Е. А. Вечканова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
Описывается методически обоснованная организация деятельности учащихся и учителя на занятиях, являющаяся условием подготовки их к самообразованию, воспитанию познавательной активности, развития индивидуального стиля деятельности. Указываются новые возможности для повышения качества обучения физике, интенсивности сотрудничества между учеником и учителем.
В настоящее время наблюдается тенденция акцентировать внимание педагогической общественности на необходимости целенаправленной творческой работы учителя по созданию принципиально новой системы обучения школьников, всесторонне учитывающей их индивидуальные особенности и отвечающей потребностям общества в воспитании гуманистически ориентированной личности, способной самостоятельно овладевать знаниями и умениями обобщенного характера.
Методически обоснованная организация познавательной деятельности учащихся на занятиях является условием подготовки их к самообразованию, воспитания познавательной активности и самостоятельности, развития их индивидуального стиля деятельности. Новые возможности для повышения качества обучения физике, воспитания школьников, интенсивности сотрудничества между учеником и учителем может дать модульный тип обучения, реализующий идеи личностно-ориентированного подхода в системе познавательной деятельности школьников. Изучение физики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей, развития школьного образования.
Причины этих трудностей в следующем:
• изменение приоритетов в обществе и науке: в настоящее время на фоне общего падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;
• сложное, формально математизированное содержание учебного материала по физике;
• оторванность содержания физического образования от жизни;
• недостаточное воздействие физического образования на чувства и эмоции учащихся.
Таким образом, как мы видим, актуально создание такой организации обучения, которая обеспечивала бы не только усвоение знаний и умений, но и их применение на практике. Задачи, решаемые в ходе применения такой методики обучения:
- научить учащихся работать самостоятельно;
- решать разноуровневые задания;
- вооружать учеников знаниями основ наук;
- формировать у школьников умения, которые способствовали бы самостоятельному приобретению новых знаний.
В целом же модульное обучение можно определить как тип обучения, характерными особенностями которого являются следующие:
1) учащийся самостоятельно работает с учебной программой, предоставленной ему в виде модулей;
2) содержание и процесс усвоения модулей адаптируется к индивидуальным возможностям и потребностям школьника;
3) управление процессом обучения происходит в режиме обратной связи с установлением исходных, промежуточных и конечных состояний учащегося для ориентации его на достижение целей обучения;
4) взаимодействие между учеником и учителем строится на паритетной основе.
Модульная система обучения строится на основе развивающего обучения: если
школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или товарищей (подбадривание, указание ориентира и др.), он находится в зоне ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет выполнить самостоятельно. Иными словами, один цикл развития завершается, ученик переходит в зону актуального развития. Таким образом, виток спирали развития раскручивается на новом уровне. В модульном обучении этот процесс реализуется путём дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). Технология блочно-модульной системы обучения многое заимствует из программированного: чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп, регулярная сверка результатов (итоговых и промежуточных), самоконтроль и взаимоконтроль.
Ввести блочно-модульное обучение в учебный процесс по физике невозможно, если не преодолеть противоречия между настоятельной потребностью в подготовке учащихся к выполнению разноуровневой самостоятельной работы и не в полной мере разработанной дидактической системой, направленной на развитие познавательной деятельности учащихся, ориентированной на субъектный опыт каждого. Для решения указанных задач необходимо применить следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью изучения состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и определения путей исследования;
- анкетные опросы, проводимые среди учащихся средних школ с целью исследования интегрально-индивидуальных качеств личности;
- моделирование и проектирование методик блочно-модульной системы обучения физике и личностно-ориентированного обучения в процессе изучения фундаментальных физических теорий;
- научно-методический анализ программ по физике, учебников и учебных пособий, проекта стандарта образования с целью методологического анализа содержания;
- многофакторный педагогический эксперимент по апробации разработанной методики изучения физических теорий на основе модульных программ с целью проверки гипотезы исследования.
Блочно-модульная система обучения физике в средней общеобразовательной школе обладает рядом преимуществ, способствующих развитию учащихся:
• позволяет учитывать индивидуальные особенности и систему интересов учащихся и эффективно решать дидактические задачи при обучении физике
• позволяет учитывать психологические особенности в учебном процессе
• воспитывает у учащихся самостоятельность выбора, учит целеполаганию, са-мопланированию, самоорганизации и самооценке.
Уроки, организованные мной в системе блочно-модульного обучения физике, учитывают принципы дидактики и имеют ряд отличительных особенностей.
Анализ опыта применения блочно-модульной системы обучения физике позво-
лил выдвинуть идею о том, что данная система обучения способна создать условия для
позитивного развития учащихся.
Все вышесказанное подтверждает, что блочно-модульная система обучения физике в общеобразовательной школе оказывает позитивное влияние на развитие учащихся.
Литература
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.
2. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
3. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. -185 с.
4. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся /Н.В. Кузьмина// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.4856.
5. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников /Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. -209 с.
6. Махмутов, М.И. Проблемное обучение /М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 13 с.
7. Орлов, В.А. Творческие экспериментальные задания /В.А. Орлов // Физика в школе. - 1995.-№3.-С. 24-30.
8. Половникова, Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности школьника в обучении /Н.А. Половникова. - Казань, 1968. - 203 с.
9. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
© Е. А. Вечканова - асп. каф. теории и методики обучения физике МПГУ.