Научная статья на тему 'Деятельность средств массовой информации в условиях аномии российского общества'

Деятельность средств массовой информации в условиях аномии российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЛИЯНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / АНОМИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / INFORMATIONAL INFLUENCE / SOCIAL AND CULTURAL REGULATORS / ANOMIE / PUBLIC OPINION / THE PUBLIC CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вольвач Р. В.

В статье рассматривается влияние СМИ на российское общество в условиях неразвитости социокультурных регуляторов. Изучается корреляция пропагандируемых СМИ ценностей и норм и нравственных ценностей россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA ACTIVITY IN THE ANOMIE OF THE RUSSIAN SOCIETY

The article examines the impact of the mass media in Russian society in the conditions of underdeveloped sociocultural regulators. Examines the correlation of values and norms promoted by the mass media and moral values of the Russian people.

Текст научной работы на тему «Деятельность средств массовой информации в условиях аномии российского общества»

Annotation. An issue of culture of the internet interaction of government and society is discussed. During this research different forms of the interaction "power-society" in the Internet space were explored, the characteristics of the dialogue culture were defined. The characteristics of the dialogue culture "power-society" in the Internet space were identified on 3 chosen examples (Murmansk region, Vologda region, Arkhangelsk region). The further comparative analysis was based on these characteristics.

Keywords: internet, culture, dialogue's culture, government, society, interaction.

References

1. Vasilenko L.A. Mekhanizmy sotsial'nogo vzaimodeystviya gosudarstvennoy sluzhby i grazhdanskogo ob-shchestva//GosudarstvennayasluzhbavsovremennoyRossii. M.: Izd-voINION, 2003.102-112s. [Vasilenko, L.A.

(2003) Mechanisms of social interaction of public service and civil society. Public service in modern Russia, Moscow],

2. GrachevM.N. Politicheskaya kommunikatsiya: teoreticheskie kontseptsii, modeli, vektory razvitiya: Mono-grafiya. - M.: Prometey, 2004. - 328 s. [Grachev, M.N. (2004) Political communication: theoretical concepts, models, vectors of development, Moscow],

3. Corrado, A. and Firestone Ch., eds. (1996). Elections in Cyberspace: Toward a New Era in American Politics. Washington, DC: Aspen Institute.

4. Vershinin M.S. Politicheskaya kommunikatsiya v informatsionnom obshchestve: perspektivnye napravleniya issledovaniy // Aktual'nye problemy teorii kommunikatsii: sbornik nauchnykh trudov. - SPb. - Izd-vo SPbGPU, 2004. - C. 98-107. [Vershinin, M.S. (2004) Political communication in the information society: promising ways of research. Actual problems of communication theory: collection of scientific papers, Saint-Petersburg],

5. Dobren'kovV.I, Kravchenko A.I. Metodysotsiologicheskogo issledovaniya: Uchebnik. M., 2004.768 s. [Do-bren'kov, V.l, Kravchenko, A.I. (2004) Methods of sociological research, Textbook, Moscow],

6. Vasilenko L.A. Metodologiya i metodika issledovaniya internet-kommunikatsiy // III Mezhdunarodnaya sot-siologicheskaya konferentsiya«Prodolzhaya Grushina». M.: 2013. [Vasilenko, L.A. (2013) ‘Methodology and technique of the research of internet-communications’, Conference Proceedings, III International Sociological Conference "ProdolzhayaGrushina", Moscow],

7. Slovar' sotsiolingvisticheskikh terminov. / Red. V.Yu. Mikhal'chenko. M., 2006. [Mikhal'chenko, V.Yu. (ed.) (2006) The dictionary of sociolinguistic terms, Moscow],

8. Kul'turologiya: kratkiy tematicheskiy slovar' / Pod red. Drach G.V., Matyash T.P., 2001. [Drach, G.V., Matyash, T.P. (ed.) (2001) Cultural studies: a short thematic dictionary, Moscow],

9. Grossman, L.K. (1995). The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. New York: Viking.

10. Browning, G. (1996). Electronic Democracy: Using the Internet to Influence Politics. Wilton, CT: Online Inc..

■ ■ ■ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ АНОМИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Автор: ВОЛЬВАЧ Р.В.

ВОЛЬВАЧ Роман Валентинович, Институт современных коммуникационных систем и технологий Международной академии бизнеса и управления (г. Москва), старший преподаватель кафедры связей с общественностью, аспирант кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Адрес: 129594, Москва, 5-й проезд Марьиной Рощи, д. 15-а.

Тел./факс +7 (495) 688-88-63. E-mail: alphamonitoring@gmail.com

Аннотация: в статье рассматривается влияние СМИ на российское общество в условиях неразвитости социокультурных регуляторов. Изучается корреляция пропагандируемых СМИ ценностей и норм и нравственных ценностей россиян.

Ключевые слова: информационное влияние, социокультурные регуляторы, аномия, общественное мнение, общественное сознание.

Как известно, в кризисные периоды развития общества резко возрастает роль средств массовой информации.

Так, в советский период развития российского общества СМИ использовались как средство пропаганды ценностей и норм социалистического общества, например, высокой грамотности населения и высокой квалификации рабочих и служащих. Поскольку доступ кобразованию всехуровней был всеобщим и равным, это служило своего рода гарантией достижения данных целей легитимными средствами.

Однако, получив в начале 90-ых годов XX века свободу и независимость, СМИ стали средством пропаганды норм и ценностей общества другого культурно-исторического типа.

По мнению Н.Е. Марковой, «отсутствие идеологии, продекларированное в Конституции РФ, открыло беспрепятственное движение новым информационным потокам» [1, С. 85]. В условиях отсутствия официальной идеологии и кризиса духовной культуры, в российском информационном пространстве были представлены нормы и ценности рыночного капиталистического общества, призванные вестернизировать общественное сознание россиян, подготовить их к восприятию идеи периферийное™ России. По мнению Александра Зиновьева, «запад всегда стремился и стремится к колонизации России и куничтожению ее статуса как великой державы, даже к исчезновению ее «со сцены истории» [2].

Смена политического строя, демократизация общественных отношений вступили в противоречие с неготовностью большей части населения России к восприятию норм и ценностей демократического, «свободного» общества, и породили ситуацию, при которой значительная часть российских граждан воспринимала происходящие в обществе события как нарастающий хаос и анархию. «Переход России от тоталитарного общества к демократическому освободил население страны от необходимости соблюдать старые, советские нормы, но не создал условий для выполнения новых законов и правил» [3, С 158].

Как отмечает В.А. Порыгина, традиционные нормы регламентированного поведения в условиях рынка оказываются недейственными, а новые образцы инновационного поведения населением не усвоены. Поэтому в обществе «процветает нерегулируемая твердыми законами конкуренция, порождающая мошенничество, коррупцию и преступность» [3, С.

126]. Если демократизация общества происходит в условиях отсутствия либо неэффективности юридических механизмов реализации прав и законных интересов граждан и организаций, их охраны и защиты, «растет число тех, кто считает себя выше закона. В обществе растет вседозволенность» [3, С. 199]. По мнению Р. Мертона, «По мере продолжающегося размывания институциональных норм общество становится нестабильным, и в нем появляется то, что Э. Дюркгейм назвал «аномией» (или безнормностью)» [3, С. 248].

Э.Дюркгейм рассматривает общество как нормативную систему, состояние которой определяет его благополучие, поэтому для общества вполне естественно стремление к сохранению своей нормативной базы. В обществе не могут отсутствовать социальные нормы, однако на том или ином историческом этапе или при определенных внешних и внутренних условиях существования общества их количество и эффективность может меняться. Снижение эффективности социальных норм приводит к такому явлению, как аномия (греч. а — отрицательная частица, nomos — закон; фр. anomie — отсутствие закона), т.е. беззаконие, отсутствие норм [3, С.119-121].

Питательную среду для произрастания аномии Э.Дюркгейм видел в переходном состоянии обществ, когда старые социальные нормы утрачивают свое регулирующую и контролирующую роль, а новые еще не утверждены.

По мнению многих авторов, «российское общество следует относить ктипу переходных обществ, которые характеризуются акцентированием экономических целей в ущерб культурным, подвижностью нравственных институционализированных ориентиров, а также отсутствием образцов поведения» [3, С. 148].

С нашей точки зрения, деятельность СМИ в переходном обществе способствует акцентированию экономических целей, особенно целей денежного успеха, а также подвижности нравственных ориентиров и институционализации неправовой свободы.

Выполняя свои социальные функции, СМИ способствуют интернализации норм, правил, культурных образцов поведения на уровне внутренней системы ценностей индивидов.

Люди, как правило, принимают те социальные нормы, этические требования, эстетические принципы, которые длительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип мышления и поведения. Так происходит социализация или ресоциализация индивида в соответствии с нормами, действительными для общества в данный исторический период [6, С.466].

СМИ обладают определенным потенциалом влияния на различные компоненты сознания и поведения людей. В зависимости от целей коммуникатора и/или источника информации, массовая коммуникация в обществе может оказывать влияние на различные компоненты сознания (знания, мнения, интересы, желания, идеи, стереотипы, мировоззренческие установки) и поведения людей (привычки, стереотипы, мотивы, цели) [6, С. 469].

С одной стороны, средства массовой информации России ориентируют поведение людей на ценности рыночного капиталистического общества — индивидуальную наживу и материальный успех. С другой стороны СМИ часто публикуют материалы о девиантных формах обогащения: коррупции, проституции, бандитизме, воровстве, мошенничестве. Частотность сообщений о различных формах девиантного поведения, прежде всего, преступности, а также о безнаказанности преступников, «снижают чувствительность населения к отклонениям, а повторяющиеся конструкты закрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения» [3, С. 300].

Сопряжение двух перечисленных подходов в деятельности СМИ формируют у аудитории российского общества преставления о том, что, во-первых, основным символом жизненного

успеха является богатство, во-вторых, предпринимательская деятельность в современной России сопряжена с различными формами преступного поведения, например, уходотуплаты налогов и взносов, поэтому не может рассматриваться как легитимное средство обогащения.

Сосуществование данных представлений обуславливает состояние фрустрации у аудитории СМИ, которая служит психологическим индикатором возникновения социальной напряженности в российском обществе.

По мнению кинокритика и главного редактора журнала «Искусство кино» Д. Дондурея, современные российские телесериалы транслируют советские архетипы: «девять из десяти предпринимателей — персонажей телефильмов, в сущности, моральные уроды. Наш зритель на протяжении десятилетий утверждается в мысли, что деньги — зло» [7].

На наш взгляд, формирование СМИ негативного отношения кэкономическим институтам современного российского общества (предпринимательство, собственность, наемный труд) отчасти объясняет тот факт, что по данным всех опросов общественного мнения, значительная часть населения России воспринимает существующую экономическую систему как чуждую и глубоко несправедливую [8].

Утверждение денег в качестве единственного символа жизненного успеха, при отсутствии индивидуальных возможностей для достижения этой цели, выступает серьезным мотивирующим фактором для индивидов, готовых к девиантным формам поведения ради достижения этой цели.

В ряде исследований было показано, что «в некоторых специализированных областях порок и преступление являются «нормальной» реакцией на ситуацию, когда культурный акцент на денежный успех был усвоен, а доступ к общепризнанным и законным средствам достижения этого успеха — почти полностью перекрыт» [5, С. 261].

«Именно когда система культурных ценностей превозносит до небес, ставит буквально выше всего некоторые общие цели успеха и навязывает их всему населению в целом, в то время как социальная структура жестко ограничивает или полностью перекрывает для значительной части того же самого населения доступ к одобряемым способам достижения этих целей, — именно тогда принимает широкие масштабы девиантное поведение» [5, С. 263-264].

По мнению авторов, «если символы денежного успеха становятся общими для всего населения целями и каждый волен на них ориентироваться, асоциальная структура, политический режим или административная система строго ограничивают или полностью закрывают (для больших социальных групп - прим. автора) доступ кзаконным способам достижения этих целей, то расширяется диапазон не просто девиантного (отклоняющегося, но законного), но делинквентного (противозаконного) поведения. Неизбежно возрастает степень социальной напряженности» [3, С. 151].

Аномия формирует в российском обществе альтернативные типы поведения, включая альтернативное экономическое поведение, которые, тем не менее, должны осуществляться в рамках закона, иначе их можно рассматривать как криминальное поведение. Таким образом, все члены общества должны избирать легальные пути достижения целей, которые занимают высокое положение в иерархии культурных ценностей. Это определяет эффективность функционирования общества. «Общество будет функционировать эффективно когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов» [9, С. 110].

По мнению ряда социологов, состояние аномии или неинституционализированной свободы российского общества, утверждающее принцип «совершай все, что хочешь,

если можешь избежать правосудия», «способно удовлетворить небольшие группы людей, усвоивших неформальные нормы поведения... Их характерная черта — умение и желание действовать вне закона и вопреки ему. Но состояние аномии не можетудов-летворить ту часть социально активного населения (интеллигенция и предприниматели), которая предпочитает легальный бизнес и действия в рамках закона» [3, С. 148].

Условия социальной среды, при которых для достижения денежного успеха требуется пренебрегать моральными нормами и преступать закон, естественным образом вступают в противоречие с этическими установками людей.

В обществе не должен развиваться конфликт между культурными ценностями и социальными нормами. Противоречие между ними указывает на состояние аномии общества. Однако для современного российского общества такой конфликт характерен [8]. В тоже время, в других странах (США, Европа), поданным исследований, «существует высокий уровень корреляции между законопослушанием, принятием общественных ценностей и реализацией успешных практик» [8].

Конфликт между средствами достижения денежного успеха и этическими установками людей в свою очередь формирует в обществе запрос на социальный порядок и справедливость. Социальный порядок, согласно опросам Института социологии РАН, «остается для россиян некоей «сверхценностью», занимающей, наряду со справедливостью и свободой, место в числе трех важнейших ценностных компонент» [10].

Социальный порядок, по мнению многих россиян, должен обеспечивать как свободу индивидов и их общностей, таки безопасность. Запрос на социальный порядок обусловлен не социокультурной традицией или рабской психологией русских людей, а реакцией общества нахаотичность тех общественных процессов, с которыми сталкивалась страна на протяжении последнего десятилетия [8].

Социальный порядок мы определяем как состояние общественных отношений, при котором индивид в своем стремлении кдостижению культурных целей осознает ожидаемое от него обществом либо социальной группой поведение и действует в соответствии с социальными нормами, предполагая, что и другие члены общества в аналогичных ситуациях также будут руководствоваться этими нормами. По мнению Р. Мертона, «Сеть ожиданий, конституирующая всякий социальный порядок, поддерживается модальным поведением его членов, выражающим подчинение установленным, хотя, возможно, и постоянно меняющимся культурным образцам. И лишь благодаря тому, что поведение, как правило, ориентируется на основные ценности общества, мы можем говорить о том, что скопление людей образует общество. До тех пор, пока не сложился запас ценностей, разделяемых взаимодействующими индивидами, существуют только социальные отношения, если можно так назвать беспорядочные взаимодействия людей, — но не общество» 5, С. 256].

Система ценностей личности, превращение массовой информации в часть этой системы являются главным объектом и целью воздействия СМИ в современном обществе. Деятельность СМИ в обществе является одним из главных факторов формирования ценностей, разделяемых взаимодействующими индивидами. СМИ также ориентируют поведение людей на основные ценности общества [6, С. 469].

Подходы современного кинематографа к определению социального порядка и социальной справедливости отличаются от доминирующих в обществе представлений о значениях данных категорий. Так, в современных телефильмах социальная справедливость представлена следующей формулой: «негодяй всегда должен быть наказан, неважно, сядет ли он в тюрьму или ему просто набьют морду» [11].

В тоже время, согласно исследованию «Политические и мировоззренческие ценности россиян и трансформация партийно-политической системы страны», проведенному Центром политической конъюнктуры совместно со ВЦИОМ, наиболее распространенной среди россиян является трактовка социальной справедливости как равенства всех граждан перед законом (35% респондентов). 15% россиян рассматривают социальную справедливость как равенство стартовых возможностей [12].

Мы склонны рассматривать равенство всех граждан перед законом и равенство стартовых возможностей как взаимообусловленные понятия, когда одно вытекает из другого. Эти формы равенства в обществе должны быть закреплены юридически и обеспечены государством. Так, юридическим основанием равенства стартовых возможностей выступает гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (п.2 ст.19 Конституции РФ).

Действия граждан и должностных лиц, нарушающие права и свободы других лиц, обуславливают фактическое неравенство стартовых возможностей, поскольку препятствуют реализации гражданами своих прав и свобод. Так, незаконный отказ в приеме на работу препятствует реализации гражданином конституционного права на труд. Приказы руководителей ВУЗов о зачислении в студенты с обучением за счет средств государственного бюджета лиц, не прошедших конкурс, препятствуют реализации права гражданина бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении, закрепленного п.З ст.43 Конституции РФ.

Таким образом, равенство стартовых возможностей может быть достигнуто путем создания условий для беспрепятственной реализации каждым гражданином принадлежащих ему прав, в том числе путем охраны и защиты его прав со стороны уполномоченных государственных органов.

Как показывают опросы, в общественном мнении доминируют суждения, которые рассматривают социальную справедливость как равенство всех граждан перед законом и равенство стартовых возможностей [10] (см. рис.1).

Рис. 1. Понимание россиянами социальной справедливости (закрытый вопрос, один вариант ответа), %

В равенстве всех граждан перед законом 35

В том, чтобы уровень жизни всех был примерно одинаковым, не было бы ни... 18

В том, чтобы каждый мог достичь того, на что он способен 15

В том, чтобы положение каждого члена общества зависело от его трудовых усилий 11

В гарантиях для социально незащищенных, социальной справедливости 10

Никакой социальной справедливости не было и никогда не быдет 7

Ни с чем из этого я не согласен

Затрудняюсь ответить 3

В тоже время, доминирующим в обществе представлениям о социальной справедливости противоречат транслируемые современными телефильмами установки, которые, по мнению Д. Дондурея, определяют, что люди не должны согласовывать свое поведение с моральными и правовыми нормами, поскольку их нет, либо они утратили авторитет в обществе, а руководствоваться исключительно понятиями криминальной социальной среды («жить по понятиям»), учиться самостоятельно давать отпор, никому не доверять и уметь давать взятки [7].

Таким образом, если люди не будут руководствоваться институционализированными нормами, тогда их поведение будет определяться понятиями криминальной социальной среды. В связи с этим Э.Дюркгейм указывал, что невозможна абсолютная аномия, т. е. полное отчуждение от нравственных норм: «если люди не подчиняются одним нормам, это означает, что в этот момент они подчиняются другим нормам» [3, С. 119]. Следовательно, трансляция современными телефильмами определенныхустановок сознания и поведения провоцирует отказ от институционализированных норм и принятие соответствующих норм криминальной социальной среды.

Подведем предварительные итоги.

1. Деятельность средств массовой коммуникации обеспечивает трансляцию культурных ценностей на аудиторию российского общества. Этим она способствует усвоению культурных ценностей в обществе.

2. СМК формируют привлекательные для большей части аудитории российского общества образы денежного успеха. Это обеспечивает усвоение культурного акцента на денежный успех.

3. Трансляция СМК ценностей обогащения обуславливает их принятие большими социальными группами, в то время как неэффективное правовое регулирование экономических отношений в российском обществе и незащищенность экономических субъектов препятствуют доступу кзаконной экономической деятельности как средству обогащения. Таким образом, трансляция СМК символов денежного успеха вступает в противоречие с отсутствием легитимных путей достижения такого успеха для больших социальных групп, что обуславливает ситуацию аномии российского общества в соответствии с подходом к аномии Роберта К. Мертона.

4. В условиях аномии российского общества смыслы, которые воспроизводят современные телевизионные сериалы в сознании аудитории, препятствуют формированию социального порядка и социальной справедливости в российском обществе.

Список литературы

1. Маркова Н.Е. Цивилизация: информационный комплекс // «Проект Барьер». Сборник статей. М., ИСЭПНРАН, 2004. 103 с.

2. Кирквуд М. Понятие идеологии в творчестве Александра Зиновьева. Доклад на второй международной конференции “Зиновьевские чтения в Московском университете” 6-7 ноября 2008 года в МГУ им. М.В.Ломоносова//Информационный интернет-портал «Академия Зиновьева».

11Р1_: http://zinoviev.org/az/alexander/klub/ponyatie-ideologii/

3.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15т. Т. VI: Социальные деформации. - М., ИНФРА-М, 2005. 1072 с.

4. Добреньков, В.И. История западной социологии (20-60-е гг. XX в.): учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040201 "Социология". М., Альма Матер: Академический проект, 2012.600 с.

5. Мертон, Роберт К. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон; [пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др.]. М.: АСТ: Хранитель, 2006. 873 с.

6. Василик М.А. и др. Основы теории коммуникации: учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М., Гардарики, 2003. 615 с.

7. Москаленко Л. Нужен анализ транслируемых ценностей: интервью главного редактора журнала «Искусство кино» Д.Дондурея / Эксперт. №38 (820), 2012.

8. Петухов В. В. Ценностная палитра современного российского общества: «идеологическая каша» или поиск новых смыслов? // Мониторинг общественного мнения», №1 (101), 2011.

9. Фролов С.С. Основы социологии: учебное пособие. - М., Юристъ, 1997. 343 с.

10. Российское общество: мировоззрение, социальные установки, духовные предпочтения: фрагменты аналитического доклада Института социологии РАН //ISRAS.RU: Веб-сайт Института социологии Российской академии наук. Интернет ресурс: http://isras.ru

11. Негодяй должен быть наказан: интервью режиссера С. Гинзбурга / Эксперт. № 38 (820), 2012.

12. Политические и мировоззренческие ценности россиян и трансформация партийно-политической системы страны / IGPI.RU: Веб-сайт международного института гуманитарно-политических исследований. Интернет ресурс: http://www.igpi.ru/info/peopie/byzov/grant.pdf

■ ■ ■ MASS MEDIA ACTIVITY IN THE ANOMIE OF THE RUSSIAN SOCIETY

Author: VOLVACH R.V.

VOLVACH Roman Valentinovich, senior teacher of the Department of Public Relations of the International Academy of Business and Management, post-graduate student of the Department of Public Relations and Media Policy, Institute of State Service and Human Resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Address: 5th Drive of Maryina Roshchi, Moscow, 129594.

Tel./fax +7 (495) 688-88-63. E-mail: alphamonitoring@gmail.com

Annotation. The article examines the impact of the mass media in Russian society in the conditions of underdeveloped sociocultural regulators. Examines the correlation of values and norms promoted by the mass media and moral values of the Russian people.

Keywords: informational influence, social and cultural regulators, anomie, public opinion, the public conscience.

References

1. Markova N.E. Civilizaciia: informacionnyiy kompleks. — M.: ISEPN RAN, 2004. — 103 str. [Markova, N. E.

(2004) Civilisation: information complex, Moscow],

2. KirkvudM. Poniatie ideologii vtvorchestve AleksandraZinov'eva. Doklad navtoroiy mezhdunarodnoiy kon-ferencii "Zinov'evskie chteniiav Moskovskom universitete" 6 - 7 noiabria 2008 goda vMGU im. M.V.Lomonosova // Informacionnyiy internet-portal "Akademiia Zinov'eva". Available: http://zinoviev.org/az/alexander/klub/pony-atie-ideologii/ [Kirkvood, M. (2008) Concept of ideology of Alexander Zinovyev's creativity, Moscow],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Fundamental'naia sociologiia: V 151. T. VI: Social'nye deformacii. — M.: INFRA-M, 2005.1072 str. [Dobrenkov, V. I., Kravchenko, A.I. (2005) Fundamental sociology: In 151. T. VI: Social deformations, Moscow],

4. Dobren'kovV.I. Istoriiazapadnoiysociologii(20-60-egg.XXv.): uchebnikdliastudentovvysshihuchebnyh zavedeniiy, obuchaiushihsia po napravleniiu 040201 "Sociologiia" — M., Al'ma Mater: Akademicheskiiy proekt, 2012.600 str. [Dobrenkov, V. I. (2012) History of the western sociology (the 20-60th of the XX century), Moscow],

5. Merton, Robert K. Social'naia teoriia i social'naia struktura / Robert Merton; [per. s angl. E.N. Egorovoiy i dr.], — M., AST: Hranitel', 2006. —873 str. [Merton, Robert K. (2006) Social theory and social structure. Moscow],

6. VasilikM.A. Osnovy teorii kommunikacii: uchebnik/Pod red. prof. M.A. Vasilika. - M., Gardariki, 2003. 615 str. [Vasilik, M.A. (2003) Bases of the theory of communication: the textbook, Moscow],

7. Moskalenko L. Nuzhen analiz transliruemyh cennosteiy: interv'iu glavnogo redaktora zhurnala "Iskusstvo kino" D.Dondureia / Ekspert. № 38 (820), 2012. [Moskalenko, L. (2012) The analysis of broadcast values is necessary: interview of the editor-in-chief of the Iskusstvokino magazine D. Dondureya. Expert. No 38 (820), pp. 19-27].

8. Petuhov V. V. Cennostnaia palitra sovremennogo rossiiyskogo obshestva: "ideologicheskaia kasha" ili poisk novyh smyslov? // Monitoring obshestvennogo mneniia, №1 (101), 2011. [Petuhov V.V. (2011) Valuable palette of modern Russian society: «ideological porridge» or search of new senses. The Monitoring of public opinion: economic&social changes.No 1( 101), pp. 6-23].

9. Frolov S.S. Osnovy sociologii: uchebnoe posobie. — M., lUrist", 1997. — 343 str. [Frolov S. S. (1997) Sociology bases: manual, Moscow],

10. Rossiiyskoe obshestvo: mirovozzrenie, social'nye ustanovki, duhovnye predpochteniia: fragmenty analiticheskogo doklada Instituta sociologii RAN // ISRAS.RU: Veb-saiyt Instituta sociologii Rossiiyskoiy akademii nauk. Available: http://isras.ru [Russian society: outlook, social installations, spiritual preferences: fragments of the analytical report of Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow],

11. Negodiaiydolzhen byt' nakazan: interv'iu rezhissera S.Ginzburga/ Ekspert. № 38 (820), 2012. [The villain should be punished: interview of the director of S. Ginzburga, Expert. 2012, no 38 (820), pp.19-27].

12. Politicheskie i mirovozzrencheskie cennosti rossiian i transformaciia partiiyno-politicheskoiy sistemy strany / IGPI.RU: Veb-saiyt mezhdunarodnogo instituta gumanitarno-politicheskih issledovaniiy. Available: http://www.igpi.ru/info/people/byzov/grant.pdf [Political and wo rldoutlookvalues of Russians and transformation of party political system of the country, Moscow],

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИИ COMMUNICATION AND INNOVATIONS: PRACTICE AND TECHNOLOGY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.