Научная статья на тему 'Диагностика и хирургическое лечение спинномозговых грыж у детей раннего возраста'

Диагностика и хирургическое лечение спинномозговых грыж у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика и хирургическое лечение спинномозговых грыж у детей раннего возраста»

Материалы конференции

ДИАГНОСТИКА И ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ СПИННОМОЗГОВЫХ ГРЫЖ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

А. М. Шамсиев, Д. О. Атакулов,

Б.П. Алиев, Х.Ё. Гафаров

Самаркандский ф-л ДХ РСНПМЦ педиатрии г. Самарканд, Узбекистан

В настоящее время одной из актуальных проблем детской хирургии являются вопросы диагностики и хирургического лечения таких тяжёлых пороков развития центральной нервной системы, как спинномозговые грыжи у детей - выпячивание элементов спинного мозга через дефекты дужек позвонков.

В Самаркандском филиале детской хирургии РСНПМЦ педиатрии в 2004-09 гг. в отделении хирургии новорожденных находились 88 больных со спинномозговыми грыжами в возрасте от 1 до 6 мес. С грыжами поясничного отдела позвоночника было 50%; грудино-поясничного отдела - 29,5%; поясничнокрестцового отдела - 10,2%; шейного - 5,7%; грудного

- 4,6% больных. Менингоцеле отмечалось у 48,9%; менингомиелоцеле - у 30,7%; менингоцистоцеле - у 17,0% детей, и у 3,4% - отмечался рахишизис. Осложнения в виде разрыва оболочек и вторичного менинго-энцефалита отмечались у 13,6% новорожденных, у 37,5% наблюдались признаки гидроцефалии. В 47,9% случаях отмечалось нарушение функции тазовых органов и нижний парапарез. В 2 случаях - сочетание грыжи с другими пороками развития органов и систем (косолапость верхних и нижних конечностей). Всем больным проведено общепринятые методы обследования, и целенаправленное ультразвуковое и рентгенологическое исследования. УЗИ проведено на аппарате ЛЬОКЛ 88Б 1400 при, этом определяли толщину кожи спинномозговой грыжи, дефект дужек позвонков, грыжевое содержимое и размеры грыжевых ворот. С помощью рентгенологических исследований определены состояние позвонков вовлеченных в патологический процесс, фронтальные размеры позвонков и наличие аномальных отклонений в них. 86 больным произведена герниотомия с миофасциальной пластикой, 2 больных с рахишизисом из-за несовместимости данной патологии с жизнью экзецировали. Летальные исходы наблюдались в 5,6% случаях, причинами которых явились вторичный менингоэнцефалит и прогрессирующая внутричерепная гипертензия.

Таким образом, результаты лечения показывают необходимость наиболее раннего оперативного вмешательства до развития различных осложнений у новорожденных. Примененные ультразвуковые и рентгенологические методы обследования позволили выбрать оптимальный вариант оперативного вмешательства.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ТРАВМ ПАРЕНХИМАТОЗНЫХ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ У ДЕТЕЙ

А. М. Шамсиев, Д. О. Атакулов,

М.Д. Бургутов, Р.Х. Исрофилов

Самаркандский ф-л ДХ РСНПМЦ педиатрии г. Самарканд, Узбекистан

Диагностика и лечение абдоминальной травмы остаётся актуальной проблемой неотложной хирургии детского возраста.

В клинике с 1995 по 2007 г. пролечено 257 детей с закрытой травмой живота в возрасте от 6 месяцев до 16 лет. Из них мальчики - 70%, девочки - 30%. Большинство травм (69%) регистрировались в летнеосенний период. В 67% случаях отмечена бытовая травма, в 17% - автотравма, в 15% - спортивная травма, «жестокое обращение с ребенком» - в 1% случаях.

У 72% диагностирован ушиб мягких тканей передней брюшной стенки; у 28% - различные повреждения органов брюшной полости. Из них у 36 (51%) пострадавших диагностированы повреждения паренхиматозных органов: у 26 повреждение селезенки; у 10

- печени. Изолированные повреждения были у 21 ребенка, множественные - у 2. У 13 пострадавших было сочетанное повреждение: у 2-х - разрыв селезенки и почки. В 7 случаях повреждение паренхиматозных органов сочетались с черепно-мозговой травмой, в 4 -с переломами костей.

Диагностика травмы основывалась на данных клинико-лабораторных, рентгенологических исследований, ультразвуковой сонографии, лапароскопии, лапароцентеза, а при сочетании с другими повреждениями - экскреторной урографии, краниографии, ЭХО-энцефалографии, при необходимости - компьютерной томографии. Основными факторами, обусловливающими тяжесть состояния ребенка после травмы явились шок и кровопотеря, причем шок диагностирован у 10 пострадавших с сочетанной травмой и у 7 с изолированной.

Оперировано 31 пострадавших детей. 12 больным с повреждением селезенки 2-3 степени и продолжающимся кровотечением произведено ушивание разрыва селезенки, в 9 случаях при повреждении селезенки 3-4 степени произведена спленэктомия, которая в 5 случаях дополнялась с имплантацией селезеночной ткани в сальник, 5 больных с повреждением селезенки 1-2 степени при стабильной гемодинамике вылечены консервативно. Ушивание разрыва печени выполнено 8 больным, дренирование гематомы печени - в 2 случаях. Летальный случай был у 1 (2,2%) ребенка с сочетанной тяжёлой черепно-мозговой травмой.

Таким образом, комплексный подход к диагностике, неотложная рациональная хирургическая тактика и интенсивная терапия в условиях специализированной детской хирургической клиники позволяет добиться хороших результатов в лечении данной категории больных.

ФАКТОРЫ РИСКА У ПОЛИМОРБИДНЫХ ДЕТЕЙ

М. М. Юсупова, М. Р. Рустамов,

А.А. Абдусалямов, М.Ж. Ашурова

Самаркандский ГМИ, СФ РНЦЭМП, Узбекистан

№ 2, 2011 Тюменский медицинский журнал

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.