Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС КЕЙС-МЕТОДА В ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС КЕЙС-МЕТОДА В ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КЕЙС-СИТУАЦИИ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорова Лариса Владимировна, Качимская Анна Юрьевна, Якушева Юлия Александровна

Теоретические и прикладные исследования, раскрывающие вопросы обеспечения психологической безопасности в образовании, описывают разные стороны этого процесса. Однако остается слабо изученным аспект профессиональной готовности педагога к обеспечению психологической безопасности в профессиональной деятельности. Такая ситуация обусловлена несовершенством диагностического инструментария, используемого в исследованиях. Стандартизированные тесты не обеспечивают в полной мере возможность измерения соответствующих профессиональных компетенций педагогов. Цель исследования - определить диагностические возможности кейс-метода в процедуре оценки готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовательной среде. В основе исследования лежит допущение, что кейс-метод может быть использован в качестве измерительного инструментария оценки профессиональной готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовании. Мы опирались на представления И. А. Баевой о психологической безопасности образовательной среды, Н. В. Кузьминой о структуре профессиональной готовности педагога. В исследование приняли участие студенты педагогических колледжей (n=418). Готовность к обеспечению психологической безопасности оценивалась путем решения студентами авторских кейс-ситуаций (профессиональных задач), состоящих из описания самой ситуации и четырех заданий, ответы на которые описывают отдельные аспекты готовности будущего педагога к обеспечению психологической безопасности в образовательной среде. Результаты были подвергнуты процедуре контент-анализа. Выбор категорий анализа был проведен на основе анализа понятий и умений, составляющих содержание профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности в образовательном процессе. Проверка надежности методики анализа осуществлялась на группе студентов психолого-педагогического направления подготовки. Полученные результаты позволяют считать достоверными диагностические данные, получаемые с использованием кейс-метода в качестве инструмента оценки профессиональных компетенций. Кейс-метод можно рассматривать как способ оценки профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности в образовании и инструмент измерения профессиональных компетенций педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скорова Лариса Владимировна, Качимская Анна Юрьевна, Якушева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE METHOD AS A DIAGNOSTIC TOOL FOR ASSESSING THE READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR PROVIDING PSYCHOLOGICAL SAFETY IN CLASS

The research featured such an understudied issue as psychological safety in class, which currently lacks diagnostic tools. Standard tests cannot measure the relevant competencies of future teachers. The research objective was to determine the diagnostic potential of the case method in assessing the readiness of future teachers to provide psychological safety in the class environment. The study relied on the ideas about the psychological safety of the educational environment (I. A. Baeva) and the structure of teachers’ professional readiness (N. V. Kuzmina). The study involved 418 students of psychology and pedagogics who had to find solutions for case situations. The cases consisted of the case description and four tasks, the answers to which described certain aspects of the readiness to provide psychological safety in class. The results were subjected to a content analysis. The case method proved a reliable tool for assessing the professional readiness and competencies of future teachers.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС КЕЙС-МЕТОДА В ОЦЕНКЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

https://doi.0rg/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

оригинальная статья УДК 159.96

Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности

Лариса Владимировна Скорова Юлия Александровна Якушева

Иркутский государственный университет, Россия, г. Иркутск; Иркутский государственный университет, Россия, г. Иркутск https://orcid.org/0000-0002-7849-8625; larisa.skorova@gmail.com

Анна Юрьевна Качимская

Иркутский государственный университет, Россия, г. Иркутск; https://orcid.org/0000-0003-1227-5063

Поступила в редакцию 21.03.2021. Принята в печать 31.05.2021.

Аннотация: Теоретические и прикладные исследования, раскрывающие вопросы обеспечения психологической безопасности в образовании, описывают разные стороны этого процесса. Однако остается слабо изученным аспект профессиональной готовности педагога к обеспечению психологической безопасности в профессиональной деятельности. Такая ситуация обусловлена несовершенством диагностического инструментария, используемого в исследованиях. Стандартизированные тесты не обеспечивают в полной мере возможность измерения соответствующих профессиональных компетенций педагогов. Цель исследования - определить диагностические возможности кейс-метода в процедуре оценки готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовательной среде. В основе исследования лежит допущение, что кейс-метод может быть использован в качестве измерительного инструментария оценки профессиональной готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовании. Мы опирались на представления И. А. Баевой о психологической безопасности образовательной среды, Н. В. Кузьминой о структуре профессиональной готовности педагога. В исследование приняли участие студенты педагогических колледжей (п=418). Готовность к обеспечению психологической безопасности оценивалась путем решения студентами авторских кейс-ситуаций (профессиональных задач), состоящих из описания самой ситуации и четырех заданий, ответы на которые описывают отдельные аспекты готовности будущего педагога к обеспечению психологической безопасности в образовательной среде. Результаты были подвергнуты процедуре контент-анализа. Выбор категорий анализа был проведен на основе анализа понятий и умений, составляющих содержание профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности в образовательном процессе. Проверка надежности методики анализа осуществлялась на группе студентов психолого-педагогического направления подготовки. Полученные результаты позволяют считать достоверными диагностические данные, получаемые с использованием кейс-метода в качестве инструмента оценки профессиональных компетенций. Кейс-метод можно рассматривать как способ оценки профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности в образовании и инструмент измерения профессиональных компетенций педагогов.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональная готовность, педагогические умения, кейс-технология, кейс-ситуации, контент-анализ, семантическая оценка

Цитирование: Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Диагностический ресурс кейс-метода в оценке готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 2. С. 456-465. БО!: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

Введение

Профессиональная подготовка педагогов в последние годы претерпевает многочисленные изменения. Эти изменения являются логичным ответом на задачи, которые встают перед педагогами любого уровня образования в их профессиональной деятельности. Вполне закономерно, что готовность будущих педагогов, формируясь на этапе профессионального обучения, должна отвечать тем запросам, которые актуализируются в реальной практике образования.

Одним из наиболее востребованных профессиональных навыков педагога является обеспечение психологической

безопасности субъектов образования. А значит, на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов актуализируется задача оценки этой готовности. Знакомство с результатами исследований последних лет приводит нас к мысли, что эта задача в большей мере декларируется, нежели решается в практике подготовки педагогов.

Профессиональная готовность к обеспечению психологической безопасности образовательного процесса рассматривается нами как динамическое состояние педагога, имеющее отношение к выполняемой им деятельности, которая включает следующие компоненты: операционный -

456

© 2021. Автор(ы). Статья распространяется на условиях международной лицензии СС БУ 4.0

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

имеющий в своем составе совокупность гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных знаний и умений по обеспечению психологической безопасности; рефлексивный - самоанализ собственной деятельности по этому направлению; поведенческий - личный опыт по обеспечению психологической безопасности в образовательном процессе. Представляется, что эффективным способом формирования указанных навыков будет использование в профессиональной подготовке педагогов таких образовательных приемов, которые были бы максимально близки к ситуациям, возможным в реальной практической деятельности. В процессе формирования психолого-педагогических профессиональных компетенций таким приемом может стать т. н. задачный подход, который в англоязычных публикациях получил название метода case-study.

За последние десятилетия в исследованиях, посвященных проблемам эффективной подготовки специалистов, кейс-метод получил всестороннее рассмотрение. В частности, описаны приемы конструирования педагогических кейсов в процессе обучения студентов [1], раскрыты деятельност-ные основания связи педагогической задачи и педагогической ситуации в контексте образования [2], предложены способы использования кейс-ситуаций для итоговой аттестации будущих педагогов [3], апробирована практика проектирования учебно-воспитательной ситуации в высшей школе и множественность решений ситуационных профессиональных задач [4], определены этапы работы с кейсом [5]. В ряде исследований показана дидактическая роль кейсов и активизирующие возможности кейс-метода в развитии аналитических, проектировочных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных способностей будущих педагогов [6].

В литературе представлен опыт использования кейс-метода в подготовке специалистов для формирования навыков решения типичных профессиональных задач [7] и как способ пополнения студентами собственных знаний [8; 9]. Этот метод с успехом используют как один из интерактивных методов оценки знаний в высшей школе [10]. Е. В. Быстрицкая и К. С. Ядрышников обосновывают необходимость использования кейс-технологии в процессе формирования профессионально значимых качеств личности [11]. Описано использование кейс-технологии как одного из ведущих методов обучения в педагогических вузах [12]. Н. В. Голубева предлагает использовать кейс-метод для оценки социально-психологических компетенций работников [13]. В качестве положительного этот метод зарекомендовал себя и в процедуре диагностирования в рамках медицинской психологии [14; 15]. Профессиональные компетенции студентов предлагают диагностировать данным методом Л. В. Шкерина [16] и О. С. Титова [17]. Измерительные возможности кейс-метода описаны в работе Н. С. Абрамовой и др. [18], где в качестве сильных сторон подчеркивается возможность дать несколько правильных

ответов на задачу, описываемую в кейсе. Кейс-задания используют в качестве одного из инструментов оценки профессиональной компетенции будущих педагогов [19]. Основными приемами диагностики профессиональной готовности чаще всего выступают тестирование и опрос, которые не могут измерить собственно готовность, поскольку до определенной степени стандартизированы и измеряют уже сформированный навык и / или умение, но не готовность.

В данной работе кейс-метод описан как диагностический метод, что позволяет, во-первых, осуществлять оценку сформированности профессиональных компетенций и своевременной коррекции образовательной деятельности, во-вторых, использовать конкретные реальные ситуации из образовательной практики в исследовательских целях. Об актуальности и значимости такого подхода отмечается в работе R. K. Yin. Автор рассматривает кейс как метод исследования, позволяющий осуществлять качественный анализ ситуации, и описывает исследовательский алгоритм с использованием конкретных примеров из практики [20]. В литературе описывается метод исследования отдельных случаев, направленный на использование конкретных ситуаций в решении исследовательских вопросов, описаны его надежность и валидность, сформулированы рекомендации по разработке тематических исследований с его использованием [21]. Вместе с тем в качестве одной из методологических проблем называется разработка инструментария для критической оценки метода исследования отдельных случаев [22].

Кейс-метод рассматривается как правильная стратегия для применения в таком исследовании, которое использует основные исследовательские вопросы Как? или Почему?: для этого требуется немного времени, чтобы контролировать изучаемые события; в центре внимания такого исследования - современные явления [23]. Кроме того, использование кейс-метода в профессиональной подготовке признается продуктивным, поскольку однозначного ответа в таких заданиях нет, есть несколько, которые могут соперничать между собой по степени истинности, что способствует формированию профессионально важных характеристик будущих специалистов [24]. Описан опыт использования кейс-ситуаций в процессе подготовки будущих специалистов в части терминологической компетентности [25].

Использование кейсов в исследовании позволяет в рамках данной работы изучить готовность будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в реальном жизненном контексте. L. M. Fallon и др. обосновали, что эффективность вмешательства педагога определятся предварительным анализом фактов, она способствует его успешности в реализации воздействий. Анализ отдельных случаев позволяет определять педагогам способы воздействия в классе (инструкции, моделирование, обратная связь и пр.) [26].

Психология ВЕСТНИК https://vestnik.kemsu.ru

- Кемеровского государственного университета -

https://d0i.0rg/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

Вместе с тем недостаточно изученным остается вопрос об использовании кейсов для оценки готовности педагогов к обеспечению психологической безопасности и комфортности в условиях профессиональной деятельности.

Новизна идеи об использовании кейсов в качестве диагностического инструментария в ходе процедуры оценки профессиональных компетенций педагогов обусловлена следующим:

1) этот метод позволяет оценивать не шаблонные варианты решения профессиональных ситуаций, которые, как правило, предлагаются в ряде стандартизированных методик, а собственный ответ, сформулированный респондентом;

2) основан не на самоотчете (в котором высок удельный вес психологической защиты, призванной предъявить себя в лучшем свете), а на нерегламентированном решении предъявляемой респонденту профессиональной ситуации;

3) позволяет производить количественный обсчет данных, что обеспечивает соблюдение научности в исследовании;

4) обладает высокой информативностью: дает возможность собрать качественную информацию, выстроить диалог и обсуждение;

5) позволяет решать не только диагностические, но и обучающие и развивающие задачи.

Цель данного исследования - изучить ресурсы кейс-метода в диагностике профессиональной готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности образовательной среды. В своем исследовании мы исходили из предположения, что кейс-метод может быть использован в качестве измерительного инструментария в процедуре диагностики профессиональной готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовании.

Методология, методы и процедура исследования

Методологическую основу исследования составили основные принципы психологической науки, в том числе дея-тельностный (С. Л. Рубинштейн), основные положения культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский). Кроме того, мы опирались на представления И. А. Баевой о психологической безопасности образовательной среды и Н. В. Кузьминой о структуре профессиональной готовности педагога, а также на взгляды основоположников применения кейс-метода в отечественном (Г. А. Брянского, Ю. Ю. Екатеринославского, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовского, В. Я. Платова, Д. А. Поспелова, О. А. Овсянникова, В. С. Рапоппорт и др. [27]) и зарубежном образовании [20-23; 26].

Методы исследования. На разных этапах исследования и в зависимости от задач использовались теоретические, эмпирические, качественные (контент-анализ) и количественные (коэффициент Яниса для выявления преобладающей

у респондентов оценки ответов и суждений - положительной, отрицательной, нейтральной - по заданиям кейса) методы.

В связи с отсутствием готовых кейсов, позволяющих диагностировать готовность к обеспечению психологической безопасности, нами были разработаны 10 кейс-ситуаций, содержащих описание реального контекста взаимодействия субъектов образовательных отношений. Каждый кейс включал подробное описание самой ситуации и задания к ней. Задания предполагали оценку гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских и коммуникативных умений, входящих в структуру профессиональной готовности будущего педагога к обеспечению психологической безопасности в образовательной среде. Типовые задания ко всем ситуациям были сформулированы следующим образом:

1. Сформулируйте признаки, на основании которых Вы судите о наличии / отсутствии в представленной ситуации психологического комфорта.

2. Аргументируйте свое отношение к действиям и лич-

ности участников в представленной ситуации.

3. Дайте оценку действий педагога.

4. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, приемы (способы) взаимодействия педагога с воспитанником.

5. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, приемы (способы) взаимодействия педагога с родителями.

6. Определите, с кем из участников представленной ситуации целесообразно работать (с ребенком, его родителями, другими детьми, педагогом).

7. Предложите основные этапы работы с выбранным в предыдущем вопросе участником и определите необходимое и достаточное время для решения проблемы.

Первое, второе и третье задания направлены на диагностирование гностических умений, четвертое и пятое -на изучение коммуникативных и проектировочных умений, шестое и седьмое - на диагностику конструктивных и организационных умений.

Для установления валидности кейсов использовалась экспертная оценка. В качестве экспертов выступили студенты-бакалавры психолого-педагогического направления подготовки (п=27): V=0,71. Значение надежности (внутренняя согласованность) составило г=0,83.

Оценка выполнения кейсов осуществлялась с использованием процедуры контент-анализа. Выбор категорий контент-анализа был проведен на основе предварительного анализа понятий и умений, составляющих содержание компонентов профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности в образовательном процессе. Таким образом, был составлен классификатор, включающий все категории и единицы анализа; протокол контент-анализа; регистрационную карточку, в которой отмечалось количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. На основе категоризации было выявлено 20 категорий контент-анализа (табл. 1). По каждому умению были сформулированы категории и единицы анализа -

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

Табл. 1. Категории контент-анализа содержания компонентов профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности в образовательном процессе

Tab. 1. Content analysis of the components of professional readiness to provide psychological safety in class

Гностические умения Проектировочные умения Конструктивные умения Организаторские умения Коммуникативные умения

Отношение к психологическому комфорту / дискомфорту ребенка Наличие конструктивного планирования деятельности учителя Предложенный характер руководства учебным процессом Методы мотивации ученика Оценка взаимодействия учитель - ученик

Отношение к действиям (личности) учителя Наличие конструктивного планирования деятельности ученика Оценка затрат сил и времени учителя на решение проблемной ситуации Оценка организации деятельности учителя в проблемной ситуации Наличие рекомендаций конструктивного взаимодействия

Выделение признаков психологического дискомфорта Наличие конструктивного планирования собственной деятельности Наличие ориентации на работу с учеником, с его мотивами и целями Организация деятельности (поведения) учителя Оценка эмоционального состояния ученика

Отношение к действиям (личности) ребенка Оценка действий учителя к решению проблемы Наличие оптимальных приемов, средств решения проблемы с учетом возрастных особенностей Организация деятельности ученика Оценка эмоционального состояния учителя

основные смысловые единицы, по представленности которых в ответах респондентов судили об их оценке, отношении и готовности к обеспечению психологической безопасности образовательного процесса. В основу контент-анализа был положен принцип формализации, в соответствии с которым понятие кодировалось знаком + в случае, если в ответах студентов само понятие или его синоним употреблялись. Частота выявленных единиц распределялась по положительному, отрицательному и нейтральному отношению. При обработке результатов контент-анализа использовался коэффициент Яниса, предназначенный для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции в отношении ситуации, содержащей признаки нарушения комфортности) оценок, суждений, аргументов.

Исследование проводилось на базе Иркутского регионального колледжа педагогического образования, а также посредством заполнения Google формы студентами Самарского социально-педагогического колледжа, Омского педагогического колледжа № 1, Нижегородского педагогического колледжа им. К. Д. Ушинского. В исследовании приняли участие 418 студентов выпускных курсов.

Этапы исследования. На первом этапе будущие педагоги решали кейс-задания, отвечали на вопросы к ним и выполняли задания. На втором этапе осуществлялась процедура контент-анализа. Производился расчет коэффициента Яниса, который позволяет установить соотношение положительных и отрицательных оценок в отношении определенных категорий. Третий этап исследования включал в себя описание полученных данных, иллюстрирующих возможности кейс-ситуаций в процедуре диагностики готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовании.

Результаты и обсуждение

В исследовании был определен состав умений, входящих в операционный компонент профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности образовательного процесса, разработан перечень заданий к кейс-ситуации. Результаты исследования представлены в табл. 2.

На основе контент-анализа выполненных студентами кейсов было выделено пять смысловых категорий, соответствующих умениям - гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные. Каждая из категорий включала от 4 до 5 подкатегорий. Соответственно всего была рассмотрена 21 смысловая единица, указывающая на понимание респондентами характеристик безопасности образовательной среды. Анализировалась готовность студентов к ее обеспечению. Для каждой из единиц подсчитывалась частота упоминаний и удельный вес. Количественной единицей счета выступал текст, содержащий ответ на вопрос к кейсу. Наибольшее количество (наличие / отсутствие) понятий, характеризующих понимание студентами психологической безопасности образовательного процесса, и наибольший удельный вес (58,8 %) имела категория гностические умения. Результаты контент-анализа показали неготовность к обеспечению психологической безопасности по всем выделенным единицам анализа. Это может указывать на необходимость включения метода анализа реальных ситуаций в практическую подготовку будущих учителей.

Гностические умения представлены умениями использовать знания о факторах, сущности и структуре психологической безопасности в образовательной среде, умениями оперировать основными понятиями, категориями, знаниями факторов, отрицательно влияющих на комфортность

https://doi.0rg/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

участников образовательных отношений. Расчет коэффициента Яниса, устанавливающий соотношение положительных и отрицательных оценок относительно определенных единиц анализа, показал, что величина значения в этой категории (среднее значение - 0,33) не является максимальной: характеризуя ситуацию как дискомфортную, студенты не называли ее признаки. В единицах анализа по этой группе умений кейс позволил установить преобладание у будущих педагогов отрицательных суждений и оценок описанных ситуаций:

1. Отношение к психологическому комфорту / дискомфорту: чаще встречаются отрицательные суждения (соотношение 70/30, коэффициент Яниса С=-0,32). 30 % респондентов отметили наличие психологического дискомфорта у ребенка; большинство опрошенных (69 %) либо не определили наличие психологического дискомфорта, т. е. определили наличие психологического комфорта у ребенка, либо наличие дискомфорта определили у учителя. В ответах будущих педагогов преобладали: для учителей и одноклассников эта ситуация создает психологический

дискомфорт; дискомфорта не наблюдается, ученику было дозволено не ходить на урок, он считает это правильно, а значит так и должно быть; если ребенок играет; мальчик испытывает дискомфорт от того, что не слушается учителя; учитель испытывает дискомфорт от того, что ребенок не слушается; ребенок избалован родителями и т. д.

2. Выделение признаков психологического комфорта / дискомфорта: чаще встречаются отрицательные суждения (соотношение 82/18, коэффициент Яниса С=-0,43). Респонденты, которые определили наличие дискомфорта у учителя, указывают следующие признаки: избалованность ребенка; ребенок не хочет учиться; ребенок часто играет; раздражительность школьника; нарушение дисциплины ребенка, требует много внимания и т. д. Испытуемые, которые определили психологический комфорт у ребенка, отмечают признаки: ребенок не ходит на урок; балуется на уроке; не выполняет задания и т. д. Будущие педагоги определяют наличие психологического дискомфорта, однако, обнаруживая состояние психологического дискомфорта у учащегося, затрудняются корректно

Табл. 2. Слагаемые операционного компонента профессиональной готовности Tab. 2. Operational components of professional readiness

Виды умений Единицы анализа Коэффициент Яниса (С) %

Гностические умения Отношение к психологическому комфорту / дискомфорту -0,32 58,8

Выделение признаков психологического комфорта / дискомфорта -0,43

Отношение к действиям (личности) ребенка -0,52

Отношение к действиям (личности) учителя -0,034

Проектировочные умения Наличие конструктивного планирования деятельности учителя - 5,8

Оценка затрат сил и времени учителя и учащихся на решение проблемной ситуации -

Наличие конструктивного планирования деятельности ученика -

Наличие конструктивного планирования собственной деятельности

Оценка действий учителя к решению проблемы -

Конструктивные умения Оценка затрат сил и времени учителя и учащихся на решение проблемной ситуации - 29,9

Предложенный характер руководства учебным процессом -

Наличие ориентации на работу с учеником, с его мотивами и целями -0,065

Наличие оптимальных приемов, средств решения проблемы с учетом возрастных особенностей -0,25

Организаторские умения Методы мотивации ученика - 2,1

Организация поведения (деятельности) учителя -

Организация деятельности ученика -

Оценка организации деятельности учителя в проблемной ситуации -

Коммуникативные умения Оценка взаимодействия учитель - ученик - 3,4

Оценка эмоционального состояния ученика -

Оценка эмоционального состояния учителя -

Наличие рекомендаций конструктивного взаимодействия -

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

определить причину этого дискомфорта из-за непонимания того, на какие именно признаки стоит обращать внимание как на признаки-маркеры психологического дискомфорта.

3. Отношение к действиям (личности) ребенка (С=-0,52): чаще встречаются отрицательные суждения по отношению к действиям (личности) ребенка. Большинство респондентов обвиняют ребенка в его действиях, избалованности, невнимательности на уроках, отсутствии дисциплины.

4. Отношение к действиям (личности) учителя (С=0,034): будущие педагоги чаще всего определяют учителя в качестве жертвы, которому попался избалованный ребенок.

Таким образом, по преобладанию отрицательных суждений и оценок у будущих педагогов при анализе кейс-ситуации можно сделать вывод о недостаточности у них знаний о факторах, признаках и угрозах психологической безопасности; будущие педагоги не умеют определять наличие психологического дискомфорта в условиях своей будущей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По всем категориям анализа проектировочных умений у выпускников педагогического колледжа в суждениях отсутствуют понятия и представления об образовательных и воспитательных результатах и способах их достижения, причем непосредственно относительно приемов создания психологической безопасности; отсутствуют навыки планирования конкретных мероприятий на основе возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также умения проектировать развивающие и личностно-мотивационные образовательные ситуации, нацеленные на психологическую безопасность всего образовательного процесса. Иными словами, результаты решения кейс-ситуаций будущими педагогами дают основание говорить о несформированности проектировочных умений, входящих в состав операционного компонента профессиональной готовности педагогов.

Конструктивные умения - умения отбирать такие приемы и средства обучения и воспитания, которые соотносились бы с возрастными потребностями и возможностями личности, с индивидуальными особенностями обучающихся - частично представлены в анализе кейс-ситуаций. Так, категории Оценка затрат сил и времени учителя и учащихся на решение проблемной ситуации и Предложенный характер руководства учебным процессом не представлены, а в категориях Наличие ориентации на работу с учеником, с его мотивами и целями и Наличие оптимальных приемов, средств решения проблемы с учетом возрастных особенностей чаще встречаются отрицательные отношение и суждения (С=-0,065 и С=-0,25 соответственно). Выпускники педагогического колледжа в большей мере ориентированы на решение проблем учителя, нежели ученика. Прослеживается связь с гностическим компонентом, при измерении которого большая часть респондентов «видят» психологической дискомфорт учителя, а не ученика.

В 80 % полученных ответов встречается обращение к деструктивным формам решения кейс-ситуации. В качестве часто встречающихся приемов будущие педагоги указывают: обращение к родителям за советом; проведение классного часа на тему «Как должен вести себя ученик»; нахождение компромисса с учеником; беседа с учеником, объяснение ребенку, что его будущее зависит от учебы в школе и пр. В остальных случаях ребенка переадресуют к «специалистам школы» или отвечают, что нет предложений. Конкретных приемов взаимодействия с ребенком ни один респондент не назвал. У будущих педагогов в ответах слабо представлены знания о возрастных особенностях, отсутствуют конкретные приемы, средства, методы, формы обеспечения его психологической безопасности.

Анализ кейс-ситуаций показал, что конструктивные умения в структуре операционного компонента профессиональной готовности слабо сформированы у будущих педагогов, что позволяет прогнозировать рост профессиональных неудач в ситуациях образовательных взаимоотношений с любым субъектом учебно-воспитательного процесса.

Организаторские умения - умения организовывать свою деятельность и деятельность школьников с соблюдением принципов психологической безопасности образовательного процесса - по категории Методы мотивации ученика обнаружили нейтральные отношения и суждения, в которых респонденты указывают, что необходимо замотивировать ребенка, найти особый подход, но не описывают конкретных способов, что свидетельствует либо о незаинтересованности респондентов в поиске разрешения ситуации, либо о недостаточном знании конструктивных методов мотивации учеников. Категория анализа Организация поведения (деятельности) учителя представлена ответами будущих педагогов, содержащими указание на их работу по проведению родительского собрания или классного часа. Отсутствуют ответы, в которых учитель организовывает свою деятельность во время урока с ребенком или описывающие какое-то конкретное взаимодействие в ходе самого урока. Чаще всего респонденты предлагают побеседовать с ребенком о его поведении. Категории Организация деятельности ученика и Оценка организации деятельности учителя в проблемной ситуации не представлены у будущих педагогов.

Поскольку показатель коэффициента Яниса по единицам Отношение к действиям (личности) учителя (С=0,034) и Наличие ориентации на работу с учеником, с его мотивами и целями (С=0,065) очень низкий, то это может свидетельствовать об отсутствии четкости в понимании и готовности выполнять действия, обеспечивающие безопасность личности в образовательном пространстве.

Резюмируя возможности кейс-метода в диагностике организаторских умений в структуре профессиональной готовности будущих педагогов, отметим недостаточную сформированность данных умений у будущих педагогов.

https://d0i.0rg/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

Коммуникативные умения, обеспечивающие чувство психологической защищенности ребенка, доверие к миру, радость существования и определяющие вектор развития индивидуальных особенностей в соотношении с когнитивными характеристиками и мотивационной направленностью, представлены в нейтральных ответах респондентов по категории: побеседовать с ребенком или родителями. Других действенных, конструктивных рекомендаций взаимодействия будущие педагоги не предлагают. Категории Наличие рекомендаций конструктивного взаимодействия, Оценка взаимодействия учитель - ученик, Оценка эмоционального состояния ученика, Оценка эмоционального состояния учителя не представлены у выпускников педагогического колледжа.

Удельный вес всех умений в структуре операционного компонента профессиональной готовности педагогов к обеспечению психологической безопасности позволяет сделать вывод о большей представленности и диагности-руемости в категориях анализа гностических умений. Результаты контент-анализа показали неготовность к обеспечению психологической безопасности по всем выделенным единицам анализа. Это может свидетельствовать о понимании ситуации исходя из личного опыта и указывать на необходимость актуализации программ подготовки будущих педагогов.

Результаты исследования готовности согласуются с представлениями будущих педагогов дошкольного образования о психологической безопасности образовательного процесса [28].

Таким образом, использование кейс-метода позволяет заключить, что операционный компонент профессиональной готовности к обеспечению психологической безопасности у выпускников педагогического колледжа недостаточно сформирован. Эта ситуация позволяет прогнозировать

трудности как в период адаптации в профессиональной деятельности педагога, так и в дальнейшей работе учителя, малую результативность его профессиональной деятельности.

Заключение

В ходе исследования была проведена оценка умений, составляющих содержание операционного компонента профессиональной готовности будущих педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовательной пространстве. Использование в качестве диагностического инструментария кейс-метода позволило:

1) получить для оценки профессиональной готовности не стандартизированные ответы, затрудняющие понимание собственной позиции респондента, а т. н. авторское, т. е. субъективное понимание профессиональной ситуации;

2) в условиях отсутствия возможности выбрать готовый, предлагаемый респонденту ответ, выявить собственные позиции респондента в тех семантических категориях, которые он использует;

3) количественно обработать эмпирический материал для формулирования итоговых выводов исследования.

Представляется правомерным считать диагностический ресурс кейс-метода инструментарием для оценки профессиональной готовности педагогов к обеспечению психологической безопасности в образовательной деятельности.

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Критерии авторства: Скорова Л. В.: разработка дизайна исследования, обобщение материалов, написание и редактирование статьи; Качимская А. Ю.: систематизация, анализ и интерпретация данных, написание статьи; Якушева Ю. А.: сбор эмпирического материала, обработка и анализ данных.

Литература

1. Чурилов А. В., Петренко С. А., Мирович Д. В., Джеломанова С. А., Носкова О. В. Роль кейс-метода в учебном процессе // Вестник неотложной и восстановительной хирургии. 2016. Т. 1. № 1. С. 138-140.

2. Амельченко Т. В. Социально-ориентированная педагогическая ситуация как средство профессионального становления будущего специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 15. С. 87-92.

3. Уколова А. М. Кейс-метод как эффективный способ обучения в профессиональном обучении педагогов-дизайнеров // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 23. С. 80-84.

4. Ивлева М. Л., Саенко Н. Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 2. С. 59-67. БО!: 10.12737/19549

5. Демидова Н. Н., Камерилова Г. С. Кейс-стади: «изучение случая» - технология инактивированного познания // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205/206 (дата обращения: 15.03.2021).

6. Бичева И. Б., Хижная А. В., Емелина А. В., Баскакова Н. В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 35-41.

7. Екимова В. И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 1. С. 86-97.

8. Царапкина Ю. М. Использование кейс-технологий при обучении студентов // Образование и наука. 2015. № 3. С. 120-129.

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

9. Трапезникова Т. Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки. 2015. № 5. С. 52-59.

10. Конова Е. А., Поллак Г. А. Интерактивный метод оценки знаний на основе применения технологии case study // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». 2013. Т. 5. № 3. С. 93-97.

11. Быстрицкая Е. В., Ядрышников К. С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver. ru/jour/article/view/14/15 (дата обращения: 15.03.2021).

12. Добротин Д. Ю., Добротина И. Н. Применение кейс-метода в обучении студентов педагогических вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 62-70. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-62-70

13. Голубева Н. В. Кейс-метод в оценке профессиональных и социально-психологических компетенций персонала // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 7. С. 81-92.

14. Путинцев А. Н., Алексеев Т. В. Кейс-метод в медицинском образовании: современные программные продукты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-9. С. 1655-1659.

15. Северова Е. А., Охапкин А. С., Кошелева Г. Я. Использование кейс-метода в преподавании психиатрии и медицинской психологии // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 192-195.

16. Шкерина Л. В. Диагностика профессиональных компетенций студентов на основе учебных кейсов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. № 4. С. 62-67.

17. Титова О. С. Использование кейс-технологии в курсе «Методика обучения математике» для студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3. С. 35-37.

18. Абрамова Н. С., Колдина М. И., Ваганова О. И. Кейс-технологии в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 11-14.

19. Захарова И. М., Грахова С. И., Хакимова Н. Г. Кейс-задания как инструмент оценки профессиональной компетенции будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 98-101.

20. Yin R. K. Case study research: design and methods. 5 th ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014. 282 p.

21. Guetterman T. C., Fetters M. D. Two methodological approaches to the integration of mixed methods and case study designs: a systematic review // American Behavioral Scientist. 2018. Vol. 62. № 7. P. 900-918. DOI: 10.1177/0002764218772641

22. Onghena P., Maes B., Heyvaert M. Mixed methods single case research: state of the art and future directions // Journal of Mixed Methods Research. 2019. Vol. 13. № 4. P. 461-480. DOI: 10.1177/1558689818789530

23. Nur'aini R. D. Penerapan metode studi kasus Yin dalam penelitian arsitektur dan perilaku // Jurnal Teknik Sipil dan Arsitektur. 2020. Vol. 16. № 1. H. 92-104. DOI: 10.21831/inersia.v16i1.31319

24. Гладкова М. Н., Кутепов М. М., Лунева Ю. Б., Трутанова А. В., Юсупова Д. М. Технология кейс-обучения в подготовке бакалавров // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 21-25.

25. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А., Бочкина Н. В. Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4. С. 728-749. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.728-749

26. Fallon L. M., Kurtz K. D., Mueller M. R. Direct training to improve educators' treatment integrity: a systematic review of single-case design studies // School Psychology Quarterly. 2018. Vol. 33. № 2. P. 169-181. DOI: 10.1037/spq0000210

27. Грузкова С. Ю., Камалеева А. Р. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6. DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-24

28. Скорова Л. В., Качимская А. Ю., Якушева Ю. А. Представления о психологической безопасности образовательного пространства у будущих педагогов дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. DOI: 10.15862/46PSMN320

BULLETIN

Kemerovo State University

https://doi.0rg/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

original article

Case Method as a Diagnostic Tool for Assessing the Readiness of Future Teachers for Providing Psychological Safety in Class

Larisa V. Skorova Julia A. Yakusheva

Irkutsk State University, Russia, Irkutsk; https://orcid.org/0000- Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

0002-7849-8625; larisa.skorova@gmail.com

Anna Y. Kachimskaya

Irkutsk State University, Russia, Irkutsk; https://orcid. org/0000-0003-1227-5063

Received 21 Mar 2021. Accepted 31 May 2021.

Abstract: The research featured such an understudied issue as psychological safety in class, which currently lacks diagnostic tools. Standard tests cannot measure the relevant competencies of future teachers. The research objective was to determine the diagnostic potential of the case method in assessing the readiness of future teachers to provide psychological safety in the class environment. The study relied on the ideas about the psychological safety of the educational environment (I. A. Baeva) and the structure of teachers' professional readiness (N. V. Kuzmina). The study involved 418 students of psychology and pedagogics who had to find solutions for case situations. The cases consisted of the case description and four tasks, the answers to which described certain aspects of the readiness to provide psychological safety in class. The results were subjected to a content analysis. The case method proved a reliable tool for assessing the professional readiness and competencies of future teachers. Keywords: pedagogical activity, professional readiness, pedagogical skills, case-technology, case-situations, content analysis, semantic evaluation

Citation: Skorova L. V., Kachimskaya A. Y., Yakusheva J. A. Case Method as a Diagnostic Tool for Assessing the Readiness of Future Teachers for Providing Psychological Safety in Class. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, 23(2): 456-465. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Contribution: L. V. Skorova designed the research, generalized the materials, wrote and proofread the article; A. Y. Kachimskaya analyzed, interpreted and described the obtained data; J. A. Yakusheva collected the empirical material, processed and analyzed the data.

References

1. Churilov A. V., Petrenko S. A., Mirovich D. V., Dzhelomanova S. A., Noskova O. V. Role of case method in educational process. Bulletin of urgent and recovery surgery, 2016, 1(1): 138-140. (In Russ.)

2. Amelchenko T. V. Social oriented pedagogical situation as the means of professional formation of future expert. Bulletin of Buryat State University, 2011, (15): 87-92. (In Russ.)

3. Ukolova A. M. Case-method as an effective way of teaching in professional training of teacher-designers. Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia v Rossii, 2013, (23): 80-84. (In Russ.)

4. Ivleva M. L., Saenko N. R. Features of the application of the case method in the course "Pedagogy and psychology of higher education" for PhD students. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2016, 10(2): 59-67. (In Russ.) DOI: 10.12737/19549

5. Demidova N. N., Kamerilova G. S. Case-herd: "studying of the occasion" - technology of the inactivated knowledge. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, (2). Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/205/206 (accessed 15.03.2021). (In Russ.)

6. Bicheva I. B., Hizhnaya A. V., Emelina A. V., Baskakova N. V. Task case as innovative way of training of future teachers. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniia, 2017, (56-8): 35-41. (In Russ.)

7. Ekimova V. I. Case study in higher school: problems of application and efficiency estimation. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 2014, 3(1): 86-97. (In Russ.)

8. Tsarapkina Yu. M. The use of case technologies in teaching students. The Education and Science Journal, 2015, (3): 120-129. (In Russ.)

9. Trapeznikova T. N. The latest technology pedagogical: case-method (situational analysis method). Territoriia nauki, 2015, (5): 52-59. (In Russ.)

464

© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

BULLETIN

Kemerovo State University

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-456-465

10. Konova E. A., Pollack G. A. Interactive method of knowledge assessment based on case study technology. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2013, 5(3): 93-97. (In Russ.)

11. Bystritskaya E. V., Yadryshnikov K. S. Methodological tools of innovative technologies in education (on the example the case method). Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, (1). Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/14/15 (accessed 15.03.2021). (In Russ.)

12. Dobrotin D. Yu., Dobrotina I. N. The use of the case method in training students of pedagogical universities. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, (1): 62-70. (In Russ.) DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-62-70

13. Golubeva N. V. Case-method in assessment of professional and socio-psychological competencies of employees. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, 2013, (7): 81-92. (In Russ.)

14. Putintsev A. N., Alekseev T. V. Case Based Learning in medical education: modern software products. Mezhdunarodnyi zhurnalprikladnykh i fundamentalnykh issledovanii, 2016, (12-9): 1655-1659. (In Russ.)

15. Severova E. A., Okhapkin A. S., Kosheleva G. Y. Case-study technique in teaching psychiatry and medical psychology. Smolenskii meditsinskii almanakh, 2016, (2): 192-195. (In Russ.)

16. Shkerina L. V. Diagnostics of professional competencies of students on the basis of educational cases. Vestnik KGPU im. V P. Astafieva, 2012, (4): 62-67. (In Russ.)

17. Titova O. S. Using case-technology in the course "Methods of teaching mathematics" for students in pedagogical unstitutions. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2017, (3): 35-37. (In Russ.)

18. Abramova N. S., Koldina M. I., Vaganova O. I. Case technologies in professional education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, (58-3): 11-14. (In Russ.)

19. Zakharova I. M., Grahova S. I., Hakimova N. G. Case tasks as a tool for evaluating the future teacher's professional competence. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2020, (66-4): 98-101. (In Russ.)

20. Yin R. K. Case study research: design and methods, 5th ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014, 282.

21. Guetterman T. C., Fetters M. D. Two methodological approaches to the integration of mixed methods and case study designs: a systematic review. American Behavioral Scientist, 2018, 62(7): 900-918. DOI: 10.1177/0002764218772641

22. Onghena P., Maes B., Heyvaert M. Mixed methods single case research: state of the art and future directions. Journal of Mixed Methods Research, 2019, 13(4): 461-480. DOI: 10.1177/1558689818789530

23. Nur'aini R. D. Penerapan metode studi kasus Yin dalam penelitian arsitektur dan perilaku. Jurnal Teknik Sipil dan Arsitektur, 2020, 16(1): 92-104. DOI: 10.21831/inersia.v16i1.31319

24. Gladkova M. N., Kutepov M. M., Luneva Y. B., Trutanova A. V., Yusupova D. M. Technology of case-training in preparation of bachelors. International journal of experimental education, 2017, (6): 21-25. (In Russ.)

25. Bordovskaia N. V., Koshkina E. A., Tikhomirova M. A., Bochkina N. V. Case method as a tool for evaluation and development of terminological competence of future teachers. Integratsiya obrazovaniya, 2018, 22(4): 728-749. (In Russ.) DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.728-749

26. Fallon L. M., Kurtz K. D., Mueller M. R. Direct training to improve educators' treatment integrity: a systematic review of single-case design studies. School Psychology Quarterly, 2018, 33(2): 169-181. DOI: 10.1037/spq0000210

27. Gruzkova S. Yu., Kamaleeva A. R. Case method: the story of the development and use of the method in education. Russian Journal of Education and Psychology, 2013, (6). (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-6-24

28. Skorova L. V., Kachimskaya A. Yu., Yakusheva J. A. Representations of the psychological safety of educational space in future preschool teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, 2020, 8(3). (In Russ.) DOI: 10.15862/46PSMN320

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.