Научная статья на тему 'Деятельностно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях новой парадигмы самообразования'

Деятельностно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях новой парадигмы самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ / КОНСТРУКТИВИЗМ / КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ДИДАКТИКА / ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / THE ACTIVITY FOCUSED TEACHING / ACTIVE METHODS AND RECEPTIONS / TECHNOLOGIES / INTERACTIVE LESSON / SELF-ACTION AND SELF-EDUCATION / TRAINING THROUGH ACTION / CONSTRUCTIVISM / CONSTRUCTIVIST DIDACTICS / EFFECTIVE ORGANIZATION OF TEACHING / DIDACTIC SCENARIO / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузь Юлия Алексеевна, Жарина Ольга Александровна, Кудряшова Анна Николаевна

Статья раскрывает методологию деятельностно-ориентированного обучения иностранным языкам в соответствии с новыми российскими образовательными стандартами. Активные формы и методы обучения в сочетании с информационными технологиями и коммуникативно-ориентированными целями переводят обучающегося в режим саморазвития. В данном подходе на современном этапе доминантно интерактивное занятие. Активное обучение, обучение посредством решения проблем самими обучаемыми, подчиняется принципам конструктивистской дидактики. Для дидактики активного обучения характерным является то, что неразумно навязывать учащимся определенные представления о реальности, как это практикуют инструкционные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузь Юлия Алексеевна, Жарина Ольга Александровна, Кудряшова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is opened the methodology of the activity focused teaching in foreign languages according to new Russian educational standards. Active forms and methods of training in combination with information technologies and the communicative focused purposes translate the self-development which is trained in the mode. In this approach at the present stage interactive lesson is prepotent. Active training, training by means of the solution of problems by trainees, submits to the principles of constructivist didactics. It is characteristic for didactics of active training that it is unreasonable to impose to pupils certain notions of reality as it is practiced by instructive methods of training.

Текст научной работы на тему «Деятельностно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях новой парадигмы самообразования»

Ю.А. ГУЗЬ, O.A. ЖАРИНА, А.Н. КУДРЯШОВА (Ростов-на Дону)

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Раскрывается методология деятельностно-ориен-тированного обучения иностранным языкам в соответствии с новыми российскими образовательными стандартами. Активные формы и методы обучения в сочетании с информационными технологиями и коммуникативно-ориентированными целями переводят обучающегося в режим саморазвития. В данном подходе доминантно интерактивное занятие. Активное обучение подчиняется принципам конструктивистской дидактики. Навязывание учащимся определенных представлений о реальности, как это практикуют инструкционные методы обучения, признается неконструктивным.

Ключевые слова: деятельностно-ориентированное обучение, активные методы и приемы, технологии, интерактивное занятие, самодеятельность и самообразование, обучение через действие, конструктивизм, конструктивистская дидактика, эффективная организация занятия, дидактический сценарий, межкультурная коммуникация.

В последнее время образовательный процесс переживает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения предполагает поиск таких педагогических методов и приемов, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на исследовательскую деятельность при изучении своей профессии. В основу новых российских образовательных стандартов обучения иностранным языкам положен деятельностно-ориентированный подход. Как для успешной межкультурной коммуникации, так и для формирования активной личности студента, способной к саморазвитию, самообразованию и самодеятельности, недостаточно применения готовых знаний из учебных пособий. Важно, чтобы студенты могли самостоятельно формулировать проблему, анализировать пути ее решения, получать эффективный результат и оспаривать его правильность.

Несмотря на то, что концепция дея-тельностно-ориентированного обучения име-

А ШКОЛЫ -

ет достаточную долгую историю, она постоянно обсуждается в последние годы в дискуссиях по дидактическим проблемам и вопросам образовательной политики. Активное обучение, ориентированное на действие, берет свое экспериментальное начало в прагмапеда-гогике (от лат. pragma - действие) реформаторов немецкой школы начала прошлого столетия. Основоположником данного дидактического направления является великий педагог И. Г. Песталоцци. Свою идею обучения он представил просто: гармоничная взаимосвязь работы рук, головы и сердца. классики немецкой педагогики Дистервег и Фребель реализовали эту идею в своих педагогических концепциях самодеятельности, самоорганизации, самовоспитания и самореализации. преемники экспериментальной школы действия в своих дебатах выступали за интеграцию школьного обучения в общественный производительный процесс и за творческий труд в школах (Г. кершенштейнер) и школу действия на основе собственных переживаний (А. Лай). Если перевести с немецкого языка название педагогики А. Лая (Tatschule - школа действия, handlungsorientierter Unterricht - занятие, ориентированное на действие), то можно определить, что она базируется на «обучении посредством делания», приобретении знаний через их практическое применение.

В это же время д. дьюи и В. килпатрик развивают свои теории "learning by doing", в которых познание (обучение) имеет значение и эффективный результат только в действии. В созданных ими «школах жизни» создаются специальные условия для обучаемых, соответствующие окружающей действительности. Все педагоги-прагматисты отказываются от вербальных методов обучения и делают акцент на дидактической эффективности действий каждого ребенка (Монтессори, Штейнер). Отечественная концепция активного обучения базируется на деятельностном подходе в педагогике Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Данную дидактическую концепцию дополняет теория когнитивной деятельности Ж. Пиаже и Г. Эбли. В разработке современной методики активности в высшем учебном заведении приняли участие В. н. кругликов, А. А. Вербицкий. Активное обучение в исследованиях этих педагогов направлено на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов средствами комплексного использования дидактических и организационно-управленческих

© Гузь Ю.А., Жарина О.А., Кудряшова А.Н., 2015

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

средств. Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам положен в основу теоретико-методологических трудов И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Е. Н. Солововой и других ученых в этой области.

Проблема активности в обучении неразрывно связана с психологической стороной познавательной деятельности человека. Пассивность в учении, когда преподаватель занимает доминантную позицию на занятии, не может способствовать желанию и потребности студентов учиться познавать и находить самостоятельные решения, такое обучение позволяет запоминать лишь отдельные факты или осознавать нормы социального поведения. В отличие от инструкционного обучения, активная познавательная деятельность субъекта есть смысл и условие универсальной учебной деятельности человека, посредством которой он способен решить широкий круг проблем и достичь высоких результатов. Следует учесть, что результатом эффективной учебной деятельности не может быть любой опыт. Показателями продуктивной учебной деятельности могут служить умение студентов размышлять, обрабатывать информацию (искать, анализировать, выбирать, оценивать), творчески (нестандартно) решать познавательные и практические задачи, свободно и самостоятельно ориентироваться в проблемах и решать их, осуществлять рефлексию своей деятельности, четко излагать свои мысли. Результаты деятельностно-ориентированного обучения будут устойчивы только тогда, когда изучающий иностранный язык знает, для чего и какими средствами они могут быть им достигнуты. Обучая студента определенным способам, приемам, речевым средствам, мы ограничиваем его возможности самому искать и находить их.

Активное занятие всегда отталкивается от конкретной ситуации или проблемы, которую нужно решить. Способы решения выбираются самими обучаемыми. Активное обучение -обучение посредством решения проблем самими обучаемыми - подчиняется принципам конструктивистской дидактики. Противоположная концепция «инструкционное обучение» сначала объясняет принципы, закономерность и взаимосвязи, а затем предполагает отработку отдельных ситуаций в форме упражнений и примеров. Конструктивизм исходит из того, что человек может воспринимать окружающую реальность лишь с помощью своих органов чувств. он конструирует свое представление о реальности в зависимости от того, что и как он переживает в течение своей жизни. Из

этого следует, что эти представления различаются интериндивидуально. для дидактики активного обучения особо релевантно заключение о том, что неразумно навязывать учащимся определенные представления о реальности, как это практикуется при инструкционных методах обучения. Напротив, человека нужно поддерживать при конструировании его собственного представления о данной ситуации, проблеме, случае, тем самым предоставляя ему возможность самому прочувствовать, насколько верны его представления о жизни.

в деятельностно-ориентированном обучении иностранному языку участники взаимодействуют с изучаемым материалом, с партнерами по общению и при этом совершают какие-либо двигательные действия (инсценирование аутентичной ситуации). очень важным условием интерактивного занятия является взаимосвязь всех трех видов деятельности. Только лишь двигательная активность еще не приводит к взаимодействию участников с изучаемым материалом; игровые двигательные упражнения, если они не связаны со сценарием занятия, выглядят как физическая разминка. Задания на общение, не связанные с целями и основными задачами занятия, превращаются в отвлеченное средство оживления обстановки. Нельзя отрицать, что данные формы активного обучения частично решают одну из задач интерактивного занятия. Неотъемлемой частью здесь выступают релаксация, снятие умственного напряжения, переключение внимания через смену форм деятельности. На активных занятиях происходит постоянная смена режимов деятельности: ролевые дискуссии, работа в парах, станционное обучение, презентации. Но все это разнообразие активных методов и приемов должно реализо-вываться методически грамотно и подчиняться главной коммуникативной цели конкретного занятия. для интерактивного занятия необходимы дидактический и методический инструментарий: сценарий практического занятия и учебно-методические рекомендации для автономной работы студентов. Сценарий занятия - это создаваемый преподавателем комплексный методический документ (подробный план) по проведению отдельного занятия. Сценарий отличается от традиционного конспекта подробным описанием содержания коммуникативной темы (построенной на жизненно-ориентированных ситуациях). Процесс его выполнения представлен активным взаимодействием обучаемых с указанием времени, методологических способов и средств исполнения.

ПEДAГОГИKA ШКОЛЫ

Таким образом, деятельностно-ориен-тированное обучение в сочетании с информационными технологиями и коммуникативно-ориентированными целями интерактивного занятия реализует сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития, чего требуют стандарты современного образования. Любая лекция, семинар или практическое занятие по иностранному языку, побуждающие к самостоятельному развитию мысли, познавательной деятельности в коллективе и высокой мотивации достижения цели, представляют активное обучение в высшей школе. В противовес инструкционным методам и приемам дидактического процесса в активном обучении используются проблемные и поисковые, ориентированные на познавательную деятельность методы. Единство и взаимосвязь активных методов и дидактического сценария интерактивного занятия позволяют осуществлять образовательный процесс как совместную исследовательскую деятельность преподавателя и обучаемых. Данное сотворчество и сотрудничество значительно повышают эффективность и качество подготовки бакалавров в условиях новой парадигмы самообразования.

Список литературы

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. М. : Гардарика, 2008.

2. Белкина Е.П. О педагогическом и речевом взаимодействии на занятиях по иностранному язы-ку//Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9 (39): в 2 ч. Ч. I. C. 15-18.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М. : Велби, 2007.

4. Гузь Ю.А. Действие как концептуальная основа интерактивного обучения иностранным языкам // Sworld : сб. науч. тр. 2013. Т. 27. № 4. С. 14-17.

5. Кудряшова А.Н. Интернет в методике обучения иностранным языкам // Sworld : сб. науч. тр. 2012. Т. 23. № 4. С. 47-51.

6. Кузьмина Ю.А. Влияние протестантизма на развитие трудового воспитания в немецкой педагогике (XVI - XX вв.): дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2007.

7. Кузьмина Ю.А. Принцип самодеятельности как основополагающий в немецкой педагогике // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 9. С. 177-181.

8. Hölscher Petra/ Piepho H. E. u.a. Hand-lungsorientierter Unterricht mit Lemszenarien. Kernfragen zum Spracherwerb. Finken. 2003.

9. Gudjons Herbert: Handlungsorientiertes Lehren und Lernen: Schüleraktivierung. Selbsttätigkeit. Projektarbeit. 2008.

* * *

1. Abramova I.G. Aktivnye metody obuchenija v sisteme vysshego obrazovanija. M. : Gardarika, 2008.

2. Belkina E.P. O pedagogicheskom i rechevom vzaimodejstvii na zanjatijah po inostrannomu jazyku// Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 9 (39): v 2 ch. Ch. I. C. 15-18.

3. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole. M. : Velbi, 2007.

4. Guz' Ju.A. Dejstvie kak konceptual'naja osnova interaktivnogo obuchenija inostrannym jazykam // Sworld : sb. nauch. tr. 2013. T. 27. № 4. S. 14-17.

5. Kudrjashova A.N. Internet v metodike obuchenija inostrannym jazykam // Sworld : sb. nauch. tr. 2012. T. 23. № 4. S. 47-51.

6. Kuz'mina Ju.A. Vlijanie protestantizma na razvitie trudovogo vospitanija v nemeckoj pedagogike (XVI - XX vv.): dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 2007.

7. Kuz'mina Ju.A. Princip samodejatel'nosti kak osnovopolagajushhij v nemeckoj pedagogike // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija. 2009. № 9. S. 177-181.

8. Hölscher Petra/ Piepho H. E. u.a. Handlungsorientierter Unterricht mit Lemszenarien. Kernfragen zum Spracherwerb. Finken. 2003.

9. Gudjons Herbert: Handlungsorientiertes Lehren und Lernen: Sch'leraktivierung. Selbsttätigkeit. Projektarbeit. 2008.

Active teaching of foreign languages in the conditions of the new paradigm of self-education

There is opened the methodology of the activity focused teaching in foreign languages according to new Russian educational standards. Active forms and methods of training in combination with information technologies and the communicative focused purposes translate the self-development which is trained in the mode. In this approach at the present stage interactive lesson is prepotent. Active training, training by means of the solution of problems by trainees, submits to the principles of constructivist didactics. It is characteristic for didactics of active training that it is unreasonable to impose to pupils certain notions of reality as it is practiced by instructive methods of training.

Key words: the activity focused teaching, active methods and receptions, technologies, interactive lesson, self-action and self-education, training through action, constructivism, constructivist didactics, effective organization of teaching, didactic scenario, intercultural communication.

(Статья поступила в редакцию 16.01.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.