УДК 37.013.42 ББК Ч424.78
ГСНТИ 14.07.03; 14.43.51
Код ВАК 13.00.01
Москвина Елена Владимировна,
заместитель директора по учебной работе, государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124» (Екатеринбург); 620085, г. Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 143; e-mail: [email protected].
ДИАГНОСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ЕГО РЕАБИЛИТАЦИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подросток с девиантным поведением; позиция личности; учреждение закрытого типа; диагностика личностных изменений.
АННОТАЦИЯ. Описана диагностика изменений позиции личности подростка с девиантным поведением в процессе его реабилитации в учреждении закрытого типа. Диагностике подвергаются процессы изменения позиций личности по пунктам «должен, могу, хочу» при прохождении подростками фаз развития личности, описанных А. В.Петровским.
Moskvina Elena Vladimirovna,
Deputy Director for Educational Work, State Special Educational Institution of the Sverdlovsk Region for Children and Teenagers with Deviant Behavior “Special Secondary School of Plosed Type № 124” (Ekaterinburg).
DIAGNOSIS OF POSITION CHANGES IN THE PERSONALITY OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE PROCESS OF REHABILITATION IN CLOSED INSTITUTION
KEY WORDS: teen with deviant behavior; the position of a person; the institution of closed type; diagnostics of personal change.
ABSTRACT. The article describes the diagnosis of position changes in the personality of a teenager with deviant behavior in the process of rehabilitation in a closed institution. The processes of changing the position of the person in his “should, can, want” undergo diagnosis, when teenagers pass through the phases of personality development described by A. V. Petrovsky.
В
учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением направляются по решению суда подростки, совершившие уголовно наказуемые деяния до наступления возраста полной уголовной ответственности. В таких учреждениях создаются специальные условия содержания, обучения и воспитания, предполагающие охрану территории учреждения и материальных ценностей, организацию безопасных условий содержания воспитанников, их временную изоляцию, исключающую возможность ухода с территории учреждения по собственному желанию, круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна, проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.
В Свердловской области действует одна такая школа - государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124». Сюда подростки направляются судом для прохождения социальной реабилитации. На достижение этой задачи направлена деятельность всех структур закрытого учреждения: школы, воспитательного отдела, социально-психологической, режимной и медицинской службы. Реабилитационная работа в учреж-
дении строится на базе теории этапности развития личности подростка, предложенной А. В. Петровским [4, с. 22-24]. Согласно этой теории, процесс становления и развития личности подростка осуществляется в три фазы: адаптация, индивидуализация, интеграция. Данные фазы согласуются, по нашему мнению, с изменением позиций личности подростка с девиантным поведением («должен, могу, хочу») [1, с. 134].
Для этого в учреждении, кроме создания специальных условий, реализуются особые педагогические подходы к организации процесса реабилитации девиантного подростка. Педагогизация всей среды учреждения и предъявление единых требований ко всем воспитанникам и работникам -основа организации реабилитации подростков, имеющих на момент поступления в учреждение осознанные позиции личности в отношении социально одобряемой деятельности, которые можно сформулировать как «не должен», «не могу», «не хочу», сформированные ими в процессе становления личности в асоциальной группе. Исходя из сказанного, мы определяем основную задачу работы коллектива учреждения закрытого типа следующим образом: создание условий для формирования позиции осознанной позитивной самореализации подростка с девиантным поведением после его выпуска из учреждения закрытого типа.
© Москвина Е. В., 2014
Важным в этой работе является диагностика происходящих с подростком изменений. Необходимо определить направления этой диагностики и ее периодичность. Поскольку реабилитационный процесс затрагивает всю жизнедеятельность учреждения закрытого типа, то логично, что и диагностике подвергаются все направления деятельности: учебная, спортивная, трудовая, оздоровительная, социально-психологическая и воспитательная. При диагностике по каждому направлению педагоги используют определенный набор методик.
Так, при измерении результативности спортивной работы применяется измерительный инструментарий норм спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», введенного в действие постановлением правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1481-ПП «Об утверждении областной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области” на 2011-2015 годы». Также в начале и конце учебного года воспитанниками сдаются нормативы физической подготовки. Показатели результативности говорят об эффективности действующей системы спортивной работы в учреждении. Так, при поступлении все воспитанники имеют низкий уровень физической подготовленности. Через год пребывания 20% воспитанников улучшают данные показатели до среднего, 10% получают серебряный значок ГТО. Через 2 года пребывания 22% обучающихся имеют высокий уровень физической подготовленности, 40% - средний, 8% получают золотой значок ГТО, 16 - серебряный.
При оценивании результативности учебной работы особое внимание уделяется показателям, поддающимся измерению: технике чтения и знанию таблицы умножения как двум базовым навыкам, на качестве владения которыми строится в том числе и реабилитационная работа. Из поступающих в школу воспитанников только 6% имеют нормальную технику чтения (более 100 слов в минуту), могут внимательно и избирательно работать с текстом, 9% читают менее 10 слов в минуту. Только 21% полностью знает таблицу умножения, 51% не знает в пределах двойки. По истечении срока пребывания в учреждении закрытого типа 96% воспитанников имеют технику чтения в пределах нормы, 100% знают таблицу умножения. Более того, 64% имеют опыт участия во всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, 36% становились победителями этих конкурсов. 100% обучающихся активно проявили себя при участии в предметных и тематических общешкольных мероприятиях. Помимо формализованной оценки качества учебных достижений воспитанни-
ков школы закрытого типа, в учреждении применяются методики комплексной оценки развития подростка: методика дополнений, методика контроля остаточных знаний
Н. О. Вербицкой, методики «Наблюдательность», «Проверь свое внимание», «Скорость протекания мышления», «Познавательный интерес» Л. М. Фридмана.
Для социально-психологической диагностики используются методики измерения показателей и форм агрессии Басса - Дар-ки, опросник идентификации акцентуаций характера подростков Л. Е. Личко, метод диагностики уровня школьной тревожности Филипса, тест «Самочувствие - активность - настроение» В. А. Доскина, социометрические методики.
Однако все названные способы измерения изменений, происходящих с подростком с девиантным поведением, не отражают информацию о достижении цели деятельности учреждения, о том, изменились ли позиции личности с «не должен», «не могу», «не хочу» на «должен», «могу», «хочу», появилась ли у воспитанника потребность в осознанной самореализации в социально одобряемой деятельности после выпуска из учреждения закрытого типа.
Для диагностики процесса перехода позиций личности подростка с девиантным поведением из состояний «не должен», «не могу», «не хочу» в «должен», «могу», «хочу» в указанной специальной общеобразовательной школе закрытого типа с 2009 г. применяется особая методика, позволяющая диагностировать скорость, уровень и качество ключевых изменений, происходящих с подростком в процессе его реабилитации. С сентября 2009 г. по сентябрь 2013 г. диагностику прошли 117 воспитанников. Результаты обследований наглядно представляются в виде диаграмм и во всех случаях подтверждают действенность применяемых технологий по изменению позиций личности воспитанников.
В соответствии с этой методикой все позиции личности при поступлении подростка в учреждение оцениваются по определенным показателям. Полная диагностика проводится каждую четверть (4 раза в год). Показатели проявления того или иного качества располагаются в диапазоне от отсутствия данного качества личности до его активного проявления.
Шкалы перехода личностной позиции подростка с девиантным поведением из «не должен» в «должен», из «не могу» - в «могу», из «не хочу» - в «хочу» определяются по соответствующим показателям: отсутствие какого-либо проявления оценивается нулем баллов, а его системное проявление -2 баллами. Таким образом, чем больше
баллов из максимально возможных набирает подросток с девиантным поведением, тем успешнее прошел очередной этап его реабилитации в учреждении закрытого типа. Приведем оцениваемые позиции с их проявлениями и количественными показателями (в скобках указаны баллы):
1. Позиция личности «Не должен -должен»:
1) случаи нарушения дисциплины:
- систематически нарушает дисциплину (0);
- нарушает дисциплину не чаще 1 раза в месяц (1);
- дисциплину не нарушает (2);
2) периодичность выполнения домашнего задания, отношение к учебе:
- не выполняет домашнее задание (0);
- иногда выполняет домашнее задание (1);
- всегда выполняет домашнее задание, к учебе относится ответственно (2);
3) конфликты со сверстниками:
- постоянно конфликтует со сверстниками (0);
- иногда происходят конфликты со сверстниками (не чаще одного-двух раз в месяц; 1 балл);
- конфликтов со сверстниками нет (2);
4) сознательность и дисциплинированность в трудовом аспекте:
- не проявляет интереса к трудовым занятиям (0);
- проявляет избирательный интерес к труду, но большинство видов труда не интересуют (1);
- имеет устойчивый сознательный интерес к трудовой деятельности (2);
5) Отношение к педагогическим воздействиям:
- грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний (0);
- избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с педагогом (1);
- адекватно реагирует на замечания педагогов, переживает из-за порицаний, старается не повторять осуждаемых действий, поступков (2).
2. Позиция личности «Не могу - могу»:
1) успешность в учебной деятельности:
- не осваивает материал учебных курсов, не проявляет интереса к обучению (0);
- средне усваивает материал учебных курсов, участвует во внеурочной работе, если предложит педагог (1);
- материал учебных курсов осваивает с интересом, активно принимает
участие в урочной и внеурочной работе по предметам (2);
2) успешность в трудовой деятельности:
- не осваивает основные трудовые навыки при работе в учебно-производственной мастерской, не проявляет интереса к трудовым делам (0);
- занятия в учебно-производственной мастерской посещает, задания выполняет с помощью педагога и сверстников, интерес к труду слабый, избирательный (1);
- занятия в учебно-производственной мастерской посещает с желанием, к выполнению заданий подходит творчески (2);
3) проявления в социально одобряемой деятельности:
- не участвует в работе органов классного самоуправления и не интересуется этим, не выполняет поручения класса (0);
- выполняет поручения в классе, участвует в дежурстве, но не проявляет инициативы (1);
- активно участвует в жизни класса, является инициатором или активным участником дел класса (2);
4) внешний вид подростка:
- всегда неряшливый, неаккуратный внешний вид, мятые детали одежды; отсутствуют пуговицы, не соблюдаются требования к форме одежды, не соблюдаются санитарногигиенические требования (0);
- иногда допускает недочеты во внеш-
нем виде (1);
- всегда опрятен (2);
5) сформированность внутренней позиции подростка:
- не осуждает отрицательные поступки сверстников, молча их поддерживает, сам выступает инициатором подобного (0);
- осуждает отрицательные поступки сверстников; открыто их не критикует, но и не поддерживает, сам не инициирует подобное (1);
- осуждает отрицательные поступки сверстников, открыто высказывает свою позицию, препятствует подобному (2).
3. Позиция личности «Не хочу - хочу»:
1) проявление познавательных интересов:
- не проявляет интереса к системе внеурочной работы (0);
- принимает участие во внеурочной работе, но выборочно (1);
- активно интересуется внеклассными и внеурочными мероприятиями и
делами, принимает в них активное участие (2);
2) творческая деятельность:
- не интересуется возможностью организации творческой деятельности (0);
- участвует в творческих мероприятиях, но выборочно (1);
- самостоятельно ищет способы проявления творческой активности, участвует в системе творческих мероприятий и конкурсов (2);
3) интеллектуальная деятельность:
- не интересуется интеллектуальными мероприятиями, занимая позицию равнодушного наблюдателя (0);
- знаком с системой интеллектуальных мероприятий, участвует в них выборочно, чувствует неуверенность в собственных силах (1);
- активно участвует в системе интеллектуальных мероприятий школьного, городского, областного, всероссийского и международного уровня (2);
4) проявление трудовых интересов:
- не интересуется возможностью применения своих трудовых навыков вне стен учебно-производственной мастерской (0);
- знаком с возможностями организации трудовой и творческой деятельности, но участие в ней принимает выборочно (1);
- охотно участвует в общественно полезном труде, результаты работы которого представляются на внут-ришкольные, городские, областные выставки (2);
5) общественная активность:
- пассивно наблюдает за жизнью класса, школы (0);
- знает о возможностях участия в общественно полезной деятельности в школе, но участвует выборочно (1);
- активно участвует в общественно полезной деятельности, акциях (2).
Максимальное количество баллов по каждому показателю составляет 10, по всем трем показателям - 30.
Регулярное обследование подростка с девиантным поведением позволяет определить, готов ли он к переходу на следующую фазу развития личности, или ему требуется дополнительное время для освоения способов деятельности текущей фазы. Данные заносятся в листы-опросники, которые заполняются классными руководителями на заседаниях мини-педсовета класса, что позволяет объективно оценить достижения воспитанника в той или иной сфере жизнедеятельности.
После заполнения листов-опросников данные заносятся классным руководителем в карту обследования личностных изменений девиантного подростка в процессе прохождения им фаз развития личности. Эта карта является составным элементом маршрута реабилитационной работы с подростком в условиях учреждения закрытого типа и позволяет наглядно представить результаты личностных изменений, произошедших с подростком, в соответствии с названными выше показателями.
Переход из одной фазы развития личности в другую возможен только при условии положительных личностных изменений позиций подростка по всем показателям оценки:
- в фазе адаптации личностная позиция подростка меняется с «не должен» на «должен». Результат успешного прохождения фазы отражается в положительной динамике по всем показателям от 0 до 1 или до 2, от 1 до 2. Если один из показателей не изменился с момента поступления подростка в учреждение, то при работе с таким воспитанником продолжают применяться технологии, характерные для той же фазы -адаптации. Если все показатели имеют положительную динамику и достигли уровня не ниже 1, то подросток считается прошедшим фазу адаптации. Изменения, характерные для позиций «не могу - могу» и «не хочу - хочу», для перехода со стадии адаптации в фазу индивидуализации не принципиальны;
- в фазе индивидуализации наблюдается изменение позиции с «не могу» на «могу». Результат успешного прохождения фазы отражается в положительной динамике по всем показателям от 0 до 1 или до 2, от 1 до 2. Если один из показателей не изменился с момента поступления подростка в учреждение, то при работе с таким воспитанником продолжают применяться технологии, характерные для той же фазы -индивидуализации. Особенно важно заметить отрицательное изменение хотя бы по одному показателю позиции «Не должен -должен». В таком случае подросток также считается не завершившим прохождение стадии индивидуализации, и к нему продолжают применяться технологии, характерные для этой стадии развития личности. Подросток может считаться перешедшим в фазу интеграции, если с момента поступления у него улучшились все показатели индивидуального развития, характерные для позиции «Не могу - могу», и остались прежними или улучшились показатели позиции «Не должен - должен». Изменения показателей позиции «Не хочу - хочу» для перехода в стадию интеграции не принципиальны;
- в фазе интеграции наблюдается изменение позиции с «не хочу» на «хочу». Результативность успешного прохождения фазы отражается в положительной динамике по всем показателям от 0 до 1 или до
2, от 1 до 2. Фаза является наиболее продолжительной по времени прохождения, поэтому помимо основной функции - изменения личностной позиции «Не хочу -хочу» - ведется работа по доведению до максимального показателя (2 балла) остальных позиций личности («Не должен -должен» и «Не могу - могу»), а также по закреплению полученных результатов формирования модели поведения девиантного подростка в виде «осознанной позитивной самореализации».
Диагностика, проводившаяся с сентября 2009 г. по май 2013 г., подтвердила предположение о том, что организация реабилитационной работы с подростками с девиантным поведением в соответствии с представлениями о фазах развития личности дает положительные результаты и приводит к изменению позиций личности подростка на социально одобряемые и способствующие его успешной социализации после выпуска из учреждения закрытого типа. Об общей тенденции изменения позиции личности воспитанника специальной общеобразовательной школы закрытого типа дает представление диаграмма (см. рис. 1), обобщающая данные по одному из воспитанников упоминавшегося в начале статьи учебного заведения.
Как уже говорилось, максимально возможное количество получаемых подростком в ходе диагностики баллов по каждой позиции личности - 10; их можно получить при условии сформированных и регулярно демонстрируемых позитивных изменений позиции личности. Поскольку диагностике подвергаются изменения трех позиций личности и качество их перехода (из «не должен» - в «должен», из «не могу» -в «могу», из «не хочу» - в «хочу»), то равенство суммы набранных при диагностировании оценок 30 баллам означает завершенность процесса реабилитации, готовность к осознанной позитивной самореализации подростка после выпуска из школы и сформированность личностных позиций в виде формулы «должен, могу, хочу».
Таким образом, диагностика изменений позиций личности подростка с девиантным поведением, применяемая в государственном казенном специальном учебно-воспитательном учреждении Свердловской области для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124», подтверждает, что организация реабилитации подростков с девиантным поведением с опорой на теорию этапности А. В. Петровского позволяет на выпуске из учреждения получить выпускника с измененными позициями личности (с «не должен», «не хочу», «не могу» соответственно на «должен», «хочу», «могу») и установкой к осознанной позитивной самореализации.
Даты обследований Рис. 1. Тенденция изменений показателей позиции личности подростка с девиантным поведением в процессе его реабилитации
Рис. 2. Тенденции уровня делинквентности среди выпускников ГКСУВУ Свердловской области «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124» (по состоянию на 1 апреля 2014 г.)
Конечной целью деятельности учреждения закрытого типа для подростков с девиантным поведением, как сказано выше, является осуществление перехода воспитанника к осознанной социально одобряемой самореализации после выпуска, показателем чего также является уровень рецидива среди выпускников школы. В своей работе на это указывает и Н. Н. Савина, говоря об элиминировании (устранении) делинквентности [5, с. 347] у подростков,
применяя данный показатель для измерения действенности технологий креативной педагогики при работе с «трудными» подростками. Тенденции изменений по этому показателю также подтверждают нашу теорию. В согласии с данными по состоянию на 1 апреля 2014 г. (речь идет о той же специальной общеобразовательной школе), обобщенными на диаграмме (см. рис. 2), с 2009 г. количество выпускников, осужденных к лишению свободы, сокращается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герт В. А. Субъектность индивидуального бытия человека / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012.
2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М. : Академия, 1999.
3. Макаренко А. С. Педагогические соч. : в 8 т. М. : Педагогика, 1983-1986.
4. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 22-24.
5. Савина Н. Н. Креативная педагогика для «трудных» : моногр. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2009.
Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. В. А. Герт.