Научная статья на тему 'Диагностика готовности обучающихся вузов к использованию социальных сетевых сервисов в образовательном процессе'

Диагностика готовности обучающихся вузов к использованию социальных сетевых сервисов в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB 2.0 TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ / SOCIAL NETWORKING SERVICES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / STUDENT / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ / WEB TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / БЛОГИ / BLOGS / "ВИКИ" ("WIKI") / "WIKI" / ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаховалов Н.Н., Гриневич Л.А., Шаховалова Е.Г.

В статье рассматриваются основные аспекты использования социальных сетевых сервисов в образовательной деятельности вуза в современных условиях информатизации общества и образования. Исследуется проблема применения сетевых социальных сервисов участниками образовательного процесса в обучении. Осуществляется анализ сущности понятия «сетевые социальные сервисы»; авторы характеризуют основные виды социальных сетевых сервисов. Особое внимание уделено диагностике готовности обучающихся к применению социальных сетевых сервисов в образовательном процессе высшего учебного заведения, а также оценке уровня их использования. Представлены результаты проведённого диагностического тестирования обучающихся, осуществлён анализ полученных данных, сформулированы основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE STUDENTS’ RREPAREDNESS TO USAGE THE SOCIAL NETWORKS FOR EDUCATION

The article considers some key aspects of usage the social networks in educational process that is conducted by an organization of higher education in today's context of informatization of the society and education. The authors study a question of involving today's social networks into the pedagogical process by a participants of educational communication themselves. The authors analyze the basics of a notion “social network services”, outline its specifics. Special attention is paid to diagnosis of modern students' preparedness for the usage the social network services in the educational process proceeded in a higher education organization, as well as to estimation of its quality level. The article presents some results of a diagnostic test passed by students of a higher education institute, gives its analysis and conclusions.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности обучающихся вузов к использованию социальных сетевых сервисов в образовательном процессе»

Встречаются подвески-погремушки изготовленные из косточек и маленьких копытцев горного козла, когтей (оберегов) хищных птиц. Каждое копытце и коготь закреплены на отдельном кожаном ремешке и представляют собой яруса. В некоторых экземплярах на одном ярусе их насчитывается от 19 до 35 штук. К подвеске-погремушке прикрепляют кожаные мешочки украшенные бисером, раковинами каури, в которых зашиты высушенные пуповины детей. Мешочки с пуповинами имели магическую цель - охраны здоровья и жизни детей. Эти подвески важны как память о детях, сус - (алт. 'душа') которых запечатлена на косточках-подвесках. Они отражали представление о жизненной силе и материальном счастье, к которому стремилась каждая семья. «Если (дашь) кут на колыбель, (то будем) держать, обнявши локтями. Если сус на шалтрак, чтобы, бряцая, качать» [5, с. 76].

Шалтрак - (теленг. 'стук', 'бряцание' - подвешиваемая к колыбели погремушка в виде связки бараньих лодыжек. «При качании колыбели шалтрак бряцает» [1, с. 111]. Колыбель для ребёнка делали бабушка и дедушка новорожденного по материнской линии. «Передавая ее родителям, они говорили принесли нашему внучку зыбку, а вместе с ней счастье и благополучие» [6, с. 37].

Туйгак - (алт., теленг. 'копыто') - пустотелые копыта лошади (ударяемые идиофоны). До начала ХХ в. спаренные копыта применялись охотниками и чабанами с целью преодоления крутых каменистых подъемов и спусков. Крепились кожаными ремешками к обуви. В настоящее время применяются в играх детей на стоянках в период летнего отгонного выпаса при имитации бега лошади. В современной исполнительской практике копыта, как

Библиографический список

ударяемые идиофоны, применяются в национальных ансамблях. Одновременное использование в музыкальных композициях копыт в сочетании с инструментальными, песенными и речевыми возгласами, позволяют исполнителям создать сонорный образ родной природы и чабанского быта алтайцев.

В с. Улаган нами зафиксирован скребковый идиофон. Представляет собой связку из восьми бараньих суставов нанизанных на капроновую нить. Этнического названия не имеет. Для извлечения звука исполнитель держит связку вертикально в левой руке, а правой - проводит по ней полой трубчатой косточкой. В результате чего получается звук, напоминающий треск. Фантазия и вкус исполнителя подсказывает ему, как воспользоваться выразительными возможностями инструмента.

Таким образом, при помощи словесного описания, предпринята попытка объединить известные на сегодня факты о фоно-инструментах, углубить и расширить сведения о них, уточнить этническое название. Дана характеристика фоноинструментам в разных ракурсах: как явление материальной культуры, как определенные этнические атрибуции, а также их конструктивных (ор-ганофонических) особенностей, акустических свойствах, материалов для их изготовления, приемов звукоизвлечения, приведены примеры о сакральном представлении о них, а также примеры, подтверждающие их почитание и особое отношение к ним.

Собранный материал уже сегодня используются в учебном процессе студентами-алтайцами на кафедре народного хорового пения института по дисциплине «Музыкальные инструменты южных алтайцев», в ансамблях алтайской народной музыки «Шанкы» и «Чолмон».

1. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1953.

2. Веселовский А.В. Сравнительная мифология и её метод (1873). Собрание сочинений. Москва, 1938; Т. 16.

3. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. Под общей редакцией Е.С. Новик. Москва: Восточная литература, 2002.

4. Чинчибаева Л. О современных религиозных пережитках у алтайцев. Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978.

5. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.

6. Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком. Сборник Музея антропологии и этнографии: научные статьи. Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1927; Т. 11.

References

1. Potapov L.P. Ocherkipo istorii altajcev. Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1953.

2. Veselovskij A.V. Sravnitel'naya mifologiya i ee metod (1873). Sobranie sochinenij. Moskva, 1938; T. 16.

3. Shejkin Yu.I. Istoriya muzykal'nojkul'tury narodov Sibiri: Sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie. Pod obschej redakciej E.S. Novik. Moskva: Vostochnaya literatura, 2002.

4. Chinchibaeva L. O sovremennyh religioznyh perezhitkah u altajcev. 'Etnografiya narodovAltaya iZapadnoj Sibiri. Novosibirsk: Nauka, 1978.

5. Anohin A.V. Materialy po shamanstvu u altajcev. Gorno-Altajsk: Ak Chechek, 1994.

6. Karunovskaya L.'E. Iz altajskih verovanij i obryadov, svyazannyh s rebenkom. Sbornik Muzeya antropologii i 'etnografii: nauchnye stati. Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1927; T. 11.

Статья поступила в редакцию 13.02.18

УДК 316.473.43:378-057.875(571.150)

Shakhovalov N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: snn_1979@mail.ru

Grinevich L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: kuminoval@mail.ru

Shakhovalovа Е.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Research Work Organization, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: esh1001@mail.ru

DIAGNOSTICS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE STUDENTS' RREPAREDNESS TO USAGE THE SOCIAL NETWORKS FOR EDUCATION. The article considers some key aspects of usage the social networks in educational process that is conducted by an organization of higher education in today's context of informatization of the society and education. The authors study a question of involving today's social networks into the pedagogical process by a participants of educational communication themselves. The authors analyze the basics of a notion "social network services", outline its specifics. Special attention is paid to diagnosis of modern students' preparedness for the usage the social network services in the educational process proceeded in a higher education organization, as well as to estimation of its quality level. The article presents some results of a diagnostic test passed by students of a higher education institute, gives its analysis and conclusions.

Key word: web 2.0 technologies, social networking services, educational process, student, diagnostics, web technologies, social networks, blogs, "Wiki".

Н.Н. Шаховалов, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, E-mail: snn_1979@mail.ru

Л.А. Гриневич, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, E-mail: kuminoval@mail.ru Е.Г. Шаховалова, канд. пед. наук, зав. отделом организации научно исследовательской работы, Алтайский государственный институт культуры, E-mail: esh1001@mail.ru

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются основные аспекты использования социальных сетевых сервисов в образовательной деятельности вуза в современных условиях информатизации общества и образования. Исследуется проблема применения сетевых социальных сервисов участниками образовательного процесса в обучении. Осуществляется анализ сущности понятия «сетевые социальные сервисы»; авторы характеризуют основные виды социальных сетевых сервисов. Особое внимание уделено диагностике готовности обучающихся к применению социальных сетевых сервисов в образовательном процессе высшего учебного заведения, а также оценке уровня их использования. Представлены результаты проведённого диагностического тестирования обучающихся, осуществлён анализ полученных данных, сформулированы основные выводы.

Ключевые слова: технологии веб 2.0, социальные сетевые сервисы, образовательный процесс, обучающийся, диагностика, веб-технологии, социальные сети, блоги, «Вики» (<^№>>).

Современный этап развития информационного общества, личности и государства стимулирует и предопределяет становление нового типа культуры, научного мышления, что, в свою очередь, обусловливает необходимость смены парадигмы образования, которая выступает основой происходящей модернизации российской образовательной системы, открывающей новые возможности для повышения результативности образовательного процесса.

В условиях информатизации общества и образования эффективным средством коммуникации являются социальные сетевые сервисы. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда, использующая эти сервисы, способна изменить традиционные взгляды на систему образования за счёт новых методов, форм и средств работы.

Анализ научной литературы по проблеме использования сетевых сервисов в образовании свидетельствует о том, что сетевые сервисы широко применяются в образовании и являются основным инструментом в развитии веб-технологий, которые имеют общепринятое название веб 2.0. C появлением веб 2.0 изменилось отношение к интернету в целом, участники образовательного процесса активно применяют интернет-сервисы в образовательной деятельности.

Понятие «веб 2.0» в трудах российских учёных рассматриваются в различных аспектах. Так, Е.Д. Патаракин полагает, что веб 2.0 - это сервисы глобальной сети Интернет, которые используются для организации совместной комфортной сетевой деятельности в обучении. Сервисы веб 2.0 позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями [2].

Д.А. Иванченко считает, что ресурсы веб 2.0 составляют основу современного интернет-пространства и позволяют объединить различные веб-службы и веб-сервисы в единую информационную среду для совместного формирования и использования коллективного знания [3].

Таким образом, если сервис не предназначен для взаимодействия, а только для удобства пользователя, то он имеет косвенное отношение к веб 2.0. Например, сервис RSS - это формат, предназначенный для публикации новостей на новостных и подобных им сайтах. Информация из различных источников собирается, обрабатывается и предоставляется пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрега-торами.

Понятия веб 2.0 и социальные сервисы трактуются как синонимы, хотя термин веб 2.0 по определению шире и включает в себя социальные сервисы как неотъемлемую составную часть. Однако именно социальные сервисы, обладающие огромным дидактическим потенциалом, в настоящее время привлекают всё большее внимание со стороны преподавателей и исследователей. В связи с этим необходимо учитывать, что социальные сервисы обладают различными возможностями, поэтому для построения образовательной среды следует выбирать тот сервис, который обладает наибольшим потенциалом, либо комбинировать возможности нескольких сервисов для достижения большей педагогической эффективности.

Для проведения диагностики готовности обучающихся вузов к использованию социальных сетевых сервисов, в первую очередь необходимо рассмотреть тенденцию их развития, а также влияние на учебную деятельность.

Так, А.В. Филатова, отмечает, что социальные сетевые сервисы открывают перед образовательной практикой широкие возможности: применение свободных электронных ресурсов,

которые могут быть использованы в учебных целях; самостоятельное создание сетевого контента; межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса. А.А. Андреев, исследуя внедрение сервисов веб 2.0 в высшей школе, пришёл к следующим выводам: 1) значительная часть сервисов веб 2.0 обладает свойствами, которые позволяют эффективно использовать их в учебном процессе практически на всех уровнях системы образования. Большим преимуществом сервисов является их доступность, дружественность и бесплатность; 2) необходимо расширять исследования по поиску возможностей применения этих сервисов в учебном процессе. Это можно проводить в рамках научного направления, носящего название электронная педагогика, предметом исследования которой является учебный процесс в ИКТ-насыщенной образовательной среде. В связи с этим одной из актуальных задач электронной педагогики становится разработка методик применения веб 2.0 в учебном процессе [1].

Таким образом, большинство авторов, занимающихся частным случаем интернетизации обучения, а именно изучением применения сервисов веб 2.0 в образовательном процессе, едины во мнении о том, что указанные сервисы обладают огромным потенциалом в качестве средств обучения, в том числе и для формирования образовательной среды. Одной из актуальных задач на современном этапе интернетизации обучения, на наш взгляд, является разработка методических подходов к внедрению в обучение среды на базе сервисов веб 2.0. Для этого необходимо уточнить, какие именно сервисы подразумеваются под термином веб 2.0, и которые из них обладают наибольшим дидактическим потенциалом.

Выделим наиболее популярные социальные сетевые сервисы.

Социальные сети (Facebook; Twitter; Google+; Last.fm Flickr; Instagram; Live Journal Авааз; ВКонтакте; Одноклассники; профессиональные сообщества и форумы («SoundCloud», «Хабра-хабр», «Профессионалы.ру» и т. д.) - созданы для объединения людей, позволяют размещать информацию о себе, образовывать открытые и закрытые сообщества по интересам для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной деятельности.

Блоги и микроблоги направлены на организацию собственного информационного пространства пользователя в виде интернет-дневника (онлайн-журнала), позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию и осуществлять её поиск по всем блогам.

Фото и видеосервисы (например, picasaweb.google.com; youtube.com, rutube.ru), позволяющие бесплатно хранить, редактировать фото и видеофрагменты.

Сервисы обмена документами (Dropbox, Google Диск, Яндекс Диск) - тип социальных сервисов, который базируется на технологии облака.

Сервисы коммуникации в реальном времени - это платформы для мгновенного обмена сообщениями и общения посредством (видео-) чата. К таким сервисам относятся: Skype, Viber, WhatsApp, Google Hangouts.

Социальные поисковые системы - сайты, обеспечивающие совместный поиск информации (www.swicki.com, «Гугл» - www. google.com/coop, «Роллио» - rollyo.com).

Геосервисы - сайты, позволяющие использовать в качестве меток географических GPS координат точки, в которых сделана фотография (maps.google.com, wikimapia.org, panoramio.ru); социальные закладки (bobrdobr.ru) и др.)

Сетевые офисы - сервисы, поддерживающие создание, редактирование и хранение документов на удалённом компьютере в сети (например, docs.google.com).

Сетевые дневники - Блоги, например: blogs.mail.

Социальные медиа - СМИ, позволяющие любому пользователю статьжурналистомил иисточником новостей (например, www.foreignpolicy.com,habrahabr.ru).

СициааытыеНезыдамных.Отоссзмичноехуанитища и о формации (например, www.wikipedia.org).

Коллективныегипехтеюсты уВикиВикио-схтиасынытсер-вис, позволяющый пельтовыталю^асквуыатьв^зрабоекы веб-сайта, например, проект Летописи - letopisi.ru и wiki.iteach.ru.

Пероеыыааьные рсеомендатесеыые сеывиеы-сервхуы,эре-пертную и рекомендательную работу в которых выполняют сами пользаванеит, наиример.НозеТЫ —ww.lastfm-p),Netflix-TTze (www.netflixprize.com) и др.

Мэткппыили мнт-oфyаеLГиoнa-ыыыу повуата - сервисы, которые объединяют в себе функции нескольких уже известных сервисов.

Общение в трёхмерной реальности (3D) - социальный сетевой сервис, позволяющий зарегистрированному пользователю создавать срхыу стое^иртуатьно0 жтзни,рнуболтетепултр-ный сервис - Second Life (www.secondlife.com) [3].

Ропстттвеныо1евыше сорпалтеыыстневые серкисе1 цтлы-сообразно использовать в различных направлениях образова-тельнкйдсяееоыаостыы вуиа. Исзодаиз этого, я^в^я^етссижным изучение вопроса по выявлению готовности обучающихся к при-менениюсо-ыальыых вэб-оестисхтвобрансваселаном процессе.

В связи cэыимнтоиOыта пщскед^н^а сиагноытикнпо выав-лению направлений и уровня использования социальных сервисов интернет в образовании. В исследовании приняли участие пятьдксяыоа°чаыыихся каочхуге отдеыснисАлеаеткого гост-дарственного института культуры (факультета информационных ресурсoвидизaTнaифaкyыттo% хтрвжентваннсно которым была предложена анкета.

Для оценки уровня применения социальных сервисов мы использовали следующую шкалу: не знал(а) о наличии такого сервиса - «0», знаю, но не использую - «1», пользуюсь чужими наработками - «2», создаю свои ресурсы от случая к случаю -«3», регулярно использую, создавая свои ресурсы - «4».

ееысичсскуы ocтадтннтcть ыбрелющиы вузов [5], авторы выявили, что у всех студентов есть устройства сотавтй авызи (уетуыый тeтефeн,eн1аpтфон, коммуникатор), большинство обучающихся имеет ноутбук, меньшая часть имеет тлаашетыи TПK,чттгoвoтктoбPсcтеcттитпхУпятcтвий к ис-тoлазовтодютeб-тexнoлoыит с тытничтекот сты°онвт

При ответе на вопрос «Какие технические средства вы чаще ссеао испельзусте сри толксентри пе редачаи^(^(^ы^мрцтт» (см. рис. 1), было выявлено, что чаще всего обучающимися используются готовне телафоны (7ты>)антутбукс(60%у

Далее был выявлен уровень использования респондентами социальных сетей. Так, опрошенные отметили, что регулярно используют, создавая свои ресурсы, в следующих социальных - еа%, Instag,am н суа, Отгоктысытикан^%. В то же время большой процент знают, но не используют сети Одноклассники (28%) и Instagram (32%). К социальным сетям, ксторыттааыт, нс несспальзуютв деятетенони^сбуча-

ющиеся также отнесли Facebook (76%), Twitter (68%), Google+ (44%)т (TT%). Сеозист, о ктеоеых расптиденты нхзнали

ранее: Last.fm (86%), Flickr (80%), Авааз (86%), Badoo (68%), Live тнтыы ^н^^ыЛ0%), ITpoфeыcиoнтдьнтlт сообщества

(52%), Ask.fm (42%). Создают свои ресурсы от случая к случаю обучающиеся в следующих социальных сетях: Одноклассники (22%), Instagram (16%), Вконтакте (10%), Google+ (10%), Twitter, TхceTухУ,mнT.Гm -8%.

Из остальных социальных интернет-сервисов наиболее используемыми в той или иной степени являются (рис. 2): фото и вудетрервисы - 76%, се^итьых^ена докумаетами сер-

висы коммуникации в реальном режиме времени - 86%, соци-сльнсleпoиcктвсlсcиртв%тl -76%,социальные базы данных -60%.

%

80 70

76

60

18

ПК

Сот. Планшет Ноутбук КПК Электр. телефон книга

Рис. 1. Технические средства чаще всего используемые обучающимися при получении и передаче информации

% 60

Ш Фото и видеосервисы

□ Сервисы обмена документами

В Сервисы

коммуникации в реальном времени

И Социальные

поисковые системы

□ Социальные базы данных

Не знал о наличии Знаю, но не Пользуюсь чужими Создаю ресурсы от Регулярно

сервиса использую наработками случая к случаю и спользую, со здавая

ресурсы

Рис.2. Наиболееиспользуемыесоциальныесервисыинтернет

% 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

И Геосервисы

□ Сетевые офисы

В Сетевые дневники

Ш Социальные медиа

Не знал о наличии сервиса

Знаю, но не Пользуюсь чужими Создаю ресурсы от Регулярно

использую наработками случая к случаю использую, создавая

ресурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Социальные сервисы интернет, используемые в меньшей степени

■ Персональные

рекомендательные сервисы □ Мэшапы

В Общение в трехмерной реальное; ти

-трал

Не знал о наличии Знаю, но не использую Пользуюсь чужими сервиса наработками

Создаю ресурсы от Регулярно использую, случая к случаю создаваи ресурсы

Рис. 4. Практически неиспользуемые социальные сервисы-интернет

%

70

G0

62

30

8 . выи , II

ца.хоюлбы HCl, dio плохая ицон за1руц1шюсьо1во1и1ь

Рис.5.Отношение студентовкприменению преподавателямисоциальныхсервисоввпроцессе обучения

Менее используемые социальные интернет-сервисы (рис. 3): геосервисы - 50 %, сетевые офисы - 48%, сетевые дневники -30%, социальные медиа - 30%.

Практически не используются респондентами следующие социальные интернет-сервисы (рис. 4) - персональные рекомендательные сервисы - 16%, общение в трехмерной реальности -8%, Мэшапы - 6% респондентов.

На вопрос, «Хотели бы вы, чтобы преподаватель использовал социальные сервисы в обучении?», ответы респондентов распределились следующим образом (рис 5): 62% респондентов хотели бы вы, чтобы преподаватель использовал социальные сервисы в обучении, 30% опрошенных затруднились с ответом и 8% считают использование социальных сервисов в обучении нежелательным.

Таким образом, нами рассмотрены основные аспекты использования социальных сетевых сервисов в образовательной

деятельности вуза в современных условиях информатизации общества и образования, осуществлён анализ сущности понятия «сетевые социальные сервисы», охарактеризованы основные виды социальных сетевых сервисов.

Диагностика готовности обучающихся к применению социальных сетевых сервисов в образовательном процессе высшего учебного заведения позволила выявить, что обучающиеся технически оснащены и активно применяют в своей деятельности возможности наиболее популярных социальных сетевых сервисов и положительно смотиви-рованы на их совместное применение с преподавателем в учебном процессе. Исходя из этого, использование социальных сетевых сервисов в образовательной практике вуза является актуальным и позволяет оптимизировать процесс обучения, повысить познавательную активность обучающихся.

48

%

50

30

10

0

Библиографический список

1. Гриневич Л.А. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе посредством авторских блогов. Барнаул, 2015.

2. Иванченко Д.А. Роль Интернет-пространства в формировании образовательной информационной среды. Дистанционное и виртуальное обучение. 2011; 2: 19 - 31.

3. Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании. Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова. Available at: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

4. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. Москва, 2006.

5. Шаховалов Н.Н., Шаховалова Е.Г. Использование мобильного обучения в образовательном процессе высшего учебного заведения. Гарантии качества профессионального образования. Барнаул, 2017: 180 - 186.

References

1. Grinevich L.A. Realizaciya deyatel'nostnogo podhoda v obrazovatel'nom processe posredstvom avtorskih blogov. Barnaul, 2015.

2. Ivanchenko D.A. Rol' Internet-prostranstva v formirovanii obrazovatel'noj informacionnoj sredy. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. 2011; 2: 19 - 31.

3. Krechetnikov K.G. Social'nye setevye servisy v obrazovanii. Tihookeanskij voenno-morskoj institut im. S.O. Makarova. Available at: http://ido. tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

4. Patarakin E.D. Setevye soobschestva i obuchenie. Moskva, 2006.

5. Shahovalov N.N., Shahovalova E.G. Ispol'zovanie mobil'nogo obucheniya v obrazovatel'nom processe vysshego uchebnogo zavedeniya. Garantiikachestva professional'nogo obrazovaniya. Barnaul, 2017: 180 - 186.

Статья поступила в редакцию 22.02.18

УДК 372.881.111.1.

Frolov Yu.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: jury_frolov@mail.ru

Shestakov P.A., postgraduate, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: radeon07@mail.ru

Bocharov M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: mi1@mail.ru

THE MODEL OF CIRCULAR EVALUATION OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION. The model of circular assessment of teachers of additional education is studied. The offered model allows to estimate relevantly with big degree of accuracy work of the teacher for the required time period at two levels: indicators of results of activity and indicators of professional qualities of the teacher. The model and a way of her realization gives an opportunity on the basis of the profile of results and competences received following the results of assessment to develop measures for professional development and increase in efficiency of activity of the teacher. The authors conclude that the effectiveness of the presented model, implemented in an automated system, achieved through transparent participation in the evaluation of the different groups of respondents were directly involved in the educational process, and availability to all interested groups of evaluation findings, presented in the form of ratings.

Key words: additional education teachers, model of circular assessment, professional development of teacher.

Ю.В. Фролов, д-р экон. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва,

Е-mail: jury_frolov@mail.ru

П.А. Шестаков, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Е-mail: radeon07@mail.ru

М.И. Бочаров, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, Е-mail: mi1@mail.ru

МОДЕЛЬ КРУГОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГОВ ДОПЛОНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена модель круговой оценки педагогов дополнительного образования. Предложенная модель позволяет релевантно с большой степенью точности оценить работу педагога за требуемый период времени на двух уровнях: показатели результатов деятельности и показатели профессиональных качеств педагога. Модель и способ её реализации предоставляет возможность на основе полученного по итогам оценки профиля результатов и компетенций вырабатывать меры по профессиональному развитию и повышению эффективности деятельности педагога. Авторы делают вывод о том, что эффективность представленной модели, реализованной в автоматизированной системе, достигается за счет прозрачного участия в оценке различных групп респондентов, непосредственно вовлеченных в образовательный процесс, и доступности для всех заинтересованных групп результатов оценки, представленных в виде рейтингов.

Ключевые слова: педагоги дополнительного образования, модель круговой оценки, профессиональное развитие педагога.

Профессионализм педагогов является ключевым фактором, определяющим успешность или неуспешность деятельности образовательной организации [1]. Важная проблема - обеспечить такую оценку деятельности педагогов, которая бы побудила их самостоятельно и (или) с помощью руководителей, наставников выйти на траекторию профессионального развития. Современный уровень информатизации образования позволяет автоматизировать процесс оценки деятельности педагога дополнительного образования с помощью HRM-систем [2] и по итогам этой оценки сформировать программы профессионального развития, обучения, а также вознаграждения педагогов, то есть построить систему мотивации педагога к более эффективной учебно-воспитательной деятельности.

Как нам представляется, оценка эффективности деятельности педагогов должна осуществляться одновременно как на основе измерений результатов их деятельности, так и степени развитости профессиональных качеств [3; 4]. Для этого необходимо разработать критерии и показатели, которые могут быть приме-

нены в рамках методов оценки, принятых в практике управления персоналом, и должны отражать как результаты деятельности педагога, так и его профессиональные качества.

В ходе выполнения исследований авторами были предложены показатели, учитывающие специфику деятельности педагога дополнительного образования и его особые педагогические компетенции, например, по развитию творческих способностей у детей, ориентацию педагога на индивидуальные предрасположенности обучающихся, деятельность педагога по повышению общего культурного уровня обучающихся, по развитию коммуникативной, правовой, технологической, информационной культуры детей [5].

В процессе проектирования информационной системы для управления персоналом в организации дополнительного образования необходимо учитывать специфику её деятельности, связанную прежде всего с вариативностью реализуемых образовательных программ. Можно предположить, что ядро компетенций педагогов организаций общего и дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.