Научная статья на тему 'Деятельность управления по борьбе с коррупцией Монголии по предупреждению и возможные пути их совершенствования'

Деятельность управления по борьбе с коррупцией Монголии по предупреждению и возможные пути их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
471
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ МОНГОЛИИ (УПБСК МОНГОЛИИ) / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / CORRUPTION / INDEPENDENCE AUTHORITY AGAINST CORRUPTION (IAAC) / LEGISLATION / PREVENTION OF CORRUPTION / OFFICIALS / CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даваажав Бат-улзий

Рассмотрена деятельность Управления по борьбе с коррупцией Монголии по предупреждению коррупции; исследованы основные направления деятельности отдела данного управления по предупреждению и просвещению, и предложены меры по их совершенствованию, которые, при активной реализации могли бы повлиять более успешно на развитие предупредительной деятельности УпБСК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the office for combating corruption in Mongolia for the prevention and possible ways of improving

The article reflects the main preventional functions of Independent Authority against corruption of Mongolia, analyzes main functions of preventional branch and offers measures to mature which, if active implementation could influence more effectively to the prevention of corruption.

Текст научной работы на тему «Деятельность управления по борьбе с коррупцией Монголии по предупреждению и возможные пути их совершенствования»

УДК 34 ББК 67

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ МОНГОЛИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

БА Т- УЛЗИЙ ДАВААЖАВ,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, сотрудник полиции Монголии; Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России Лебедев С.Я. Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология,

уголовно-исполнительное право.

Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена деятельность Управления по борьбе с коррупцией Монголии по предупреждению коррупции; исследованы основные направления деятельности отдела данного управления по предупреждению и просвещению, и предложены меры по их совершенствованию, которые, при активной реализации могли бы повлиять более успешно на развитие предупредительной деятельности УпБСК.

Ключевые слова: коррупция, Управление по борьбе с коррупцией Монголии (УПБсК Монголии), законодательство, противодействие коррупции, предупреждение коррупции, должностное лицо, государственная служба.

Annotation. The article reflects the main preventional functions of Independent Authority against corruption of Mongolia, analyzes main functions of preventional branch and offers measures to mature which, if active implementation could influence more effectively to the prevention of corruption.

Keywords. Corruption, Independence Authority against Corruption (IAAC), legislation, prevention of corruption, officials, civil service.

Основным правоохранительным органом Монголии, на чьи плечи ложится нагрузка государства в сфере противодействия и предупреждения коррупции, является независимый орган Монголии «Управление по борьбе с коррупцией» (УПБсК), которая является самостоятельным структурным органом, осуществляющим в пределах своих полномочий выработку и реализацию государственной политики в сфере борьбы с коррупцией.

УПБсК имеет собственное организационное построение, свою специфическую структуру и является независимым органом со своими, присущими только данной службе задачами, функциями и полномочиями. Численность, структура и штатное расписание данного органа утверждается Великим Государственным Хуралом Монголии.1 Данное управление действует с 2007 года.

Необходимо отметить, что за период функционирования УПБсК обеспечена информационная прозрачность деятельности органов государствен-

ной власти Монголии и введен прозрачные счета должностных и юридических лиц. Прозрачный счет подразумевает гласность всех финансовых активов должностных и юридических лиц в целях контроля и предупреждения коррупционных преступлении. Прозрачный счет открыт для просмотра всем гражданам Монголии. Также проведена работа по регламентации государственных функции и услуг. В министерствах и большинстве региональных образовании государства назначены лица, ответственные за предупреждение коррупционных правонарушении, функции которых закреплены в типовом должностном регламенте.

Назначение ответственных лиц обеспечило создание предпосылок для объективного анализа коррупционных правонарушении, совершаемых служащими, и выработке необходимых управленческих решении по их профилактике, которые были включены в антикоррупционные программы министерств, ведомств и региональных образовании Монголии.

Также, управлением выработаны критерии отнесения преступлений к коррупционным и разработан перечень уголовно-наказуемых деяний коррупционной направленности, в который вошло составы преступлений, содержащихся в различных главах Уголовного кодекса Монголии.

Конкретно предупреждением коррупции занимается отдел УПБсК по предупреждению и просвещению. Его работа направлена на формирование механизмов профилактики коррупционных правонарушений, обозначенных в Законе Монголии «о противодействии коррупции» от 06.07.2006г.: разработка и совершенствование антикоррупционных программ, выработка мер по формированию системы антикоррупционного образования, пропаганды и экспертизы, а также мониторинга коррупции. Данный отдел с момента учреждения управления и по сей день в рамках своих полномочии принимает активное участие в разработке учебных программ, методических рекомендации и различных обзоров для государственных служащих Монголии, в том числе и для следователей и оперативных сотрудников, специализирующихся на выявлении, раскрытии и расследовании преступлении коррупционной направленности.

По мнению авторитетных ученых и криминологов Монголии, было бы более эффективным деятельность УПБсК по предупреждению коррупции, если специалисты данного управления принимали участие в сопровождении проекта государственного закона «о внесении изменений в Уголовный кодекс Монголии и Уголовно-процессуальный кодекс Монголии», в части статьей, включающих преступления коррупционной направленности; осуществляли бы взаимодействие с «Ассоциацией юристов Монголии» или с другими юридическими организациями в части проведения независимых экспертиз общественно значимых нормативных правовых актов и криминологических экспертиз нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности; организация и проведение оперативно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупционным проявлениям в системе государственной службы Монголии;

Среди правонарушений не уголовного характера, влекущих дисциплинарную и административную ответственность, на наш взгляд, следует выделить нарушение антикоррупционных стандартов, т.е. неисполнение обязанностей, а также несоблюдение ограничений и запретов, законодательно установленных в целях предупреждения и профилактики коррупции.

В связи с этим, в рамках системы профилактики коррупционных проявлений, не исключено возможность Управлением по борьбе с коррупцией установить административный и дисциплинарный ответственности государственным служащим за несоблюдение ими правил, направленных на предупреждение коррупционного поведения, на устранение причин и условий,

способствующих коррупции. Конвенция ООН против коррупции прямо предусматривает, что каждое государство-участник стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции (ст.5).2

В Законе Монголии «о противодействии коррупции» от 06.07.2006г. определяется, что государственный служащий, в случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений обязан уведомлять об этом представителя нанимателя (работодателя), управление по борьбе с коррупцией и другие органы.3 Учитывая не сформированную правоприменительную практику рассмотрения таких уведомлении или сообщении в Монголии, необходимо проанализировать и развивать практику рассмотрения и проверки уведомлений, поступающих в управление по борьбе с коррупцией, механизмы защиты лиц, уведомивших о фактах коррупционных проявлений, от преступных посягательств, а также порядок информационного взаимодействия с государственными органами, в которых проходят службу заявители.

В числе мер предупреждения коррупции особое место занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Конвенция ООН против коррупции закрепляет, что каждое государство-участник стремится «.. .проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней» (ст.5).4 Впервые документально необходимость проведения такой экспертизы заявлена в Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Монголии 2002 г.

Но, в Монголии, до сих пор еще не сформировано единого механизма проведения антикоррупционной экспертизы, нет согласованных действий по ее организации. Таким образом, разумно считать, что на законодательном уровне необходимо закрепить разграничение признаков коррупциогенности нормативных актов и согласованный порядок проведения антикоррупционной экспертизы, необходимы разработка и осуществление субъектами антикоррупционной экспертизы системы согласованных действий по ее организации и проведению, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих принятию нормативных правовых актов, в которые могут быть включены коррупциогенные факторы.

В силу того, что современная борьба с коррупцией вышла за рамки локальной проблемы и превратилась в транснациональное явление, что в итоге обуславливает необходимость тесного международного сотрудничества, по нашему мнению, УПБсК Монголии необходимо расширить международные сотрудничества в сфере борьбы, профилактики и предупреждения преступлении коррупционной направленности, активизировать участие в различных

международных форумах по предупреждению коррупции, инициировать вступление в международные сообщества против коррупции в целях накопления положительного зарубежного опыта. История организации работы по предупреждению коррупционной преступности органов внутренних дел зарубежных стран убедительно доказывает, что ни отдельные государства, ни различные авторитетные международные организации не могут самостоятельно, без помощи друг другу, справиться с этим социальным недугом.

В заключении, хотелось бы отметить, что мировая практика показывала, что, помимо координирующих антикоррупционных структур при органах государственной власти, необходимо создание соответствующих структур и в правоохранительных органах для более эффективной борьбы и предупреждения коррупции. Во многих странах не стали создавать специальное ведомство по борьбе с коррупцией, а придали дополнительный статус действующим правоохранительным органам, в первую очередь прокуратуре. Так, например, в Дании введена должность Государственного прокурора по серьезным экономическим преступлениям, в том числе коррупции. В Италии уполномоченные прокуроры и следственные судьи входят в обособленную структуру «Антимафия». В Нидерландах с 2000 года действует Национальный прокурор по делам коррупции. А в Российской Федерации в составе Генеральной прокуратуры действует Специализированная прокуратура по борьбе с экономическими преступлениями, связанными с корруп-

цией. В Монголии создали и успешно функционирует специальное ведомство по борьбе с коррупцией. Правильное направление функционирования данного управления по противодействию и предупреждению коррупции может послужить не только фактором снижения показателей коррупции в стране, но и стать уникальным положительным примером для антикоррупционной деятельности зарубежных стран.

1 Закон Монголии "O противодействии коррупции" от 06 июля 2006 г. //Собрание законодательства Монголии - 14 января 2014 г. - №2.

2 Конвенция ООН "O противодействии коррупции" от 31 октября 2003 г

3 Закон Монголии "О противодействии коррупции" от 06 июля 2006 г. //Собрание законодательства Монголии - 14 января 2014 г. - №2.

4 Конвенция ООН "О противодействии коррупции" от 31 октября 2003 г.

Литература

1. Конвенция ООН "О противодействии коррупции" от 31 октября 2003 г

2. Закон Монголии "Против коррупции" от 06 июля 2006 г. //Собрание законодательства Монголии — 14 января 2014 г. — №2.

3. ЗаконМонголии«Опредупрежцениипресгуплении>> от 05 декабря 1997 года. //Собрание законодательства Монголии —12 июня 2016 г. — №3.

4. URL: http://www.consultant.ru — официальный сайт консюльтант плюс

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

Применительно к реалиям современного общества системати-зированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.