А.И. Мурашко,
кандидат исторических наук,
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларус ь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
THE ACTIVITIES OF THE RAILWAY GENDARMES ON ENSURING STATE SECURITY OF THE RUSSIAN EMPIRE
В статье исследуются наблюдательные функции, обеспечение безопасности высших должностных лиц, агентурно-оперативная работа, противодействие забастовочному движению, контрразведывательная деятельность жандармской железнодорожной полиции Российской империи во второй половине XIX — начале ХХ века.
The article is devoted to monitoring functions, ensuring the security of the higher officials, agent-operative work, counteraction to strike movement, the counter-intelligence activities of gendarme railway police of the Russian Empire in the second half of the XIX — beginning of XX centuries.
В середине XIX в. в Российской империи активно начинает развиваться новый вид коммуникаций — железнодорожный транспорт. Со временем железные дороги приобретают статус стратегически важного объекта, от функциони-рования которого зависит обеспечение нормальной жизнедеятельности, обороноспособности и государственной безопасности страны. Появле-ние и развитие железнодорожного транспорта выызвали необходимость образования специаль-ных органов государственной власти, которые были бы способны обеспечить правопорядок, охрану государственной и общественной безо -пасности на этом объекте. Такими органами в Российской империи стали подразделения жан-дармской железнодорожной полиции, которые вытолняли функции как общей, так и политиче -ской полиции.
В ходе жандармской реформы в соответст -вии с указом императора Александра II « Об обязанностях и подчинении Жандармских Полицей -ских Управлений железных дорог» в 1866 г. на жандармские полицейские управления железных дорог (далее — ЖПУ ж. д.) быти возложены «наблюдательные обязанности», исполняемые чинами Корпуса жандармов [1. — С. 34]. Таким образом, жандармская железнодорожная поли -ция стала одним из исполнительных органов по -литической полиции и по «наблюдательной части» быта подчинена III отделению Собственной его императорского величества канцелярии.
При реализации функций политической полиции железнодорожные жандармы руководствовались общими для всех жандармов инст-
рукциями и указаниями. Первая такая инструк-ция быта создана еще в 1826 г. Наблюдательные обязанности жандармов сводились к трем основным положениям: во-первых, обращать внимание на возможные «злоупотребления, беспоряд -ки и закону противные поступки»; во-вторых, наблюдать, чтобы «спокойствия и права граждан не могли быть нарушены1»; в-третьих, предупреждать и устранять «всякое зло» [2. —
С. 58]. Инструкция устанавливала систему наблюдения и контроля за всеми важными сферами жизни российского общества по принципу жан -дарм — шеф жандармов — император.
Во второй половине XIX в. функции железнодорожный жандармов сводились в основном к наблюдению за деятельностью железнодорожной администрации, местный органов власти, подрядчиков и рабочих при строительстве и эксплуата -ции железный дорог. Надо отметить, что в период бурного развития железнодорожного транспорта чинами ЖПУ ж. д. быто выывлено значительное количество фактов злоупотреблений и казнокрадства при строительстве железных дорог, установлена бесправная система эксплуатации рабочих. Однако из-за отсутствия реальных полномочий железнодорожные жандармы изменить положение не могли. Их роль сводилась лишь к наблю -дению и констатации фактов.
19 мая 1871 г. император Александр II ут -вердил « Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступле-ний». В соответствии с Правилами жандармские чины быти наделены правом самостоятельно либо по предложению прокурорского надзора
производить дознания по политическим делам. Во время производства дознания жандармы могли вести розыск, расспросы и негласное наблю -дение, производить осмотры, освидетельствова-ния, обыски и выемки. Общая полиция и другие органы государственной власти обязаны быти оказытать жандармам содействие [2. — С. 163].
Железнодорожная жандармская полиция яв -лялась частью политической полиции и в то же время исполняла обязанности общей. Такое правовое положение железнодорожных жандармов выгзышало ряд противоречий при расследовании политических преступлений, совершенных в пределах железных дорог. «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений» предоставляли железнодо -рожным жандармам такие же права, как и чинам общей полиции. В то же время при производстве дознаний по преступлениям против государства чины общей полиции обязаны быти оказытать содействие территориальным жандармским под -разделениям. Возникала дилемма — в чьей компетенции должно находиться дознание по преступлениям против государства?
В декабре 1875 г. Штабом Отдельного корпуса жандармов (далее — ШОКЖ) быт издан циркуляр №52, в котором отмечалось, что при необходимости производства следственных дей -ствий по политическим преступлениям за преде -лами зоны обслуживания ЖПУ ж.д., железнодо -рожные жандармы обязаны1 быти передавать все материалы по таким делам в губернские жан -дармские управления (далее — ГЖУ). Циркуляр Министерства внутренних дел № 146, изданный в 1881 г., более конкретно разграничивал обязан -ности жандармов ГЖУ и ЖПУ ж .д. Производст -во дознаний по политическим преступлениям возлагалось на чинов ГЖУ [3. — С. 69]. За же -лезнодорожной жандармерией остались функции по расследованию мелких государственных правонарушений (в основном об оскорблении «Их Величества»), то есть ЖПУ ж. д. продолжали вытолнять наблюдательные функции политиче -ской полиции.
На рубеж 70—80-х гг. Х1Х в. приходится первый пик политического террора в Российской империи. В массе всех террористических мероприятий преобладали теракты, направленные против высших должностных лиц. Так, только осенью 1879 г. народовольцами быто предпри-нято три попытки теракта в отношении императора, следовавшего железнодорожным транспортом [4. — С. 201].
Столкнувшись с таким явлением, как политический терроризм, правоохранительные органы вышуждены быти разрабатывать особые стратегию и тактику, методы предупреждения и предотвращения террористических актов. Одним из приоритетные направлений этой деятельности быто обеспечение безопасности высших должностные
лиц при их следовании по железной дороге.
Непосредственное руководство по обеспечению безопасности передвижения высших долж -ностных лиц железнодорожным транспортом возлагалось на органы жандармской железнодо -рожной полиции, которые должны быти прини -маты меры по охране железнодорожного пути со всеми сооружениями, а также железнодорожного транспорта в пути следования в обслуживаемом районе. Деятельность железнодорожных жан -дармов в этом направлении строго регламенти -ровалась инструкциями. В частности, в апреле 1883 г. быта утверждена «Инструкция чинам общей полиции для охраны экстренных поездов чрезвычайной важности, а также императорских поездов», в 1900 г. — «Положение об императорских поездах» и «Правила об экстренных поездах и отдельных вагонах, назначаемых по требованию «Высочайшего Двора», в августе 1905 г. — «Ин -струкция по охране императорских железнодо -рожныгх поездов при высочайших путешествиях» [3. — С. 192—193].
Как отмечалось в обязанностях жандармской полиции по охране проезда «Высочайших особ» и высокопоставленных лиц, железнодорожные жандармы при следовании императорских поез -дов обязаны быти принимать «особые меры ох -раны» [5. — С. 1039]. Главная задача этих мер сводилась к тому, чтобы «предупредить: а) вся -кую попытку причинить крушение или останов -ку поезда посредством заранее подготовленных работ, как -то: подведения мин, разборки пути, подкопа под земляным полотном, повреждения моста или трубы и проч.; б) покушение против безопасности проезда непосредственно перед проходом поезда, через укладку на рельсы каких -либо предметов или иными способами, могущими причинить сход поезда с рельсов, и в) злоумышление непосредственно против лиц, следующих в поезде, без предварительных к тому приготовлений, например выстрелом» [5. — С. 1039].
Охрана железной дороги со всеми сооружениями в полосе отчуждения полностью возлага -лась на железнодорожных жандармов. С этой целью дополнительно привлекались войсковые части. Заранее в отделениях ЖПУ ж.д. составля -лись планы расстановки личного состава и при -данных войск, которые распределялись по пути следования поезда. Личный состав расставлялся так, чтобы доступ на линию лицу, не имеющему билета либо пропуска, быт невозможен. В прилегающей к полосе отчуждения местности охра -ну обеспечивали сотрудники общей полиции.
Получив от начальника отделения сведения о «высочайшем проезде», железнодорожные жан -дармы должны быти обследовать все здания и железнодорожные сооружения. За сутки до сле -дования императорского поезда прекращались все ремонтные работы. Со смежных путей уда -лялись поезда, если не удавалось освободить
полностью смежные пути, то окна и двери ваго -нов закрышались [3. — С. 195, 198].
Начальник ЖПУ ж.д. в своем районе обслуживания лично сопровождал поезда, в которых следовали «их императорские величества», министр внутренних дел, военный министр, командир Отдельного корпуса жандармов (далее — ОКЖ) и начальник ШОКЖ.
При остановках поезда на станциях жан -дармские офицеры находились вблизи «литерных» вагонов поезда (под литерой «А» обозначался вагон, в котором размещалась столовая императора, под литерой «Б» — спальни императора и императрицы). На перрон допускалось ограниченное количество лиц, которых заранее определял министр двора.
Таким образом, железнодорожные жандармы обеспечивали безопасность при следовании «ли -терных» поездов. В то же время предпринимаемые железнодорожной полицией меры не позво -ляли полностью гарантировать безопасность высших должностных лиц. Постоянно существо -вала угроза террористического акта. К примеру, начальник С .-Петербургского охранного отделе -ния А.В. Г ерасимов отмечал, что, несмотря на то, что информация о маршрутах и времени передвижения императора Николая II по железной дороге являлась служебной тайной, которой обладали пять — шесть высших должностных лиц Министерства путей сообщения (далее — МПС), она быта известна революционно-террористическим организациям. В частности, секретный агент Департамента полиции (далее — ДП) один из руководителей Боевой организации партии социалистов -революционеров Е. Азеф знал эти маршруты и предупреждал ДП о возможном покушении на императора Николая II. [6. — С. 128]. Поэтому необходимой мерой для обеспечения полной безопасности политической элиты быто внедрение в террористические организации секретных агентов, тесное взаимодействие в этом направлении железнодорожный жандармов с другими органами политической и общей полиции.
К концу ХIX в. железнодорожные жан дар -мы вышуждены быти обратить внимание на рабочее движение железнодорожников. Тяже -лые условия труда, низкая зарплата большей части рабочих, социальная незащищенность вызывали среди железнодорожников соответствующую протестную реакцию, вытиваю -щуюся в забастовочное движение.
К началу XX века рабочее движение переходит от социально-экономических требований к политическим. В 1905 г. создается общероссийская профессионально-политическая организа-ция — Всероссийский железнодорожный союз (далее — ВЖС). Основной целью организации ВЖС быто улучшение материального и прав -ового положения железнодорожных служащих и рабочих. Для этого, по мнению руководства
ВЖС, необходимо быто изъять у правительства право решения всех вопросов, касающихся железнодорожного транспорта, и передать его железнодорожникам, изменить государственное устройство, т.к. при его современном состоянии дефункционализация правительства быта невозможна [7. — С. 69]. Поставленные цели ВЖС пытался реализовать путем организации массового забастовочного движения. В октябре и декабре 1905 г. забастовки охватили многие железные дороги Российской империи.
Революционные выступления железнодорожников в 1905 г. показали, что подразделения жан -дармской железнодорожной полиции практически не быти готовы к массовому забастовочному движению. В циркуляре ОКЖ №30 от 8 ноября 1905 г. отмечалось, что в большинстве случаев беспорядки на железных дорогах произошли совершенно неожиданно для чинов ЖПУ ж.д., в результате чего ими не были своевременно приняты меры по их предотвращению [7. — С. 129].
Октябрьские и декабрьские события 1905 г. подтвердили необходимость разработки комплекса мероприятий по предупреждению и пресечению забастовочного движения на железных дорогах. После анализа забастовочного движения ДП и ШОКЖ быт разработан такой комплекс. Среди основных мероприятий выделялись: меры, принимаемые до возникновения забастовки, предупредительные; непосредственно меры подавления забастовки и репрессивные меры, принимаемые после подавления забастовки.
К мерам по предупреждению забастовок со стороны жандармской железнодорожной по -лиции относились: непосредственное нахож-дение офицеров и нижних чинов жандармской полиции на местах; усиление полицейского надзора за служащими и проживающими в районе жандармского отделения; расширение агентурной работы в среде железнодорожников; профессиональная подготовка офицерами нижних чинов в плане изучения обязанностей и прав жандармских чинов во время забастов -ки, проверка начальствующими лицами знания самими офицерами этих обязанностей; органи -зация периодических предварительных сове -щаний членов особых и местных комитетов для выработки мер по борьбе с внезапными забастовками и охране наиболее важных стратегических сооружений.
Согласно «Положению о чрезвычайной охране» на ряде железных дорог быти раскварти-рованы воинские части. По указанию руководи -телей Министерства внутренних дел начальни-ками ЖПУ ж .д. и отделений быти сделаны расчеты воинских сил, необходимых в случае революционных выступлений.
Особое место в предупреждении забастовок занимала работа по минимизации влияния обще -ственных организаций и политических партий на
железнодорожников. Основное внимание быто обращено на антиправительственную деятель -ность ВЖС. Власти отмечали, что в декабре 1905 г. комитеты ВЖС представляли собой «мятежные организации, поднявшиеся и поддерживаю -щие вооруженное восстание» [8. — С. 232]. 13 декабря 1905 г. министр МПС Немешаев запретил деятельность организаций ВЖС на железно -дорожном транспорте. [8. — С. 232].
В феврале 1906 г. всем начальникам ЖПУ ж.д. и охранных отделений ДП разослал циркуляр №679 о принятии мер к выывлению членов Цетрального бюро и районный комитетов ВЖС [9. — С. 299]. К концу 1906 г., по сведени -ям ДП, быто выывлено приблизительно 15 тыс. членов ВЖС [8. — С. 273].
В октябре 1906 г. ДП издает циркуляр, в котором начальникам ГЖУ и ЖПУ ж.д. предписышалось «строго следить за деятельно -стью возникающих союзов и обществ и сообщать об их возникновении и деятельности, особо обращать внимание на лиц, состоящих на государственной службе или занимающих должно -сти, соединенные с правами таковой» [9. — С. 301]. ДП давал понять руководителям органов политической полиции, что лучшее средство к прекращению антиправительственной деятель -ности общественных организаций и политиче-ских партий — это их закрытие. Активные репрессивные меры органов политической поли -ции в этом направлении позволили снизить влияние ВЖС на железнодорожников. В июне 1907 г. заседание Центрального комитета партии социалистов -революционеров, члены которой имели существенное влияние в ВЖС, констати -ровало, что «железнодорожный союз разбит, когда он сорганизуется — неизвестно» [10. — С. 279].
Меры подавления забастовки включали: восстановление прекратившегося движения; охрану железнодорожных сооружений и подвижного состава; подавление силой любого вооруженного сопротивления; арест лиц, про -являющих агитационную и другую активную деятельность в организации забастовки; огра -ждение лиц, не сочувствующих забастовке и желающих работать, а также членов их семей от насилия со стороны забастовщиков.
Репрессивные меры заключались в выывле -нии активных участников забастовки с после -дующим преследованием в соответствии с уго -ловным законодательством. В феврале 1905 г. на железных дорогах европейской части Рос -сийской империи быто объявлено о введении военного положения. В соответствии с этим положением железнодорожные рабочие и слу -жащие за самовольное оставление службы, участие в забастовках могли быть уволены, сданы в рекруты или заключены в тюрьму на срок до 8 месяцев [8. — С. 100]. По железным
дорогам быт разослан приказ министра МПС Немешаева, в соответствии с которым должны быти быть уволены все члены комитетов и бюро В Ж С, выборные де легаты и другие же -лезнодорожники, которые являлись, по сведе -ниям ЖПУ ж. д., активными участниками за -бастовочного движения. По распоряжению министра внутренних дел П .Н. Дурново был объявлен розыск организаторов забастовок с последующим привлечением последних к ответственности [8. — С. 233].
Вся ответственность по водворению порядка при забастовке до передачи власти военному командованию возлагалась на начальника ЖПУ
ж.д. и начальников отделений. Для согласования действий между жандармской полицией, военным руководством, железнодорожной и местной гражданской администрацией по подавлению забастовок 14 декабря 1905 г. быт издан высочайший указ «О правилах чрезвычайной охраны на железных дорогах» [7. — С. 123]. В соответ -ствии с этим указом на местах образовывались межведомственные Особые комитеты по приня -тию чрезвычайных мер охраны железных дорог. В состав комитетов входили представители же -лезнодорожной администрации, жандармской железнодорожной полиции и военного ведомст -ва. Особые комитеты при объявлении местности на положении усиленной охраны быти наделены правами, почти равными с правами генерал -губернатора [11. — С. 102].
Таким образом, руководством ОКЖ и ДП при поддержке на законодательном уровне быта разработана система мер по предупреждению и пресечению железнодорожный забастовок. Разработанная система мер способствовала уменьшению забастовочного движения на железных дорогах после событий 1905 г. и нормальному функционированию железнодорожного транспорта.
В связи с ростом революционного движения в Российской империи и активным участием в нем железнодорожных служащих ДП принял решение привлечь к организации внутренней агентуры в среде железнодорожников подразде -ления жандармской железнодорожной полиции. Надо отметить, что до этого момента агентурнооперативной работой в среде железнодорожников в основном занимались ГЖУ. Например, в конце XIX — начале XX в. оперативной разработкой Г омельского комитета социал-демократической организации, членами которой быти и железнодорожники, занимались жандармы Могилевского ГЖУ. Ими быт завербован секретный агент — русский железнодорожник, активный член комитета, получавший за свою работу 10 рублей в месяц. С 1898 г. вплоть до 1902 г. ДП быт полностью осведомлен о деятельности орга -низации. В то же время данная агентурная разработка проводилась без участия жандармской же -лезнодорожной полиции [12. — С. 52—63].
7 августа 1906 г. ДП быто разослано началь -никам ЖПУ ж .д. секретное предписание №82, в котором указывалось на необходимость привле -чения жандармской железнодорожной полиции «к борьбе с революционным движением» [13. — С. 236—237]. В соответствии с этим предписа-нием в целях организации агентурного наблюде -ния начальникам ЖПУ ж. д. и отделений выде -лялся денежный кредит на приобретение плат -ных секретных агентов.
Организация секретной агентуры и внутреннего наблюдения строилась в соответствии с многочисленными инструкциями, указаниями и циркулярами, разработанными ДП и ШОКЖ. Так, например, «Инструкция по организации и ведению внутреннего секретного наблюдения», разработанная в 1907 г., затрагивала практически всю совокупность вопросов, связанных с дея-тельностью органов политической полиции. [9.
— С. 200].
Все секретные агенты делились на агентов внутреннего наблюдения, которые принадлежали к различным политическим партиям и общественным организациям, вспомогательных агентов, не состоявших в партиях и организациях, но поддерживавших связи и контакты с их членами, и «штучников» — лиц, привлекаемых для вы -полнения отдельных разовых заданий за возна-граждение [3. — С. 115].
Руководство ШОКЖ и ДП требовало, чтобы1 на крупных железнодорожный узлах и станциях обязательно приобреталась партийная агентура внутреннего наблюдения, в тех же местах, где не быто больших железнодорожный предприятий, мастерских и депо, разрешено быто довольствоваться вспомогательными агентами. Однако надо отметить, что агентурная работа в ЖПУ ж. д. находилась на низком уровне. Например, в Борисовском отделении Московско-Рижского ЖПУ ж.д. в начале 1911 г. числился только один секретный агент «Смелый», который ни в каких политических и общественных организациях не состоял, но быт знаком с «неблагонадежным элементом». «Смелый» в течение трех месяцев работы агентурный сведений не давал, а в дальнейшем отказался работать [14. — Д.4. — Л. 2, 5]. В начале 1912 г. начальником Борисовского отделения быт подыскан секретный агент «Красный», от которого в течение пяти месяцев работы сведений не поступало [14. — Д.4. — Л. 6—19].
Многие начальники отделений ЖПУ ж.д. вообще избегали работы с секретной агентурой. Товарищ министра внутренних дел П. Курлов в 1910г. по этому поводу отмечал: «Опыт показал, что господа начальники отделений сначала отно -сились к новому для них делу, в сущности составляющему главнейшую их обязанность, чисто формально, стараясь держать одного-двух сотрудников “для вида”, а затем постепенно дошло до того, что в настоящее время агентура, не
только партийная, но и вспомогательная, у на -чальников отделений — явление исключите ль -ное» [9. — С. 205]. В июне 1912 г. ДП выступает с угрозами отставки начальников отделений ЖПУ ж. д. по поводу организации агентурной работы [9. — С. 205]. Однако репрессивные меры, предпринятые руководством, не дали поло -жительных результатов.
Таким образом, надо отметить, что агентурно-оперативная работа жандармской железнодо -рожной полиции, несмотря на многочисленные требования со стороны ДП и ШОКЖ, велась на низком уровне и не могла реально противостоять развитию революционного движения.
К началу XX в. железнодорожный транспорт приобрел статус важного стратегического объекта Российской империи, что не могло не выгзы1-вать определенного интереса к этому объекту со стороны спецслужб других государств. В связи с этим на железнодорожную полицию дополни -тельно возлагались контрразведышательные
функции политической полиции.
Необходимо отметить, что в период станов -ления контрразведышательных органов эти функции железнодорожные жандармы разделя -ли с соответствующими подразделениями Во -енного министерства. Как правило, жандармский надзор заключался в выывлении и сопро-вождении подозрительных иностранцев, путе -шествующих по России, «дабы выыснить ис-тинную цель их поездки и принять все меры к недопущению разведки» [15. — С. 72]. Совме -стная деятельность железнодорожной жандар-мерии с контрразведышательными органами, несмотря на недостатки в слаженности работы, давала определенные положительные результа -ты. За период с 1901 по 1911 гг. на территории только белорусских губерний быто выывлено 150 шпионов, активно осуществлявших сбор секретной информации о военно-экономическом потенциале страны [16. — С. 52].
С началом первой мировой войны много -кратно возросло количество агентов, завербо-ванных иностранными разведками. Подразде-ления железнодорожной жандармерии с целью выывления шпионов постоянно информирова-лись о различных методах их работы. Так, на -пример, летом 1916 г. ДП доводил до сведения всех жандармских подразделений, что по имеющимся разведданным 12—16-летние под -ростки вербовались германской разведкой и после обучения направлялись под видом бе-женцев в Российскую империю с целью сбора развединформации либо совершения диверсий [17. — Д. 25377. — Л. 55]. В мае 1916 г. Глав -ное управление Г енерального штаба информи -ровало Министерство внутренних дел о том, что германская разведка для засытки своих агентов в тыт Российской империи снабжает их шведскими паспортами. Жандармским под -
разделениям быто указано на необходимость усиления наблюдения за гражданами, имею -щими шведские паспорта [15. — С. 288].
Таким образом, жандармская железнодорожная полиция постоянно информировалась о способах и методах проведения шпионажа и диверсионных актов со стороны иностранных разведок, получала указания об усилении наблюдения и оказышала посильную помощь контрразведы-вательным органам в выявлении и пресечении разведышательной деятельности шпионов. Взаи-модействуя с Военным министерством в области контрразведки, подразделения жандармской железнодорожной полиции вносили свой вклад в обеспечение государственной безопасности Российской империи.
Подводя итог, необходимо отметить, что же -лезнодорожные жандармы выполняли ряд функ -ций по обеспечению государственной безопасности Российской империи. Они осуществляли в основном наблюдательные функции политиче-ской полиции и расследовали мелкие государст -венные правонарушения. Предпринимаемые железнодорожной полицией меры по обеспечению безопасности высших должностных лиц при сле -довании по железным дорогам не позволяли полностью гарантировать их безопасность, по -стоянно существовала угроза террористических актов. Агентурно-оперативная работа железно -дорожными жандармами велась на низком уровне. В то же время проводимые жандармской полицией мероприятия по предупреждению и пресечению железнодорожный забастовок способст -вовали уменьшению забастовочного движения на железных дорогах после революционных со -бытий 1905 г. Кроме того, железнодорожные жандармы оказышали посильную помощь контр-разведышательным органам в выывлении и пресечении разведышательной и диверсионной дея-тельности шпионов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Романов В.В., Романова Г.В. Закат политической полиции Российской империи: ликвидация подразделений Отдельного корпуса жандармов в Сибирской губернии в 1917—конце 20-х гг. XX в.
— Ульяновск: Изд -во СВНЦ, 2000. — 225 с.
2. Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России (1826—1880). — М.: Мысль, 1982. — 207 с.
3. Гончарова Ю.В. Жандармские
полицейские управления железных дорог (1867
— 1917 гг.): дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2000. — 239 с.
4. Волк С. Пятнадцать лет спустя // Тайны политических убийств / сост. В. Т. Вольский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — С. 200 — 216.
5. Обязанности жандармской железнодорожной полиции. По жандармско-полицейской части
/ сост. Л. Тимофеев. — 2-е изд. — С .-Петербург: Типография МВД, 1912. — 1195 с.
6. Г ерасимов А.В. На лезвии с террористами.
— М.: Тов. рус. художников, 1991. — 204 с.
7. Литвинов Н .Д., Нурадинов Ш. М. Проти -водействие антигосударственному террору на железные дорогах Российской империи: сбор -ник документов и материалов. — М.: Голос, 1999. — 144 с.
8. Пушкарева И.М. Железнодорожники России в буржуазно-демократических революциях.
— М.: Наука, 1975. — 390 с.
9. Перегудова З .И. Политический сыск России (1880—1917). — М.: РОССПЭН, 2000.
— 431 с.
10. Морозов К .П. Партия социалистов -
революционеров в 1907—1914 гг. — М.:
РОССПЭН, 1998. — 623 с.
11. Тютюнник Л.И. Департамент полиции в борьбе с революцией 1905—1907 гг. // Самодержавие и крупный капитал в России в конце Х1Х — начале ХХ в.: сб. науч. ст. / Ин-т истории СССР. — М., 1982. — С. 98—112.
12. Бухбиндер Н.А. Еврейское рабочее движение в Гомеле (1890—1905 гг.). По неизданным архивным материалам // Красная летопись. — 1922. — № 2—3. — С. 38—102.
13. Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина ХК — начало ХХ в.): сборник документов / редкол.: Н. И. Дедков и др.; сост. Е. И. Щербакова. — М.: АИРО -ХХ, 2001. — 520 с.
14. Г осударственный архив Российской Федерации. — Ф. 77. — Оп. 3.
15. Греков Н.В. Русская контрразведка в
1905—1917 гг: шпиономания и реальные
проблемы. — М.: Московский общественный научный фонд; Издательский центр научных и учебный программ, 1999. — 356 с.
16. Князев С.Н. Правовые и организационные основы деятельности военной контрразведки на территории Беларуси. 1911—1917 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. — Минск, 1999. — 118 с.
17. Национальный исторический архив Беларуси. — Ф. 1416. — Оп. 2.