Научная статья на тему 'Диагностика коммуникативного личностного потенциала участкового уполномоченного милиции на основе Калифорнийского психологического опросника'

Диагностика коммуникативного личностного потенциала участкового уполномоченного милиции на основе Калифорнийского психологического опросника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
698
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика коммуникативного личностного потенциала участкового уполномоченного милиции на основе Калифорнийского психологического опросника»

С.Е. Кораблев,

кандидат психологических наук

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ НА ОСНОВЕ КАЛИФОРНИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА

Коммуникативная специфика профессиональной деятельности участкового уполномоченного милиции (УУМ) предполагает наличие специальных личностных качеств, которые в своей совокупности обеспечивают эффективное использование средств общения для достижения профессиональной цели.

На основе анализа результатов анкетирования участковых ГУВД Воронежской области, стандартизированного интервью с гражданами, экспертных оценок был определен рейтинг профессионально важных коммуникативных личностных качеств, необходимых для работы профессионально успешному сотруднику [5]:

социальная активность (предприимчивость, высокий уровень общительности, нацеленность на установление многочисленных социальных контактов), основанная на осознании коммуникативной природы своей профессиональной деятельности;

способность к получению информации обо всех событиях, происходящих на обслуживаемом участке и имеющих правовое значение;

интеллектуальная полноценность, позволяющая ориентироваться в разнообразии коммуникативных способов выполнения профессиональной деятельности, включающая знание социальных норм и правил взаимодействия с окружающими людьми;

тонкая наблюдательность, способность правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, эмпатия и проницательность в общении;

способность воздействовать на психологическое состояние собеседников (правосознание отдельного человека, социальные группы) и сознательно управлять этим влиянием в ходе профессионального общения;

способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми, к продуктивному общению, в ходе которого достигается необходимый профессиональный результат;

способность выбирать адекватные способы обращения с окружающими людьми и реализовывать эти способы в процессе профессионального взаимодействия, гибко строить и перестраивать общение в зависимости от ситуации; уверенность в себе;

способность к самоконтролю в ситуациях профессиональной деятельности (умение управ-

лять собственным эмоциональным состоянием, речью, элементами невербалики);

способность к быстродействию в условиях дефицита времени;

умение отстоять свою точку зрения, аргументированно защитить свою позицию. Последовательность и логичность в высказываниях;

доступность, простота, открытость.

Мы предположили, что в значительной мере эти качества измеряются с помощью шкал Калифорнийского психологического опросника, чем и обосновывался выбор данной методики для их диагностики и поиска корреляционных связей результатов тестирования и экспертной оценки.

«Калифорнийский личностный опросник» (CPI) — один из известных методов измерения особенностей общения и личностнокоммуникативных свойств [1]. Его автор — Н. G. Gough. Опросник впервые был опубликован в 1951 г и измеряет характеристики и свойства личности, необходимые для успешного взаимодействия и общения, а также особенности поведения индивидов в новой культуре и обстоятельствах. Он создавался для измерения преимущественно позитивных и желательных свойств личности, проявляющихся как в неформальном, так и в ролевом, функциональном общении и глубоко пронизывающих все человеческое поведение.

Первые обширные руководства по использованию Калифорнийского личностного опросника были изданы в 1968 г. (Н. G. Gough) и в 1972 г. (Е. Megargee) (The California Psychological Inventory Handbook). Известно несколько вариантов перевода и адаптации опросника. Один из них был сделан в 1992-1993 г. в Челябинске Ассоциацией независимых психологов под руководством Н. В. Батурина. Мы в ходе своего исследования воспользовались вариантом опросника (руководства по интерпретации), перевод которого осуществила Н.А. Графинина, а общую редакцию —

Н.В.Тарабрина (Институт психологии РАН).

Психологические особенности личности участковых уполномоченных определялись с помощью формы 434 CPI. Из принимавших участие в тестировании с помощью CPI было обследовано 125 сотрудников. Подсчет данных опросника производился по 3 векторным и 20 основным шкалам. В соответствии с методом интерпретации, предложенным составителями, мы осущест-

вляли пошаговую обработку результатов. Таким образом, одним из наших первых шагов является интерпретация данных в соответствии с тремя векторными шкалами, которые применены для классификации обследуемых в трехмерной модели личностной структуры, теоретически разработанной для обобщенного представления данных опросника. Краткий анализ этих шкал предполагает знакомство с трехвекторной теоретической моделью и способствует пониманию типологии, основанной на этой модели [2].

Целью первой векторной шкалы (VI) является определение места испытуемого в континууме, проходящем от вовлеченности, склонности к участию и экстраверсии на одном полюсе, до отчужденности, потребности в одиночестве и интроверсии на другом. Получившие высокие оценки склонны быть спокойными, сдержанными, избегают определенности и прямолинейности в поступках, открытого выражения эмоций и проявления своих чувств. Испытуемые, получившие низкую оценку, склонны проявлять авторитет, разговорчивость, властность, самоуверенность.

Целью второй векторной шкалы (У.2) является определение места испытуемого в континууме, проходящем от непринятия социальных норм на одном полюсе до их принятия — на другом. Испытуемые, получившие высокую оценку, склонны обладать твердыми моральными убеждениями, владеть эффективными, производительными и совершенными трудовыми навыками, быть самодисциплинированными и надежными. Получившие низкую оценку склонны к нарушению общепринятых норм, авантюризму, импульсивности, а также к скептицизму относительно нравственности и заявляемого бескорыстия людей. При очень низких оценках по шкале у.2 можно говорить о склонности к безрассудному и нарушающему нормы поведению.

Целью третьей векторной шкалы (У3) является определение места испытуемого в континууме, проходящем от общей неудовлетворенности, психологической дисгармоничности, слабой интеграции эго на одном полюсе до самореализации, психологической компетентности, хорошей интеграции эго — на другом. Получившие высокую оценку склонны быть одаренными, проницательными, умеющими предвидеть, открытыми и честными в своих взаимоотношениях с другими и относительно свободными от невротических отклонений и пагубной неуверенности в себе. Получившие низкую оценку склонны иметь много проблем, чувствовать себя уязвленными жизненными трудностями, обладать узким спектром интересов и плохо справляться со стрессом и межличностными конфликтами.

Совместное рассмотрение V. 1 (от внешнего до внутреннего) и ^2 (от нормосомнения до нормо-принятия) шкал выделяет четыре типа личности, получивших названия «Альфа», «Бета», «Гамма» и «Дельта». К типу «Альфа» относятся вовлеченные и сотрудничающие люди, считающие социальные нормы в целом хорошими и правильными. К типу «Бета» относятся люди обособленные, ищущие и нуждающиеся в одиночестве, а также склонные одобрять социальные условности. Люди типа «Гамма» любят межличностную деятельность и отзывчивы к ней, но не уверены в сдерживающей и ограничивающей действенности обычаев той или иной социальной группы. Люди, относящиеся к типу «Дельта», имеют внутреннюю направленность, противодействуют саморазоблачению и считают многие общественные правила чрезмерно сдерживающими и подавляющими. Каждый из этих типов имеет свои собственные потенциальные возможности к самореализации. Степень развития позитивных возможностей для любого типа личности определяется оценкой по шкале ^3. Для ^3 установлено 7 категорий, подразделяющихся следующим образом: 8% от числа нормального населения попали на самый низкий уровень (уровень 1); 12% — уровень 2; 19% — уровень 3; 22% — уровень 4; 19% — уровень 5; 12% — уровень 6 и 8% — уровень 7. Классификация любого человека согласно этой модели легко выражается терминами «тип» и «уровень». Например, «Альфа-4», «Бета-7», «Гамма-2», «Дельта-5». Одним словом, шкала ^3 оценивает вид g-фактора личности: для испытуемого это — самореализация, для обычного наблюдателя — психологическая компетентность, для профессионалов — эго-интеграция.

В представленной нами выборке (рис. 1) участковых уполномоченных к типу «Альфа» относятся 34% участников тестирования (уровень реализации 3,53), к типу «Бета» — 21,2% (уровень реализации 3,22), к типу «Гамма» — 25,5% (уровень реализации 4,18), к типу «Дельта» -19% (уровень реализации 2,91). Из числа тестируемых самыми многочисленными стали сотрудники, относящиеся к типу «Альфа». В соответствии с руководством по интерпретации, они являются активными индивидами, ориентированными на межличностное взаимодействие, продуктивными и сосредоточенными на жизненных задачах (целях). Одной из характерных их черт является честолюбие, которое выражается в охотном принятии на себя ответственности за руководство или управление другими, и в целом они придерживаются социальных норм и обычаев.

дегьта

19%

агъфа

□ агьфа

□ бета

□ гамма □дегьта

21%

Рис. 1. Представленность четырех типов в нормативной выборке участковых уполномоченных ГУВД Воронежской области

Из представителей типа «Альфа» в выборке присутствуют 25%, которые близки к оптимальному уровню развития своего типа, обладают определенной совокупностью лидерских черт, авторитетом среди профессионального окружения, с другой стороны, для своих руководителей они являются конструктивными исполнителями. 6,25% из числа «Альфа» представляют собой эгоцентристов, сосредоточенных и стремящихся к достижению только собственных целей. Именно им свойственно применение манипулятивных технологий во взаимодействии с окружающими людьми.

В непосредственной близости от представителей типа «Альфа» в выборке оказались представители типа «Гамма» (25,5%). Эти участковые сосредоточены на межличностном взаимодействии, но способны иметь собственное мнение или принимать самостоятельные решения. Они скептичны и склонны к сомнениям в большей мере, чем к принятию традиционных норм и ценностей. При этом они остаются активно вовлеченными во взаимодействие с другими. Среди участковых — представителей типа «Гаммы», отсутствуют те, кто максимально или минимально реализовали свой тип. В соответствии с руководством по интерпретации CPI, «Гаммы», которые достигли оптимального уровня развития своего типа, могут быть новаторами, творческими лидерами (вдохновителями). «Гаммы», чей тип минимально реализован, могут выглядеть неординарными личностями, бунтарями, эгоистами. Третью группу по своей численности в нашей выборке представляют собой участковые типа личности «Бета» (21,2%). Это интернально ориентированные личности, которые искренне придерживаются социальных норм и ценностей, не имеют сильного желания руководить или управлять другими и обычно чувствуют себя комфортно в роли последователей (подчиненных). «Беты» хорошо контролируемы, зависимы и склонны ставить интересы и потребности других выше своих собственных. Обладая высокими

нравственными качествами, воспринимаются окружающими в качестве социального эталона.

Наименьшей по своей численности группой являются УУМ, отнесенные к типу личности «Дельта» (19 %). Это сотрудники, интернально ориентированные и оставляющие за собой прерогативу решений, направляющих их жизнь. Они склонны к уединению и отдаленности от других, рефлексивны. Для этого типа сотрудников наиболее характерен высокий риск психологической дезадаптации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в деятельности УУМ, представляющей собой интенсивную коммуникацию, успешно находят и реализуют себя (составляют численное большинство) представители определенных психологических типов. Эти сотрудники по своей личностной сути коммуникабельны, предприимчивы в профессиональных межличностных и межгрупповых контактах. Для большинства из них — активных, ориентированных на межличностное взаимодействие, продуктивных, способных управлять другими людьми, огромную роль играют социальные нормы и правила (тип «Альфа»), другая часть из тестируемых УУМ (тип «Гамма») не менее ориентирована на активное взаимодействие с окружающими людьми, но при этом они склонны сохранять свой социальный «статус-кво», активно экспериментируя приемами, способами межличностной коммуникации ради достижения своей профессиональной цели.

Следующим нашим шагом явилось построение профильных оценок по 20 шкалам опросника. В приложении представлено количество (в процентах) участковых, имеющих высокие, средние и низкие показатели каждой из шкал. Интерпретация их усредненных показателей (см. график 1) позволила сделать обобщенный психологический и коммуникативный портрет участкового уполномоченного милиции.

График 1

Усредненный личностный профиль участкового уполномоченного милиции,

составленный по данным CPI

Профиль CPI

В соответствии с данными тестирования УУМ характеризуется нами как умеренно доминантный, предпочитающий скорее роль участника или ведомого в социальной ситуации, избегающего лидерской позиции (Бо — 38 Т-баллов). Он достаточно общителен (Бу — 46 Т-баллов), традиционен, ему нравится групповая деятельность, социальное окружение. При этом сотрудник осмотрителен, внимателен и осторожен в своих поступках; способен выполнять свою работу с минимумом признания и внимания к своей личности, предпочитает сотрудничество манипулированию другими, отличаются кон-

формностью (Бр — 47 Т-баллов). В контактах с окружающими людьми такой сотрудник склонен к конвенциональным формам поведения (Ба — 43 Т-балла). Однако он не всегда способен к сопереживанию, скептически относится к намерениям других, ограничен рамками своих интересов (Ет — 46 Т-баллов).

Показатели шкалы Яе — ответственность — низкие (42 Т-балла), что свидетельствует о некоторой непоследовательности в осуществлении своей деятельности, импульсивности и отсутствии склонности к рутинной работе. Многие из них в глазах окружающих представляются энергичными и жизнелюбивыми. Такие сотрудники обладают сильными убеждениями и стремлением разделять их с другими, иногда в откровенной, чрезмерно самоуверенной манере. Они склонны к сомнениям относительно норм и правил и мо-

гут проявлять бунтарские тенденции в поведении. Этические границы у них могут быть несколько расширены (размыты) (Бо — 41 Т- балл). Они не очень обеспокоены тем, что думают о них другие, но при этом обладают способностью убеждать, склонны сосредоточиваться на достижении какой-либо цели и не любят тратить времени на бессмыслицу (01 — 45 Т-баллов). Эти УУМ могут демонстрировать темпераментность и избирательную реактивность, артистичность (Ст — 40 Т-баллов).

Некоторая неудовлетворенность собой или той социальной поддержкой, которую получают сотрудники, являются причинами пессимистичности, демонстрации признаков социальной отчужденности (ШЬ -40 Т-баллов). Они несколько подозрительны к другим и не склонны им доверять. Факт достаточно высоко развитых навыков налаживания контактов с другими и игры ими в своих интересах подтверждают низкие показатели шкалы То — 45 Т-баллов. Такие УУМ склонны скорее осуждать других, чем пытаться понять их, им не нравится полагаться на кого-либо, чтобы достичь успеха. Также им свойственно осторожное, критичное отношение к другим и к организации своей деятельности, выражающееся в сопротивлении организованности и правилам (Ас — 39 Т-баллов). Практичность в подходе к работе (Д) — 45 Т- баллов), недостаточная организованность и эффективность в использовании своего времени, ориентированность

на действие, а не на предварительный анализ последствий (сначала действует, а потом размышляет), свидетельствуют о предпочтении таких УУМ иметь дело с осязаемыми конкретными задачами, чем с абстрактными или концептуальными проблемами (Ie — 43 Т-баллов).

Низкие показатели по шкале Ру — 42 Т-балла говорят о невысоком психологическом потенциале сотрудников, так как они не испытывают интереса к психологическим нюансам, динамике как своего собственного поведения, так и поведения других. Но, тем не менее, высокая гибкость, адаптивность, быстрота, любопытство, стремление к разнообразию (Fx — 58 Т-баллов) делают этих сотрудников способными приспосабливаться к любым переменам.

После проведения тестирования по CPI в исследуемой нами выборке участковых уполномоченных с помощью оценки экспертов (из числа руководителей службы УУМ) были выделены

подгруппы «успешных» и «менее успешных» сотрудников в соответствии с показателями их профессиональной деятельности. Сопоставление экспертных оценок всего реестра профессионально важных качеств и характеристик СР1 с помощью критерия Пирсона позволило определить, какие шкалы психологического опросника наилучшим образом дифференцируют профессионально успешных и низко оцениваемых сотрудников службы участковых уполномоченных (см. данные таблицы 1). На основе усредненных результатов выборки по CPI «успешных» участковых и экспертных оценок был проведен корреляционный анализ (по критерию Пирсона) и установлена положительная взаимосвязь по следующим шкалам (при р < 0,01). На основе аналогичного анализа «менее успешных» участковых положительных и отрицательных корреляций выявлено не было.

Таблица 1

Степень выраженности шкал CPI у «профессионально успешных» участковых уполномоченных милиции (с использованием коэффициента корреляции по Пирсону)

Do Cs Sy SP Sa In Em Re So Sc

0,276 0,286 0,338 0,344 0,338 0,324 0,302 0,281 0,103 0,334

Gi Cm Wb To Ac Ai Ie Py Fx Fe

0,263 0,254 0,321 0,227 0,248 0,347 0,294 0,288 0,134 0,209

По параметру «Социальная активность, предприимчивость, высокий уровень общительности, нацеленность на установление многочисленных межличностных и социальных контактов, осознание коммуникативной природы своей профессиональной деятельности», занимающему первый ранг, в рейтинге профессионально значимых качеств наиболее информативными оказались шкалы Бу (общительность) и Бр (социальное присутствие). Непосредственное руководство службы устраивают социабельные (высокие показатели по шкале Бу-общительность — 55-65 Т), но не чрезмерно общительные подчиненные, которые комфортно ощущают себя в социальном окружении (высокие показатели по шкале Бр-социальное присутствие — 55-70 Т). Создавая атмосферу доверительности и уверенности, они имеют возможность адекватно вписаться в социальную среду обслуживаемого участка за счет своей напористости, энтузиазма. Низкие показатели этих шкал нежелательны, поскольку соответствуют личностям, демонстрирующим сдержанность в социальных контактах; неспособность функционировать в среде, насыщенной коммуникативными ситуациями (имеющими криминальную природу), неумение использовать

свою личность (при наличии власти, статуса) для того, чтобы повлиять на других.

Второй ранг в рейтинге профессионально важных качеств занимает параметр «Интеллектуальная полноценность, позволяющая ориентироваться в коммуникативном разнообразии профессиональной деятельности, включающая знание социальных норм и правил, способов эффективного взаимодействия с окружающими людьми». Этому параметру соответствует шкала 1е (интеллектуальная эффективность). Для деятельности участкового, по мнению экспертов, наиболее подходят сотрудники с высокими баллами шкалы 1е (55-65 Т), свидетельствующими о высоких познавательных способностях, проницательности, изобретательности, интеллектуальной организованности и эффективности. Сотрудники с низким баллом (30-45Т), по мнению экспертов, не очень хорошо организованны и эффективны в использовании своего времени. Из-за своей ориентированности на действие, а не на предварительный анализ ситуации, они сталкиваются с массой проблем, связанных с осложнением отношений с гражданами, коллегами, руководством службы. Творческую задачу, основанную на интеллектуальной оценке, им нельзя поручать, по-

скольку они лучше справляются с осязаемыми конкретными задачами.

Третий ранг в рейтинге профессионально важных качеств занимает параметр «Тонкая наблюдательность, способность правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей». Шкалы Ет (эмпатия) и Ру (психологический склад ума) являются наиболее коррелирующими с этим параметром. Контекст деятельности участкового уполномоченного делает желательным высокое значение (55-70 Т) шкалы Ет (эмпатия), поскольку обусловлен профессиональной необходимостью адекватного чувственного проникновения в аспекты межличностного взаимодействия, состояние собеседника. Чувственный уровень познания и понимания (понимание установок, переживаний других людей) природы поступков, поведения собеседника помогает участковому (по мнению экспертов) обеспечить успешный исход коммуникативной ситуации.

Четвертое ранговое место в списке профессионально важных качеств занимает «Способность влиять, воздействовать на собеседников и сознательно управлять этим влиянием». Это качество соответствует шкалам СР1: Бо (доминирования), Cs (способность к статусу), 1п (независимость), Яе (ответственность). Экспертами высоко оцениваются сотрудники, обладающие влиянием на окружающих людей: а) способных взять инициативу на себя при осуществлении профессиональных функций, основанных на общении (высокий балл по Бо 55-70 Т); б) способных демонстрировать и поддерживать свой служебный статус и соответственно ему осуществлять самопрезентацию (высокий балл по шкале Cs — способность к статусу (55-70 Т); в) ориентированных на цель, самостоятельно и независимо мыслящих, обладающих даром убеждения (высокий балл по шкале 1п (независимость) (5570 Т); г) дисциплинированных и способных к организации своей деятельности (высокий балл по шкале Яе-ответственность (55-65 Т);

Пятое и шестое место в списке коммуникативных профессионально-значимых качеств участкового уполномоченного занимают следующие качества: «Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми», «Способность выбирать адекватные способы обращения с окружающими людьми и реализовывать эти способы в процессе профессионального взаимодействия, умение гибко строить и перестраивать общение в зависимости от ситуации». Эти качества измеряются с помощью шкалы Гх (гибкость), 01 (хорошее впечатление). Экспертами особенно ценится тонкий баланс между гибкостью, адаптивностью, способностью быстро приспосабливаться к любым переменам, с одной стороны, и предусмотрительностью, практичностью, настойчивостью — с другой. Поэтому вышеприве-

денные качества соответствуют средним показателям шкалы Гх — гибкость (45-55Т). Экспертов наиболее устраивает сотрудник, сосредоточенный на достижении цели, обладающий способностью убеждать, не очень обеспокоенный мнением окружающих о себе. Такому мнению экспертов соответствуют низкие значения шкалы 01 — хорошее впечатление (30-45Т).

«Уверенность в себе, в собственном коммуникативного поведении» — седьмое по счету профессионально-важное коммуникативное качество, выделенное экспертами. Оно измеряется с помощью совокупности шкал СР1: Ба (самопри-ятие), 1п (независимость), ШЬ (чувство благополучия). Эксперты высказываются в пользу надежных, выражающих уверенность сотрудников, способных принимать на себя ответственность (55-70 Т — высокий балл по шкале Ба — само-приятие). Именно эти сотрудники четко ориентированы на цель, обладают даром убеждения и обычно эффективно взаимодействуют с другими (55-70 Т — высокий балл по шкале 1п — независимость). Эти участковые обладают физическим и умственным здоровьем, оптимистично смотрят в будущее (выше 55 Т — высокий балл по шкале ШЬ — чувство благополучия).

«Способность к самоконтролю в ситуациях профессиональной деятельности, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сказывающемся на характере речевого и невербального поведения», занимает восьмое место в списке профессионально значимых качеств УУМ. По мнению экспертов, участковый должен обладать способностью контролировать свои поступки (в коммуникативной сфере), планировать, предвосхищать результаты своей деятельности (55-65Т — высокий балл по шкале Бс- самоконтроль).

Девятое место в списке профессионально значимых коммуникативных качеств занимает «Умение отстоять свою точку зрения, аргументированно защитить свою позицию». Это качество соответствует шкалам: Д1 — достижение через независимость, 1е — интеллектуальная эффективность. Экспертами высоко оценивается способность быть самодостаточным, независимо мыслящим специалистом (55-65Т — высокий балл по шкале Д1 — достижение через независимость). При этом независимость в рассуждениях опирается на проницательность, изобретательность и высокую информированность (55-65Т — высокий балл по шкале 1е-интеллектуальная эффективность).

Итак, коммуникативная специфика профессиональной деятельности УУМ предполагает наличие специальных личностных качеств, которые в своей совокупности обеспечивают эффективное использование коммуникативных средств для достижения профессиональной цели. Для того чтобы эффективно осуществлять коммуни-

кативное воздействие в ходе профессиональной деятельности, участковому уполномоченному необходимо обладать сложной гармонией личностных качеств: с одной стороны, достаточной доминантностью, обеспечивающей активную роль в межличностных контактах, а с другой — чуткостью, эмпатией, рефлексией, которые позволяют проникать в эмоциональный контекст общения. При высоком уровне социализации, общительности коммуникативно компетентный участковый должен быть независим, уверен в себе, интеллектуально эффективен. Гармоничное сочетание дипломатичности, терпимости и доверия к людям, с одной стороны, и определенная степень критичности, предприимчивости, гибкости в межличностных контактах — с другой, является залогом подготовленности к общению в нестандартных (экстремальных) профессиональных ситуациях. Обладание этими качествами способствует созданию у окружающих людей образа профессионала, знающего своего дело, способного урегулировать любую кризисную ситуацию.

Наличие в структуре личности сотрудника вышеприведенных качеств является фактором, способствующим выбору кандидата на должность участкового уполномоченного милиции. Использование Калифорнийского психологического опросника позволяет разработать критерии для определения коммуникативно лично -стного потенциала участкового уполномоченного, способного эффективно выполнять свои служебные обязанности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куницина В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казари-нова, В.М. Погольша — СПб.: Питер, 2001. — С. 501.

2. Watkins C.E., Jr., & V.L. Campbell (Eds.), Testing and assessment in counseling Practice — Second edition. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. P53. (pp.45-71).

3. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении/ Ю.М.Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. — М.: МГУ, 1990. — 104 с.

4. Прикладная юридическая психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., ЮНИТИ, 2001. — 639 с.

5. Кораблев С.Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки: Дис. ...канд. психол. наук: 19.00.06 / С.Е. Кораблев — М., 2003. — 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.