Методологические
аспекты
психодиагностики и познания личности
ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ МУЖЧИН, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
О.Е. Чеснокова, начальник психологической лаборатории УИН
Ивановская область, пос. Талицы
Проблема диагностики агрессивности в настоящее время интересует все большее количество исследователей. Актуальность проблемы коррекции агрессивности особенно остро встает в пенитенциарных учреждениях, так как в них в наиболее концентрированной форме проявляются проблемы государства - и экономические, и духовные, и нравственные. Лишение свободы - это существенное ограничение прав и свобод человека как гражданина. Постоянное пребывание на глазах у множества людей, необходимость в связи с этим все время контролировать свое поведение, сдерживать эмоции и чувства вызывают психологическое напряжение, негативно сказываются на самочувствии осужденных. Это создает благоприятную почву для возникновения конфликтных ситуаций, которые нередко заканчиваются насильственными действиями. По свидетельству самих же осужденных-мужчин, проблема конфликта и агрессии является самой актуальной для них в ежедневном межличностном взаимодействии, как друг с другом, так и с администрацией.
Если говорить о проблеме контроля агрессии осужденных, то средствами контроля, в основном, являются дисциплинарные меры (водворение в ШИЗО, ПКТ и т.д.), а также индивидуальные беседы. Однако они носят, скорее, порицающий, нежели воспитывающий характер.
В современных научных исследованиях имеется мало информации о проведении психокоррекционных мероприятий, в отношении лиц с агрессивными чертами личности. Поэтому перед пенитенциарными психологами стоит задача практического применения различных теоретических подходов и коррекции, адаптации их к среде исправительных учреждений.
В своем эмпирическом исследовании мы попытались провести системное изучение агрессивности осужденных мужчин, в том числе ВИЧ-инфицированных. Исследование проводилось на базе исправительных колоний общего режима для осужденных-мужчин, в которых ВИЧ-инфицированные содержатся на общих основаниях.
Выборка респондентов состояла из двух групп осужденных, каждая из которых насчитывала 30 человек. Первая группа (обозначим ее как группа А) состояла из ВИЧ-инфицированных осужденных, во второй (группе Б) таких осужденных не было. Интерес представляли осужденные мужчины молодого возраста (20-30 лет), данная возрастная категория выбрана потому, что именно в этот период завершается становление личности, ее устойчивых стереотипов и форм поведения, в том числе агрессивных. Однако ригидность и заторможенность психических процессов еще не выражена у мужчин этой возрастной группы, что является значимым фактом для проведения будущей коррекционной работы. Можно также отметить большую заинтересованность и желание пройти коррекционный курс совместно с психологом (76,3% опрошенных в возрасте 20-30 лет), нежели у мужчин более старшего возраста: они считают, что жизнь уже прожита и изменить что-либо в ней невозможно (62,2% опрошенных осужденных в возрасте 35-50 лет).
В ходе обследования были использованы следующие методики:
- стандартизированный личностный опросник Бас-са-Дарки. Он служит для выявления степени и форм проявления агрессии при малейшем возбуждении;
- рисуночный тест фрустрации Розенцвейга. Данный тест направлен на выявление направленности и характера реакций человека на внезапно возникающую фрустрирующую ситуацию;
- проективная методика “Рисунок несуществующего животного”, которая использовалась в качестве дополнительной.
Применялась также методика экспертного опроса. Опросные листы заполнялись лицами, непосредственно работающими с данным отрядом, а именно - начальником отряда, мастером производства, кураторами отряда. В бланке ответов отражалась информация о каждом испытуемом.
Помимо этого с каждым из наиболее агрессивных осужденных-мужчин была проведена индивидуальная беседа для подтверждения полученной информации в ходе личного контакта. В ходе беседы отслеживались такие особенности невербальных проявлений, как мимика, жестикуляция, тембр речи и т. д.
При обследовании обеих групп осужденных среднее значение индекса общей агрессивности (ИОА) по методике Басса-Дарки составило 23 балла, разброс данных - от 12 до 30 баллов.
Соответственно, можно сказать, что значение ИОА выше 23 баллов уже относится к группе условно агрессивных респондентов, что было подтверждено результа-
тами экспертного опроса: сотрудники отмечали повышенную агрессивность в общении как с ними, так и с другими осужденными у данной категории обследованнык.
Индекс общей враждебности (ИВР) варьировал в пределах от 4 до 17 баллов, ИВР группы равен 14,2 балла. Для данной категории осужденных-мужчин значение ИВР является довольно высоким (выше 14 баллов), следовательно, лиц, обладающих данными показателями, можно отметить как враждебно относящихся к миру, окружающим людям.
Данные обследования осужденных групп А и Б с помощью опросника Басса-Дарки, экспертных оценок, индивидуальных бесед, а также применения теста рисуночной фрустрации Розенцвейга и проективной методики “Рисунок несуществующего животного” заметно отличались друг от друга (см. табл.).
Таблица
Результаты применения опросника Басса-Дарки
Шкалы опросника Группа А Группа Б
Физическая агрессия 9,3 7,5
Косвенная агрессия 7,1 5,8
Раздражение 7,3 6,6
Негативизм 4,2 3,9
Обида 7,2 6,0
Подозрительность 7,1 6,9
Вербальная агрессия 10,1 8,1
Чувство вины 8,2 7,0
Индекс общей агрессивности 27,9 23,7
Индекс общей враждебности 14,7 12,9
Сравнив показатели применения методики Басса-Дарки, можно отметить, что такие характеристики, как “негативизм”, “подозрительность” примерно равны в обеих группах респондентов. По нашему мнению, это обусловлено средой отбывания наказания, внутренним, микросоциальным климатом исправительных колоний. Между сотрудниками пенитенциарных учреждений и осужденными, отбывающими наказание, существует невидимая грань, которая проявляется в разделении на “мы” и “они”, поэтому негативное отношение, в первую очередь - к сотрудникам, усваивается осужденными как норма жизнедеятельности в исправительной колонии. Повышенная подозрительность также присуща большинству осужденных. Это, скорее всего, обусловлено существующей внутренней напряженностью, ограниченностью круга общения несколькими людьми при отсутствии возможности побыть одному, а также необходимостью повышенного самоконтроля.
Остальные проявления агрессивного поведения, согласно результатам применения методики Басса-Дарки, у ВИЧ-инфицированных осужденных более выражены, чем у осужденных группы Б (см. табл.).
Помимо стандартизированного опросника Басса-Дарки в качестве диагностического инструмента использовался тест Розенцвейга. Можно отметить, что по ха-
рактеру направленности реакций на фрустрирующую ситуацию, группа ВИЧ-инфицированных отличается от других осужденнык. Здесь очевидно преобладание экст-рапунитивных (Е) реакций над интропунитивными (I) и импунитивными (М), Е>М> I (в группе Б: М>Е> I). При возникновении фрустрирующей ситуации преобладают реакции обвинительного типа, агрессия направлена на другое лицо или на сложившиеся обстоятельства. Можно предположить наличие экстериального локуса контроля, отсутствие осознанной ответственности за происходящее с данным лицом событие.
У ВИЧ-инфицированных осужденных превалируют самозащитные реакции, причем распределение реакций ЕД>ОР>МР* совпадает с такими же у респондентов группы Б. Наличие самозащиты практически у большинства осужденных вполне оправдано. В ситуации повышенного дискомфорта, на фоне повышенной эмоциональной лабильности мужчин-осужденных, у них формируется психологическая защита собственного “Я” от разрушительного влияния среды исправительной колонии. В дальнейшем это переносится на не связанные с ее микросредой, и защитные механизмы срабатывают неосознанно. Существует связь между уровнем агрессивности и коэффициентом групповой конформности, или социальной адаптации вСЯ.
Пониженная способность приспособления к условиям окружающей среды наблюдается у лиц группы А (вСЯ группы А - 17,9%, вСЯ группы Б - 23,8%), что проявляется в искаженном восприятии действительности, неумении и неспособности находить адекватные формы реагирования на сигналы, поступающие извне. Тем самым агрессивное поведение служит своеобразным способом воздействия на окружающих, инструментом самоутверждения.
По результатам обследования с помощью теста рисуночной фрустрации Розенцвейга можно выделить факторы, которые служат своеобразным сигналом о возможном проявлении агрессии в поведении: это высокий уровень экстрапунитивнык реакций и низкий коэффициент вСЯ. Корреляционная связь между ними и ИОА по 1, 2 и 7 шкалам опросника Басса-Дарки быша подтверждена И.Б. Бойко, Т.В. Калашниковой в исследовании агрессивности на контингенте несовершеннолетних осужденных женского пола Это позволило признать данные методики в качестве диагностического инструмента, направленного на вышвление агрессивности осужденнык.
Проективная методика “Несуществующее животное” служила дополнительной в ходе исследования. В рисунках обследованных из категории ВИЧ-инфицированных и других осужденных встречаются атрибуты, свидетельствующие о наличии агрессивных тенденций в характере (“рога”, “зубы”, “когти” и наличие острых углов в рисунках). У большинства осужденных можно отметить повышенную тревожность в сочетании с эмоциональной незрелостью.
По результатам эмпирического исследования в целом можно сказать, что представленные в нем методики диагностики (исследования) агрессивного поведения и методы агрессивности осужденных-мужчин вполне могут быть использованы в работе пенитенциарными психологами. При этом необходимо сочетание как
* ОД - реакция с фиксацией на препятствии; ЕД - реакция с фиксацией на самозащите; КР - реакция с фиксацией на удовлетворении потребности.
субъективный оценок самих осужденнык (тестирование, анкетирование), так и объективных (экспертный опрос). Беседа как метод диагностики позволяет образовать рабочую коалицию с осужденным и вышвить некоторые подробности о природе и причинах проявляемой в настоящий период агрессии. Так, в ходе индивидуальной работы с осужденными подтверждается, что семья все же служит главным источником усвоенных форм поведения, в том числе и агрессивных. Причем нарушение функционирования семьи, как института первичной социализации, может стать предпосылкой к формированию агрессивнык паттернов поведения. Так, 59% осужденных мужчин изучаемой категории воспитывались в неполный семьях, 78% их наблюдали конфликтные ситуации между родителями, 34% наблюдаемых испытывали сильный страх наказания за малейший проступок, при этом 62% их считают, что испытывали недостаток родительского тепла и внимания по отношению к ним. Однако и условия исправительной колонии признаются самими осужденныши как провоцирующие агрессию (89%).
На основе данных проведенного исследования возможно более эффективное и целенаправленное проведение как групповых, так и индивидуальных коррекционных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Применение стандартизованного личностного опросника А.Басса-А.Дарки в практике ВТК. - Рязань, 1993.
2. Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Применение теста С. Розенцвейга в изучении агрессивности несовершеннолетних осужденных. - Рязань, 1993.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ОВД
Т.Н. Колдеева, начальник ЦПД, И.Б. Лошкарева, психолог-эксперт ЦПД
УВД Омской области
В работе практического психолога используется широкий спектр методов профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД. Одним из них является интервью, или диагностическая беседа. Она проводится с использованием вопросов, связанных с личностными особенностями кандидата, его достижениями и опытом работы. Принято считать, что точность прогноза профессиональной успешности по информации, предоставляемой беседой, является одним из самык низких по сравнению с другими методами. Однако, как показывает практика, данные, получаемые в беседе, зачастую служат весомым основанием для проведения углубленного тестирования или включения кандидата в группу риска. Это подтверждается опыггом американских менеджеров по персоналу. Так, при приеме на работу 90% своих решений они основывают на собеседовании.
При осуществлении профессионального психологического отбора в ОВД, наряду с другими методами, большое значение в ЦПД придается интервьюированию претендента. Наиболее успешно нами используется полуструктурированная беседа, которая включает в себя как стандартные вопросы, связанные в основном со сбором анамнестических данных, так и вопросы, основанные на “свободной тактике”, но в сочетании с определенной направленностью на необходимую информацию.
Рассмотрим, не останавливаясь на анамнестических сведениях, некоторые вопросы “свободной тактики”, используемые нами в беседе.
1. Какова Ваша цель в работе? Почему Вы решили посвятить жизнь (или некоторое время) этому делу?
Вопрос на самом деле очень глубокий, затрагивающий области ценностей, мотивационной направленности, жизненного предназначения. Кандидат, считающий данную работу возможностью самовыражения, собственного личностного развития, почти всегда успешнее, целеустремленнее и трудоспособнее. Совсем другое дело, когда звучат такие ответы: “А что было делать, нормальной работы нет, пришлось идти в органы”; “Без стажа никуда не берут”; или - “Друзья позвали”.
2. Что хотелось бы получить от работы?
Один претендент отвечает: “Хочу удовлетворения,
интересных людей рядом, хорошую зарплату”, или: “Хочу самоутвердиться, сделать карьеру”. Это человек с программой “к”, у него есть к чему стремиться, двигаться. Как правило, это энергичные и предприимчивые люди, они заинтересованы в успехе и конечном результате.
Другой человек - “от", отвечает: “Не хочу рутины, однообразия, нищета”... Человек “от" - это немного “автопилот”, тяготеет к привыгчному стереотипному виду деятельности, не любит резких перемен и неожиданностей, т. е. нацелен на избегание неуспеха.
3. Назовите три хороших и три плохих качества начальника. (Имеется в виду не конкретный начальник, а абстрактный, начальник “вообще").
Кандидаты, отвечая на этот вопрос, неизбежно привлекают эпизоды личной истории, связанные с управляемостью, лояльностью, конфликтами. Делясь своим видением руководителя, претендент открывает психологу методы и стили управления собой.
4. Назовите свои хорошие и плохие качества.
Взвешенное суждение, без преобладания повышенной или пониженной самооценки, есть признак личностной зрелости. О незрелой личности свидетельствуют, например, такие ответы: “Как я могу о себе судить”; “Другие лучше знают”.
Очень важны здесь уточняющие вопросы. Например, кандидат отвечает: “Я очень упрямый”. Вопрос: “А как это проявляется в Вашем поведении?”
5. Кем Вы видите себя в профессиональном плане через год, три, пять лет?
Данный вопрос позволяет понять, является ли выбор данной работы лишь случайным эпизодом (ответы: “Не знаю, не думал”; “потом видно будет”), или кандидат на службу имеет серьезные планы на дальнейшую работу именно в данной структуре (“Хочу получить специальное образование”, “хотелось бы получить повышение в должности, звании”).