Научная статья на тему 'Деятельность советского государства по реформированию высшей школы в период с 1928 по 1934 гг. (по материалам Уральской области)'

Деятельность советского государства по реформированию высшей школы в период с 1928 по 1934 гг. (по материалам Уральской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анашкин Э. Н.

The article describes some separate measures taken by the Soviet Government as a component of modernization on a personnel training system in accordance with the political interests in industrialization. In the author s opinion taking into account and thinking over the experience of the period reforms of the educational system will allow to follow successfully the chosen concept aimed at modernizing the educational system of Russia nowadays.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET STATE WORK IN HIGH SCHOOL REFORMING IN 1928-1934. (

The article describes some separate measures taken by the Soviet Government as a component of modernization on a personnel training system in accordance with the political interests in industrialization. In the author s opinion taking into account and thinking over the experience of the period reforms of the educational system will allow to follow successfully the chosen concept aimed at modernizing the educational system of Russia nowadays.

Текст научной работы на тему «Деятельность советского государства по реформированию высшей школы в период с 1928 по 1934 гг. (по материалам Уральской области)»

Магнитогорске Макаровой Н.Н. в 2008 г. Л.7; Воспоминания Трубиной Л.Т., 1934 г.р., записано в Магнитогорске Макаровой Н.Н. в 2008 г. Л.4.

73. ОГАЧО. Ф. П-234. Оп.1. Д.109. Л.14.

74. Как правило, наиболее активное участие в творческой деятельности принимали магнитогорцы в возрасте до 30 лет, не обремененные семейными обязанностями и заботой о детях. Наименее активными оказывались семейные горожане.

75. Костюрина Н.Ю. Новый город как модель советской культуры (на материалах г. Комсомольск-на-Амуре 1930-1950-х гг.). Владивосток, 2005.С.138.

FROM THE HISTORY OF DAILY LIFE OF SOVIET CITY: MAGNITOGORK PEOPLE'

LEISURE (1929-1935)

N.N. Makarova

The soviet authority aspired to use all free time of the population for education of a new person — the person of the socialist society that is a patriot, a worker and a fighter for justice. Magnitogorsk became a vivid example of a new way of life for all Soviet Union, including organization of leisure. So, local and central authorities paid significant attention to formation of various forms of leisure of the population. The author examines specified programms of pastime at Magnitogorsk population and analyzes the reasons of their failure.

© 2008 г.

Э.Н. Анашкин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД

С 1928 ПО 1934 гг. (По материалам Уральской области)

Кардинальная модернизация всей системы общественного устройства требует, в конечном счете, и обновления системы образования. Это отражено в нормативных документах, определяющих современное российское образование: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Стратегия модернизации содержания общего образования». В своем Послании Федеральному собранию от 2007 года президент Российской Федерации В.В. Путин заметил, что целый ряд национальных программ, особенно в образовании, стали, по сути, совместными программами федерального правительства, региональной и местной власти, а нередко и отечественного бизнеса. Осуществляется поддержка вузов, использующих современные методы обучения1. Методы управления системой образования, интеллектуальными ресурсами и содержание системы образования неизбежно оказывают свое влияние на формирование нового типа исторического развития, развития системы

образования в целом, следовательно, стимулирует и реформирует не только систему образования, но и заставляет все общество обращать внимание на остро стоящие задачи.

Общество должно учесть опыт прошлого и применить его к современности. Например, это задачи ускоренной индустриализации, социальных преобразований, которые начались в конце 1920-х гг., заставляли государство корректировать систему подготовки профессиональных кадров. Перед нами стоят следующие задачи: выявить, какие формы реформирования системы высшего профессионального образования применялись в тот период, характер, источники финансирования системы высшего образования.

В 1928 году на июльском Пленуме ЦК ВКП(б) было отмечено, что существовавшая система подготовки специалистов с высшим образованием была неудовлетворительной. Подготовка специалистов велась вне связи с промышленностью и другими отраслями народного хозяйства СССР, была не приспособлена к требованиям и темпам его развития. ЦК предложил приступить к скорейшему развитию сети отраслевых вузов. В резолюции ноябрьского Пленума ЦК ВКП(б) в 1929 году было записано: «Необходимо расширить сеть вузов нового типа с резко выраженной специализацией по определённым отраслям народного хозяйства».

Началась широкая реорганизация вузов СССР. Это было положительным моментом, так как нужны были специалисты для различных секторов экономики, значительно увеличилось количество технических вузов. С этим связано, например, выделение из Пермского университета в 1930 году ряда самостоятельных институтов, в том числе медицинского, сельскохозяйственного и педагогического институтов, последний стал называться Пермским индустриально-педагогическим институтом. На педагогический институт, как на учебное заведение Урала, возлагалась обязанность в кратчайший срок обеспечить потребности Урала в педагогических кадрах, соответствующих по своей подготовке требованиям политехнической школы и задачам коммунистического воспитания2. Для пединститута был составлен новый учебный план, существенно отличавшийся от плана педфака университета. Помимо профилирующих дисциплин, он включал такие предметы, как организация производства, технология металлов и дерева, машиноведение и электротехника. Увеличивались сроки прохождения педпрактики, расширялась материальная база за счет использования для этого не только школ, но и техникумов. Кроме педпрактики, студенты обязаны были проходить производственную практику на производственных предприятиях. С самого начала широко развернулось заочное и курсовое обучение.

В соответствии с указанием ЦК ВКП(б) уральские партийные органы в 1929 году разработали пакет мероприятий. Они были направлены на корректировку социального состава кадров, готовящихся в системе высшего и среднего специального образования. 16 августа 1929 года бюро Уральского областного ВКП(б) обсудило вопрос «О системе мероприятий по подготовке рабочих и их детей в вузы и техникумы» и рекомендовало окружным комитетам партии, обкому комсомола и Уральскому отделу народного образования провести на предприятиях широкую кампанию по вербовке на учебу рабочих и батраков3. Эта поли-

тика давала различные результаты. Задача взрастить научные кадры из пролетарской среды позволяла части талантливой молодежи получить специальность. Но наряду с этим наблюдалось снижение теоретического уровня подготовки кадров, имел место упрощенческий подход в подготовке, студенты имели недостаточный уровень знаний, усилилась неприязнь к представителям других социальных слоёв. 20 августа 1929 года областной комитет ВКП(б) обсудил вопрос «О массовой политической и культурной работе в колхозах» и предложил создать курсы по подготовке колхозников и их детей в техникумы, рабфаки, вузы и втузы, а также обеспечить детей батраков и бедняков материальной помощью на время учебы за счёт специальных фондов. Было предложено организовать более 50 подготовительных пунктов на 5 тысяч человек, из них в вузы — 940, в техникумы — 2940 и на рабфаки — 580 человек.

Материальное обеспечение подготовительных отделений было поручено государственным, хозяйственным и общественным организациям. Уральский отдел народного образования ассигновал на эти нужды 162 тысячи рублей, промышленные предприятия — 175, Уральский совет профессиональных союзов — 113, совхозсоюзы — 10, колхозсоюзы — 12 тысяч рублей.

В 1930-е годы все недостатки учебной работы связывались с ослаблением коммунистического воспитания либо с происками так называемых классово чуждых элементов. Об этом, например, говорится в архивных данных Магнитогорского горно-металлургического института: «Враги народа, находящиеся в руководстве втуза, народного комиссариата тяжелой промышленности, а также в различных организациях города, проявили весьма большой интерес к только что организованному молодому втузу. Враги народа: педагоги Бакунин и Косенко своей работой стремились подорвать веру в свои силы у молодых рабфаковцев. Они им внушали, что они напрасно теряют время, что рабфак не для них. На работу посылаются педагоги, подрывающие основы Советской власти, извращающие на лекциях смысл стахановского движения»4. По большей части эти факты не соответствовали действительности, поскольку они фабриковались репрессивными органами. В результате реализации постановлений ЦК ВКП(б) уже осенью 1930 года социальный состав студентов, принятых в российские втузы, представлялся в следующем виде: рабочих — 77%, служащих — 11 %, крестьян — 7 %, прочих — 6,3 %»5. Ниже приведены данные по Уралу. «На Урале социальный состав рабочих в индустриальных техникумах был 72 %. В Уральском политехническом институте он составлял 68 %»6.

В соответствии с решениями пленумов ЦК ВКП(б) высшая школа все более усиливала свои связи с производством. Отраслевые вузы были прикреплены к соответствующим наркоматам, что давало возможность быстро учитывать постоянно возникающие потребности производства. Одновременно разгружалось ведомство Наркомпроса, которое уже было не в состоянии справиться с подготовкой квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства. Передача высших учебных заведений промышленности и значительное расширение их сети вызвали колоссальную потребность в студентах для этих вузов. Реформа не обошла также такое учреждение, как рабфак, которое являлось важным каналом для подготовки широких народных масс в вузы. Учебные программы рабфаков имели общественно-экономический или технический уклон.

Например, в 1929 году на Урале имелась следующая сеть рабфаков: 1) дневные рабфаки — в Свердловске, Перми, Нижнем Тагиле, Златоусте; 2) вечерние рабфаки — в Свердловске, Перми, Златоусте, Лысьве, Надеждинске, Чусовом; 3) отделения для национальных меньшинств — при Свердловском и Пермском дневных рабфаках7.

До 1934 года вузы комплектовались за счет рабфаков. Например, в 1932 г. на рабфаке Уральского политехнического института училось около 900 человек8.

Существовавшая сеть рабфаков ни в коей мере не могла удовлетворить возросшие запросы высшей школы.

В феврале 1930 г. Наркомпросом было принято постановление «О специализации и прикреплении рабфаков к вузам и втузам». В постановлении указывалось, что в соответствии с решением ноябрьского (1929 г.) Пленума ЦК ВКП(б) на рабочих факультетах вводится специализация, отдельные рабфаки прикрепляются к вузам и втузам. Следующим постановлением Наркомпроса, принятым в апреле 1930 г., устанавливалось, что рабфаки должны были обслуживать преимущественно вузы той области, где они располагались. Исходя из этого положения, распределение студентов, окончивших рабфаки, по втузам и вузам должно было производиться краевыми и областными отделами народного образования. Централизованное комплектование рабфаков было отменено. Отбор поступающих производился через соответствующие профсоюзные, партийные и комсомольские организации краевых и областных отделов народного образования по рекомендации предприятий, совхозов и колхозов. Была также расширена сеть вечерних рабфаков. Президиум Уральского областного совета профессиональных союзов выработал решение от 19 февраля 1930 года о развёртывании дополнительной сети курсов по подготовке рабочих и их детей в высшие и средние учебные заведения. Численность слушателей вечерних курсов в Уральской области была доведена до 7 тысяч. Необходимость подготовки пролетарских кадров доводилась до предприятий. Особо оговаривалась необходимость комплектования курсов в процентном отношении женщинами и нацменами.

По данным в докладе секретаря Уральского обкома ВКП(б) на X Уральской областной партконференции о подготовке кадров и культурной революции в июне 1930 г отмечалось: «В Пермском университете, Уральском политехническом институте, индустриальных, сельскохозяйственных и педагогических техникумах обучалось в 1929 году 10 тысяч человек, в 1930 уже 19500 человек»9. Эта, казалось бы, отлаженная система подготовки кадров встречала на своем пути трудности. В частности, несвоевременное ее финансирование со стороны отдельных государственных и хозяйственных организаций, например, Уралме-та, Уралугля, Калийтреста, Союззолота. Зачастую оно было недостаточным или осуществлялось по остаточному принципу. Это тяжелое финансовое положение в значительной мере и определяло скудость средств, выделяемых на нужды высшей школы. Кроме всего прочего, сказывались дефицит преподавателей, слабость материальной базы, дефицит литературы и т.д. Образовательный уровень как научно-педагогических кадров, так и выпускников вузов оставлял желать лучшего. Вследствие этого снижался научный потенциал страны. Из учебных программ были исключены многие фундаментальные науки, которые при-

сутствовали там до 1917 года. Вместо них появились дисциплины идеологической направленности, например, теория марксизма-ленинизма, история ВКП(б) и т.п.

На развитии высшего образования также отрицательно сказались негативные последствия Гражданской войны, голод в начале 1920-х годов, кризис НЭПа. В рассматриваемый период в стране уже складывалась тоталитарная система. Властные полномочия государственных и хозяйственных органов подменяли партийные органы, шел процесс формирования культа личности, начинались репрессии. Серьезный удар получили научные кадры в результате репрессий и на Урале. В 1929 году было закрыто Уральское общество любителей естествознания, основную часть которого составляли ученые, сформировавшиеся еще до 1917 года. В этом же году началась фабрикация дела так называемого Уральского инженерного центра, который еще называют «Уральской Промышленной партией»; по делу были арестованы многие инженерные работники, ведущие уральские ученые10. Период с 1928 по 1934 годы XX века представлял собой особый этап в системе подготовки профессиональных кадров. Здесь можно говорить о закладке учреждений высшего образования. В целом, несмотря на недостатки в организации учебного процесса и большие трудности в создании материальной базы, система подготовки профессиональных кадров расширялась. Система высшего образования формировалась с учетом государственной политики индустриализации. Были заложены основы подготовки специалистов различного профиля, что способствовало решению задач, стоящих перед страной.

До рассматриваемого периода социальный состав населения на Урале преимущественно состоял из крестьянства. На Урале крестьянство в своем большинстве представляло собой средний класс, который имел крепкие хозяйства. Специфика Урала состояла в том, что развернувшаяся индустриализация заставила огромные массы крестьянства сменить свой привычный уклад жизни, и они были брошены в пекло первых пятилеток. Помимо этого на Урал направлялись спецпереселенцы, где их труд применялся для индустриализации. Уральский регион был одним из главных регионов, где проводилась индустриализация. Вследствие этого здесь были большие потребности в инженерно-технических кадрах, шел процесс создания технических вузов. До рассматриваемого периода Урал преимущественно был аграрно-индустриальным, впоследствии он стал индустриальным.

Для настоящего периода в России также важно обозначить потребности общества в преобразовании высшей школы, и совместными усилиями, а не только государства, но и с участием общества, отдельных производственных единиц, представителей деловых структур скорректировать систему подготовки профессиональных кадров высшей школы в нужном направлении. Под этим подразумевается не только целевое финансирование образовательных программ, выявление одаренной молодежи посредством распределения грантов, проведения олимпиад, в том числе предпринимательских, и многие другие проекты, необходима системная подготовка профессиональных кадров, потребность в которых испытывает российская экономика сегодня. Для выполнения этого необходимо разработать механизмы, создать вузы для их подготовки, ре-

формировать существующие. В истории уже был такой опыт в рассматриваемый период, когда многие хозяйственные, производственные организации наряду с государственными органами осуществляли финансирование системы высшего образования. По данным специалистов Росбизнесконсалтинга, в России до 2004 года наблюдался наибольший ажиотаж, связанный с поступлением в вузы страны. После 2004 года наблюдается существенный спад. Объясняется это демографической ситуацией, когда пик рождаемости приходился на 1985—1986 годы. Наибольшей популярностью в настоящее время в высших учебных заведениях пользуются специальности «юриспруденция» и «экономика». Переизбыток юристов и экономистов наблюдается уже не первый год11. В то же время, например, остро ощущается дефицит инженерно-технических работников. Эта ситуация созвучна с периодом 1928—1934 гг., периодом индустриализации, когда стране нужны были профессиональные кадры для различных отраслей промышленности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Послание Президента Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию // Известия. 27 апреля 2007 г. С. 3.

2. Пермский государственный университет. Пермь, 1966 . С. 8.

3. Гришаев П.В. Школьный всеобуч на Урале в условиях строительства социализма (1926-1937). Челябинск, 1982. С. 38.

4. МГА. Ф.132 Оп.1 Д.10. С. 5.

5. Культурное строительство в РСФСР. 1928 - 1941: документы и материалы. М., 1985. Т. 2. Ч. 1. С. 271.

6. Культурное строительство на Среднем Урале. 1917-1941. Свердловск, 1984. С. 239.

7. Центр Документации Общественных Объединений Свердловской Области. Ф.4 Оп. 33Д.336. С. 108.

8. Постановление бюро Уралобкома ВКП(б) по докладу о работе Пермского государственного университета и пединститута // За большевистское изучение истории партии: сб. материалов. Пермь, 1932. С. 71.

9. Х Уральская областная партконференция о культурном строительстве // Просвещение на Урале. Свердловск, 1930. № 6. С. 4.

10. История Урала. ХХвек. Книга 2. Екатеринбург, 1996. С.109.

11. Куда пойти учиться? //Твоя Вертикаль. М., 2004. № 6. С. 6.

SOVIET STATE WORK IN HIGH SCHOOL REFORMING IN 1928-1934.

(ON MATERIALS OF THE URAL AREA)

E.N. Anashkin

The article describes some separate measures taken by the Soviet Government as a component of modernization on a personnel training system in accordance with the political interests in industrialization. In the author s opinion taking into account and thinking over the experience of the period reforms of the educational system will allow to follow successfully the chosen concept aimed at modernizing the educational system of Russia nowadays.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.