ehksperta // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2008. № 2. S. 25—27.
12. Vvedenskij V.N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. // 2003. № 10. S. 51—55.
13. Popov I.O. Razvitie regulyativnoj kompetentnosti sub"ektov pravo-primenitel'noj
deyatel'nosti: avtoref. dis. ... k. psih. n. M., 2009. 25 s.
14. Lyapin A.I. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kom-petentnosti kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: avtoref. dis. ... k.ped. n. M., 2010. 24 s.
УДК 37.01 ББК 74
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ В РУССКОЙ АРМИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX В.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,
Московский гуманитарный университет, кандидат педагогических наук
E-mail: v...pashkov@maiLru
Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы
АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А. Ситаров
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Кратко излагаются особенности духовных руководителей армии и флота, отмечаются их основные заслуги перед воинами и государством. Дается характеристика сравнения духовного положения священнослужителей по отношению к воинским званиям.
Ключевые слова: воины, священнослужители, духовность, нравственность, воспитание, забота, героизм.
Abstract. Summarizes the features of the spiritual leaders of the army and Navy, it describes their main services to the soldiers and the state. The characteristic comparison of the spiritual situation of priests in relation to their military ranks.
Keywords: soldiers, ministers, spirituality, morality, nurturing, caring, heroism.
Армия и Церковь в России до 1917 года были государственными институтами. Как армия была государственной структурой, так и Церковь была государственной церковью, то есть в стране была тесная связь между двумя институтами. В настоящее время Русская Православная Церковь отделена от государственной власти, и Россия является демократическим секулярным государством.
У Церкви и Армии имеется общая цель — это защита Отечества. Любовь к Родине, патриотический долг, готовность принести себя в жертву во имя Отечества — это те основные принципы, на
которых основывалась Армия и проповедовала Церковь.
Деятельность военного духовенства играла большую роль в формировании духовно-нравственных качеств русских воинов и воспитании высокой воинской доблести.
Священнослужители отдавали себя полностью служению воинам, с которыми по долгу своему были рядом. Без духовных пастырей не обходилось ни одно крупное сражение, и они вписали немало славных и ярких страниц в боевую историю Русской армии.
В обязанность полкового священника входило неотлучно быть со своим полком, а судового священника на корабле, собственным примером поддерживать у солдат и моряков непоколебимую храбрость и героизм.
Понимая важность такого служения, военные священники безропотно переносили тяжести походной жизни, смело ходили со своими солдатами на штурмы, напутствовали больных и умирающих под неприятельскими снарядами и пулями, терпели голод, холод, болезни, раны и прочие лишения фронтовой жизни.
Военные священники оказывали огромное влияние на духовно-нравственное состояние воинов. Если командир подразделения замечал неуставные отношения среди воинов, то он обращался к батюшке, а тот в своих беседах старался увещевать старослужащего, объяснить постыдность поступка и на примерах Священного Писания обращался к совести и достоинству его. К тому же, он делал таких солдат своими помощниками; они избирались старостами, пели в церковном хоре и т.д.
В беседе о том, как старослужащие солдаты должны вести себя с новобранцами, говорилось: «Не должно православному воину порядочно вести себя только на службе, а после службы как вздумается. Новобранец должен ощущать заботу и в слове, и в деле» [2, с. 73].
Русская Православная Церковь, понимая, что исход войны, любого сражения зависит, в основном, от воли Божией, вменяла в обязанность военным священникам непрестанную молитву о даровании победы русским воинам.
В военное время роль военного священства становилась еще важнее и ответственное, а вместе с тем и более плодотворнее. Это было связано со складывающейся окружающей обстановкой. Кроме совершения богослужений и треб, главной задачей для них было влияние на паству личным примером, твердостью духа, стойкостью в исполнении своего долга в сложнейших ситуациях.
Постоянная опасность, близость смерти переносит мысли воина к вопросам вечности, к смыслу человеческого бытия. В этой обстановке особенно раскрывается потребность воина в духовной поддержке пастыря Церкви.
Находясь в пылу сражения, священник должен обладать самоотвержением, чтобы быть способным поддерживать в воинах непоколебимую надежду на помощь Божию, в свои собственные силы и вдохновлять их на героические поступки во славу Отечества.
В своде военных постановлений за 1838 год, основном сборнике военных уставов и законов, в наставлении офицерам было сказано: «Надобно поддерживать в солдате чувство религии, подавать собою пример строгого выполнения ее обрядов, не забывая, что религия есть главный источник, из коего почерпает русский солдат правила чистой нравственности, а с ними и здоровье, и все добродетели, с которыми воин может оправдать цель своего славного существования. По сей же самой причине надобно стараться иметь при полках хороших, умных кротких и человеколюбивых священников. Они должны быть первыми наставниками в нравственности и утешителями солдат в их страданиях телесных и душевных, должны, подкрепляемые торжественными обрядами религии, внушать им бодрость, упование на покровительство Божие перед сражением» [2, с. 440].
В статье журнала «Морской сборник» 1855 г. о военных действиях при обороне Севастополя говорится: «Флотское духовенство находилось с моряками на бастионах вместе с полковыми священниками, утешали и помогали раненым, провожали в последний путь умирающих, благославляли воинов, пришедших на замену товарищам. Особо отличился военный протоиерей Михаил Стефанович Альбов. Отец Михаил принимал участие во всех боях вместе с Углицким Егерским полком. Во время обстрела города он безотлучно находился на бастионах, исполняя свои пастырские обязанности. Военные подвиги отца Михаила были отмечены высокими наградами: золотым наперстным крестом, орденами: Святой Анны 2-й степени с мечами, Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святого Владимира 3-й степени с мечами» [2, с. 145].
Особое место занимает религиозная деятельность военных священников, которые имели разное наименование с 1800 г. по 1917 г. (обер-священни-ки, главные священники и протопресвитеры армии и флота). Назначение протопресвитера проходило так: главнокомандующий войсками Петербургского
328
Вестник экономической безопасности
№ 4/2016
военного округа с согласия царя просил военного министра ходатайствовать перед Синодом о назначении указанного лица протопресвитером военного духовенства; данное решение утверждалось царем.
Каждый духовный руководитель отмечался особыми талантами и добрыми делами для своей паствы. Так, обер-священник армии и флота протоиерей Иоанн Семенович Державин (1807—1826 гг.) был известным талантливым проповедником. Он добился о назначении военным священникам пособий от 100 до 500 рублей за понесенные потери и убытки, а также о выдаче установленных окладов пенсий по сокращенному сроку и высочайших наград за службу в действующей армии [2, с. 198]. Обер-священник армии и флота протоиерей Григорий Иванович Мансветов (1827—1832 гг.) был ученым и трудолюбивым автором многих духовных сочинений. Он составил Сборник кратких христианских поучений к воинам. Сборник состоял из 24 поучений, специально приспособленных к повседневной деятельности и служебному положению воина, в которых говорилось о обязанностях воина на поле брани и в мирное время, об отношении к себе и другим, о верности военной присяге и т.п.
Активную просветительскую деятельность вели главные священники армии и флота протопресвитер Василий Борисович Божанов и протоиерей Михаил Измайлович Богословский. Протопресвитер Василий Борисович Божанов (1849—1883 гг.) был автором книги «Об обязанности христианина» и многих нравоучительных сочинений и переводов, предназначенных для учащегося юношества и для народного чтения. Главный священник армии и флота протоиерей Михаил Измайлович Богословский (1865—1871 гг.) был автором многих переводов святоотеческих творений и оригинальных статей в духовных журналах, в отдельных книгах и брошюрах, а также получил большую известность при издании книги «Священная история Ветхого и Нового Завета». Для улучшения материального положения военного духовенства главный священник Михаил Измайлович Богословский исходатайствовал увеличение содержания полковым священникам, имеющим жительство в царстве польском и всем служащим при военно-исправительных ротах. При главном священнике армии и флота протоиерее Петре Евдокимовиче Покровском
(1871—1888 гг.) приказом по военному ведомству от 26 февраля 1888 г. за № 45 было утверждено положение о новых служебных правах и окладах содержания военному духовенству, в котором отмечалось: «Военному духовенству предоставлены высшие права, более соответствующие его общественному положению, а именно: 1) главному священнику гвардии и гренадер, армии и флотов — права генерал-лейтенанта; главному священнику Кавказского военного округа — генерал-майора; штатному протоиерею и священнику — благочинному — полковника; нештатному протоиерею и священнику — благочинному — подполковника; священнику — капитана; диакону штатному и нештатному — поручика; штатному псаломщику из духовного звания — подпрапорщика; 2) вместо существующих разнородных окладов содержания установлено производить военному духовенству оклады одинаковые, соответственно присвоенным ему офицерским чинам» [1, с. 780].
Таким образом, военные духовные руководители играли важную роль в становлении национально-патриотического самосознания русских воинов. Сознавая высоту ответственности Русской армии перед государством, священнослужители окружали воинов вниманием и заботой. Военные пастыри, благославляя воинов на подвиги, отличались твердой верой в Бога и горячей любовью к Отечеству Они вели активную деятельность в духовно-нравственном воспитании воинов, в издании литературы религиозного содержания и т.д.
Литература
1. Платонов О.А. Энциклопедический словарь русской цивилизации / О.А. Платонов. М.: Энциклопедический русской цивилизации, 2000.
2. Поляков Георгий (прот.). Военное духовенство России / Георгий Поляков (прот). М.: ТИИЦ, 2002.
References
1. Platonov O.A. Encyclopedic dictionary of Russian civilization / O.A. Platonov. M.: the Encyclopedic Russian civilization, 2000.
2. Polyakov Georgy (prot). Military clergy in Russia / Georgy Polyakov (prot). M.: TIIC, 2002.