Научная статья на тему 'Деятельность русской православной церкви по профилактике преступности в российской империи'

Деятельность русской православной церкви по профилактике преступности в российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTION OF CRIME / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА / INTERACTION OF CHURCH AND STATE / ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ / ENLIGHTENED ABSOLUTISM / НАЗИДАНИЕ / EDIFICATION / УВЕЩЕВАНИЕ / EXHORTATION / ИНСТИТУТ ПРОПОВЕДНИКОВ / INSTITUTE OF PREACHERS / ПАСТЫРИ / PASTORS / ТЮРЕМНЫЕ СВЯЩЕННИКИ / PRISON CHAPLAINS / ПУБЛИЧНОЕ НАКАЗАНИЕ / PUBLIC PUNISHMENT / ЦЕРКОВНОЕ ПОКАЯНИЕ / THE CHURCH'S REPENTANCE / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДУХ ЗАКОНА / EDUCATIONAL SPIRIT OF THE LAW / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / ДУХОВНИК / CONFESSOR / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / REHABILITATION OF CONVICTED OFFENDERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлушков Александр Рудольфович

в статье реконструируется исторический опыт сотрудничества Русской православной церкви и государства по профилактике преступности внутри прихода и в местах лишения свободы. Растущие внутренние проблемы заставляли государство подключать к их решению различные общественные институты. Уровень преступности был своеобразным индикатором состояния общества, показателем политического влияния власти на происходящие процессы. В связи с этим государство в первую очередь было заинтересовано в снижении уровня криминала. Учитывая общественный вес Русской православной церкви, ее ресурсы и возможности, царская власть через законодательные механизмы стала привлекать духовенство к участию в карательной политике. Природа совместной деятельности государства и церкви в борьбе с преступностью базировалась на сложившейся традиции сотрудничества, а также существовании автономных юрисдикций. В Московский период правовой статус церкви был более независимым, а ее компетенция значительно шире. В полномочия церкви входил комплекс вопросов, связанных с регулированием семейных отношений, соблюдением христианских обязанностей, исполнением гражданских завещаний. Каноническое право возлагало надзорные функции на епископов, настоятелей, приходских священников. Предусматривались и различные формы церковных наказаний. По сравнению со светским применение церковных наказаний имело более широкие целевые установки, где на первом месте ставилось раскаяние виновного и дальнейшее его исправление. Публичность исполнения, ритуализация обрядовых процедур также имели важное профилактическое значение. Как правило, открытое покаяние выполнялось в храме при большом скоплении народа. Часто оно начиналось и заканчивалось публичным обращением к мирянам о прощении. Непосредственная близость духовенства с населением способствовала выработке нового формата отношений, основанных на доверии. Священник одновременно был и представителем власти, что формально подкреплялось его статусом, и советником, помощником для общинников, он не гнушался крестьянского труда, знал обо всех их проблемах. Ничего похожего не было в отношениях между государственными чиновниками и населением, их социальные связи носили более формальный характер и основывались на силе и подавлении. В этих условиях пастыри оказывали значительное влияние на население, следили за его нравственным состоянием, судили и предавали огласке и оценке факты противоправного поведения, занимались воспитанием населения. Таким образом, профилактика преступности коренилась в непосредственной практике и жизненном укладе духовенства. Используя правовой опыт церкви, государство уже в имперский период определило несколько направлений сотрудничества с Русской православной церковью по профилактике преступности. Первое направление касалось деятельности приходских священников и благочинных, второе деятельности тюремного духовенства. Если первое направление формально закрепляло уже столетиями сложившуюся практику, то тюремное миссионерство церкви на профессиональном уровне было новой областью сотрудничества. Профилактика виделась прежде всего в предотвращении рецидива и возвращении осужденного в общество на основе принятых христианских установок. В XIX в. сложилась определенная система совместного сотрудничества, находившая отражение в различных формах. Материалы статьи будут полезны при выработке подходов к современной конфессиональной политике и привлечении церкви к решению пенитенциарных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN CRIME PREVENTION IN THE RUSSIAN EMPIRE

the article reconstructs the historical experience of cooperation between the Russian Orthodox church and state in crime prevention within the parish and in prisons. Growing internal problems forced the state to connect to their solution various public institutions. The crime rate was kind of an indicator of the state of society, an indicator of the political influence of the power to make things change. Therefore, the state was primarily interested in reducing crime. Given the social weight of the Russian Orthodox Church, its resources and capabilities, the royal power through legislative mechanisms began to attract clergy to participate in a punitive policy. Nature of joint activity of church and state in the fight against crime was based on the tradition of cooperation, as well as the existence of autonomous jurisdictions. During the Moscow period the legal status of the church was more independent, and its expertise was much broader. The powers of the church was part of a range of issues related to the regulation of family relations, the observance of Christian duties, the performance of civil wills... the article reconstructs the historical experience of cooperation between the Russian Orthodox church and state in crime prevention within the parish and in prisons. Growing internal problems forced the state to connect to their solution various public institutions. The crime rate was kind of an indicator of the state of society, an indicator of the political influence of the power to make things change. Therefore, the state was primarily interested in reducing crime. Given the social weight of the Russian Orthodox Church, its resources and capabilities, the royal power through legislative mechanisms began to attract clergy to participate in a punitive policy. Nature of joint activity of church and state in the fight against crime was based on the tradition of cooperation, as well as the existence of autonomous jurisdictions. During the Moscow period the legal status of the church was more independent, and its expertise was much broader. The powers of the church was part of a range of issues related to the regulation of family relations, the observance of Christian duties, the performance of civil wills. Canon law imputes supervisory functions in the bishops, abbots, parish priests. There were various forms of canon penalties. In comparison with the secular use of canon penalties they had broader target setting, where the first place put the guilty repentance and its further correction. Public performance, ritualization of ritual procedures also had an important preventative measure. As a rule, open penance performed in the temple with a large gathering of people. It often began and ended with a public appeal to the laity for forgiveness. The close proximity of the clergy with the population contributed to the development of a new format of relations based on trust. The priest was the representative of the authority that formally reinforced by his status and at the same time advisor assistant for community members, he did not hesitate to peasant labor, knew about all their problems. Nothing similar has not been in the relationship between government officials and the people, their social ties were more formal and based on force and repression. Under these conditions, the pastors had a significant influence on the population, followed his moral condition, and tried to publicize and assess the facts of the wrongful conduct, engaged in education of the population. Thus, the prevention of crime rooted in the immediate practice and lifestyle of the clergy. Using the legal experience of the church, state already in the imperial period identified several areas of cooperation with the Russian Orthodox Church on the prevention of crime. The first trend was related to the activities of the parish priests and deans, and the second was related to the activities of prison clergy. If the first line formalized the existing practice, the prison missionary church on a professional level was a new area of cooperation. Prevention was seen primarily in the prevention of relapse and return of the convicted person in the society on the basis of accepted and understood Christian settings. In the XIX th century, there was a certain system of mutual cooperation reflected in various forms. Article submissions will be useful in the development of approaches to contemporary religious politics and bringing the church to the solution of problems of prison. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Деятельность русской православной церкви по профилактике преступности в российской империи»

ния в сфере семейно-брачных отношений, относящихся к церковной юрисдикции. Ярким примером подобной практики, получившим широкую огласку, стало дело семьи Жуковых, которые обвинялись в убийстве матери и сестры. Смертная казнь для них была заменена ссылкой. По личному распоряжению императрицы после прочтения судебного решения виновные в течение дня должны были стоять на коленях перед входом в церковь и просить прощение у каждого прихожанина. По указу Екатерины II этот случай был зачитан в каждом приходе.

С этого момента фактически оформились два направления профилактики преступности: 1) исправление осужденных в местах лишения свободы; 2) формирование общественного сознания и правомерного поведения через деятельность священнослужителей в приходах.

Первое направление окончательно сложилось в XIX в., однако его контуры начали оформляться значительно раньше. Уже в Наказе Екатерина II впервые выразила идею воплощения государственного сострадания к заключенным, призывая принести в «темницы жалость и человеколюбие», предлагая с арестантами проводить воспитательную работу [5, т. 18, № 12949]. Впервые светская власть обратила внимание на вопросы нравственного исправления преступников. В организации этой деятельности главное место отводилось именно Церкви.

В 1780 г. Синод выступил с предостережением, чтобы увещеватели не относились формально к возложенным на них обязанностям, чтобы «не вызывать ожесточения кающегося». Он предложил епархиальным архиереям более взвешенно подходить к выбору тех кандидатов, которые непосредственно работают с лицами, приговоренными на епитимью [5, т. 20, № 14996]. По мысли Синода, увещевание необходимо рассматривать шире - как средство воспитания всех граждан России. Именно поэтому на приходских священников с 1797 г. была возложена обязанность «увещевать крестьян от своевольства» [5, т. 24, № 17769] и «упреждать их от возмущения» [5, т. 26, № 19479]. Еще раньше, в 1762 г., был введен институт официальных увещевателей. Они должны присутствовать в гражданских судебных палатах и пытаться склонить преступника к добровольному признанию. Для этого по указу Синода консистории особо подобрали кандидатуры увещевателей. В Архангельской губернии таковых было назначено девять человек [6].

Необходимость увещевания осужденных была подтверждена серией сенатских указов [5, т. 33, № 25930; т. 35, № 27289]. В качестве рекомендации было предложено «ежедневно собирать аре-

стантов в церковь для слушания божественной литургии... и раздавать для чтения книги, изданные Библейским обществом» [5, т. 40, № 27181].

Государство попыталось сформулировать задачи нравственного воздействия на осужденных. В именном императорском указе от 19 июля 1819 г. рекомендовалось преступников учить правилам религии и нравственности, показывать опасность и последствия их беззаконного поведения, для чего при тюрьмах следовало организовывать библиотеки [5, т. 36, № 27895].

Для увещевания арестантов местные епархиальные власти назначали священнослужителей, «искусных в духовном исправлении», которые проводили беседы с осужденными [5, т. 38, № 29711]. С появлением тюремных церквей работа священнослужителей стала носить более организованный и системный характер. Их должность уже была освобожденной и по экономическому положению приравнивалась к заместителю начальника тюрьмы. Тюремные священнослужители вели специальный журнал, в котором отмечали успехи в исправлении осужденных. К лицам же, которые находились в ссылке в монастыре на епитимье, индивидуально назначался духовник, который, помимо контролирующих функций, проводил личные беседы с нарушителями, о результатах которых докладывал настоятелю [7, т. 8, № 5971, с. 90].

Важным шагом было признание государством в 1840 г. церковного покаяния средством сугубо нравственного исправления, в котором значительная роль отводилась увещеванию [7, т. 15, № 13072]. Собственно государственное оформление покаяния для осужденных было закреплено еще в начале XVIII в. Отдельные статьи Артикула воинского (1715 г.) допускали его применение за прелюбодеяние, преступления против церкви и нарушение воинской клятвы (арт. 176, 198). Однако оно применялось вместе с телесным наказанием или тюремным заключением.

В 1842 г. Синодом были разработаны Правила для назидания в вере и нравственности арестантов. Инструменты профилактической работы были значительно расширены. К числу исправительно-профилактических мер стали относиться увещевание, назидание, совершение молитвы, «совершение молебствий ссылаемым преступникам в местах их содержания» [7, т. 17, № 16015]. С этого момента устанавливались тесные отношения между Синодом и Министерством внутренних дел в определении подходов и направлений исправительной работы. В том же году были разработаны Правила для духовного назидания ссыльных, которые были разосланы по всем епархиям. Кроме того, что в документе расписывался порядок рабо-

ты со ссыльными, в него были включены новые формы нравственно-воспитательной работы. Среди них обозначалась сострадательная беседа со ссыльными, которая должна была плавно переходить в поучение. Рекомендовалось вести беседу искренне, «с утешением, чтобы смягчить ожесточение молящихся» [7, т. 17, № 15675].

Архивные материалы деятельности консисторий XIX в. подтверждают эффективность работы священнослужителей по профилактике правонарушений. Об этом говорят и отчеты начальников тюрем в общества попечительные о тюрьмах, которые периодически публично издавались местной прессой. В них отмечались позитивные сдвиги в работе с осужденными: появление интереса к жизни, уменьшение проявлений буйного поведения и неповиновения надзирателям.

Второе направление профилактики преступности имело более широкий характер и было нацелено на формирование правомерного поведения населения через деятельность священнослужителей в приходах.

На местах профилактическая работа осуществлялась стараниями священника, благочинного и епископа. Каждому из них церковное законодательство предписывало определенный круг обязанностей по воспитанию паствы. Священники приравнивались к пастырям, которые в соответствии с Регламентом должны «уметь снять сомнения и отчаяние», предостеречь человека от воровства и убийства [4, с. 97-98]. Личная святость священнослужителя должна, по мнению законодателя, также отражать профилактические задачи и служить

обоснованием права его вмешательства в семейную жизнь прихожан в случае конфликтных ситуаций. Священнослужителям запрещалось прелюбодеяние, сквернословие, нетрезвость, двоеженство, вступление в новый брак без расторжения прежнего [8, с. 47-56].

Благочинный контролировал работу священников. Епископ ежегодно объезжал епархию, общался с клиром и паствой.

Таким образом, с конца XVIII в. оформились два направления деятельности церкви по предупреждению преступности: профилактическая работа внутри прихода силами клира и воспитательная работа с осужденными на основе подготовленного аппарата священнослужителей, имевших особый правовой статус. Законодательное оформление этой деятельности РПЦ усилило институциональный характер церковно-государственных отношений. Важное значение имели и постановления Синода относительно уточнения функций пресвитеров. Описанная система мер деятельности РПЦ по профилактике преступности этим не ограничивалась. В каждом периоде были свои особенности исходя из криминальной ситуации и государственных приоритетов [9, с. 389-394]. Тем не менее ежегодный прирост преступности в указанный период составлял 3-4 %, обгоняя увеличение населения в 2-3 раза. [10, 123-124]. Все это свидетельствовало о том, что введенных мер было явно недостаточно, а организация совместного сотрудничества государства и церкви по профилактике преступности нуждалась в дальнейшем совершенствовании.

Список литературы

1. Основы социальной концепции Русской Православной церкви. Гл. IX : Преступность, наказание, исправление. URL : http://www.patriarchia.ru/db/text /141422.html (дата обращения: 02.12.2013).

2. Толковый словарь русского языка и фразеологических выражений / сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2003.

3. Павлушков А. Р. Церковные ритуалы при производстве наказания // Вузовская наука - региону : материалы XI Всерос. науч.-техн. конф. (Вологда, 26 февр.). Вологда, 2013.

4. Духовный Регламент Всеподданнейшего, Державного Государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского. М., 1904.

5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1649-1825 гг. : в 50 т. СПб., 1830.

6. Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 3. Т. 1. Д. 1128. Л. 1-4.

7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. 12 декабря 1825 г. - 28 февраля 1881 г. : в 55 т. СПб., 1830-1885.

8. Основные законоположения православной христианской церкви / сост. С. Покровский. Тула, 1890.

9. Павлушков А. Р. Первые самодеятельные организации несовершеннолетних преступников в России: религиозно-правовой аспект деятельности // Цели и средства уголовной политики в отношении несовершеннолетних : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 26-27 нояб. 2009 г.) : в 2 ч. Вологда, 2009. Ч. 1.

10. Тарновский Е. Н. Движение преступности в Европейской России за 1874-1894 гг. // Журнал министерства юстиции. 1899. № 3.

ALEXANDER RUDOL'FOVICH PAVLUSHKOV,

phd in history, associate professor, associate professor of philosophy and history department (Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia)

Е-mail: apavlushkov@ yandex.ru.

ACTIVITIES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN CRIME PREVENTION

IN THE RUSSIAN EMPIRE

Annotation: the article reconstructs the historical experience of cooperation between the Russian Orthodox church and state in crime prevention within the parish and in prisons.. Growing internal problems forced the state to connect to their solution various public institutions. The crime rate was kind of an indicator of the state of society, an indicator of the political influence of the power to make things change. Therefore, the state was primarily interested in reducing crime. Given the social weight of the Russian Orthodox Church, its resources and capabilities, the royal power through legislative mechanisms began to attract clergy to participate in a punitive policy.

Nature of joint activity of church and state in the fight against crime was based on the tradition of cooperation, as well as the existence of autonomous jurisdictions. During the Moscow period the legal status of the church was more independent, and its expertise was much broader. The powers of the church was part of a range of issues related to the regulation of family relations, the observance of Christian duties, the performance of civil wills. Canon law imputes supervisory functions in the bishops, abbots, parish priests. There were various forms of canon penalties. In comparison with the secular use of canon penalties they had broader target setting, where the first place put the guilty repentance and its further correction. Public performance, ritualization of ritual procedures also had an important preventative measure. As a rule, open penance performed in the temple with a large gathering of people. It often began and ended with a public appeal to the laity for forgiveness.

The close proximity of the clergy with the population contributed to the development of a new format of relations based on trust. The priest was the representative of the authority that formally reinforced by his status and at the same time advisor assistant for community members, he did not hesitate to peasant labor, knew about all their problems. Nothing similar has not been in the relationship between government officials and the people, their social ties were more formal and based on force and repression. Under these conditions, the pastors had a significant influence on the population, followed his moral condition, and tried to publicize and assess the facts of the wrongful conduct, engaged in education of the population. Thus, the prevention of crime rooted in the immediate practice and lifestyle of the clergy.

Using the legal experience of the church, state already in the imperial period identified several areas of cooperation with the Russian Orthodox Church on the prevention of crime. The first trend was related to the activities of the parish priests and deans, and the second was related to the activities of prison clergy. If the first line formalized the existing practice, the prison missionary church on a professional level was a new area of cooperation. Prevention was seen primarily in the prevention of relapse and return of the convicted person in the society on the basis of accepted and understood Christian settings.

In the XIX th century, there was a certain system of mutual cooperation reflected in various forms. Article submissions will be useful in the development of approaches to contemporary religious politics and bringing the church to the solution of problems of prison.

Key words: prevention of crime, interaction of church and state, enlightened absolutism, edification, exhortation, institute of preachers, pastors, prison chaplains, public punishment, the church's repentance, educational spirit of the law, public consciousness, confessor, rehabilitation of convicted offenders.

References

1. Osnovy sotsial'noi kontseptsii Rysskoi Pravoslavnoi tserkvi. Glava IX: Prestypnost', ispravlenie, nakaza-nie [The basis of the social concept of the Russian Orthodox Church. Chapter IX: Crime, punishment, correction]. Available at: http: //www.patriarchia.ru/db /text /141422.html (Accessed 2 December 2013).

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Tolkoviai slovar'rysskogo iazika i frazeologicheskikh virajenii [Explanatory dictionary of the Russian language and idiomatic expressions]. Moscow, 2003.

3. Pavlushkov A. R. Tserkovnye rityaly pri proizvodstve nakazania [Church rituals in the production of punishment]. Materialy XI Rossiiskoi naychno-tekhnicheskoi konferencii «Vyzovskaia nayka - regiony» [Proc. the All-Russian scientific-technical conference «High school science - to regions»]. Vologda, 26 February, 2013.

4. Dykhovnyi reglament Petra Velikogo [The spiritual regulation of Peter the Great]. Moscow, 1904.

5. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire.]. St. Petersburg, 1830.

6. Gosydarstvennyi arkhiv Arkhangel'skoi oblasti [State archive of the Arkhangelsk region]. Fund 29, inventory 3, vol. 1, case 1128, pp. 1-4.

7. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire.]. St. Petersburg, 1830-1885.

8. Osnovnye zakonopolojenia pravoslavnoi khristianskoi tserkvi [The basic statutes of the Orthodox Christian Church]. Compiled by S. Pokrovsky. Tula, 1890.

9. Pavlushkov A. R. Pervye samodeiatel'nye organizatsii nesoverchenoletnikh prestypnikov v Rossii: religi-jzno-pravovoi aspect deiatel'nosti [The first Amateur organization of juvenile offenders in Russia: religious-right aspect]. Materialy Mejdynarodnoi naychno-prakticheskoi konferencii «Tseli i sredstva ygolovnoi politiki v otnochenii nesoverchenoletnikh» [Proc. the International scientific practical conference «Goals and means of criminal policy in juvenile»]. Vologda, 26-27 November, part 1. 10. Tarnovskii E. N. Dvijenie prestypnosti v Evropeiskoi Rossii za 1874-1894 gg. [The movement of crime in European Russia for 1874-1894]. Jyrnal min-isterstva Iustitsii - Journal of the Ministry ofjustice, 1899, no. 3.

УДК 343.973 АЛЕКСЕИ ЮРЬЕВИЧ ФЕДОРОВ,

ББК 67 518 1

и /. j ю. i кандидат юридических наук,

Ф33 г „ г

заместитель начальника института по учебной работе

(Уральский юридический институт МВД России) Е-mail: editor62@yandex.ru.

КРИМИНАЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ РЕЙДЕРСТВА

Реферат: на основе анализа основных характеристик и трансформации рейдерства предложена периодизация его развития в российской экономике по признаку доминирования определенных форм рей-дерских акций, позволяющая определить вектор дальнейшей трансформации рейдерства в условиях отсутствия эффективной государственной политики противодействия захватам.

1988-1991 гг. - фактическая узкоклановая приватизация всей финансовой системы страны до промышленной приватизации, определившая последующий ход распределения собственности и приход к власти в экономике страны финансовой олигархии.

1992-1993 гг. - ваучерная приватизация, массовое акционирование промышленных предприятий в форме публичных компаний при полном отсутствии фондового рынка, разграбление директоратом назначенных к приватизации государственных арендных предприятий.

1993-1995 гг. - борьба за контроль над финансовыми потоками предприятий («приватизация» менеджмента, бандитский рэкет, силовой захват предприятий).

1995-1997 гг. - начало борьбы за корпоративный контроль («размывание» контрольных пакетов акций, параллельные собрания акционеров, дублирующие органы управления).

1998-2002 гг. - массовая скупка промышленниками у банков пакетов акций предприятий, которые им достались после приватизации, массовое разорение банков.

2002-2003 гг. - существенные изменения законодательных норм обусловили значительное снижение количества рейдерских акций, но повысилась ликвидность корпоративных активов и вместо прекращения своей деятельности рейдеры стали искать альтернативные способы реализации проектов.

2003-2008 гг. - к 2003 г. окончательно сложилось современное российское рейдерство как бизнес тех граждан и структур, которые специализируются исключительно на захвате предприятий и дальнейшей перепродаже его новым владельцам.

2008 год - настоящее время - существенное уменьшение количества так называемых «черных» и увеличение «серых» схем.

Ключевые слова: преступность, рейдерство, общественная опасность, этапы развития.

Рейдерство имеет свою историю, которая Историческое развитие недружественных

насчитывает не одно столетие, хотя сам поглощений корпораций начинает свой отсчет

термин введен в деловой оборот на рубе- от американского предпринимателя Д. Рокфел-

же XIX-XX вв. Рейдерство появилось вместе с ак- лера. В 1867 г. он создал фирму Standart Oil

циями, когда возникла возможность поглощения ^mpany (сейчас - Exxon Mobil), которой было

компании, помимо воли ее владельца. Один из са- суждено стать первой в мире рейдерской ком-

мых известных исторических примеров - попытка панией.

захвата французской Ост-Индийской компании Рокфеллер сосредоточил свои усилия не на по-

бароном Жаном де Батцом. В дни Великой фран- иске и добыче нефтяных месторождений, а на пе-

цузской революции по его инициативе был подго- реработке и транспортировке нефтепродуктов, до-

товлен доклад о необходимости ликвидации Ост- бившись монополии на этот вид деятельности к

Индийской компании. Авторы доклада рассчиты- 1877 г. С целью получения контроля над перевоз-

вали на массовую продажу акций, чтобы скупить кой нефти во всех Штатах через подставных лиц

их по заниженной цене [1]. Рокфеллер скупил контрольные пакеты акций же-

Рейдерство как криминальный способ захвата лезнодорожных компаний и создал Union Tanker

предприятий и бизнеса появилось в 1920-1930 гг. Car Company. Долгое время никто не догадывался,

в США, когда шло оформление американской ор- что он контролирует эту компанию, и тем самым

ганизованной преступности, став наиболее эффек- Standart Oil минимизировал свои транспортные

тивной формой такой преступности. издержки.

Предоставив льготные условия своим конкурентам, Рокфеллер дал возможность развивать им свой бизнес, наращивать объем добычи и переработки нефти. Через некоторое время Union Tanker Car в одностороннем порядке разрывала контракты с этими компаниями. С «мертвым грузом» переработанного сырья, отсутствием притока вырученных денежных средств и невыплаченными кредитами на развитие производства эти компании в скором времени становились банкротами, и Рокфеллер скупал их задешево. Такими путями была создана крупнейшая нефтяная империя.

В конце 1890-х годов государство решило самостоятельно принять участие в нефтяном бизнесе. Рокфеллеру удалось пережить Закон о торговле между штатами 1887 г. (он отменял транспортные льготы Standart Oil), антитрестовский Закон Шер-мана 1890 г. - после принудительного разделения Рокфеллер создал другую компанию Standart Oil New Jersey, в которой сосредоточил контрольные пакеты акций всех своих фирм.

Однако в 1904 г. по личному указанию президента Т. Рузвельта было начато официальное расследование деятельности Standart Oil ^mpany, и в 1911 г. Верховный Суд США принял решение о прекращении ее деятельности.

Но Рокфеллер стал только богаче, поскольку акции его компании были выкуплены государством по рыночной цене, а также сохранил пакеты акций (пусть и не контрольные) во всех своих предприятиях.

По словам экспертов, ныне существующая компания Exxon Mobil - не что иное, как исторический правопреемник Standart Oil, продолжает дело своего создателя и расширяет сферу влияния за счет рейдерских поглощений, но уже не в США, а за их пределами, в том числе в России [2].

На Западе рейдерство получило большее распространение к середине XX в. В среде финансистов и инвесторов появились люди, которые начали скупать контрольные пакеты акций различных компаний. Подобные скупки часто сопровождались конфликтами между акционерами. Рейдеры, получив контроль над компанией, реорганизовывали ее, часто разбив на более мелкие компании, и продавали с прибылью.

В 80-е годы сделки в области слияний и поглощений приобрели массовый характер. Рейдерство начинает формироваться как самостоятельная деятельность. Один из этапов американского бизнеса связан с самым известным «корпоративным налетчиком» М. Милкеном из компании Drexel Burnham Lambert и описан в нашумевшей книге Конни Брук «Бал хищников» [3]. Он участвовал в приобретении многих компаний и финансировал крупнейших «корпоративных налетчиков».

В России масштабный криминальный передел собственности связывается с началом перестройки, правда, такой передел еще не называли рейдерством в силу того, что такого термина просто не знали. С позиций сегодняшней действительности те события иначе как масштабным рейдерством назвать нельзя. Аналогичную точку зрения высказывает судья Арбитражного суда Москвы П. А. Марков: «Несколько лет назад термин слияния и поглощения не был известен не только российскому гражданину, но и профессиональному юристу. Однако это не говорит о том, что в нашей стране не протекали процессы, которые обозначаются данным термином. Первым таким явлением стала приватизация, которая позволила чиновникам оптом скупать за бесценок акции бывших государственных предприятий, преобразованных в акционерные общества; формировать контрольные пакеты акций в руках новых руководителей акционерных обществ» [4]. Респонденты социологического исследования «Рейдерст-во как социально-экономический и политический феномен современной России» отмечают, что феномен рейдерства существует в России около 20 лет и появился он с началом приватизации в 1990-х годах [5]. Такой же вывод следует из анализа данных Счетной палаты России [6] и ряда диссертаций [7, с. 3-4].

В таблице сделана попытка проследить развитие советского и российского хозяйственного механизма с точки зрения повышения самостоятельности низовых звеньев, а также прорастания и укрепления рыночных институтов в период с середины 1970-х годов, то есть выделения основных самостоятельных субъектов экономических взаимоотношений, которые в будущем стали целью рейдерских атак.

Таблица

Эволюция хозяйственного механизма СССР и России

Периоды Ключевые события Основные экономические агенты

1 2 3

Начало 1940-х - конец 1950-х годов - «экономика государства» Реформа управления 1940-1941 гг. Государство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.