Научная статья на тему 'Деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением прав владельцев интеллектуальной собственности'

Деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением прав владельцев интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОНТРАФАКТ / ПИРАТСКИЕ ТОВАРЫ / INTELLECTUAL PROPERTY / THE COPYRIGHT / CUSTOMS CONTROL OF THE GOODS / THE CUSTOMS UNION / THE INTELLECTUAL PROPERTY MARKET / THE SOFTWARE / PIRACY GOODS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьева Елена Васильевна

В статье приведены результаты исследования рынка товаров, содержащих объекты авторского права. Предложен механизм оценки ущерба отечественных производителей и правообладателей от контрафактных товаров. Также проанализирован механизм таможенного контроля товаров, содержащих объекты авторского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрьева Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs activities to control and ensure intellectual property rights

The article provides the results of a marketing research on goods containing objects of the copyright. The mechanism of an estimation of a damage of home producers and legal owners from the counterfeit goods is offered. There is also analyzed the mechanism of customs control of the goods containing objects of the copyright.

Текст научной работы на тему «Деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением прав владельцев интеллектуальной собственности»

е. В. Юрьева

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье приведены результаты исследования рынка товаров, содержащих объекты авторского права. Предложен механизм оценки ущерба отечественных производителей и правообладателей от контрафактных товаров. Также проанализирован механизм таможенного контроля товаров, содержащих объекты авторского права.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; авторское право; таможенный контроль; Таможенный союз; рынок интеллектуальной собственности; программное обеспечение; контрафакт; пиратские товары.

Несмотря на произошедшие в нашей стране экономические преобразования и принятие блока законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, у российских предприятий, да и у государства в целом, до сих пор нет четкого понимания ценности данного ресурса. В настоящее время государство несет огромные убытки при сборе налогов с имущества, в котором не отражена интеллектуальная собственность, имеющаяся у предприятий, при создании совместных предприятий и проведении совместных международных научных проектов, когда зачастую вопросы оценки действительной стоимости интеллектуальной собственности, вносимой российской стороной, практически не обсуждаются. Поэтому происходит значительное снижение конкурентоспособности России на мировых рынках товаров и услуг.

Известно, что производство и экспорт высокотехнологичных товаров и услуг обеспечивают любой стране стабильное положение в мировом конкурентном пространстве. Однако структура и формы внешнеэкономической деятельности России не соответствуют ее потенциалу и входят в явный диссонанс с тенденциями мировой торговли. В то время как в мировом товарообороте постоянно возрастает доля наукоемкой продукции, информации и услуг, основная часть российского экспорта ориентирована на сырьевые товары.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос наиболее эффективного использования интеллектуальных ресурсов России, что непосредственно связано с развитием национального рынка интеллектуальной собственности, обеспеченного действенным механизмом реализации результатов интеллектуальной деятельности. В свою очередь, развитие российского рынка интеллектуальной собственности ставит перед государством сложнейшие задачи защиты ее прав и усиления борьбы с «интеллектуальным пиратством».

В последние годы доля контрафактных товаров на мировом рынке увеличивается. Особенно это касается объектов авторского права. Так, на территории РФ уровень проникновения контрафактной продукции составляет около 70%. Это свидетельствует о том, что данный сектор рынка слабо защищен, поэтому государство, отечественные производители и потребители несут значительные убытки. В таблице 1 приведены данные об уровне пиратского программного обеспечения (далее - ПО) и его коммерческой стоимости в различных странах мира [1].

Таблица 1*

Уровень проникновения нелицензионного ПО на мировой рынок

Страна Уровень пиратского ПО (%) Коммерческая стоимость нелицензионного ПО (млн. долл. США)

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Китай 82 80 79 6,664 6,677 7,583

Беларусь - - 87 - - 55

Казахстан 79 78 78 110 125 74

Россия 73 68 67 4,123 4,215 2,613

Украина 83 84 85 403 534 272

США 20 20 20 8,040 9,143 8,390

Германия 27 28 28 1,937 2,152 2,023

Япония 23 21 21 1, 791 1, 495 1,838

Франция 42 41 40 2,601 2,760 2,544

Голландия 28 28 28 502 563 525

ЕС 35 35 35 12,383 13,981 12,469

БРИК 75 73 71 14,429 15,305 14,453

Всего в мире 38 41 43 47,809 52,998 51,411

*Составлено автором на основе данных BSA.

Из-за большого объема пиратских товаров отечественные разработчики несут крупные потери. Для того чтобы подсчитать уровень такого ущерба, необходимы следующие данные:

1) выручка предприятия (тыс. руб. в месяц);

2) уровень пиратской продукции (Кп) - по данным BSA;

3) объем производства (ед. продукции в месяц);

4) рентабельность производства (R (%)).

Прибыль предприятия (Пп) рассчитывается по следующей формуле:

Пп = (Выручка ■ R)/100%.

Ущерб в виде недополученной прибыли (НП) за год можно оценить следующим образом:

НП = (Выручка ■ Кп) ■ 12 месяцев.

В ходе исследования выяснилось, что в среднем все отечественные предприятия и производители, занимающиеся разработкой и продажей ПО, в год теряют около 3 000 млн. долл.

Производители контрафактных товаров не тратят никаких средств на разработку новых технологий и рекламные кампании. Схематично данный процесс изображен на рис. 1.

Основную роль по защите государства, правообладателей, производителей и потребителей от пиратских товаров играет ФТС России. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одной из функций (обязанностей) таможенных органов РФ является обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Max

Middle

Min

▲ Прибыль

Доход пиратов ' Доход законных . продавцов

t

Время для получения прав Время рекламной кампании Массовый выход на рынок

легальным способом легальных товаров легальных товаров

Рис. 1. Ценовой коридор на лицензионную и контрафактную продукцию [2]

Прошедший год стал переломным в сфере таможенного законодательства РФ. Это связано с принятием и вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон).

В рамках ТС идет процесс унификации таможенного и смежного с ним законодательства. Процесс этот будет продолжаться и развиваться. Организационный механизм таможенного контроля товаров, содержащих объекты авторского права, схематично показан на рис. 2.

При рассмотрении экономического механизма таможенного контроля товаров, содержащих объекты авторского права, можно выделить два основных направления: контроль за ввозом и контроль за вывозом таких товаров.

Необходимо отметить, что товары, содержащие объекты авторского права, имеют свою специфику. В их стоимость входят не только затраты на производство, оборудование, материалы и т. д., но и нематериальные активы, т. е. интеллектуальный труд автора. Поэтому для достоверности и объективности проводимого таможенного контроля таких товаров необходимо разобраться в оценке объектов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность - одна из основных составляющих активов любого предприятия. Известны случаи, когда стоимость нематериальных активов предприятия превышает стоимость материальных активов. Также нематериальные активы могут являться одним из доминирующих ресурсов организации. Такая практика характерна для предприятий, которые имеют устойчивую деловую репутацию на соответствующем рынке товаров и услуг. Именно поэтому при таможенном контроле экспорта товаров, содержащих объекты авторского права, важно правильно оценивать и отслеживать их стоимость.

Рис. 2. Организационный механизм таможенного контроля товаров, содержащих объекты авторского права

Основой механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами является ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС) ФТС России.

В настоящее время в ТРОИС РФ входят около 2 000 объектов. Практически все они являются известными товарными знаками. Владельцы объектов авторских прав активизировались совсем недавно, и за последние два года в ТРОИС РФ были внесены 29 объектов авторского права, хотя в США и странах ЕС данные права активно и повсеместно защищаются таможенными службами. В то же время в ТРОИС Республики Казахстан и Республики Беларусь нет ни одного объекта авторского права.

В настоящий момент в единый ТРОИС государств - членов ТС не включено ни одного объекта интеллектуальной собственности. Это связано с рядом дискуссионных моментов в вопросах защиты объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат различным правообладателям в странах ТС [3].

Проанализировав тенденцию выявления контрафактной продукции за последние годы, можно сделать вывод, что количество случаев перемещения через таможенную границу контрафактных товаров постоянно возрастает (табл. 2).

Таблица 2

Статистические данные по делам об административных правонарушениях, возбужденным по фактам нарушений в сфере интеллектуальной собственности

Таможенный орган 2009 г. 2010 г. I кв. 2011 г.

ст. 14.10 ч. 1 ст. 7.12 ст. 14.10 ч. 1 ст. 7.12 ст. 14.10 ч. 1 ст. 7.12

ЦТУ 93 0 92 0 15 0

СЗТУ 52 1 48 2 18 0

ЮТУ / СКТУ 120 10 170 8 42 / 10 2 / 0

ПТУ 82 0 42 2 13 1

УТУ 64 2 100 3 30 1

СТУ 426 2 404 1 90 0

ДВТУ 79 0 188 0 43 0

Таможни непосредственного подчинения 39 0 15 0 5 0

ЦАТ 0 0 1 0 - -

Всего 955 15 1060 16 266 4

970 1076 270

Видно, что количество дел, заведенных по ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное использование товарного знака», в несколько раз превышает количество дел, заведенных по ч. 1 ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав». Это связано не с тем, что авторские права нарушаются в меньшем количестве, а с тем, что еще очень плохо отрегулирован процесс таможенного контроля таких товаров.

Важность таможенного контроля товаров, содержащих объекты авторского права, очень высока. Например, всего лишь один СБ с определенным программным продуктом может стоить несколько сотен, а то и тысяч долларов.

В связи с этим необходимо усилить таможенный контроль за перемещением товаров, содержащих объекты авторского права. Вариантами решения данной проблемы могут быть следующие:

1. Создание единой базы данных правообладателей объектов авторского права. Это облегчит работу сотрудников таможенных органов, непосредственно занимающихся таможенным контролем товаров. Будет намного проще отслеживать и контролировать перемещение товаров, содержащих объекты авторского права, и связываться с правообладателями.

Ведение такой базы данных во многом упростит процесс внесения объектов авторского права в ТРОИС и поможет сотрудничать таможенным органам различных уровней непосредственно с авторами и правообладателями. Это может упростить порядок проведения экспертизы товаров, содержащих объекты авторского права.

2. Проведение 100% досмотра всех товаров, которые могут содержать в себе объекты авторского права. Данная система действует сейчас в США.

Американские таможенники имеют право изъять для проверки сроком на три недели любой обычный документ или электронное устройство, содержащее информацию, с которым гражданин пересекает границу. Офицеры могут изучать документы, книги, статьи и другие печатные материалы, как и компьютеры, диски,

жесткие диски и другие электронные или цифровые устройства хранения информации. Такая проверка является частью установленной практики и крайне важна для выявления информации, представляющей интерес для правоохранительных органов.

Данные проверки, по мнению сотрудников министерства внутренней безопасности, призваны выявить информацию, имеющую отношение к терроризму, контрабанде наркотиков, детской порнографии, а также информацию о нарушении авторских прав и свидетельства нарушений торговых эмбарго.

Таможенная служба проводит проверку в разумных временных рамках. Ответы должны быть получены в течение 15 дней. Если же таможенное ведомство не может дать ответ в эти временные рамки, то может быть получено разрешение на продление еще до семи дней.

3. Выделение определенных пунктов пропуска через таможенную границу ТС, на которых могут оформляться товары, содержащие объекты авторского права.

Данная мера поможет улучшить таможенный контроль товаров, содержащих объекты авторского права. Станет намного проще отслеживать перемещение таких товаров через таможенную границу РФ и ТС. Будет налажен канал связи с авторами и правообладателями, поэтому таможенные органы будут затрачивать меньшее количество времени на проверку сведений, заявленных в ТД.

Представители правообладателей могут оказать незаменимую помощь в вопросах идентификации легальной продукции и пиратских товаров, с предоставлением данных сравнительного анализа, а также в вопросе применения накопленного опыта в результате участия в судебных разбирательствах по делам, связанным с защитой их прав.

При открытии таких пунктов пропуска следует учитывать человеческий фактор. Необходимо привлекать квалифицированных специалистов, прошедших специальную подготовку в данной области.

Таким образом, анализ опыта ведущих стран мира свидетельствует о значительном участии государства в решении проблем в сфере интеллектуальной собственности. Государственные органы индустриально развитых стран мира координируют процессы привлечения капитала в сферу высоких технологий, в том числе бюджетных средств; использования различных финансовых инструментов в сфере научно-технической деятельности и введения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Контроль со стороны государства за экспортом технологий, борьба с пиратством и использование таможенных и налоговых регуляторов позволяют защитить интересы страны как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Использованные источники

1. Официальный сайт Ассоциации производителей программного обеспечения (Business Software Alliance). URL: http://www.bsa.org/country/Anti-Piracy.aspx.

2. Близнец И. Вопросы контрафакции // ИС. Авторское право и смежные права. 2006. № 2.

С. 31.

3. Шурыгин С. Заслон контрафакту // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.

2011. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.