Научная статья на тему 'Диагностика карьерных ориентаций как ценностного компонента профессиональной деятельности'

Диагностика карьерных ориентаций как ценностного компонента профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
467
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / CAREER / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / CAREER ORIENTATION / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / "ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-CONCEPT / CAREER ANCHORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Легчилина Дарья Павловна

В статье рассмотрены понятия карьеры и карьерных ориентаций, представлен ряд методик, с помощью которых можно исследовать карьерные ориентации сотрудников различных предприятий, в зависимости от учета определенных факторов профессиональной деятельности человека.The article deals with the concept of career and career orientations, represented by a number of techniques you can use to explore the career orientations of employees of different companies, depending on the account of certain factors of professional activity of the person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика карьерных ориентаций как ценностного компонента профессиональной деятельности»

УДК 159.9

Д.П. Легчилина

ДИАГНОСТИКА КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены понятия карьеры и карьерных ориентаций, представлен ряд методик, с помощью которых можно исследовать карьерные ориентации сотрудников различных предприятий, в зависимости от учета определенных факторов профессиональной деятельности человека.

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, «Я-концепция», «якоря карьеры», профессиональная деятельность.

DIAGNOSIS CAREER ORIENTATIONS AS A VALUABLE COMPONENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PERSON

The article deals with the concept of career and career orientations, represented by a number of techniques you can use to explore the career orientations of employees of different companies, depending on the account of certain factors of professional activity of the person.

Key words: career, career orientation, self-concept, career anchors, professional activity.

Одним из главных аспектов реализация потенциала личности является сознательное планирование карьеры. Карьера занимает особое место в жизни современного человека, служебный рост обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей личности - от базовых до высших. Понятие карьеры исследуется целым рядом научных дисциплин: социологией, экономикой, политологией, философией и др.

Карьера - это должностное продвижение работника на протяжении всего периода его работы или временного отрезка. Карьера определяется длительностью и последовательностью занимаемых работником должностей.

Любому человеку свойственны определенная личностная теория, побуждения, таланты, ценности и мотивы, которыми он не сумеет поступиться при выборе профессии. Прошлый жизненный опыт создает определенную концепцию социальных правил по отношению к карьере и работе, ценностных ориентаций, вследствие чего в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается при помощи концепции его ценностных ориентаций, диспозиций, общественных интересов, установок и других социально обусловленных побуждений к деятельности.

Один из важных моментов развития специалиста - развитие квалифицированного самосознания. Термин «самосознание» близок к терминам «Я-образ», «Я-концепция». Образ субъекта деятельности представляет собой действующий «Я-образ» (познание о собственном состоянии в данный мо-

мент, о своем месте среди других людей, о своих возможностях и ограничениях). Суммированный «Я-образ», т.е. «Я-концепция», включает представления о себе в прошедшем, настоящем и будущем времени. «Я» как представитель профессиональной общности, «Я» как организм, «Я» как представитель выбранной специальности, «Я» как член сообщества. Развитое самосознание - одно из требований осуществления карьеры и формирования определенного стиля деятельности личности [5].

«Я-концепция» охватывает такие представления, цели и идеалы личности, которые с позиции планирования жизни являются для нее особенно необходимыми. В процессе реализации карьеры происходит переход «Я-концепции» на язык профессиональных действий. Предпочтения в профессии, а также тип карьеры - это стремление дать ответ на вопрос «Кто я?». Таким образом, представление о собственной личности является важнейшим фактором профессионального развития человека, идентифицирует типы карьер в соответствии с профессией (карьерой педагога, врача и т.д.) или социальным классом. Карьерные достижения и избранная специальность оказывают значительное влияние на самооценку и на общую «Я-концепцию» в целом. По мере развития карьеры происходит формирование профессиональной «Я-концепции», которая достигает зрелости только в результате накопления достаточного профессионального опыта. Как правило, на это уходит от одного до 10 лет работы.

Однако наиболее используемым понятием, отражающим смысл профессионального развития человека, является понятие карьерной ориентации. «Карьерные ориентации», или «якоря карьеры», -это общественные установки, ценностные ориентации, интересы, социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определенного человека.

По мнению американского психолога Э. Шейна, карьерные ориентации появляются в процессе научения и в результате социализации в самом начале карьеры. В то же время очень часто человек может реализовывать свои карьерные ориентации неосознанно. В основном отражение «карьерных якорей» происходит в ситуации выбора, оказывая влияние на выбор как конкретного места работы, так и профессиональной деятельности.

Э. Шейн рассматривает карьеру как внутренний процесс формирования личностного потенциала, «карьерные якоря» - это совокупность представлений работника о себе, главнейшие мотивы, ценности, навыки, определяющие способ жизни и выбор карьеры. Американский психолог выделяет 8 таких «якорей»: 1) автономия: стремление к свободе, самостоятельности и независимости; 2) стабильность: профессиональная ориентация, обусловленная потребностью в стабильности и сохранности, предсказуемости грядущих жизненных событий; 3) предпринимательство: стремление идти на риск, работать на себя, а не на других, справляться с препятствиями; 4) вызов: ориентация на победу над другими, конкуренцию, решение трудных задач, преодоление препятствий; 5) профессиональная компетентность: готовность быть мастером своего дела, добиться высокой квалификации, совершенствовать свои способности, признания своего профессионализма; 6) менеджмент: ориентация на управленческую активность (рост в рамках вертикальной карьеры); 7) служение: готовность служить человечеству, работать с людьми; 8) интеграция стилей жизни: стремление к тому, чтобы в все сферы жизни человека (работа, семья и саморазвитие) находились в определенном балансе между собой и ничто не преобладало [2].

Методика выявления карьерных ориентаций Э.Шейна была неоднократно валидизирована и опробована в рамках разных исследований, проводившихся в различных странах, в том числе в Российской Федерации. Карьерные ориентации находятся в зависимости от личностных особенностей сотрудника, его семейного воспитания, в зависимости от типа профессиональной деятельности, в которую он вовлекается, а также от социальных и культурных различий. Несмотря на то, что концепции «якоря карьеры» около 30 лет, сам факт соответствия единичных ориентаций тем или иным чертам личности был научно доказан лишь совсем недавно.

Исследование было проведено в рамках английской выборки, а в качестве опросника черт личности использовался «Профессиональный личностный опросник». В данном исследовании были выявлены взаимосвязи лишь в случае двух «карьерных якорей»: якорь «Автономия» получил значительную положительную корреляцию со шкалами убедительности, независимости мышления, контроля, конкурентности, свободомыслия, решительности, а также отрицательную - со шкалами скромности, тревожности, конвенциональности. Карьерная ориентация «Стабильность» оказалась положительно связанной со шкалами демократичности, конвенциональности, заботливости, следованию правилам, а отрицательно - со шкалами инноваций, конкурентности и адаптации. Отсутствие значимых зависимостей с другими «якорями» может служить основой для дальнейшего изучения корреляций карьерных ориентаций.

«Карьерные якоря» являются сравнительно устойчивыми во времени образованиями, но в то же время на различных стадиях профессиональной карьеры могут возникать так называемые карьерные плато, непосредственно относящиеся к карьерным ориентациям. В структуре профессиональной «Я-концепции» индивида непременно присутствует не одна карьерная ориентация, а определенная иерархия, способная к незначительным изменениям под воздействием определенных жизненных обстоятельств, при низком уровне изменчивости основного сформировавшегося доминирования тех или иных ориентаций.

Следовательно, карьерные ориентации как элемент «Я-концепции» соответствуют выдвигаемым требованиям к выделению комплексных переменных, которые в сравнении с конкретными характеристиками и отдельными чертами демонстрируют наиболее обобщенные итоги факторов успешности карьерных процессов. Таким образом, соотношение карьерной ориентации, демонстрируемой человеком, с родом и видом выполняемой им трудовой деятельности может быть одним из самых важных комплексных прогностических характеристик внутренней карьерной успешности [4].

Российские психологи В.А. Чикер, Л.Г. Почебут отмечают, что карьерные ориентации - это ценностные ориентации в карьере, с помощью которых субъект избирает, описывает и моделирует собственный профессиональный и в целом жизненный путь. Система карьерных ориентаций, таким образом, содержательно определяет пути для личностного роста и самореализации, включая в себя одновременно их направленности и методы воплощения [3].

Е.А. Климов оценивает данную проблему с позиций ведущего объекта, нацеленного на труд человека. Следовательно, все профессии разделяются по типу взаимодействия на виды: а) человек -природа, б) человек - символ, в) человек - техника, г) человек - художественный образ, д) человек -человек [1].

Другую систематизацию, исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек быстрее добьется большего успеха благодаря определенным личным особенностям, предлагает южно-американский психолог Дж. Холланд. Суть его теоретической концепции заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соотношения типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не столько его личностными чертами, сколько окружением, в котором он проявляет свою энергичность. Люди желают отыскать профессиональную среду, соответствующую собственному типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, проявить ценностные ориентации.

Дж. Холланд выделил 6 типов личности: 1) реалистический (ориентированный на манипулирование механизмами и инструментами), 2) исследовательский (ориентированный на поиск), 3) артистичный (ориентированный на самопрезентацию), 4) социальный (ориентированный на взаимодействие с людьми), 5) предпринимательский (ориентированный на влияние на людей), 6) конвенциональ-

ный (ориентированный на манипулирование информацией и данными). По мнению Холланда, один из данных типов должен у человека преобладать, но в целом он способен адаптироваться, применяя стратегии нескольких типов.

Отличие данной классификации в том, что в классификации Е.А. Климова выделение групп профессий происходит по предмету труда, а классификация Холланда подразумевает, что замена предмета труда может происходить при развитии в определенном направлении профессиональной деятельности, а, следовательно, изменится и тип профессии.

А. Гулднер предложил последовательное деление карьерных ориентаций на две части, не связанные между собой, противопоставив организаторскую и профессионально-техническую ориентации. Исходя из названий следует, что люди первой ориентации расположены к достижению признания их действий коллегами по профессиональной среде, а ориентированные на последний - на продвижение в фирме по служебной лестнице [4].

Наилучшей, с точки зрения управления компаний, является такая индивидуальная карьера как самоуправление. Стремление сделать карьеру - одно из главных желаний сотрудника, стремящегося воплотить собственный индивидуальный потенциал. Поэтому любому работнику важно понимать, какие профессиональные ориентации у него доминируют, чтобы знать, к чему стремиться в профессиональном развитии. Разнообразие ориентаций работника дает ему возможность получать удовлетворение от собственной работы, легче преодолевать проблемные ситуации, более интенсивно лич-ностно самореализовываться.

Таким образом, карьера составляет важную часть жизни человека. От ее выбора зависит и энтузиазм в работе, и дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Устраиваясь на работу, каждый должен реально оценивать свои деловые качества, сопоставлять имеющуюся у него профессиональную подготовку с теми требованиями, которые устанавливает перед ним организация. От этого в значительной степени будет зависеть успех всей дальнейшей карьеры. В настоящее время существует ряд методик, опубликованных в специальной печати и отвечающих критериям валидности и надежности. С их помощью можно исследовать карьерные ориентации сотрудников различных компаний, и каждая из них учитывает определенные качества служащих, на их основании создавая свои классификации.

1. Маслова, С.Ю. Теория институтов. Социально-культурные детерминанты в рамках профессиональной карьеры на современном этапе // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. научной конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 180-185.

2. Полянская, Е.Н. Карьерные ориентации современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 1-15.

3. Терехова, Т. А. Проявленние карьерных ориентаций у студентов-психологов // Гуманитарный вектор. -2011. - № 1. - С.120-126.

4. Тихомандрицкая, О.А., Рикель, А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры // Психологические исследования. - 2010. - № 2 (10).

5. Юртаева, Н.И. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза // Вестник Казанского технологического ун-та. - 2012. - № 1. - С. 300-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.