Научная статья на тему 'Диагностика качества образовательной деятельности педагога дополнительного образования'

Диагностика качества образовательной деятельности педагога дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / DIAGNOSIS / QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / PERSONAL AND PROFESSIONAL POSITION / A REFLECTION OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL SKILLS / PEDAGOGICAL PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Озерская Ольга Викторовна, Маркотенко Екатерина Васильевна, Тайдакова Екатерина Геннадьевна

В статье определены основные параметры мониторинга качества образовательной результативности профессиональной и общественной деятельности педагога дополнительного образования. Предложена система формирования личностно-профессиональной позиции педагога, а также диагностические опросники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Людмила Владимировна, Озерская Ольга Викторовна, Маркотенко Екатерина Васильевна, Тайдакова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of quality of educational activity of the teacher of an additional education

In the article the basic quality monitoring parameters of the educational effectiveness of professional and social activity of the teacher of an additional education. The system of formation of personal and professional position of the teacher, as well as diagnostic questionnaires.

Текст научной работы на тему «Диагностика качества образовательной деятельности педагога дополнительного образования»

УДК 37.012.85; 37.012.5

Л. В. Алиева, О. В. Озерская, Е. В. Маркотенко, Е. Г. Тайдакова

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье определены основные параметры мониторинга качества образовательной результативности профессиональной и общественной деятельности педагога дополнительного образования. Предложена система формирования личностно-профессиональной позиции педагога, а также диагностические опросники.

In the article the basic quality monitoring parameters of the educational effectiveness of professional and social activity of the teacher of an additional education. The system of formation of personal and professional position of the teacher, as well as diagnostic questionnaires.

Ключевые слова: диагностика, качество образовательной деятельности, личностно-профессиональная позиция, рефлексия педагогической деятельности, педагогическое мастерство, педагогическое портфолио.

Keywords: diagnosis, the quality of educational activities, personal and professional position, a reflection of pedagogical activity, pedagogical skills, pedagogical portfolio.

Целью диагностики качества образовательной деятельности педагога дополнительного образования является выявление лично-стно-профессиональной позиции педагога, качественных показателей его образовательной деятельности; позитивного педагогического опыта - базы личностного роста и перспектив развития учреждения как социально-педагогической, культурологической реальности в социуме; условий личностного роста воспитанника.

В основе мониторинга качества образовательной результативности профессиональной и общественной деятельности педагога дополнительного образования в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» им. А. А. Остапца-Свешникова (г. Москва) были следующие позиции:

- выявление понимания им сущности «образовательной деятельности» (туристско-краеведческой, экологической, культурологической) как особой социально-педагогической и культурологической совместной деятельности ребенка и взрослого в процессе обучения, воспитания и социализации;

- определение соответствия личного педагогического опыта и методики организации образовательной деятельности основной цели задачам конкретной и общей образовательной деятельности; возрастному составу воспитанников;

- выявление динамики развития и формирования возрастных и индивидуальных качеств воспитанников в педагогически организуемой деятельности (показателей «личностного роста воспитанника»);

- представление дифференцированной оценки профессиональной деятельности педагога дополнительного образования (лич-ностно-профессиональной позиции как качественного показателя).

Изложенные подходы позволили выстроить «ступени профессионального роста педагога» как перспективы совершенствования образовательной деятельности учреждения и профессионального мастерства педагога данного образовательного учреждения; разработать основное содержание мониторинга, диагностики развития личностно-профессиональной позиции педагога.

Личностно-профессиональная позиция - интегрированный показатель роста педагога - личности - индивидуальности; его творческого отношения к своей профессиональной деятельности; степени профессионального мастерства (качеств овладения комплексом профессиональных знаний, умений, компетенций), перерастания теоретической, психологической готовности к педагогической деятельности в реальную педагогическую практику.

Ступени формирования личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования

Первая ступень - адаптация педагога к образовательному пространству данного учреждения, туристско-краеведческой направленности образовательной деятельности (освоение общей программы, принятие, непринятие традиций, поиск коллег-единомышленников, первые заявки на педагогическую индивидуальность, общественно-профессиональный смотр специалиста и первые оценки руководством, коллегами, воспитанниками). Первая

ступень является трамплином для взятия новых педагогических высот (или принятия решения об изменении места работы).

Вторая ступень - закрепление своего профессионального места в образовательной деятельности учреждения, обретение определенного общественного статуса в коллективе педагогов, воспитанников, родителей; вхождение в творческое педагогическое сообщество (или создание его); участие в мастер-классах, работе методических советов, семинарах (обмен опытом, внесение инновационных предложений в деятельность учреждения); осмысление личного опыта и опыта коллег; проявления творческих начал в основной образовательной деятельности; участие в системе управления и самоуправления; освоение новых педагогических объектов в учреждении и в окружающем социуме; формирование потребности совершенствоваться в конкретной профессиональной деятельности. Профессиональный рост характеризуется позицией педагога - субъекта коллективной образовательной деятельностью в учреждении.

Третья ступень - сформированность потребности внести в педагогическую деятельность личное, творческое начало, новизну, инновационность («выделиться» в хорошем смысле среди коллег, увлечь своими педагогическими открытиями); овладение современными педагогическими знаниями (а не просто отдельными технологиями) и их творческое использование (апробация) в своей практической работе; участие в научно-методическом обеспечении образовательной деятельности учреждения, руководстве методическим советами, объединениями (в учреждении, районе, округе); результативное участие в окружных, городских смотрах, конкурсах, фестивалях; осуществление начального профессионального образования воспитанников. Эта ступень характеризует педагога как мастера-профессионала. Показателями педагогического мастерства выступают стабильно высокие индивидуальные показатели влияния деятельности туристско-краеведческого объединения на личность воспитанника; признание коллег и их стремление «учиться» у наставника-мастера. Формируется позиция субъекта собственной профессиональной деятельности.

Четвертая ступень - сформированность позиции педагога-исследователя; обогащение личного опыта и деятельности учреждения педагогическими инновациями; отношение к профессии как к исследовательскому поиску, ведущая потребность - осмыс-

лить, отрефлексировать не только свой личный педагогический опыт, но и сравнить его с передовым педагогическим опытом, новейшими научными данными педагогики и смежных наук.

Эти ступени - ориентиры личностного роста педагога и одновременно ориентиры для администрации учреждения в решении кадровых вопросов, максимальном и эффективном использовании реальных возможностей каждого педагога в повышении результативности общеобразовательной деятельности учреждения, в стимулировании творческого роста сотрудников. Система мониторин-гов и частных диагностик позволяет оценить индивидуальное продвижение педагогов по данным «ступеням».

Индивидуальное творческое освоение основных объектов педагогической деятельности (проявление и развитие личных способностей, возможностей педагога, повышение фактора личной заинтересованности, удовлетворенности конкретной профессиональной деятельностью) - один из показателей личностно-профессио-нального роста.

Личностно-профессиональная позиция педагога - объект рефлексии - специфического педагогического метода оценивания качественной результативности образовательной деятельности педагога.

Рефлексия собственной педагогической деятельности - показатель сформированности личностно-профессиональной позиции, профессионального самоопределения; стимул личностного роста, самообразования, инновационной, исследовательской педагогической деятельности; возможность оценить личные успехи в работе, выявить проблемы и наметить пути их разрешения.

Основные объекты рефлексии педагога:

- 1-й блок - личностно-профессиональная позиция: самоанализ и самооценка;

- 2-й блок - рефлексия образовательных программ, по которым работает педагог;

- 3-й блок - анализ того, что и как делают дети (обратная связь), их позиции в учебно-воспитательной деятельности;

- 4-й блок - оценка личного педагогического опыта, возможностей эффективного влияния на воспитательное пространство;

- 5-й блок - участие в деятельности других государственных образовательных структур, общественных сообществах, в исследовательской деятельности (на базе вуза, НИИ).

Рефлексия педагогической деятельности - один из методов выявления позитивной динамики профессионального роста педагогов и корректировки деятельности; показатель сформированности личностно-профессиональной позиции, стимул личностного роста, самообразования, инновационной, исследовательской, индивидуальной педагогической деятельности и деятельности учреждения, его подразделений.

Сравнительный анализ, сопоставление данных рефлексии представляется как оформление общих педагогических выводов и определение путей, средств, методов их практической реализации; определение перспектив личностного роста (профессионального, культурного, социально-гражданского), что служит источником позитивной результативности воспитательной деятельности педагога и ее влияния на развитие учреждения в целом. Если педагог не способен лично осознать и оценить цели, задачи, специфику своей профессиональной деятельности, выявить свой потенциал, средства его эффективной реализации, критически подходить к результатам, то применяемые методы диагностирования не дадут реальных результатов организуемого им воспитательного процесса. Рефлексия реальной «внутренней» профессиональной позиции -предмет творческой индивидуальной работы.

Саморефлексия педагога

1. Памятка

• Как я отношусь к своей профессиональной деятельности? Что и как я делаю? Почему именно так?_

• Что является предметом моей конкретной работы (по занимаемой должности)?_

• Существуют ли какие-либо проблемы, сложности, связанные с моей конкретной деятельностью? Какие?_

• Как я могу их решить, преодолеть?_

2. Программа педагога

• Как я оцениваю ту программу, по которой работаю?

• Насколько деятельность объединения, группы соответствует той программе, которая мной заявлена?_

• Какие части программы требуют переработки, изменений?

Анкета-рефлексия для педагогов, работающих с детьми

в возрасте от 0 до 3 лет

Уважаемые коллеги!

Ваши ответы на вопросы позволят сделать нашу работу более эффективной и целенаправленной. Просим отвечать искренне, чтобы полученная картина была наиболее реальной.

1. Фамилия, имя, отчество_

2. Стаж работы в образовании_в данном учреждении

3. Занимаемая должность в учреждении_

4. Совместитель, основной сотрудник (нужное подчеркнуть)

5. Квалификационная категория

6. Почетные отраслевые звания и награды_

7. Ученая степень, ученое звание_

8. Основное образовательное направление работы_

9. Основные виды, формы организации деятельности объединения-группы, которые Вы используете в работе_

10. Основной возраст детей, с которыми Вы работаете_

11. Тип группы: постоянная, временного состава, разновозрастная (нужное подчеркнуть), другое_

12. База функционирования детского объединения (школа, УДО, комплекс, местожительство, колледж) или другой вариант_

13. Уровень Вашего погружения в программу развития учреждения (нужное подчеркнуть):

- имею примерное представление;

- знаю программу, но в своей работе использую фрагментарно;

- хорошо знаю программу и ориентируюсь на нее при разработке своей программы.

14. Какие образовательные программы Вам известны и используются в работе над своей образовательной программой?_

13. Сфера интересов, связанная с вашей основной профессиональной деятельностью_

Мониторинг личностно-профессионального роста педагога

Фамилия И. О. педагога_

Основная должность_

Должность по совместительству_

Квалификационная категория_

Срок работы в данном учреждении_

Характеристика детского объединения (возраст, статус, база обучения)_

Прохождение курсов повышения квалификации

Дата База обучения Название Кол-во часов

Изменения в профессиональном педагогическом образовании, освоение новых педагогических специальностей, смежных областей профессиональной деятельности (овладение новым учебным предметом, овладение функционалом педагога-экскурсовода, художественного руководителя, педагога-программиста и т. д.).

Результативность участия в мероприятиях педагога и детского объединения (конкурсы, слеты, соревнования)

Название мероприятия Уровень (районный, окружной, городской и т. д.) Место проведения Дата проведения Результат (участник, лауреат, дипломант)

Педагог

Объединение

Результативность участия в мероприятиях обучающихся

(конкурсы, слеты, соревнования)

ФИО обучающегося Название мероприятия Уровень (районный, окружной, городской и т. д.) Место проведения Дата проведения Результат (участник, лауреат, дипломант)

Инновационная и научно-методическая педагогическая деятельность

Название разработки Стадия готовности (в стадии разработки темы, готовый методический продукт, готовится к изданию) Представлена на конференции, педсовете, совете методистов, мето-добъединении педагогов (уровень, название, дата) Опубликована (выходные данные - название, издательство, название статьи, город, год, количество страниц; для интернет-публикаций -интернет-адрес)

Авторская программа

Методическая (дидактическая) разработка

Авторская методика

Проект

Статья, публикация

Монография, диссертация и т. д.

Использование современных информационных технологий

Элементарное понятие Начальный пользовательский уровень Средний пользовательский уровень Продвинутый пользователь

Электронная почта

Интернет

Microsoft Word

Microsoft Excel

Microsoft Power Point

• • •

• • •

Использование (наличие) собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога, и др.)_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественная активность педагога

Название мероприятия Уровень (районный, окружной, городской и т. д.) Место проведения Дата проведения

Экспертные комиссии

Жюри профессиональных конкурсов, фестивалей

Участие в деятельности местных органов самоуправления

Советы, комиссии

Руководство (участие в работе) детско-молодежным общественным объединением (в учреждении, районе, округе, городе)_

Формы профессионального взаимодействия с коллегами

Форма взаимодействия (проведение открытых занятий, мастер-классов; выступления на семинарах, педагогических советах; участие в работе методических объединений) Дата проведения Уровень (районный, окружной, городской и т. д.) Тема (занятия, выступления)

Формы поощрения и стимулирования Вашей личной педагогической деятельности за отчетный период (грамоты, благодарности премии, призы, и т. д.)_

Какие Ваши личностные и профессиональные достижения не были учтены в данной анкете?_

Основные качественные показатели личностного творческого роста педагога дополнительного образования, становления лично-стно-профессиональной позиции (по данным рефлексии, анкетирования, мониторингов).

Углубленная профессиональная специализация - показатель педагогического мастерства. Такая специализация - результат работы не одного года. Это результат, прежде всего, глубокого осмысления, самоанализа личного педагогического опыта, результат создания определенных условий в учреждении для профессионального самоопределения каждого педагога и одновременно важное условие совершенствования образовательной деятельности коллектива. Профессиональная специализация в условиях Дома туризма и экскурсий представлена: ведущими педагогами - туристами, краеведами, экскурсоводами, экологами; высококвалифицированными педагогами-воспитателями разных возрастных групп (дошкольников, младших школьников, старшеклассников, разновозрастных объединений); руководителями детских творческих объединений, общественных организаций туристской-краеведческой направленности, педагогами-исследователями, педагогами-методистами, педагогами-наставниками.

Освоение педагогом смежных профессий и их использование в обновлении деятельности учреждения - один из существенных показателей. В опыте учреждения этот показатель представлен полисубъектными позициями педагогов; учителя и организатора детского туризма, экскурсовода; педагога дополнительного образования и психолога, социолога, юриста и др. На этот показатель обращаем особое внимание, так как учреждения дополнительного образования нуждаются в специальном профессиональном обеспечении образовательной деятельности как условии грамотного включения учащихся в сложные новые социально-экономические, правовые отношения.

Общими показателями личностно-профессионального роста педагога являются традиционно сложившиеся в практике: а) повышение квалификационной категории, б) участие в конкурсах, семинарах, конференциях, в) авторские публикации из опыта работы, г) самостоятельная исследовательская или инновационная деятельность, д) освоение новых специальностей (педагогических и непедагогических, повышение социального и общественного и профессионального статуса в коллективе, округе, Москве); е) разработка авторских программ, педагогических проектов, новых технологий; ж) разработка методических и дидактических материалов по организации основного и дополнительного образования (их взаимодействию), видеофильмов, слайд-фильмов.

Индивидуальное творческое освоение основных объектов педагогической деятельности (проявление и развитие личных способностей, возможностей педагога, повышение фактора личной заинтересованности, удовлетворенности конкретной профессиональной деятельностью) - один из показателей личностно-профессио-нального роста.

Педагогическое портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессиональности ПДО. Существенным аспектом может стать уход от формального представления определённого набора документов, так как портфолио позволяет педагогу широко и разнообразно презентовать свои достижения, выходя за рамки специальности и предмета преподавания.

Примерная структура педагогического портфолио:

Титульный лист

* название образовательного учреждения

* фамилия, имя, отчество

* должность Общие сведения

* фамилия, имя, отчество

* дата рождения

* сведения об образовании

* специальность, квалификация

* стаж

* квалификационные документы

* сведения о повышении квалификации

* образовательная программа Визитка

Моё педагогическое кредо Рефлексия своего опыта Достижения

* международный уровень;

* федеральный уровень;

* региональный уровень;

* муниципальный уровень Хобби

Основными качественными показателями образовательной деятельности педагога дополнительного образования наряду с показателями личных достижений (формирование личностно-профес-сиональной позиции) являются показатели личностного роста его воспитанников и эффективности организации деятельности через детское объединение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.