УДК: 378.14.015.62:81:74-052
Зарицкая Л.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В УНИВЕРСИТЕТЕ
В традиционной практике высшего профессионального образования развитие профессиональное не всегда протекает в единстве с лингвистическим, ибо овладение профессией становится ведущим фактом, а лингвистическое начало не всегда переходит в высокий педагогический акт. Данная статья рассматривает профессионально-лингвистическое развитие будушего дизайнера в университете, где показан диагностический анализ констатирующего этапа профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете. Представлена часть программы опытно-экспериментальной работы данного этапа.
В задачи констатирующего этапа входят: определение уровневых показателей профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера, изучение информированности студентов о сущности творчества, творческого процесса, профессии «Дизайнер», выявление у студентов сформированности качеств, характерных для профессионально-лингвистического развития. В статье четко прописаны результаты исследования констатирующего этапа, а именно, на данном этапе студенты продемонстрировали низкий уровень информированности о том, что такое творчество, творческий процесс, креативность. Средний уровень показали студенты в результате анкетирования и тестирования по вопросам ценностных отношений к знаниям (профессиональным, иноязычным) и иноязычным умениям.
В статье приведен подробный анализ исследования, который позволил сделать следующие выводы: на констатирующем этапе нашей работы по профессионально-лингвистическому развитию будущего дизайнера в университете студенты, будущие бакалавры по направлению «Дизайн» обладают в целом низким уровнем знаний, умений и ценностных отношений по дисциплинам «Дизайн» и «Иностранный язык». Необходимо совершенствовать работу в данном направлении.
Ключевые слова: профессионально-лингвистическое развитие, программа профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера, констатирующий этап опытно-поисковой работы.
Высшее профессиональное образование в вузе призвано давать будущему бакалавру или магистру образование не только по конкретно выбранному направлению (в нашем случае направление «Дизайн»), но и расширять профессиональные знания с помощью дисциплин гуманитарного блока. Среди дисциплин гуманитарного блока обязательной является «Иностранный язык». Необходимо сочетать профессиональную подготовку как бакалавра так и магистра и лингвистическую составляющую в обучении по конкретному направлению [5]. На наш взгляд профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете является актуальным моментом в профессиональном становлении и профессиональном росте бакалавра, магистра в современном глобальном образовательном пространстве.
Мы понимаем профессионально-лингвистическое развитие как сочетание различных лингвистических и профессиональных знаний, умений по дисциплинам «Дизайн» и «Иностранный язык».
Продолжительное время работая в группах направления «Дизайн» по различным профилям
подготовки (графический дизайн, дизайн среды, дизайн костюма) можно поделиться определенным опытом. Всю свою работу мы структурировали в три основные этапа:
1. Констатирующий
2. Формирующий
3. Обобщающий.
В данной статье нам хотелось бы поделиться результатами констатирующего этапа нашей опытно-поисковой работы. Он предусматривал определение исходного уровня профессионально-лингвистического развития согласно разработанным нами критериям и уровневым показателям.
Формирующий этап предполагал практическое внедрение разработанной модели профессионально-лингвистического развития бакалавра, будущего дизайнера в университете, а также предполагалось оптимально реализовать теоретически обоснованные организационно-педагогические условия, принципы и требования осуществления спроектированного процесса обучения студентов в университете.
На обобщающем этапе эксперимента мы подвели итоги опытно-экспериментальной работы,
то есть определили уровень профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера, который был достигнут на формирующем этапе, сравнили его с исходными показателями, обосновали организационно-педагогические условия, которые способствовали успешному профессионально-лингвистическому развитию будущего бакалавра, дизайнера в университете [5].
Для того чтобы качественно провести кон-статитрующий этап мы разработали программу, в которой четко прописали задачи, методы исследования, ожидаемые результаты данного этапа.
На констатирующем этапе нами были выдвинуты следующие задачи по профессионально-лингвистическому развитию будущего дизайнера:
- определить уровневые показатели;
- изучить осведомленность будущих дизайнеров о своей профессии, ее сущности и значимости среди других профессий;
- выделить профессиональные качества будущего дизайнера;
- определить у бакалавров, будущих дизайнеров наличие и сформированность качеств, характерных для профессионально-лингвистического развития в целом;
- ознакомиться с опытом работы коллег, работающих по данному направлению подготовки в университете;
- составить дальнейший план работы для формирующего этапа.
В нашей программе были тщательно прописаны все методы исследования по данному констатирующему этапу, а именно:
- теоретически проанализировать научную литературу (педагогическую, психологическую, философскую), методическую литературу;
- провести опрос студентов;
- осуществить наблюдение за студентами в аудитории;
- провести двойное анкетирование среди студентов и преподавателей;
- предложить беседу как студентам так и преподавателям на тему профессионально-лингвистического развития;
- провести тестирование студентов.
Для изучения информированности и осведомленности будущих дизайнеров о сущности
профессии «Дизайнер», ее значимости мы предложили написать студентам микро-сочинение на английском языке, заранее дав им возможность подготовиться дома. Другими словами, студенты имея заготовленные дома грамматические клише, фразы и слова выполняли данный вид работы в аудитории [14].
Знакомясь с профессиональным опытом коллег, работающих в университете, мы параллельно просматривали учебно-методическую, учебно-нормативную документацию [2], [3], [11].
Как было упомянуто выше в содержание опытно-экспериментальной работы по профессионально-лингвистическому развитию будущего дизайнера средствами иностранного языка входило ряд задач. Для констатирующего этапа эксперимента основной задачей было определить исходный уровень профессионально-лингвистического развития будущего бакалавра, дизайнера. Специально для данного этапа были разработаны критерии и уровневые показатели. Единой общепринятой методики по диагностике профессионально-лингвистического развития бакалавра не существует, так как у данного процесса много всевозможных аспектов, которые необходимо учитывать в работе преподавателя.
Теоретический анализ исследования позволили сделать вывод о наличии когнитивного, деятельностного и аксиологического блоков, критериев (знания, умения, ценностные отношения), а также соответствующих им уров-невых показателей профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера. Особое значение мы уделяли важности определения сформированности конкретных психологических качеств студента, которые определяли механизмы профессионально-лингвистического развития и иноязычно-коммуникативным характеристикам будущего дизайнера. Данный вид работы был направлен на то, чтобы выяснить исходный уровень будущего бакалавра в профессионально-лингвистическом развитии. Мы акцентировали свое внимание на ценностном отношении будущего бакалавра к своей профессии.
Перед нами стояла задача разработать и теоретически обосновать необходимые для диагностирования критерии профессионально-
лингвистического развития, а также составить план диагностики в экспериментальной части на констатирующем этапе. В составленном плане мы прописали четко критерии, которые коррелируют через показатели с уровнями.
В плане по профессионально-лингвистическому развитию будущего дизайнера на констатирующем этапе среди критериев особое значение мы отвели первому критерию - знаниям: по предмету «Иностранный язык» как необходимому компоненту иноязычной культуры, знанию основных образцов неречевого и речевого поведения, знаниям о невербальных и вербальных средствах общения, фоновым знаниям.
Вторым критерием профессионально-лингвистического развития бакалавра, будущего дизайнера в нашей работе выступали ценностные отношения, то есть отношения к вышеперечисленным знаниям.
Третий критерий, который мы выдвинули для профессионально-лингвистического развития бакалавра на констатирующем этапе, умения: умения по предмету «Иностранный язык», умение конструктивно отстаивать свою профессиональную позицию на иностранном языке, умение слушать, профессионализм в иноязычном общении по направлению «Дизайн».
На констатирующем этапе нашей работы мы детально изучили реальное состояние проблемы с целью выполнения всех задач, а также исходный уровень профессионально-лингвистического развития бакалавра, будущего дизайнера.
Первым шагом в работе констатирующего этапа было анкетирование, где приняли участие около 600 студентов архитектурно-строительного факультета ФГБОУ ВПО ОГУ и факультета дизайна Самарского ГАСУ. В анкетах для студентов особое внимание уделялось знаниям о дизайне вообще, разновидностях дизайна, его актуальности, ценности в современном обществе; знаниях о сущности дизайна, будущей профессии; знании фактов иноязычной культурной среды, через которые возможно постижение системы ценностей будущей профессии дизайнера, освоение системы иноязычной культурной среды. Данные составляющие этого критерия, то есть знания были важны для нас, так как на них было основано профессионально-
лингвистическое развитие в виде компетент-ностных ориентаций и профессионального роста личности будущего дизайнера.
Нами были разработаны анкеты не только для студентов, но и для преподавателей. Особое внимание в анкетах, предназначенных для студентов и преподавателей, акцентировалось на индивидуальности, творческом процессе, творчестве, креативности, поскольку будущие дизайнеры и преподаватели иностранного языка, которые ведут занятия по направлению «Дизайн» должны свободно оперировать данными категориями в своей совместной работе. В анкетах были вопросы, касающиеся творчества, творческого процесса, креативности, индивидуальности.
Индивидуальность, в нашем понимании, -это отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психологических свойств. В каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации.
Творчество - это деятельность, результатом которой является создание оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей. Творчество бывает различных видов: научное, художественное, педагогическое, техническое и другие виды. Другими словами, творчество является движущей силой, которая обеспечивает самопродвижение индивида.
Творческий процесс рассматривался нами как ход, развитие, последовательная смена состояния в творчестве. Мы обозначили основные характеристики творческого процесса:
- спонтанность;
- внезапность, неожиданность;
- ирреальность, склонная к изменению реальности;
- созидание.
Креативность - творческие возможности, способности человека порождать множество разнообразных оригинальных идей.
Результаты анкетирования по вопросам творчества, творческого процесса, креативности показали следующее:
- 64 процента респондентов по числу набранных баллов оказалась в границах 0 - 10 баллов, что подтвердило на констатирующем этапе у студентов отсутствие представления о том, что такое творчество, творческий процесс,
креативность и значение данных категорий в профессиональном развитии бакалавра, будущего дизайнера. Другими словами, студенты не знают, не владеют в должной степени информацией о сущности творчества, творческого процесса и значимости креативности для профессии «Дизайнер». В диагностике преобладал низкий уровень осознания и понимания творчества, творческого процесса, креативности вообще, а также своего творческого процесса, своей собственной креативности в рамках своего профессионального развития.
- 16 процентов респондентов показали объективность и необходимость наличия творчества, творческого процесса, креативных способностей у тех, кто занимается профессионально дизайном.
-20 процентов респондентов показали высокий уровень понимания что такое творчество, творческий процесс и креативность с точки зрения психологии и педагогики.
Исследуя у студентов на констатирующем этапе такие психологические качества как гибкость, уверенность в себе, самообладание, перцепцию, коммуникабельность мы использовали методику диагностики коммуникативной установки Е.С. Полат [10, С. 328].
Данная методика позволила выявить:
- характер в общении;
- особенности оценивания партнеров по общению;
- адаптивные способности во взаимодействии с людьми;
-оценку партнеров по общению.
Основой в данном виде работ была оценка партнеров личностью. На данной базе (оценка партнеров личностью) строились отношения личности. Они являлись ее основными компонентами, поскольку всегда присутствуют в профессиональном поведении человека.
Выводы, полученные в результате мониторинга свидетельствуют о том, что:
- 41 процент положительно оценило партнеров по профессиональному общению;
- 39 процентов отрицательно;
- приблизительно 20 процентов было отдано установке на профессию направления «Дизайн».
Мы пользовались работой исследователя в области психологии И.Л. Плужник. Она разрабо-
тала методику стратегии психологической защиты [9], где обосновала и предложила установки личности в общении. Согласно ее методике мы также исследовали оценивание партнеров по профессиональному общению с действенным, поведенческим аспектом, стратегию миролюбия, уход от агрессии. Данная методика применялась нами в диагностике еще и потому, что она представляет собой синтез интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих аспектов студентов в целом.
Проанализировав результаты, мы получили следующее:
- 34 процента респондентов придерживаются стратегии ухода от агрессии в общении, что характеризует их пассивную, но однозначно творческую позицию в общении с партнером.
Согласно данной методике нами также было установлено основное качество или характеристика профессионального развития личности, то есть умение слушать собеседника. Гибкость в общении является частью характеристики профессионального развития личности. Гибкость напрямую связана со способностью активного слушания и речевыми умениями. Данное умение активного слушания позволяет лучше осознавать, понимать себя в профессии. Мониторинг выявил, что:
- 40 процентов студентов обладают умением активного слушателя.
В ходе констатирующего этапа профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера исследовались профессиональные и социальные ценности. Исследование ценностных ориентаций будущего дизайнера проходило с помощью тестирования [1], [16]. Студенты располагали понятия, ранжируя их в порядке большей для них значимости. Результаты тестирования выявили следующие факты:
- 25 процентов респондентов поставили на первое место понятие «деньги»;
- 9 процентов респондентов определили понятие «успех в жизни» на вторую позицию;
- менее 5 процентов респондентов категорию «престиж профессии» выдвинули на третью позицию;
- 89 процентов отдали предпочтение знаниям профессиональным;
- 11 процентов респондентов наряду с профессиональными знаниями выделили знания иноязычные.
Из всего вышеупомянутого можно сделать следующий вывод, что на констатирующем этапе по оценке исходных профессиональных и социальных ценностей базовыми выступили «деньги», «успех в жизни», «престиж профессии». Знания профессиональные и знания иноязычные как базовые не рассматривались студентами, поскольку на данном этапе доминировали мотивы достижения прагматических целей и являлись для студентов более значимыми.
Вся диагностика профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера в университете, проведенная в рамках констатирующего этапа, а также полученные результаты были значимы для всей работы в целом.
Во-первых, был тщательно подобран весь диагностический материал, проведено анкетирование, тестирование и опрос студентов университета по направлению «Дизайн». Мы определили основные критерии в исследовании: знания, ценностные отношения, умения. Нами были
разработаны и опробированна анкеты и тесты по творческому процессу, творчеству, креативности, знаниям, умениям профессиональным и иноязычным, ценностным отношениям. Результаты, полученные после анализа и подведения итогов по анкетированию и тестированию следующие: студенты, будущие бакалавры в ходе диагностики по профессионально-лингвистическому развитию продемонстрировали низкий уровень знаний, умений, ценностных отношений по дисциплинам «Дизайн» и «Иностранный язык» на констатирующем этапе. Во-вторых, была обоснована необходимость профессионально-лингвистического развития будущего дизайнера средствами иностранного языка. В третьих, определены пути совершенствования процесса профессионально-лингвистического развития. В четвертых, полученные нами данные помогли в ходе дальнейшей работы на формирующем и обобщающем этапах опытно-поисковой работы.
29.09.2015
Список литературы:
1. Алексеев, Н.А. Имитационная модель тестового контроля знаний / Н.А. Алексеев // Открытое образование. - 2010. - №1. -С. 4-11.
2. Бобряшова,О.В., Мосиенко, Л.В.Компаративный анализ российского и зарубежного опыта развития дизайн-образования / О.В. Бобряшова, Л.В. Мосиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №2. - С.17-23.
3. Болдырева, Т.А. Деформации личности / Т.А. Болдырева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. -№2. - С.195-198.
4. Драйпер Н. Прикладной регрессионный анализ / Н.Драйпер, Г.Смит. - М.: Статистика, 1973. - 310 с.
5. Зарицкая, Л.А. Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете: автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.08 / Л. А. Зарицкая. - Оренбург, 2013. - 23 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер. Монография. - М.: Изд-во «Академический проект», 2005. - 365 с.
7. Иберла, К. Факторный анализ / К. Иберла. - М.: Статистика, 1980. - 270 с.
8. Кадырова, Г.Р. Использование инновационных технологий для организации учебного процесса в системе высшего образования/ Г.Р. Кадырова. Коллективная монография. - Ульяновск: SIMJET, 2015.- C. 68-78.
9. Плужник, И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. док. пед. наук: 13. 00. 08 / И. Л. Плужник. - Тюмень, 2003. - 26 с.
10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. Монография -М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
11. Полякова, О.Б. Профессиональная среда как детерминанта возникновения профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Мир психологии. - 2012. - №4. - С.196-204.
12. Сахарова, Н.С. Развитие академической мобильности студентов университета в современном пространстве - времени высшего профессионального образования / Н.С. Сахарова, В.В. Томин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2. - С. 221-225.
13. Томин, В.В. Диалоговое взаимодействие как фактор сформированности самостоятельности магистрантов / В.В. Томин, Н.В. Еремина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всероссийской науч.-метод. конф.; Оренбургский государственный университет. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 2772-2778.
14. Томин, В.В. Теоретические и прикладные аспекты развития речевой деятельности: монография / В.В. Томин, А.Н. Ксено-фонтова, Н.В. Еремина. Оренбург: ОГУ 2006. - 263 с.
15. Томин, В.В. Интернет-диалог и медиавзаимодействие в развитии речевой деятельности студентов / В.В. Томин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №12. - С. 54-59.
16. Шихова, О.Ф. Квалиметрический подход к проектированию компетентностной модели бакалавра технологического образования / О.Ф. Шихова // Образование и наука. - 2009. - №1. - С. 45-51
Сведения об авторе: Зарицкая Людмила Александровна, доцент кафедры иностранных языков Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20614, тел. (3532) 372433, e-mail: [email protected].