Научная статья на тему 'Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста'

Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1702
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / EARLY AGE / PSYCHO-SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гмыря Любовь Анатольевна, Отева Надежда Ивановна, Прибыткова Ольга Леонтьевна

Количество детей, имеющих нарушения речевого развития, растет. Коррекционно-логопедическая работа в настоящее время, как правило, начинает проводиться с детьми в возрасте от трех лет, а отсутствие речи у ребенка до трех лет рассматривается как временное затруднение в ее формировании. С учетом тесной взаимосвязи всех компонентов психоречевого развития ребенка и их влияния на развитие друг друга, осуществление диагностики психоречевого развития детей раннего возраста будет способствовать выявлению отклонений от параметров нормального развития на начальных этапах его становления, обеспечит возможность своевременной коррекционной помощи, тем самым способствуя достижению более высоких результатов, так как в раннем возрасте успешность построения обходных путей развития обеспечивается высокими резервными возможностями мозга. Акцент авторами сделан на изучение психоречевого развития детей 2-3 лет. Целью статьи является исследование индивидуальных проблем в развитии детской речи на основе анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста. Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ результатов индивидуальной диагностики психоречевого развития детей раннего возраста. Выявлено отставание в развитии у восьми детей из десяти, характерная особенность всех детей несформированность активной речи наряду с другими показателями развития. Практическая значимость: исследовано психоречевое развитие детей 2-3 лет. Ранний контроль за уровнем нервно-психического развития ребенка позволит осуществить своевременную коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что повысит ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гмыря Любовь Анатольевна, Отева Надежда Ивановна, Прибыткова Ольга Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PSYCH SPEECH DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN

The number of children with speech disorders is growing. Correction and speech therapy work is currently usually started with three year aged children and the lack of speech in a child under three years is considered as a temporary difficulty in its formation. Taking into account the close relationship of all components of the child's psych speech development and their influence on each other's development, the realization of diagnostics of psych speech development of young children will help to identify deviations from the parameters of normal development at the initial stages of its formation. It will also provide the possibility of timely corrective assistance, thereby contributing to achieving higher results, since at an early age, the success of building workarounds is provided by high reserve capabilities of the brain. The emphasis the authors placed on the study of psycho-speech development of 2-3 year aged children. The purpose of the article is to study individual problems in the development of children's speech based on the analysis of the main indicators of early childhood development. The theoretical novelty. A qualitative analysis of the results of individual diagnosis of mental and speech development of children of early age. Eight out of ten children were found to have a lag in development. a characteristic feature of all children is the lack of formation of active speech, along with other indicators of development. Practical significance: a study of psycho-speech development of 2-3 year aged children. Early monitoring of the level of neuropsychological development of the child will allow timely corrective work taking into account the individual characteristics of each child, which will increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.С. Васева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил, Россия, e-mail: e-s-vaseva@mail.ru, ORCID: 0000-00015442-3170.

Н.В. Бужинская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Нижний Тагил, Россия, e-mail: nadezhda_v_a@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5821-136X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.S. Vaseva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology, Nizh-ny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of Federal State Autonomous Educational Institution «Russian State Vocational Pedagogical University», Nizhny Tagil, Russia, e-mail: e-s-vaseva@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5442-3170.

N.V. Buzhinskaya, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of Federal State Autonomous Educational Institution «Russian State Vocational Pedagogical University», Nizhny Tagil, Russia, e-mail: nadezhda_v_a@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5821-136X.

УДК 376

Любовь Анатольевна Гмыря г. Тюмень Надежда Ивановна Отева г. Тюмень Ольга Леонтьевна Прибыткова г. Тюмень

Диагностика психоречевого развития детей раннего возраста

Количество детей, имеющих нарушения речевого развития, растет. Коррекционно-логопедическая работа в настоящее время, как правило, начинает проводиться с детьми в возрасте от трех лет, а отсутствие речи у ребенка до трех лет рассматривается как временное затруднение в ее формировании.

С учетом тесной взаимосвязи всех компонентов психоречевого развития ребенка и их влияния на развитие друг друга, осуществление диагностики психоречевого развития детей раннего возраста будет способствовать выявлению отклонений от параметров нормального развития на начальных этапах его становления, обеспечит возможность своевременной коррекционной помощи, тем самым способствуя достижению более высоких результатов, так как в раннем возрасте успешность построения обходных путей развития обеспечивается высокими резервными возможностями мозга.

Акцент авторами сделан на изучение психоречевого развития детей 2-3 лет.

Целью статьи является исследование индивидуальных проблем в развитии детской речи на основе анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста.

Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ результатов индивидуальной диагностики психоречевого развития детей раннего возраста. Выявлено отставание в развитии у восьми детей из десяти, характерная особенность всех детей - несформированность активной речи наряду с другими показателями развития.

Практическая значимость: исследовано психоречевое развитие детей 2-3 лет. Ранний контроль за уровнем нервно-психического развития ребенка позволит осуществить своевременную коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что повысит ее эффективность.

Ключевые слова: ранний возраст, психоречевое развитие.

Lyubov Anatolyevna Gmyrya Tyumen Nadezda Ivanovna Oteva Tyumen Olga Leontyevna Pribytkova Tyumen

Diagnostics of psych speech development of young children

The number of children with speech disorders is growing. Correction and speech therapy work is currently usually started with three year aged children and the lack of speech in a child under three years is considered as a temporary difficulty in its formation.

Taking into account the close relationship of all components of the child's psych speech development and their influence on each other's development, the realization of diagnostics of psych speech development of young children will help to

identify deviations from the parameters of normal development at the initial stages of its formation. It will also provide the possibility of timely corrective assistance, thereby contributing to achieving higher results, since at an early age, the success of building workarounds is provided by high reserve capabilities of the brain.

The emphasis the authors placed on the study of psycho-speech development of 2-3 year aged children.

The purpose of the article is to study individual problems in the development of children's speech based on the analysis of the main indicators of early childhood development.

The theoretical novelty. A qualitative analysis of the results of individual diagnosis of mental and speech development of children of early age. Eight out of ten children were found to have a lag in development. a characteristic feature of all children is the lack of formation of active speech, along with other indicators of development.

Practical significance: a study of psycho-speech development of 2-3 year aged children. Early monitoring of the level of neuropsychological development of the child will allow timely corrective work taking into account the individual characteristics of each child, which will increase its effectiveness.

Keywords: early age, psycho-speech development.

Актуальность настоящего исследования

обусловлена увеличением количества детей, имеющих нарушения речевого развития. В России в настоящее время в среднем 5-10% детей имеют нарушения артикуляции центрального и периферического генеза, проблемы с пониманием речи и построением речевого высказывания [2; 9].

Формирование всех психических процессов, развитие интеллектуальных способностей, сенсорных функций и моторной сферы напрямую связаны со становлением речевой деятельности ребенка, так как речь является основным средством общения и познания, нарушение которых явно отражаются на становлении всего психоречевого развития ребенка. Нарушение речевого развития оставляет отпечаток на становлении коммуникативных, познавательных, регу-ляторных и в дальнейшем учебных способней ребенка, неправильное формирование которых в свою очередь влияет на развитие речи ребенка [1; 4].

В своих трудах А.А. Леонтьев, на основе дея-тельностного представления речи, впервые озвученного Л.С. Выготским, определяет речь как особый вид деятельности. Основанием для определения речи как деятельности послужила структура речевого действия, которая совпадает со структурой любого вида деятельности, включающей в себя фазы мотивации, планирования, реализации и контроля. При этом речевая деятельность является особым видом деятельности, цель которой заключается в ней самой или в достижении цели в любых других видах деятельности [3].

В процессе развития речевой деятельности происходит становление высших психических форм познавательной деятельности: коммуникативное взаимодействие между людьми, обмен информацией, выражение результатов познания, мыслительные операции, регуляция и контроль деятельности [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет следующие целевые ориентиры в области речевого развития детей: ребенок должен владеть речью как средством общения и культуры; иметь богатый активный словарь; владеть связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, а также звуковой и интонационной культурой речи; иметь интерес к речевому

творчеству, знакомству с книжной культурой, детской литературой различных жанров; иметь навыки осуществления фонематического анализа и синтеза, как необходимого в дальнейшем условия успешного обучения грамоте [8].

Возрастной период от одного года до трех лет является определяющим в развитии речи ребенка. Данный период в психо лого-педагогической литературе именуется как ранний детский возраст. Ранний возраст - это уникальный период в жизни ребенка, когда наряду с развитием моторной, эмоциональной и личностной сфер ребенка формируются предпосылки речи и начинается развитие речевой деятельности, складываются основы коммуникативного поведения [7; 8].

Несмотря на то, что выделяется три основных группы предпосылок речевой деятельности: биологические, когнитивные и социальные, основой формирования предпосылок речевой деятельности принято считать ведущую форму деятельности ребенка, которая в раннем детском возрасте представлена предметно-действенным общением со взрослым [1]. Именно социальная ситуация развития в раннем детстве, обозначенная в психолого-педагогической литературе формулой «ребенок -предмет - взрослый», является благодатной почвой для формирования речевой деятельности [6].

Согласно ФГОС ДО для раннего детского возраста характерен быстрый темп физического и психического развития. В этот период ребенок выходит на новый уровень, изменяется его ситуация общения со взрослым, где центральным звеном является предмет и деятельность с ним, а также формируется основы для возникновения игровой деятельности [8];

Речь, ее становление и развитие является объектом изучения разных наук. Основополагающими в вопросах изучения речи как психической функции в отечественной психологии являются труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурии. Возрастная периодизация и исследования, направленные на определение особенностей и закономерностей психо-речевого развития на каждом возрастном этапе - огромный вклад в отечественную науку Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Развитие речевой деятельности в онтогенезе и формирование ее предпосылок отражается в работах Р.Е. Левиной, А.Н. Гвоздева.

Проблема исследования заключается в том, что коррекционно-логопедическая работа в настоящее время, как правило, начинает проводиться с детьми в возрасте от трех лет, а отсутствие речи у ребенка до трех лет рассматривается как временное затруднение в ее формировании.

С учетом тесной взаимосвязи всех компонентов психоречевого развития ребенка и их влияния на развитие друг друга, осуществление диагностики психоречевого развития детей раннего возраста будет способствовать выявлению отклонений от параметров нормального развития на начальных этапах его становления, обеспечит возможность своевременной коррекционной помощи, тем самым способствуя достижению более высоких результатов, так как в раннем возрасте успешность построения обходных путей развития обеспечивается высокими резервными возможностями мозга [7].

С точки зрения необходимого диагностического инструментария для решения данной проблемы может быть рассмотрена методика диагностики нервно-психического развития ребенка раннего возраста, разработанная и апробированная К.Л. Печорой. Данная диагностика предполагает комплексную оценку всех компонентов нервно -психического развития ребенка раннего возраста: понимание речи и активная речь, сенсорное и социальное развитие, игровая и предметная деятельность, двигательные способности, навыки самостоятельности и конструктивно-изобразительной деятельности. Главной целью диагностики К.Л. Печоры является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи на основе анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста. Автор на основе сравнения нормального развития выделяет пять групп развития детей раннего возраста с разными степенями выраженности отклонения. К первой группе относятся дети с развитием нервно-психических компонентов, соответствующим возрастной норме или с допустимым опережением развития на один - два эпикризных срока. Вторая группа предполагает небольшое отставание в развитии, то есть на один эпикризный срок по одному или нескольким показателям. Три последующих группы определяются отставанием в развитии ребенка раннего возраста на два, три и четыре - пять эпикризных сроков соответственно. При этом в каждой группе развития, определенных К.Л. Печорой имеет место быть дисгармоничное развитие, то есть по некоторым показателям ярко выраженное отставание в совокупности с нормо-типичным или опережающим развитием. Критериями методики является соотнесение полученных результатов с возрастными нормативами [5].

Используя методику диагностики нервно -психического развития К.Л. Печеры, было осуществлено диагностирование десяти детей группы раннего возраста на базе структурного подразделения Муниципального автономного общеобразова-

тельного учреждения Богандинская средняя общеобразовательная школа №1 Тюменского муниципального района.

Рассмотрим более подробно полученные результаты диагностики нервно-психического развития каждого ребенка.

Диагностика ребенка в возрасте 2 года, 2 месяца показала связь понимания речи ребенка с наличием зрительной опоры, что характеризует отставание от возрастной нормы на один эпикриз-ный срок; активная речь представлена лепетными и облегченными словами - отставание на три эпикризных срока. Диагностика сенсорного развития свидетельствует о том, что ребенок ориентируется в трех контрастных величинах путем практического действия, но подбор цветовых пар по образцу и инструкции не выполняется, то есть наблюдается отставание на один эпикризный срок. В конструктивной и изобразительной деятельности также отмечается отставание от возрастной нормы на один эпикризный срок. Ребенок не осуществляет действия по образцу взрослого, не проявляет интерес к изобразительной деятельности, но охотно занимается одним видом деятельности со всеми детьми: воспроизводит игровые, танцевальные и двигательные действия. Ярко выражена контрастность в сфере социального развития: на фоне интереса, проявляемого к сверстникам, безразличие по отношению к взрослому и к совместной с ним деятельности. Двигательные умения и навыки самообслуживания соответствуют возрастной норме.

Таким образом, у ребенка 2 лет 2 месяцев на фоне несформированного предметно-действенного общения со взрослым прослеживается отставание от возрастной нормы в речевом и познавательном развитии, а также в изобразительной деятельности.

Диагностика нервно-психического развития ребенка возрасте 2 года 3 месяца показала следующие результаты: ребенок соотносит слово взрослого с изображением знакомых предметов и некоторых действий; иногда использует в речи однословные высказывания; не ориентируется в контрастных цветах, но правильно выполняет действия с кубами - вкладышами; выполняет отдельные игровые действия с предметами заместителями; не использует при преодолении препятствий чередующийся шаг; частично снимает с себя одежду, но не надевает ее; в изобразительной и конструктивной деятельности иногда воспроизводит по образцу взрослого несложные постройки и хаотично расположенные в пределах листа карандашные следы; эмоционально контактирует со взрослым и сверстниками, но не проявляет интерес к совместной деятельности со всеми детьми.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в нервно-психическом развитии ребенка 2 лет 3 месяцев прослеживается тенденция к отстающему на один эпикризный срок развитию по всем показателям нервно-психического разви-

тия, кроме активной речи, по которому отставание от нормы составляет два эпикризных срока.

Понимание речи другим ребенком в возрасте 2 лет 3 месяцев соответствует возрастной норме, но активная речь ребенка характеризуется отставанием в развитии на два эпикризных срока, то есть ребенок понимает рассказ взрослого о знакомых ему событиях, способен ответить на вопросы облегченными словами, иногда использует полные общеупотребительные слова. Остальные показатели нервно-психического развития этого ребенка соответствуют возрастной норме: ребенок хорошо ориентируется в контрастных размерах и цветах; в игровой деятельности возникают предпосылки сюжетной игры; перешагивает через препятствие чередующимся шагом; проявляет навыки самостоятельности во время одевания; в конструктивной и изобразительной деятельности с интересом воспроизводит постройки и изображения по образцу данному взрослым; в социальном развитии охотно сотрудничает со взрослым, проявляет живой интерес к играм сверстников.

Таким образом, в нервно-психическом развитии ребенка ярко выражено отставание в формировании активной речи неотягощенное отставаниями по другим показателям.

В нервно психическом развитии ребенка 2 лет 4 месяцев отмечено соответствие возрастной норме по следующим показателям: понимание речи -ребенок хорошо ориентируется в рассказе о знакомых событиях и действиях в новой ситуации; игровая деятельность носит сюжетный характер, присутствуют элементы воображения; навыки самообслуживания характеризуются аккуратностью во время приема пищи, самостоятельностью в процессе надевания одежды и обуви; в социальном развитии проявляется ориентирование на оценку взрослого. В формировании конструктивной и изобразительной деятельности отмечено отставание на один эпикризный срок, то есть ребенок воспроизводит постройки и рисует горизонтальные и вертикальные линии, подражая взрослому без проявления самостоятельности. Активная речь, сенсорное развитие, а также двигательные умения характеризуются отставанием от возрастной нормы на два эпикризных срока. Ребенок пользуется двухсловными предложениями; не ориентируется в основных цветах; не выполняет задания на перешагивание ни приподнятого над полом препятствия, ни лежащего на полу.

Таким образом, в развитии ребенка 2 лет 4 месяцев прослеживается явная взаимосвязь не-сформированности активной речи с отставанием в сенсомоторном развитии.

Диагностика ребенка 2 лет 6 месяцев показала, что понимание речи соответствует возрастной норме, ребенок переносит прошлый опыт восприятия действий и событий в новую ситуацию. В активной речи пользуется трехсловными предложе-

ниями, употребляет местоимения и прилагательные, что характеризует отставание на один эпикризный срок. Отставание на один эпикризный срок, также отмечено в двигательном и социальном развитии: ребенок перешагивает через препятствие, лежащее на полу, но не приподнятое над полом; ориентирование на оценку взрослого не прослеживается, взаимодействие со сверстниками - игра рядом. В сенсорном развитии, игровой, конструктивной и изобразительной деятельности диагностируется отставание на два эпикризных срока: ребенок не подбирает по образцу основные геометрические формы и основные цвета, ориентируется в трех контрастных величинах путем манипу-лятивных действий с кубами - вкладышами; отображает в игре отдельные игровые действия с использованием предметов заместителей; конструирует несложные постройки по образцу показанному взрослым; оставляет карандашный след в пределах ограничительных линий. Навыки самостоятельности соответствуют возрастной норме.

Результат диагностики ребенка 2 лет 6 месяцев позволяет сделать вывод о взаимосвязи отстающего становления сенсомоторного, познавательного и социально-коммуникативного развития ребенка.

Диагностика нервно-психического развития детей 2 лет 6 месяцев и 2 лет 7 месяцев позволила выявить следующие результаты: оба ребенка ориентируются в понимании рассказа взрослого на предыдущий опыт, используя его в новых условиях; в активной речи пользуются многословными предложениями, используют вопросительные слова; по образцу, заданному взрослым подбирают соответствующие геометрические формы, основные цвета; в игровой деятельности появляется сюжет и элементы творчества; двигательные умения характеризуются способностью без поддержки перешагивать горизонтальное препятствие приподнятое над полом; сформированность навыков самообслуживания прослеживается в аккуратности во время приема пищи и в полном самостоятельном одевании; в конструктивной деятельности отмечается самостоятельное создание простых сюжетных построек; изобразительная деятельность характеризуется желанием детей овладеть способами работы с пластическими материалом, а также способностью связать изображаемые карандашные линии с определенным образом; в социальном развитии ярко выражено ориентирование на оценку взрослого.

Таким образом, развитие всех показателей нервно-психического развития детей этого возраста соответствуют показателям возрастной нормы.

Понимание речи ребенком 2 лет 7 месяцев происходит с опорой на изображение, что является показателем отставания от нормы на два эпикриз-ных срока. В активной речи при необходимости использует лепетные слова и звукокомплексы, характеризующие отставание в развитии на четыре эпекризных срока. Отставание на четыре эпикриз-

ных срока также отмечается и в социальном развитии. Ребенок не проявляет интерес к сверстникам, но легко идет на контакт со взрослым во время совместной деятельности. Игровая деятельность проявляется в отдельных манипулятивных действиях с предметами, что позволяет определить отставание от возрастной нормы на три эпикриз-ных срока. Сенсорное развитие, двигательные умения, навыки самообслуживания, а также конструктивная и изобразительная деятельность соответствуют возрастной норме.

Таким образом, данный ребенок 2 лет 7 месяцев имеет дисгармоничное развитие на фоне ярко выраженной несформированности социально-коммуникативного развития и соответствующих возрастной норме моторного и познавательного развития.

Понимание речи ребенком 2 лет 8 месяцев соответствует возрастной норме, то есть ребенок понимает рассказ взрослого о прошлых действиях в новой ситуации. Активная речь характеризуется использованием трехсловных предложений, вопросные слова не используются, что показывает отставание от нормы на один эпикризный срок. В сенсорном развитии отмечается невозможность подбора геометрических фигур по заданному образцу, но ориентирование в основных цветах и контрастных размерах не нарушено, то есть имеет место отставание в развитии на один эпикризный срок. Отставание на один эпикризный срок также наблюдается в навыках самостоятельности. Ребенок частично надевает одежду и обувь, испытывает необходимость в помощи взрослого, а также недостаточно аккуратен во время приема пищи. В игровой, двигательной, конструктивной и изобразительной деятельности отмечено отставание от возрастной нормы на два эпикризных срока: игра характеризуется действиями с предметами - заместителями, игровой сюжет отсутствует; двигательные умения ограничены - ребенок не использует чередующийся шаг, преодоление препятствия вызывает трудность; в конструктивной и изобразительной деятельности отсутствуют элементы самостоятельности - ребенок воспроизводит несложные постройки и выполняет элементарные графические задания по образцу взрослого. В социальном развитии отставания от нормы не отмечается -в процессе любой деятельности ребенок ориентируется на оценочную характеристику взрослого.

В развитии ребенка имеет место быть неравномерная задержка общего развития.

Диагностика нервно-психического развития другого ребенка 2 лет 8 месяцев показала следую-

щее: понимание речи соответствует возрастной норме - ребенок свободно ориентируется в новой речевой ситуации, опираясь на предшествующий опыт; в речевом общении пользуется трехсловны-ми фразами повествовательными фразами; сенсорное развитие затруднено не восприятием геометрических фигур; в игровой деятельности отмечено возникновение сюжета; двигательные умения соответствуют возрастной норме; ребенок самостоятельно надевает одежду и обувь, прибегая к помощи взрослого при застегивании пуговиц и молний, прием пищи характеризуется аккуратностью и свободным пользованием столовыми приборами; в конструктивной и изобразительной деятельности отмечается интерес к действиям взрослого и желание повторить их, воспроизводя постройки и графические изображения по образцу без элементов самостоятельности; в социальном развитии наблюдается заинтересованность в получении оценочной характеристики.

Таким образом, в нервно-психическом развитии этого ребенка отмечена равномерная задержка развития на один эпикризный срок сенсорных, познавательных и изобразительных навыков, возможно, как следствие задержки развития активной речи.

Анализ полученных результатов позволил распределить обследуемых детей по пяти группам развития, выделенным К.Л. Печерой, определяя степень отставания. Два ребенка из десяти относятся к первой группе развития, то есть по всем линиям развития соответствуют нормативным показателям. Один ребенок относится ко второй группе развития, имея вторую степень, то есть отставание на один эпикризный срок по четырем показателям. Пять детей относятся к третьей группе, причем двое из них имеют первую степень - отставание на два эпикризных срока по одному показателю, а три ребенка - вторую степень, отставание на два эпикризных срока по трем - четырем показателям. Один ребенок с дисгармоничным развитием, относящийся к четвертой группе, и один ребенок с дисгармоничным развитием, относящийся к пятой группе.

Таким образом, проведенное обследование показало отставание в развитии у восьми детей из десяти, причем у всех восьми детей прослеживается явная несформированность активной речи наряду с другими показателями развития. Ранний контроль за уровнем нервно-психического развития ребенка позволит осуществить своевременную коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что является залогом ее успешности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

2. Заваденко, Н.Н. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение [Текст] / Н.Н. Заваденко, Н.Ю. Суворина // Русский медицинский журнал. - 2016. - № 6. - С. 362-366.

3. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : КРАСАНД, 2010. - 216 с.

4. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - Репринт. изд. 1967 г. - М. : Альянс, 2013. - 368с.

5. Печора, К.Л. Диагностика развития детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - 80 с.

6. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Ша-поваленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

7. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Элько-нин ; ред. сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 384 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. - Екатеринбург : Ажур, 2014. - 24 с.

9. Ягунова, К.В. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / К.В. Ягунова, Д.Д. Гайнет-динова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2018. - Т. 63, № 6. - С. 23-30.

REFERENCES

1. Volkova L.S., Shahovskaja S.N. Logopedija: uchebnik dlja studentov defektolog. fak. ped. vuzov [Speech Therapy]. Moscow: VLADOS, 1998. 680 p.

2. Zavadenko N.N., Suvorina N.Ju. Zaderzhki razvitija rechi u detej: prichiny, diagnostika i lechenie [Speech retardation in children: causes, diagnosis and treatment]. Russkij medicinskij zhurnal [Russian Medical Review], 2016, no. 6, pp. 362-366.

3. Leont'ev A.A. Jazyk, rech', rechevaja dejatel'nost' [Language, Speech, Speech Activity]. Moscow: KRASAND, 2010. 216 p.

4. Levinoj R.E. (ed.) Osnovy teorii i praktiki logopedii [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow: Al'jans, 2013. 368 p.

5. Pechora K.L., Pantjuhina G.V. Diagnostika razvitija detej rannego vozrasta. Razvivajushhie igry i zanjatija [Diagnosis of the development of young children. Educational games and activities]. Moscow: TC Sfera, 2019. 80 p.

6. Shapovalenko I.V. Vozrastnaja psihologija (Psihologija razvitija i vozrastnaja psihologija) [Developmental Psychology (Developmental Psychology and Developmental Psychology)]. Moscow: Gardariki, 2005. 349 p.

7. Jel'konin D.B. Detskaja psihologija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Child psychology]. Jel'kon-in B.D. (ed.). Moscow: Akademija, 2007. 384 p.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija: utv. prikazom M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii ot 17 okt. 2013 g. № 1155 [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Ekaterinburg: Azhur, 2014. 24 p.

9. Jagunova K.V., Gajnetdinova D.D. Rechevye narushenija u detej rannego i doshkol'nogo vozrasta [Speech Disorders in Infants and Preschool Children]. Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii [Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics], 2018, vol. 63, no. 6, pp. 23-30.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.А. Гмыря, студент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: stud0000195957@study.utmn.ru.

Н.И. Отева, старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.

О.Л. Прибыткова, аспирант, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: olga-pribytkova@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.A. Gmyrya, Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: stud0000195957@study.utmn.ru.

N.I. Oteva, Senior Lecturer, Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Postgraduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: n.i.oteva@utmn.ru, ORCID: 0000-0003-1165-1012.

O.L. Pribytkova, Graduate Student, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: olga-pribytkova@yandex.ru. УДК 811.112.2+378

Андрей Викторович Гойнаш

Брест, Республика Беларусь

Игра «UNI-Alias» как способ развития базовых коммуникативных компетенций

на иностранном языке

В статье описывается опыт создания учебных материалов нового поколения, где могут комбинироваться физическая и цифровая формы, задействоваться комплексные полиграфические услуги и осуществляется регистрация информационного ресурса на государственном уровне.

Игра содержит более чем 1500 слов, понятий и реалий, разбитых на условные уровни А, В и С, из которых в онлайн-версии случайным образом загружается только 10 и объяснить которые следует успеть за 5 минут. Новые 10 слов для следующего пользователя загружаются после обновления страницы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.