Научная статья на тему 'Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте'

Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2901
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТА / ГОТОВНОСТЬ К ГРАМОТЕ / ПОДГОТОВКА К ГРАМОТЕ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LITERACY / READINESS FOR LITERACY / PREPARATION FOR LITERACY / WRITTEN SPEECH / COMPREHENSIVE DIAGNOSTICS / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Зайцева Светлана Александровна

Статья посвящена исследованию комплексной диагностики уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Авторами проводится анализ актуальности и востребованности решения проблемы диагностики готовности к овладению письменной речью воспитанников дошкольных образовательных организаций, а также требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к подготовке к грамоте. Авторы анализируют и обобщают лингвистические, нейропсихологические и психолингвистические исследования по развитию базисных функций, устноречевых и операциональных предпосылок, определяющих готовность ребенка к овладению письменной речью. Статья содержит описание основных компонентов комплексной диагностики готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте: 1) базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо; 2) устноречевых и операциональных предпосылок письменной речи. Описание включает основные направления работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации с подбором комплекса психологических и педагогических методик, позволяющих всесторонне изучить готовность каждого ребенка к овладению механизмами процессов письма и чтения. Проведение комплексной диагностики предполагает включение в работу разных специалистов и педагогов дошкольной образовательной организации, междисциплинарное взаимодействие между ними. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Зайцева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте»

Ю^т^^уа Larisa Vladimirovna, Zaytseva Svetlana Alexandrovna DIAGNOSIS OF READINESS OF OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN .

pedagogical sciences

УДК 373.2

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0009

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

© 2019

Красильникова Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного и начального образования» Зайцева Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного и начального образования» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: mininuniver@mininuniver.ru)

Аннотация Статья посвящена исследованию комплексной диагностики уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Авторами проводится анализ актуальности и востребованности решения проблемы диагностики готовности к овладению письменной речью воспитанников дошкольных образовательных организаций, а также требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к подготовке к грамоте. Авторы анализируют и обобщают лингвистические, нейропсихологические и психолингвистические исследования по развитию базисных функций, устноречевых и операциональных предпосылок, определяющих готовность ребенка к овладению письменной речью. Статья содержит описание основных компонентов комплексной диагностики готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте: 1) базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо; 2) устноречевых и операциональных предпосылок письменной речи. Описание включает основные направления работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации с подбором комплекса психологических и педагогических методик, позволяющих всесторонне изучить готовность каждого ребенка к овладению механизмами процессов письма и чтения. Проведение комплексной диагностики предполагает включение в работу разных специалистов и педагогов дошкольной образовательной организации, междисциплинарное взаимодействие между ними. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках инновационной деятельности.

Ключевые слова: грамота, готовность к грамоте, подготовка к грамоте, письменная речь, комплексная диагностика, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

DIAGNOSIS OF READINESS OF OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN TOWARDS LITERACY

© 2019

Krasnilnikovа Larisa Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor

of the Department of Psychology and Pedagogy of Pre-School and Primary Education Zaytseva Svetlana Alexandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: mininuniver@mininuniver.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of comprehensive diagnostics of the level of readiness of children of preschool age to learn literacy. The authors analyse the relevance and demand for a solution to the problem of diagnostics of readiness to learn written speech of pupils of pre-school educational organizations, as well as the requirements of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education for preparation for literacy. The authors analyze and generalize linguistic, neuropsychological and psycholinguistic studies on the development of basic functions, oral and operational prerequisites that determine the readiness of the child to master written speech. The article describes the main components of the comprehensive diagnosis of the readiness of pre-school children for literacy: 1) basic processes ensuring reading and writing; 2) oral and operational prerequisites of written speech. The description includes the main directions of work with pupils of pre-school educational organization with selection of a set of psychological and pedagogical methods, which allow to fully study readiness of each child to master mechanisms of writing and reading processes. Carrying out of complex diagnostics involves inclusion in work of different specialists and teachers of pre-school educational organization, interdisciplinary interaction between them. The content of the work given in the article was tested in pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod within the framework of innovation activity.

Keywords: literacy, readiness for literacy, preparation for literacy, written speech, comprehensive diagnostics, children of pre-school age, pre-school educational organization, Federal State educational standard of pre-school education.

Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе выступает одной из центральных в работе дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО), что обеспечивает преемственность на уровнях дошкольного и школьного образования. Благодаря эффективному решению задач подготовки к школе происходит благополучный переход ребенка с одной ступени образования на другую. Одним из главных направлений работы является подготовка к грамоте, то есть к овладению ребенком письмом и чтением. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1] в качестве обязательных задач образовательной области «Речевое развитие» определяет формирование предпосылок обучения грамоте на ступени дошкольного образования. Кроме того, ДОО заинтересованы в разработке вопросов подготовки к грамоте в плане организации платных дополнительных образовательных услуг [2].

В настоящее время ДОО сталкивают с рядом про-

блем при решении задач подготовки воспитанников к обучению грамоте, что существенно снижает качество готовности будущих первоклассников. Данные трудности обусловлены следующими факторами:

1) рост числа детей, у которых в анамнезе выявляются отягощающие врожденные причины: асфиксия, гипоксия, родовая травма, перинатальная энцефалопатия и

др.;

2) увеличение количества воспитанников с нарушениями речи различной степени тяжести (фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи);

3) отсутствие сбалансированного подхода со стороны родителей (законных представителей) к подготовке детей к обучению грамоте, который проявляется или в недостаточном внимании и понимании значимости подготовки («еще маленький, потом научится»), или в неоправданном стремлении обучения ребенка чтению и письму в раннем возрасте («пусть будет умнее всех»);

педагогические науки

Красильникова Лариса Владимировна, Зайцева Светлана Александровна ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ...

4) невысокий уровень педагогической квалификации педагогов дошкольного образования в вопросах подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Качество подготовки каждого воспитанника к грамоте во многом будет зависеть от определения имеющего уровня сформированности предпосылок овладения процессами письма и чтения, т.е. от проведенной диагностики исходного состояния готовности. В целях выделения основных компонентов готовности ребенка к грамоте обратимся к анализу научных исследований.

Протекание процессов чтения и письма детерминировано целым комплексом вербальных и невербальных функций, развивающихся имманентно, при условии отсутствия психофизиологических нарушений у ребенка, и формирующихся социально в ходе онтогенеза. Становление данных функций подчинено основным закономерностям психического развития (Т. В. Ахутина [3], Г.В. Гуровец [4], А.Р. Лурия [5], А. В. Семенович [б], С.О. Умрихин [6], Л.С. Цветкова [7], А.А. Цыганок А.А. [6] и др.):

1. Психическое развитие связано с закономерностями созревания мозга и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миели-низацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.

2. Гетеросинхронность развития мозга и созревания функциональных систем, что определяет этапность - периодичность нервно-психического развития ребенка. Функциональные системы созревают неравномерно, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Л. С. Выготский отмечал, что каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике.

3. Своевременное формирование межполушарных связей обеспечивает функционирование мозга как единого целого, что, в свою очередь, определяет нормальное психическое развитие. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполу-шарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением. При ненарушенном онтогенезе развитие меж-полушарных связей начинается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие идет более интенсивно.

4. Неразрывное единство влияния биологических и социальных факторов на психическое развитие человека. Соотношение этих факторов в формирование различных функций неодинаково. Биологический фактор является определяющим в становлении таких функций как дыхание, кровообращение, голосообразование и др. В становлении высших психических функций основную роль играет социальный фактор.

5. Ведущая роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка . Согласно нейрофизиологическим и нейропсихологическим исследованиям функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы находится в прямой зависимости от интенсивности и разнообразия информации, поступающей в мозг ребенка.

6. В основе формирования и развития психики ребенка лежит разнообразная деятельность, которая обеспечивает его активное взаимодействие с окружающим миром и проявление субъективной активности.

Для определения процессов и функций, обеспечивающих успешность овладения письменной речью детьми старшего дошкольного возраста, важным представляется рассмотрение механизмов письма и чтения в разных научных аспектах. Наиболее информативен в этом случае нейропсихологический подход, раскрывающий сущностные основы механизмов грамоты. Исследования нейропсихологов: Т. В. Ахутиной [3], А. Н. Корнева [8],

А. Р. Лурии [5], Н. М. Пылаевой [3], А. В. Семенович [6], С. О. Умрихина [6], Л. С. Цветковой [7], А. А. Цыганок [6] и др., позволяют выделить этапы процессов письма и чтения. С точки зрения нейропсихологического подхода базовыми функциями для процессов письма и чтения становятся :

1. Готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации.

2. Зрелость серийной организации движений и действий.

3. Уровень формирования программирования и контроля произвольных действий.

4. Возможность поддержания рабочего состояния.

Все эти компоненты относятся к высшим процессам,

но важна также готовность фоновых уровней построения письменной деятельности - возможность поддерживать рабочую позу, избегать гипертонуса мышц и т. п. При подготовке руки к письму, согласно исследованиям Т. И. Гризик [9], такими фоновыми компонентами становятся - правильный захват орудия письма, умение распределять мышечную нагрузку руки.

Как отмечают Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева [3], пропедевтические и начальные периоды обучения письму должны быть нацелены на развитие и высших, и фоновых компонентов формируемых в обучении функций.

В исследованиях Е. Б. Гордон, А. А. Цыганок [10] особо отмечается, что базисные системы связаны не только с познавательной, но и с личностной сферой ребенка. В связи с этим для формирования процесса письма недостаточно умения различать звуки, выстраивать их в нужном порядке и обозначать буквами, а значимым является наличие у ребенка системы мотивов, интересов и потребностей, обеспечивающих последующее освоение письма и чтения.

Психолингвистический аспект изучения письменной речи (Н. И. Жинкин [11], В. В. Красных [12], А. А. Леонтьев [13], И. М. Румянцева [14] и др.) подтверждает фундаментальное значение невербальных компонентов в овладении чтением и письмом. С точки зрения психолингвистического подхода, механизмы письменной речи базируются на механизмах говорения. В процессе письменной речи участвуют все анализаторы в их взаимосвязи. При этом большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания.

Таким образом, на основании нейропсихологических и психолингвистических исследований можно выделить группу базисных процессов, обеспечивающих готовность ребенка к овладению чтением и письмом:

1) мотивационная готовность к овладению чтением и письмом;

2) зрительно-пространственный гнозис; 3) зрительно-моторные координации;

4) слухо-моторные координации;

5) кинестетический праксис;

6) динамический праксис;

7) зрительная и слухо-речевая память;

8) внимание;

9) мышление;

10) действия программирования и контроля;

11) общая работоспособность.

Лингвистический и педагогический аспекты изучения процессов чтения и письма (Л.Е. Журова [15], В.И. Капинос [16], М.С. Соловейчик [16], Т.Б. Филичева [17], Н.А. Чевелева [17], Жулина Е.В. [18], Шамов А.Н. [18] и др.) определяют речевые процессы, обеспечивающий успешное овладение чтением и письмом. Согласно исследованиям Г. В. Чиркиной и Е. Н. Российской [17], речевые процессы, обеспечивающие уровень готовности к самостоятельной письменной речи можно дифференцировать на устноречевые и операциональные предпосылки. Придерживаясь этого подхода можно выделить две группы речевых предпосылок, обеспечивающих готовность ребенка к грамоте:

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

35

Krasnilnikova Larisa Vladimirovna, Zaytseva Svetlana Alexandrovna DIAGNOSIS OF READINESS OF OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN .

pedagogical sciences

1 группа - устноречевые предпосылки:

1) фонетико-фонематические (звукопроизношение и фонематический слух);

2) лексико-грамматические (словарь и грамматический строй речи);

3) связная речь.

2 группа - операциональные предпосылки:

1) звуко-слоговой анализ и синтез;

2) языковой анализ и синтез;

3) графомоторные навыки.

Таким образом, диагностика уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью будет включать в себя два направления обследования: 1) диагностика базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо; 2) диагностикаустноре-чевых и операциональных предпосылок письменной речи.

Исходя из результатов анализа вышеперечисленных авторских работ, целью нашего исследования стала разработка комплекса диагностических методик, позволяющих обследовать уровень развития базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо, и устноречевых и операциональных предпосылок письменной речи.

Таблица 1 - Комплекс диагностических методик по определению готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Направление обследования 1 Диагностика 1 Ответственный за проведение

Диагностика базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо

1. Диагностика могивационной овладению чтением и письмом. Модифицированнаяметодика А Л. ВенгераД. А. Бугрименко «Отношение ребенка к школе» [19] Педагог-психолог

2 .Обследование зрительно- «Схематические и наложенные изображения» [20] Педагог-психолог

3 .Обследование зрительно-моторной координации. Керн- Иирасек. Субтест «Копирование письменных букв» [19] Педагог-психолог

4. Обследование слухо-моторной ко ор дииации. «Оценка ритмов» Э. Г. Симерницкой. И. А. Скворцова, Л. И. Московичюте и др. [17] Педагог-психолог

5. Обследование «Кинестетический праксис» Э. Г. Симерницкой, И. А. Скворцова, Л И. Московичюте и др. [17] Педагог-психолог

6. Обследование динамического праксиса «Динамический праксис» Э. Г. Симерницкой, И. А Скворцова, Л. И Московичюте и др. [17] Педагог-психолог

7. Диагностика зрительной н слухоречевойпамяти. 1. «Зрительная память» Э. Г. Симерницкой, И. А. Скворцова, Л. И. Московичюте и др. [17] 2.Методика «10 слов» А Р. Лурии [19] Педагог-психолог

S. Обследование внимания. «Расставь точки» Р. С. Немова[21] Педагог-психолог

9. Обследование мышления. 1. «Схематизация» Р. И. Бардиной{наглядно-образное мышление) [19] 2.Методика «Четвертый лишний» А Д. Винотр а д ово и (сл о ве сно-л о птч е ско е мьшж ение) Г211 Педагог-психолог

10. Об следование действий программир ования иконтроля. Таблицы Шульте [3] Педагог-психолог

Диагностика устноречевых и операциональных предпосылок письменной речи

1 .Обследование фонетнко-речевой системы Обследование фонетнко-фонематнческого Воспитатель Учитель-логопед

2. Обследованиелексико-грамматического компонента Об сл е д о в а ние л е кс ико -гр а мм а тич е ск о го компонента речевой системы [17] Воспитатель Учитель-логопед

3. Обследованиеуровня развития связной речи. Обследование уровня развития связной речи. [22, 231 Воспитатель Учитель-логопед

4. Обследование опер ацнональных предпосылок

4.1.Обследование звуко- Обследование звуко-слогового анализа и синтеза. Г171 Воспитатель Учитель-логопед

4.2. Обследо ванне ур овня Обследование тр о бня развития языкового анализа и синтеза. [17] Воспитатель Учитель-логопед

4 3. Об следование ур овня р азвнтня гр а фомоторных навыков Методика «Графическийдиктант» А Б. Ануфриева, С. Н. Костромннон [17] Воспитатель Учитель-логопед

Созданная комплексная диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте позволяет всесторонне оценить сформированные и находящиеся в стадии формирования процессы, обеспечивающие письмо и чтение. Анализ полученных данных в результате диагностики дает педагогам представление о том, какие процессы и функции требуют дополнительной работы с каждым воспитанником. На основании результатов диагностирования будет строиться индивидуальная работа педагога-психолога и воспитателей подготовительных к школе групп.

Наше исследование продолжается в направлении разработки и апробации системы работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте с учетом необходимости развития базисных процессов, обеспечивающих чтение и письмо, а также устноречевых и операциональных предпосылок письменной речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] —М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с. (Правовая библиотека образования).

2. Красильникова, Л.В. Дополнительное образование детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы развития [Текст] / Красильникова Л.В., Азолова Ю.В. //Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 125-128.

3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихоло-гический подход. [Текст] /Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. - СПб: Питер, 2008. - 320 с.

4. Гуровец, Г.В. Детская невропатология. Естественнонаучные основы специальной дошкольной психологии и педагогики. [Текст] / Гуровец Г.В. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 303с. - с. 264.

5. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. [Текст] / Лурия А.Р. - М.: Изд. МГУ, 1969.

6. Семенович, А.В. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ [Текст] / Семенович А.В., Умрихин С.О., Цыганок А.А. // Нейропсихолог в реабилитации и образовании. - М.: Теревинф, 2008. - 400 с. - с. 105 - 119

7. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. [Текст] /Л.С. Цветкова -М., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. [Текст] / Корнев А.Н. - СПб, 1997.

9. Гризик, Т.И. Подготовка к обучению письму [Текст] / Гризик Т.И.//Дошкольное воспитание, 2006, № 1. - с. 27 - 29.

10. Цыганок, А.А. Коррекция пространственных представлений у детей. [Текст] / Цыганок А.А., Гордон Е.Б. // Нейропсихолог в реабилитации и образовании. - М.: Теревинф, 2008. - 400 с. - с. 146 - 153.

11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. [Текст] / Жинкин Н.И. - М. Изд-во АПН, 1958. - 370 с.

12. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. [Текст] /Красных В.В.-М.: Гнозис, 2001.

13. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. [Текст] /Леонтьев А.А. -М.: Наука, 1974.

14. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. [Текст] /Румянцева И.М.-М., 2004.

15. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. [Текст] / Журова Л.Е. -М.: Педагогика, 1974. - 152 с.

16. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. [Текст]/ Капинос, В.И., Сергеева Н.Н, Соловейчик М.С. -М.: Знание, 1994. -196 с.

17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. [Текст]/Под общей ред. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

18. Жулина, Е.В. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка [Электронный ресурс] /Е.В. Жулина, А.Н. Шамов //Вестник Мининского университета. 2017. №2. https://vestnik.mininuniver.ru/ jour/article/view/351/352 (дата обращения 18.11.2018).

19. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. [Текст] - Изд. 2-е - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 288 с. - с. 237

20. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособ. для студ. пед. инст.; уч. пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада. [Текст]/ Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. //Под ред. Г. А. Урунтаевой. -М.: «Просвещение»,: Владос, 1995. - 291 с. - с. 252-253.

21. Калягин, В.А. Энциклопедия методов Психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособ. для студ., педагогов, логопедов и психологов. [Текст]/Калягин В.А., Овчинникова Т.С. - СПб.: КАРО, 2004. - 432 с. - с. 76-77.

22. Красильникова, Л.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности. [Электронный ресурс] /Красильникова Л.В., Вялова Н.В.//Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. С. 35. URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57pDMN618.pdf (дата обращения 10.11.2019).

23. Ушакова, О.С. Методики обследования развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. [Текст] / Ушакова О.С. Струнина Е.М. - М.: РАО «Исследовательский центр семьи и детства», 1997. - 68 с.

Статья поступила в редакцию 11.11.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.