstein L.E. (2007). Enhanced visual speech perception in individuals with early-onset hearing impairment // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2007. Vol. 50(5). Pp. 1157-1165. (in English)
2. Bandurka T. N. (2005). Polymodality of perception in learning. How to expand the boundaries of cognition. Irkutsk: Ottisk, 2005. 204 p. (in Russian)
3. Dzyatkovskaya E. N. (1998). Complex diagnostics of individual styles of regulation / Health and education (theory, diagnostics, rehabilitation practice). Irkutsk: Irkutsk State Pedagogical University, 1998. 60 p. (in Russian)
4. Kuznecova L. V. (2002). Fundamentals of special psychology: textbook for students of secondary pedagogical educational establishments / L. V. Kuznecova, L. I. Peresleni, L. I. Solnceva et al.; ed. by L. V. Kuz-necova. М.: Publishing centre «Akademija», 2002. 480 p. (in Russian)
5. Lubovskii V. I. (2014). Special psychology. In 2 V.: coursebook for Bachelor's and Master's program / V. I. Lubovskii, V. A. Lonina, T. A. Basilova, I. YU. Levchenko et al.; ed. by V. I. Lubovskii. 7th edition, revised and added. М.: YUrait, 2014. 1 V. 428 p. 2 V. 274 p. (in Russian)
6. Murashova I. J. (2013). Polymodal perception of senior pre-schoolers with general underdevelopment of speech and conditions of its improving: thesis for degree of candidate of psychological sciences (19.00.10) / Murashova Irina Juryevna. Moscow (MSPPU), 2013. 207 p. (in Russian)
7. Murashova I. J. (2017). Polymodal perception of elementary school children with mental retardation / I. YU. Murashova, V. A. Bandurina // Proceedings of Irkutsk State University, 2017. V. 20. Series «Psychology». P. 39-44. (in Russian)
8. Murashova I. J. (2018). Polymodal perception of pre-schoolers: how to increase efficiency of treating the speech underdevelopment: monograph. Stavropol: Logos, 2018. 276 p. (in Russian)
9. Semenovich A. V. (2006). Topical issues of neuropsychological qualification of deviant development // Topical issues of neuropsychology of childhood: textbook / Ed. by L. S. Cvetkova. Moscow- Voronezh: NGO « MODYeK », 2006. P. 8-137. (in Russian)
10. Vanyuhina G. A. (2003). The use of polysensory perception in correcting the coherent speaking of pre-school children with general underdevelopment of speech: thesis of Candidate of pedagogical sciences: 13.00.03 / G. A. Vanyuhina. Ekaterinburg, 2003. 203 p. (in Russian)
ПРЕДСТАВЛЯЕМ УЧЁНОГО
УДК 373.2
ББК 74.100
Т666
Третьяков Андрей Леонидович
Старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета. Москва, Россия.
НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА Т. С. КОМАРОВОЙ: ВКЛАД В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Автором рассмотрена научная школа профессора Т. С. Комаровой. Описана необходимость исследования научных школ в современном обществе. Обозначен вклад научной школы Т. С. Комаровой в педагогическую теорию и образовательную практику. Отражена уникальность и востребованность вклада учёного в теорию и практику дошкольной педагогики. Освещена ценность Школы эстетического воспитания Т. С. Комаровой.
Ключевые слова: научная школа, педагогическая теория, образовательная практика, вклад, Т. С. Комарова, ценность.