УДК 323.272
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ГОДЫ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
О.А. ВОЛКОВА
Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск, Республика Беларусь
Введение. Учреждение нового конституционного строя под воздействием Первой российской революции актуализировало требование гражданского равенства мужчин и женщин. Манифест 17 октября 1905 г. наряду со свободой совести, слова и собраний провозгласил свободу союзов. 4 марта 1906 г. Николай II подписал указ № 27479 «О временных правилах, об обществах и союзах». Его положения юридически были закреплены утвержденной императором 23 апреля 1906 г. новой редакцией ст. 80 «Основных законов Российской империи», в соответствии с которой «российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам». Эти документы не устанавливали ограничений по половому признаку, что внушало надежды на дальнейшее улучшение правового положения женщин. Однако наметившееся движение в сторону женского равноправия не получило развития. «Положение о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 г. и акт «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу» от 11 декабря 1905 г. не предоставили женщинам права голоса.
Основная часть. Накануне революции 1905-1907 гг. в Санкт-Петербурге действовало более 20 женских благотворительных организаций и обществ взаимопомощи. Благотворительные организации обеспечивали инфраструктуру жизни одинокой, чаще образованной женщины путем организации общежитий, кружков, клубов. Среди них наиболее крупными являлись Русское женское взаимно-благотворительное общество, Российское общество защиты женщин, Общество попечения о молодых девицах и др. Общества взаимопомощи объединяли женщин по профессиональному признаку, поддерживали женские учебные заведения, содействовали слушательницам, окончившим курс обучения. Так, в Петербурге общества взаимопомощи были созданы при Женском педагогическом институте, Женском медицинском институте, Женских политехнических курсах. В связи с изменениями, привнесенными в общественную практику новыми законодательными актами, с одной стороны, замораживанием женского избирательного права, с другой, в Петербурге появляются новые организации, выдвинувшие требование политического равноправия женщин, включая право избирать и избираться в представительные органы государственной власти. Происходит переориентация деятельности ряда женских организаций с благотворительно-просветительской на политическую, как это произошло с Русским женским взаимно-благотворительным обществом (РЖВБО).
В уставе Общества, утверждённом 12 мая 1895 г., отмечалось, что оно образовано для «оказания помощи нуждающимся лицам женского пола, проживающим в Петербурге» [17, с.2]. Председательницей Общества в течение 23 лет являлась А.Н.Шабанова. Координировал работу РЖВБО Совет. В 1905 г. в его состав входили М.Н.Бубнова, Е.Д.Ильина, Л.А.Философова, М. М.Лебёдкина, Л.В.Словцова, Е.А.Авилова, Е.И.Гарднер, Е.Н.Михневич, А. П.Философова, И.Ф.Хренова, Е.А.Чебышева-Дмитриева [12, с.118]. При Обществе функционировали бюро по приисканию мест интеллигентным женщинам, кружки, общежития, детский приют. Благотворительный отдел временно обеспечивал жильем и питанием, занимался поиском постоянной работы. Изменение акцентов в деятельности Общества относится к апрелю 1905 г. А.Н.Шабанова вспоминала: «Сознание своего бесправия, изолированности от общеполитической жизни страны заставило общими усилиями работать для достижения равноправия» [18, с.15]. Шабанова призвала членов РЖВБО бороться за участие в любом национальном собрании, поскольку при будущем политическом строе «мужчинам нельзя доверить следить за соблюденим женских прав». В 1906 г. решением общего собрания РЖВБО образовали «Отдел избирательных прав» под председательством Шабановой. Его задачей являлось достижение «близкой для всех женщин цели -уравнение женских прав с мужскими» [18, с.27]. В 1907 г. в состав Совета РЖВБО дополнительно вошли А.П.Философова, Е.В.Авилова, А.Н.Пешкова-Толиверова, М.Н.Бубнова, Е.И.Гарднер, А.И.Зачинская, Е.А.Чебышева-Дмитриева, Л. Н.Николаенко, П.П.Радушина, О.А.Шапир, Е.Н.Щепкина [14, с.102]. И хотя в годы революции в РЖВБО насчитывалось всего 450 членов [13, 8
с.131], высокий интеллектуальный уровень и политическая активность его участников позволили обществу занять заметное место в женском движении.
Член ЦК Кадетской партии А.В.Тыркова оценивала РЖВБО следующим образом: «Общество, в течение 10 лет занимавшее среднее место между дамским клубом и филантропическим учреждением, выдвинуло наконец правовые и политические цели. Оно действовало главным образом путем опросов, ходатайств, петиций, и первые заявления касались освобождения женщин от паспортного ига и ее участия в городском и земском самоуправлении» [15, с.185]. Так, 24 апреля 1905 г. РЖВБО обратилось во все земские и городские управы с ходатайством о том, чтобы «при составлении проекта нового законоположения о правах и полномочиях выборных лиц права женщин на участие в деятельности по земскому и городскому самоуправлению были определены на равных с установленными для мужчин основаниях». Оно разослало 506 обращений, на которые, однако, получило только 50 ответов [12, с.138]. РЖВБО от имени русских женщин обращалось с петициями в Государственную думу 1-11 созывов. А.Н.Шабанова направила письма с требованием равноправия женщин премьер-министру Витте, Государственному совету, всем министрам, 51 губернатору, 46 предводителям дворянства, множеству чиновников, в сотни земств и городских дум [18, с.16]. Подготавливая общегородской митинг всех женских организаций Петербурга с целью выработки единой политической платформы, Общество провело заседание представительниц женских организаций, на котором решили на предстоящем митинге вынести благодарность тем депутатам Думы, которые поддерживали требование избирательных прав женщин. Митинг прошел 5 мая 1906 г., и, хотя создать широкий женский фронт не удалось, сами выступления в форме митингов прочно вошли в практику организации.
Деятельность РЖВБО в политической сфере не ограничивалась исключительно женскими избирательными правами. Выдвигались требования предоставления женщинам всей полноты гражданских прав. В этих целях Общество обратилось в Министерство внутренних дел с ходатайством о пересмотре ст. 156 Устава о гражданской службе и о предоставлении женщинам права на службу в правительственных и общественных учреждениях. Для изучения этого вопроса Комиссия РЖВБО по исследованию условий женского труда в России опросила более 5000 учреждений, которые в большинстве ответов высказались в пользу приема женщин на работу [4, л.38]. Активистки Общества поддержали вольнослушательниц Петербургского университета и ходатайствовали перед съездом ректоров университетов о допуске женщин в университеты на равных основаниях с мужчинами.
Легальные и в рамках закона методы действий РЖВБО многим давали основание оценивать эту организацию как консервативную. Но значимостью его в решении проблем женщин как раз и являлась стабильность, стремление решить женский вопрос эволюционным путем. Действуя сообразно с духом времени, РЖВБО просуществовало 23 года, сохранив «замкнутый женский дом» как «женскую порождающую среду» во всех ситуациях изменчивой внутренней политики российского правительства.
Мужское доминирование в партиях, действовавших на российском политическом поле, подтолкнуло женщин к идее образования собственной партии. Одним из наиболее активных проводников этой идеи стала член РЖВБО М.И.Покровская. Она осенью 1904 г. основала журнал «Женский вестник», развернувший борьбу за равноправие женщин. В одном из номеров Покровская подчеркивала, что «до тех пор, пока женщины не будут уравнены в правах с мужчинами, в человечестве не может существовать надлежащей справедливости» [7, с.124]. Она считала, что образование женщинами собственной политической партии продвинет дело женского равноправия.
С целью создать «прецедент санкционирования администрацией женской политической организации» Покровская добилась регистрации Женской прогрессивной партии. Её первое собрание состоялось в начале 1906 г. Группа сторонниц Покровской (С.Г.Яковлева, А.И.Колокольцева, Е.В. и Т.Г. Белавенец, М.Н.Буднова) выработала программу, которая признала необходимым бороться со всеми несовершенствами современной жизни во имя осуществления общечеловеческих идеалов мирным эволюционным путем. «Путь к свободе, состоящий из насилия, кровопролития, грандиозных исторических катастроф, - отмечала Покровская, - путь, пройденный уже многими народами, но не приведший к желанной цели. Потому я искренне желала бы, чтобы Россия попыталась добиться свободы иным способом, путем мирного перевоспитания народа» [9, с.37]. Деятельность Женской прогрессивной партии сосредоточилась на продвижении идеи равных для женщин избирательных прав. Политическое равноправие женщин предполагало «избрание народных представителей всеми гражданами, достигшими 25-летнего возраста, без различия пола; активное и пассивное избирательное право; организация местного самоуправления на тех же началах, на коих
покоится народное представительство» [10, с.26]. Программа также провозгласила равноправие супругов в финансовых и семейных вопросах; гражданский брак и либерализацию бракоразводного законодательства; запрещение торговли женщинами. Фабричная реформа предполагала введение женской инспекции, восьмичасового рабочего дня, десятимесячного оплачиваемого отпуска по беременности, создание на фабриках возможности для матерей ухаживать за детьми, а также равную оплату за равный труд. Предусматривалось равное, бесплатное, обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; равные права крестьянок на землю; уничтожение милитаризма [10, с.28-29]. А.М.Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» откликнулась на эту программу: «Требования, как видно, весьма радикальные, недаром же большинство из них списаны с социал-демократической рабочей программы» [5, с.100].
Партия пристальное внимание уделяла пропаганде идеи женского равноправия. Она стремилась внедрить в общественное сознание идею о несправедливости бесправного положения женщин и необходимости его изменения. С этой целью члены партии организовали публичные лекции как в Петербурге, так и на периферии. В.И.Модестова в одном из номеров «Женского вестника» за 1907 г. сообщала о прочтении лекций по женскому вопросу в Анапе и Екатеринодаре.
Не приемля насилия, партия наблюдала со стороны за революционными событиями и призывала к поиску иных форм борьбы за свободу: «Неужели современные цивилизованные народы и их правительства не доросли до того, чтобы мирным путем совершать необходимые реформы? Русские женщины горячо желают, чтобы Россия избегла ужасов кровавого переворота, и возникшее между правительством и обществом недоразумение решилось мирным путем» [6, с.117]. В разгар революции, в декабре 1905 г., Покровская писала: «Мы преклоняемся перед геройством отцов и мужей, но вместе с тем утверждаем, что они геройствуют главным образом не за свой счет, а за счет матерей и жен... Мне, конечно, возразят, что мужчины ведут борьбу за свободу, ради которой надо жертвовать всем. Соглашаясь, что свобода драгоценна, я не могу согласиться с тем, что борьбу за нее надо вести очертя голову и не щадя ничего». Она настаивала на том, что в любой борьбе должно быть как можно меньше невинных жертв. Однако мужчины, стремясь к призраку свободы, действуют, по её мнению, так, как будто они борются на необитаемом острове, где за это не расплачиваются их жёны и дети. Несмотря на то, что женщины страдали и страдают больше мужчин от существующего строя, они не приемлют потоков братской крови, требуют гуманности к человеку: «Они знают, что не насилием и резней можно пересоздать жизнь, но только путем мирных социальных реформ» [8, с.354].
Руководительница Женской прогрессивной партии М.Покровская не допускала сотрудничества с мужчинами: «Опыт показывает, что совместная борьба обоих полов якобы за общие права, в сущности, является борьбой за права одних только мужчин». Покровская предлагала женщинам отказаться от ложного, по ее мнению, убеждения в том, что мужчины окажут им реальную помощь в их освобождении: «Нам надо самим разорвать свои путы и самостоятельно искать, при помощи каких способов мы можем это сделать» [3, с.66]. Аналогичной точки зрения придерживались и другие члены Женской прогрессивной партии. Например, А.Горизонтова писала: «Причисляющие себя к свободомыслящим, мужчины без всякого возражения признают право всех классов и наций на равноправие, но чуть дело коснётся женских прав, сейчас же поднимаются толки о несвоевременности, о незрелости и пр.» [1, с.197]. Она подчёркивала, что проводимые в стране реформы, изменяя общественный строй, по существу не затрагивали образ жизни мужчин, поэтому женщины должны сами бороться «за свои права и человеческое достоинство» [1, с.197]. Вопрос о невозможности совместной деятельности обоих полов в этой партии был решен однозначно.
В конце февраля 1905 г. в Москве группа общественных деятельниц, педагогов, врачей, служащих (М.А. Чехова, С.В. Сперанская, З.С. Мирович, Е.А. Реформатская, Л.Н. Рутцен и др.) разработали и опубликовали в газете «Сын отечества» проект политической платформы и устава новой общественной организации - Всероссийского союза равноправия женщин (СРЖ) [11, л.14-15]. Одновременно сформировалось и Петербургское отделение СРЖ, у истоков которого стояли выпускницы Бестужевских курсов Е.Н. Щепкина, М.М. Янчевская, М.Н. Недашенко, М.В. Сабинина, О.А. Шапир. Ядро организации составили представительницы интеллигентских кругов, о чем свидетельствуют данные анкеты, распространённой весной 1906 г. Из сохранившихся 55 ответов следует, что 7 человек окончили Бестужевские курсы, 5 - были курсистками, 3 окончили педагогические курсы, 5 работали учительницами, 8 - домашними учительницами, 8 - врачами, фельдшерами и акушерками, 3 назвали себя литераторами, среди оставшихся были переводчица, журналистка, художница, математик, кассирша, служащая в Синоде. Курсистки Женского медицинского 10
института также оказывали СРЖ всестороннюю поддержку. Кроме того, при Петербургском отделении действовал «невский кружок» из 30 учителей и учительниц вечерне-воскресных школ для рабочих. К октябрю 1905 г. Петербургское отделение насчитывало 277 членов. К нему также выразили желание присоединиться слушательницы Высших женских курсов и Медицинского инсти-тута[2, л.44-104].
Политическая платформа провозгласила цель СРЖ: содействовать «общему политическому освобождению и добиваться уравнения прав женщин с правами мужчин» [16, л.1-5]. Спектр задач варьировался в широком диапазоне: теоретическая разработка вопросов, связанных с расширением прав женщин; распространение женского общего и профессионального образования, равного с мужским; улучшение положения трудящихся женщин; возбуждения в земских, городских и др. общественных и правительственных учреждениях вопроса о предоставлении женщинам равных с мужчинами общественно-политических прав. Его члены образовали агитационную комиссию и 3 подкомиссии: библиотечную, лекционную, издательскую. Программа СРЖ требовала созыва Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного избирательного права без различия пола, национальности и вероисповедания; установления демократических свобод; восстановления в правах пострадавших за политические и религиозные убеждения; отмены смертной казни; признания прав народностей России на политическую автономию и национально-культурное самоопределение; уравнения женщин в политических и гражданских правах с мужчинами во всех слоях общества (уравнения крестьянок с мужчинами в аграрных реформах; учреждения охраны труда женщин и страхования наравне с мужчинами; совместного обучения лиц обоих полов в учебных заведениях всех уровней; отмены всех законов, унижающих человеческое достоинство женщин) [16]. Кроме того, СРЖ полагал, что изменение положения женщин невозможно без коренной реформы государственного строя России на началах свободы и равенства всех без различия пола, национальности и вероисповедания. По своему месту на политической арене СРЖ максимально приблизился к либеральным партиям. В связи с тем, что Центральное бюро СРЖ находилось в Москве, основная деятельность Союза сосредоточилась именно там.
Заключение. Революция 1905-1907 гг., актуализировав требование гражданского и политического равноправия женщин, политизировала деятельность существующих организаций и стимулировала появление новых, в частности, Женской прогрессивной партии, Союза равноправия женщин, отделение которого оформилось и в Санкт-Петербурге. Тактика деятельности женских организаций характеризовалась использованием методов агитации и лоббирования требования равноправия женщин в выборных органах (городском и земском самоуправлении), в Государственной думе I и II созывов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горизонтова, А. Противницам женского сепаратизма / А. Горизонтова // Женский вестник. - 1905. - № 7. - С. 194 - 197.
2. Деятельность С.-Петербургского отделения Союза равноправия женщин (1905-1907) // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Фонд 516. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 44-104.
3. Задачи женской прогрессивной партии // Женский вестник. - 1906. - № 3. - С. 65 - 69.
4. Информационные сведения о работе Центрального бюро Союза равноправия женщин (1905-1906) // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Фонд 516. - Оп. 1. - Д. 14. - Л. 1-187.
5. Коллонтай, А.М. Социальные основы женского вопроса / А.М. Коллонтай. - СПб.: Изд. т-ва «Знание», 1909. - 432 с.
6. Покровская, М.И. Женщины об умиротворении России / М.И. Покровская // Женский вестник. - 1905.
- № 4. - С. 117-119.
7. Покровская, М.И. Об избирательных правах русских женщин / М.И. Покровская // Женский вестник. -1905. - № 4. - С. 122-124.
8. Покровская, М.И. Освободительное движение в России / М.И. Покровская // Женский вестник. - 1905.
- № 12. - С. 353-356.
9. Покровская, М.И. Свобода и гуманность / М.И. Покровская // Женский вестник. - 1906. - № 2. - С. 3337.
10. Программа Женской прогрессивной партии // Женский вестник. - 1906. - № 1. - С. 26-29.
11. Протоколы заседаний Центрального бюро Союза равноправия женщин (1905-1906) // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Фонд 516. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 1-146.
12. Русское женское взаимно-благотворительное общество. Отчет за 1905 г. Год 10-й. - СПб.: Северная печатня, 1906. - 182 с.
13. Русское женское взаимно-благотворительное общество. Отчет за 1906 г. Год 11-й. - СПб.: Северная печатня, 1907. - 174 с.
14. Русское женское взаимно-благотворительное общество. Отчет за 1907 г. Год 12-й. - СПб.: Северная печатня, 1908. - 131 с.
15. Тыркова, А. Первый женский съезд / А. Тыркова // Зарницы. - 1909. - № 2. - С. 184-186.
16. Устав и политическая платформа Союза равноправия женщин // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Фонд 516. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 1-80.
17. Устав Русского женского взаимно-благотворительного общества в С.-Петербурге. [Утв. 12 мая 1895]. - СПб., 1902. - 15 с.
18. Шабанова, А.Н. Очерк женского движения в России / А.Н. Шабанова. - СПб., 1912. - 32 с.
ACTIVITIES OF WOMEN'S POLITICAL ORGANIZATIONS SAINT-PETERSBURG DURING THE FIRST RUSSIAN REVOLUTION
O.A. VOLKOVA
Summary
In this article the attention is focused on the activity of the largest female political organizations of St.-Petersburg during the revolution 1905-1907 such asthe Russian female charity organization, the Female progressive party, the St.-Petersburg branch of the Union of equality of women which demanded both civil and political equality of women. Their political platforms, the relation to the revolutionary events, theirworkonequality of womenby propaganda, requeststo somestate and local structures as well as to the State Duma are analyzed.
© Волкова О.А.
Поступила в редакцию 9 апреля 2011 г.