Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ВЫСШЕЙ СЛЕДСТВЕННОЙ ШКОЛЫ МВД СССР - ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ВЫСШЕЙ СЛЕДСТВЕННОЙ ШКОЛЫ МВД СССР - ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косяченко В.И., Новохатский Д.А.

В статье раскрываются особенности привлечения личного состава Высшей следственной школы МВД СССР — Волгоградской академии МВД России для выполнения оперативно-служебных задач при несении службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF OFFICIALS OF THE HIGHER INVESTIGATION SCHOOL OF THE USSR MINISTRY OF INTERIOR - THE VOLGOGRAD ACADEMY OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA IN EMERGENCIES

The article draws attention to the peculiarities of engaging the personnel of the Higher Investigation School of the USSR Ministry of Interior — the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia in operational service-related tasks.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ВЫСШЕЙ СЛЕДСТВЕННОЙ ШКОЛЫ МВД СССР - ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

В. И. Косяченко, Д. А. Новохатский

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ВЫСШЕЙ СЛЕДСТВЕННОЙ ШКОЛЫ МВД СССР —

ВОЛГОГРАДСКОЙ АКАДЕМИИ МВД РОССИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

В статье раскрываются особенности привлечения личного состава Высшей следственной школы МВД СССР — Волгоградской академии МВД России для выполнения оперативно-служебных задач при несении службы.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайное положение.

V. I. Kosyachenko, D. A. Novokhatsky

ACTIVITIES OF OFFICIALS OF THE HIGHER INVESTIGATION SCHOOL

OF THE USSR MINISTRY OF INTERIOR — THE VOLGOGRAD ACADEMY

OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA IN EMERGENCIES

The article draws attention to the peculiarities of engaging the personnel of the Higher Investigation School of the USSR Ministry of Interior — the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia in operational service-related tasks.

Keywords: emergencies, state of emergency.

Служебно-боевая деятельность Волгоградской академии МВД России в последние два десятилетия проходила под воздействием радикальных политических, экономических и социальных перемен, вызванных распадом СССР и становлением российской государственности.

Органы внутренних дел как составная часть государственного аппарата управления призваны решать задачи в условиях повседневной жизни страны и при происшествиях криминального характера, чрезвычайных ситуациях природных, техногенных, правовом режиме чрезвычайного или военного положений [1]. Чрезвычайные обстоятельства требуют от личного состава высокой профессиональной подготовки, умения и навыков, постоянной готовности к действиям по обеспечению общественной безопасности.

Учебным планом Высшей следственной школы, а в дальнейшем и Волгоградской академии было определено значительное количество часов на подготовку будущих сотрудников ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Такую подготовку осуществляла кафедра тактико-специальной подготовки (далее — ТСП). Кафедра ТСП как самостоятельное подразделение существует с 1976 г. До этого времени ее преподаватели работали на единой кафедре военно-служебной и физической подготовки. Деятельность коллективов этих двух

кафедр была нацелена на специальную подготовку курсантов и слушателей. Участие личного состава в специальной деятельности не заставило долго себя ждать. Сложная международная обстановка, сложившаяся вокруг московской Олимпиады, обусловила принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности и охране общественного порядка в столице.

14 июля 1979 г. приказом МВД СССР личный состав Высшей следственной школы был направлен в Москву для выполнения специального задания. Более двух месяцев продолжалась служебная командировка слушателей и преподавателей. Личный состав школы сопровождал 286 автобусов, охранял членов иностранных спортивных делегаций. На обеспечение охраны общественного порядка привлекались сотрудники кафедр — С. В. Непомнящий, А. Д. Новохатский, В. В. Молоканов, Г. А. Бе-дошвили.

Приобретенный опыт служебной деятельности пришлось использовать не один раз. Во время проведения в Москве XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1985 г. сотрудники школы осуществляли поддержание общественного порядка, оказывали помощь столичной милиции и службам безопасности в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств. Объектом служебной деятельности стала ВДНХ, где проходили основные мероприятия фестиваля.

Образцово выполняли служебные задачи по охране общественного порядка во время проведения соревнований «Игр доброй воли» в Москве с 4 по 20 июля 1986 г. Личный состав ВСШ МВД СССР охранял автопарк, сопровождал автобусы, осуществлял охрану общественного порядка на улицах города, охранял представителей иностранных спортивных делегаций. К данным мероприятиям привлекались также А. Д. Новохатский, В. В. Молоканов, В. Г. Семенов, А. С. Жолобов, В. И. Кося-ченко, Ю. С. Рогозин, А. П. Мазуров. За образцовое выполнение служебных обязанностей в период проведения игр офицеры были поощрены грамотами и благодарностями Министра внутренних дел генерал-лейтенанта А. Власова.

Особую страницу в истории Волгоградской академии МВД России занимает служебная деятельность в горячих точках страны. Одним из крупных вооруженных конфликтов на территории СССР можно назвать нагорнокарабахский конфликт между Азербайджаном и Арменией. Развитие общественно-политических процессов в странах социалистического лагеря, приведшее к крушению тоталитарных режимов, способствовало тому, что в ряде стран общественная ситуация стала выходить из-под контроля властей. Это, в свою очередь, привело к необходимости применения чрезвычайных мер для стабилизации общественно-политической обстановки в этих странах, а также в ряде регионов Советского Союза, где начались социальные конфликты на межнациональной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами среди мирного населения.

До 1988 г. в СССР не было юридически закрепленного в законодательстве понятия «чрезвычайное положение». В связи с необходимостью применения чрезвычайных мер для стабилизации общественно-политической обстановки в ряде регионов Советского Союза Верховным Советом СССР 1 декабря 1988 г. был принят закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», в соответствии с которым, наряду с военным положением, была предусмотрена еще одна мера — объявление чрезвычайного положения. 22 сентября 1988 г. Верховным Советом СССР было введено особое положение и комендантский час в Нагорно-Карабахской автономной области и Агдамском районе Азербайджана. 23 ноября 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по наведению общественного порядка в Азербай-

джанской ССР и Армянской ССР» особое положение было распространено на Баку, ряд других городов и районов Азербайджана, а также на Ереван [2]. Принятые меры не привели к желаемым результатам, и 12 января 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в Нагорно-Карабахской автономной области была введена так называемая особая форма управления.

В 1988 г. началось активное привлечение сотрудников образовательных заведений МВД России, в т. ч. и личного состава ВСШ МВД СССР, к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, ликвидации массовых беспорядков в населенных пунктах, охране жизни граждан. Более двух с половиной тысяч сотрудников школы охраняли общественный порядок в Республике Азербайджан (г. Баку) и населенных пунктах республики. Это было вызвано масштабностью происходящих событий, а местные ОВД не справлялись с поставленными задачами, порой даже самоустранялись от выполнения своих обязанностей, что способствовало бесконтрольному развитию событий [3]. К несению службы был привлечен личный состав школы: командир батальона И. И. Бондаревский; А. И. Мельников, П. В. Ани-симов, Н. И. Громов, В. Г. Семенов, В. И. Лизен-ко, С. И. Мальцев, С. И. Баев, В. И. Косяченко, В. Ю. Малов.

К июню-июлю 1988 г. в г. Степанакерте и в других районах Нагорно-Карабахской автономной области вновь резко обострилась обстановка. Участились экстремистские вылазки и хулиганские действия в отношении лиц азербайджанской национальности, что вызвало ответную реакцию в Азербайджане [4]. В обеих республиках выдвигались националистические лозунги «Азербайджан для азербайджанцев» и «Армения для армян». Под давлением угроз и провокаций в обеих республиках начались массовые митинги и демонстрации. В сентябре-октябре 1988 г. обстановка оставалась сложной. Продолжались столкновения на межнациональной почве. Участились случаи разбоев, погромов, поджогов, прямых вооруженных столкновений преступников с милицией и войсками. Во второй половине ноября 1988 г. в Азербайджане и Армении многие города оказались охвачены митингами и демонстрациями, на которых выдвигались националистические и антисоветские лозунги. Произошли групповые нарушения общественного порядка в Степанакерте, Кировабаде, Нахичевани и других населенных пунктах. Для

обеспечения общественной безопасности и примирения враждующих сторон в НКАО были направлены дополнительные силы силовых структур, образовательных учреждений МВД СССР. Несколько батальонов из числа сотрудников ВСШ МВД СССР, последовательно сменяя друг друга, постоянно находились в административном центре Нагорного Карабаха — г. Степанакерте. Круг служебных задач включал в себя осуществление мер по поддержанию общественного порядка на улицах города, пресечение любых проявлений межнациональной розни и враждебности, охрану и сопровождение колонн с беженцами и грузом, охрану мест компактного проживания лиц армянской и азербайджанской национальностей, проведение мероприятий по разоружению населения, оказание помощи местным органам правопорядка. Эти задачи решали курсанты и офицеры школы Л. Т. Ро-маненко, В. П. Кудрявцев, В. С. Лихарев, А. Н. Губкин, А. М. Загорулько, С. А. Артемьев, В. К. Якушев, Ю. А. Скибин, А. А. Гаврилов, С. И. Мальцев, В. И. Косяченко.

В г. Мирбашир несли службу в составе батальона И. И. Бондаревский, С. В. Непомнящий, В. Г. Семенов, А. А. Гаврилов, В. И. Горкин, П. И. Алтухов, Г. А. Бедошвили. Батальонам, побывавшим в Закавказье, приходилось решать несвойственные задачи, такие как:

— охрана и оборона одного из министерств Азербайджана;

— выставление заслонов между противоборствующими (враждующими) населенными пунктами;

— выставление блок-постов в приграничных зонах;

— проверка паспортного режима;

— выемка оружия;

— участие в пресечении массовых беспорядков на площади им. В. И. Ленина, в парке им. Самета Варгуна в Баку.

Возникавшие при решении оперативно-служебных задач трудности накладывали определенный отпечаток на их выполнение.

Оперативно-войсковые наряды несли службу в горном селе Лачина. Старшие нарядов А. А. Гав-рилов и В. И. Косяченко с шестью курсантами экипировались ПР-73 и бронежилетами ЖЗЛ-74, четыре солдата срочной службы внутренних войск вооружены АК-74. Боевые патроны им на руки не выдавались. С таким вооружением и экипировкой принимали участие в специальных мероприятиях по проверке паспортного режима, извлекали огне-

стрельное оружие, бутылки с зажигательной смесью. Наряды выполняли задачи в условиях угрозы. Была пресечена попытка применить огнестрельное оружие против наряда. Гражданин, применивший охотничий обрез, был задержан и доставлен в комендатуру района.

Также выполняли задачи по сопровождению ценных грузов из Степанакерта в Кировабад в условиях участившихся случаев вооруженного нападения на автотранспорт. Наряд сопровождения состоял из водителей-военнослужащих внутренних войск МВД СССР, а старшие машин А. А. Гав-рилов и В. И. Косяченко, осуществлявшие сопровождение данного груза, были обеспечены только специальным средством «Черемуха-10» и ПР-73 без оружия. Имеющиеся радиостанции были маломощными и не обеспечивали оперативного решения поставленных задач и связи со штабом батальона в горной местности.

В течение лета 1990 г. продолжалась «каменная война» на дорогах Нагорного Карабаха. Проезд автомашин по ним стал возможен только колоннами с воинским сопровождением. Эту задачу выполняли два специальных батальона нашей академии.

Весной 1993 г. была служебная командировка оперативной группы в г. Нальчик.

В мае 1995 г. батальон в составе 300 человек из учебных заведений МВД России был направлен в г. Москву на торжества в честь 50-летия Победы нашей страны в Великой Отечественной войне и в течение 18 часов находился в группе оцепления на Красной площади.

В 2002 г. курсанты выезжали в Республику Калмыкию для несения патрульно-постовой службы на период республиканских выборов президента.

В июне 2012 г. личный состав академии и курсанты привлекались к ликвидации последствий наводнения при чрезвычайных обстоятельствах в г. Крымске. В августе 2013 г личный состав академии осуществлял несение службы по ООП в г. Волгограде на массовых мероприятиях при проведении байк-шоу, посвященного 70-летию Сталинградской битвы.

И где бы ни были курсанты и сотрудники академии, везде проявляли ответственность в решении служебных задач, добивались их образцового выполнения. На сегодняшний день определенные условия требуют от личного состава органов внутренних дел профессиональных знаний, умений и навыков, высокого уровня оперативно-служеб-

ной готовности к действиям по обеспечению общественной безопасности в регионе, на крупномасштабных международных спортивных соревнованиях.

Служебно-боевая деятельность требует разносторонней и комплексной готовности личного со-

Список библиографических ссылок

става к действиям по схеме: «поиск — преследование — силовое задержание — огневое поражение преступников». Только при этом условии можно эффективно решать задачи, возложенные на сотрудников полиции [5].

1. Лозбинев В. В. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»: комментарий. М., 2003.

2. Давитадзе М. Д. Теоретические, организационные и правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

3. Начальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб.-метод. пособие / В. Л. Райков [и др.]. Волгоград, 2005.

4. Лысенков С. Г., Сидоренко В. П. Внутренние войска. Страницы истории. СПб, 2006.

5. Косяченко В. И. Методика применения сбивающих факторов в профессионально-прикладной физической подготовке курсантов учебных заведений МВД России: учеб. пособие. Волгоград, 2002.

© Косяченко В. И., Новохатский Д. А., 2013

* * *

В. И. Медведев, С. В. Непомнящий

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается совершенствование подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях на основе разработки моделей междисциплинарной интеграции.

Ключевые слова: служебно-боевая деятельность, междисциплинарная интеграция, особые условия.

V. I. Medvedev, S. V. Nepomnyaschy

FORMATION OF MODELS OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

OF THE PROCESS OF TRAINING CADETS

AND TRAINEES FOR SERVICE-RELATED COMBAT ACTIVITIES UNDER SPECIAL CONDITIONS

The article focuses on the improvement of training cadets and trainees in educational institutions of the Ministry of Interior of Russia for service-related combat activities under special conditions on the basis of development of interdisciplinary integration models.

Keywords: service-related combat activities, interdisciplinary integration, special conditions.

В структуре профессиональной служебной подготовки в системе МВД России существует такая составляющая, как подготовка сотрудников органов внутренних дел к служебно-боевой (оперативно-служебной) деятельности в особых условиях. В образовательных учреждениях МВД России этот

процесс предполагает прохождение курсантами и слушателями следующих этапов: от знаний к профессиональному мастерству; от умений действовать по образцу к опыту творческого осуществления профессиональной деятельности и принятию эффективных решений. Реализация данной моде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.