УДК 68.88
Г. В. Иванов, Н. В. Жаринов, С. Н. Дуброва, А. В. Кондратьев
Иванов Г. В., доктор военных наук; член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, член Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики; e-mail: [email protected]
Жаринов Н. В., кандидат экономических наук, доцент; ст. научный сотрудник Кольского Научного Центра РАН; e-mail: [email protected]
Дуброва С. Н., соискатель ученой степени кандидата политических наук; слушатель Военной академии Генерального штаба ВС РФ; e-mail: [email protected]
Кондратьев А. В., заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации; соискатель Военной Академии Генерального штаба ВС РФ; e-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ ПО УСИЛЕНИЮ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АРКТИКЕ
В статье проведен анализ основных планов и практических мероприятий приарктических государств по наращиванию своего военного присутствия в регионе, что способно привести к обострению существующих противоречий (международно-правовых, политических, экономических и др.) и созданию благоприятных условий для их перерастания в новые опасности и угрозы для военной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: Арктика; Арктический регион; национальные интересы Российской Федерации в Арктике; усиление военного присутствия в Арктике; приарктические государства; мероприятия боевой подготовки вооруженных сил иностранных государств.
Ivanov G. V.
Ph.D of Military Sciences, Member of the Arctic and Antarctic Council of the Federation Council, Member of the Scientific and Expert Council of the State Commission of the development of the Arctic; e-mail: [email protected]
Zharinov N. V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of the Kola Science Center of the Russian Academy of Sciences; e-mail: [email protected]
Dubrovа S. N.
Postgraduate Student, Attendee, Military Academy of the General Staff of the Russian Federation Armed Forces; e-mail: [email protected]
Kondratiev A. V.
Deputy of the Chairperson of the Council of the Federation Committee on Defense and Security; Military Academy of the General Staff of the Russian Federation Armed Forces; e-mail: [email protected]
THE ACTIVITIES OF VARIOUS STATES TO STRENGTHEN THE THREATS TO NATIONAL SECURITY IN THE ARCTIC
The article analyzes the main plans and practical measures of the Arctic states to increase their military presence in the region, which can lead to aggravation of existing contradictions (international legal, political, economic, etc.) and create favorable conditions for their development into new dangers and threats For the military security of the Russian Federation.
Key words: Arctic region; national interests of the Russian Federation in the Arctic; strengthening of the military presence in the Arctic; Arctic states; combat training activities of the armed forces of foreign states.
Постепенное изменение климата Земли, создающее условия для начала более активного освоения Арктического региона, в том числе добычи природных ресурсов, а также рост значения акватории Северного Ледовитого океана для развития грузовых перевозок обусловливают стремление руководства ряда приполярных и других государств к укреплению их позиций в Арктике [Иванов 2015].
На фоне активизации Российской Федерации по расширению экономической и военной деятельности в Арктическом регионе ряд иностранных государств, в том числе и США, предпринимают целенаправленные шаги по изучению актуальных региональных проблем и выработке подходов к осуществлению внешней политики и защите национальных интересов в регионе.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью выявления декларируемых (заявленных) и реальных направлений внешней политики, военной и экономической деятельности приарктических и других внерегиональных государств в Арктике, а также вскрыть инструменты обеспечения их национальных интересов в высоких широтах в ущерб военной безопасности Российской Федерации [Белозёров 2013].
Военно-политическая обстановка на арктическом стратегическом направлении характеризуется обострением соперничества за контроль над энергоресурсами между США, Канадой, Норвегией, Данией и Россией, а также внерегиональными игроками, что способно привести к существенному нарастанию военной активности НАТО в северных широтах [Синчук Ю. В., Синчук И. Ю. 2012; Синчук 2012].
В Соединенных Штатах негативно воспринимают шаги Российской Федерации по расширению масштабов экономической и военной деятельности в высоких широтах, способные потеснить американо-канадское лидерство в вопросах освоения Арктики, и прилагают усилия по защите и продвижению национальных интересов в регионе. В частности, основное внимание официальный Вашингтон сосредоточивает на защите границ в полярных широтах, совершенствовании системы контроля морской, воздушной и наземной обстановки, поддержании гарантированной свободы мореплавания и полетов авиации в регионе. Предпринимаются шаги по созданию условий для наращивания разведывательной и другой военной деятельности в Заполярье [ВМС США... Электронный ресурс].
Руководство НАТО также планирует расширить свои военные возможности в регионе. Большое значение придается организации патрулирования воздушного пространства Исландии и прилегающих к ней районов Северной Атлантики силами альянса, несению боевой службы в регионе американскими и британскими АПЛ, а также полетам самолетов стратегической авиации США и увеличению масштабов учебно-боевой деятельности блока [Air-Sea Battle. 2013; Capstone Concept. 2012; JP 1, Doctrine. 2013; JP 3-27. 2013; JP 5-0. 2011; Sustaining U.S. 2012; Joint Operational Access. 2011; National Defense Strategy. 2008; The National Military Strategy. 2011].
Военно-политическое руководство США на фоне общей активизации деятельности в Арктике как приполярных, так и внере-гиональных государств, стремящихся обеспечить свое участие в освоении богатейших запасов природных ресурсов и использовании уникальных энергетических, транспортных и иных возможностей региона, продолжает прилагать целенаправленные усилия для эскалации напряженности в высоких широтах с целью нанесения ущерба национальным интересам РФ в регионе.
Так, с 2015 г. в США реализуется разработанная штабом Объединенного командования ОВС США в Европейской зоне (Вайхин-ген, Германия) обновленная «Стратегия на театре военных действий» (United States European Command Theater Strategy) [Синчук Ю. В., Синчук И. Ю. 2012]. В ней отражены приоритетные цели, поставленные перед командованием на период до 2020 г., в том числе сдерживание агрессии России; укрепление взаимоотношений между странами НАТО; сохранение стратегических парт-нерств; противодействие транснациональным угрозам; обеспечение боеготовности войск (сил) [Стратегия... Электронный ресурс; Трухачев... Электронный ресурс]. В соответствии с данным документом особую озабоченность у администрации США вызывают «агрессивные действия России в Восточной Европе и милитаризация Арктики». При этом отмечается, что российское руководство осуществляет использование асимметричных методов, включая настойчивое манипулирование политическими и идеологическими конфликтами для создания нестабильности, в том числе в Арктическом регионе, отказываясь от коллективного подхода к вопросам обеспечения безопасности вместе с международным сообществом.
В этой связи в интересах организации и ведения разведки за деятельностью формирований Северного флота Российской Федерации, администрация США и руководство Исландии 30 июня 2016 г. подписали Меморандум о взаимопонимании (Memorandum of understanding), который предполагает размещение на авиабазе (АвБ) Кефлавик (Исландия) воинского контингента ВС США [Синчук 2011]. В свою очередь, Конгресс США утвердил запрос Министерства обороны о выделении 21,4 млн долл. США на проведение работ по модернизации объектов инфраструктуры АвБ Кефлавик в бюджетной заявке на 2017 финансовый год. Данные финансовые средства планируется затратить и на реконструкцию находящегося на авиабазе ангара в интересах последующего размещения в нем многоцелевых самолетов базовой патрульной авиации ВМС США Р-8А «Посейдон».
Министр иностранных дел Исландии Л. Альфредсдоттир заявила, что данный меморандум подразумевает ограниченный характер присутствия американских войск на территории Исландии. Необходимость его подписания она объяснила, на
равне с другими причинами, изменением ситуации с безопасностью в Европе.
В рамках подготовки к подписанию данного документа в сентябре 2015 г. в интересах изучения состояния объектов инфраструктуры АвБ Кефлавик Исландию посетила делегация Министерства обороны США во главе с заместителем министра обороны Б.Уорком. В ходе визита основное внимание уделялось оценке технического состояния взлетно-посадочной полосы и навигационного оборудования [Иванов 2015].
Соединенные Штаты в рамках мероприятий по усилению своего военного присутствия в Арктике продолжают совершенствовать объекты национальной системы контроля космического пространства (ККП) в этом регионе [Журавель 2016].
Так, с 2015 г. командованием ВС США в рамках программы продления сроков эксплуатации радиолокационных станций (РЛС) системы ККП (Sensor Service Life Extension Program) проводятся мероприятия по модернизации РЛС «Глобус-2» (AN / FPS-129 «Хэв Стрэйр»), размещенной в населенном пункте Вардё (Норвегия).
В ходе данной деятельности в 2016 г. на РЛС была осуществлена замена всех устаревших элементов, а также проведена модернизация ключевых электронно-вычислительных систем. На реализацию данных мероприятий израсходовано около 122 млн долл. США (первоначально планировалось выделить не более 50 млн долл. США).
В рамках последующего развития сотрудничества с Норвегией в период с 2017 по 2020 г. США на норвежской территории запланировано строительство новой РЛС «Глобус-3», предназначенной для замены «Глобус-2». При этом не исключается возможность одновременной эксплуатации двух станций.
Кроме того, с 2015 г. в соответствии с заключенным между США и правительством Норвегии соглашением осуществляется совместное использование разведывательного корабля четвертого поколения норвежских ВМС «Марьята» (Marjata) [Договор с Норвегией. 2017].
Командование ВС США продолжает проведение мероприятий по демонстрации своего военного присутствия в Арктическом регионе. В рамках данной деятельности, а также с целью практической отработки применения стратегической бомбардировочной авиации (СБА) в полярных широтах в августе 2016 г. самолетами
СБА командования глобальных ударов ВВС США совершено не менее четырех самолетовылетов в районы оперативного предназначения в Арктическом регионе, в частности:
- два стратегических бомбардировщика В-52Н совершили перелет с АвБ Майнот (шт. Северная Дакота) в район оперативного предназначения над Северным Ледовитым океаном с последующим возвращением на авиабазу вылета;
- два стратегических бомбардировщика В-2А совершили перелет с АвБ Уайтмен (шт. Миссури) в район оперативного предназначения над Алеутскими островами (500 км восточнее г. Петропавловск-Камчатский, РФ) с последующим возвращением на авиабазу вылета.
Военно-политическое руководство Норвегии считает Арктический регион зоной своих жизненно важных интересов в силу его геостратегического положения и имеющихся природных ресурсов. В связи с этим деятельность официального Осло в первую очередь направлена на укрепление своих позиций в Арктике [Договор с Норвегией... Электронный ресурс].
Главнокомандующий ВС Норвегии адмирал Х. Бруун-Ханссен (Haakon Bruun-Hanssen) в октябре 2015 г. обратился к правительству страны с просьбой об увеличении в течение ближайших 20 лет бюджета Национального министерства обороны на 21,28 млрд долл. США в связи с «агрессивной политикой России в Арктике».
С целью реализации мероприятий по усилению военного присутствия в Арктическом регионе в марте 2016 г. ВМС Норвегии передан новый разведывательный корабль «Марьята». Данный корабль длиной 126 м и шириной 23,5 м построен в Румынии в 2014 г. Его корпус в марте 2014 г. доставлен в Норвегию на судоверфь компании «ВАРД Лангстен» (VARD Langsten, г. Томрефьорден), где был оснащен разведывательным оборудованием. Стоимость корабля составляет около 160 млн евро.
Кроме того, в боевом составе ВМС Норвегии с 1993 г. находится разведывательный корабль третьего поколения «Марьята» (в 2016 г. после ввода в строй разведывательного корабля нового поколения был переименован в «Игер»).
Руководство Канады продолжает уделять значительное внимание вопросам расширения своего военного присутствия в Арктике за счет размещения в регионе группировок национальных ВС, а также средств мониторинга обстановки на Крайнем Севере.
В рамках данной деятельности запланирована реализация мероприятий по модернизации Центра подготовки военнослужащих ВС Канады для действий в арктических условиях (Arctic Training Center), открытого в 2013 г. в населенном пункте Резольют-Бэй (провинция Нунавут). На начальном этапе данный Центр был рассчитан на одновременную подготовку 120 военнослужащих в период с января по апрель ежегодно. После проведения мероприятий по модернизации планируется обеспечить возможность его непрерывного функционирования с увеличением численности личного состава, проходящего подготовку на базе объектов инфраструктуры центра [Касюк, Харичкин 2015].
Помимо этого, в интересах обеспечения деятельности формирований ВС Канады в Арктическом регионе Министерством обороны продолжается реализация проекта по строительству северных транспортных узлов в населенном пункте Резольют-Бэй и г. Икалуит (провинция Нунавут). Завершение их строительства запланировано на середину 2018 г.
В районе г. Нанисивик (провинция Нунавут) продолжается строительство топливозаправочной станции для обеспечения деятельности сил и средств ВМС Канады (Naval Refueling Station). Ее строительство также планируется завершить в 2018 г.
В рамках реализации мероприятий по освоению Арктического региона в октябре 2015 г. руководство Исландии заключило Соглашение с компаниями «Бременпортс» (Bremenports, Германия) и «Элфа» (Elfa, Исландия) о разработке проекта строительства глубоководного порта в северо-восточной части страны. В подготовку проекта компания «Бременпортс» планирует инвестировать 2,2 млн евро. Предполагается, что данный порт будет выполнять три основные функции: базовый порт для нефтегазовых операций в Арктике; транспортный узел для трансарктического судоходства; сервисный порт для нефтяных оффшорных проектов и арктического судоходства. В инфраструктуру порта также планируется включить станцию по бункеровке сжиженного природного газа и спасательную базу. Выполнение работ по исследованиям и проектированию планируется завершить к концу 2017 г. [Манохин, Синчук 2016].
В 2016 г. в Арктическом регионе отмечено проведение следующих мероприятий оперативной и боевой подготовки:
- учения Министерства внутренней безопасности (МВБ) США «Аляска Шилд - 2016»;
- учения ВМС США «Айсэкс - 2016»;
- учения ВС Канады «Арктик Рэм - 2016»;
- учения Национальной гвардии (НГ) США «Арктик Игл -2016»;
- учения СВ и ВВС Канады «Пайсес Мобилес»;
- учения ВВС США и союзников «Ред Флэг-Аляска - 2016».
С целью повышения уровня взаимодействия между подразделениями различных государственных структур Министерством внутренней безопасности США в период с 1 по 3 апреля 2016 г. на территории штата Аляска проведено учение «Аляска Шилд -2016» («Щит Аляски - 2016», «Alaska Shield - 2016») с частичным привлечением подразделений ВС и Национальной гвардии.
Целью мероприятия являлась практическая проверка планов и оценка готовности МВБ, подразделений НГ, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, а также руководства крупных предприятий и организаций к реагированию на чрезвычайные ситуации различного характера [Харичкин 2012].
В ходе мероприятий отрабатывались вопросы организации боевого применения авиации ВС США и союзников в арктических условиях, в том числе: создание КАООФ, дозаправка самолетов топливом в воздухе, ведение воздушного боя, уничтожение наземных и воздушных целей в условиях применения противником средств ПВО и РЭБ, непосредственная авиационная поддержка действий сухопутных войск, контроль воздушного пространства и наведения боевой авиации на цели, сопровождение истребительной авиацией военно-транспортных самолетов к зоне выброски десанта и грузов.
Следует отметить, что ключевые направления деятельности и расширения присутствия ВМС США и ВС НАТО в Арктике обусловливаются стремлением американского руководства занять лидирующую позицию в области контроля над арктическими ресурсами и усилить национальное военное присутствие в регионе [Полюсненаш: Дания. Электронный ресурс]. При этом особое внимание командование ВМФ уделяет подготовке вооружения и военной техники, предназначенных для использования в арктических условиях, укреплению отношений с союзниками и партнерами, расширению военной инфраструктуры, а также организации
и проведению различных мероприятий оперативной и боевой подготовки, в том числе многонационального характера.
Командование ВС США при проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки помимо широкого привлечения вооруженных сил стран-союзниц особое внимание уделяет расширению уровня взаимодействия с представителями различных федеральных министерств и ведомств, органов местного муниципального управления, общин коренных народов Севера. Таким образом, мероприятиям боевой подготовки в Арктике придается коалиционный, всеохватывающий характер [ВМС США планирует. Электронный ресурс].
Таким образов, проведенный анализ дает представление об основных планах и практических мероприятиях США и других приарктических государств по дальнейшему наращиванию своего военного присутствия в Арктическом регионе, что способно привести к обострению существующих противоречий (международно-правовых, политических, военных, экономических и др.) и созданию благоприятных условий для их перерастания в новые опасности и угрозы для военной безопасности Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белозёров В. К. Особенности геополитической картины современного
мира // Россия и мусульманский мир. 2013. № 1 (247). С. 11-16. ВМС США планируют расширить присутствие в Арктике // Электронный
сайт «Вести. Экономика». URL: www.vestifinance.ru/articles/40066 Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост // Электронный сайт «BarentsObserver». URL: barentsobserver.com/ ru/node/ Договор с Норвегией о морских границах укрепит правовой режим Арктики // Электронный сайт «РИАНОВОСТИ». URL: ria.ru/arctic_ news/20100916/276218688.html Журавель В. П. Арктический совет: председательство США // Современная Европа. 2016. № 2 (68). С. 17-21. Иванов Г. В. Национальная безопасность России в Арктике: проблемы и решения // Вестник Мурманского гос. техн. ун-та. 2015. Т. 18. № 2. С. 401-407.
Касюк А. Я., Харичкин И. К. Внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации и перспективы их нейтрализации // Вестник МГУ. Серия 12 «Политические науки». 2015. № 1. С. 25-34.
Манохин И. В., Синчук Ю. В. К вопросу об обеспечении военной безопасности // Вестник Моск. гос. лингвист. ун-та. Общественные науки. 2016. № 3 (742). С. 152-156.
Полюсненаш: Дания и Гренландия предъявили претензии на Арктику // Электронный сайт «MKRU». URL: www.mk.ru/politics/2014/12/15/ polyusnash-daniya-predyavila-pretenzii-na-severnuyu-shapku-zemli.html
Cuнчук Ю. В., Синчук И. Ю. К вопросу безопасности Российского государства // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Серия «История и политические науки». 2012. № 5. С. 141-147.
Синчук Ю. В. Россия и основные геополитические силы в современном мире // Геополитика и безопасность. 2012. № 3 (19). С. 60-65.
Синчук Ю. В. Геополитические вызовы и угрозы современной России // Безопасность Евразии. 2011. № 1. С. 305-314.
Стратегия на театре военных действий Объединенного командования ОВС США в Европейской зоне (United States European Command Theater Strategy) // Объединенное командование ОВС США в Европейской зоне. URL: docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww. eucom.mil%2Fmedia-library%2Fdoc
Трухачёв В. Роколл: скала раздора в Атлантике // Электронный сайт «Военное обозрение». URL: topwar.ru/35765-rokoll-skala-razdora-v-atlantike.html
Харичкин И. К. О понятии «политическое управление» // Вестник ун-та (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 99-103.
Air-Sea Battle: Service Collaboration to Address Anti-Access & Area Denial Challenges / Air-Sea Battle Office, JCS, 2013.
Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020 / JCS, 10 September 2012.
JP 1, Doctrine for the Armed Forces of the United States / JCS, 25 March 2013.
JP 3-27, Homeland Defense / JCS, 29 July 2013.
JP 5-0, Joint Operations Planning / JCS, 2011.
Sustaining U. S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense / DOD, 2012.
Joint Operational Access Concept / DOD, 2011.
National Defense Strategy / DOD, 2008.
The National Military Strategy of the United States of America / JCS, 2011.