Научная статья на тему 'Деятельность железнодорожных жандармов по обеспечению государственной безопасности Российской империи'

Деятельность железнодорожных жандармов по обеспечению государственной безопасности Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
854
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RAILWAY POLICEMEN / NATIONAL SECURITY / POLITICAL POLICE / THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурашко Александр Иванович

В статье исследуются наблюдательные функции, обеспечение безопасности высших должностных лиц, агентурно-оперативная работа, противодействие забастовочному движению, контрразведывательная деятельность жандармской железнодорожной полиции Российской империи во второй половине XIX — начале ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мурашко Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE RAILWAY GENDARMES ON ENSURING STATE SECURITY OF THE RUSSIAN EMPIRE

The article is devoted to monitoring functions, ensuring the security of the higher officials, agent-operative work, counteraction to strike movement, the counter-intelligence activities of gendarme railway police of the Russian Empire in the second half of the XIX — beginning of XX centuries.

Текст научной работы на тему «Деятельность железнодорожных жандармов по обеспечению государственной безопасности Российской империи»

А.И. Мурашко,

кандидат исторических наук,

Академия Министерства внутренних дел Республики Беларус ь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

THE ACTIVITIES OF THE RAILWAY GENDARMES ON ENSURING STATE SECURITY OF THE RUSSIAN EMPIRE

В статье исследуются наблюдательные функции, обеспечение безопасности высших должностных лиц, агентурно-оперативная работа, противодействие забастовочному движению, контрразведывательная деятельность жандармской железнодорожной полиции Российской империи во второй половине XIX — начале ХХ века.

The article is devoted to monitoring functions, ensuring the security of the higher officials, agent-operative work, counteraction to strike movement, the counter-intelligence activities of gendarme railway police of the Russian Empire in the second half of the XIX — beginning of XX centuries.

В середине XIX в. в Российской империи активно начинает развиваться новый вид коммуникаций — железнодорожный транспорт. Со временем железные дороги приобретают статус стратегически важного объекта, от функциони-рования которого зависит обеспечение нормальной жизнедеятельности, обороноспособности и государственной безопасности страны. Появле-ние и развитие железнодорожного транспорта выызвали необходимость образования специаль-ных органов государственной власти, которые были бы способны обеспечить правопорядок, охрану государственной и общественной безо -пасности на этом объекте. Такими органами в Российской империи стали подразделения жан-дармской железнодорожной полиции, которые вытолняли функции как общей, так и политиче -ской полиции.

В ходе жандармской реформы в соответст -вии с указом императора Александра II « Об обязанностях и подчинении Жандармских Полицей -ских Управлений железных дорог» в 1866 г. на жандармские полицейские управления железных дорог (далее — ЖПУ ж. д.) быти возложены «наблюдательные обязанности», исполняемые чинами Корпуса жандармов [1. — С. 34]. Таким образом, жандармская железнодорожная поли -ция стала одним из исполнительных органов по -литической полиции и по «наблюдательной части» быта подчинена III отделению Собственной его императорского величества канцелярии.

При реализации функций политической полиции железнодорожные жандармы руководствовались общими для всех жандармов инст-

рукциями и указаниями. Первая такая инструк-ция быта создана еще в 1826 г. Наблюдательные обязанности жандармов сводились к трем основным положениям: во-первых, обращать внимание на возможные «злоупотребления, беспоряд -ки и закону противные поступки»; во-вторых, наблюдать, чтобы «спокойствия и права граждан не могли быть нарушены1»; в-третьих, предупреждать и устранять «всякое зло» [2. —

С. 58]. Инструкция устанавливала систему наблюдения и контроля за всеми важными сферами жизни российского общества по принципу жан -дарм — шеф жандармов — император.

Во второй половине XIX в. функции железнодорожный жандармов сводились в основном к наблюдению за деятельностью железнодорожной администрации, местный органов власти, подрядчиков и рабочих при строительстве и эксплуата -ции железный дорог. Надо отметить, что в период бурного развития железнодорожного транспорта чинами ЖПУ ж. д. быто выывлено значительное количество фактов злоупотреблений и казнокрадства при строительстве железных дорог, установлена бесправная система эксплуатации рабочих. Однако из-за отсутствия реальных полномочий железнодорожные жандармы изменить положение не могли. Их роль сводилась лишь к наблю -дению и констатации фактов.

19 мая 1871 г. император Александр II ут -вердил « Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступле-ний». В соответствии с Правилами жандармские чины быти наделены правом самостоятельно либо по предложению прокурорского надзора

производить дознания по политическим делам. Во время производства дознания жандармы могли вести розыск, расспросы и негласное наблю -дение, производить осмотры, освидетельствова-ния, обыски и выемки. Общая полиция и другие органы государственной власти обязаны быти оказытать жандармам содействие [2. — С. 163].

Железнодорожная жандармская полиция яв -лялась частью политической полиции и в то же время исполняла обязанности общей. Такое правовое положение железнодорожных жандармов выгзышало ряд противоречий при расследовании политических преступлений, совершенных в пределах железных дорог. «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» предоставляли железнодо -рожным жандармам такие же права, как и чинам общей полиции. В то же время при производстве дознаний по преступлениям против государства чины общей полиции обязаны быти оказытать содействие территориальным жандармским под -разделениям. Возникала дилемма — в чьей компетенции должно находиться дознание по преступлениям против государства?

В декабре 1875 г. Штабом Отдельного корпуса жандармов (далее — ШОКЖ) быт издан циркуляр №52, в котором отмечалось, что при необходимости производства следственных дей -ствий по политическим преступлениям за преде -лами зоны обслуживания ЖПУ ж.д., железнодо -рожные жандармы обязаны1 быти передавать все материалы по таким делам в губернские жан -дармские управления (далее — ГЖУ). Циркуляр Министерства внутренних дел № 146, изданный в 1881 г., более конкретно разграничивал обязан -ности жандармов ГЖУ и ЖПУ ж .д. Производст -во дознаний по политическим преступлениям возлагалось на чинов ГЖУ [3. — С. 69]. За же -лезнодорожной жандармерией остались функции по расследованию мелких государственных правонарушений (в основном об оскорблении «Их Величества»), то есть ЖПУ ж. д. продолжали вытолнять наблюдательные функции политиче -ской полиции.

На рубеж 70—80-х гг. Х1Х в. приходится первый пик политического террора в Российской империи. В массе всех террористических мероприятий преобладали теракты, направленные против высших должностных лиц. Так, только осенью 1879 г. народовольцами быто предпри-нято три попытки теракта в отношении императора, следовавшего железнодорожным транспортом [4. — С. 201].

Столкнувшись с таким явлением, как политический терроризм, правоохранительные органы вышуждены быти разрабатывать особые стратегию и тактику, методы предупреждения и предотвращения террористических актов. Одним из приоритетные направлений этой деятельности быто обеспечение безопасности высших должностные

лиц при их следовании по железной дороге.

Непосредственное руководство по обеспечению безопасности передвижения высших долж -ностных лиц железнодорожным транспортом возлагалось на органы жандармской железнодо -рожной полиции, которые должны быти прини -маты меры по охране железнодорожного пути со всеми сооружениями, а также железнодорожного транспорта в пути следования в обслуживаемом районе. Деятельность железнодорожных жан -дармов в этом направлении строго регламенти -ровалась инструкциями. В частности, в апреле 1883 г. быта утверждена «Инструкция чинам общей полиции для охраны экстренных поездов чрезвычайной важности, а также императорских поездов», в 1900 г. — «Положение об императорских поездах» и «Правила об экстренных поездах и отдельных вагонах, назначаемых по требованию «Высочайшего Двора», в августе 1905 г. — «Ин -струкция по охране императорских железнодо -рожныгх поездов при высочайших путешествиях» [3. — С. 192—193].

Как отмечалось в обязанностях жандармской полиции по охране проезда «Высочайших особ» и высокопоставленных лиц, железнодорожные жандармы при следовании императорских поез -дов обязаны быти принимать «особые меры ох -раны» [5. — С. 1039]. Главная задача этих мер сводилась к тому, чтобы «предупредить: а) вся -кую попытку причинить крушение или останов -ку поезда посредством заранее подготовленных работ, как -то: подведения мин, разборки пути, подкопа под земляным полотном, повреждения моста или трубы и проч.; б) покушение против безопасности проезда непосредственно перед проходом поезда, через укладку на рельсы каких -либо предметов или иными способами, могущими причинить сход поезда с рельсов, и в) злоумышление непосредственно против лиц, следующих в поезде, без предварительных к тому приготовлений, например выстрелом» [5. — С. 1039].

Охрана железной дороги со всеми сооружениями в полосе отчуждения полностью возлага -лась на железнодорожных жандармов. С этой целью дополнительно привлекались войсковые части. Заранее в отделениях ЖПУ ж.д. составля -лись планы расстановки личного состава и при -данных войск, которые распределялись по пути следования поезда. Личный состав расставлялся так, чтобы доступ на линию лицу, не имеющему билета либо пропуска, быт невозможен. В прилегающей к полосе отчуждения местности охра -ну обеспечивали сотрудники общей полиции.

Получив от начальника отделения сведения о «высочайшем проезде», железнодорожные жан -дармы должны быти обследовать все здания и железнодорожные сооружения. За сутки до сле -дования императорского поезда прекращались все ремонтные работы. Со смежных путей уда -лялись поезда, если не удавалось освободить

полностью смежные пути, то окна и двери ваго -нов закрышались [3. — С. 195, 198].

Начальник ЖПУ ж.д. в своем районе обслуживания лично сопровождал поезда, в которых следовали «их императорские величества», министр внутренних дел, военный министр, командир Отдельного корпуса жандармов (далее — ОКЖ) и начальник ШОКЖ.

При остановках поезда на станциях жан -дармские офицеры находились вблизи «литерных» вагонов поезда (под литерой «А» обозначался вагон, в котором размещалась столовая императора, под литерой «Б» — спальни императора и императрицы). На перрон допускалось ограниченное количество лиц, которых заранее определял министр двора.

Таким образом, железнодорожные жандармы обеспечивали безопасность при следовании «ли -терных» поездов. В то же время предпринимаемые железнодорожной полицией меры не позво -ляли полностью гарантировать безопасность высших должностных лиц. Постоянно существо -вала угроза террористического акта. К примеру, начальник С .-Петербургского охранного отделе -ния А.В. Г ерасимов отмечал, что, несмотря на то, что информация о маршрутах и времени передвижения императора Николая II по железной дороге являлась служебной тайной, которой обладали пять — шесть высших должностных лиц Министерства путей сообщения (далее — МПС), она быта известна революционно-террористическим организациям. В частности, секретный агент Департамента полиции (далее — ДП) один из руководителей Боевой организации партии социалистов -революционеров Е. Азеф знал эти маршруты и предупреждал ДП о возможном покушении на императора Николая II. [6. — С. 128]. Поэтому необходимой мерой для обеспечения полной безопасности политической элиты быто внедрение в террористические организации секретных агентов, тесное взаимодействие в этом направлении железнодорожный жандармов с другими органами политической и общей полиции.

К концу ХIX в. железнодорожные жан дар -мы вышуждены быти обратить внимание на рабочее движение железнодорожников. Тяже -лые условия труда, низкая зарплата большей части рабочих, социальная незащищенность вызывали среди железнодорожников соответствующую протестную реакцию, вытиваю -щуюся в забастовочное движение.

К началу XX века рабочее движение переходит от социально-экономических требований к политическим. В 1905 г. создается общероссийская профессионально-политическая организа-ция — Всероссийский железнодорожный союз (далее — ВЖС). Основной целью организации ВЖС быто улучшение материального и прав -ового положения железнодорожных служащих и рабочих. Для этого, по мнению руководства

ВЖС, необходимо быто изъять у правительства право решения всех вопросов, касающихся железнодорожного транспорта, и передать его железнодорожникам, изменить государственное устройство, т.к. при его современном состоянии дефункционализация правительства быта невозможна [7. — С. 69]. Поставленные цели ВЖС пытался реализовать путем организации массового забастовочного движения. В октябре и декабре 1905 г. забастовки охватили многие железные дороги Российской империи.

Революционные выступления железнодорожников в 1905 г. показали, что подразделения жан -дармской железнодорожной полиции практически не быти готовы к массовому забастовочному движению. В циркуляре ОКЖ №30 от 8 ноября 1905 г. отмечалось, что в большинстве случаев беспорядки на железных дорогах произошли совершенно неожиданно для чинов ЖПУ ж.д., в результате чего ими не были своевременно приняты меры по их предотвращению [7. — С. 129].

Октябрьские и декабрьские события 1905 г. подтвердили необходимость разработки комплекса мероприятий по предупреждению и пресечению забастовочного движения на железных дорогах. После анализа забастовочного движения ДП и ШОКЖ быт разработан такой комплекс. Среди основных мероприятий выделялись: меры, принимаемые до возникновения забастовки, предупредительные; непосредственно меры подавления забастовки и репрессивные меры, принимаемые после подавления забастовки.

К мерам по предупреждению забастовок со стороны жандармской железнодорожной по -лиции относились: непосредственное нахож-дение офицеров и нижних чинов жандармской полиции на местах; усиление полицейского надзора за служащими и проживающими в районе жандармского отделения; расширение агентурной работы в среде железнодорожников; профессиональная подготовка офицерами нижних чинов в плане изучения обязанностей и прав жандармских чинов во время забастов -ки, проверка начальствующими лицами знания самими офицерами этих обязанностей; органи -зация периодических предварительных сове -щаний членов особых и местных комитетов для выработки мер по борьбе с внезапными забастовками и охране наиболее важных стратегических сооружений.

Согласно «Положению о чрезвычайной охране» на ряде железных дорог быти раскварти-рованы воинские части. По указанию руководи -телей Министерства внутренних дел начальни-ками ЖПУ ж .д. и отделений быти сделаны расчеты воинских сил, необходимых в случае революционных выступлений.

Особое место в предупреждении забастовок занимала работа по минимизации влияния обще -ственных организаций и политических партий на

железнодорожников. Основное внимание быто обращено на антиправительственную деятель -ность ВЖС. Власти отмечали, что в декабре 1905 г. комитеты ВЖС представляли собой «мятежные организации, поднявшиеся и поддерживаю -щие вооруженное восстание» [8. — С. 232]. 13 декабря 1905 г. министр МПС Немешаев запретил деятельность организаций ВЖС на железно -дорожном транспорте. [8. — С. 232].

В феврале 1906 г. всем начальникам ЖПУ ж.д. и охранных отделений ДП разослал циркуляр №679 о принятии мер к выывлению членов Цетрального бюро и районный комитетов ВЖС [9. — С. 299]. К концу 1906 г., по сведени -ям ДП, быто выывлено приблизительно 15 тыс. членов ВЖС [8. — С. 273].

В октябре 1906 г. ДП издает циркуляр, в котором начальникам ГЖУ и ЖПУ ж.д. предписышалось «строго следить за деятельно -стью возникающих союзов и обществ и сообщать об их возникновении и деятельности, особо обращать внимание на лиц, состоящих на государственной службе или занимающих должно -сти, соединенные с правами таковой» [9. — С. 301]. ДП давал понять руководителям органов политической полиции, что лучшее средство к прекращению антиправительственной деятель -ности общественных организаций и политиче-ских партий — это их закрытие. Активные репрессивные меры органов политической поли -ции в этом направлении позволили снизить влияние ВЖС на железнодорожников. В июне 1907 г. заседание Центрального комитета партии социалистов -революционеров, члены которой имели существенное влияние в ВЖС, констати -ровало, что «железнодорожный союз разбит, когда он сорганизуется — неизвестно» [10. — С. 279].

Меры подавления забастовки включали: восстановление прекратившегося движения; охрану железнодорожных сооружений и подвижного состава; подавление силой любого вооруженного сопротивления; арест лиц, про -являющих агитационную и другую активную деятельность в организации забастовки; огра -ждение лиц, не сочувствующих забастовке и желающих работать, а также членов их семей от насилия со стороны забастовщиков.

Репрессивные меры заключались в выывле -нии активных участников забастовки с после -дующим преследованием в соответствии с уго -ловным законодательством. В феврале 1905 г. на железных дорогах европейской части Рос -сийской империи быто объявлено о введении военного положения. В соответствии с этим положением железнодорожные рабочие и слу -жащие за самовольное оставление службы, участие в забастовках могли быть уволены, сданы в рекруты или заключены в тюрьму на срок до 8 месяцев [8. — С. 100]. По железным

дорогам быт разослан приказ министра МПС Немешаева, в соответствии с которым должны быти быть уволены все члены комитетов и бюро В Ж С, выборные де легаты и другие же -лезнодорожники, которые являлись, по сведе -ниям ЖПУ ж. д., активными участниками за -бастовочного движения. По распоряжению министра внутренних дел П .Н. Дурново был объявлен розыск организаторов забастовок с последующим привлечением последних к ответственности [8. — С. 233].

Вся ответственность по водворению порядка при забастовке до передачи власти военному командованию возлагалась на начальника ЖПУ

ж.д. и начальников отделений. Для согласования действий между жандармской полицией, военным руководством, железнодорожной и местной гражданской администрацией по подавлению забастовок 14 декабря 1905 г. быт издан высочайший указ «О правилах чрезвычайной охраны на железных дорогах» [7. — С. 123]. В соответ -ствии с этим указом на местах образовывались межведомственные Особые комитеты по приня -тию чрезвычайных мер охраны железных дорог. В состав комитетов входили представители же -лезнодорожной администрации, жандармской железнодорожной полиции и военного ведомст -ва. Особые комитеты при объявлении местности на положении усиленной охраны быти наделены правами, почти равными с правами генерал -губернатора [11. — С. 102].

Таким образом, руководством ОКЖ и ДП при поддержке на законодательном уровне быта разработана система мер по предупреждению и пресечению железнодорожный забастовок. Разработанная система мер способствовала уменьшению забастовочного движения на железных дорогах после событий 1905 г. и нормальному функционированию железнодорожного транспорта.

В связи с ростом революционного движения в Российской империи и активным участием в нем железнодорожных служащих ДП принял решение привлечь к организации внутренней агентуры в среде железнодорожников подразде -ления жандармской железнодорожной полиции. Надо отметить, что до этого момента агентурнооперативной работой в среде железнодорожников в основном занимались ГЖУ. Например, в конце XIX — начале XX в. оперативной разработкой Г омельского комитета социал-демократической организации, членами которой быти и железнодорожники, занимались жандармы Могилевского ГЖУ. Ими быт завербован секретный агент — русский железнодорожник, активный член комитета, получавший за свою работу 10 рублей в месяц. С 1898 г. вплоть до 1902 г. ДП быт полностью осведомлен о деятельности орга -низации. В то же время данная агентурная разработка проводилась без участия жандармской же -лезнодорожной полиции [12. — С. 52—63].

7 августа 1906 г. ДП быто разослано началь -никам ЖПУ ж .д. секретное предписание №82, в котором указывалось на необходимость привле -чения жандармской железнодорожной полиции «к борьбе с революционным движением» [13. — С. 236—237]. В соответствии с этим предписа-нием в целях организации агентурного наблюде -ния начальникам ЖПУ ж. д. и отделений выде -лялся денежный кредит на приобретение плат -ных секретных агентов.

Организация секретной агентуры и внутреннего наблюдения строилась в соответствии с многочисленными инструкциями, указаниями и циркулярами, разработанными ДП и ШОКЖ. Так, например, «Инструкция по организации и ведению внутреннего секретного наблюдения», разработанная в 1907 г., затрагивала практически всю совокупность вопросов, связанных с дея-тельностью органов политической полиции. [9.

— С. 200].

Все секретные агенты делились на агентов внутреннего наблюдения, которые принадлежали к различным политическим партиям и общественным организациям, вспомогательных агентов, не состоявших в партиях и организациях, но поддерживавших связи и контакты с их членами, и «штучников» — лиц, привлекаемых для вы -полнения отдельных разовых заданий за возна-граждение [3. — С. 115].

Руководство ШОКЖ и ДП требовало, чтобы1 на крупных железнодорожный узлах и станциях обязательно приобреталась партийная агентура внутреннего наблюдения, в тех же местах, где не быто больших железнодорожный предприятий, мастерских и депо, разрешено быто довольствоваться вспомогательными агентами. Однако надо отметить, что агентурная работа в ЖПУ ж. д. находилась на низком уровне. Например, в Борисовском отделении Московско-Рижского ЖПУ ж.д. в начале 1911 г. числился только один секретный агент «Смелый», который ни в каких политических и общественных организациях не состоял, но быт знаком с «неблагонадежным элементом». «Смелый» в течение трех месяцев работы агентурный сведений не давал, а в дальнейшем отказался работать [14. — Д.4. — Л. 2, 5]. В начале 1912 г. начальником Борисовского отделения быт подыскан секретный агент «Красный», от которого в течение пяти месяцев работы сведений не поступало [14. — Д.4. — Л. 6—19].

Многие начальники отделений ЖПУ ж.д. вообще избегали работы с секретной агентурой. Товарищ министра внутренних дел П. Курлов в 1910г. по этому поводу отмечал: «Опыт показал, что господа начальники отделений сначала отно -сились к новому для них делу, в сущности составляющему главнейшую их обязанность, чисто формально, стараясь держать одного-двух сотрудников “для вида”, а затем постепенно дошло до того, что в настоящее время агентура, не

только партийная, но и вспомогательная, у на -чальников отделений — явление исключите ль -ное» [9. — С. 205]. В июне 1912 г. ДП выступает с угрозами отставки начальников отделений ЖПУ ж. д. по поводу организации агентурной работы [9. — С. 205]. Однако репрессивные меры, предпринятые руководством, не дали поло -жительных результатов.

Таким образом, надо отметить, что агентурно-оперативная работа жандармской железнодо -рожной полиции, несмотря на многочисленные требования со стороны ДП и ШОКЖ, велась на низком уровне и не могла реально противостоять развитию революционного движения.

К началу XX в. железнодорожный транспорт приобрел статус важного стратегического объекта Российской империи, что не могло не выгзы1-вать определенного интереса к этому объекту со стороны спецслужб других государств. В связи с этим на железнодорожную полицию дополни -тельно возлагались контрразведышательные

функции политической полиции.

Необходимо отметить, что в период станов -ления контрразведышательных органов эти функции железнодорожные жандармы разделя -ли с соответствующими подразделениями Во -енного министерства. Как правило, жандармский надзор заключался в выывлении и сопро-вождении подозрительных иностранцев, путе -шествующих по России, «дабы выыснить ис-тинную цель их поездки и принять все меры к недопущению разведки» [15. — С. 72]. Совме -стная деятельность железнодорожной жандар-мерии с контрразведышательными органами, несмотря на недостатки в слаженности работы, давала определенные положительные результа -ты. За период с 1901 по 1911 гг. на территории только белорусских губерний быто выывлено 150 шпионов, активно осуществлявших сбор секретной информации о военно-экономическом потенциале страны [16. — С. 52].

С началом первой мировой войны много -кратно возросло количество агентов, завербо-ванных иностранными разведками. Подразде-ления железнодорожной жандармерии с целью выывления шпионов постоянно информирова-лись о различных методах их работы. Так, на -пример, летом 1916 г. ДП доводил до сведения всех жандармских подразделений, что по имеющимся разведданным 12—16-летние под -ростки вербовались германской разведкой и после обучения направлялись под видом бе-женцев в Российскую империю с целью сбора развединформации либо совершения диверсий [17. — Д. 25377. — Л. 55]. В мае 1916 г. Глав -ное управление Г енерального штаба информи -ровало Министерство внутренних дел о том, что германская разведка для засытки своих агентов в тыт Российской империи снабжает их шведскими паспортами. Жандармским под -

разделениям быто указано на необходимость усиления наблюдения за гражданами, имею -щими шведские паспорта [15. — С. 288].

Таким образом, жандармская железнодорожная полиция постоянно информировалась о способах и методах проведения шпионажа и диверсионных актов со стороны иностранных разведок, получала указания об усилении наблюдения и оказышала посильную помощь контрразведы-вательным органам в выявлении и пресечении разведышательной деятельности шпионов. Взаи-модействуя с Военным министерством в области контрразведки, подразделения жандармской железнодорожной полиции вносили свой вклад в обеспечение государственной безопасности Российской империи.

Подводя итог, необходимо отметить, что же -лезнодорожные жандармы выполняли ряд функ -ций по обеспечению государственной безопасности Российской империи. Они осуществляли в основном наблюдательные функции политиче-ской полиции и расследовали мелкие государст -венные правонарушения. Предпринимаемые железнодорожной полицией меры по обеспечению безопасности высших должностных лиц при сле -довании по железным дорогам не позволяли полностью гарантировать их безопасность, по -стоянно существовала угроза террористических актов. Агентурно-оперативная работа железно -дорожными жандармами велась на низком уровне. В то же время проводимые жандармской полицией мероприятия по предупреждению и пресечению железнодорожный забастовок способст -вовали уменьшению забастовочного движения на железных дорогах после революционных со -бытий 1905 г. Кроме того, железнодорожные жандармы оказышали посильную помощь контр-разведышательным органам в выывлении и пресечении разведышательной и диверсионной дея-тельности шпионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романов В.В., Романова Г.В. Закат политической полиции Российской империи: ликвидация подразделений Отдельного корпуса жандармов в Сибирской губернии в 1917—конце 20-х гг. XX в.

— Ульяновск: Изд -во СВНЦ, 2000. — 225 с.

2. Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России (1826—1880). — М.: Мысль, 1982. — 207 с.

3. Гончарова Ю.В. Жандармские

полицейские управления железных дорог (1867

— 1917 гг.): дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000. — 239 с.

4. Волк С. Пятнадцать лет спустя // Тайны политических убийств / сост. В. Т. Вольский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — С. 200 — 216.

5. Обязанности жандармской железнодорожной полиции. По жандармско-полицейской части

/ сост. Л. Тимофеев. — 2-е изд. — С .-Петербург: Типография МВД, 1912. — 1195 с.

6. Г ерасимов А.В. На лезвии с террористами.

— М.: Тов. рус. художников, 1991. — 204 с.

7. Литвинов Н .Д., Нурадинов Ш. М. Проти -водействие антигосударственному террору на железные дорогах Российской империи: сбор -ник документов и материалов. — М.: Голос, 1999. — 144 с.

8. Пушкарева И.М. Железнодорожники России в буржуазно-демократических революциях.

— М.: Наука, 1975. — 390 с.

9. Перегудова З .И. Политический сыск России (1880—1917). — М.: РОССПЭН, 2000.

— 431 с.

10. Морозов К .П. Партия социалистов -

революционеров в 1907—1914 гг. — М.:

РОССПЭН, 1998. — 623 с.

11. Тютюнник Л.И. Департамент полиции в борьбе с революцией 1905—1907 гг. // Самодержавие и крупный капитал в России в конце Х1Х — начале ХХ в.: сб. науч. ст. / Ин-т истории СССР. — М., 1982. — С. 98—112.

12. Бухбиндер Н.А. Еврейское рабочее движение в Гомеле (1890—1905 гг.). По неизданным архивным материалам // Красная летопись. — 1922. — № 2—3. — С. 38—102.

13. Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина ХК — начало ХХ в.): сборник документов / редкол.: Н. И. Дедков и др.; сост. Е. И. Щербакова. — М.: АИРО -ХХ, 2001. — 520 с.

14. Г осударственный архив Российской Федерации. — Ф. 77. — Оп. 3.

15. Греков Н.В. Русская контрразведка в

1905—1917 гг: шпиономания и реальные

проблемы. — М.: Московский общественный научный фонд; Издательский центр научных и учебный программ, 1999. — 356 с.

16. Князев С.Н. Правовые и организационные основы деятельности военной контрразведки на территории Беларуси. 1911—1917 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. — Минск, 1999. — 118 с.

17. Национальный исторический архив Беларуси. — Ф. 1416. — Оп. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.