Научная статья на тему 'Диагностика нарушений гемостаза при раке печени'

Диагностика нарушений гемостаза при раке печени Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
359
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ПЕЧЕНИ (ЗНП) / ГИПЕРКОАГУЛЯЦИЯ / ГИПОКОАГУЛЯЦИЯ / РОТАЦИОННАЯ ТРОМБОЭЛАСТОМЕТРИЯ (ROTEM) / КОАГУЛОГРАММА / АГРЕГАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ТРОМБОЦИТОВ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Шишло Людмила, Прохорова Виолетта

В статье обсуждаются изменения в системе плазменного и сосудисто-тромбоцитарного гемостаза у пациентов с первичным и метастатическим злокачественным поражением печени до проведения специального лечения. Сравнительная оценка показателей свертывающей системы крови и клинические данные обнаруживают ее нестабильность и большую вероятность развития как тромботических, так и геморрагических осложнений. Исследование демонстрирует необходимость мониторинга свертывающей системы крови у таких пациентов, что позволит своевременно выявлять нарушения и разрабатывать алгоритмы патогенетически обоснованной коррекции патологических состояний как гипер-, так и гипокоагуляционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шишло Людмила, Прохорова Виолетта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of hemostatic disorders in liver malignancy

Pretreatment changes in plasma and vascular hemostasis of patients with primary or metastatic liver malignancy are discussed in the article. The study demonstrates the need for coagulation system monitoring in these patients, which will allow to reveal disorders in time and to develop pathogenically substantiated algorithms for correction of hyperand hypocoagulability.

Текст научной работы на тему «Диагностика нарушений гемостаза при раке печени»

Диагностика нарушений гемостаза

при раке печени

Резюме. В статье обсуждаются изменения в системе плазменного и сосудисто-тромбоцитарного гемостаза у пациентов с первичным и метастатическим злокачественным поражением печени до проведения специального лечения. Сравнительная оценка показателей свертывающей системы крови и клинические данные обнаруживают ее нестабильность и большую вероятность развития как тромботических, так и геморрагических осложнений. Исследование демонстрирует необходимость мониторинга свертывающей системы крови у таких пациентов, что позволит своевременно выявлять нарушения и разрабатывать алгоритмы патогенетически обоснованной коррекции патологических состояний как гипер-, так и гипокоагуляционной направленности. Ключевые слова: злокачественные новообразования печени (ЗНП), гиперкоагуляция, гипокоагуляция, ротационная тромбоэластометрия (ROTEM), коагулограмма, агрегационная активность тромбоцитов.

Людмила Шишло,

ведущий научный сотрудник диагностического отдела с группой лучевой диагностики РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, кандидат биологических наук

Виолетта Прохорова,

завотделом РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, доктор медицинских наук, профессор

По данным Всемирной организации здравоохранения,злокачественные новообразования печени (ЗНП) - пятая по частоте форма рака у мужчин и седьмая -у женщин. Они занимают третье место в ряду причин смерти от онкологических заболеваний в мире. За 2004-2013 гг. в Беларуси отмечен рост первичной заболеваемости раком печени с 3,3 до 4,4 случая на 100 тыс. жителей [1]. Метастатическое поражение встречается чаще, чем первичные опухоли печени. Так, у каждого третьего пациента с впервые установленным онкологическим диагнозом выявляются отдаленные метастазы [2].

Стратегия лечения пациентов с первичным и метастатическим поражением печени определяется распространенностью опухолевого процесса и функциональными резервами этого органа. Хирургический метод является предпочтительным компонентом комбинированной терапии, хотя существующая в настоящее время тенденция к расширению объемов и травматичности хирургических вмешательств в онкологической практике увеличивает при этом риск геморрагических и тромбоэмболических осложнений [3]. Роль печени в процессах гемостаза весьма велика. Первичный рак в ней развивается зачастую на фоне хронического гепатита и цирроза с поражением гепатоцитов [4]. Дистрофические и некротические изменения гепатоцитов при патологии печени приводят к их функциональной неполноценности, а это сказывается на многих звеньях коагуляции, так как паренхиматозные клетки вырабатывают большинство факторов свертывающей и фибринолити-ческой систем [5]. Традиционно принято считать, что в условиях хронических заболеваний печени превалирует геморрагический синдром. Однако эта патология может приводить и к противоположному эффекту: пациенты такого профиля могут рассматриваться и как группа риска по развитию тромбозов. Данное состояние усугубляется наличием опухолевого процесса, который является триггером системы коагуляции [6].

Таким образом, состояние системы гемостаза при ЗНП - важная функциональная составляющая, влияющая на выбор специального лечения и требующая оценки и своевременной коррекции. Проблема контроля гемостаза у пациентов данного профиля становится все более актуальной и предполагает применение современных методов лабораторной диагностики.

Цель нашей работы - оценка системы сосу-дисто-тромбоцитарного и плазменного гемостаза у пациентов с первичным и метастатическим злокачественным поражением печени до проведения противоопухолевого лечения. Материалом исследования послужили лабораторные и клинические данные о 21 пациенте с ЗНП (7 мужчин и 14 женщин в возрасте от 32 до 73 лет (57,5±11,4 года)) до начала терапии. Диагноз устанавливался при клинико-инстру-ментальном обследовании и подтверждался результатами гистологии опухоли. В исследование на данном этапе было включено 5 человек, страдающих первичным раком печени, и 16 -метастатическим. В группу контроля вошли 20 клинически здоровых лиц (10 мужчин и 10 женщин) без онкологической патологии на момент обследования и в анамнезе, сопоставимые с основной группой по возрасту (р=0,26).

Лабораторные тесты (ротационная тромбо-эластометрия (ROTEM), коагулограмма, количество и агрегационная активность тромбоцитов) выполнялись до проведения лечения. Образцы крови собирали в вакуумные пробирки с использованием 3,8% раствора цитрата натрия (1:9) (в случае сбора цельной цитратной крови и плазмы) и с ЭДТАК2 (в случае сбора капиллярной крови). Обогащенную и бедную тромбоцитами плазму получали путем центрифугирования, соответственно при 1500 об/мин в течение 5 минут и при 2700 об/мин в течение 15 минут.

Коагуляционные тесты выполнены в бедной тромбоцитами плазме в следующем объеме: активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ, с), активность факторов протром-бинового комплекса (АФПК, %), международное нормализованное отношение (МНО), концентрация фибриногена (г/л), Д-димеров (мкг/мл), активность фактора Виллебранда (ФВ, %), антитромбина III (АТ III, %), плазминогена (%), анти-плазмина (%), протеина С (РС, %) и протеина S (PS, %). Оценка коагулологических показателей проводилась на автоматическом анализаторе гемостаза «STA Compact» (Франция).

Для дифференциальной диагностики патологических состояний гемостаза использовали

также четыре теста ротационной тромбоэласто-метрии (ROTEM): INTEM (выявление нарушений внутреннего пути свертывания), EXTEM (обнаружение нарушений внешнего пути свертывания), FIBTEM (детекция нарушений полимеризации фибрина) и APTEM (оценка процесса фибринолиза). Основные измеряемые параметры ROTEM: время коагуляции (CT, с), время образования сгустка (CFT, с), амплитуда сгустка в разное время (Ах, мм) и максимальная плотность сгустка (MCF, мм), индекс лизиса сгустка в разное время (LI, %) и максимальный лизис сгустка (ML, %). Ротационная тромбоэластоме-трия выполнялась в цельной цитратной крови на автоматическом четырехканальном анализаторе «ROTEM®delta» (Германия).

Количество тромбоцитов определяли на гематологическом приборе «Pentra 120 Retic» (Франция). Изучение агрегационных свойств тромбоцитов в плазме, богатой тромбоцитами, проводилось на отечественном агрегометре АР 2110 SOLAR путем измерения величины све-топропускания по Борну - О'Брайену. Агрегацию тромбоцитов индуцировали такими агони-стами, как аденозин дифосфат (АДФ) в конечной концентрации (1,5 мкмоль/л) и адреналин (5 мкмоль/л). Индуцированную агрегацию оценивали по четырем критериям: степень агрегации (%), скорость агрегации (%/мин), время агрегации (мин), тип агрегационной кривой (однофазная, двухфазная, обратимая, необратимая).

Статистический анализ полученных результатов выполнен при помощи пакета компьютерных программ Statistica (версия 8.0, StatSoft, США), Excel 2007 (Microsoft Office). Клинико-лабораторное исследование проспективное нерандомизированное. Математическая обработка лабораторных данных включала проверку нормальности распределения количественных показателей в выборке с использованием критерия Шапиро - Уилка (W-test), коэффициентов эксцесса и асимметрии кривых распределения. Так как количественные значения показателей гемостаза не подчинялись нормальному закону распределения, то они описывались в виде медианно-квартильных характеристик (медианы (Ме), нижнего и верхнего (Q1; Q3) квартилей). Достоверность различий оценивали по критерию Манна - Уитни (U-test). Меру связи между рассматриваемыми показателями определяли по величине коэффициентов корреляции Спирмена (R). Различия в категориальных переменных были оценены посредством критерия Пирсона (x2-test). При всех видах анализа

Показатель Группы сравнения

Группа контроля (п=20) ЗНП (n=21) р р

Количество и агрегационная активность тромбоцитов

Количество тромбоцитов, х109/л 283,7 (239,0; 310,0) 252,0 (185,0; 289,0) 0,64

Степень агрегацииадр, % 84,7 (78,8; 87,1) 81,1 (41,6; 90,6) 0,41

Время агрегацииадр, мин 6,5 (6,0; 8,2) 10,0 (8,5; 10,8) 0,001

Скорость агрегацииадр, %/мин 14,6 (10,0; 29,2) 18,8 (11,6; 22,8) 0,61

Степень агрегацииддф, % 66,9 (59,5; 72,2) 61,4 (51,9; 73,1) 0,12

Время агрегацииддф, мин 3,7 (2,4; 7,8) 6,8 (4,8; 7,3) 0,041

Скорость агрегацииддф, %/мин 49,8 (32,0; 52,2) 36,4 (28,8; 46,0) 0,28

Коагулограмма

АЧТВ, с 35,2 (33,7; 36,5) 36,3 (34,9; 38,7) 0,06

АФПК, % 115,8 (113,0; 117,0) 90,0 (81,0; 105,0) <0,0001

МНО, ед 0,92 (0,90; 0,96) 1,08 (0,96; 1,15) <0,0001

ТВ, с 17,3 (16,5; 17,8) 17,4 (16,3; 18,4) 0,64

Фибриноген, г/л 2,7 (2,4; 3,0) 3,9 (3,2; 5,7) <0,0001

Д-димеры, мкг/мл 0,2 (0,2; 0,3) 0,8 (0,2; 1,4) <0,0001

AT III, % 114,5 (110,3; 117,3) 92,0 (80,0; 105,0) <0,0001

PC, % 110,9 (104,9; 114,5) 111,4 (79,0; 131,0) 0,75

PS, % 108,4 (98,3; 112,0) 107,0 (88,0; 123,0) 0,98

Плазминоген, % 106,4 (102,3; 110,7) 100,0 (95,0; 112,0) 0,15

Антиплазмин, % 109,6 (104,8; 110,7) 90,5 (76,0; 100,0) <0,0001

ФВ, % 107,2 (99,8; 112,4) 210,0 (181,0; 270,5) <0,0001

Ротационная тромбоэластометрия

CTextem, С 55,0 (41,0; 64,0) 47,0 (43,5; 56,5) 0,52

CFTextem, С 79,0 (55,0; 100,0) 52,0 (40,5; 65,0) 0,019

A1ÖEXTEM, мм 55,0 (53,0; 59,0) 60,0 (58,5; 69,0) 0,002

A2ÖEXTEM, мм 61,0 (54,0; 68,0) 65,0 (63,5; 71,5) 0,07

MCFex tem, мм 61,O (59,0; 65,0) 66,0 (64,5; 72,0) 0,009

LI30extem, % 98,0 (95,0; 98,0) 98,0 (97,0; 100,0) 0,73

MLextem, % 5,0 (3,0; 8,0) 10,5 (6,5; 13,0) 0,023

CTintEM, С 160,0 (150,0; 170,0) 158,0 (124,0; 171,0) 0,63

CFTintEM , С 56,0 (45,0; 90,0) 51,0 (42,0; 67,0) 0,42

AIOintem, мм 52,0 (49,0; 58,0) 62,0 (58,0; 70,5) 0,001

A20intem, мм 65,0 (54,0; 68,0) 66,0 (64,0; 75,0) 0,059

MCFlNTEM, мм 64,0 (58,0; 68,0) 66,0 (64,0; 75,5) 0,035

LI30intem, % 98,0 (95,0; 98,0) 100,0 (99,0; 100,0) 0,001

MLlNTEM, % 5,0 (3,0; 8,0) 6,5 (5,0; 10,0) 0,26

AIOfibtem, мм 15,0 (10,0; 21,0) 21,5 (18,0; 29,5) 0,004

A20fibtem, мм 15,0 (9,0; 23,0) 22,0 (19,5; 31,0) 0,009

MCFfibtem, мм 18,0 (12,0; 22,0) 22,5 (20,0; 31,0) 0,009

различия считали статистически значимыми при уровне значимости р<0,05.

Показатели гемостазиограммы демонстрируют дисбаланс системы сосудисто-тромбо-цитарного и плазменного гемостаза у пациентов с ЗНП (таблица). Количество тромбоцитов в их крови статистически значимо не отличалось от такового в контрольной группе (р=0,64), однако отмечалась тенденция к их снижению -уровень ниже 160х109/л наблюдался у трех человек (14,3%), а свыше 400х109/л выявлено не было. Исследование агрегационной активности тромбоцитов в обогащенной плазме лиц с ЗНП показало, что время агрегации тромбоцитов при действии в качестве индукторов АДФ (1,5 мкмоль/л) и адреналина (5,0 мкмоль/л) не было сходным и статистически отличалось от такового

в сторону увеличения у клинически здоровых людей (р<0,04). Степень и скорость агрегации тромбоцитов достоверно не рознились в группах сравнения (р>0,05), однако у порядка 30% пациентов эти показатели были ниже референс-ного уровня для данных концентраций, а агре-гационная кривая в 43% случаев имела однофазный обратимый характер с отсутствием реакции высвобождения и дезагрегацией, что свидетельствует о склонности к гипоагрегации и дезактивации тромбоцитарного компонента гемостаза при ЗНП.

Состояние гипокоагуляции демонстрировали и тесты плазменного гемостаза. Гипокоагуляционной составляющей дисбаланса явилось снижение активности факторов протромбинового комплекса (р<0,0001)

Таблица.

Гемостазио-

логическая

характеристика

онкологических

пациентов

в сравнении

с группой

контроля,

Ме (01, 03)

у пациентов онкологического профиля относительно группы контроля. Система фибри-нолиза отличалась низкой активностью анти-плазмина (р<0,0001), а также повышенным уровнем параметра максимального лизиса сгустка ML (р<0,023) в тесте EXTEM в сравнении с контролем при нормальном его значении в тесте APTEM. Это говорит о заметной активации плазминовой системы в результате тромбинемии, что приводит к потреблению антиплазмина.

С другой стороны, до 71,4% онкологических пациентов имели сдвиг системы плазменного гемостаза в сторону гиперкоагуляции. Основными показателями, подтверждающими данное состояние, явились концентрация фибриногена, Д-димеров и активность ФВ (р<0,0001). У 42,9% пациентов, страдающих раком печени, концентрация фибриногена была равна либо превышала 4 г/л, активность ФВ свыше 160% выявлена у 71,4%, уровень Д-димеров равнялся либо превышал 0,5 мкг/мл у 47,6%. Ротационная тромбоэласто-метрия демонстрирует активацию как по внутреннему, так и по внешнему пути свертывания крови у онкологических пациентов. ROTEM обнаружила состояние гиперкоагуляционной настороженности у 33% из них, о чем свидетельствует уменьшение времени образования сгустка CFT (р=0,019), повышение параметров его плотности в разное время A10-20 (р<0,009) и максимальной плотности MCF (р<0,035) в тестах INTEM, EXTEM, FIBTEM по сравнению со здоровыми донорами. Высокие значения показателей, характеризующих «качество» сгустка в тесте FIBTEM (А(10-20) и MCF), указывают на склонность к структурной гиперкоагуляции за счет гиперфибриногенемии. Об этом говорит наличие их корреляционной взаимосвязи с концентрацией фибриногена (R=0,46-0,47; р<0,009). Еще одним признаком гиперкоагуляции у пациентов с ЗНП выступило наличие дефицита естественного антикоагулянта АТ III (р<0,0001).

Таким образом, у лиц с ЗНП выявлена нестабильность свертывающей системы крови и большая вероятность развития как тромботических, так и геморрагических осложнений.

Результаты проведенного исследования согласуются с литературными данными, утверждающими, что основные патогенетические механизмы нарушения гемостаза гипо-коагуляционной направленности при поражении печени - это сбой в ее белково-синте-тической функции, а также количественное

и функциональное изменение тромбоцитов, повреждение эндотелия [7]. Патология клеточного гемостаза у пациентов с хроническими заболеваниями печени проявляется в виде тром-боцитопении и тромбоцитопатии. Сосудистое звено гемостаза страдает вследствие патологического влияния избытка билирубина на эндотелий. При нарушении белково-синтетической функции гепатоцит вырабатывает структурно и функционально неполноценные белки свертывающей системы, что сказывается на прокоагу-лянтном, антикоагулянтном и фибринолитиче-ском компонентах гемостаза [8, 9]. Основными причинами развития гиперкоагуляции у онкологических пациентов может быть повреждение эндотелия, нарушение белково-синтетиче-ской функции печени (сниженный синтез естественных антикоагулянтов), продукция опухолевыми клетками прокоагулянтных молекул (тканевого фактора и ракового прокоагулянта) [10-12]. Наше исследование демонстрирует необходимость мониторинга свертывающей системы крови у лиц с ЗНП до и в процессе специальной противоопухолевой терапии, что позволит выявлять нарушения и разрабатывать алгоритмы патогенетически обоснованной коррекции патологических состояний как гипер-, так и гипокоагуляционной направленности. СИ

http://innosfera.by/2017/11/hemostatic

ЛИТЕРАТУРА

1. Океанов А.Е, Моисеев П.И.,Левин Л.Ф. Статистика онкологических заболеваний в Республике Беларусь (2004-2013).- Минск, 2014.

2. Зогот С.Р., Акберов Р.Ф. Частота, лучевая семиотика метастазов в печень опухолей различной локализации по результатам комплексного лучевого исследования // Практическая медицина. 2013, №2. С. 119-122.

3. Васильченко А.Н., Смирнов В.М. Кровесберегающиетехнологии в онкологии: опыт применения концентрата протромбинового комплекса при массивной кровопотере // Медицинские новости. 2013, №9. С. 51-54.

4. Онкология: учеб. пособие / Н.Н. Антоненкова [и др.]; под общ. ред. И.В. Залуцкого.- Минск, 2007. С. 417-428.

5. Буланова Е.Л. Нарушения гемостаза у больных с поражением печени // Достижения биологии и медицины. 2012, №1 (19). С. 70-75.

6. Pabínger I., Thaler J., Ay C. Biomarkersfor prediction of venous thromboembolism in cancer // Blood. 2013. Vol. 122, N 12. P. 2011-2018.

7. Шапошников С.А., Синьков С.В., Иванов К.Ф., Заболотских И.Б. Закономерности развития нарушений гемостаза после резекции печени // Общая реаниматология. 2010. Т. 4, №3. С. 61-66.

8. Caldwell S.H., Hoffman M., Lisman T. Coagulation disorders and hemostasis in liver disease: pathophysiology and critical assessment of current management // Hepatology. 2006. Vol. 44. P. 1039-1046.

9. Минов А.Ф., Дзядзько А.М., Руммо О.О. Нарушения гемостаза при заболеваниях печени // Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2010.Т. 12, №2. С. 82-91.

10. Крайсветная Е.В., Осовских В.В., Баутин А.Е. Частота выявления гиперкоагуляции методом тромбоэластометрии при трансплантации и резекции печени // Вестник гематологии. 2013. Т. 9, №4. С. 54-55.

11. Тугушев А.С. Цирроз печени и тромбоз // Запорожский медицинский журнал. 2010. Т. 12, №3. С. 78-83.

12. Tripodi A., Primignani M., Chantarangkul V. An imbalance of pro- vs anti-coagulationfactors in plasma from patients with cirrhosis // Gastroenterology. 2009. Vol. 137, N 6. P. 2105-2111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.