Научная статья на тему 'Диагностика технического состояния проходческих комбайнов избирательного действия'

Диагностика технического состояния проходческих комбайнов избирательного действия Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
387
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUOUS MINING / ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / TECHNICAL STATE DIAGNOSTICS / ГОРНАЯ ВЫРАБОТКА / MINE WORKING / КОМБАЙНОВЫЙ СПОСОБ ПРОХОДКИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мухортиков Сергей Григорьевич

Разработана методика диагностики технического состояния проходческих комбайнов со стреловидным исполнительным органом, которая определяет порядок проведения работ и выбор контрольных точек измерения механических колебаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Мухортиков Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTIVE HEADING MACHINE DIAGNOSTICS

The developed procedure for the technical state of a boom-type selective heading machine assigns the machine operation sequence and the choice of reference measurement points of mechanical vibration.

Текст научной работы на тему «Диагностика технического состояния проходческих комбайнов избирательного действия»

© С.Г. Мухортиков, 2013

С.Г. Мухортиков

ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОХОДЧЕСКИХ КОМБАЙНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Разработана методика диагностики технического состояния проходческих комбайнов со стреловидным исполнительным органом, которая определяет порядок проведения работ и выбор контрольных точек измерения механических колебаний. Ключевые слова: комбайновый способ проходки, диагностика технического состояния, горная выработка.

На предприятиях ОАО «СУЭК-Кузбасс» для проходки горных выработок применяется комбайновый способ проходки с использованием различных типов комбайнов. Самыми распространенными из которых являются КП-21, ГПКС, П-110, СМ-130К. Не исключением является и шахта «Полыса-евская», где с применением комбайнового способа проходки ежегодно сооружают более 8 000 метров подготовительных горных выработок.

На шахте Полысаевская значительная часть горных выработок проходится с применением проходческого комбайна СМ-130К. Комбайн является универсальным высокопроизводительным силовым агрегатом высокого технического уровня, с возможностью высокой приспосабливаемости к различным горногеологическим условиям.

Возможности применения этой машины многообразны. Проходка может осуществляться по среднетвердым породам прочностью до 80 МПа (или с коэффициентом 8 по шкале Протодьяконова), при наличии в породе прослоек с более высокой прочностью, а также погрузка, транспортировка и передача добытой горной массы.

По результатам многочисленных исследований годовая производительность проходческих комбайнов к концу срока их эксплуатации снижается в 1,5 — 2 раза по сравнению с первоначальной, уменьшаются и показатели надежности. По оценкам экспертных обследований у проходческих комбайнов избира-

тельного действия превалирующая доля аварийных отказов, 52 %, приходиться на механическое оборудование.

По результатам хронометражных наблюдений в условиях шахты «Полысаевская» узлы проходческого комбайна СМ-130К были систематизированы по времени нерегламентированного простоя, связанного с устранением последствий отказов. Большая часть простоев (443 часа) приходится на устранение отказов, связанных с восстановлением работоспособности исполнительного органа.

Для сокращения времени простоя и повышения эффективности использования проходческого оборудования возможно применять систему обслуживания по фактическому состоянию. Преимущества обслуживания горного оборудования по фактическому техническому состоянию:

• наличие постоянной информации о состоянии агрегатов, охваченных мониторингом, позволяет планировать и выполнять техническое обслуживание и ремонт без остановки производства и практически исключить отказы (внеплановые остановки) оборудования;

• внедрение обслуживания по фактическому состоянию позволяет добиться увеличения эффективности производства от 2 до 10 % за счет прогнозирования и планирования объемов технического обслуживания и ремонта проблемного оборудования, снижения расходов на его техническое обслуживание;

• внеплановый объем работ, вызванный чрезвычайными ситуациями, обычно не превышает 5 % от общего объема ремонтных работ при профилактическом обслуживании, а время простоя оборудования — не более 3 % от времени, затраченного на техническое обслуживание: опыт показывает, что типичные расходы на ремонт при аварийных отказах оборудования в среднем в 10 раз превышают стоимость ремонта при вовремя обнаруженном дефекте.

Применение этой системы невозможно без современных методов диагностирования оборудования. При последовательном использовании современных методов диагностики технического состояния можно избежать серьезного повреждения машины и высоких затрат на ремонт. Кроме того, более убедительным является то, что влияние поломок машины может быть сокращено, а потери производства могут быть минимизированы.

При этом важнейшими задачами повышения надежности технологического оборудования являются:

• исследование механизмов повреждений;

• информация о запасе прочности для прогнозирования остаточного ресурса работоспособности;

• внедрение стратегии упреждающего обслуживания оборудования по фактическому техническому состоянию.

Диагностика машинных агрегатов обеспечивает необходимую информационную базу для этих задач, так как позволяет проводить:

• оценку фактического технического состояния машины;

• распознавание признаков развивающихся повреждений;

• идентификацию причин появления дефектов и поврежденных

• конструктивных элементов машинного агрегата;

• прогнозирование остаточного ресурса работоспособности.

Все методы неразрушающего контроля делятся на три

группы: дефектоскопические (тестовые); дефектометрические и диагностические (функциональные). Для горных машин больше подходят функциональные методы диагностирования, поскольку позволяют определять фактическое техническое состояние работающего оборудования.

Для определения фактического технического состояния комбайна СМ-130К были выбраны методы функциональной диагностики — контроль состава вещества и вибрационный анализ.

В настоящее время на горных предприятиях техническое состояние редукторов определяется: внешним осмотром; на слух (шумность работы) и вибрацию; по степени нагрева корпуса агрегата. Внешним осмотром, по утечкам масла, можно выявить износ или повреждение манжет, а также появление пор и трещин в корпусе. При появлении вибрации или повышенного уровня шума при работе могут быть выявлены случайные поломки или ослабление крепления деталей.

С учетом специфики конструкции и режимов эксплуатации горной техники, свойств применяемых масел и ряда других факторов для каждого типа проходческого комбайна должны быть установлены определяющие параметры и их предельно до-

пустимые значения, порядок, методы и средства их контроля при эксплуатации, а также порядок контроля предотказного состояния техники и, в случае необходимости, остановку ее дальнейшей эксплуатации и принятия соответствующих решений.

Для этого нами был проведен эксперимент на базе проходческих комбайнов СМ-130К в условиях шахты «Полысаевская». Для анализа взятых в процессе эксперимента проб масла использовалась многоканальная фотометрическая система МФС-11.

При анализе масла определяются следующие параметры: вязкость, температура вспышки, капельная проба, содержание воды, механические примеси, содержание металлов. Основными металлами, применяемыми для диагностирования технического состояния редукторов, являются железо, медь, хром, никель и кремний.

На основе полученной информации о составе примесей в масле редуктора комбайна составлен алгоритм определения работоспособности, применение которого позволяет своевременно предотвратить отказы редуктора исполнительного органа и определять его фактическое состояние. Данный алгоритм универсален и может применяться на любых угольных предприятиях Кузбасса и России.

Вибродиагностика относится к функциональным методам, позволяющим выявлять дефекты узлов и агрегатов не выводя проходческий комбайн из эксплуатации.

Измерение виброакустических характеристик на подшипниковых опорах механизмов позволяет распознать такие дефекты и повреждения как дисбаланс и расцентровку валов; повреждения подшипников скольжения и качения; повреждения зацеплений в зубчатых передачах; повреждения муфт; повреждения электрических машин. Измерение и анализ вибрации приобрели особое значение ещё и потому, что они обеспечивают большое количество качественной информации при низких капиталовложениях.

Разработана методика диагностики технического состояния проходческих комбайнов со стреловидным исполнительным органом, которая определяет порядок проведения работ и выбор контрольных точек измерения механических колебаний. Датчики для определения уровня вибрации устанавливались на

подшипники редуктора (точки 2,3,4,5) и приводном электродвигатели (точка 1). Уровень вибрации в точках 2—5 измерялся в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, в точке 1, в силу конструктивных особенностей стрелы комбайна только в осевом направлении.

Пример построения механистической модели дефекта зубчатой передачи редуктора режущей части проходческого комбайна СМ-130К проиллюстрирован на слайде 9.

Из известных фактографических методов, базирующихся на данных об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, для прогнозирования остаточного ресурса оборудования в основном используются две группы методов:

• статистические, основанные на статистической обработке данных об отказах и ресурсах аналогов;

• экстраполяционные, основанные на анализе тренда параметров технического состояния диагностируемого оборудования.

С помощью построения прогностической модели развития дефекта в редукторе режущей части проходческого комбайна СМ-130К, проходящего вентиляционный штрек на шахте «По-лысаевская» компании «СУЭК-Кузбасс», был определен вид дефекта на начальной стадии его развития (250—270 день его эксплуатации) — питтинг в зубчатом зацеплении второй передачи (3 и 5 контрольные точки).

Прогнозируемый отказ должен наступить на 345 день с момента начала эксплуатации (по пессимистическому прогнозу) и на 425 день (по оптимистическому прогнозу), о чем свиде-тельствовуют спектры виброскорости в 3 и 5 точках.

При последовательном использовании современных методов диагностики технического состояния можно избежать серьезного повреждения машины и высоких затрат средств и времени на ремонт, ггш

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Мухортиков Сергей Григорьевич — заместитель главного механика ОАО «СУЭК Кузбасс», delo@lnk.suek.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.