Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ВОЛОНТЕРА'

ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ВОЛОНТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СТУДЕНТА-ВОЛОНТЕРА / ДИАГНОСТИКА / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / КРИЗИС ЖИЗНЕННОГО МИРА / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИМВОЛЫ УСПЕХА / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / МОТИВАЦИЯ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цраева Фатимат Владимировна

Исследуется культура студента-волонтера как совокупность ценностных приоритетов деятельности в молодежном волонтерском движении Кабардино-Балкарии. Для достижения изучения преобразований в ценностно-мировоззренческой структуре личности, участвующей в волонтерском движении во время обучения в вузе, использован комплекс методов социологического опроса и квалитативного анализа эмпирических данных. Предложенная автором система диагностики культуры студента-волонтера позволяет фиксировать тенденции самоорганизации культурной системы в процессе становления входящего в самостоятельную жизнь молодого поколения. В рамках межпредметного культурологического подхода культура студента-волонтера рассматривается как возобновляемая и самоуправляемая система надбиологических программ жизнедеятельности, в которой наблюдается исторически выработанный механизм самоорганизации - трансформация ценностных приоритетов деятельности и символов её успешности, сопровождающая смену поколений. Установлено, что отличительной чертой культуры современного студента-волонтера является резкая девальвация альтруистических побуждений к добровольной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF STUDENT VOLUNTEER CULTURE

The author explores the culture of a student volunteer as a set of value priorities of activity in the youth volunteer movement of Kabardino-Balkaria. A set of methods of sociological survey and qualitative analysis of empirical data were used to study transformations in the value and worldview structure of a person participating in volunteer movement during their study in a higher education institution. The system of student volunteer culture diagnostics proposed by the author allows to spot the tendencies of self-organization of the cultural system in the process of formation of young generation entering an independent life. Within the framework of interdisciplinary cultural approach student volunteer culture is considered as a renewable and self-governing system of supra-biological programs of life activity, which has a historically developed mechanism of self-organization - transformation of value priorities of activity and symbols of its success, accompanying the change of generations. It has been established that a distinctive feature of modern student volunteer culture is a sharp devaluation of altruistic motives for voluntary activity.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ВОЛОНТЕРА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 9. P.

Научная статья УДК 303.092.7

https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Диагностика культуры студента-волонтера Фатимат Владимировна Цраева

Северо-Кавказский государственный институт искусств, Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия, fatimatcraeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7680-3016

Аннотация. Исследуется культура студента-волонтера как совокупность ценностных приоритетов деятельности в молодежном волонтерском движении Кабардино-Балкарии. Для достижения изучения преобразований в ценностно-мировоззренческой структуре личности, участвующей в волонтерском движении во время обучения в вузе, использован комплекс методов социологического опроса и квалитативного анализа эмпирических данных. Предложенная автором система диагностики культуры студента-волонтера позволяет фиксировать тенденции самоорганизации культурной системы в процессе становления входящего в самостоятельную жизнь молодого поколения. В рамках межпредметного культурологического подхода культура студента-волонтера рассматривается как возобновляемая и самоуправляемая система надбиоло-гических программ жизнедеятельности, в которой наблюдается исторически выработанный механизм самоорганизации - трансформация ценностных приоритетов деятельности и символов её успешности, сопровождающая смену поколений. Установлено, что отличительной чертой культуры современного студента-волонтера является резкая девальвация альтруистических побуждений к добровольной деятельности.

Ключевые слова: культура студента-волонтера, диагностика, жизненный мир, кризис жизненного мира, волонтерская деятельность, символы успеха, ценности, ценностные приоритеты, мотивация к волонтерской деятельности

Для цитирования: Цраева Ф.В. Диагностика культуры студента-волонтера // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. ... https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Original article

Diagnostics of Student Volunteer Culture

Fatimat V. Tsrayeva

North Caucasian State Institute of Arts, Nalchik, Kabardino-Balkaria, Russia, fatimatcraeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-7680-3016

Abstract. The author explores the culture of a student volunteer as a set of value priorities of activity in the youth volunteer movement of Kabardino-Balkaria. A set of methods of sociological survey and qualitative analysis of empirical data were used to study transformations in the value and worldview structure of a person participating in volunteer movement during their study in a higher education institution. The system of student volunteer culture diagnostics proposed by the author allows to spot the tendencies of self-organization of the cultural system in the process of formation of young generation entering an independent life. Within the framework of interdisciplinary cultural approach student volunteer culture is considered as a renewable and self-governing system of supra-biological programs of life activity, which has a historically developed mechanism of self-organization - transformation of value priorities of activity and symbols of its success, accompanying the change of generations. It has been established that a distinctive feature of modern student volunteer culture is a sharp devaluation of altruistic motives for voluntary activity.

Keywords: student volunteer culture, diagnostics, lifeworld, lifeworld crisis, volunteering, symbols of success, values, value priorities, motivation for volunteering

For citation: Tsrayeva, F.V. (2022) Diagnostics of Student Volunteer Culture. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), ........ Available from: doi:10.24158/spp.2022.9. (In Russian).

Актуальность диагностики культуры студента-волонтера обусловлена прежде всего значимостью добровольческого движения среди обучающихся вузов в развитии общества. Студенческая субкультура отличается особой активностью социальных практик, что ставит ее в авангард молодежных движений (Пинская, 2015). Разнообразие и интенсивность реализации разных видов социальной деятельности в студенческой субкультуре являются фактором изменения ценностных приоритетов студентов и существенно влияют в целом на самоорганизацию общества,

© Цраева Ф.В., 2022

моделированию условий которой сегодня уделяется особое внимание. Отечественными культурологами предлагаются прогностические математические модели культурной динамики, опирающиеся на концепцию универсалий культуры и культурной самоорганизации, базовым эмпирическим материалом которых являются смыслы и ценности (Ахромеева и др., 2017). Между тем, учитывая динамизм, нестабильность символических факторов самоорганизации общества, особенно в студенческой среде, практическое использование предложенных прогностических моделей, на наш взгляд, возможно лишь при наличии дополнительных инструментов диагностики и мониторинга наиболее динамичных сегментов культуры, например, культуры студента-волонтера (Цраева, Рахаев, 2021, 2022; Цраева, 2021).

Методы социологического опроса широко распространены в исследованиях мотивации молодежного волонтерского движенияи в России и за рубежом (Ермилова, Исакова, 2017; Зборовский и др., 2018; Кисиленко, 2018; Кузьминчук и др., 2018; Alexander, 2017; Gaskin, Smith, 1997; Holmes et al., 2021; Russi et al., 2018). Обратим внимание, что именно мотивация к деятельности посредством символизации её успеха, опирающаяся на совокупность условных детерминант самоорганизации общества (Бакуменко, 2021 а, б; 2015; Бакуменко, Лугинина, 2022), представляет собой актуальный срез надбиологических программ жизнедеятельности конкретной исследуемой части общества1 . Синтез опросных методик с приемами квалитативного анализа собранного эмпирического материала обеспечивает возможность фиксировать не только доминирующее соотношение смыслов и ценностей объекта исследования, но и представить их динамику на временной шкале с привязкой к возрастной категории респондентов (Цраева, Рахаев, 2021, 2022; Цраева, 2021). Если социология позволяет собрать и проанализировать эмпирический материал, а для педагогики, в частности, такого направления, как практика социокультурной деятельности, важен ресурс воспитательного воздействия на систему взаимоотношений студентов-волонтеров, то культурологический анализ может быть использован для характеристики этой системы взаимоотношений как возобновляемой и самоуправляемой системы надбиологических программ жизнедеятельности.

Объектом настоящего исследования является молодежное волонтерское движение Кабардино-Балкарии.

Предмет исследования - культура студента-волонтера как совокупность ценностных приоритетов деятельности.

Целью работы является характеристика культуры студента-волонтера как совокупности ценностных приоритетов деятельности на примере молодежного волонтерского движения Кабардино-Балкарии.

Для ее достижения требуется решение комплекса задач, среди которых:

- изучение теоретических и научно-методических подходов к исследованию молодежного волонтерского движения;

- адаптация существующих методов социологических исследований для характеристики культуры студента-волонтера на примере молодежного волонтерского движения Кабардино-Балкарии;

- разработка экспериментальной опросной модели самодиагностики потенциала волонтерского движения студентов вуза;

- апробация опросной модели самодиагностики потенциала волонтерского движения студентов вуза и фиксация характеристик культуры студента-волонтера.

Использованный в исследовании деятельностный подход позволил рассмотреть волонтерскую деятельность, с одной стороны, как совокупность уже сложившихся надбиологических программ жизнедеятельности общества, а с другой - как механизм их развития. Парадигмальный подход в теории и практике социокультурной деятельности, актуализированный в исследовании, был ориентирован на раскрытие потенциала молодежного волонтерского движения с учетом культурных особенностей региона. Синтез этих подходов позволил выработать и подчинить задачам исследования комплекс общенаучных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному) и конкретно-научных методов (социологический опрос, квалитативные методы анализа эмпирических данных, педагогическое моделирование, культурологическая атрибуция и типологизация).

В основе проведенного социологического опроса лежит адаптированная методика изучения мотивации к волонтерской деятельности Гаскин - Смита и опыт кросс-культурных исследований волонтерского движения учеными Университета Хопкинса (Gaskin, Smith, 1997; Holmes et al., 2021; Russi et al., 2018). Авторским нововведением является объединение двух опросных методов, позволяющее одновременно уточнить мотивацию студентов-волонтеров и выявить прио-

1 Стёпин В.В. Культура // Всемирная энциклопедия. Философия. М., 2001. С. 524-526.

ритеты их интересов в добровольческой деятельности. Методика была дополнена: 1) дифференциацией респондентов по году обучения в вузе, 2) десятибалльным шкалированием ответов по каждому из 18 критериев оценки мотивации участия/неучастия в волонтерской деятельности. Кроме того, эти критерии были разбиты на 9 пар положительных и отрицательных мотиваций (аргументов и контраргументов соответственно), что позволило оценить эффективность мотиваторов участия/неучастия в деятельности в качестве формирующих волонтерское студенческое движение факторов.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса «Потенциал волонтерского движения студентов вузов Кабардино-Балкарии», проведенного для студентов Северо-Кавказского государственного института искусств (СКГИИ), Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ) и Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова (КБГАУ) в письменной и электронной форме. Обработано и проанализировано 87 анкет студентов различных курсов. Наиболее активно в опросе приняли участие обучающиеся 1-го и 3-го курсов бакалавриата.

Большинство опрошенных студентов (свыше 80 %) занимаются волонтерской деятельностью, чтобы чувствовать себя полезными обществу. При этом более 50 %респондентов нацелены на решение определенной социальной проблемы.

Самыми популярными у студентов-волонтеров являются следующие направления приложения добровольных сил:

- культура, искусство и рекреация - направление, которое включает добровольный труд в области культурной жизни (работу в театрах, музеях, зоопарках, аквариумах, исторических и культурных обществах, спортивных клубах, военно-патриотических организациях, социальных клубах и т. п.); данное направление отметили как актуальное для себя 69 % респондентов;

- окружающая среда - направление, которое предполагает охрану и сохранение окружающей среды, уборку и облагораживание территории, защиту животных и дикой природы, оказание ветеринарных услуг и пр.; его обозначили в своих ответах более 42 % опрошенных;

- социальные услуги - направление, которое включает работы по уходу за детьми, по защите молодежи, оказание помощи семьям, инвалидам, престарелым, беженцам и бездомным и т. д.; оно оказалось интересно более 29 % участников исследования.

Анализ собранного эмпирического материала позволил обнаружить мировоззренческий кризис студента-волонтера, выраженный в смене у него парадигмы ценностных приоритетов в добровольческой деятельности в период обучения между вторым и третьим курсами бакалавриата (Цраева, Кондратьева, 2022).

При ответах на вопросы большинство студентов указали, что у них нет свободного времени. Соотнесение имеющихся данных в графическом виде показало, что пик нагрузки студента-волонтера на втором курсе бакалавриата коррелирует с предельным несоответствием целей волонтерской деятельности его интересам и убеждениям (рис. 1, 2).

8 6

О

1 курс (б) 2 курс (б) 3 курс (б) 4 курс (б) — — - достаточно времени нет времени

Рисунок 1 - Динамика ценности времени для волонтерской деятельности у студентов бакалавриата в зависимости от года обучения

О

1 курс (б) 2 курс (б) 3 курс (б) 4 курс (б) - - — соответсвует — не соответсвует

Рисунок 2 - Динамика соответствия убеждений студентов бакалавриата целям волонтерской деятельности в зависимости от года обучения

Начиная с третьего курса зафиксирован переход ценностной парадигмы мотиваций студентов к волонтерской деятельности от альтруизма к синтезу личных и общественных интересов. Второкурсники много времени тратят на добровольный труд вообще, не выделяя приоритетных направлений волонтерской деятельности. Студенты же 3-го курса предпочитают область образования и науки (50,0 % опрошенных третьекурсников отводят этому направлению до 10 ч/м, 28,6 % -до 30 ч/м и 21,4 % - более 30 ч/м). Кроме того, данные опроса свидетельствуют о том, что обучающихся больше стали интересовать вопросы профессиональной самореализации и будущей карьеры, что повлияло на высвобождение времени для волонтерской деятельности и усиление её соответствия личным интересам и убеждениям (табл. 1-4).

Таблица 1 - Оценка студентами-волонтерами затраченного времени на добровольную деятельность в области культуры_

Время, затраченное студентами-волонтерами на культуру в 2021 г.

Курс менее 1 ч/м, % до 10 ч/м, % до 20 ч/м, % до 30 ч/м, % более 30 ч/м, % средний индекс

1 20,7 58,6 10,3 3,4 6,9 11,31

2 12,5 62,5 12,5 12,5 33,3 14,67

3 10,0 40,0 35,0 15,0 15,6

4 66,7 33,3 16,67

Таблица 2 - Оценка студентами-волонтерами затраченного времени на добровольную деятельность в области охраны окружающей среды

Время, затраченное студентами-волонтерами на охрану ок ружающей среды в 2021 г.

Курс менее 1 ч/м, % до 10 ч/м, % до 20 ч/м, % до 30 ч/м, % более 30 ч/м, % средний индекс

1 44,0 40,0 12,0 4,0 8,08

2 25,0 25,0 50,0 23

3 42,1 42,1 15,8 7,79

4 33,3 66,7 7

Таблица 3 - Оценка студентами-волонтерами затраченного времени на добровольную деятельность в области социальной работы_

Время, затраченное студентами-волонтерами на социальную работу в 2021 г.

Курс менее 1 ч/м, % до 10 ч/м, % до 20 ч/м, % до 30 ч/м более 30 ч/м, % средний индекс

1 33,3 61,9 4,8 7,48

2 50,0 50,0 25,5

3 31,3 62,5 6,3 7,8

4 33,3 33,3 33,3 10,3

Таблица 4 - Оценка студентами-волонтерами затраченного времени

на добровольную деятельность в области образования и науки

Время, затраченное ст /дентами-волонтерами на образование и науку в 2021 г.

Курс менее 1 ч/м, % до 10 ч/м. % до 20 ч/м, % до 30 ч/м, % более 30 ч/м, % средний индекс

1 57,1 38,1 4,8 5,8

2 66 33,3 23,3

3 50,0 28,6 21,4 20

4 21,0 26,6 52,4 17,7

Наблюдаемая нами смена приоритетов волонтерской деятельности студентов в целом подтверждает выводы коллег о возрастной трансформации мотивов у ее участников (Мотивация участия молодежи в волонтерском движении..., 2014; Певная, Кузьминчук, 2016; Стегний, Никонов, 2018; Кузнецова, Соловьева, 2018; Кузьминчук и др., 2018; Проказина и др., 2019). Давая характеристику культуры студента-добровольца в социально значимой деятельности как совокупности ценностных приоритетов на примере молодежного волонтерского движения Кабардино-Балкарии, следует резюмировать, что отличительной её чертой является резкая девальвация альтруистических побуждений к добровольной деятельности.

На примере локализованного элемента культурной системы мы наблюдаем один из выработанных исторически механизмов её самоорганизации - трансформацию ценностных приоритетов, символов успешности волонтерской деятельности, сопровождающую смену поколений. Есть мнение, что такие преобразования периодически происходят и в более широких масштабах (Бакуменко, 2021 а, б; 2015; Бакуменко, Лугинина, 2022).

Таким образом, предложенная нами система диагностики культуры студента-волонтера позволяет фиксировать тенденции самоорганизации культурной системы в процессе становления входящего в самостоятельную жизнь молодого поколения.

Список источников:

Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. Культура. Самоорганизация. Моделирование // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 3. С. 260-267. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-3-260-267.

Бакуменко Г.В. Символизация успеха в экономике свободного времени // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. М., 2021а. С. 358-375.

Бакуменко Г.В. Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования // Человек и культура. 2015. № 3. С. 41-55. https://doi.Org/10.7256/2409-8744.2015.3.15338.

Бакуменко Г.В. Ценностная динамика символов успеха: на материале статистики кинопроката. М., 2021б. 276 с.

Бакуменко Г.В., Лугинина А.Г. Виртуализация социокультурного фронтира «Tertius Romae» // Журнал фронтирных исследований. 2022. Т. 7, № 1 (25). С. 265-293. https://doi.org/10.46539/jfs.v7i1.379.

Ермилова А.В., Исакова И.А. Специфика волонтерской деятельности в современной России: региональные практики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 48-57. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2017.4.4.

Зборовский Г.Е., Певная М.В., Ведерников А.А. Волонтерство в пространстве регионального управления (кейс Свердловской области) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 4. С. 10-25. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2018.4.1.

Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, № 1. С. 63-71. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2018-4-1-63-71.

Кузнецова А.А., Соловьева Н.А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально-ориентированной волонтерской деятельности // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. С. 128-146. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2018-7-128-146.

Кузьминчук A.A., Певная M.B., Тимиршина Е.Р. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 68-77.

Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т.Г. Нежина [и др.] // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49-71.

Певная М.В., Кузьминчук А.А. Динамика студенческого волонтерства в Свердловской области // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 135-148.

Пинская М.В. Студенческая субкультура как форма и артефакт культуры // Вопросы культурологии. 2015. № 5-6. С. 108-114.

Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю., Хатнюк Н.Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 2. С. 47-56. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-5.

Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 146-156. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2018.1.14.

Цраева Ф.В. Квалитативные методы изучения студенческого волонтерского движения // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. М., 2021. С. 342-352.

Цраева Ф.В., Кондратьева Л.Н. Проблема кризиса жизненного мира студента-волонтера [Электронный ресурс] // Культура и время перемен. 2022. № 1 (36). URL: timekguki.esrae.ru/52-728 (дата обращения: 03.08.2022).

Цраева Ф.В., Рахаев А.И. Приоритеты студента-волонтера в культуре региона: на примере опроса студентов Кабардино-Балкарии // Культурная жизнь Юга России. 2021. № 2 (81). С. 125-143. https://doi.org/10.24412/2070-075X-2021-2-125-143.

Цраева Ф.В., Рахаев А.И. Экспериментальная модель самодиагностики управления вузом волонтерской работы студентов // Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к крупным международным мероприятиям: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты. Красноярск, 2022. С. 71-76.

Alexander A. A Student Volunteer Program Takes Patient Satisfaction to the Next Level // Oncology Issues. 2017. Vol. 32, iss. 5. P. 14-19. https://doi.org/10.1080/10463356.2017.11905285.

Gaskin K., Smith J.D. A New Civic Europe. L., 1997. 128 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Holmes K., Paull M., Haski-Leventhal D., MacCallum J., Omari M., Walker G., Scott R., Young S., Maher A. A Continuum of University Student Volunteer Programme Models // Journal of Higher Education Policy and Management. 2021. Vol. 43, iss. 3. P. 281-297. https://doi.org/10.1080/1360080x.2020.1804658.

Russi A.E., Bhaumik S., Herzog J.J. Tschoe M., Baumgartner A. C. Impact of an Education-Centered Medical Home on Quality at a Student-Volunteer Free Clinic // Medical Education Online. 2018. Vol. 23, iss. 1. Р. 1505401. https://doi.org/10.1080/10872981.2018.1505401.

References:

Akhromeeva, T. S., Malinetsky, G. G. & Posashkov, S. A. (2017) Culture. Self-Organization. Modeling. Observatoriya kul'tury. 14 (3), 260-267. Available from: doi:10.25281/2072-3156-2017-14-3-260-267 (in Russian).

Alexander, A. (2017) A Student Volunteer Program Takes Patient Satisfaction to the Next Level. Oncology Issues. 32 (5), 14-19. Available from: doi:10.1080/10463356.2017.11905285.

Bakumenko, G. V. & Luginina, A. G. (2022) Virtualization of the Socio-Cultural Frontier "Tertius Romae". Zhurnal frontirnykh issledovanij. 7 (1 (25)), 265-293. Available from: doi:10.46539/jfs.v7i1.379 (in Russian).

Bakumenko, G. V. (2015) The Socio-Cultural Process of Symbolizing Success as a Subject of Study. Chelovekikul'tura. (3), 41-55. Available from: doi:10.7256/2409-8744.2015.3.15338 (in Russian).

Bakumenko, G. V. (2021) Symbolization Success in the Economy of Free Time. In: Kul'turnoe nasledie Severnogo Kavkaza kak resurs mezhnatsional'nogo soglasiya. Moscow, рр. 358-375 (in Russian).

Bakumenko, G. V. (2021) Value Dynamics of Symbols of Success: Based on Film Distribution Statistics. Moscow. 276 р. (in Russian).

Ermilova, A. V. & Isakova, I. A. (2017) Volunteerism Specifics in Modern Russia: Regional Practices. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ehkonomicheskie nauki. (4), 48-57. Available from: doi: 10.15593/2224-9354/2017.4.4 (in Russian).

Gaskin, K. & Smith, J. D. (1997) A New Civic Europe. London. 128 p.

Holmes K., Paull M., Haski-Leventhal D., MacCallum J., Omari M. & Walker G. et al. (2021) A Continuum of University Student Volunteer Programme Models. Journal of Higher Education Policy and Management. 43 (3), 281-297. Available from: doi:10.1080/1360080x.2020.1804658.

Kisilenko, A. V. (2018) Volunteering: The Potential of Self-Organization of the Russian Youth. Nauchnyjrezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie. 4 (1), 63-71. Available from: doi:10.18413/2408-9338-2018-4-1-63-71 (in Russian).

Kuz'minchuk, A. A., Pevnaya, M. B. & Timirshina, E. R. (2018) Types of Youth Voluntaring: Specificity and Prospects of Development. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (2 (53)), 68-77 (in Russian).

Kuznetsova, A. A. & Solovyeva, N. A. (2018) Dynamics of Psychological Characteristics of a Student-Volunteer in the Process of Professionally-Oriented Volunteering Activity. Obrazovanie i nauka. 20 (7), 128-146. Available from: doi:10.17853/1994-5639-2018-7-128-146 (in Russian).

Nezhina, T. G., Petukhova, K. A., Chechetkina, N. I. & Mindarova, I. S. (2014) Motivation of Youth Participation in the Volunteer Movement. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. (3), 49-71 (in Russian).

Pevnaya, M. V. & Kuzminchuk, A. A. (2016) Students' Volunteerism Dynamics in the Sverdlovsk Region. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ehkonomicheskie nauki. (4), 135-148 (in Russian).

Pinskaya, M. V. (2015) Student's Subculture as Form and Artifact of Culture. Voprosy kul'turologii. (5-6), 108-114 (in Russian).

Prokazina, N. V., Bobyliova, N. Yu. & Hatnyuk, N. N. (2019) Realization of Voluntary (Volunteer) Capacity in Russia. Nauchnyj rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie. 5 (2), 47-56. Available from: doi:10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-5 (in Russian).

Russi, A. E., Bhaumik, S., Herzog, J. J. Tschoe, M. & Baumgartner, A. C. (2018) Impact of an Education-Centered Medical Home on Quality at a Student-Volunteer Free Clinic. Medical Education Online. 23 (1), 1505401. Available from: doi:10.1080/10872981.2018.1505401.

Stegniy, V. N. & Nikonov, M. V. (2018) Motivation of Volunteering. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ehkonomicheskie nauki. (1), 146-156. Available from: doi:10.15593/2224-9354/2018.1.14 (in Russian).

Tsraeva, F. V. & Rakhaev, A. I. (2021) Priorities of Student Volunteers in the Culture of the Region: on the Example of a Survey of Students of Kabardino-Balkaria. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. (2 (81)), 125-143. Available from: doi:10.24412/2070-075X-2021 -2-125-143 (in Russian).

Tsraeva, F. V. & Rakhaev, A. I. (2022) Experimental Model of Self-Diagnostics of University Management of Volunteer Work of Students. In: Aktual'nye voprosy organizatsii volonterskoj deyatel'nosti v ramkakh podgotovki k krupnym mezhdunarodnym meropriyatiyam: lingvoperevodcheskij, psikhologo-pedagogicheskij, organizatsionno-upravlencheskij i sotsial'nyj aspekty. Krasnoyarsk, рр. 71 -76 (in Russian).

Tsraeva, F. V. (2021) Qualitative Methods of Study Student Volunteer Movement. In: Kul'turnoe nasledie Severnogo Kavkaza kak resurs mezhnatsional'nogo soglasiya. Moscow, рр. 342-352 (in Russian).

Tsrayeva, F. V. & Kondratieva, L. N. (2022) The Problem of the Crisis of the Life World of a Student-Volunteer. Kul'tura i vremya peremen. (1 (36)). Available from: URL: timekguki.esrae.ru/52-728 [Accessed 3rd August 2022] (in Russian).

Zborovsky, G. E., Pevnaya, M. V. & Vedernikov, A. A. (2018) Volunteering in the Field of Regional Management (the Case of Sverdlovsk Region). Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ehko-nomicheskie nauki. (4), 10-25. Available from: doi:10.15593/2224-9354/2018.4.1 (in Russian).

Информация об авторе Ф.В. Цраева - магистр педагогических наук, соискатель степени кандидата культурологии, проректор по воспитательной работе Северо-Кавказского государственного института искусств, Нальчик, Кабардино-Балкария, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1113323.

Information about the author F.V. Tsraeva - Ed.M., PhD Candidate in Cultural Studies, Vice-Rector for Educational Work of the North Caucasus State Institute of Arts, Nalchik, Kabardino-Balkaria, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1113323.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 31.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.