Научная статья на тему 'Диагностика состояния готовности студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности со старшеклассниками посредством социально-педагогических проектов'

Диагностика состояния готовности студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности со старшеклассниками посредством социально-педагогических проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ГОТОВНОСТЬ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / TRAINING OF FUTURE EDUCATORS / READINESS FOR SPORTS AND HEALTH ACTIVITIES / THE VALUES OF A HEALTHY STUDENT LIFESTYLE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL DESIGN / LEVEL OF QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Николаевна, Лобурева Мария Егоровна

В статье анализируется готовность студентов осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность в школе посредством социально-педагогического проектирования. Сделан вывод о том, что готовность выпускников педагогического вуза к осуществлению такой деятельности в современной школе является недостаточной. Результаты исследования свидетельствуют о незнании студентами основ физического развития организма, организации и осуществления физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Николаевна, Лобурева Мария Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of Students’ Readiness for Sport and Health Activities with High School Students through Social and Pedagogical Projects

The article analyzes the readiness of students to carry out sports and health activities in school through social and pedagogical design. It has been concluded that the readiness of graduates of pedagogical university to carry out such activities in modern school is insufficient. The results of the study indicate that students do not know the basics of physical development of the body, the organization and implementation of sports and health work with students.

Текст научной работы на тему «Диагностика состояния готовности студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности со старшеклассниками посредством социально-педагогических проектов»

20/у//

чения портретной и декоративной живописи): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 23 с.

3. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

4. Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. -2009. - № 4. - С. 279-282.

5. Терентьева Т. П. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода: автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Чебоксары, 2014. - 23 с.

6. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 10201022. - URL https://moluch.ru/archive/103/ 23955/ (дата обращения: 11.06.2019).

7. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. -Челябинск: Книга, 1991. - 123 с.

Е. Н. Иванова, М. Е. Лобурева

УДК 378(045)

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Д инамическая модель выпускника, соответствующего меняющемуся социальному заказу на педагога системы общего образования, предполагает не только наличие у него некоторого перечня общекультурных и общепрофессиональных компетенций, но и возможность их обогащения новыми компетенциями как в стенах вуза, так и за его пределами на протяжении всей профессиональной карьеры [4; 6].

В качестве таковых сегодня закономерно признаются общекультурная компетенция готовности выполнять физкультурно-оздоровительную деятельность в отношении собственного организма и общепрофессиональная компетенция готовности осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность с обучающимися общеобразовательных организаций. Особенно это касается старшеклассников, здоровье и физическое развитие которых к завершению общего образования среди детей и подростков 7-18 лет является наихудшим.

Сложившуюся ситуацию усугубляет снижение интереса к традиционным занятиям физической культурой. В связи с этим их вовлечение в инновационную физкультурно-оздоровительную деятельность, организованную посредством социально-педагогических проектов, может выступать продуктивным фактором мотивации здоровьесбережения и совершенствования двигательных качеств [1; 2].

Учитывая изложенное, становится актуальным исследование теоретических и приклад-

ных вопросов формирования у студентов нефизкультурных направлений подготовки в педагогическом вузе готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности со старшеклассниками посредством социально-педагогических проектов с определением перечня и содержания необходимых для этого компетенций, выражением модели и механизма их усвоения будущими педагогами, апробацией разработанных методических средств для достижения нового качества высшего образования.

Начальный этап педагогического эксперимента предполагал выяснение состояния сформированности у студентов готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности со старшеклассниками посредством социально-педагогических проектов. Для этого на основе трудов З. С. Жирковой и С. П. Мироновой был разработан тест «Диагностика качества знаний студентов педвуза в составе компетенций физкультурно-оздоровительной деятельности со старшеклассниками посредством социально-педагогических проектов» [3; 5]. Сформированность репродуктивных, частично-поисковых и продуктивных умений студентов проверялась с помощью заданий к кейсу «Минздрав назвал страдающие от ожирения регионы».

Диагностика в 2016-2017 учебном году проводилась с участием 115 студентов четвертых курсов нефизкультурных направлений подготовки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Эти же студенты в 20172018 учебном году на пятом курсе изъявили желание стать экспериментальной группой, что позволило обеспечить валидность результатов исследования.

Представим результаты выполнения студентами контрольной группы предложенных заданий. Первая часть теста содержала 10 вопросов физкультурно-оздоровительного, а вторая - 15 вопросов социально-проектировочного содержания.

Первое задание теста касалось работы с понятийным аппаратом физической культуры. Необходимо было вспомнить, что физии-ческое воспитание - это процесс развития

двигательных качеств и приобретения двигательных навыков. Как ни странно, с этим достаточно простым заданием справились только 23 респондента, подавляющее большинство из числа остальных в качестве ответа выбрали физическую культуру.

Второе задание теста предполагало проверку знаний респондентов о нормативах занятий физическими упражнениями для студентов вузов, по которым оптимальным временем на физическую подготовку в неделю является 6-9 часов. С этим заданием справились 40 человек, что достаточно неплохо для обучающихся факультетов нефизкультурной направленности.

Третье задание теста было связано со знанием российского законодательства по физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательной организации. От студентов требовалось выбрать, кто осуществляет общее руководство этой деятельностью. К сожалению, только 12 респондентов дали правильный ответ, указав на руководителя образовательной организации. Остальные 103 человека сочли, что эта миссия возложена на руководителя сектора физической культуры, например, декана факультета физического воспитания, что не является верным.

Четвертое задание теста требовало выбора ответа с указанием основных форм занятий по физическому воспитанию в образовательной организации. Во втором, третьем и четвертом суждениях были указаны либо не все необходимые формы, либо те, которые никак к ним не относились, например, культурно-развлекательные мероприятия. В беседах с обучающимися выяснилось, что они не видели в формулировках ответов существенной разницы и в принципе отвечали наугад.

Пятое задание теста касалось знания групп здоровья, на которые обучающихся делят после медицинского обследования. 64 респондента выбрали правильный ответ с основной, подготовительной и специальной группами. Остальные разделились на две примерно равные части - одну, которая считает, что на занятиях физической культурой

их лечат, другую, убежденную в том, что они занимаются спортом. В беседах с правильно ответившими выяснилось, что об основной, подготовительной и специальной группах они вскользь слышали от врачей, осуществлявших их медицинское обследование, или же однокурсников, но никто - от преподавателей физической культуры.

Шестое задание теста предполагало указание рекомендуемого интервала между едой и началом беговых занятий с ребенком. Этот интервал равен 2 часам из-за физиологических особенностей организма. Правильно задание выполнили только 20 человек. В беседах выяснилось, что почти все они либо сами уже имеют детей, либо участвуют в воспитании младших родственников, поэтому и знают приблизительный ответ.

Седьмое задание теста было связано с ограничениями к занятиям оздоровительной физической культурой. 102 респондента правильно ответили, что повышенная масса тела к таковым не относится. Два последних варианта ответов среди студентов не встречались. Однако 13 человек, путая психические заболевания и расстройства, указывали на это суждение. В беседах с опрошенными, разобравшись в разнице категорий «заболевание» и «расстройство», их вопросы были сняты.

Восьмое задание теста требовало выбора естественного пути расширения диапазона физиологических резервов организма. В качестве правильного ответа было суждение о закаливании, которое встречалось у 80 респондентов. Остальные опрошенные примерно в равных количествах разделились между оптимизацией факторов окружающей среды и употреблением химических препаратов. Причем в последнем случае по неустановленным нами причинам студенты упустили из вида прилагательное «естественное», стоящее в вопросе на первом месте.

Девятое задание теста с множественным выбором ответа касалось знания обучающимися приоритетных двигательных качеств человека и объяснения их значимости в физической подготовке. В частности, речь в воп-

росе шла о гибкости. Правильным ответом был выбор суждений: «способствует более экономичному выполнению упражнений» и «способствует уменьшению травматизма». Только у 6 респондентов обнаружен такой ответ. 70 опрошенных за задание набрали по одному баллу, выполнив его частично. Остальные, к сожалению, с заданием не справились. Более того, в 17 случаях вопрос студентами был пропущен. Анонимность анкет не позволила установить личности этих обучающихся, но в беседах выяснилось, что о двигательных качествах всем студентам мало что известно.

Десятое задание теста также имело множественный выбор ответа. Оно касалось средств лечебной физической культуры. В сравнение с предыдущим, это задание было выполнено всеми респондентами и 76 из них с ним уверенно справились, исключив из ответов упражнения на тренажерах с отягощениями и отдельные виды спорта. 32 человека за задание набрали по одному баллу, выполнив его частично.

Графическое выражение обобщенных данных о результатах выполнения студентами контрольной группы заданий первой части теста представлено на рисунке (рис. 1). Среднее количество респондентов, справившихся с ней, равно 46 из 115, что является очень низким.

Рис. 1. Результаты правильного выполнения студентами контрольной группы заданий первой части теста (чел.)

Последующие вопросы касались социально-педагогического проектирования.

Задания теста предполагали выбор суждения, отражающего деятельность при социально-педагогическом конструировании; суть

социально-педагогического моделирования и проектирования; результаты социально-проектной деятельности.

Последующие задания теста предполагали выбор суждения о том, чем для педагога является проектная деятельность, что происходит на этапе конструирования при социально-педагогическом проектировании.

Задания тестов были связаны с диагностикой социально-педагогических целей при проектировании, определением условий эффективного контроля качества социально-педагогического проектирования, установлением последовательности этапов социально-педагогического проектирования.

Графическое выражение обобщенных данных о результатах выполнения студентами контрольной группы заданий второй части теста представлено на рисунке (рис. 2). Среднее количество респондентов, справившихся с ней, равно 47 из 115 и примерно одинаково с первой частью теста.

Рис. 2. Результаты правильного выполнения студентами контрольной группы заданий второй части теста (чел.)

Таким образом, тестовый контроль знаний студентов о физкультурно-оздоровительной деятельности и социально-педагогическом проектировании в образовательных организациях выявил в них существенные пробелы. Среди более чем половины респондентов обнаруживается незнание основ физического развития собственного организма, организации и осуществления физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися.

Они также не готовы к осуществлению эффективной физкультурно-оздоровительной деятельности с будущими воспитанниками посредством социально-педагогических проектов. Выбор ответов на вопросы обеих частей

теста больше свидетельствует об общей эрудиции, интуиции студентов, чем о качестве их подготовки в интересующем нас направлении.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется готовность студентов осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность в школе посредством социально-педагогического проектирования. Сделан вывод о том, что готовность выпускников педагогического вуза к осуществлению такой деятельности в современной школе является недостаточной. Результаты исследования свидетельствуют о незнании студентами основ физического развития организма, организации и осуществления физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися.

Ключевые слова: педагогический вуз; подготовка будущих педагогов; готовность к физкультурно-оздоровительной деятельности; ценности здорового образа жизни студентов; социально-педагогическое проектирование; уровень подготовленности.

SUMMARY

The article analyzes the readiness of students to carry out sports and health activities in school through social and pedagogical design. It has been concluded that the readiness of graduates of pedagogical university to carry out such activities in modern school is insufficient. The results of the study indicate that students do not know the basics of physical development of the body, the organization and implementation of sports and health work with students.

Key words: pedagogical university; training of future educators; readiness for sports and health activities; the values of a healthy student lifestyle; social and pedagogical design; level of qualification.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2016. - 240 с.

2. Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: ИЦ «Академия», 2013. - 288 с.

20/у//-

(?Ж)

3. Жиркова З. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Акад. естествознания, 2014. - 129 с.

4. Кузовлев В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: научно-методический и организационно-педагогический аспекты: дисс. ... д-ра пед. наук. -М., 1999. - 301 с.

5. Миронова С. П. Педагогическое проектирование физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие [Электронный ресурс] / С. П. Миронова, С. А. Медведева, Е. Б. Ольховская [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 147 с. - URL: http://elar.rsvpu.ru/.

6. Подольский О. А., Погожина В. А. Ключевые компетенции выпускников и молодых специалистов при приеме на работу // Научное обозрение: гуманитарные исследования. -2016. - № 1. - С. 96-103.

(Ж)

А. А. Хрулёва

УДК 378

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Ц ифровизация - это основной термин, во многом характеризующий экономические и социально-культурные процессы в XXI веке. Технологии изменили наше общество и стали неотъемлемой составляющей нашей системы образования. Цифровизация - это возможность для вузов осуществлять образовательную деятельность в новом формате, который предусматривает изменения в содержании и организации образовательного процесса, а также в структуре самих вузов.

Обучение - это всегда индивидуальный процесс. Цифровизация дает возможность рас-

ширить рамки доступности высшего образования для населения. Однако цифровой масштаб и новые способы обучения увеличивают материальные затраты. Существенные инвестиции в инфраструктуру и квалифицированный преподавательский состав также являются необходимыми компонентами высшего образования. Цифровое обучение, осуществляемое в форме массовых открытых онлайн курсов (МООК), может принести положительные результаты в рамках уже существующих стандартов, но это, вне всякого сомнения, требует дополнительного финансирования.

Высшее образование играет ключевую роль в обеспечении цифровой грамотности. Так как информация становится доступной в международных сетях, классическая форма обучения в аудиторных условиях теряет свою актуальность. Главной задачей обучения становится формирование у обучающихся навыков находить информацию, осознавать, когда нужна дополнительная информация, оценивать качество информации. Обучение в течение всей жизни так же, как и способность адаптироваться к технологическим изменениям, должна быть в центре всей системы образования [4].

Одна из главных задач любого государства заключается в увеличении процента населения с качественным образованием. Цифро-визация обеспечивает самостоятельность при выборе учебного контента, что открывает возможность создания персонализированных путей образовательного процесса. Чтобы использовать очевидный потенциал цифрового обучения, необходим новый взгляд на дидактику. Компьютерная среда может адаптироваться к уровню способностей каждого учащегося и помочь им добиться успеха. Высшее образование должно активно использовать эти возможности, а международное научное сотрудничество должно решать проблемы цифровизации [9, с. 146].

Чтобы обеспечить понимание образовательного контента и критическое его осмысление, качественные цифровые программы должны предоставлять всестороннюю академическую поддержку, а также психологическую поддержку. Они всегда должны включать личное взаимодействие, которое может быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.