Научная статья на тему 'Деятельность российских ТНК как фактор социально-экономического развития стран СНГ и их интеграции в мировое хозяйство'

Деятельность российских ТНК как фактор социально-экономического развития стран СНГ и их интеграции в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1539
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ТНК / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / TRANSNATIONAL CORPORATION (TNC) / INNOVATIVE ACTIVITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Надежда Николаевна

Предприняты попытки охарактеризовать особенности становления российских транснациональных корпораций (ТНК), выявить их роль в социально-экономическом развитии постсоветских государств, обосновать перспективные направления функционирования отечественных ТНК в СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author tries to characterize the evolution peculiarities and the contemporary problems of the Russian TNCs, to define their role in the post-Soviet countries social and economic development and to substantiate perspective trends of the Russian TNCs activity in CIS.

Текст научной работы на тему «Деятельность российских ТНК как фактор социально-экономического развития стран СНГ и их интеграции в мировое хозяйство»

© Н.Н. Юдина, 2009

УДК 339.94 ББК 65.298.12

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ТНК КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН СНГ И ИХ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Н.Н. Юдина

Предприняты попытки охарактеризовать особенности становления российских транснациональных корпораций (ТНК), выявить их роль в социально-экономическом развитии постсоветских государств, обосновать перспективные направления функционирования отечественных ТНК в СНГ

Ключевые слова: инновационная деятельность, интеграция, Содружество Независимых Государств (СНГ), транснациональная корпорация, ТНК.

Процесс формирования отечественных ТНК в России начался сравнительно недавно (см. таблицу), а их функционирование сопряжено с проблемами экзогенного (концептуальные, общеэкономические, законодательные) и эндогенного характера.

Стратегия государства по отношению к процессу создания и развития отечественных ТНК пока четко не сформулирована. В то же время рост конкурентоспособности российского бизнеса на целом ряде важных для него товарных рынков невозможен без государственной поддержки на международном уровне, которая должна стать составной частью целостной внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии России. Осознание значимости решения этой проблемы привело к включению в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г. пунктов, касающихся содействия деятельности российских ТНК [9].

Общеэкономические проблемы развития ТНК связаны с производственными, инвестиционными, финансовыми особенностями российской экономики, в том числе деформированной структурой материального производства, его неадекватной технической оснащен-

ностью, низкой производительностью труда, недостаточным количеством мощных кредитно-финансовых организаций, их слабой заинтересованностью в инвестициях в реальный сектор [15, с. 17] и др. Российский банковский сектор в последние годы практически не кредитовал крупных отечественных промышленных гигантов [4].

Одной из главных проблем российских ТНК является несовершенство отечественного законодательства, затрагивающего транснациональный бизнес. Положения, касающиеся создания и регулирования деятельности ТНК, в национальном законодательстве отсутствуют. Единственным нормативным актом, регулировавшим их деятельность в РФ, являлась Конвенция «О транснациональных корпорациях» от 6 марта 1998 г. [8], подписанная Российской Федерацией, Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Украиной, участником которой Россия перестала являться с июля 2003 года. Указанный документ носил рамочный характер, поскольку регулировал деятельность ТНК, созданных в рамках стран, подписавших Конвенцию, и предполагал наличие соответствующих внутренних нормативных актов. Таким образом, необходимым условием образования и эффективного функционирования российских ТНК является совершенствование корпоративного законодательства [7, с. 5; 13].

Таблица

Формирование российских транснациональных корпораций *

Этап Фактор, положивший начало этапу Характерные черты

1991-1998 гг. Распад СССР, образование Российской Федерации, инициированный государством процесс приватизации - Создание крупнейших государственных концернов: предприятий нефтегазового сектора, машиностроения; научно-производственных объединений; естественных монополий; - приватизация государственных активов; - интернационализация бизнеса российских предприятий; - активизация деятельности интегрированных бизнес-групп; - проведение российскими компаниями первых продаж акций по программе первичного публичного размещения (IPO)

1998-2002 гг. Финансовый кризис 1998 г., девальвация национальной валюты - Закрытие/затруднение деятельности юридических лиц, имевших крупные активы в рублях либо номинированные в рублевых ценных бумагах; - активизация деятельности компаний-экспортеров; - повышение эффективности производства; - оптимизация логистических процессов; - диверсификация деятельности компаний

2002-2008 гг. Проведение государственной политики интеграции России в мировую экономику - Активизация отношений крупных российских компаний с зарубежным капиталом и национальным государством; - увеличение числа слияний и поглощений; - распространение практики IPO; - появление идеи социальной ответственности бизнеса; - государственная поддержка зарубежной экспансии российских компаний

2008 г. - н. в. Мировой финансовый кризис, девальвация национальной валюты - Снижение доходов и прибыльности компаний; - сокращение объемов производства, продолжительности рабочего дня, численности персонала; - «заморозка» производственных мощностей, в том числе находящихся за рубежом; - трудности привлечения заемных средств; - проведение политики снижения затрат, включающей оптимизацию ассортимента продукции, стратегии продаж, использования ресурсов, стоимости привлечения ресурсов, а также повышение эффективности производства; - увеличение рыночной доли; - активизация инновационной деятельности

* Составлено автором по: [3, с. 3-21; 5; 11, с. 43-51; 12, с. 74-80 и др.].

Эндогенные проблемы развития российских ТНК включают [2, с. 56; 14, с. 7; др.]: неотлаженность акционерных отношений в рамках ТНК; неполное соответствие между-

народным нормам систем бухгалтерского учета, экономического анализа, статистического представления данных; ограниченность инвестиционных возможностей; невысокое

качество корпоративного управления; недостаточно активное использование новейших информационных технологий; отсутствие значительных затрат на НИОКР; нехватка работников для зарубежных филиалов, владеющих иностранными языками.

Достижение российскими ТНК высоких показателей транснационализации, соответствия стандартам и требованиям, предъявляемым к ТНК, обусловливает необходимость реформирования их корпоративного устройства, активизации роли государства в процессе становления отечественных структур транснационального характера, а также практики сотрудничества отечественных ТНК с федеральными, региональными, местными органами власти РФ, научными и высшими учебными заведениями.

Не только рост, но и сохранение конкурентоспособности продукции в условиях глобализации невозможны без постоянного совершенствования технологий. Поэтому важными направлениями деятельности отечественных ТНК являются: учреждение научно-исследовательских центров и производственных лабораторий на территории РФ, в постсоветском пространстве, в странах-ли-дерах в определенных отраслях промышленности; развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий; активизация сотрудничества с научными, учебными заведениями, инновационно активными предприятиями малого и среднего бизнеса. Приоритетом инновационной деятельности крупнейших российских сырьевых компаний должно стать создание и внедрение критических технологий в сфере обработки и переработки сырья; телекоммуникационных ТНК - осуществление маркетинговых инноваций. Организационные инновации важно осуществлять вне зависимости от сферы деятельности компании.

Хозяйственное пространство СНГ является одним из традиционных и перспективных регионов для приложения российских инвестиций в силу исторически сложившихся хозяйственных отношений, географической близости, емкости рынков сбыта, минимальных ба-

рьеров интернационализации деятельности компаний, связанных с различием потребительских рынков, институциональных структур, технологического уровня, культурной и социальной среды, а также целого ряда других причин. Основные сферы приложения ПИИ российских ТНК в странах СНГ - минерально-сырьевой комплекс, сектор телекоммуникаций; основной объем ПИИ направляется в Украину и Казахстан; при создании филиалов предпочтение отдается производственным и сбытовым подразделениям; основными способами выхода на рынки стран Содружества становятся поглощения местных компаний.

Деятельность российских ТНК в постсоветском пространстве может выступать в качестве фактора развития интеграционных процессов, стать важным условием стабилизации и роста экономик стран Содружества. ТНК играют важную роль в образовании интегрированной интернациональной производственной системы, способствуя созданию общего экономического пространства Содружества. Объединяя и наиболее эффективно комбинируя производственные факторы разных стран мира, открывая филиалы в разных государствах, ТНК увеличивают степень открытости их национальных экономик и могут содействовать их хозяйственной интеграции на микроуровне [10, с. 21].

Конечно, воздействие деятельности российских ТНК на страны СНГ, как на любые другие принимающие иностранные филиалы ТНК страны, может быть отрицательным. Однако специфика развития экономик постсоветских государств оказывает нейтрализующее воздействие на некоторые негативные последствия деятельности ТНК в принимающих странах. Так, минимизация степени загрязнения окружающей природной среды стран СНГ происходит за счет достижения соответствия деятельности российских ТНК международным стандартам в области экологии, финансирования экологических НИОКР и внедрения их результатов. Стоимость рабочей силы в государствах Содружества относительно невысокая, уровень оплаты труда в подразделениях российских ТНК, как правило, выше, чем в местных компаниях, поэтому тезис об эксплуатации ТНК дешевой рабочей силы в принимающих странах неверен. Способ снижения конкурентного давления, заклю-

чающийся в скупке российскими ТНК местных предприятий не для реорганизации, а для свертывания производства, является неэффективным на территории стран СНГ, поскольку уровень конкуренции на рынках стран Содружества невысокий. Для компаний большинства стран СНГ не характерна ориентация на развитие национальной инновационной системы, деятельность российских ТНК, наоборот, стимулирует инновационное развитие государств постсоветского пространства.

Можно выделить ряд перспективных направлений функционирования российских ТНК в странах Содружества.

Значительная степень общности потребительского поведения и рыночных условий хозяйствования в рамках интеграционного объединения определяет необходимость трансформации традиционно используемых ТНК видов стратегий международного маркетинга: глобальной стратегии стандартизации и мультинациональной стратегии адаптации и разработки мегарегиональной стратегии стандартизации. Использование российскими ТНК подобной стратегии международного маркетинга для функционирования в постсоветском пространстве будет иметь результатом экономию издержек на разработку стандартного товара и комплекса маркетинга, использование массового производства и передовых технологий в рамках стран СНГ.

Перспективным направлением повышения конкурентоспособности отечественных ТНК является формирование нового вида ТНК в постсоветском пространстве по типу «Европейской компании» [6, с. 148-175] в ЕС, деятельность которой будет регулироваться совместно правом СНГ и национальным правом государств-членов (назовем ее условно «Евразийской компанией»). Устранение юридических барьеров, вызванных различиями в национальных правовых системах, позволит хозяйствующим субъектам, входящим в состав подобной организационно-правовой формы хозяйствования, активизировать коммерческую и инновационную деятельность в пределах единого экономического и правового пространства Содружества за счет: упрощения процедур трансграничных слияний и поглощений; снижения расходов на создание новых и функционирование существующих подразделений в государствах СНГ;

объединения ресурсов и факторов производства; устранения параллелизма в работе и конкуренции между собой; диверсификации производства; облегчения доступа к ресурсам, в том числе исследовательским.

Статус «Евразийской компании» может быть получен, например, в результате: слияния акционерных обществ, два из которых учреждены и осуществляют деятельность в странах Содружества; образования холдинга акционерными обществами и/или обществами с ограниченной ответственностью, расположенными, по крайней мере, в двух разных странах Содружества; создания совместного филиала акционерными обществами и/или обществами с ограниченной ответственностью, расположенными, по крайней мере, в двух разных странах Содружества; преобразования акционерных обществ, зарегистрированных на территории одной из стран Содружества и имеющих филиал не менее установленного законодательством СНГ срока на территории других стран Содружества.

Таким образом, российские ТНК, для которых страны СНГ являются важными и стратегическими регионами деятельности, используя четвертый способ создания «Евразийской компании», смогут повысить эффективность деятельности в постсоветском пространстве, сохранив при этом исторически характерную для ТНК мононациональную принадлежность акционерного капитала. В то же время «Евразийская компания» может быть создана как крупными компаниями, так и представителями мелкого и среднего бизнеса.

Следует отметить, что предложенный формат «Евразийской компании» отличается от закрепленного в Конвенции СНГ «О транснациональных корпорациях» по таким аспектам, как:

- используемая терминология. Определение в Конвенции юридического лица, имеющего имущество на территории стран Содружества, образованного юридическими лицами двух или более стран Содружества, зарегистрированного в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией, «транснациональной корпорацией» [8] представляется неправильным, искажающим суть категории «транснациональная корпорация»;

- количественный состав компаний-учас-тников. «Евразийская компания» может быть создана единственной ТНК при соблюдении ряда условий;

- национальная принадлежность компа-ний-участников. В состав учредителей «Евразийской компании» могут входить компании-нерезиденты СНГ при соблюдении обозначенных условий. Препятствием для реализации подобного проекта могут стать сложные межгосударственные отношения между некоторыми стра-нами-участницами СНГ. Однако только при наличии государственной поддержки в странах СНГ возможна унификация правовых норм, принятие наднациональных законодательных актов, регулирующих создание и функционирование предложенного нового вида ТНК в постсоветском пространстве. Это будет способствовать обеспечению конкурентоспособности отдельных стран Содружества, а также и самого мегарегионального интеграционного объединения за счет оптимизации хозяйственной структуры СНГ.

Задача обеспечения инновационного развития актуальна для экономик стран Содружества, поскольку только инновационная модель развития позволит повысить конкурентоспособность стран СНГ и ускорить их равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство. В СНГ продолжают существовать противоречия между тенденциями развития научно-технического потенциала и потребностями промышленного производства, не преодолен разрыв между сферами образования, науки и инновационной деятельности, не созданы необходимые условия для кооперации государственного и предпринимательского секторов в сфере производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции [1, с. 59]. Вместе с тем способность к улавливанию и реализации нововведений должна поддерживаться эффективной государственной и межгосударственной политикой максимального содействия использованию имеющихся конкурентных преимуществ отраслей и предприятий стран СНГ и применению в них научно обоснованных методов и инструментов формирования «желательных преимуществ» на микро-, мезо- и макроуровнях в соответствии с актуальными требованиями глобализации.

Для реализации целей инновационного развития стран постсоветского пространства национальные правительства должны создать правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые укрепят научную и технологическую базу промышленности, мотивируют хозяйствующих субъектов к модернизации производства, превращению результатов научных исследований и разработок в конкурентоспособные товары и услуги. Ограниченность бюджетных средств государств СНГ, неразвитость национальных инновационных систем, общность целей развития мегарегионального интеграционного объединения создают необходимость выполнения наднациональных исследовательских проектов. Для этого нужно сформировать наднациональный механизм управления НИОКР, определить цели и приоритетные направления научно-технической политики СНГ, источники и объемы финансирований.

Ресурсы российских ТНК в силу наличия долгосрочных и стратегических интересов в странах Содружества могут стать существенным источником наднационального государственно-частного финансирования особо значимых направлений инновационной деятельности в СНГ. В зависимости от состава участников, специфики проекта доля государственных ассигнований может составлять 50 % и менее.

Способы участия российских ТНК в межгосударственных проектах постсоветских государств могут различаться в зависимости от их сущности. Так, выполнение особых целевых проектов в СНГ, сфокусированных на решении единичных проблем, рассчитанных на краткосрочный период, может проводиться в рамках межгосударственных исследовательских ассоциаций. Объединенные исследовательские проекты, являющиеся междисциплинарными, ориентированные на развивающуюся и длительную интеграцию исследовательской деятельности партнеров, могут быть осуществлены в рамках предложенной организационно-правовой формы ТНК «Евразийская компания».

Таким образом, крупнейшие российские компании в последние годы формируют сеть дочерних предприятий в постсоветском пространстве, вклад которых в развитие стран

Содружества, в обеспечение потребностей населения значим и перспективен в долгосрочном аспекте. Необходимость решения экзогенных и эндогенных проблем, ограничивающих формирование отечественных ТНК в России и, соответственно, их зарубежную экспансию, особенно в период мирового кризиса, обусловлена их ролью в процессах социально-экономического развития России, стран СНГ и интеграции в мировое хозяйство.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бойко, Н. А. О Концепции межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2015 г. / Н. А. Бойко // Инновации. - 2006. - № 2 (89).- С. 59-64.

2. Зимин, В. Анализ стоимости активов крупнейших сырьевых компаний России на основе рейтинга журнала Forbes за 2006 г. / В. Зимин, В. Тришин // Экономические стратегии. - 2006. -№ 5/6. - С. 51-61.

3. Ильин, М. С. О некоторых тенденциях в российской практике слияний и поглощений / М. С. Ильин, А. Г. Тихонов // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2005. - № 3. - С. 3-21.

4. Инвестиции в период кризиса. Немецкий вариант. - Режим доступа: http://bo.bdc.ru/2009/1/ invest.htm

5. Интервью первого заместителя генерального директора ГМК «Норильский никель» по ВЭД О.М. Пивоварчука агентству «Интерфакс». - Режим доступа: http://nomik.ru/investor/presentations/ 169/.

6. Иншакова, А. О. Перспективы корпоративного регулирования: ЕС и СНГ : монография / А. О. Иншакова ; Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 368 с.

7. Карпова, С. В. Международная маркетинговая политика современных ТНК на российском рынке / С. В. Карпова // Банковские услуги. - 2005. -№ 5. - С. 2-6.

8. Конвенция о транснациональных корпорациях. Конвенция. Содружество независимых государств. 6 марта 1998 г. - Режим доступа: http:// www. consultant. rn.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г. -Режим доступа: http://www.consultant.ru.

10. Либман, А. Корпоративная модель региональной экономической интеграции / А. Либ-ман, Б. Хейфец // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №9 3. - С. 15-22.

11. Осадчий, Н. Особенности эволюции крупного бизнеса в России / Н. Осадчий // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. -№8.- С. 43-51.

12. Паппэ, Я. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России / Я. Пап-пэ, Я. Галухина // Вопросы экономики. - 2005. -№ 10. - С. 72-89.

13. Российские транснациональные корпорации: выход российского бизнеса на международную арену. - Режим доступа: http://www.amr.ru/ doc1992.html.

14. Старовойтов, М. К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы) / М. К. Старовойтов. - М. : Наука, 2001. - 312 с.

15. Цветков, В. Вопросы интеграции обрабатывающей индустрии / В. Цветков // Экономист. -2004. - № 12. - С. 14-24.

RUSSIAN TNCs ACTIVITY AS THE FACTOR OF THE CIS COUNTRIES SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND THEIR INTEGRATION WITH THE WORLD ECONOMY

N.N. Yudina

In the article the author tries to characterize the evolution peculiarities and the contemporary problems of the Russian TNCs, to define their role in the post-Soviet countries social and economic development and to substantiate perspective trends of the Russian TNCs activity in CIS.

Key words: innovative activity, integration, Commonwealth of Independent States (CIS), transnational corporation (TNC).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.