Научная статья на тему 'Диагностика сложных объектов на основе интерактивного анализа топологии классов состояний и теории нечетких множеств'

Диагностика сложных объектов на основе интерактивного анализа топологии классов состояний и теории нечетких множеств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ / КЛАСС / КОНФИГУРАЦИЯ / НЕЧЕТКИЕ МНОЖЕСТВА / СТЕПЕНИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / АНАЛИЗ / ОБРАБОТКА ДАННЫХ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кочеткова И.А., Ковтун Д.Р.

Рассмотрено расширение функциональных возможностей ранее разработанного нами метода распознавания образов на основе представления многомерных форм классов образов в двумерные в интересах диагностики путем использования теории нечетких множеств, позволяющих определять степени принадлежности точки, характеризующей состояние, к классу допустимых состояний для случая пересечения классов в исходном пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кочеткова И.А., Ковтун Д.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика сложных объектов на основе интерактивного анализа топологии классов состояний и теории нечетких множеств»

Кочеткова И. А., аспирант Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова

Ковтун Д. Р., консультант ООО "ЭйТи Сервис"

ДИАГНОСТИКА СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО АНАЛИЗА ТОПОЛОГИИ КЛАССОВ СОСТОЯНИЙ И ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ

МНОЖЕСТВ

IneSuan@gmail.com

Рассмотрено расширение функциональных возможностей ранее разработанного нами метода распознавания образов на основе представления многомерных форм классов образов в двумерные в интересах диагностики путем использования теории нечетких множеств, позволяющих определять степени принадлежности точки, характеризующей состояние, к классу допустимых состояний для случая пересечения классовв исходном пространстве

Ключевые слова: распознавание образов, класс, конфигурация, нечеткие множества, степени принадлежности, анализ, обработка данных, диагностика._

Решение задачи диагностики (распознавания) состояний сложных объектов [1], например агрегатов летательных аппаратов, основывается на анализе и интерпретации имеющихся данных о текущем состоянии подсистем и его истории эксплуатации. В настоящей статье рассматривается один из возможных подходов к решению задачи автоматизации процедуры распознавани-ясостояния по предварительно построенному многомерному виртуальному образу состояния и многомерным классам диагнозов В, [2, 3].. Класс диагнозов составляют наборы признаков пациентов, имеющих одно для всех выделенное именем состояние. Возможным решением упомянутой выше задачи является использование геометрического метода формирования, визуализации и интерактивного распознавания многомерных образов сложных систем [2, 3]. Одной из основных процедур данного метода является процедура формирования двумерного

образа состояния (А2 (^)) и двумерных образов классов состояний В2г-, представляющих собой проекции и В, на плоскость { X',У' } (рис. 1), совпадающую с плоскостью отображающего многоцветного экрана видеомонитора.

Однако при практической реализации метода, описанного в [2, 3], возможны ситуации, обуславливающие неоднозначность принятия управленческого решения о текущем состоянии объекта. Такие ситуации могут появляться в связи с тем, что в ^-мерном пространстве состояний многомерные классы диагнозов В, могут совпадать по целому ряду данных, что, в свою очередь, обусловливает частичное пересечение классов состояний В2, друг с другом. В этих случаях значение А2(?) может находиться в области

пересечения двух и более В2г(рис. 1) - А2В^2 (^) .

Следует подчеркнуть, что рассматриваемые ниже пересечения классов состояний в многомерном пространстве признаков после преобразования к двумерным формам представления каждого кортежа состояния конкретных пациентов относится только к неустранимым пересечениям, то есть пересечениями классов в исходном многомерном пространстве. В разработанном нами методе [2] преобразования многомерных форм представления каждого состояния (диагноза) и классов диагнозов к их двумерным формам представления порождает ложные пересечения классов диагнозов в двумерном пространстве визуализации, что порождает необходимость выполнения разведочного анализа для исследования конфигураций классов состояний, а также их взаимного расположения. Поэтому в метод преобразования форм представления диагнозов встроены инструментальные средства разведочного анализа, основанные на целенаправленном переносе начала координат в многомерном пространстве признаков, для обнаружения и устранения возникающих ложных пересечений двумерных классов В,. Для устранения пересечений классов диагнозов для случаев сложных пространственных конфигураций классов диагнозов и их взаимного расположения выполняется рассечение многомерного пространства семейством гиперплоскостей.

В работе [2,3] предложен механизм разведочного анализа, позволяющий исключить неоднозначность решения задачи распознавания состояния объектав области «ложных» пересечений в двухмерном пространстве классов диагнозов (А2Ввг ) ) при отсутствии фактических

пересечений в многомерном пространстве признаков. Данный подход предполагает осуществление совокупности целенаправленных переносов начала координат ^-мерного пространства

признаков в выбранные экспертом точки на двумерной форме представления всех классов диагнозов и выполнить различение фактических и «ложных» пересечений. В результате осуществления таких процедур формируются совокупности и совокупности двумерных форм классов диагнозов (В2,). При этом о достаточности А2 ) и В2, судят по факту принадлежности А21

в=,_

ш

А2 ) только одному из ВИ .

Рис. 1. Топология взаимного положения на плоскости { X', У' } двух виртуальных двумерных классов диагнозов с фактическим пересечением в многомерном пространстве признаков

В связи с этим рассмотрим для этой ситуации возможность уменьшения степени неоднозначности распознавания А2В^2 (?) , применяя

теорию нечётких множеств, которая позволяет количественно оценивать значение степени принадлежности текущего значения двумерного образа состояния объекта соответствующему образу В2, в области их фактического пересечения друг с другом. Такой подход предусматривает проведение определённой совокупности процедур [1]. При этом классы диагнозов и виртуальный образ состояния объекта (кортеж признаков) рассматриваются в многомерном признаковом пространстве - В, и АШВ (?), где

АШВ (?) - значение А N7), находящиеся в области пересечения двух и более В,. На первом этапе определяют функции принадлежности для каждого терма лингвистических переменных, характеризующих АШВ (?) [4,5]. В связи с

этим, все признаки задаются как лингвистические переменные. Далее эксперты определяют, какой из термов лингвистической переменной соответствует тому или иному классу диагнозов

В, .

Для определённости рассуждений рассмотрим решение поставленной задачи на примере текущего состояния объекта АШВ (?), условно характеризуемого признаками: (Ох) - «Вибрация

двигательной установки в контролируемой зоне»; (02) - «Температура двигательной установки в контролируемой зоне»; (О3) - «Давление в контролируемой зоне» и значениями данных признаков (Ах, А2, А3 соответственно), характеризующих текущее состояние объекта АШВ (?). При этом пусть заданные признаки

представлены как лингвистические переменные, заданные соответствующими терм-

множествами: «Вибрация» - {Слабая, Умеренная, Сильная}; «Температура» - {Нормальная, Повышенная, Опасная}; «Давление» - {Низкое, Нормальное, Высокое}. Данные признаки как лингвистические переменные, заданные терм-множествами, иллюстрируются на рисунке 2а, рисунке 2б, рисунке 2с, соответственно.

^ В1 В2 Вз

1

слабая

А1 умеренная сильная Вибрация

а

Ц.33(С2) Ц22(02)

Ц11(03) Ц22(03)

пониженная нормальная а2 повышенная Температура

б

' В1 В2 В3

низкое А3 нормальное высокое

в

Давление

Рис. 2. Лингвистические переменные: а - «Вибрация»; б - «Температура»; в - «Давление»

Дадим характеристику терм-множествам, описывающим симптомы «Вибрация», «Температура» и «Давление», соответственно:

- Признак «Вибрация»: терм - «Слабая» характерен для класса диагнозов Вх; терм «Умеренная» характерен для класса В2; терм «Сильная» характерен для класса В3;

- принимающая значения 1и11(О1), М22(О\) - функция принадлежности, характеризующая степень принадлежности признака

«Вибрация» в точке А1 для классов диагнозов В1, В2, В3, где г - г-тый класс, q — д-тый терм;

- А1, А2, А3- значение текущего признака, характерного для данного объекта;

- В1, В2, В3 - классы диагнозов (состояний), для которых характерны соответствуют термы признака «вибрация»;

- симптом «Температура»: терм - «Нормальная» характерен для В1; терм - «Повышенная» характерен для В2; терм - «Опасная» характерен для В3.

- ^¡д(02), принимающая значения /и22(02), /и33(02)) - функция принадлежности, характеризующая степень принадлежности признака «Температура» в точке 02 для классов В1, В2, В3, где г — г-тый класс, д — д-тый терм;

- В1, В2, В3 - классы диагнозов (состояний), которым соответствуют термы признака «температуры»;

- признак «Давление»: терм - «Низкое» соответствуют классу В1, терм - «Нормальное» соответствует В2, терм - «Высокое» соответствует В3.

- 1игд(03), принимающая значения ^11(С3), /и22(03)) - функция принадлежности, характери-

«Давление» в точке 03 для В1, В2, В3, где г — г-тый класс диагнозов, д — д-тый терм.

По результатам определения степени принадлежности к соответствующим классам Вг всех терм-множеств в точке

АШВ (?) ,характеризующей текущее состояния

объекта, строят таблицы для каждого признака. В таблицах строками являются терм-множества признаков, а столбцами являются классы диагнозов. Так, например, построим таблицу степени принадлежности терм-множеств признака -«Вибрация» к соответствующим классам в точке А1, анализируя рисунок 2а. Из проведенного анализа (рис. 2а) следует, что степень принадлежности к классу диагноза В1 таких терм-множеств как: «Слабая вибрация» (Я1(01)), «Умеренная вибрация» (Я2(01)), «Сильная вибрация» (Я3(01)) соответственно равны^11(С1) = 0.1, М2(С0 = 0, М3(С0 = 0.

Аналогично определяют степень принадлежности к соответствующему классу диагнозов В2и В3 каждого из терм-множеств в точке А1. Далее, выполняя операцию Я-нормы (1) получим:

зующая степень принадлежности признака

(С1) = тах{ /лл (С1X ^ 2 (С1 X ^ (С1)} (1)

находят по каждой классу диагнозов Вг в точке ченные в соответствии с (1) данные заносят в А 1максимальные значения оценок степени при- таблицу 1. надлежности среди всех терм-множеств. ПолуТаблица 1.

Степени принадлежности терм-множеств симптома «Вибрация» в точке АМВВ (?)

Я2(01) Я3(О0 тах

В1 Цп(01) =0.1 Ц12(01) = 0 ^13(61) =0 цВп(01)=0.1

В2 Ц21(01) =0 Ц22(О0 =0.7 ^23(61) =0 цВ21(01)=0.7

В3 Ц31(О0 =0 ^32(61) =0 Ц33(О0 =0 цВ31(01)=0

Проведём аналогичные рассуждения для признака «Температура», который задан своей лингвистической переменной (см. рис. 2б). Из анализа рисунка 2б следует, что степень принадлежности к классу В1 таких терм-множеств, как: «Нормальная температура» (Я\(02)), «Повышенная температура» (Я2(02)), «Опасная температура» (Я3(02)) соответственно равны^ц^) = 0, /Л\2(02) = 0, ^13(С2) = 0.Проводя аналогичный анализ, находят количественные оценки степени принадлежности к каждой области за-

Степени принадлежности терм-множе

болевания Вг каждого из терм-множеств в точке А2. Далее, осуществляя операцию Я-нормы в соответствии с соотношением (2) находят по каждой области заболевания Вг в точке А 2максимальные значения оценок степени принадлежности среди всех терм-множеств.

(С2 ) = тах{ М^Д МлЧ^Х Иг3 (С2)}(2) Полученные в соответствии с (2) количественные оценки заносим в таблицу 2.

Таблица 2.

симптома «Температура»в точке АМВВ ^)

Я2(02) Я3(02) тах

В1 Цп(02) = 0 1112(62) = 0 ^13(62)= 0 цВ12(02)= 0

В2 ^21(62) = 0 ^22(62) = 0.3 ^23(62)= 0 ЦВ22(Й2)= 0.3

В3 ^31(62) = 0 ^32(62) = 0 ^33(62)= 0.4 цВ32(02)=0.4

Далее рассмотрим терм-множествство, давление» (Л2(О3)), «Опасное давление» (Л3(О3))

описывающее признак «Давление» (см. рис. 2с). соответственно равньщ^О^ = 0.5, ^12(О3) = 0,

Из анализа рисунка 2с можно сделать вывод о ¿и13(О3) = 0.

том, что для признака «Давление» степень при- Далее, осуществляя операцию £-нормы (3): надлежности к классу В1 терм-множеств, как: «Нормальное давление» (Л1(О3)), «Повышенное

(Оз ) = тах{ Мп (О3 ), М"2 (О3 ), (О3 )} (3)

находят для каждого класса В, в точке Аз макси- Полученные в соответствии с (3) количе-

мальные значения степени принадлежности сре- ственные оценки заносят в таблицу 3. ди всех терм-множеств.

Таблица 3.

Степени принадлежности терм-множеств симптома «Давление» в точке АМВВ (?)

Ri(G3) R2(G3) R3(G3) max

Bi ^ii(G3) =0.5 ^i2(G3) =0 ^i3(G3) = 0 ^Bi3(G3)=0.5

B2 H-2i(G3) =0 ^22(G3) =0.4 fe(G3) =0 ^B23(G3)=0.4

B3 ^3i(G3) =0 te(G3) =0 ^33(G3) =0 ^B33(G3)=0

В итоге получают множества значений сте- класс диагнозов виртуальному образу состояния

пеней принадлежности для каждого класса диа- пациента АШ В (?) для соответствующего при-гнозов В,, которые являются количественной ' 7

знака.

оценкой степени принадлежности терм-множества признака, входящего в искомый

В = {В (О), МБ12 (О2 ), В (Сз)> (4)

Для того чтобы определить степень при- нормы (5) по полученным значениям относи-надлежности точки АКВВ (?) к 1-тому классу тельно каждого класса состояний в соответствии

1 7 со следующим соотношением:

(¡иВ), необходимо выполнить операцию Т-

/jBi = min{ /иВЛ (Gi), мВг 2 (G2 ), /jBi 3(G3)} Выполнив операцию Т-нормы для всех значений i = 1,2,3 с использованием (5), получают следующую совокупность значений

^ = min{^B„(Gi), ^Bi2(G2), ^В!з(вз) } = min{0.i, 0, 0.5} = 0 ^ = min{^B2i(Gi), ^B22(G2), ^B23(G3) } = min{0.7, 0.3, 0.4} = 0.3 В = min{^B3i(Gi), ^B32(G2), ^33^3) } = min{0, 0.4, 0} = 0

(5)

(6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из сопоставительного анализа полученных совокупностей оценок (6) можно найти максимальное значение оценки степени принадлежности АШВ (?) к искомому классу В,. Значение

степени принадлежности определяется путем выполнения, с учётом (6), операцию Л-нормы: /лВ = тах{ /лВ1, /лВ2, /лВ3 } (7)

Из анализа значений, полученных в соответствии с (7) следует, что для рассматриваемого примера текущее состояние пациента АШ В (?) классифицируется как класс диагнозов

(состояний) В2, так как оно характеризуется максимальным значением функции принадлежности /иВ2 = 0.3. Следует отметить, что в случае неоднозначности, т. е. когда несколько классов диагнозов имеют равную максимальную степень принадлежности, решение о принадлежности не принимается и декларируется отказ от диагностики для данного случая.

Таким образом, рассмотрен один из возможных подходов к совершенствованию метода распознавания состояния объектов в ситуации, характеризующейся частичным пересечением В2, друг с другом в многомерном пространстве признаков. Решение задачи базируется на совместном использовании проективно-геометрического метода распознавания образов и теории нечетких множеств, которая позволяет осуществить количественную оценку степени принадлежности текущего значения каждого из параметров состояния Од(А2(?)) к каждому из классов состояний в соответствующей точке, принадлежащей области пересечения В2. Предложенное решение можно рассматривать как новый подход к организации поддержки принятия решений, позволяющий автоматизировать мониторинг, оперативный контроль или анализ закономерностей изменения возникающих в сложных системах. Преимуществом предлагаемого подхода, сущность которого заключатся в

том, что вначале определяются зоны пересечений классов диагнозов в многомерном пространстве признаков путем использования ранее разработанного метода распознавания, а затем только для этих областей пересечений применяется аппарат теории нечетких множеств, что существенно сокращает время опроса экспертов и нагрузку на каждого из них, а также устраняются многие варианты отказа от диагностики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алтунин А.Е., Семухин М.В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях. Тюмень: Изд. Тюменского государственного университета, 2000. 352 с.

2. Довгаль В.М, Старков Ф.А., Классификация и распознавание точечных образов с помощью визуализации многомерных объектов//

Известия Курского государственного технического университета.2007.№4(21).С.78-80.

3. Способ распознавания состояния сердечно-сосудистой системы по его многомерному образу / В.М. Довгаль, В.М. Никитин, Е.А. Ли-пунова, И.А. Кочеткова // Компьютерные науки и технологии: Втораямеждунар. науч.-технич. конф., (Белгород, 3-5 октября 2011 г. ), Белгород : Изд-во ООО «ГиК», 2011. - С. 193-198.

4. Леденева Т. М., Дубинин А. А. Синтез функций нечетких переменных// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 3033.

5. Леденева Т. М., НгуенНгок Хуи. О вычислении функции подобия для нечетких чисел// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №4. С. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.