Научная статья на тему 'Диагностика профессиональных дефицитов учителей в условиях цифровой образовательной среды'

Диагностика профессиональных дефицитов учителей в условиях цифровой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный дефицит / трудовые действия / цифровая среда / professional shortage / labor activities / digital environment

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Дагбаева Соелма Батомункуевна, Кимова Сэсэгма Зандараевна

Представлены результаты диагностики дефицитов учителей Забайкальского края (Россия). Диагностика проведена с помощью карты самооценки учителями выполняемых трудовых действий по блокам: обучение, воспитание и развивающая работа. В основе методики – профессиональный стандарт педагога. В результате исследования получено описание трудовых действий, по которым педагоги считают в разной степени компетентными. Участники высоко оценили свои умения по организации учебных занятий, оцениванию знаний учеников, развитию у них познавательной активности, самостоятельности, способностей. Опрошенные считают затруднительными приобщение обучающихся к информационно-коммуникационным технологиям, развитие у них мотивации к обучению, внедрение современных интерактивных способов воспитания, обеспечение безопасной и комфортной в психологическом плане образовательной среды, работу с родителями и т. д. Учителя оценивают свои профессиональные действия в цифровой среде как удовлетворительные и признают, что нуждаются в помощи. Новизна работы представлена получением новых региональных данных о профессиональных дефицитах педагогов в цифровой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Дагбаева Соелма Батомункуевна, Кимова Сэсэгма Зандараевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of Professional Shortage of Teachers in the Digital Educational Environment

The article introduces some data on the shortage of teachers in the Trans-Baikal Territory (Russia). The diagnostics was based on the professional standard for teachers and a self-assessment map, which included three blocks: upbringing, education, and developmental work. The obtained results provided a description of professional activities, for which teachers consider themselves more or less competent. The respondents gave themselves high scores for organizational skills, knowledge assessment, and developing children’s cognitive abilities and independence. However, they considered it difficult to introduce students to new information and communication technologies, develop their motivation for learning, implement novel interactive methods, provide a safe and psychologically comfortable environment, work with parents, etc. In general, the teachers assessed their professional activities in the digital environment as rather low and admit that they need appropriate assistance.

Текст научной работы на тему «Диагностика профессиональных дефицитов учителей в условиях цифровой образовательной среды»

оригинальная статья

Диагностика профессиональных дефицитов учителей в условиях цифровой образовательной среды

Дагбаева Соелма Батомункуевна1*, Кимова Сэсэгма Зандараевна2

'Забайкальский государственный университет, Чита, Россия 2Институт развития образования Забайкальского края, Чита, Россия

*[email protected]

Поступила в редакцию 25.05.2022. Принята после рецензирования 15.06.2022. Принята в печать 27.06.2022.

Аннотация: Представлены результаты диагностики дефицитов учителей Забайкальского края (Россия). Диагностика проведена с помощью карты самооценки учителями выполняемых трудовых действий по блокам: обучение, воспитание и развивающая работа. В основе методики - профессиональный стандарт педагога. В результате исследования получено описание трудовых действий, по которым педагоги считают в разной степени компетентными. Участники высоко оценили свои умения по организации учебных занятий, оцениванию знаний учеников, развитию у них познавательной активности, самостоятельности, способностей. Опрошенные считают затруднительными приобщение обучающихся к информационно-коммуникационным технологиям, развитие у них мотивации к обучению, внедрение современных интерактивных способов воспитания, обеспечение безопасной и комфортной в психологическом плане образовательной среды, работу с родителями и т. д. Учителя оценивают свои профессиональные действия в цифровой среде как удовлетворительные и признают, что нуждаются в помощи. Новизна работы представлена получением новых региональных данных о профессиональных дефицитах педагогов в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова: профессиональный дефицит, трудовые действия, цифровая среда

Цитирование: Дагбаева С. Б., Кимова С. З. Диагностика профессиональных дефицитов учителей в условиях цифровой образовательной среды. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 2. С. 71-77.

full article

Diagnostics of Professional Shortage of Teachers

in the Digital Educational Environment с

Soelma B. Dagbaeva1*, Sesegma Z. Kimova2 О

xTrans-Baikal State University, Chita, Russian Federation О 2Institute for the Development of Education of the Trans-Baikal Territory, Chita, Russian Federation §

*[email protected] §

С О

Received 25 May 2022. Accepted after peer review 15 June 2022. Accepted for publication 27 June 2022. И

Annotation: The article introduces some data on the shortage of teachers in the Trans-Baikal Territory (Russia). Л

The diagnostics was based on the professional standard for teachers and a self-assessment map, which included three Г

blocks: upbringing, education, and developmental work. The obtained results provided a description of professional tc

activities, for which teachers consider themselves more or less competent. The respondents gave themselves high scores И

for organizational skills, knowledge assessment, and developing children's cognitive abilities and independence. However, У

they considered it difficult to introduce students to new information and communication technologies, develop their Л

motivation for learning, implement novel interactive methods, provide a safe and psychologically comfortable environment, О

work with parents, etc. In general, the teachers assessed their professional activities in the digital environment as rather low tC

and admit that they need appropriate assistance. С

Keywords: professional shortage, labor activities, digital environment С

Citation: Dagbaeva S. B., Kimova S. Z. Diagnostics of Professional Shortage of Teachers in the Digital Educational I

Environment. Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(2): 71-77. (In Russ.) К

Ц

И И

© 2022. Автор(ы). Статья распространяется на условиях международной лицензии

CC BY 4.0 71

¡z с

и

S

s

с

и <

s

£

>

n-

C >-

С

с ^

с: и с

со

Q

<

>-

С

С ^

С X

и >-

Введение

Для современного российского учителя в условиях цифровой образовательной среды актуальной становится проблема владения соответствующими компетенциями. На всероссийском совещании, посвященном повышению квалификации учителей в условиях формирования национальной системы учительского роста, Т. Ю. Синюгина отметила, что треть педагогов демонстрируют низкий уровень владения компьютерными и информационными технологиями1. Это связано с наличием определенных профессиональных дефицитов у современных учителей.

При обращении к содержанию понятия «профессиональные дефициты» складывается фрагментарное представление о нем. В большинстве случаев данный термин отождествляется с понятием «затруднение» [Петунин 2016], также используются дефиниции «некомпетентность» и «несостоятельность» [Плотникова 2016]. С точки зрения Потемкиной Т. В., в основе профессиональных затруднений лежат осознаваемые или неосознаваемые пробелы в профессиональной компетентности [Потёмкина 2018]. При этом профессиональные дефициты зачастую могут не осознаваться учителями [Гутник 2021]. Можно выделить общие характеристики данного понятия: недостаточность или отсутствие необходимых профессиональных компетенций, наличие затруднений при реализации конкретных

направлений профессиональной деятельности и обуслов-

2

ленные этим негативные переживания .

Для осуществления успешной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде современному учителю необходимо определить области своих профессиональных дефицитов.

Методы и материалы

Для диагностики профессиональных дефицитов была разработана карта «Самооценка профессиональных затруднений», в соответствии с которой педагогам задавался вопрос «Испытываете ли Вы затруднения при...», затем предлагался перечень трудовых действий, которые были составлены согласно профессиональному стандарту педагога3. Для ответа использовалась шкала Лайкерта, включающая пять вариантов ответа: «Да. Хотелось бы получить помощь» (1 балл),

«Скорее да, чем нет» (2 балла), «Скорее нет, чем да» (3 балла), «Нет. Выполняю на хорошем уровне» (4 балла) и «Нет. Могу поделиться опытом» (5 баллов). Для обработки результатов опроса подсчитывался средний балл по каждому блоку трудовых действий. В зависимости от него определялись дефицитные и доминирующие блоки.

Таким образом, были проанализированы образовательные организации Забайкальского края (Россия). Всего в исследовании приняли участие 138 педагогов, средний возраст - 48,5 лет, из них 105 женщин и 33 мужчины.

Результаты

Профессиональные дефициты педагогов, связанные с обучением, представлены в табл. 1. При самооценке трудовых действий по блоку «Обучение» педагоги считают себя наиболее компетентными в области планирования и проведения учебных занятий, 37 % опрошенных отмечают, что выполняют данное трудовое действие на высоком уровне и могут поделиться опытом, 45 % оценивают решение данной задачи на «хорошо». Не вызывает особых проблем у испытуемых подготовка и внедрение программ учебных дисциплин (21 % оценивают себя на «отлично», 50 % на «хорошо»), также осуществление текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся, включая тестирование (18 % опрошенных выполняют это действие на высоком уровне, 66 % - на хорошем). Профессиональные затруднения выявлены при формировании мотивации к обучению (16 % испытуемых хотели бы получить помощь при выполнении этой задачи).

Анализ полученных результатов исследования по блоку «Воспитание» (табл. 2.) показал, что опрошенные лучше всего справляются с задачей проектирования и реализации воспитательных программ. 24 % испытуемых выполняют эту функцию на «отлично», 55 % -на «хорошо». В число тех, у кого возникают трудности с выполнением трудовых действий, вошли: реализация современных форм и методов воспитания, в т.ч. интерактивных (13 % опрошенных хотели бы получить помощь при ее реализации); развитие эмоционально-ценностной сферы школьника (11 % педагогов нуждаются в помощи); деятельность по организации ученических органов самоуправления (11 % педагогов не отказались бы от помощи).

Минобрнауки: треть педагогов России не имеют профессиональных дефицитов. 27.03.2018. URL: https://pedsovet.org/beta/artide/mmobrnauki-tret-pedagogov-rossii-ne-imeut-professionalnyh-deficitov (дата обращения: 10.05.2022).

2 Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего». Распоряжение Министерства просвещения РФ № МР-4/02вн от 30.04.2019.

3 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013.

Табл. 1. Самооценка профессиональных затруднений по блоку «Обучение» Tab. 1. Self-assessment of professional difficulties in the Training block

Профессиональные затруднения Да. Хотелось бы получить помощь Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет. Выполняю на хорошем уровне Нет. Могу поделиться опытом

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 0 13 16 50 21

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС 0 13 16 55 16

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды 0 11 16 55 18

Планирование и проведение учебных занятий 0 5 13 45 37

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению 0 13 21 53 13

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися 0 8 18 58 16

Формирование универсальных учебных действий 0 10 16 58 16

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями 0 11 18 53 18

Формирование мотивации к обучению 0 16 16 55 13

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 0 5 11 66 18

Табл. 2. Самооценка профессиональных затруднений по блоку «Воспитание» Tab. 2. Self-assessment of professional difficulties in the Upbringing block

Профессиональные затруднения Да. Хотелось бы получить помощь зее да, чем нет а д м е ч н" е н е е е н в юо н у Ч S ое В в ыо Вор 8 ь т и лие део с гу ом s р

о р о н 8

к и к и еа СС s ас о

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образова- 0 8 11 70 11

тельной среды

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов

воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной 0 13 21 50 16

деятельности

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, 0 8 18 58 16

независимо от их способностей и характера

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соот-

ветствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего 0 6 10 68 16

распорядка образовательной организации

Проектирование и реализация воспитательных программ 0 3 18 55 24

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности 0 8 10 66 16

ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) 0 11 18 55 16

Профессиональные затруднения Да. Хотелось бы получить помощь Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет. Выполняю на хорошем уровне Нет. Могу поделиться опытом

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления 3 11 18 60 8

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации 3 8 8 70 11

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 0 3 6 76 16

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде 0 6 10 68 16

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка 0 5 24 55 16

Исследование профессиональных дефицитов педагогов по блоку «Развивающая работа» представлено в табл. 3. Педагоги считают себя наиболее успешными при выполнении задач, связанных с формированием познавательной активности, самостоятельности, инициативы и т.д. (74 % считают, что хорошо выполняют эти задачи).

При анализе особенностей развивающей деятельности опрошенных выявлены выраженные затруднения

при реализации психолого-педагогических и инклюзивных технологий (26 % испытуемых оценивают свою работу на «удовлетворительно», 7 % - хотели бы получить помощь); при обеспечении безопасной и комфортной среды (21 % выполняют эту задачу на «удовлетворительно», 7 % нуждаются в помощи); при реализации коррекционно-развивающей работы (27 % испытуемых оценивают свою работу на «удовлетворительно», 7 % -хотели бы получить помощь).

2 С

S

и

s

s

с

и <

s

£

>

и-

с >-

с

с ^

с и с

со

Q

<

>-С

с ^

с X

и >-

Табл. 3. Самооценка профессиональных затруднений по блоку «Развивающая работа» Tab. 3. Self-assessment of professional difficulties in the Developmental work block

Профессиональные затруднения Да. Хотелось бы получить помощь Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет. Выполняю на хорошем уровне Нет. Могу поделиться опытом

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития 0 16 16 58 10

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе 7 6 21 60 6

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка 3 10 18 53 16

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами 7 7 26 50 10

Оказание адресной помощи обучающимся 0 10 21 45 24

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума 3 12 16 53 16

Профессиональные затруднения л ff о S о с - л О g ° § * g >рее да, чем нет а д м е ч н" е н е е р Нет. Выполняю на хорошем уровне Нет. Могу поделиться опытом

Ä 3 ■л и 2 и

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно

с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка 3 18 16 53 10

Освоение и применение специальных технологий и методов, позволяющих 7 3 27 55 8

проводить коррекционно-развивающую работу

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,

инициативы, творческих способностей, гражданской позиции, способно- 0 3 10 74 13

сти к труду, культуры здорового образа жизни

Формирование и реализация программ развития УУД, образцов и ценностей

социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности 3 7 22 58 10

и социальных сетях

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся 0 10 22 55 13

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поли- 0 7 21 60 13

культурной среде

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка 0 10 13 74 3

Трудовые действия, непосредственно связанные с цифровой образовательной средой, - обучение информационно-коммуникационным технологиям оценивается педагогами довольно неоднозначно (18 % испытуемых считают, что справляются с этой задачей на «отлично», 53 % -на «хорошо», 18 % отмечают, что скорее нет затруднений, и только 11 % хотели бы получить помощь) (табл. 4.).

Выраженные затруднения педагоги испытывают при внедрении в свою воспитательную работу современных,

интерактивных форм и методов. 16 % опрошенных хотели бы получить помощь при выполнении данной работы, 21 % испытуемых не уверены в своих силах, 50 % респондентов оценивают свою работу в данной области как хорошую и только 13 % как отличную. 11 % испытывают профессиональный дефицит и нуждаются в помощи при осуществлении таких трудовых функций цифровой среды, как обучение информационно-коммуникационным технологиям и освоение виртуальной реальности и социальных сетей.

Табл. 4. Самооценка профессиональных затруднений в цифровой среде Tab. 4. Self-assessment of professional difficulties in the digital environment

Профессиональные затруднения Да. Хотелось бы получить помощь Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет. Выполняю на хорошем уровне Нет. Могу поделиться опытом

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями 0 11 18 53 18

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности 3 13 21 50 13

Формирование и реализация программ развития УУД, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях 3 8 24 55 10

3

П

И Х О Л

0 —

И S

s

С

О Ц И О

Л О

И

s

В

И

4 Т

А Л

1

О

К О

<

I

И

К

А Ц

И И

Анализ профессиональных дефицитов педагогов Забайкальского края демонстрирует, что они содержательно сопоставимы с данными других исследователей [Айгунова и др. 2017; Алтынникова, Музаев 2019; Геворкян и др. 2020; Петунин 2016]. Но не все педагоги могут похвастаться высоким уровнем готовности к работе в цифровой среде. Выявлено наличие затруднений педагогов при реализации цифровых технологий в обучении, воспитательной и развивающей работе, что лишний раз подтверждает результаты других авторов [Ильясов и др. 2020], согласно которым в настоящее время значительный процент учителей российской школы имеет затруднения в этой области [Никифорова и др. 2021; Сорокова 2020]. В трех разделах трудовых функций (обучение, воспитание и развивающая работа) профессионального стандарта педагога обнаружены профессиональные дефициты, связанные с цифровой средой: обучение навыкам информационно-коммуникационным технологиям; реализация современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы; правильное использование виртуальной реальности и социальных сетей. Оценивая эти трудовые действия, педагоги отмечают наличие затруднений и считают, что им нужна соответствующая помощь.

Заключение

Использование карты самооценки трудовых действий позволило получить достаточно подробную картину, описывающую доминирующие области и зоны профессиональных дефицитов.

В качестве успешно выполняемых трудовых действий необходимо выделить традиционные для учителя действия по обеспечению учебной, воспитательной и развивающей деятельности (организация уроков, контроль знаний обучающихся, формирование гражданской активности, культуры здорового и безопасного образа жизни, познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и др.). К действиям, вызывающим затруднения, относятся те, которые связаны с психолого-педагогическими (мотивирование, работа с особыми категориями детей и т.д.) и цифровыми компетенциями (обучение информационно-коммуникационным технологиям, внедрение современных интерактивных технологий, освоение виртуальной реальности и социальных сетей).

Практическая значимость исследования заключается в возможности организации работы по преодолению выявленных профессиональных дефицитов как самими педагогами, так и в специально организованных Институтом развития образования Забайкальского края условиях. В качестве перспектив дальнейших исследований необходимо указать разработку и внедрение экспертного листа для внешней оценки профессиональных дефицитов с целью уточнения и дополнения полученных результатов.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

¡z с

и

s

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

и <

s

£

>

и-

с >-

с

с ^

с и с

со

Q

<

>-С

с ^

с X

и >-

Литература / References

Айгунова О. А., Вачкова С. Н., Реморенко И. М., Семёнов А. Л., Тимонова Е. Н. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. Т. 40. № 2. С. 8-23. [Aigunova O. A., Vachkova S. N., Remorenko I. M., Semyonov A. L., Timonova E.N. Evaluation of professional activity of a teacher in accordance with the professional standard of the teacher. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology, 2017, 40 (2): 8-23. (In Russ.)] Алтынникова Н. В., Музаев А. А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов. Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 1. С. 31-41. [Altynnikova N. V., Muzaev A. A. Subject and methodological competencies in teachers: testing the unified federal evaluation tools. Psychological Science and Education, 2019, 24 (1): 31-41. (In Russ.)] http://doi.org/10.17759/ pse.2019240102

Геворкян Е. Н., Иоффе А. Н., Шалашова М. М. Диагностика педагога: от контрольного измерения к определению дефицитов для профессионального роста. Педагогика. 2020. № 71. С. 74-86. [Gevorkyan E. N., Ioffe A. N., Shalashova M. M. Diagnostics of a teacher: from control measurement to the definition of deficits for professional growth. Pedagogy, 2020, (71): 74-86. (In Russ.)] Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования. Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 4. С. 33-45. [Gutnik I. Yu. Designing an evaluation inventory for identifying teachers' professionalism deficits in the context of transformation of contemporary education. Science for Education Today, 2021, 11 (4): 33-45. (In Russ.)] http://doi.org/10.15293/2658-6762.2104.02

Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Севрюкова А. А., Буров К. С. Методические стратегии преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. Т. 44. № 3. С. 5-18. [Ilyasov D. F., Seiivanova E. A., Sevryukova A. A., Burov K. S. Methodological strategies for overcoming professional deficiencies of teachers interacting with "difficult" contingents of schoolchildren. Scientific Support of the System of Advanced Training of Personnel, 2020, 44 (3): 5-18. (In Russ.)]

Никифорова Е. А., Петрова Е. Г., Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда школы и ее влияние на социальные установки обучающихся. Непрерывное образование. 2021. Т. 35. № 1. С. 69-78. [Nikiforova E. A., Petrova E. G., Shiiova O. N. School digital educational environment and its impact on the students' social attitudes. Continuing Education, 2021, 35 (1): 69-78. (In Russ.)] Петунин О. В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образования. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. [Petunin O. V. Teacher professional difficulties when implementing the Federal State Educational Standards for General Education. Modern Problems of Science and Education, 2016 (1). (In Russ.)]

Плотникова А. М. Профессиональная некомпетентность как поле языковой игры. Уральский филологический вестник. Серия:Язык. Система. Личность:Лингвистика креатива. 2016. № 2. С. 192-198. [Piotnikova A. M. Criticism of professional incompetence expressed through language play. Ural Philological Bulletin. Series: Language. System. Personality: Linguistics of Creativity, 2016, (2): 192-198. (In Russ.)] Потёмкина Т. В. Проблемы выявления профессиональных дефицитов учителей при проектировании программ повышения качества образования. Источник. 2018. № 1. С. 6-9. [Potemkina T. V. The problems of identifying professional teachers' deficits when designing programs to improve the quality of education. Source, 2018, (1): 6-9. (In Russ.)] Сорокова М. Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 2. С. 44-58 [Sorokova M. G. Digital educational environment in university: who feels comfortable? Psychological Science and Education, 2020, 25 (2): 44-58 (In Russ.)] http://doi.org/10.17759/ pse.2020250204

a n И Х О Л

0 —

И

С

И

С О Ц И О

Л О

И

c

В

И

ч Т

А Л

в

1

О

С К

О

<

I

И

К А Ц

И И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.