РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 1. С. 4-8.
© О.М. Рой, В.А. Филиппенко, 2008 УДК 332.02
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
О.М. Рой
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского В.А. Филиппенко
Городская дума г. Ханты-Мансийска
In article the approaches to an estimation of development north urban agglomerations in Russia are considered, the influence of the basic factors on their dynamics is investigated.
Одним из условий повышения качества жизни в сибирских регионах, модернизации системы государственного и местного управления является формирование городских агломераций. Системы жизнеобеспечения, создаваемые в них, должны не только обеспечить их адаптацию к местным экономико-географическим условиям, но и способствовать повышению качества жизни у проживающих в этих городах людей. Так, 15 мая 2006 г. губернатор Иркутской области А.Г. Ти-шанин озвучил инициативу объединения тяготеющих друг к другу городов - Иркутска, Ангарска и Шелехова в одну агломерацию. Площадь нового территориального образования должна составить 3101,7 кв. км и будет охватывать 73 населенных пункта на территории Иркутского, Ангарского, Шелеховского районов с выходом к Байкалу вдоль Байкальского тракта вплоть до поселка Листвянка. Формирование такой агломерации позволит входящим в нее городам и поселкам при сохранении своего муниципального статуса сконцентрировать внимание на разработке общего плана развития новой пространственной модели, строительстве разветвленной инженерной инфраструктуры (теплосетей и водоснабжения) и, конечно же, транспортной системы.
Подобные процессы происходят и в других регионах страны. Особенно значимыми эти процессы представляются для развития северных городов Ханты-Мансийского АО-Югры, где агло-меративные тенденции уже сложились и их важно увязать с вопросами стратегического развития округа. Возникновение агломераций вызвано актуализацией трансграничных проблем, требующих консолидации усилий региональных и муниципальных органов власти, создания необходимых институциональных предпосылок для увеличения роли населения, общественности, бизнеса в решении приоритетных задач территориального развития.
Термин агломерация (от лат. agglomerare -присоединять, накоплять) включает в себя, как минимум, два признака: скопище городов и объединение тесно расположенных друг к другу экономических субъектов. В литературе можно выделить несколько подходов к определению этого феномена. Профессор Е.Н. Перцик городскую агломерацию определял как систему территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой. Качественно новая форма расселения возникает как преемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации [5]. З.З. Муллагалеева определяет агломерацию как «совокупность городов, объединенных для решения вопросов местного значения и реализации экономических задач в контексте специализации в региональном разделении труда на основе создания единого экономического механизма совместного взаимовыгодного использования трудовых, материальных, финансовых, информационных и других ресурсов» [3]. В словаре новейших слов под агломерацией понимается компактная пространственная группировка преимущественно городских поселений, объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями [4].
Таким образом, городской агломерацией следует считать компактную и многообразную систему территориальных поселений, образующихся в центре притяжения крупного или среднего города и обусловливающую особый характер возникающих здесь проблем и эффектов, вызванных данным объединением. Городские агломерации включают в себя агломерационное ядро,
представляющее собой наделенное административными функциями городское поселение и территориальную сеть, охватывающую совокупность расположенных в непосредственной близости к ядру населенных пунктов, входящих в сферу обеспечения базовой функции административного центра. Ядро агломерации можно назвать центральным городом - городским поселением, локализованным административными границами и являющимся инициатором агломерационного расширения. А территориальная сеть, окружающая центральный город и составляющая базовый пространственный резерв для агломерационного расширения, может быть названа периферией. Наряду с этими двумя элементами основу агломерационной структуры составляют пригород и фронтир. Пригород - это участок территории, находящийся за пределами городской черты, административно не подчиненный центральному городу, но имеющий с последним интенсивный миграционный обмен (маятниковую миграцию). Подвижная граница освоения центральным городом пригородного пространства, задающая вектор агломерационного расширения, может быть названа фронтиром.
Формирование городских агломераций является одним из способов реализации экономической политики местных органов власти, средством структурной реорганизации региональной (муниципальной) экономики в направлении создания комплексной, сбалансированной модели территориального воспроизводства. Для территории создание агломерации имеет такую же роль, что для бизнеса формирование вертикально-интегрированных компаний, позволяющих объединять в рамках единого хозяйственного комплекса все звенья технологического цикла, сопровождающего производство общественно полезного продукта. Путем стимулирования агломераций государство перестраивает свою политику от помощи деградирующим отраслям к поддержке кризисных территорий. Таким образом формируются агломерации вокруг таких городов, как Томск (за счет включения Томского района и ЗАТО Северск), Владивосток (Артем, Находка, Уссурийск), Ростов-на-Дону (Новочеркасск, Таганрог, Аскай, Батайск, Азов) и др. [2].
Главными мотивами в создании агломераций выступают:
1. Возможность сбалансированного развития производственных, культурно-образовательных, транспортных и социально-демографических свойств территории.
2. Повышение инвестиционной привлекательности территории путем обеспечения высокой концентрации научно-производственного и
кадрового потенциала, а также оптимизации расходов на административное управление.
3. Модернизация производственной структуры региона за счет формирования новой системы внутрирегионального разделения труда.
4. Формирование новой схемы расселения и распределения ресурсной базы, позволяющих равномерно рассредоточить по территории жилые массивы и объекты коммунальной инфраструктуры.
В качестве критериев выделения городских агломераций в литературе называются плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (с населением не менее 100 тыс. чел.); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре; 1,5- и 2-часовые изохроны трудовых перемещений от центра к периферии [5].
Главным мотивом поддержки исследовательского интереса к феномену агломераций в отечественной науке стало осознание обособленности муниципальных образований, проявившейся в переходный период муниципальной реформы 2003 г. Развитие органов местного самоуправления виделось исследователями в тесной связи с формированием межмуниципального сотрудничества, способным привести к повышению экономической обеспеченности муниципальных образований.
В то же время оказалось, что создание агломераций сопряжено с обострением ряда социальных проблем, недооценка которых может негативно повлиять на процессы пропорционального развития территории. Так, формирование агломерации сопровождается значительным усилением центростремительных сил, оттоком населения из периферийных районов в центральный город. В этом случае, как образно пишет С. Глазков, «Россия станет походить на Египет: все население будет группироваться в оазисах - мегаполисах, которые соединены дорогами, проходящими через огромную безлюдную пустыню. Только в отличие от Африки эти дороги большую часть года будет заметать не песок, а снег» [1].
Это обстоятельство требует от руководителей региона комплексного и продуманного подхода в отношении формирования таких агломераций, опирающегося на строгий и сбалансиро-
ванный учет интересов входящих в эти агломерации муниципальных образований. Игнорирование процессов, сопровождающих становление крупных урбанизированных систем, приводит к образованию серьезных социальных диспропорций в городах, снижает эффективность мероприятий, осуществляемых органами власти для решения актуальных проблем.
Поскольку уровень жизни существенно различается даже внутри одного города, вызывая появление целого ряда сопровождающих рост материальной дифференциации проблем, то муниципальные образования, располагающие даже крупными и богатыми ресурсами, не позволяют в полной мере преодолевать эту дифференциацию. Особенно значимой эта проблема представляется для городов, окруженных сетью менее развитых поселений. Вся социальная инфраструктура центрального города вынуждена работать не только на решение внутригородских проблем, но и на решение проблем прилегающих к её границам поселений. И поэтому явно востребованными в таких условиях являются мероприятия, направленные на выработку согласованных между муниципальными образованиями решений, а это уже требует выработки принципиально новых подходов к планированию, учитывающих значение целого ряда новых показателей. К ним можно отнести:
- характер пространственных перемещений на территории;
- интенсивность социального, информационного обмена между муниципальными образованиями, составляющими агломеративную сеть;
- наличие родственных связей в близлежащих поселениях;
- миграционные намерения респондентов и
др.
Кроме представленных выше показателей, большое значение имеет факт вовлеченности граждан в процессы стратегического планирования на территории, измеряемый такими показателями, как знание горожанами существования плановых документов, их участие в выработке приоритетных целей развития территории, оценка осуществляемых на территории инициируемых властью программных мероприятий.
Таким образом, можно констатировать, что планомерность и учет вовлеченности населения в процессы развития территорий различных уровней следует рассматривать как важнейшие инструменты развития сообществ. Вхождение группы поселков, городских поселений в состав крупного урбанизированного образования вызывает к жизни целую совокупность специфических социальных проблем, формирующихся в
сфере взаимодействия центрального города и ассоциированными с ним поселениями. Реализуя планы и программы собственного социально-экономического развития, поселения зачастую не используют преимуществ, заложенных в особенностях их положения, близости к ним населенных пунктов и находящихся на их территории предприятий, кооперирование с которыми могло бы принести данному поселению массу экономических и социальных выгод. Поэтому крайне важно иметь методологический инструмент, позволяющий оценить синергизм во взаимоотношениях, образующих агломерацию поселений, определить долю того или иного фактора, обеспечивающего влияние на вектор в развитии всего складывающегося территориально-производственного комплекса.
Таким методологическим инструментом может стать система диагностики городской агломерации - оценочная шкала, призванная отслеживать тенденции в становлении образующих агломерацию поселений, определять тип последней и характер протекающих в ней процессов. Система диагностики городской агломерации (СДГА) включает в себя четыре взаимосвязанных блока: географический, социально-демографический, транспортно-коммунальный и социально-экономический, выступающих базовыми факторами развития городской агломерации (рис.).
Географический блок диагностических показателей составляют:
- площадь центрального города и радиус агломерации - границы городской агломерации;
- количество и характер поселений, входящих в состав агломерации;
- морфология местности, занимаемой членами агломерации;
- роль водных ресурсов в обмене между поселениями агломерации - наличие судоходной реки.
Социально-демографический блок составляет информацию по следующим позициям:
- количество населения центрального города и образуемой им агломерации;
- миграционный и естественный прирост в поселениях;
- уровень и структура заболеваемости населения в агломерации;
- половозрастная структура в поселениях.
Транспортно-коммунальный блок включает в себя информацию по таким направлениям, как:
- наличие железнодорожной ветки, связывающей поселения, примыкающие к центральному городу;
- длина и качество дорожного покрытия ме- - обеспеченность услугами стационарной
жду поселениями, составляющими агломерацию; телефонной связи и доступом в Интернет.
Географический
фактор
Социальноэкономические \ факторы
агломерация у
Социальнодемографические факторы
Транспортнокоммуникационные факторы
Базовые факторы развития городских агломераций
В основе социально-экономического блока лежит информация о:
- производственной специализации агломерации, а также входящих нее поселений;
- градообразующих предприятиях, обеспечивающих расширение границ агломерации;
- наличии соглашений, договоров между поселениями, формирующими агломерацию;
- уровне развития социальной инфраструктуры (доступности объектов образования, здравоохранения, культуры и искусства, жилищного строительства);
- распределении очагов преступности и аномальных проявлений в пространстве агломерации;
- наличии сегрегированных поселений;
- наличии трансграничных загрязнений;
- наличии собственного агропромышленного комплекса.
Таким образом, СДГА задает систему объективных показателей, позволяющих выявить управляющие агломерационными тенденциями внутренние факторы. Развитие городской агломерации может быть рассмотрено в качестве функции воздействующих на него базовых факторов, определяющих вектор в развитии агломераций, интенсивность этого воздействия, доли того или иного фактора в акте этого воздействия и пр.
Сырьевая специализация северных агломераций обусловливает проявление целого ряда
типовых проблем, присущих территориям этой зоны. К ним можно отнести такие проблемы, как инфраструктурная недостаточность, экологическая неустроенность, противоречия в отношениях между руководителями крупнейших корпораций и органами местной власти, конфликты интересов между различными группами, участвующими в освоении северных территорий. Одной из системных проблем является несоответствие, несинхронизированность в реализации стратегий развития сырьевых компаний и местного населения, заинтересованного во взвешенной и комплексной политике освоения богатств Севера.
Поэтому наиболее приоритетными в развитии северных территорий являются такие направления деятельности местных органов власти, как комплексное развитие социальной инфраструктуры северных поселений, разработка новой схемы расселения, предусматривающей массовое переселение горожан с территорий старого освоения, внедрение жестких экологических стандартов и формирование системы контроля, разработка специальных мер по поддержке коренных малочисленных народов, освоение новых месторождений и пр. Развитие северных территорий должно осуществляться посредством форсированного развития крупных городских центров, роль которых проявляется в расширении экономического влияния специали-
зирующихся на нефтедобыче урбанизированных поселений, захватывающих в структуру своего воспроизводственного механизма небольшие территориальные образования без ярко выраженной производственной специализации.
Высокие мировые цены на нефть, неплохие перспективы промышленного освоения северных территорий в настоящее время внушают определенный оптимизм в том, что северные города имеют хорошие шансы стать развитыми социально-культурными, промышленными центрами с развитой инфраструктурой. Однако при этом, конечно же, нельзя забывать о том, что стоимость жизни на севере, затраты на строительство и эксплуатацию городских сооружений существенно выше, нежели на территориях с более благоприятным климатом. Кроме того, для более полного обоснования дискомфортности территории недостаточно исходить исключительно из свойств территории: не менее важным представляется оценка дополнительных материальных и физиологических затрат, оцениваемых с позиций человека, проживающего на этой территории. Поэтому оценка жизнедеятельности человека на дискомфортных территориях должна учитывать не только наличие и состав неблагоприятных зон, но и дополнительные материальные затраты, которые несет человек, проживающий там постоянно.
Учет этого обстоятельства весьма важен в формате исследования городских агломераций в Ханты-Мансийском АО-Югре. Если природноклиматические факторы (продолжительность дня и ночи, индекс жесткости погоды Бодмана и др.) имеют слабую варьируемость между близлежащими поселениями, то факторы социально-экономического характера (фактическая продолжительность отопительного сезона жилых домов,
транспортная доступность) обнаруживают высокую дифференциацию в рамках одной отдельной агломерации. Эта дифференциация существенно повышает дополнительные материальные и физиологические затраты жителей, проживающих в менее богатых поселениях, и оказывает решающее значение на стоимость жизни на этих территориях.
Таким образом, комплексное рассмотрение уровня жизни постоянно проживающего в дискомфортных условиях Севера населения в формате агломерации позволит более полно учитывать естественные различия, возникающие по мере усиления дифференциации между сильными и отстающими территориями, оптимизировать государственные расходы на адресную поддержку поселений с более высокими показателями дискомфортности.
1. Глазков С. Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций РФ: состояние, проблемы, перспективы // Муниципальная власть. -2007. - № 5. - С. 81-97.
2. Меерович М. Муниципальные инициативы или зачем современной России нужны агломерации? // Городское управление. - 2007. -№ 5.- С. 46-61.
3. Муллагалеева З.З. Теоретико-методологические основы экономической политики городов, образующих агломерацию: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Кемерово, 2007.
4. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Минск: Харвест; М.: ООО «Изд-во "АСТ"», 2001.
5. Перцик Е.Н. Районная планировка (территориальное планирование): учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2006. - С. 302.