Научная статья на тему 'Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов'

Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1295
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ СИЛЬВЕР / ЦВЕТОГРАММА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / SILVER''S DRAWING TEST / COGNITIVE AND EMOTIONAL PARTICULARITIES / ADOLESCENT AND YOUTH AGE / FORECASTING / IMAGINATION / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинченко Елена Валерьевна

В данной статье в фокусе внимания автора оказывается психодиагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночного теста Сильвер и цветограммы «Моя жизнь». Эмпирическим путем определены различия в эмоциональной и когнитивной сферах подростков и юношей, установлены половые различия по критерию гибкости мышления в юношеском возрасте. Выявлены значимые жизненные сферы подростков и юношей, которые подробно описаны с точки зрения их цветовых предпочтений и эмоционального отношения к ним. В целом автор раскрывает широкие возможности применения арт-терапевтических методик для диагностики эмоциональных и когнитивных особенностей российских школьников разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the emotional and cognitive particularities of personality using tests-drawings

The attention of the author is attracted to the problem of psychological diagnostics of the personality's emotional and cognitive particularities with the help of the testdrawing created by Silver and color test «My life». The differences of the emotional and cognitive spheres of children and adolescents were found out empirically, the gender differences according to the criterion of the flexibility of thinking were discovered at the youth period. The significant life spheres of the adolescents and youths, which are described in details from the point of view of their color preferences and emotional attitude towards them, are reported in the article. In whole the author reveals large possibilities of the application of the art-therapeutic methods to make diagnostics of the emotional and cognitive particularities of Russian schoolchildren of different ages.

Текст научной работы на тему «Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов»

диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов

Зинченко Е.В.

В данной статье в фокусе внимания автора оказывается психодиагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночного теста Сильвер и цветограммы «Моя жизнь».

Эмпирическим путем определены различия в эмоциональной и когнитивной сферах подростков и юношей, установлены половые различия по критерию гибкости мышления в юношеском возрасте. Выявлены значимые жизненные сферы подростков и юношей, которые подробно описаны с точки зрения их цветовых предпочтений и эмоционального отношения к ним.

В целом автор раскрывает широкие возможности применения арт-терапевтических методик для диагностики эмоциональных и когнитивных особенностей российских школьников разного возраста.

Ключевые слова: когнитивные и эмоциональные особенности, подростковый и юношеский возраст, рисуночный тест Сильвер, цветограмма, прогнозирование, воображение, творческое мышление.

Подростковый и юношеский возраст традиционно привлекают пристальное внимание психологов, так как в эти возрастные периоды происходят значимые психологические изменения, определяющие дальнейшее развитие личности; создаётся фундамент для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания становятся практически необходимыми. Остановимся на каждом из этих возрастных этапов подробнее.

Подростковый возраст характеризуется активным процессом познавательного развития личности. Механическая память постепенно уступает свои позиции логической, которая обретает все более крепкие связи с мышлением. Последнее развивается в сторону тео-ретизации и рефлексии. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия. Развитие воображения тесно сплетается с общим интеллектуальным развитием личности. Сближение воображения с теоретическим мышлением даёт мощный толчок для развития и проявления креативности личности. Также воображение сближается с эмоциональными процессами, выполняя при этом компенсаторную функцию. В эмоциональном плане подростковый возраст отличается нестабильностью, доминированием негативных переживаний, которые актуализируют тревожность. Наиболее тревожны подростки в отношениях с одноклассниками и родителями, в то время как в общении с посторонними взрослыми и учителями их тревожность проявляется в меньшей степени [3, 5, 13, 14, 15].

Юношеский возраст отличается развитием умственных способностей, активностью и самостоятельностью мыслительной деятельности личности, стремлением к обобщению, поиску общих принципов и законов. По сравнению с подростками, для юношей характерна большая критичность мышления. В этом возрасте окончательно формируется теоретическое и словесно-логическое мышление. Наблюдается одновременная интеллектуализация всех познавательных процессов. Старшие школьники в большей степени способны к теоретическим рассуждениям и глубокому самоанализу [6]. Таким образом, ранний юношеский возраст сенситивен для развития разноплановых способностей, практическое использование которых ведёт к проявлению и усилению индивидуальных различий.

Юношеский возраст, как и подростковый, характеризуется эмоциональной напряженностью. В этот период повышается уровень эмоциональной избирательности, происходит дифференциация по силе реактивности. Согласно имеющимся литературным данным, юношеский возраст отличается от подросткового большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения своего эмоционального состояния, значительным повышением самоконтроля и саморегуляции. Личность в юношеском возрасте становится самостоятельной, способной принять ответственность за свои поступки, проанализировать собственный жизненный

путь и занять соответствующее место в социальной структуре [10, 11]. В этот возрастной период происходит переход от системы внешнего управления к самоуправлению, происходит осознание своей ценности как социального субъекта, утверждается нравственная самооценка, развиваются потребности в самовоспитании, самопознании и саморазвитии [6, 16]. Познавательные процессы при этом тесно связаны с эмоциями, поэтому часто эти две сферы рассматриваются специалистами-психологами в неразрывном единстве.

Некоторыми авторами отмечается, что в юношеском возрасте изменяется мотивационная структура общения. К аффективному компоненту добавляется гностический, представленный потребностью в информации о своей личности как субъекте общения и потребностью в информации о других людях [2]. Сильные эмоциональные реакции подростков и юношей обусловлены как происходящими в организме гормональными изменениями, так и социальными факторами и условиями воспитания.

Теоретический анализ работ, посвященных применению арт-терапевтических методик и техник к исследованию эмоциональных и когнитивных особенностей личности, позволяет сделать вывод о недостаточной изученности их применения на российской выборке подростков и юношей.

Целью нашего исследования стало изучение когнитивных и эмоциональных особенностей подростков и юношей. В качестве эмпирического объекта исследования выступили 80 человек: 40 подростков (возраст 11-14 лет) и 40 юношей (возраст 15-17 лет), учащихся школ г. Ростова-на-Дону и г. Азова.

Методический инструментарий был представлен следующими методиками: цветограммой «Моя жизнь» [9], рисуночным тестом Сильвер, состоящим из двух частей: а) задания на прогнозирование; б) задания на воображение (теста «Нарисуй историю») [1, 4, 7,

8, 12]. Задание на прогнозирование теста «Нарисуй историю» выявляет способность строить последовательности и представлять гипотетические ситуации. Оно измеряет представление респондента о горизонтальности, вертикальности и последовательности. Результаты оцениваются по 5-бальной шкале [12]. Задание на воображение теста «Нарисуй историю» оценивает способность испытуемого к решению концептуальных задач невербальными средствами, в том числе способность выбирать и комбинировать стимулы, представлять на их основе собственную историю. Оценка производится по нескольким позициям: способность выбирать (содержание рисунка), способность комбинировать (форма рисунка), способность представлять историю (творческий потенциал) и эмоциональное содержание рисунка. Для обработки полученных данных использовались

методы описательной математической статистики, корреляционный анализ.

Перейдём к описанию результатов. Первой задачей исследования стало выявление эмоциональных особенностей подростков. Оказалось, что 40% подростков в тесте «Нарисуй историю» выбрали для своих рисунков умеренно отрицательные темы (одиноких персонажей, запуганных или злящихся). Примерно такое же количество респондентов (42%) выбирали амбивалентные или нейтральные темы (включающие как положительный, так и отрицательный смысл). 10 % выбрали умеренно положительные темы (одиночных персонажей, изображённых счастливыми, но пассивными). 7.5% подростков изобразили деструктивные отношения или угнетённых персонажей. И только 0,5% изобразили персонажей, полных гармонии и положительных эмоций. Отсюда можно сделать вывод о доминировании у большинства подростков отрицательных эмоциональных состояний. Значимых различий между мальчиками и девочками по этому критерию не было выявлено.

Анализ данных, полученных с помощью цве-тограммы «Моя жизнь» (соотношение ширины нарисованных полос и цветовых предпочтений школьников в каждой сфере), позволил выяснить, что на первом месте у подростков находится «жизнь в школе», далее, по мере убывания значимости, идут «знакомые люди» (второе место), «жизнь дома» и «во дворе» (делят третье место) и затем, единым блоком, «друзья», «будущая жизнь», «идеальная жизнь» (делят четвёртое место). Таким образом, жизнь в школе наиболее значима для подростка по сравнению с другими сферами его жизни, в то время как его представления о будущем еще не оформлены.

Остановимся подробнее на выборе подростками цветов. Для отображения жизни в школе школьники использовали чаще всего синий, черный, коричневый и малиновый цвета. Красный цвет, связанный с реализацией витальных потребностей, в том числе агрессивных, оказался наименее предпочтительным. Выбор цвета сопровождался вербальными высказываниями о том, как нелегка школьная жизнь.

Жизнь дома преимущественно отразилась в красном, желтом и зелёном цветах. То есть, с одной стороны, в семье подросток получает поддержку, понимание, заботу и любовь. С другой стороны, семья так же становится сферой, где проявляются бурные эмоциональные реакции респондентов, характерные для кризиса подросткового возраста. Наименее предпочтительным оказался сиреневый цвет, связанный с переживанием новых форм опыта.

В сфере общения со знакомыми выбор подростков, участвующих в исследовании, был сделан в пользу красного и желтого цветов, остальные цвета представлены достаточно равномерно. Это сфера

оказалась яркой, полной впечатлений и эмоций, как и общение с друзьями, где предпочтительным оказался красный цвет.

Жизнь во дворе отражена в синем, зелёном, красном и малиновом цветах, будущая жизнь - зелёным и красным, идеальная - синим, а также жёлтым и малиновым. В целом можно сказать, что подросток ещё не задумывается серьёзно о перспективах собственной жизни, будущее для него пока размыто, четко не определено.

Жизнь в школе, согласно частоте выбора цветов, определенно выделяется из всех других жизненных сфер, что указывает на её значимость и особую роль. Другие сферы пересекаются и, скорее всего, ещё не совсем четко разделяются подростками в плане приоритетности и возможности эмоционального отреагирования.

Смешение цветов использовали только некоторые подростки (10% от общего числа) применительно к семейной сфере, общению с друзьями и по отношению к будущей жизни. Это указывает на индивидуальные особенности восприятия, связанные с его постепенно нарастающей сложностью, неоднозначностью, амбивалентностью.

Ещё одним показателем при анализе полученных данных было использование одного цвета для обозначения разных сфер жизни. Оказалось, что 67% подростков выбирали одинаковые цвета для отражения разных сфер, что свидетельствует от слабой диффе-ренцированности восприятия ими отдельных сторон собственной жизни. Так, 26 % подростков одинаково обозначили жизнь в школе, будущую и идеальную жизнь. Отсюда можно предположить, что знания, полученные в школе, являются для них основой будущего профессионального и личностного развития. 14,8% обозначили одним цветом сферу школы и общения с друзьями. Скорее всего, дружеское общение для них происходит преимущественно в школе. 11% одинаково обозначили будущую и идеальную жизнь, что указывает на некоторую идеализированность восприятия подростками своего будущего.

Вторая задача исследования заключалась в выявлении эмоциональных особенностей юношеского возраста. Согласно данным, полученным с помощью теста «Нарисуй историю», 55% юношей выбирают в своих рисунках преимущественно сюжеты на нейтральные темы, включающие как положительный, так и отрицательный смыслы. 16 % выбирают умеренно положительные темы, 12,5% - темы с выраженным положительным содержанием, где изображения персонажей выражают любовь и заботу. И в 14% рисунков присутствовало умеренно отрицательное содержание. Рисунки с выраженным отрицательным содержанием практически отсутствуют, что говорит, с одной стороны, о большей стабильности

эмоционального состояния юношей по сравнению с подростками. С другой стороны, эти данные могут свидетельствовать о большей ориентации юношей на социально принятые нормы, осуждающие проявление отрицательных эмоций.

Анализ результатов методики «Моя жизнь» у юношей проводился по тому же алгоритму, что и у подростков. Соотношение ширины полос показало, что на первом месте у респондентов этого возраста тоже находится жизнь в школе, которая продолжает занимать основную часть их жизни. Однако на второе место уже выходят будущая и идеальная жизнь. Скорее всего, это связано с происходящим профессиональным самоопределением, определением своих жизненных позиций и собственного места в социуме.

Далее, по мере убывания значимости, идут друзья, затем - знакомые и жизнь дома, которые занимают одинаковую позицию. Меньше всего представлена жизнь во дворе, которой уделяется все меньше внимания в связи с реализацией профессиональных устремлений и, возможно, в связи с элементарной нехваткой времени.

Анализ предпочтений цветов показал на доминирование в обозначении жизни в школе синего, затем красного, жёлтого и зелёного цветов. Это указывает на проявление в школе широкого спектра эмоций, активности, насыщенности общения. Для одних это уверенность и удовлетворённость, для других -неудовлетворённость, конфликтность.

В дружеской сфере на первое место вышли красный и желтый цвета. В сфере «знакомые» преобладает зелёный цвет, затем по значимости идут красный и малиновый. Жизнь во дворе представлена у юношей преимущественно зелёным цветом, в меньшей степени - желтым и синим.

Будущую жизнь юноши воспринимают в синем, зелёном и жёлтом цветах; идеальную - в желтом, синем и красном цветах (по мере убывания их предпочтительности).

Что касается сочетания цветов, то 30% юношей (по сравнению с 10% у подростков) прибегли к такому выбору. 41% из них подбирали таким образом цвет для обозначения жизни в школе, 33% - для обозначения идеальной жизни, 25% - жизни дома. Совпадение цветов в различных сферах наблюдалось в 65% случаев. 38% из них пришлось на идеальную и будущую жизнь. В остальных случаях были совпадения идеальной жизни и другими сферами (друзья, семья, знакомые).

Третьей нашей задачей стало выявление когнитивных особенностей подростков. Для её решения использовался анализ показателей по нескольким шкалам теста «Нарисуй историю»: «умение выбирать», «умение передавать историю», «умение комбинировать».

Так, по шкале «умение выбирать» 55% испытуемых не отобразили взаимодействие объектов. Это значит, что создание истории и её описание для этой группы респондентов было затруднено. В данном случае речь идет о перцептивном уровне выбора. У 30% респондентов рисунок отражает конкретные действия персонажей или предметов, что указывает на задействование ими функционального уровня. 10% подростков выбрали скорее описательный тип изображения, что характеризует концептуальный уровень. И только 2,5% обнаружили абстрактный уровень в выборе и изображении объектов и описании содержания рисунка.

Следующая используемая для решения данной задачи шкала - «умение передавать историю». Она помогает оценить уровень развития способности к игровым видам деятельности, к свободному обращению с идеями и понятиями. Рисунки, в которых проявляется оригинальность, выразительность, игровое начало, оцениваются высокими баллами.

Как оказалось, 47% подростков просто копировали стимульный материал, схематично изображая предметы и фигуры. Их мышление можно охарактеризовать как стереотипное. 35% старались не имитировать рисунок, но вложенная ими в рисунок идея могла быть отнесена к числу банальных. Только 10% испытуемых, чьи рисунки отличаются оригинальностью и выразительностью, смогли проявить креативность.

По шкале «умение комбинировать», которая позволяет оценить способность в восприятию и представлению предметов на основе их объединения в единую систему. 62,5% респондентов изобразили персонажей с предметами, которые «плавают» в пространстве и связаны скорее близостью, а не расположением на одной линии. 25% подростков попытались отразить связь между персонажами, включить их в какое-то взаимодействие. Только 5% подростков предложили в своих рисунках основание. Следовательно, мышление в подростковом возрасте скорее стереотипно, чем креативно. Выбор способов деятельности отличается примитивностью.

Четвертая задача нашего исследования предполагала выявление когнитивных особенностей юношества. По шкале «умение выбирать» были получены такие данные: 37,5% юношей представили рисунок, отражающий персонажей, исполняющих какие-либо действия; 37,2% юношей представили описательные рисунки, 16% - абстрактные.

По шкале «умение передавать историю» результаты показали, что 25% рисунков получили максимальный балл и 25% - приближенный к максималному. Это свидетельствует о высокой оригинальности, выразительности рисунков и рассказов, содержании в них скрытого смысла, использовании метафор, шуток, сатиры. 20% юношей представили рисунки, которые

усложняли стимульный материал и 10% - рисунки, имитирующие стимульный материал.

По шкале «умение комбинировать» сложилась следующая картина: 35% юношей попытались отразить связь персонажей в рисунке, но сделали они это, скорее, на схематичном уровне. Около 15% респондентов представили рисунки с большой пустой территорией, были попытки изобразить в рисунке глубину.10% участников исследования показали полную взаимосвязь объектов с изображением глубины пространства или же серии связанных между собой единой идеей рисунков.

Были выявлены и половые различия по данным показателям. Выяснилось, что девушки демонстрируют более гибкое мышление, чем юноши.

Применение рисуночных техник для диагностики когнитивных и эмоциональных особенностей подросткового и юношеского возраста оказалось, на наш взгляд, очень плодотворным и информативным, что позволило нам сделать следующие общие выводы:

1. Подростки проявляют большую эмоциональную нестабильность, чем юноши. При этом негативные эмоции в подростковом возрасте превалируют над позитивными. Юноши проявляют меньшую агрессивность, они в большей степени, чем подростки, способны к саморегуляции своего эмоционального состояния.

2. Самой значимой и эмоционально насыщенной жизненной сферой, как у подростков, так и у юношей является жизнь в школе. Следующей по значимости для подростков является жизнь дома, а для юношей - будущая и идеальная жизнь, что обусловлено их самоопределением и профессиональным становлением.

3. Восприятие юношей имеет тенденцию к усилению сложности и дифференцированности по сравнению с восприятием подростков.

4. В рисунках юношей представлены оригинальные идеи, выражена богатая фантазия, проявляется творческое мышление, в то время как рисунки подростков более стереотипны, выполнены с минимальными творческими проявлениями.

Полученные результаты и сделанные выводы указывают на возможность более широкого применения рисуночных тестов и арт-терапевтических техник, позволяющих снизить контроль сознания, в целях диагностики эмоциональной и когнитивной сфер школьников различного возраста.

литература

1. Аллесандрине К., Дуарто Х., Дуглас М., Бианко М.

Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Международный журнал

арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2001. - Т.4.

№1. - С. 22-43.

2. Аникеева Н.П. Развитие потребности в общении - одна из важнейших задач формирования личности // Формирование потребности личности в общении / Под ред. Н.П. Аникеевой. - Новосибирск: НГПИ, 1981. - С. 18-28.

3. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003.

4. Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2004. - Т.7. №3. - С. 51-64.

5. Колесов Д.В. Современный подросток (взросление и пол). - М: Флинта, 2003.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1991.

7. Копытин А. Стандартизация Рисуночного теста Сильвер в России и проблема изучения культурно зависимых и культурно независимых переменных графической продукции // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2001. - Т.4. №3. - С. 23-46.

8. Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: учебнометодическое пособие. СПб.: Речь, 2003.

9. Оздоровление детей - жертв военных конфликтов. Опыт работы Ростовского регионального общественного движения пострадавших в чеченском

конфликте / Авторы-составители: В. Катрецкий, Т. Валитова, И. Куклеева и др. Ростов-на-Дону: ООО «Талер», 2000.

10. Поварицына Л.А. К исследованию трудностей общения у студентов // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности в её онтогенезе / Под ред. В.С. Мухиной. - М., 1986. - С. 130-139.

11. Поварицына Л.А. Проблемы общения в студенческом возрасте // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности в её онтогенезе / Под ред. В.С. Мухиной. - М., 1986. - С. 99-107.

12. Сильвер Р.А., Копытин А.И. Рисуночный тест Сильвер и его стандартизации в России. Методическое руководство. Ч.2. - СПб.: Скифия, 2001.

13. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

14. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М. Академия, 2004.

15. Чередникова Т.В. Психодинамические нарушения интеллектуального развития у детей и подростков. Методика «Цветограмма». СПб.: Речь, 2004.

16. Чеснокова И.И. О сензитивности самосознания личности // Активизация личности в системе общественных отношений. - М., 1989. - С. 106-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.