Научная статья на тему 'Диагностическое тестирование при индивидуально-ориентированном обучении'

Диагностическое тестирование при индивидуально-ориентированном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макусева Т.Г.

В статье приведен пример диагностического тестирования по математике студентов первого курса при организации индивидуально-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностическое тестирование при индивидуально-ориентированном обучении»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

здоровью.

Следует отметить, что даже после помещения в интернатное учреждение, дети продолжают ощущать влияние семьи, «наличие» родителей. Для данной категории детей-сирот более значимой оказывается институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье. В процессе гражданского воспитания необходимо скорректировать индивидуальную траекторию гражданского поведения с опорой на социально-приемлемые модели.

Следовательно, у отказных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в более позднем возрасте, по существу, происходит смещение\замещение полное или частичное первичной (семейной) на вторичную (институциональную) гражданскую социализацию, которые не равноценны, поэтому осуществляя процесс гражданского воспитания, специалисты интернатного учреждения должны учитывать имеющийся опыт семейного воспитания, его качество, направленность или его отсутствие, чтобы скорректировать методы, выработать индивидуальную траекторию гражданского развития, сформировать индивидуальный гражданский профиль.

Таким образом, у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения опыта гражданского поведения родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения, способам преодоления жизненных трудностей, выполнения гражданских ролей, либо опыт носит фрагментарный или негативный асоциальный характер. Соответственно, процесс формирования гражданственности будет иметь вариативный характер, различные траектории: отказные дети - тотально-институциональная; семейные дети - семейно-институциональная траектория; социальные сироты - институционально-коррекционная. Гражданское становление каждой из названных категорий идет по особому пути, обусловленному (среди других причин) опытом жизни до поступления ребенка в интернатное учреждении и требует учета этих особенностей в процессе гражданской социализации.

Список использованной литературы:

1.Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи/ С.И.Сергейчик// Социологические исследования. -2002. - №5. - С. 107 - 111.

2.Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / А. Э. Расиховна. - Уфа, 2008. - 190 с

3.Бережная О.В. Психолого-педагогические сопровождение детей-сирот как средство их социализации: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/0.В.Бережная. - Ставрополь, 2005. -191 с

4.Мингазова А. М.. Дети-сироты как социально уязвимая группа населения: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / А.М. Мингазова. - Казань, 2005. - 217 с.

5.Радугин А.А. Социология: Курс лекций/ А.А.Радугин, К.А.Радугин / Изд.2-е перераб. - М.: Центр, 1999. -160 с.

© Макеева И.А., 2017

УДК378.04

Т.Г. Макусева

к.п.н,доцент

Нижнекамский химико-технологический институт

ФГБОУ ВО «КНИТУ» г. Нижнекамск, Российская Федерация

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

В статье приведен пример диагностического тестирования по математике студентов первого курса при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

организации индивидуально-ориентированного обучения.

Ключевые слова

Индивидуально-ориентированное обучение, диагностическое тестирование.

Актуальными в настоящее время становятся такие образовательные системы, в которых наблюдается смещение с обучения на самообразовательную познавательную деятельность, учитывающую индивидуальные особенности обучающихся. Такой образовательной системой, по нашему мнению, является индивидуально-ориентированное обучение. ИОО реализует вариативный образовательный процесс в информационно-образовательной среде вуза, используя возможности среды, которые адаптируют процесс обучения к современным условиям, позволяют организовать индивидуальную работу студентов, тем самым целенаправленно стимулируя формирование их самообразовательной деятельности. Формирование самообразовательной деятельности в контексте индивидуально-ориентированного обучения в информационно-образовательной среде вуза обеспечивается погружением в такую деятельность и представлено четырьмя основными инструментами погружения: сегментирование обучающихся; детализация; активизация процесса обучения; генерирование системы контроля. В рамках данной статьи рассмотрим отдельные элементы сегментирования - это разделение обучающихся на четко выраженные группы, каждая из которых обладает определенным уровнем знаний и умений по дисциплине, определенными умениями самообразовательной деятельности и психологическими характеристиками. Оно состоит из диагностического тестирования, текущей диагностики, по результатам которых определяется коэффициент усвоения учебного материала.

В настоящее время результаты ЕГЭ считаются наиболее объективным критерием оценки знаний обучающихся. Данные ЕГЭ широко используются для оценки знаний, оценки общеобразовательного учреждения, системы образования в целом. Однако результаты ЕГЭ как оценку знаний обучающихся следует считать только одним из элементов в системе свойств, характеризующих качество образования, т.к. ЕГЭ позволяет получить информацию только об уровне общеобразовательной подготовки по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету). Поэтому для своего исследования мы считаем необходимым провести так называемое диагностическое тестирование для выявления уровня подготовленности обучающихся по отдельной дисциплине, в частности, по математике. Эти данные будем использовать как основу для определения в дальнейшем наиболее эффективных методов повышения качества знаний обучающихся, что и является основной задачей нашей научно-исследовательской работы.

Диагностическое тестирование состоит из 10 заданий по темам, охватывающим основные разделы математики школьного курса. Рассмотрим основные характеристики диагностического тестирования по математике, проводимого за последние три года. Отметим, что задания теста немного изменялись, но основные темы оставались прежними.

Приведем результаты более детального анализа диагностического тестирования.

Таблица 1

Основные характеристики диагностического тестирования первокурсников по математике

Номер темы Проверяемые знания и умения. Уровень сложности задания Средний процент выполнения

2014/15 2015/16 2016/17

1. Выполнение арифметических действий, умение преобразовывать дроби, осуществление необходимых преобр азований. базовый 75,2 78,1 81

2. Находить значения корня натуральной степени, степени с рациональными показателями базовый 58,7 62,1 60,1

3. Знание основных тригонометрических формул и умение применять их к преобразованиям тригонометрических выражений повышенный 37,6 41,1 39.4

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 2410-6070

Продолжение таблицы 1

4. Применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов. базовый 58,1 53,2 55,6

5. Умение применять свойства корней квадратных уравнений для решения задач творческий 31,2 34,7 32,2

6. Находить область определения функций повышенный 43,4 40,7 42,8

7. Знание свойств логарифмической и показательной функций, решение уравнений, основанное на этих свойствах базовый 64,1 63 59,6

8. Умение находить производные, используя формулы дифференцирования базовый 51 58,3 52,1

9. Решение практических задач методом дифференциального исчисления творческий 19,2 22,5 20,1

10. Умение решать текстовые задачи повышенный 13,1 15,1 13,2

Приведенные данные позволяю сделать следующие выводы: 1) всего лишь 5 задач решили полностью более половины обучающихся (№ 1, 2, 4, 7 и 8); 2) нет ни одной задачи, которую решили бы все обучающиеся, максимальный результат по задаче № 1 на выполнение арифметических действий; 3) низкий процент решения текстовой задачи, всего 13,1 % всех обучающихся; 4) невысок процент решения задачи 9, а ведь применение дифференциального исчисления один из значимых разделов математического анализа.

Таким образом, диагностическое тестирование позволило оценить уровень знаний студентов, однако более объективную оценку фактического уровня знаний можно определить далее, в процессе общения с обучающимися на занятиях, по результатам текущей диагностики, на экзамене.

Проанализируем индивидуальные достижения обучающихся на примере: подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым обучающимся по выполненным заданиям. Коэффициент усвоения

N

_

учебного материала каждым испытуемым рассчитывается по формуле: К = ——. По значению

п

коэффициента обучающиеся распределяются по моделям индивидуально-ориентированного обучения. В исследовании предусмотрено четыре: модель «Селектив» (более 0,36), модель «Ресурс» (более 0,6), модель «Актив» (более 0,75), модель «Экстернат» (более 0,90) [1].

Таблица 2

Результаты диагностики

Ф.И. обуч-ся Диагностический тест Текущий тест №1, №2, №3 Значение Пр едполагаемая

(кол-во выполненных (кол-во верно выполненных коэффициента модель ИОО

задач из 10) заданий из 30)

1. 7 21 0,7 Ресурс

2. 8 20 0,7 Ресурс

3. 8 15 0,58 Селектив

4. 4 16 0,5 Селектив

5. 9 25 0,85 Актив

6.

В экспериментальном исследовании выявлялся индивидуальный уровень сформированности различных умений и навыков на примере различных групп обучающихся, а также был определен средний уровень сформированности рассматриваемых умений и навыков для всех, принимающих участие в эксперименте. Для обработки экспериментальных данных использовалась индексная модель: приведены индивидуальные индексы, рассчитаны сводные индексы отдельных показателей критерия, как среднее геометрическое рассчитан интегральный индекс.

Рассмотрим предложенные выше критерии эффективности индивидуально-ориентированного обучения [2,3]. В соответствии с индикаторами можно отследить позитивную динамику индивидуально, по отдельной группе и в среднем, приведенном в таблице 3.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070

Таблица 3

Предметно-знаниевый критерий (%)

Уровни усвоения Низкий Удовлетворительный Средний Высокий

Показатель Обученность

На начальном этапе 36,84 26,32 36,84 0

В конце эксперимента 21,05 31,58 36,84 10,53

Проведенная статистическая обработка сравнения средних данных по показателю обученности с помощью критерия Стьюдента показала положительную динамику изменений, были обнаружены значимые различия, о чем свидетельствуют полученные результаты: tэмп = 6,3 > ^ит = 2,1 при уровне значимости

0.05. Таким образом, отслеживается позитивная динамика обученности по дисциплинам в связи с введением индивидуально-ориентированного обучения, что говорит об экспериментальном воздействии.

Список использованной литературы:

1. Еремина, И.И., Павликов, С.В., Макусева, Т.Г. Опыт использования ИТ квалиметрического оценивания и методов математического моделирования при обработке результатов формирования профессиональной компетентности студентов / И.И. Еремина, С.В. Павликов, Т.Г. Макусева // Вестник Казанского технологического университета, 2016. - №20. - С. 131-137.

2.Макусева, Т.Г. Методология, теория и практика индивидуально-ориентированного обучения в вузе: монография [Текст] / Т.Г. Макусева. - Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2013. - 200 с.

3.Рысева, Ю.В, Ганиева, Г.Р. Становление творческой позиции молодых преподавателей технического вуза в условиях непрерывного профессионального образования / Ю.В. Рысева, Г.Р. Ганиева / Вестник Казанского технологического университета, 2014. - №17. - С.326-329.

© Макусева Т.Г., 2017

УДК 37.013

И.А. Маскинскова

К.п.н., доцент ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация А.Р. Ш ехмаметьева Магистрант

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ СТРАНЫ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Аннотация

В статье исследуется проблема эффективной организации самостоятельной работы и возможности использования современных информационных технологий. В частности рассматривается возможность использования сериала «Die Deutschen»/ «Немцы» в рамках организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура и история страны второго иностранного (немецкого) языка».

Ключевые слова

Эффективная организация самостоятельной работы, ФГОС, использование видеоматериалов, ключевые компетенции, разработка заданий и методических указаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.