Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. № 4(12)
УДК 027.52 (571.16)
Е.А. Масяйкина, Д.А. Ускова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ЧАИНСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛА XXI В.)1
Статья посвящена деятельности сельских библиотек Чаинского района Томской области начала XXI в. по формированию информационной компетентности читателей. Представлено современное состояние Чаинской межпоселенческой централизованной библиотечной системы в целом, показаны основные пользовательские группы. Охарактеризованы наиболее эффективные формы и методы работы по развитию информационной компетентности жителей сельской местности. Выявлены задачи целевых обучающих программ в области информационной компетентности, приведены примеры их реализации. Обозначены результаты деятельности сельских библиотек по формированию информационной компетентности.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационная культура личности, сельские библиотеки, Томская область, Чаинский район.
В современных условиях информация стала исключительно важным ресурсом социально-экономического развития общества, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Однако бурный неконтролируемый рост информационных ресурсов ставит множество проблем перед всеми категориями потребителей информации. Многообразие информации затрудняет процессы ее поиска, переработки, интерпретации. Информационные перегрузки вынуждают пользователей многократно проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности и достоверности. В результате в обществе сформировалось убеждение о необходимости специальной информационной подготовки человека к жизнедеятельности в условиях информационного общества [1].
Многочисленные аспекты информационной подготовки личности получили отражение в разнообразных понятиях, таких как библиотечнобиблиографическая грамотность, культура чтения, информационная грамотность, информационная культура, информационная компетентность, цифровая грамотность, компьютерная грамотность и т.д. [2. С. 56]. Тем не менее в мировой практике информационной подготовки личности наибольшее распространение получил термин «информационная грамотность», в то время как в России активно используется термин «информационная культура». На основании результатов терминологических исследований, проведенных Н.И. Гендиной, сегодня можно говорить об употреблении данных терминов в качестве синонимов. В нашей стране информационной подготовкой традиционно занимаются наряду с семьей такие социальные институты, как образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи) и библиотеки. Как правило, в образовательных учреждениях традиционно учат приемам извлечения, осмысления, интерпретации разнообразной ин-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 13-11-70003.
формации из имеющихся источников, а в библиотеках - навыкам эффективного информационного поведения, разыскания традиционных и электронных источников информации и рационального пользования ими [2. С. 57]. В условиях развития современного информационного общества требования к информационной подготовке специалиста постоянно усложняются - требуется наличие навыков уверенного ориентирования в профессиональных информационных массивах, постоянного применения методов аналитикосинтетической переработки информации и самостоятельной подготовки информационных продуктов по профилю изучаемой специальности.
Актуальность вопросов информационной подготовки личности определяется также и тем, что в связи с вхождением в информационное общество резко усиливается разрыв между лавинообразно возрастающим потоком информации и возможностями (как психо-физиологическими, так и техническими) человека по их поиску, усвоению, переработке и интерпретации. Такой разрыв приводит в конечном итоге к снижению качества работы во многих сферах деятельности. Данная проблема обусловила возникновение потребности в подготовке специалистов, владеющих навыками рациональной и эффективной информационной деятельности [2. С. 80].
В процессе развития профессиональных требований современного общества также появилась необходимость перейти от изучения широкого спектра знаний в различных областях жизнедеятельности к формированию способности и готовности субъекта реализовывать полученные знания на практике. Данные задачи успешно решаются в русле компетентно-стного подхода путем формирования определенного набора компетенций -общих и специальных.
Одну из ключевых позиций в подготовке современного специалиста занимает информационная компетентность. По определению А.В. Хуторского, информационная компетентность представляет собой «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющих вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [3. С. 120]. Указанный исследователь выделяет четыре компонента информационной компетентности, это имеющиеся знания о мире и способах деятельности; профессионально-информационные умения для продуктивного решения конкретных профессиональных задач; опыт творческой исследовательской деятельности в личностной и профессиональной сфере; сформированные мотивы, потребности, система ценностей в отношении к миру. Дальнейшие исследования в области компетентностного подхода конкретизируют структуру информационной компетентности. В частности, Н.В. Горбунова выделяет следующие компоненты: мировоззренческий (видение окружающего мира как открытой информационной системы); мотивационный (осознание необходимости совершенствования своей информационной подготовки); операционный (умения и навыки по сбору, анализу, синтезу, обобщению и интерпретации информации); когнитивный (знания об особенностях познания в целом и в информационной деятельности); творческий (нестандартное творческое взаимодействие в процессе информацион-
ной деятельности) [4. С. 95-96]. Начинать формирование информационной компетентности можно в любом возрасте. Однако не вызывает сомнений тот факт, что максимальный эффект достигается в случае формирования ее начиная с раннего дошкольного возраста. Именно с этого возраста следует начинать руководить чтением ребенка, оказывать помощь в выборе литературы, учить воспринимать и интерпретировать информацию, видеть логические и причинноследственные связи событий окружающего мира.
Профессиональное формирование информационной компетентности -это не просто обучение поиску информации, а формирование навыков её эффективно использовать, синтезировать, а также генерировать новые информационные продукты, смыслы, идеи в рамках профессиональной деятельности. Это становится возможным тогда, когда задействованы все компоненты информационной компетентности: информационная культура в целом, культура чтения, правовая и этическая культура информационной деятельности, компьютерная грамотность, библиотечно-библиографическая компетентность и др.
Современные библиотеки, выступая в роли информационных центров и сосредоточивая в себе разнообразные информационные ресурсы, активно выполняют функцию формирования информационной компетентности своих пользователей. Особенно важна данная функция в деятельности сельских библиотек, поскольку ее читатели, находясь в условиях территориальной удаленности от крупных административных и культурных центров, особенно заинтересованы в получении различной информации - досуговой, краеведческой, учебной, научной. Помимо этого, значительное количество молодежи - читателей сельских библиотек - впоследствии продолжает свое образование в городах, пользуется крупными библиотеками и нуждается в достаточно высоком исходном уровне информационной подготовки, чтобы успешно конкурировать в учебной деятельности и на рынке труда.
Библиотеки Томской области принимают активное участие в формировании информационной компетентности пользователей. Предметом изучения нашей статьи является деятельность Межпоселенческой централизованной библиотечной системы (МЦБС) Чаинского района Томской области начала XXI в. по формированию информационной компетентности своих читателей.
Данная деятельность находит свое отражение в формулировке основной цели работы Чаинской МЦБС - предоставление каждому читателю свободного и открытого доступа к информации [5].
Население Чаинского района в 2012 г. составляло 13342 чел., которых обслуживали 26 библиотек, в том числе 17 массовых (составляющих МЦБС Чаинского района), 7 школьных, 1 учебная библиотека профессионального училища и 1 библиотека Подгорнского филиала Томского экономикопромышленного техникума. МЦБС Чаинского района включает в себя центральную библиотеку, детскую и 15 библиотек-филиалов. Библиотеки выполняют такие задачи, как комплектование библиотечных ресурсов для удовлетворения читательских потребностей; развитие и сохранение фонда как культурного и информационного наследия; внедрение новых информационных услуг с использованием книжной, аудиовизуальной, электронной и мультимедийной информации; участие в федеральных, областных и рай-
онных целевых программах. Формирование информационной компетентности традиционно является одним из важнейших направлений их работы.
Центральная и детская библиотеки Чаинского района расположены в отдельном здании, 6 библиотек-филиалов - в зданиях школ, 7 библиотек-филиалов - в сельских домах культуры (СДК), 2 библиотеки - в зданиях, принадлежащих медицинским учреждениям [6].
Основными группами пользователей Чаинской центральной библиотеки по состоянию на 2012 г. являются служащие (инженеры, бухгалтеры, секретари; работники в сфере торговли и услуг) - их 115 человек; 171 пенсионер; 79 рабочих (повара, закройщики, водители, автослесари); 38 детей до 14 лет и 28 представителей юношества (учащиеся колледжа, профессионального училища, старших и средних классов) [6].
Работа по формированию информационной компетентности проводится библиотеками в таких формах, как участие в акциях и проектах различных уровней, проведение библиотечных уроков, реализация долгосрочных обучающих программам, организация выставок и др.
Понятие информационной компетентности базируется на сформированной потребности личности в чтении, а также выработанных навыках рационального чтения. Достижению данной цели способствует участие в программах различного уровня по приобщению к чтению. Так, например, с 2006 г. библиотеки Ча-инского района подключились к широкомасштабной культурно-просветительской акции «Читающая Россия - духовное общество». В 2012 г. читатели принимали участие в конкурсах «Библио+» и «Читаем всей семьей». Чаинская детская библиотека разработала акцию «Чтение - дело семейное», целью которой является возрождение традиций семейного чтения [7]. Задачи данной программы напрямую связаны с развитием читательского компонента информационной компетентности и включают возможность поддержания высокого престижа книги и чтения в общественном сознании; создание условий для читателей в получении полной информации с использованием новых технологий; привлечение к чтению и пользованию библиотекой мало читающих детей, подростков и их родителей. Тем же задачам служит и программа «Летний клуб чтения», организующая читательскую активность пользователей библиотек в период летних каникул. В рамках «Клуба летнего чтения» при Чаинской детской библиотеке разработана программа школы творческого чтения «Библионик», где дети учатся быть читателями, умеющими полноценно воспринимать искусство слова, анализирующими художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои впечатления, переживания. Цель занятий школы определяется тем, что чтение должно стать для читателей младшего школьного возраста внутренней необходимостью, а потребность общения с книгой должна сопровождать их на протяжении всей жизни.
Одним из важнейших результатов подобных мероприятий является возможность убедить родителей в том, что библиотекари - активные помощники и союзники в воспитании детей, и показать роль чтения в образовании и становлении личности ребенка. Важную роль в формировании информационной компетентности играет и участие библиотек в таких районных конкурсах по приобщению детей к книге и чтению, как «В гос-
ти к писателям и их героям», «В гостях у Гоголя», «Нашей истории строки», «Яркая идея».
Процесс формирования информационной компетентности представляет собой образовательную деятельность, поэтому Чаинская МЦБС реализует различные обучающие программы для детей и юношества. Так, например, с 2005 г. реализуется программа «На перекрестке информации и культуры», цель которой - приближение информации к пользователю посредством использования медиатеки (от англ. «media» - носитель и греч. «teka» - место хранения; фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, а также техническое обеспечение для создания и использования такого фонда: персональный компьютер, видеокамера, видеомагнитофон, проекторы и т.д.). Данная программа особенно актуальна в свете того, что информационная компетентность предполагает уверенное использование современных информационно-компьютерных и медиатехнологий при поиске и использовании разнообразных информационных ресурсов.
Начиная с 2005 г. в библиотеках Чаинского района реализуется комплексная образовательная программа «Основы информационной культуры», цель которой - формирование и развитие информационной культуры школьников как важнейшего компонента уровня образованности ; совершенствование умений и навыков информационного обеспечения учебноисследовательской работы и оформления результатов самостоятельной работы. Эта учебная программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов средней школы и Чаинского филиала Томского экономико-промышленного колледжа. Данная программа призвана реализовать такие задачи, как освоение приемов и способов самостоятельного поиска информации; овладение методами свертывания, переработки информации (выделение ключевых слов, несущих максимальную смысловую нагрузку); изучение и практическое использование результатов самостоятельной учебной работы (написание сочинений, рефератов, докладов) [8].
Одним из ключевых в данной программе является раздел «Информационные ресурсы и культура», который преследует цель формирования у старшеклассников представления о месте и роли информации в жизни человека, а также о многообразии информационных ресурсов. В результате его изучения учащиеся могут ориентироваться во всех видах традиционных и электронных документов, необходимых для учебы, знакомятся с методами анализа и синтеза информации - выделением ключевых слов, основной мысли, предмета исследования; с созданием простейших вторичных документов - реферата, аннотации, обзора. Раздел «Поиск информации» преследует цель отработать методику информационного поиска по различным типам запросов и ставит приоритетными такие задачи, как знание основных типов информационных запросов и технологии их выполнения; знание структуры каталогов и картотек библиотеки; умение вести поиск по алфавитному и систематическому каталогам, а также овладение навыками информационного самообслуживания в библиотеке. Такой раздел программы, как «Информационная культура и новые информационные технологии», демонстрирует возможности информационно-компьютерных технологий при поиске, обработке и использовании
информации; раскрывает понятие «электронный каталог»; учит основам поиска информации в электронных каталогах и базах данных.
Мероприятия по формированию информационной компетентности проводятся не только в районном центре (с. Подгорное), но и во всех библиотеках-филиалах Чаинской МЦБС. В частности, Усть-Бакчарский филиал в 2011 г. организовал для юных читателей рабочую программу внеурочной деятельности «В мире книг», которая преследовала цель обучения навыкам чтения и работы с книгой, а также развитие интереса к книге. Программа была рассчитана на учебный год. В результате из 13 детей, посещавших занятия два раза в месяц, активными читателями и друзьями библиотеки стали 8 детей. На занятиях дети знакомились с художниками-иллюстраторами, сами рисовали героев любимых книг, учились отвечать на вопросы викторин, знакомились с такими классиками детской литературы, как А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак. В этот же период Бундюрская библиотека-филиал успешно участвовала в районном смотре-конкурсе «Библиотека - центр продвижения книги и чтения» [9].
Важнейшим компонентом формирования информационной компетентности являются библиотечные уроки, наиболее ярко реализующие образовательную функцию публичных библиотек. В библиотеках Чаинского района в 2012 г. рассматривались такие темы, как «Детские периодические издания» (Бюндюрский филиал); «Ты пришел в библиотеку» (Чаинский филиал); «Язык наш прекрасный, богатый и звучный» (Чаинский филиал); «Заветный словарик: медиаигра» (ЦБ); «Как написать реферат: медиаурок» (ЦБ); «Я люблю читать: информационно-познавательная игра по энциклопедиям» (Ново-Коломинский филиал); «Журнальная среда: обзор периодики для маленьких читателей»; «Всё обо всем: библиографическая игра» (Гришкинский филиал) и др.
В процессе формирования информационной компетентности читателей важную роль играет предоставление сведений об информационных ресурсах, находящихся в распоряжении библиотек. На решение этих задач направлена, в частности, библиотечная выставочная деятельность. В 2012 г. в Чаинской МЦБС было представлено 225 книжно-иллюстративных выставок на самые различные темы, адресованных как юным, так и взрослым пользователям библиотек. Несмотря на понятие «книжные», выставки знакомят читателей с документами как в традиционной, так и в электронной форме, а также включают в себя мультимедиаиздания, детские рисунки и поделки, образцы рукоделия и др. Помимо этого, в местной еженедельной газете «Земля Чаинская» постоянно публикуются обзоры книжных новинок, тем самым привлекая читателя в библиотеки и приобщая его к чтению. Также наиболее интересная и актуальная информация предоставляется на сайте библиотечной системы [5]. Необходимо отметить, что для эффективного использования материалов сайта читатели должны владеть достаточно высоким уровнем информационной компетентности. О популярности данного способа получения информации свидетельствуют 3724 посещения сайта за 2012 г. Это достаточно хороший показатель, учитывая, что общее количество пользователей МЦБС в этом же году составило 9071 чел. Опыт работы говорит о том, что пока сайтом пользуются преимущественно молодые читатели, но тем не менее данное направление очень перспективно и для других категорий пользователей библиотек [6].
Формированию информационной компетентности читателей способствует и деятельность Информационного центра Центральной районной библиотеки. Деятельность информационного центра позволяет жителям села получать информационные услуги как в традиционной, так и в электронной форме (например, поиск информации в электронном каталоге Томской областной универсальной библиотеки им. А.С. Пушкина; поиск и предоставление полно-текс-товых документов различной тематики из «Открытой электронной библиотеки»; поиск и предоставление информации из коллекции мультимедийных CD-ROM; заказ и получение документов по электронной доставке (ЭДД) и межбиблиотечному абонементу (МБА); поиск в сети Интернет; поиск по справочным системам «Кон-сультантПлюс», распечатка и сканирование документов).
Работа сельских библиотек по формированию информационной компетентности читателей может считаться успешной в тех случаях, когда пользователь регулярно и успешно находит и применяет полученную информацию в учебных, профессиональных и познавательных целях; когда юный читатель готов к продолжению образования в крупных административных и культурных центрах и обладает способностью и готовностью к активному и эффективному поиску, получению, интерпретации и передаче информации, когда он нуждается уже не только в получении базовых навыков библиотечно-библиографической грамотности, но и в постоянной актуализации полученных компетенций.
Литература
1. Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] // ИФЛА: официальный сайт. URL: http:
//www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/ifla-guidelines-ru.pdf (дата обращения:
28.10.2013).
2. Гендина Н.И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности : международный опыт и российские реалии // Вестн. Кем. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 19 (1). С. 54-71.
3. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие : содержание, структура и модели конструирования / А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвуз. сб. тр. / под ред. А.А. Орлова. Тула, 2008. Вып. 1. С. 117-137 .
4. Горбунова Н.В. Основные компоненты информационной компетентности студентов // Академ. вестн. 2012. № 4. С. 93-99.
5. Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района»: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:// libpg.tomsk.ru/biblioteka.html (дата обращения: 28.10.2013).
6. Аналитический отчет МУК МЦБС Чаинского района Томской области за 2012 год / сост. Н.А. Стукалова. Подгорное, 2013. 43 с.
7. Детская библиотека Чаинского района [Электронный ресурс] // Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района»: официальный сайт. URL: http:// libpg.tomsk.ru/biblioteka.html (дата обращения:
28.10.2013).
8. Основы информационной культуры: программа / Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района». Справочно-библиографический отдел. Подгорное, 2009. 5 с.
9. Аналитический отчет МУК МЦБС Чаинского района Томской области за 2011 год / сост. Н.А. Стукалова. Подгорное, 2013. 41 с.