Научная статья на тему 'Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся'

Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3437
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / SOCIAL ACTIVITY / PERSONALITY TRAITS / THE CRITERIA / INDICATOR / THE LEVEL OF SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Галина Павловна, Шакирова Эльза Фидаевна

В статье рассматривается сущность социальной активности учащихся, приведен анализ общих характеристик данного качества личности, обосновываются критерии, показатели и уровни сформированности социальной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the levels of formation of students' social activity

In article is considered the essence of social activity of students, an analysis of the general characteristics of the definite personality trait, validating of the indicators and levels of formation of students' social activities.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся»

Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Социальная активность является показателем социализации человека и выступает условием развития общества. Современная действительность очень динамична и с развитием общества, изменением специфики моральных проблем происходит изменение структуры и сущностных признаков социальной активности личности.

Актуальность и необходимость формирования социальной активности учащихся можно проследить в положениях федеральных государственных документов, например, таких как Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней образования (начальная, среднее, старшая и высшая школы).

Анализ научной литературы позволяет установить множество трактовок категории социальной активности. Такое многообразие объясняется сложностью, многоплановостью проблемы и специфичностью подходов к ней: философского, социального, психологического, педагогического и др.

В современном философском понимании социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями выступают наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. неограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру.

С позиции социологического знания социально активным человек может быть, лишь находясь в тесной связи с обществом, познавая законы его развития, осваивая накопленные до него и при нем богатства материальной и духовной культуры, нормы политической и нравственной жизни и реализуя свои потребности и интересы, ценности только с его (общества) помощью [7, с. 24].

В психологии существенной представляется характеристика социальной активности как состояния, т.е. качества, которое базируется на потребностях и интересах личности, существует как внутренняя готовность к действию, а также как отношения - более или менее энергичной самодеятельности, направленной на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

Социальная активность в педагогике соотносится с понятием «общественная активность». В современной педагогической науке под общественной активностью понимают «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности» [5, с. 8]. Применительно к учащимся она предполагает воспитание у них организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью; требовательность к себе и готовность помочь другим при выполнении общественных заданий.

Исследование сущностной характеристики социальной активности позволило определить ее как устойчивое интегративное качество личности, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта и выступающее результатом социализации.

Формированию качеств учащегося, характеризующего его как социально активную личность в образовательном учреждении способствует:

достижение уровня развития когнитивных процессов, обеспечивающих готовность к выполнению учебной деятельности, знание способов поведения в учебных и жизненных ситуациях;

способность управлять эмоциональным состоянием, высокая избирательность эмоций;

возраст и социальные условия;

сформированность целостного, полного и устойчивого представления о социальных, нравственных, требованиях;

включение личности в широкие многосторонние связи с обществом;

устойчивые и сознательные навыки и привычки социально одобряемого поведения учащихся.

Формировать социальную активность учащихся возможно через воспитание у них определенных личностных качеств, выступающих структурными элементами социальной активности. Основой для выделения интегративных качеств социально активной личности учащегося, являются труды Ш.А. Амоношвили, В.Ф. Бехтерва, В.А. Блюмкина, И.П. Под-ласого, В.А. Ситарова, Н.Е. Щурковой и др.

Анализ множества интегративных качеств личности позволил объединить их в три основных группы: гуманистические, деловые и гражданские качества. Каждая из представленных ниже групп качеств личности взаимосвязана и отражает познавательный, эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий признаки социальной активности.

Так, гуманистические качества обусловлены нравственными нормами и ценностями, а также системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), связаны с усвоением моральных норм. Важным аспектом здесь выступает активная направленность гуманистических качеств учащихся, включающих в себя честность, справедливость, доброжелательность, доверие к другим людям, общительность, терпимость, чуткость и внимательность. Все гуманистические качества носят активный и позитивный характер.

Деловые качества личности выступают условием работоспособности личности, широкого кругозора и знаний в различных сферах жизни. В данном случае речь идет об определенных универсальных качествах человека, благодаря которым он может стать эффективнее остальных. Конкретизация данного качества позволила выделить такие его элементы как трудолюбие, творческое отношение к работе, целеустремленность, организованность, инициативность, коммуникабельность, самостоятельность и порядочность.

Гражданские качества позволяют учащимся осуществлять себя нравственно и юридически дееспособным. Они определяется их востребовательностью в современном обществе. В свою очередь уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Включение гражданских качеств в структуру социальной активности учащихся, позволит преодолеть в будущем такие негативные проявления как карьеризм, отчуждение от общества, вступление в асоциальные и антисоциальные неформальные группы. К основным качествам данной группы отнесены: самоотверженность личности, требовательность к себе, общественная активность, патриотизм, уважение прав и свобод других людей, гражданская совесть, социальная ответственность.

Следует отметить, что каждый этап воспитания социальной активности учащихся будет опираться на базовую культуру личности и отличаться качественно (потребности, интересы, мотивы, социальный опыт) и количественно (виды деятельности, значимость результатов). В.Ф. Бехтерев отмечает, что «к такой социально-преобразующей деятельности субъект готовится всеми предшествующими возрастами, теми видами деятельности, которые выступают ведущими на этих этапах» [1, с.18].

Диагностика уровней сформированности социальной активности учащихся требует определения содержания ключевых понятий «критерий», «показатель», «уровень».

В педагогической литературе критерий выступает как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных (М.И. Шилова); средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений (И.А. Маврина).

Существуют различные типы критериев: критерии эффективности, критерии результативности, критерии оценки эффективности. Каждый из них имеет свою специфику. Так, критерии эффективности позволяют оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов. Критерии результативности дают возможность понять достигнуты ли результаты, а также характеризуют стандарты для определения качества этих результатов.

Критерии оценки эффективности - это мера (степень) проявления признака характеризующегося эффективность деятельности. Выступая в роли мерила, нормы, критерий служит как бы идеальным образцом, выражает, высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Он выступает как фундаментальный принцип, норма, эталон, который определяет основания, позволяющие отличить эффективную деятельность от неэффективной. С одной стороны, это инструмент для определения, выявления факта наличия или отсутствия эффективности деятельности, а с другой - правило. Для создания критерия необходимо пройти определенные этапы. Применительно к критерию оценки они могут быть следующими:

выделить основания для поиска критериев (параметры);

выделить системообразующий признак, объединяющий параметры (критерий);

найти основания, позволяющие судить о проявлении выделенных параметров (показателей);

обозначить характеристики критерия, которые могут быть реально зафиксированы (индикаторы).

В научной литературе выделена структурно-логическая схема критерия: параметры -критерий - показатели - индикаторы - способ фиксации.

Для того, чтобы установить степень соответствия, приближения реального состояния к норме, идеалу, критерий должен быть развернутым, расчлененным, то есть он должен включать в себя определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие «замерить» действительность, сопоставлять ее с нормой.

Критерии проявляются на основе системы параметров и показателей. Представления о них имеют большое значение, так как с одной стороны, они обеспечивают целенаправленность и предметность любой деятельности, а с другой, позволяют судить о состоянии (качестве) осуществляемой деятельности, ее эффективности.

Параметры и показатели (в совокупности) должны дать достаточно полную характеристику состояния деятельности, предоставить возможность определить ее эффективность

Параметр - в большей мере математическое понятие (хотя довольно часто используется и в других областях науки), трактуемое как переменная величина, которая характеризует какое-либо основное свойство процесса, явления или системы.

Основные требования к параметрам следующие:

во-первых, они должны отражать:

- сущность деятельности, основные структурные компоненты, характеризующие состояние (качество) - деятельностно- процессуальные параметры;

- наиболее существенные факторы деятельности, влияющие на обеспечение эффективности данного вида деятельности - социальные параметры;

- степень реализации потенциальных возможностей субъектов деятельности -функциональные параметры;

во-вторых, число параметров должно быть оптимальным;

в-третьих, наименование параметров должны быть простыми, понятными.

Характеризуя значение показателя, необходимо отметить, что оно вместе с критерием рассматривается как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях.

Показатель есть конкретный измеритель критерия, он делает его доступным для измерения и наблюдения и отражает отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служит средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения.

Число показателей, как и параметров, должно быть сведено до минимума, потому что процедура оценивания должна быть простой.

Разработка критериев, связанных с проблемами воспитания, формирования, развития личности очень сложна, и обусловлена как многомерностью основного понятия, так и действием множества факторов.

В качестве критериев социальной активности учащихся были предложены когнитивный, эмоционально-ценностный, мировоззренческий, поведенческий критерии. Отбор критериев обусловлен спецификой понятия «социальная активность учащихся», рассматриваемого как интегративное общественное качество личности.

Когнитивный критерий отражает процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о социальных нормах, регулирующих взаимоотношения людей, формирование умения давать содержательную характеристику социальным, нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении. Данный критерий выражается в наличии системы знаний, представлений, понятий как основы убеждений и фактора, положительно влияющего на процесс вхождения человека в общество. Он считается основным, т.к. без знаний невозможно целенаправленное активное действие. Данный критерий включает в себя социальные знания различного характера, владение информацией о социальной действительности.

На каждом возрастном этапе наблюдаются определенные особенности когнитивного компонента. Социальные, нравственные знания становятся для личности основой для решения учебных и жизненных задач.

Показателями когнитивного критерия являются: знание способов поведения в учебных и жизненных ситуациях; владение знаниями о социальной действительности; выраженность когнитивного стиля мышления (самостоятельность, оперативность, целеполагание и т.д.); осознанность нравственных качеств; умение адаптироваться в социуме; потребность в значительных для жизненного успеха знаниях.

Оценочно-эмоциональный критерий включает уровень сформированности оценочных суждений и эмоциональных отношений к явлениям социальной действительности, от-

дельным действиям и поступкам, выражает сущность субъективного отношения к деятельности.

Показателями оценочно-эмоционального критерия являются: социальная ответственность; сознательное отношение к труду и учению; устойчивое, положительное отношение к получаемой профессии; высокий уровень эмпатии и эмоциональная устойчивость личности; высокий уровень нравственной культуры (отношение к общечеловеческим ценностям); толерантное отношение к окружающим.

Мировоззренческий критерий предполагает наличие полноты, самостоятельности, устойчивости суждений о социальных, нравственных, требованиях, этических нормах, лежащих в основе общественного поведения.

В самом общем смысле мировоззрение рассматривается как система философских, научных, социально-политических, эстетических и иных взглядов и убеждений, а также морально-этических принципов, определяющих отношение человека к окружающей его действительности и общую направленность его поведения [3, с.156]. То есть, оно является обязательным структурным компонентом, отражающим представления личности о мире и своем месте в нем.

Мировоззренческий критерий раскрывает жизненную позицию личности, программу ее поведения и действий, что является необходимым условием для определения уровня социальной активности.

Показателями мировоззренческого критерия являются: социальная установка личности (готовность к восприятию и оценке социальных явлений); независимость и самостоятельность в суждениях (объективность); сформированность общечеловеческих и профессиональных ценностей; выбор в различных жизненных и профессиональных ситуациях; определенность социальных предпочтений.

Поведенческий критерий определяет ориентацию действий на социально одобряемые нормы, ценности, суждения, убеждения, устойчивость и самостоятельность линий поведения, наличие социальной позиции учащихся.

Социальная активность составляет не только деятельность личности, но и ее поведение. Поведенческий критерий помогает разобраться в нравственных аспектах социальной активности. Под поведением личности мы рассматриваем внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенную последовательность, затрагивающие интересы других людей, коллективов, групп.

Предпринимая определенные действия, проделывая те или иные операции, учащийся проявляет свое отношение к общественно значимой деятельности, другим людям и социальным группам, к самому себе, занимает те или иные социальные позиции. Социальная позиция рассматривается как взгляды, представления, установки личности, которые реализуются и отстаиваются ею в референтных группах (ученическом коллективе, например).

Показателями поведенческого критерия являются: социальная позиция личности (в референтной группе); активная жизненная и гражданская позиции; выбор моральных образцов поведения; активное участие в общественных делах образовательного учреждения, коллектива; участие в ученическом самоуправлении; организаторские и коммуникативные способности.

Выделенные критерии и их показатели отражают важнейшие характеристики категории «социальная активность учащегося» и позволяют представить характер ее проявления на определенных уровнях.

Уровень социальной активности рассматривается в научной литературе как мера развитости способности личности воздействовать на окружающую среду, изменяя и преобразуя ее в социально значимом направлении.

На основе дифференцированного подхода, опираясь на данные психологических, педагогических наук, позволяющих анализировать процесс социализации и формирования его конечного результата - социальной активности в условиях образовательной организации, были выделены и охарактеризованы следующие уровни сформированности социальной активности учащихся: оптимальный, достаточный, удовлетворительный, недостаточный, негативный.

Оптимальный уровень на соответствующем возрастном этапе представляется наличием полных знаний о социальной действительности, нравственных ценностях, широких социально-личностных интересов, выражающих социальные мотивы; способах оптимального поведения в различных жизненных и учебных ситуациях, активное участие в социально значимых видах деятельности.

Для учащихся с оптимальным уровнем социальной активности характерны: высокий уровень нравственной культуры, толерантное отношение к окружающему; наличие социальной ответственности и положительного отношения к труду, сформированность базовых нравственных ценностей; наличие устойчивой системы социально ценных поступков, соци-

ального поведения; независимость и самостоятельность в собственных оценочных суждениях; активная жизненная позиция личности, которая свидетельствует о сознательном отношении личности к своей жизни; демонстрация организаторских и коммуникативных способностей, активное участие в общественных делах, различных видах учебной и внеучеб-ной деятельности, ученическом самоуправлении.

Достаточный уровень предполагает наличие необходимого количества знаний о нравственных ценностях, социальной действительности, умение выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных и учебных ситуациях, наличие самостоятельных оценочных суждений, возможно иногда зависящих от ситуации (особенно в подростковом возрасте), участие в делах класса, школы.

Для учащихся этого уровня характерно: развитое толерантное отношение к окружающему и социальной ответственности, достаточно высокий уровень нравственной культуры; устойчивое ценностное отношение к учебной деятельности, осознанность путей и способов ее реализации; наличие самостоятельных оценочных суждений, но иногда зависящих от ситуации; проявление социальной позиции, в некоторых ситуациях - активной жизненной позиции личности; учащийся включается в различные виды общественной работы, однако это происходит не регулярно. Наблюдается выраженность интересов, проявляющаяся в принятии социальной ситуации, социально-ценностными поступками.

Удовлетворительный уровень характеризуется наличием определенного объема знаний о нравственных и учебных ценностях, социальной действительности, умением выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных и учебных ситуациях. Учащиеся этого уровня отличаются средним уровнем нравственной культуры и толерантного отношения к окружающему; демонстрируют неустойчивое проявление социальной ответственности и положительного отношения к труду, зависимость от мнения окружающих людей, проявление независимых и самостоятельных оценочных суждений только в целях самоутверждения; характеризуются недостаточно устойчивой социальной позицией личности; при участии во внеучебной деятельности и общественных делах наблюдается преобладание роли исполнителя, действующего по заданному плану; наблюдается размытость интересов, нацеленность на адаптивность в социальной сфере.

Недостаточный уровень отличается единичным, несистемным характером знаний учащихся о нравственных ценностях, социальной действительности, затруднениями в умении выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных и учебных ситуациях. Учащимся характерны: неоднозначный уровень нравственной культуры и толерантного отношения к окружающему; неустойчивое проявление социальной ответственности и положительного отношения к труду; недостаточно устойчивая социальная позиция личности, возможна зависимость от мнения референтной группы; игнорирование общественных поручений; неустойчивое отношение и преобладание внешней мотивации участия в деятельности, редкое участие в ней; тенденция к проявлению отрицательного поведения.

Негативный уровень характеризуется неумением выделять оптимальные способы поведения в различных жизненных ситуациях, низким уровнем нравственной культуры, отсутствием социальной ответственности и положительного отношения к учебе и труду, отсутствием социальной позиции, игнорированием учащимся общественных поручений либо отрицательным отношением к ним, выраженной тенденцией к устойчивому отрицательному поведению.

Литература

[1] Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие.- Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996.

[2] Воробьев Ю.Л., Королев Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: Изд-во МГСУ «Союз» Т. 1, 2003.

[3] Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях: Монография. - М.: Социум, 2001.

[4] Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности - М.:МПГУ, 2009.

[5] Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005.

[6] Маврина И.А, Мотышева А.А. Проектирование системы критериальных оценок эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения // Прикладная психология и психоанализ.- №.8- 2006.

[7] Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Национальный общественно-научный фонд. -М.: Мысль, 2003.

[8] ШиловаМ.И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.