Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА'

ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / МЕТОД ДИАГНОСТИКИ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ / SOCIAL RISK CATEGORY / ADOLESCENCE / MORAL EDUCATION / DIAGNOSTIC METHOD / DIAGNOSTIC METODOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Л.И.

Решение проблем семейного неблагополучия и отклоняющегося поведения учащихся остается необходимой частью практической деятельности учителей, классных руководителей, специалистов социально-педагогической и психологической служб. При организации и осуществлении профилактической работы учреждений образования целесообразно использовать диагностический инструментарий для выявления обучающихся из категорий социального риска и определения уровня их нравственного саморазвития. Данные научно-методические аспекты разработаны автором в рамках научной темы № Г18-136 «Создание модели педагогического пространства для нравственного саморазвития обучающихся из категорий социального риска», финансируемой Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований. Обосновывается выбор методов и методик диагностики нравственной воспитанности учащихся подросткового возраста, отнесенных к потенциальной группе риска из-за проблем в поведении, развитии, семейном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF MORAL SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY TEACHING FROM SOCIAL RISK CATEGORIES

The solution of problems of family trouble and deviant behavior of students remains a necessary part of the practical activities of teachers, class teachers, specialists in social, educational and psychological services. When organizing and implementing preventive work of educational institutions, it is advisable to use diagnostic tools to identify students from the categories of social risk and determine the level of their moral self-development. These scientific and methodological aspects were developed by the author within the framework of the scientific theme No.G18-136 “Creating a model of pedagogical space for moral self-development of students from social risk categories”, funded by the Belarusian Republican Foundation for Basic Research. The article contains a justification of the choice of methods and methods for diagnosing the moral upbringing of adolescent students referred to a potential risk group due to problems in behavior, development, and family education.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА»

УДК 159.923.2:37.017:17.02-058.5

ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

канд. пед. наук, доц. Л.И. СЕЛИВАНОВА (Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины)

Решение проблем семейного неблагополучия и отклоняющегося поведения учащихся остается необходимой частью практической деятельности учителей, классных руководителей, специалистов социально-педагогической и психологической служб. При организации и осуществлении профилактической работы учреждений образования целесообразно использовать диагностический инструментарий для выявления обучающихся из категорий социального риска и определения уровня их нравственного саморазвития. Данные научно-методические аспекты разработаны автором в рамках научной темы № Г18-136 «Создание модели педагогического пространства для нравственного саморазвития обучающихся из категорий социального риска», финансируемой Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований. Обосновывается выбор методов и методик диагностики нравственной воспитанности учащихся подросткового возраста, отнесенных к потенциальной группе риска из-за проблем в поведении, развитии, семейном воспитании.

Ключевые слова: категория социального риска, подростковый возраст, нравственная воспитанность, метод диагностики, методика диагностики.

Выбор методов и инструментария комплексной диагностики нравственного саморазвития личности обучающихся из категорий социального риска обоснован следующими положениями, дополненными в ходе работы над научной темой:

а) личность обучающегося можно считать саморазвивающейся системой, на которую оказывает резонансное влияние совокупность внутренних и внешних условий;

б) внешние условия саморазвития личности осложняются совокупностью факторов социального риска, неблагоприятное воздействие которых вызывает деформации социализации обучающихся;

в) внутренние условия саморазвития личности характеризуют стартовые возможности физического и психического здоровья обучающихся, а также внутренние факторы, потребности, интересы, идеалы, побуждающие личность к саморазвитию;

г) нравственное саморазвитие обучающихся представляет собой процесс изменения нравственной сферы личности, трансформации нравственных качеств в ходе социально значимой деятельности;

д) стимулирование нравственного саморазвития личности в созданном педагогическом пространстве способствует минимизации неблагоприятного воздействия факторов социального риска на обучающихся, коррекции имеющихся у них отклонений в развитии, формированию нравственных качеств и социально одобряемых форм поведения.

На этапе обоснования выбора обследуемых групп и выбора диагностических методик определяется несколько ориентиров. Влияние факторов социального риска оценивается по наличию объективных показателей в жизнедеятельности обучающихся и их окружения. Познание и самопознание внутренних факторов саморазвития личности ориентировано на анализ ее интересов, убеждений, целей, идеалов, качеств и характеристик с учетом имеющихся моральных норм и социальных рисков. Для дальнейшего регулирования общей направленности личности в ее движении к идеалу необходимо осуществить измерение уровня жизнестойкости личности, ее потребностей самосовершенствования, сформированности личностных качеств обучающегося.

Эмпирический этап исследования организуется для сбора данных при непосредственном контакте с объектом исследования, в нашем случае, с целью выявления особенностей нравственного саморазвития обучающихся с учетом факторов социального риска.

Для реализации поставленной цели следует выполнить следующие задачи эмпирического этапа исследования:

- фиксация воздействия факторов социального риска на обучающихся;

- первичное выявление подростков из категорий социального риска;

- выяснение выраженности жизнестойкости обучающихся;

- установление уровня реализации потребности в саморазвитии у обучающихся;

- определение уровня сформированности у обучающихся качеств и свойств личности, способствующих нравственному саморазвитию.

В состав эмпирического этапа исследования включены следующие методы: беседа, наблюдение, тестирование, оценивание.

Наблюдение как метод диагностики в области педагогики и психологии представляет собой «целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений» [1, с. 93]. В данном исследовании применяется непосредственное и косвенное, т.е. описанное другими лицами, наблюдение за подростком, свидетельствующее о наличии отклонений в его поведении и негативного воздействия на него факторов социального риска. При личном наблюдении исследователь фиксирует факты, высказывает предположения, сравнивает их с утверждениями других лиц (учителей, классных руководителей, родителей или воспитателей), что позволяет сделать выводы о причинах и последствиях изучаемого явления или процесса.

Беседа как метод педагогического исследования позволяет получить оперативную информацию «об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей» [2, с. 67]. С помощью беседы дополняются выводы об условиях развития и воспитания обучающихся. Ценность данного метода состоит в возможности более глубокого познания особенностей испытуемого, уровня его знаний, убеждений, направленности интересов и стремлений, мотивов поступков, отношения к тем или иным явлениям, формам поведения. Применение метода беседы позволяет собрать факты, свидетельствующие о сформированности у испытуемых ряда личностных качеств и свойств, необходимых для нравственного саморазвития.

Тестирование - это эмпирический метод исследования, диагностическая процедура, связанная с применением тестов. Тест обычно составляется «в виде перечня вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо в виде задач, решение которых не занимает много времени» [3, с. 173]. В данном исследовании применяется тестирование учащихся с помощью опросников, сопровождаемых инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретации полученных результатов. Важно, что тестирование не только помогает выявить уровень знаний, умений, способностей личности, но и позволяет получить количественные результаты, характеризующие выраженность у личности исследуемой особенности в соотношении с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Оценивание как исследовательский метод отличается «привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемое» [1, с. 106-107]. В настоящем исследовании экспертная оценка применяется как метод обобщения независимых характеристик, выполненных с помощью индивидуальных диагностических карт, заполняемых компетентными людьми (например, классными руководителями и родителями обучающихся).

Как видим, основными методами исследования для выявления нравственного саморазвития обучающихся из категорий социального риска являются тестирование и оценивание в виде самооценки и экспертной оценки компетентными людьми. Использование батареи тестов в совокупности с другими методами исследования позволяет повысить их надежность. Методы беседы и наблюдения применяются для дополнения полученных результатов.

Анализ научной литературы и ряд приведенных выше теоретических положений определили выбор диагностического инструментария для исследования нравственного саморазвития личности обучающихся из категорий социального риска.

Для диагностики нравственного саморазвития личности подростков в ситуации социального риска был отобран следующий диагностический инструментарий:

1) индивидуальная диагностическая карта для выявления обучающихся из категорий социального риска (авторская);

2) методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук);

3) тест жизнестойкости (Д. А. Леонтьев, Е.И. Рассказова);

4) методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин);

5) методика диагностирования качеств и свойств личности, способствующих нравственному саморазвитию (авторская).

На первом этапе диагностического исследования осуществляется выявление особенностей и уже имеющихся последствий воздействия на обучающихся факторов социального риска.

Выявление обучающихся их категорий социального риска осуществляется путем экспертного оценивания, применяемого в виде метода обобщения независимых характеристик. Обобщенную характеристику ситуации развития ребенка исследователь получает в результате заполнения классными руководителями и родителями обучающихся (либо заменяющими их лицами) индивидуальных диагностических карт по заранее заданной форме. Противоречивые данные экспертов уточняются социальным педагогом или педагогом-психологом учреждения образования путем наблюдения за ребенком, беседы с ним, использования имеющихся результатов социально-педагогической и психологической диагностики.

Индивидуальная диагностическая карта обучающегося начинается с его общей характеристики, включающей имя, возраст, пол, а также дату заполнения. Полные данные, фамилия, имя, отчество ребенка фиксируются в списке респондентов. Показатели социального риска формулируются в закрытой форме в виде вопросов и суждений, составленных исследователями с учетом действующих нормативных актов и теоретических выводов.

В содержание диагностической карты включаются объективные показатели возможного негативного воздействия социальных рисков на обучающихся. В ходе исследования дополнен ряд показателей, свидетельствующих о влиянии следующих групп факторов риска: социально-экономических, социально-демографических, медико-социальных, социально-педагогических, социально-психологических, криминогенных. Так, о влиянии социально-экономических факторов риска свидетельствуют недостаточность либо отсутствие необходимых ресурсов для обеспечения приемлемого уровня жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, несоблюдение норм питания. Соответственно, в перечень оцениваемых вопросов включаются следующие: семья имеет статус малообеспеченной; один из родителей временно не работает; один или оба родителя уклоняются от содержания ребенка; имеется задолженность по оплате коммунальных услуг; низкооплачиваемая работа родителей; длительное отсутствие ремонта жилья; продукты питания имеются в ограниченном объеме; у ребенка отсутствует постоянное место для сна, учебных занятий и игр; одежда и обувь ребенка не соответствует возрасту и сезону.

Общая оценка принадлежности обучающихся к категории социального риска осуществляется исследователями на основе анализа полученных результатов. Комплексный анализ факторов социального риска, фиксация объективных показателей их негативного воздействия позволяет собрать детальную информацию и максимально учесть жизненные обстоятельства развития каждого ребенка. Следует отметить, что особенно значительным показателем социального риска является сиротство ребенка, отсутствие попечения родителей, которые учитываются на основании «Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» [4]. При всех имеющихся достижениях воспитания ребенка в замещающей семье или государственном учреждении сохраняется риск деформации развития личности под влиянием практически всего ряда социальных рисков.

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Коваль-чук) [5, с. 103-107] предназначена для определения особенностей развития личности, своевременного выявления факторов риска и использования полученных результатов в практике коррекционной работы. Разработанная авторами методика основана на существовании двух групп факторов, объективных и субъективных. К объективным факторам авторы относят «условия микросоциальной среды, прежде всего три основные сферы жизнедеятельности: семья, школа и референтная группа сверстников», а к субъективным факторам - «те индивидуально-психологические особенности личности детей и подростков, которые служат предпосылками различных асоциальных форм поведения» [5, с. 13]. В характеризуемом в данной статье исследовании используется первая форма методики, содержащая 50 вопросов, предназначенных для учащихся подросткового возраста. Ответы испытуемых сверяются с ключом, ведется подсчет совпадений по пяти шкалам: отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, акцентуации (гипертимная, истероидная, шизоидная, эмоционально-лабильная). Суммарный балл по каждой шкале отражает степень выраженности соответствующего психологического показателя и позволяет выявить вероятность отнесения ребенка к группе риска.

Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) [6, с. 59-62] представляет собой адаптированный опросник Hardiness Survey, который был разработан американским психологом Сальваторе Мадди в контексте экзистенциальной теории личности [7]. Д. А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать личностную переменную hardiness на русском языке как «жизнестойкость», характеризующую систему убеждений человека, которые позволяют в стрессовой ситуации сохранять внутреннюю сбалансированность и не снижать успешность деятельности. В структуру жизнестойкости включается «три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска» [6, с. 5]. Вовлеченность показывает уверенность в том, что в любых ситуациях лучше оставаться в курсе происходящего, контактировать с окружающими. Контроль характеризует убежденность человека в возможности повлиять на результаты событий либо способности принять ситуацию, изменить отношение к ней. Принятие риска показывает веру человека в ценность жизненного опыта, естественность стрессов и перемен, помогающих саморазвитию и углублению понимания жизни. Противоположными названным компонентам являются отчужденность, беспомощность и ощущение угрозы. По мнению А.Н. Фоминовой, «жизнестойкость личности подростка начинает укрепляться за счет возникающих смыслов, формирующихся ценностей, которые являются базой для поддержания собственной устойчивости в мире» [8, с. 71]. Отечественные исследователи считают, что детский и подростковый возраст является важным периодом для развития жизнестойкости, подчеркивают при этом роль отношений с родителями, способов семейного воспитания и совместной деятельности со значимыми взрослыми.

Применение теста жизнестойкости позволяет измерить уровень ее общего показателя (высокий, средний и низкий), а также уровень трех ее компонентов. Подсчет баллов осуществляется в соответствии с ключом: ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» - 1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 соответственно. Затем суммируется общий балл, а также показатели для каждой из трех субшкал: вовлеченность, контроль и принятие риска.

Одной из ключевых задач исследования нравственного саморазвития обучающихся из категорий социального риска является выявление реализации потребности в саморазвитии. Изучение имеющегося диагностического инструментария по исследованию потребности в саморазвитии у обучающихся показывает возможность использования методики Н.П. Фетискина «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» [9, с. 421]. В формулировки некоторых вопросов, содержащихся в авторском опроснике, исследователями внесены небольшие изменения. В частности, вопрос № 5 «Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время» изменен на следующий: «Я выделяю специальное время для рефлексии результатов своей деятельности». В вопросе № 12 «Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты» слово «профессиональным» заменено на «личностным». Вопрос № 15 «Я положительно отнес(лась)ся бы к продвижению по службе» скорректирован следующим образом: «Я положительно отнес(лась)ся бы к более высокому статусу в коллективе». Изменение формулировок вопросов осуществлено с целью их адаптации к задачам подросткового возраста.

В ходе работы с опросным листом испытуемым предлагается оценить себя по 5-балльной шкале по каждому из 15 вопросов. Соответственно, максимальный балл выраженности рассматриваемой потребности, который может набрать участник исследования, - 75. Уровень сформированности потребности к саморазвитию определяется с помощью количественных показателей: 55 и более баллов соответствует активной реализации потребности в саморазвитии; диапазон от 36 до 54 баллов свидетельствует об отсутствии сложившейся системы саморазвития; результат от 15 до 35 баллов дает основание полагать, что испытуемый находится в стадии остановившегося саморазвития.

Для определения уровня нравственного саморазвития личности экспертам (классным руководителям, родителям или воспитателям) и самим обучающимся предлагается произвести оценку и самооценку устойчивости ряда интегративных качеств личности, важных для нравственного саморазвития в условиях выявленного негативного воздействия факторов социального риска. Респондентам предоставляется следующий перечень интегративных личностных качеств: целеустремленность, активность, самостоятельность, ответственность, достоинство, гражданственность, милосердность, толерантность, безопасность, креативность. Сущность данного ряда качеств и их значение для социально-нравственного развития личности охарактеризовано коллективом исследователей (В.Ф. Кадол, Л.И. Селиванова, В.П. Горленко, Н.Н. Зенько) в рамках научной темы в сборнике научных статей «Социально-нравственные ценности и качества» [10].

Оценку и самооценку устойчивости интегративных качеств экспертам и обучающимся предлагается осуществить по частоте проявления с использованием баллов от 6 до 1: всегда, часто, иногда, редко, очень редко, никогда. Описание устойчивости качеств прилагается к оценочному листу. Процедура обработки результатов оценки и самооценки устойчивости личностных качеств производится путем подсчета алгебраической суммы баллов. Итоговая оценка нравственного саморазвития личности получается в результате определения среднего балла оценки экспертов и самооценки качеств, выполненной самим обучающимся. Интерпретация результатов заключается в оценке числовых значений и определении их соответствия уровню нравственного саморазвития: количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о низком уровне нравственного саморазвития; полученная сумма баллов от 31 до 49 говорит о среднем уровне. Наличие высоких значений по ряду личностных качеств, выраженное в сумме баллов от 50 до 60 позволяет судить о высоком уровне нравственного саморазвития личности обучающегося.

Методики исследования отбирались с учетом следующих требований: валидность, надежность, точность, соответствие возрастным особенностям респондентов, экономичность в смысле материальных и временных затрат, комплексность, информативность. В результате апробации комплекта психодиагностических методик были сделаны следующие выводы: комплекс методик в достаточной степени информативен; выполнение заданий методик не вызывало затруднений у респондентов; процесс психодиагностического обследования не нарушал санитарных требований; в целом апробированный реестр методик, разработанные бланки обследования целесообразно применять на дальнейших этапах экспериментальной деятельности.

Важно, что уже в ходе эмпирического этапа диагностического исследования применение данных методик не только помогает решить поставленные задачи, т.е. определить степень влияния и последствия рисков, уровень жизнестойкости, реализации потребности в саморазвитии. Само содержание предлагаемых респондентам вопросов показывает им признаки исследуемого феномена. Например, реализованное

саморазвитие включает стремление к работе над своим кругозором, эмоциями, волей, отношениями с окружающими людьми, способность к рефлексии собственной деятельности, а также использование препятствий в качестве барьеров для дальнейшего самосовершенствования. В процессе диагностики учащийся добывает новые знания, ставит перед собой определенные цели, концентрируется на своих устремлениях. Эта деятельность позволяет включить обучающихся в процесс формирования личностных качеств, необходимых для нравственного саморазвития, и начинается он с оценки и самооценки этих качеств на текущем этапе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И. Загвя-зинский, Р. Атаханов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 206, [1] с.

2. Образцов, П.И. Методология, методы и методика педагогического исследования : учеб. пособие / П.И. Образцов. -Орел : Орлов. гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2016. - 134 с.

3. Новиков, А.М. Методология: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М. : Либроком, 2013. - 208 с.

4. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите [Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва образования Респ. Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=W20411511. - Дата доступа: 05.01.2019.

5. Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков : учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. -М. : ВЛАДОС, 2018. - 142 с.

6. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

7. Мадди, С. Смыслообразование в процессе принятия решений / Сальваторе Р. Мадди // Психологический журнал. -2005. - Т. 26, № 6. - С. 87-101.

8. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности : моногр. / А.Н. Фоминова. - М. : МПГУ, 2012. - 152 с.

9. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие для вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 488 с.

10. Социально-нравственные ценности и качества : сб. науч. статей / редкол.: Ф.В. Кадол (науч. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.), Л.И. Селиванова [и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. -Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. - 204 с.

Поступила 13.03.2019

DIAGNOSTICS OF MORAL SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY TEACHING

FROM SOCIAL RISK CATEGORIES

L. SELIVANOVA

The solution of problems of family trouble and deviant behavior of students remains a necessary part of the practical activities of teachers, class teachers, specialists in social, educational and psychological services. When organizing and implementing preventive work of educational institutions, it is advisable to use diagnostic tools to identify students from the categories of social risk and determine the level of their moral self-development. These scientific and methodological aspects were developed by the author within the framework of the scientific theme No.G18-136 "Creating a model of pedagogical space for moral self-development of students from social risk categories", funded by the Belarusian Republican Foundation for Basic Research. The article contains a justification of the choice of methods and methods for diagnosing the moral upbringing of adolescent students referred to a potential risk group due to problems in behavior, development, and family education.

Keywords: social risk category, adolescence, moral education, diagnostic method, diagnostic metodology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.