Научная статья на тему 'Деятельность Роспотребнадзора по обеспечению радиационной безопасности населения России'

Деятельность Роспотребнадзора по обеспечению радиационной безопасности населения России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1096
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Роспотребнадзора по обеспечению радиационной безопасности населения России»

стоящий период. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2003; 6: 107—13.

4. Онищенко Г. Г., Кутырев В. В., ред. Биологическая безопасность. Термины и определения. 2-е изд. М.: Медицина; 2011.

5. Боровик Р. В., Дмитриев Г. А., Коломбет Л. В., Победимская Д. Д., Ремнев Ю. В., Тюрин Е. А., ФедоровН. А. Основы биологической безопасности: принципы и практика: Учебно-методическое пособие. М.: Медицина для вас; 2008.

6. Стандарт управления биорисками в лаборатории (США 15793). М.; 2007.

7. Дроздов С. Г., Гарин Н. С., Джиндоян Л. С., Тарасенко В. М. Основы техники безопасности в микробиологических и вирусологических лабораториях. М.: Медицина; 1987.

8. Тюрин Е. А. Факторы биологической безопасности. Биозащита и биобезопасность. 2010; 2 (3): 34—9.

9. Biosafety in microbiological and biomedical laboratories. 5th ed. U.S. Department of Health and Human Services Public Health Service Centers for Disease Control and Prevention National Institutes of Health HHS Publication. N. (CDC) 21-1112 Revised December 2009.

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, И. К. РОМАНОВИЧ, 2013 УДК 614.73 (470+571)

АКАД. РАМН Г. Г. ОНИЩЕНКО1, ПРОФ. И. К. РОМАНОВИЧ2

Деятельность Роспотребнадзора по обеспечению радиационной

безопасности населения России

'Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. проф. П. В. Рамзаева

Обеспечение радиационной безопасности населения всегда являлось и является одной из приоритетных составляющих национальной безопасности Российской Федерации и важнейшим элементом санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны. Поэтому органы Госсанэпиднадзора всегда уделяли этому вопросу большое внимание.

Деятельность Госсанэпиднадзора в области обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации в последние годы определялась:

— аварией на АЭС "Фукусима-1", Япония (март 2011 г.);

— установлением в рамках государств — членов Таможенного союза Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (2010);

— вступлением Российской Федерации в ВТО (август 2012 г.) и соответственно необходимостью гармонизации гигиенических нормативов в рамках ВТО;

— выходом в свет основополагающих рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) — 103-й Публикации;

— принятием Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (2011).

Аварии на Чернобыльской атомной станции (СССР) в 1986 г. и на АЭС "Фукусима-1" (Япония) в 2011 г. продемонстрировали нам, насколько опасен мирный атом. Любые недочеты в проектировании и нарушения в эксплуатации ядерных объектов приводят к масштабным радиоактивным загрязнениям территорий, облучению больших контингентов населения и в итоге к колоссальным экономическим потерям. Как правило, такие крупные радиационные аварии становятся причиной замедления развития атомной энергетики, а в некоторых странах и отказа от использования данного вида энергии.

Однако эти же аварии послужили толчком к значимому повышению безопасности объектов атомной энергетики. Наряду с ужесточением регламентов безопасности они стимулируют строительство АЭС новых поколений, разработку реакторов с принципиально новыми видами получения атомной энергии, с замкнутым

топливным циклом. Это делается для достижения главной цели — надежного обеспечения радиационной безопасности населения.

Сегодня уже можно подвести первые итоги деятельности Госсанэпиднадзора по организации профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения России в связи с аварией на АЭС "Фукусима-1".

В результате этой аварии произошло существенное радиоактивное загрязнение окружающей среды летучими радионуклидами йода, теллура, цезия, облучение персонала АЭС и спасателей, а также населения ряда префектур Японии. Потребовались срочные меры радиационной защиты населения Японии в 20-километровой зоне вокруг аварийной АЭС: эвакуация и укрытие, блокада щитовидной железы стабильным йодом, мониторинг и бракераж пищевых продуктов, дезактивация населенных пунктов. Радионуклиды из района аварийной АЭС в незначительных количествах перенесены в другие страны воздушными потоками, идет перенос с морскими течениями.

Большинство стран мира ввели запрет импорта японских пищевых продуктов из всей Японии или некоторых префектур, установили жесткие меры радиационного контроля импорта этих продуктов. Запрет касался конкретных групп пищевых продуктов: зеленых овощей, молока, отдельных видов рыбы и грибов. По мере улучшения радиационной обстановки эти запреты последовательно снимаются.

Для своевременного выявления переноса радиоактивности воздушным путем, а также недопущения завоза на территорию России активности другими путями Роспотребнадзором был организован радиационный мониторинг, включавший:

— контроль мощности дозы гамма-излучения;

— контроль содержания техногенных радионуклидов в атмосферном воздухе;

— контроль плотности радиоактивного загрязнения почвы, растительности и местной пищевой продукции, которая при ее потреблении является потенциальным источником поступления радионуклидов в организм человека (молоко, листовые овощи, грибы, рыба, морепродукты);

— контроль содержания техногенных радионуклидов в морской воде и гидробионтах (рыба, моллюски, водоросли);

— контроль наличия поверхностного радиоактивного загрязнения прибывающих из Японии транспортных средств (самолеты, вертолеты, морские суда) и грузов;

— контроль содержания техногенных радионуклидов в пищевых продуктах и пищевом сырье, произведенных в Японии;

— контроль радиоактивного загрязнения пассажиров, прибывающих из Японии, и их багажа.

Для уточнения зон и параметров возможного радиоактивного загрязнения акватории Тихого океана вблизи территории Российской Федерации в апреле—мае 2011 г. под эгидой Русского географического общества с участием заинтересованных министерств и ведомств, ведущих научных учреждений России на научно-исследовательском судне "Павел Гордиенко" была проведена комплексная морская экспедиция в Японском море и северо-западной части Тихого океана.

В мае и сентябре—октябре 2011 г. учреждениями Ро-спотребнадзора были проведены наземные радиологические исследования на территории Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, а также Сахалинской и Магаданской областей для уточнения радиационной обстановки и проведения дозовых оценок населения.

По результатам комплексных исследований установлено, что авария на АЭС "Фукусима-1" не привела к значимому радиоактивному загрязнению территории Российской Федерации. Эффективная доза облучения критической группы жителей Сахалинской области в 2011 г. за счет аварии не превышает 0,017 мЗв. Эквивалентная доза в щитовидной железе не превышает 0,1 мЗв. Ожидаемая годовая эффективная доза критической группы жителей Сахалинской области в результате аварии в 2012 г. выйдет за пределы 0,007 мЗв. Таким образом, уровень дополнительного радиационного воздействия на население Сахалинской области вследствие аварии на АЭС "Фукусима-1" не превышает величин, соответствующие уровню пренебрежимо малого радиационного риска, предусмотренного НРБ-99/2009.

В Приморском, Хабаровском и Камчатском краях и Магаданской области уровни радиоактивного загрязнения и соответственно дозы облучения населения ниже, чем в Сахалинской области. В этих регионах достоверные результаты, касающиеся загрязнения территории субъекта фукусимскими выпадениями, не получены.

В 2012 г. исследования по уточнению радиационной обстановки и доз облучения населения Дальневосточных субъектов Российской Федерации продолжились.

В период с 17 августа по 11 сентября 2012 г. выполнена вторая морская экспедиция. Маршрут пролегал в Японском море, акватории северо-западной части Тихого океана на расстоянии от 500 до 800 км к востоку от АЭС "Фукусима-1" и далее в северо-западной части Тихого океана, примыкающей к Курильским островам.

Дополнительно были выполнены две высадки на острова Курильской гряды (Уруп и Парамушир) для оперативного исследования параметров радиационной обстановки и отбора проб объектов внешней среды, в том числе пищевых продуктов местного происхождения.

С 16 по 28 сентября 2012 г. группой из 4 специалистов Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены, Управлением Роспотребнадзора и центром гигиены и эпидемиологии по Сахалинской области повторно обследованы юг острова Сахалин и ближайшие к Японии острова Курильской гряды.

По предварительным результатам исследования сделаны первые заключения.

Мощность дозы гамма-излучения над поверхностью морской воды во время морской экспедиции, а также на всех обследованных островах находится на доава-рийном уровне. В атмосферном воздухе радионуклиды цезий-134 и цезий-137 не определяются. Содержание цезия-134 и цезия-137 в пробах морских видов рыб и других морепродуктов ниже минимально детектируемой активности (менее 1,3 Бк/кг).

Сравнение результатов второй морской экспедиции с данными, полученными в первой экспедиции в 2011 г., свидетельствует о снижении концентрации радионуклидов цезия в поверхностных слоях морской воды по всему маршруту движения научно-исследовательского судна, в том числе в северо-западной части Тихого океана, на расстоянии от 500 до 800 км к востоку от АЭС "Фукусима-1", однако на глубинах до 200 м концентрации радионуклидов значительно выше, чем в поверхностных слоях, и достигают уровней 2011 г. (20 Бк/м3).

Полученные результаты дают основание для благоприятного прогноза по радиационной обстановке на нашем Дальнем Востоке и тихоокеанском побережье России. Однако совсем успокаиваться рано. Оценки содержания радионуклидов в рыбе, моллюсках, водорослях при условии длительного содержания радионуклидов в морской воде с применением концентрационных множителей, рекомендуемых МАГАТЭ в техническом докладе TRS-422, а также на основе данных, полученных российскими учеными в результате многолетних исследований в морях, омывающих Арктическое побережье России, свидетельствуют о возможном значительном повышении концентрации радионуклидов в морской биоте. Данные, представленные правительством Японии, указывают на то, что около 2% проб рыбы, выловленной у восточного побережья Японии, превышают международный норматив по содержанию цезия-137, тогда как норматив Российской Федерации превышают 10% проб.

Возможность радиоактивного загрязнения ставриды, анчоуса, сардины, скумбрии, сайры, лимонеллы, нерест и нагул которых частично проходят в водах вблизи японских островов, высока. В связи с этим радиационный контроль всей вылавливаемой рыбы этих видов и ввозимых в Российскую Федерацию ее партий является обязательным.

Продолжаются работы по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС.

Одной из важнейших задач в настоящее время является обеспечение условий нормальной жизнедеятельности для населения загрязненных территорий. Следует признать, что пути решения этой задачи на современном этапе еще недостаточно проработаны как концептуально и методически, так и нормативно.

Обеспечить условия нормальной жизнедеятельности для жителей отдельного населенного пункта можно только при совместном выполнении двух требований: выполнения общепринятых требований радиационной безопасности (обеспечение условий безопасного проживания); создания возможности ведения на загрязненной территории хозяйственной деятельности без специальных мероприятий по снижению содержания цезия-137 в производимой продукции (обеспечение условий нормальной хозяйственной деятельности).

Контроль за соблюдением этих требований должна осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

За критерий восстановления условий нормальной хозяйственной деятельности принимается снижение плотности загрязнения почвы цезием-137 до уровней, позволяющих производить на этой территории традиционную сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям, без специальных мер по снижению содержания в ней цезия-137.

На основе результатов проводимого радиационного мониторинга должна быть составлена программа по обеспечению условий нормальной жизнедеятельности для жителей разных населенных пунктов (НП), в том числе определяющая ожидаемую дату, начиная с ко -торой будут гарантированно соблюдаться эти условия для каждого НП, находящегося в зоне радиоактивного загрязнения. По результатам мониторинга программа должна корректироваться не реже 1 раза в 5 лет.

В этой программе обязательно должен быть предусмотрен план реализации комплекса мероприятий по обеспечению условий нормальной жизнедеятельности населения. Программа должна быть заранее обсуждена с жителями данного НП. В дальнейшем население должно регулярно информироваться о результатах ее выполнения.

Решение этих задач напрямую зависит от эффективности работы многих министерств и ведомств на радиоактивно загрязненных территориях, включая, конечно, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В 2012 г. Роспотребнадзором начата очень важная работа по созданию электронной базы данных и сохранению всех данных измерений, выполненных с 1986 г. на радиоактивно загрязненных территориях нашей службой. Возглавляет эту работу Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены. Она продлится до 2015 г. включительно. В результате будут собраны воедино данные о всех измерениях мощности дозы гамма-излучения, содержания радионуклидов в пробах объектов окружающей среды, пищевых продуктах, в организме жителей загрязненных территорий начиная с 1986 г. по настоящее время. Будет проведена экспертиза этой информации, и в дальнейшем данная база станет основой для оценки накопленных и текущих доз облучения населения радиоактивно загрязненных территорий.

В этом году исполнилось 55 лет со дня аварии на производственном объединении "Маяк", и, как показала коллегия Роспотребнадзора, проведенная в мае

2012 г., радиационный фактор на конкретных территориях остается значимым.

В настоящее время несколько тысяч человек, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения в Челябинской области, имеют накопленные дозы от 70 до 350 мЗв и выше. В рамках реализации Федеральной целевой программы "Ликвидация последствий радиационных аварий на период до 2015 года" Роспотребнад-зором прорабатывается вопрос о проведении в 2013 г. дополнительных обследований НП на территории Челябинской, Свердловской и Курганской областей и расчета накопленных доз облучения населения. До конца

2013 г. необходимо установить НП, в которых годовая доза облучения составляет 1 мЗв и более или накопленная доза — более 70 мЗв, и численность проживающего в них населения.

Важнейшим элементом обеспечения радиационной безопасности является система гигиенического

нормирования. Логично выстроенная в нашей стране система гигиенического нормирования радиационного воздействия в сочетании с эффективной системой надзора за соблюдением установленных нормативов надежно обеспечивает радиационную безопасность населения России.

За последние 5 лет специалистами Роспотребнад-зора во взаимодействии с представителями других заинтересованных министерств и ведомств проделана значительная работа по совершенствованию нормативно-методического обеспечения радиационной безопасности населения. Обновлены Нормы радиационной безопасности (НРБ), Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ) и некоторые другие санитарные правила. Данные документы в значительной степени гармонизированы с международными, в том числе со 103-й Публикацией МКРЗ.

Однако, как было указано выше, целый ряд обстоятельств ставит новые задачи, которые нам придется решать в самом ближайшем будущем.

1. На уровне государств — членов Таможенного союза действуют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 № 299. В соответствии с п. 1.4 ст. 1 гл. 1 этого документа национальное санитарное законодательство сторон должно быть гармонизировано с Едиными санитарными требованиями.

В 2010—2011 гг. гигиенические требования к содержанию радионуклидов в пищевых продуктах на уровне государств — членов Таможенного союза гармонизированы.

В соответствии с графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденным решением Комиссии этого союза от 08.12.10 № 492, предусмотрена разработка более 40 технических регламентов.

Часть регламентов уже принята.

Правительством Российской Федерации изданы постановления от 11.09.12 № 912, 917 и 918, которыми Роспотребнадзор определен как уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", "О безопасности игрушек", "О безопасности легкой промышленности".

Указанные технические регламенты Таможенного союза вступили в силу в установленном порядке и подлежат применению Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора).

2. Вступление Российской Федерации в BТO потребовало гармонизации гигиенических нормативов в рамках этой организации. Роспотребнадзором в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.09 № 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами" с целью организации работ по гармонизации санитарного законодательства Российской Федерации с международными стандартами издан приказ от 31.03.10 № П4 "Об организации работ по гармонизации санитарного законодательства Российской Федерации с международными требовани-

20000

15000

5000

<Г <Г «Г «Г «Г «Р <Г

Всего

Медучреждения

Рис. 1. Динамика численности радиационных объектов, в том числе медучреждений.

ями". Утверждено Положение об Информационно-аналитическом центре ФБУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора по санитарно-эпидемиологическому нормированию и гармонизации санитарно-эпидемиологических требований с международными стандартами.

В связи с этим необходимо изучить практику вступления в ВТО других стран и процедуры ВТО по урегулированию торговых споров, проанализировать кадровое и лабораторное обеспечение ФБУЗ центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и научно-исследовательских учреждений Роспотребнад-зора на предмет соответствия лабораторных исследований и помещений лабораторных подразделений международным требованиям, ФБУН Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. проф. П. В. Рамзаева Роспотребнадзора до конца 2012 г. проанализировать показатели содержания радионуклидов в пищевых продуктах, включенных в санитарные правила, Единые санитарные требования Таможенного союза, директивы Европейского Союза, стандарты Комиссии "Кодекс Алиментариус", и подготовить предложения по их гармонизации.

3. При обеспечении радиационной безопасности населения России в связи с аварией на АЭС "Фукусима-1" выяснилось, что, несмотря на огромный опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, наличие инструктивных и нормативно-методических документов практически на все случаи жизни, требуется приведение в соответствие с современными задачами и международными рекомендациями нормативное и методическое обеспечение аварийного реагирования. Например, в действующих в Российской Федерации нормативно-методических документах отсутствуют допустимые уровни радиоактивного загрязнения грузов, транспортных средств, пассажиров при трансграничном перемещении из стран, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате крупномасштабной радиационной аварии.

4. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" критерии отнесения отходов к категории радиоактивных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Рабочей группой из заинтересованных министерств и ведомств в течение первой половины 2012 г. разработаны новые критерии отнесения отходов к радиоактивным. Новые критерии для жидких радиоактивных отходов отличаются от критериев, установленных в ОСПОРБ-99/2010, что потребует в ближайшее время внесения изменений в ОСПОРБ и

180000-, 16000014000012000010000080000600004000020000-

Ф

Рис. 2. Динамика численности установок с ИИИ на радиационных объектах по данным РГП.

Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО).

Конечной, обобщающей характеристикой состояния радиационной безопасности на территории являются дозы облучения населения от всех основных источников ионизирующего излучения (природных, медицинских, техногенных) в условиях нормальной эксплуатации и источников облучения, являющихся следствием прошлых радиационных аварий или прошлой деятельности.

Для решения задачи постоянного и эффективного контроля за радиационной безопасностью в конце 90-х годов ХХ века в Российской Федерации разработана и внедрена система радиационно-гигиенической паспортизации и Единая государственная система контроля и учета доз облучения населения России (ЕСКИД).

В настоящее время подготовлен радиационно-гигие-нический паспорт (РГП) Российской Федерации за 2011 г.

В реализации программы по радиационно-гигиени-ческой паспортизации можно выделить 2 периода. Первый — с 1999 по 2006 г. — это становление: отработка схем взаимодействия, организация учета источников ионизирующего излучения (ИИИ), совершенствование форм и методических документов. Качество РГП было невысоким.

Второй период — с 2007 г. — это существенное повышение качества и надежности РГП.

Для повышения надежности РГП, насыщения их объективной информацией в 2007 г. приказом Роспо-требнадзора были созданы Межрегиональные радиологические центры (МРЦ).

Анализ данных РГП за 12-летний период свидетельствует о том, что в целом качество радиационных паспортов повысилось, следовательно, создание МРЦ сыграло положительную роль.

Численность радиационных объектов, использующихся на них ИИИ, а также обслуживающего их персонала стабильно растет, что наглядно видно на рис. 1—3.

В настоящее время на радиационных объектах России имеется 168,5 тыс. установок, содержащих ИИИ, подлежащие контролю и учету.

В настоящее время число радиационных объектов, являющихся медучреждениями, составляет 75% от полного числа радиационных объектов и на них работает 41% персонала группы А.

Важно отметить, что на протяжении последних 6 лет количество рентгенорадиологических процедур, проводимых в медучреждениях России, неуклонно растет, а коллективная доза медицинского облучения населения в результате их выполнения снижается, с одной стороны, за счет улучшения учета доз медицинского облучения и увеличения процента измеряемых доз облучения пациентов. С другой стороны, положительную роль

180000 160000 140000 120000 100000 80000 60 0004000020000

и и

и и

Л? ^ ^ Л» ^ <$?» Г? ^

Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медучреждения

Рис. 3. Динамика численности персонала группы А, в том числе в медучреждениях.

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

"О........г

-*-

■■□........О

г$Ь

■■а

ф> Ср> ф> ф>

-♦— СЭД на жителя

«Г

^ ^ ^ <р> —■О..... СЭД на процедуру

Рис.

4. Динамика средних эффективных доз (СЭД) медицинского облучения в расчете на 1 жителя и на 1 процедуру (в мЗв).

играет перевооружение медицинских учреждении современным цифровым рентгенооборудованием.

В последние 2 года наметилась стабилизация кол -лективной дозы медицинского облучения населения России за счет массового внедрения компьютерной томографии, являющейся высокоинформативным, но и высокодозным методом медицинской диагностики. Это естественный процесс, характерный для всех развитых стран мира. Важная задача Роспотребнадзора при этом — совместно с Минздравсоцразвития России не допустить необоснованного роста доз медицинского облучения.

Снижение доз медицинского облучения наглядно видно на рис. 4, на котором представлена динамика средних индивидуальных годовых эффективных доз медицинского облучения населения России в расчете на одного жителя и на одну проведенную рентгенорадио-логическую процедуру. Как видно, снижение средней дозы на жителя уже исчерпано и в последние 2 года наметился некоторый рост этой величины, а средняя доза на процедуру, вероятно, в 2011 г. достигла минимума и далее также будет расти в основном за счет увеличения доли компьютерных томографий.

Наибольший вклад в коллективную дозу медицинского облучения пациентов вносят рентгенографические исследования (33,8%), на второе место вышла компьютерная томография (26,3%), далее идут рентгеноскопические (15,8%) и флюорографические (14,1%) исследования.

В соответствии с данными РГП Российской Федерации облучение населения в 2011 г., как и в прошлые годы, более чем на 99% определяется природными и медицинскими источниками. На долю всех остальных источников приходится менее 0,3% коллективной дозы населения России. Основной вклад в дозу природного облучения вносит радон (47%). Для 9 субъектов Российской Федерации, по данным РГП за 2011 г., средняя доза на жителя превышает 5 мЗв в год. Наибольшее значение этой величины (15 мЗв) отмечено в Республике Алтай.

Роспотребнадзор ежегодно регистрирует в России около 200 случаев утери контроля над ИИИ, в 2011 г. этот показатель составил 247 случаев.

В последние 2 года регистрируются попытки ввоза в Россию продукции, изготовленной из металла и имеющей структурное радиоактивное загрязнение кобальтом-60 (фитинги и комплектующие для систем отопления и канализации; кухонные изделия из нержавеющей стали; пробки, крышки для укупорки; распылители, насадки для косметических средств; де-

коративные металлические кольца для парфюмерных флаконов и др.).

На территории России в 2011—2012 гг. выявлено радиоактивное загрязнение металлической фурнитуры счетчиков питьевой воды кобальтом-60.

В настоящее время зарегистрированы 1372 водо-счетчика в 13 регионах страны: Республике Якутия, Брянской, Кемеровской, Томской, Новосибирской, Белгородской, Оренбургской областях, Республике Хакасия, Красноярском крае, Иркутской области, Приморском, Забайкальском, Алтайском краях.

Развитие радиационно-гигиенической паспортизации сделало необходимым дальнейшее совершенствование ее нормативного, методического и программного обеспечения. Возникла серьезная потребность в корректировке форм РГП, методических указаний и программного обеспечения для их заполнения. Поэтому специалистами ФБУН НИИРГ были собраны и проанализированы соответствующие предложения территориальных органов Роспотребнадзора и ведомств. В результате анализа этих предложений были подготовлены новые формы РГП и методические рекомендации по их заполнению, которые учитывают накопленный опыт радиационно-гигиенической паспортизации. Их внедрение позволит повысить достоверность и качество информации, представленной в РГП.

На начало 2012 г. укомплектованность подразделений, осуществляющих деятельность по радиационной гигиене во ФБУЗ Центры гигиены и эпидемиологии, составляет 92% (укомплектовано 583 из 625 должностей).

По федеральным округам наибольшая укомплектованность отмечена в Приволжском ФО (96,1%), наиболее низкая (62,5%) — в Костромской и Камчатской областях.

Если говорить о профессиональной подготовке, то сертификат специалиста имеет лишь каждый пятый специалист. Только в Северо-Западном МРЦ (Санкт-Петербург) сертификаты имеют 100% специалистов. Не имеют сертификатов специалисты в МРЦ в СевероКавказском ФО (Ставропольский край) и Центральном ФО (Москва).

Квалификационные категории по специальности "радиационная гигиена" имеет 131 (22,5%) специалист. Наибольшее количество специалистов (48%) имеет квалификационные категории в МРЦ в Северо-Западном ФО (Санкт-Петербург).

За последние 5 лет не прошли обучение по вопросам радиационной гигиены 40% (231) человек.

Не проходит обучение ни один человек в 8 субъектах: Волгоградской, Пензенской, Амурской, Магадан-

ской областях, республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Ненецком АО.

Главным врачам ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии практически во всех субъектах Российской Федерации необходимо принимать срочные меры по подготовке специалистов и повышению их квалификации.

Таким образом, ближайшими задачами Госсанэпиднадзора в обеспечении радиационной безопасности населения Российской Федерации являются:

— дальнейшее совершенствование нормативно-методического обеспечения радиационной безопасности населения страны с учетом Таможенного союза, вступления РФ в ВТО;

— совершенствование аппаратурно-методического обеспечения ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в

соответствии с задачами текущего санитарного надзора и на случай аварийного реагирования;

— подготовка специалистов ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии по радиационной гигиене и повышению их квалификации;

— обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях;

— совершенствование системы радиационно-гиги-енической паспортизации и повышение качества РГП;

— дальнейшее обобщение опыта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, организации проведения профилактических мероприятий по сохранению здоровья населения страны при аварии на АЭС "Фукуси-ма-1", сохранению накопленных уникальных данных.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:613.62-036.2]:312.6 (470.21)

С. А. СЮРИН1, Д. В. ПАНЫЧЕВ2

Профессиональная заболеваемость медицинских работников

Мурманской области

1Научно-исследовательская лаборатория Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья, Кировск; 2Министерство

здравоохранения Мурманской области, Мурманск

В Мурманской области в 2005—2011 гг. отмечалась тенденция к снижению профессиональной заболеваемости работников учреждений здравоохранения (с 3,33 до 0,39 на 10 тыс.) на фоне ее существенного роста (с 2,87 до 10,3 на 10 тыс.) среди работающего населения в целом. В 2010 г. профессиональная заболеваемость медицинских работников оказалась в 25,8 раза ниже, чем в среднем по Мурманской области. Наиболее подвержены развитию профессиональной патологии работники стоматологической службы (при стаже более 25 лет) и младший медицинский персонал противотуберкулезных учреждений (независимо от стажа работы).

Ключевые слова: профессиональные заболевания, медицинские работники, Мурманская область

THE OCCUPATIONAL MORBIDITY OF MEDICAL WORKERS IN MURMANSK OBLAST

S.A. Syurin, D.V. Panychev

The research laboratory of the North Western research center of hygiene and public health, Kirovsk; The Minzdrav of Murmansk oblast, Murmansk

In the Murmansk oblast during 2005-2011, the decreasing trend in occupational morbidity among workers of public health institutions from 3.33 to 0.39%o against the background of its overall increase in working population from 2.87 to 10.3%. In 2010, occupational morbidity of medical workers was 25.8 times lower as compared with mean values in the Murmansk oblast. The workers of stomatological services with practical experience of 25 and more years and paramedical personnel of anti-tuberculosis institutions independently of practical experience are the most impacted by occupational pathology development.

Key words: occupational disease, medical workers, Murmansk oblast

При выполнении своих профессиональных обязанностей медицинские работники могут подвергаться воздействию многих вредных факторов производственной среды и трудового процесса, среди которых выделяются биологические, химические, нервно-эмоциональные, эргономические и физические [3, 4, 7, 8]. В настоящее время проблема профессиональной заболеваемости медицинских работников приобретает все большую актуальность. Радикальные перемены в обществе оказывают дополнительную психологиче-

скую нагрузку на медицинский персонал, требуя все более качественной и интенсивной работы при ограниченном финансовом и материальном обеспечении учреждений здравоохранения. Низкая оплата труда в условиях развития рыночной экономики заставляет трудиться медицинских работников, пренебрегая временем, предусмотренным для восстановления физического и эмоционального состояния организма [2].

Вследствие ряда объективных и субъективных причин заболевания медицинских работников, возникаю-

Контактная информация Сюрин Сергей Алексеевич — д-р мед. наук, зам. директора Научно-исследовательской лаборатории ФБУН Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья. Тел. раб. (81531)91148, e-mail: Kola.reslab@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.