Научная статья на тему 'Диагностика и перспективы развития малого бизнеса в России'

Диагностика и перспективы развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / FINANCING / TAXES / CREDITS / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / КРЕДИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухамадеева Зинфира Фанисовна, Антонова Евгения Сергеевна

Малый и средний бизнес важный фактор успешного развития экономики и роста благосостояния страны. Доля малых и средних предприятий в российской экономике пока еще ниже, чем в наиболее развитых странах. Для развития малого и среднего бизнеса необходимо активное участие государства, помощь начинающим предпринимателям, поддержка жизнеспособных предприятий, противодействие бюрократии и снижение налогового бремени.Small and medium-sized businesses are an important factor in the successful development of the economy and the growth of the country's welfare. The share of small and medium-sized enterprises in the Russian economy is still lower than in the most developed countries. The development of small and medium-sized businesses requires the active participation of the state, assistance to start-up entrepreneurs, support for viable enterprises, combating bureaucracy and reducing the tax burden.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика и перспективы развития малого бизнеса в России»

УДК 33

Экономические науки

Мухамадеева Зинфира Фанисовна, доцент, Кандидат социологических наук, ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, институт экономики финансов и бизнеса, кафедра финансов и налогообложения Антонова Евгения Сергеевна, студент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет, институт экономики финансов и бизнеса,

кафедра финансов и налогообложения

ДИАГНОСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В

РОССИИ

Аннотация: Малый и средний бизнес - важный фактор успешного развития экономики и роста благосостояния страны. Доля малых и средних предприятий в российской экономике пока еще ниже, чем в наиболее развитых странах. Для развития малого и среднего бизнеса необходимо активное участие государства, помощь начинающим предпринимателям, поддержка жизнеспособных предприятий, противодействие бюрократии и снижение налогового бремени.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, поддержка малого и среднего бизнеса, финансирование, налоги, кредиты.

Abstract: Small and medium-sized businesses are an important factor in the successful development of the economy and the growth of the country's welfare. The share of small and medium-sized enterprises in the Russian economy is still lower than in the most developed countries. The development of small and medium-sized businesses requires the active participation of the state, assistance to start-up entrepreneurs, support for viable enterprises, combating bureaucracy and reducing the tax burden.

Keywords: small and medium business, support of small and medium business, financing, taxes, credits.

Малые и средние предприятия - это компании, которые поддерживают доходы, активы или численность работников ниже определенного порога. Каждая страна имеет свое собственное определение того, что представляет собой малый и средний бизнес. Определенные критерии размера должны быть выполнены, и иногда отрасль, в которой работает компания, также принимается во внимание.

Несмотря на небольшие размеры, малый и средний бизнес играют важную роль в экономике. Они значительно превосходят по численности крупные фирмы, активно нанимают работников и, как правило, носят активно предпринимательский характер. Малый и средний бизнес является благоприятной средой для экономического развития - в рамках малого предпринимательства, в силу его мобильности, активно происходит модернизация, развиваются инновационные процессы. Также малое предпринимательство обеспечивает рост экономики.

Малый и средний бизнес в отечественной экономике занимает примерно одну пятую долю. Число работников, занятых в деятельности малых и средних предприятий, составляет 19 миллионов человек. По итогам 2018 года малые и средние предприятия создали 22,6% валовой добавленной стоимости в нашей стране. Суммарный объем валовой добавленной стоимости малого и среднего бизнеса в 2018 году составил свыше 20 триллионов рублей.

Можно отметить стабильный, хотя и незначительный, рост доли малых и средних предприятий. По данным Минэкономразвития, динамика доли малого бизнеса - следующая: 2014 г. - 19%, 2015 г. — 19,9%, 2016 г.— 21,6%, 2017 -21,7 процента от ВВП (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика доли малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП [3]

Если сравнивать отечественные показатели с показателями развитых стран, то можно отметить явную недостаточность доли малого и среднего бизнеса в России. В большинстве западных государств эта доля составляет более половины ВВП [1]. Институт экономики роста сообщает, что доля малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП Великобритании - 51%, Германии — 53%, Финляндии — 60%, Нидерландов — 63 процента (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВВП в развитых западных странах [3]

В мартовском Послании Президента Владимира Путина намечена цель, достижение которой планируется к 2025 году - увеличить долю малых и средних предприятий до 40% и численность их работников до 25 млн человек.

Однако, несмотря на то, что эти показатели указаны в майском указе президента, в «Основных направлениях деятельности правительства» их не содержится, а министром экономразвития М. Орешкиным озвучена доля малого сектора в 32,5%, достижение которой планируется в 2024 году. Структура российской экономики отличается наличием большого числа крупных предприятий, экономических тяжеловесов. Следовательно, чтобы обеспечить реальные структурные сдвиги, необходим более быстрый, чем у крупного, рост малого и среднего бизнеса.

Для поддержки малого и среднего бизнеса правительством запланирован ряд мероприятий:

Упрощение налоговой отчетности в связи с использованием контрольно-кассовых аппаратов;

Пересмотр уголовных «предпринимательских» статей;

Льготное финансирование малого и среднего предпринимательства;

Просвещение и популяризация малого бизнеса и т.д.

По словам первого вице-премьера и министра финансов А. Силуанова, правительство рассчитывает, что по итогам 2019 года вклад малого сектора составит до 24% от ВВП.

Однако существует ряд скептических оценок перспектив роста малого и среднего бизнеса - например, в отчете Счетной палаты отмечено, что показатели роста на 1% в год завышены и создают риски не достижения поставленных целей [2].

Необходимо совершенствование существующих форм взаимодействия государства с малым и средним бизнесом. Пути совершенствования должны быть построены на следующих принципах [4]:

Использование «мягких», косвенных форм поддержки, которые должны усиливать, а не подменять собой рыночные стимулы;

Жизнеспособные малые предприятия должны быть на особом учете у местных органов управления, им должна быть обеспечена защита от негативных факторов нерыночного происхождения;

«Выравнивание шансов» - обеспечение ресурсной базы для начинающих предпринимателей с оригинальными рыночными идеями;

Последовательная регионализация: центр вырабатывает общую стратегию и принимает соответствующие законы, местные органы власти занимаются конкретной поддержкой;

Предоставление малому бизнесу определенных общественных благ -помощи в подготовке кадров, информационные банки и иные инфраструктурные элементы (частными благами - кредитами, технологиями, оборудованием и т.п., субъекты малого бизнеса должны обеспечивать себя самостоятельно на условиях рынка, за исключением инновационных или особо социально значимых проектов, которые могут рассчитывать на помощь государства);

Обеспечение социальной защиты малого бизнеса в форме пенсионного и больничного страхования;

Более активное участие торговых палат, передача им таких функций, как регистрация, лицензирование, подготовка кадров, экспертиза бизнес-планов и инвестиционных проектов, информационная поддержка и пр.

Необходимо также формировать и осуществлять государственную политику в сфере поддержки малого и среднего бизнеса на основе программно-целевого подхода, координируя федеральный, региональный и местный уровни ее реализации [5].

Таким образом, для усовершенствования поддержки малого и среднего бизнеса, необходимо активное участие государства. Нужно реформирование законодательства в сфере предпринимательской деятельности, налоговые изменения, борьба с такими проявлениями, как бюрократия, коррупция, административные барьеры.

Библиографический список:

1. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014-2015 годов в России / Андреев С. Ю. // Глобализация науки: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2015. — С. 95-98.

2. Золотарев В. С., Власова Н. В. Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 12-14.

3. Курбанов Т. Х. и др. Бюджетное финансирование в государственных программах поддержки малого предпринимательства // Соц. политика и социология. 2010. № 6. С. 77-93.

4. Нурмухамедова М. Х., Шодибоева М. К., Абдулахадов Х. Э. Пути совершенствования государственной поддержки малых предприятий // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 14-17.

5. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / Андреев С. Ю., Самсонов В. А. //Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. — 2014. — С. 014-017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.