РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ
В.А.Сухих, П.И. Блусь
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
1. Общие подходы к организации управления в регионе
Пермский край является одним из немногих регионов России, где предпринимаются попытки построения системы управления на основе определенных идеологических принципов, ориентированной на долгосрочную перспективу. Исходя из анализа ежегодных докладов губернатора края, а также других материалов1, можно сформулировать идеологические постулаты этой системы.
1. Главный фактор развития - конкуренция регионов страны. Конкуренция не должна иметь целью не получение федерального ресурса, она быть направлена на развитие бизнеса и рост благополучия людей. Конкуренция регионов - это в первую очередь конкуренция моделей развития. Регионы должны самостоятельно определять свои стратегические цели. При этом желательно тратить для их достижения меньше бюджетных средств, чем в других регионах или странах-конкурентах, а условия создавать более привлекательные.
2. Изменения в экономике требуют реформирования государства, создания «нового» государства в соответствии с принципами новой экономики. Все государственное управление должно быть построено на конкуренции: людей, проектов, бизнеса, территорий.
3. Задача государства - создавать правила игры. В регионах должно быть правильно организовано поле для конкуренции бизнеса и муниципалитетов, должен быть установлен контроль за соблюдением правил игры. При этом необходимо обеспечить минимальное вмешательство власти в дела легального бизнеса.
4. Государство занимается выработкой политики, обеспечением безопасности и качества услуг. Оно должно отказаться от несвойственных ему функций, открыв монополизированные на сегодняшний день рынки для частной инициативы. В том случае, если это возможно, государство должно покупать услуги на рынке, а не пытаться, сохраняя фактически натуральное хозяйство, оказывать все виды услуг населению. При этом потребители должны иметь возможность выбирать поставщика бюджетных услуг.
5. Власть должна иметь конкретные обязательства перед обществом. Результат ее деятельности должен соответствовать тем целям, которые ставит перед собой власть. При создании системы управления потребности общества должны иметь приоритет по отношению к полномочиям, закрепленным за региональной властью.
6. Власть несет историческую ответственность за принимаемые решения, ответственность перед населением - настоящим и будущим. Нужно не финансировать прошлое, а инвестировать в будущее. Получаемые сверхдоходы необходимо заставить работать на снижение рисков следующих лет, на обеспечение благополучия следующих поколений.
7. Для достижения эффективности государственного управления необходимо обеспечить отсутствие монолитности системы власти, наличие противоречивых интересов, позитивного конфликта, который позволял бы создавать стимулы для взаимного контроля различных управленческих звеньев, для выявления резервов повышения эффективности их деятельности и раскрытия информации о ней.
В целом можно констатировать, что идеология проводимых в крае преобразований соответствует подходам, характерным для популярного в международной практике направления «New Public Management», позволяющего перенести в систему государственной власти механизмы управления, используемые частным бизнесом. При реализации данных подходов в Пермском крае обнаруживаются те положительные и отрицательные последствия преобразований, которые выявлены в ходе анализа международного опыта применения «New Public Management».
Воплотить в практику указанную идеологию призвана созданная в Пермском крае система управления, которая строится на основе следующих основных подходов:
1. Консервативная бюджетная политика. Все расходные обязательства края подразделяются на три группы в зависимости от приоритетности расходов и срока действия обязательств: А - расходы, не подлежащие сокращению при любом развитии экономики края; Б1 - расходы, которые возможно сократить в очередном финансовом году; Б2 - расходы, которые возможно сократить начиная с года, следующего за отчетным финансовым годом. Бюджет строится исходя из того, что финансирование расходов группы «А» должно быть обеспечено при реализации пессимистического прогноза развития экономики региона, а групп «А» и «Б2» -при реализации базового варианта прогноза развития экономики региона. Сформулированы четкие правила распределения профицита краевого бюджета по формуле «14-42-44: 14% его направляется на дополнительные дотации муниципальным образованиям; 42% - на софинансирование приоритетных региональных проектов в муниципальных образованиях2; 44% - на финансирование приоритетных краевых проектов, преимущественно на паритетных началах с федерацией. Разработка проектов направлена в первую очередь не на появление новых расходных обязательств, а на снижение расходных обязательств в перспективе.
2. Обеспечение целеполагания и оценки результативности деятельности власти. Цели, задачи и показатели деятельности исполнительных органов государственной власти в Пермском крае определяются на уровне губернатора края. Исходная система целеполагания на региональном уровне нашла отражение в распоряжении губернатора Пермского края № 220-р от 13.06.2006 г. «Об утверждении целей и задач исполнительных органов государственной власти Пермского края». В систему целей и задач были включены главные цели; направления, конкретизирующие главные цели, имеющие в отдельных случаях поднаправления, и задачи, представляющие наиболее конкретный уровень целеполагания. В документе было сформулировано шесть главных целей:
• экономический рост;
• улучшение демографической ситуации;
• повышение качества жизни населения;
• создание рыночных механизмов в социальной сфере;
• развитие инфраструктуры области;
• развитие рыночных механизмов в отраслях инфраструктуры.
Каждой главной цели соответствовали от одного до семи направлений, а каждому направлению - от одной до восьми задач. Для решения большинства задач были предложены проекты, подпроекты и целевые программы. Обращает на себя внимание то, что часть целей носила институциональный характер и была связана с использованием рыночных механизмов при предоставлении общественных услуг как в инфраструктурных, так и в социальных отраслях.
Основным документом, определяющим целеполагание в крае, является Указ губернатора Пермского края № 55 от 25.07.2007 г. «О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2010 годы». В данном документе сформулированы цели и задачи и установлены показатели в сферах развития экономики, человеческого потенциала, инфраструктуры, территорий и управления государственной и муниципальной собственностью. Цели и задачи имеют сложную структуру. Так, «Развитие человеческого потенциала» имеет две цели первого порядка - «рост численности населения Пермского края» и «рост эффективности бюджетных расходов»; «Развитие инфраструктуры» - четыре цели: «снижение стоимости проживания человека на территории края», «улучшение качественного состояния инфраструктуры», «развитие рыночных механизмов в инфраструктуре» и «рост эффективности бюджетных расходов». В документе представлена также система целей и задач более низкого уровня, для каждой из которых установлены целевые показатели.
Подходы к определению целевых показателей также достаточно существенно изменялись в ходе преобразований. Изначально каждой цели соответствовала совокупность показателей, позволяющих детально характеризовать различные факторы, влияющие на ее достижение. Так, о результате экономического роста предполагалось судить на основе динамики фонда оплаты труда, объема инвестиций в основной капитал и прибыли по сравнению с этими показателями для регионов-конкурентов. Многообразные показатели предполагалось использовать и для оценки развития человеческого потенциала: численность населения, продолжительность жизни, ожидаемый и фактический трудовой стаж, уровень квалификации населения, уровень безработицы, доля инвалидов, уровень заболеваемости.
3. Заказ бюджетных услуг, аутсорсинг. С целью реализации механизма заказа на услуги бюджетных учреждений и привлечения к оказанию бюджетных услуг организаций иных организационно-правовых форм осуществлен вывод бюджетных учреждений из подведомственности отраслевых министерств. Учредителями бюджетных учреждений стали агентства. При этом были реализованы две модели реформы. В ряде сфер, в частности в здравоохранении и социальной политике, агентства созданы в рамках соответствующего функционально-целевого блока и являются специализированными. В то же время учредителем бюджетных учреждений образования, культуры и физической культуры является Агентство по управлению государственными учреждениями, входящее в функционально-целевой блок «Управление госучреждениями». В соответствии с идеологией отраслевые министерства должны сформировать заказ на бюджетные услуги и размещая их в тех учреждениях, в том числе бюджетных, которые готовы выполнять заказ в полном объеме, качественно
и с наименьшими затратами. Исходя из результатов размещения заказа, агентства должны осуществлять реструктуризацию бюджетной сети, способствуя выводу из нее наиболее затратных бюджетных учреждений. Сэкономленные бюджетные средства могут использоваться для заказа дополнительного объема услуг поставщикам частного сектора3. При этом бюджетные учреждения продолжают финансироваться по смете, а стоимость однородных бюджетных услуг остается индивидуальной для каждого бюджетного учреждения. Предполагается, что подобный механизм даже в условиях сохранения существующих организационно-правовых форм поставщиков услуг позволит оптимизировать бюджетные расходы, обеспечивая отсечение поставщиков с наиболее высокими затратами (при сопоставимом качестве услуг), и способствовать расширению практики предоставления услуг организациями негосударственного сектора. Еще более ускорить данный процесс сможет преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы, причем не только в автономные учреждения, но и в автономные некоммерческие, а также коммерческие организации.
Формы работы с бюджетными учреждениями в условиях разделения заказчика и подрядчика можно свести к следующим.
Во-первых, делаются определенные шаги по реструктуризации бюджетной сети, реализуются новые формы финансирования расходов бюджетных учреждений. Так, региональные учреждения здравоохранения переходят на финансирование в зависимости от объема оказываемых услуг. Сейчас подобные механизмы внедряются в сферу услуг, относящихся к специализированной медицинской помощи, высокотехнологичной помощи, а также в домах ребенка и при создании донорских запасов крови. В начальном профессиональном образовании принята стратегия повышения специализации образовательных учреждений при условии концентрации определенных профессий в тех учреждениях, где расходы на подготовку соответствующих специалистов ниже.
Во-вторых, начинает функционировать механизм конкурсного размещения заказа на бюджетные услуги, хотя в большинстве отраслей бюджетной сферы его внедрение находится на начальной стадии. Наиболее последовательно реализуется данный механизм в области предоставления услуг по социальному обслуживанию и социальной защите населения - здесь ряд услуг уже закупается на рынке в соответствии с общепринятыми закупочными процедурами (ФЗ-94). В 2008 г. планируется разместить на рынке одну шестую часть государственного заказа в данной сфере.
В здравоохранении также активно используются конкурсные процедуры распределения государственного заказа, однако они имеют специфику. Так, во всех городских округах и муниципальных районах в течение двух лет будет проводиться отбор поставщиков услуг в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Критериями отбора являются качество медицинской помощи и ее доступность. Качество медицинской помощи оценивается на основе критериев, разработанных на федеральном уровне для осуществления аккредитации медицинских учреждений. По результатам отбора на рынок вышли частные медицинские организации, в первую очередь в крупных городах, оказывающих услуги в сфере стоматологии, офтальмологии, а также поликлинические услуги узких специалистов. Кроме того, активизировалась конкуренция между государственными, муниципальными и ведомственными медицинскими учреждениями.
Начинает практиковаться конкурсный отбор поставщиков тех видов медицинской помощи, которые финансируются из регионального бюджета. По мнению руководства Министерства здравоохранения, в этой сфере созданы более благоприятные условия для привлечения частных организаций, поскольку тарифы на медицинские услуги более соответствуют рыночным. Примером реализации новой идеологии предоставления медицинских услуг является обеспечение территориальной доступности услуг по гемодиализу - два новых центра гемодиализа на севере и юге края создаются путем размещения заказа на рынке. Планируется распространять процедуры конкурсного отбора и на другие виды медицинской помощи, финансируемые из регионального бюджета (специализированная медицинская помощь).
В сфере начального профессионального образования конкурсный отбор также был проведен, однако он носил более формальный характер. Здесь в качестве основных конкурентов региональных учреждений рассматриваются федеральные образовательные учреждения.
В-третьих, развивается аутсорсинг отдельных видов деятельности в бюджетных учреждениях. Однако если в учреждениях здравоохранения осуществляется аутсорсинг как непрофильных (питание, транспорт, вывоз мусора, прачечная, охрана), так и ряда медицинских услуг (лабораторные исследования, магнитно-резонансная терапия), то в сферах образования и социальной политики этот механизм действует только применительно к непрофильным услугам.
4. Организация взаимодействия с «внешней средой» - федеральными органами власти, бизнесом, общественными организациями и т.п.
Одним из принципов деятельности власти в Пермском крае провозглашается ее открытость, готовность к диалогу с обществом. Этот принцип реализуется посредством конкретных инструментов. Так, при губернаторе края и других органах власти и управления работают различные совещательные и консультативные структуры, такие как Консультативный совет по национальным вопросам, Совет по межконфессиональным отношениям, Совет по работе с общественными организациями. Более узкоспециализированные общественные советы функционируют и при ряде министерств.
Налажено рабочее взаимодействие федеральных органов и территориальных органов власти в крае. Руководители ключевых федеральных структур в крае входят в Совет безопасности, возглавляемый губернатором. С территориальными органами также взаимодействует руководитель Администрации губернатора. Софинансирование краевых проектов из федерального бюджета рассматривается как одна из важнейших задач краевой власти.
В регионе осуществляются активные действия, направленные на улучшение его имиджа в глазах бизнеса. Отрабатываются механизмы воздействия бизнеса на формирование заказа в сфере образования.
Одним из механизмов взаимодействия органов государственного управления и общества являются официальные Интернет-сайты, которые могут использоваться как средство информирования населения, механизм обратной связи, а также один из элементов PR-кампании, проводимой в том числе с целью формирования позитивного образа региона и региональной власти и т.п. Официальные Интернет-ресурсы Пермского края представлены Пермским региональным сервером (http://www.perm.ru), а также сайтами отдельных органов исполнительной государственной власти края. Свои «окна»
в Интернете имеет Законодательное Собрание края, Правительство края и Краевая избирательная комиссия.
2. Место и задачи Правительства Пермского края
В системе исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Пермского края Правительство, созданное в 2006 г. в соответствии с Указом губернатора Пермского края4, занимает особое место.
Согласно закону Пермского края №107-ПК от 07.09.2007 г. «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Основной целью деятельности краевого Правительства является обеспечение достижения ИОГВ поставленных перед ними задач по приоритетным направлениям социально-экономического развития Пермского края и реализации стратегических программных мероприятий в крае.
Для достижения указанной цели Правительство края осуществляет:
■ формирование ИОГВ края;
■ распределение целей и задач стратегического развития Пермского края между ИОГВ Пермского края, закрепляя конкретные показатели результативности и ответственность за каждым органом власти и его руководителем;
■ руководство деятельностью ИОГВ края и их руководителей по достижению установленных показателей.
Приоритеты деятельности Правительства Пермского края определены в соответствии с важнейшими направлениями развития края, которые закреплены в гл. VI Устава Пермского края. Такими приоритетами являются:
■ развитие человеческого потенциала,
■ экономическое развитие,
■ развитие инфраструктуры,
■ развитие территорий,
■ управление государственной и муниципальной собственностью.
Правительство Пермского края представляет собой коллегиальный орган, состав
которого определяется губернатором Пермского края. В правительство входят его председатель, заместители председателя и другие члены. Члены краевого правительства, руководители ИОГВ края несут ответственность за достижение целей по приоритетным направлениям деятельности и реализацию стратегических программных мероприятий развития Пермского края, а также за исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством.
3. Состав и структура Правительства
Организация деятельности ИОГВ по развитию важнейших направлений в Пермском крае в гл. VI Устава Пермского края. Так, разработка и утверждение целей деятельности органов государственной власти Пермского края по приоритетным направлениям производятся в рамках программы социально-экономического развития Пермского края. В соответствии с Законом Пермского края №107-ПК от 07.09.2007 г. «О системе
исполнительных органов государственной власти Пермского края» структуру и состав правительства определяет губернатор края. Губернатором подписан 29 декабря 2007 г. указ, закрепивший существующие структуру и состав краевого Правительства5.
Общее руководство деятельностью Правительства края осуществляет губернатор Пермского края. Возглавляет работу Правительства его председатель, под руководством которого еженедельно организуются заседания Правительства Пермского края. Кроме того, периодически проводятся выездные заседания Правительства в муниципальных районах края. Решения, принимаемые Правительством Пермского края, оформляются нормативными правовыми актами - постановлениями Правительства Пермского края, распоряжениями Правительства Пермского края. Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат Правительства Пермского края, возглавляемый руководителем Аппарата Правительства, входящим в состав Правительства.
Организационная структура Правительства имеет вид функционально-целевой модели управления (рис.1), основными элементами которой являются функционально-целевые блоки (ФЦБ), объединяющие ИОГВ края в соответствии с выполняемыми функциями и задачами в рамках приоритетных направлений развития Пермского края.
Рис. 1. Функционально-целевая модель управления Пермским краем
В соответствии с упомянутым указом у председателя Правительства Пермского края есть пять заместителей, курирующих приоритетные направления развития: развитие человеческого потенциала, экономическое развитие, управление государственными учреждениями, развитие инфраструктуры, развитие территорий. В структуру Правительства входят и функциональные блоки «Финансы» и «Безопасность».
Система ИОГВ Пермского края представлена министерствами, агентствами и инспекциями. Выделение эти категорий объясняется тем, что в ходе административной реформы на федеральном уровне все функции управления были разделены на три группы:
■ функции законодательства, которое определяет направления и механизмы развития, возложенные на министерства;
■ функции по оказанию бюджетных услуг, возложенные на агентства;
■ функции по осуществлению контроля выполнения законов и качества предоставляемых услуг, возложенные на инспекции.
Аналогичный подход к разделению управленческих функций и реализации государственных полномочий был принят и на уровне Пермского края (рис.2).
Председатель Правительства Пермского края
I
Заместитель Председателя Правительства
Департамент развития человеческого потенциала Министерство здравоохранения Министерство
образования Министерство социального развития Министерство культуры и массовых коммуникаций Агентство по спорту и физической культуре Агентство по делам архивов
Развитие человеческого потенциала
Заместитель Председателя Правительства
Департамент экономического развития Министерство промышленности, инноваций и науки Министерство сельского хозяйства Министерство развития торговли и предпринимательства Агентство по занятости населения
Экономическое развитие
Заместитель Председателя Правительства
Департамент развития инфраструктуры Министерство
градостроительства и развития инфраструктуры Министерство природных ресурсов Агентство по строительству и ЖКХ Дорожное
агентство Агентство по управлению имуществом Агентство по природопользованию
Развитие и н фрастру кту р ы
Заместитель Председателя Правительства
Департамент муниципального развития Министерство по
делам КПО Министерство регионального развития
Развитие территорий
Заместитель Председателя Правительства
Департамент по управлению госучреждениями Агентство по управлению учреждениями здравоохранения Агентство по управлению социальными службами Агентство по управлению госучреждениями
Управление государственными учреждениями
Министерство
общественной безопасности Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Комитет ЗАГС
Министерство
финансов Государственная инспекция вневедомственного контроля Государственная инспекция ООС Инспекция государственного строительного надзора Государственная ветеринарная инспекция Государственная инспекция по надзору в сфере природопользова-ния
Региональная энергетическая комиссия Аппарат
Правительства края Аналитическое управление
Рис. 2. Структура Правительства Пермского края.
4. Основные принципы организации деятельности Правительства Пермского края
В своей деятельности Правительство края исходит из особенностей современной социально-экономической ситуации в стране и в мире, суть которой состоит в усилении конкуренции. В глобальном масштабе конкурируют страны и политические блоки за сферы влияния и рынки сбыта, на федеральном уровне усиливается конкуренция между регионами за человеческий ресурс, инвесторов (новые рабочие места) и федеральный ресурс. Эти же тенденции прослеживаются и в регионах, на муниципальном уровне: соревнуются уже городские округа и муниципальные районы за тот человеческий ресурс, инвесторов и региональный ресурс.
В условиях конкуренции возникают реальные возможности для повышения эффективности регионального развития, так как появляются способы оценивать результативность его и принимать меры дальнейшей интенсификации роста.
В организации такой деятельности в Пермском крае Правительство исходит из следующих принципов:
1.Работа Правительства представляет собой единый и последовательный «производственный» процесс всех ФЦБ, направленный на достижение положительного баланса населения и увеличение численности жителей края, работающих во внебюджетном секторе.
2.Все ФЦБ суть взаимосвязанные технологические звенья общего механизма. Причем каждое последующее звено призвано в том числе вскрывать неэффективность предыдущего.
Реализуя этот принцип, Правительство исходит из того, что главное богатство региона - это люди и органы власти должны быть заинтересованы в том, чтобы людей становилось больше, чтобы качество их жизни повышалось, чтобы сами люди были образованнее, здоровее, обеспеченнее, мудрее. Центром ответственности за население края в целом в структуре Правительства является департамент развития человеческого потенциала. В его ведении находятся проведение демографической политики в крае; создание условий для формирования положительного сальдо миграции.
В Прикамье объективно сложилась не самая удачная система расселения, но и в этих условиях Правительство края должно создать оптимальные условия для жизнедеятельности людей либо помочь им в улучшении условий проживания. На этом этапе организации деятельности население, условно говоря, «поступает» в оперативное управление ФЦБ «Развитие территорий». Этот блок несет ответственность за оперативный контроль процессов, происходящих в муниципалитетах края, и формирует заказ для ФЦБ «Экономическое развитие» на создание рабочих мест в различных сферах экономики, а также заказ для ФЦБ «Развитие человеческого потенциала» на создание определенных социальных условий для проживания (учреждения образования, здравоохранения, культуры и пр.).
Для оптимального развития в территории инвестиционной деятельности и социальной сферы соответствующие ФЦБ направляют свои заказы ФЦБ «Развитие инфраструктуры», задача которого не только обеспечить условия для прихода в территорию бизнеса, но и по возможности содействовать снижению его издержек, а также уменьшить стоимость проживания на территории для населения.
3.Еще один важный с точки зрения оптимизации управления принцип состоит в определении центров ответственности за каждый бюджетный рубль, как приходящий в бюджет, так и расходуемый из него. Суть этого принципа: «У денег есть хозяин!!!». Управленческий смысл заключается в следующем: должны быть определены, причем как можно более детально ответственные лица за наполнение бюджета. Это позволяет более тщательно планировать сбор и поступление доходов, а также всегда точно выявлять механизмы влияния на ситуацию. Что касается расходлв, то принципиальным управленческим решением Правительства края стало разделение бюджетных расходов на «бюджет текущих расходов» и «бюджет развития». При этом поставлена задача: обеспечить прирост «бюджета развития» более высокими темпами, чем прирост «бюджета текущих расходов». Любой рубль из бюджета, особенно бюджета развития, должен быть израсходован на достижение конкретного результата, связанного либо с увеличением будущих доходов, либо со снижением будущих расходов, либо со снятием будущих рисков. Иными словами, любое выделение денег из бюджета должно заканчиваться возложением на получателя средств конкретных обязательств по достижению определенных результатов.
4.Организация текущего, оперативного мониторинга деятельности является основным элементом контроллинга в работе Правительства. С этой целью организована работа по мониторингу текущей деятельности ФЦБ и ИОГВ, а также их реализации конкретных проектов. При этом исходим из того, что на основе установленных для каждого ФЦБ конкретных целевых показателей соответствующие показатели определяются и для ИОГВ, входящих в данный ФЦБ. Каждый ИОГВ выбирает для себя направление
деятельности на основе целеполагания. Для достижения цели надо решить ряд задач, для чего существует конкретные ответственные лица.
Решение задач достигается с помощью таких инструментов, как 1) целевые программы; 2) проекты; 3) планы организационных мероприятий.
Основные показатели деятельности работы ИОГВ отражаются в таблицах план-фактного контроля, позволяющих судить о степени достижения плановых значений.
Текущая и проектная деятельность ИОГВ планируется в годовом, месячном и недельном режиме. Разработанная и практически внедренная «Интегральная система электронного документооборота» дает возможность организовать оперативный контроль за планированием деятельности не только ИОГВ и их подразделений, но и конкретных сотрудников.
Такой подход к организации контроллинга в Правительстве края позволяет создать плоскую управленческую структуру, благодаря которой в зоне оперативной доступности председателя Правительства оказываются не только пять его заместителей, но и руководители проектов вне зависимости от занимаемых ими должностей. Как правило, ими являются не руководители по должности, а наиболее грамотные специалисты-предметники. При такой схеме организации проектной деятельности все руководители Правительства, а при необходимости и губернатор края, становятся сотрудниками проектного офиса и выполняют просьбы-поручения руководителя проекта, связанные с решением тех или иных вопросов на соответствующих, в том числе на федеральном, уровнях.
5. Основные направления деятельности Правительства Пермского края и организация достижения поставленных целей
Одной из важнейших составляющих деятельности Правительства Пермского края является разработка и выполнение Программы социально-экономического развития края (ПСЭР). ПСЭР определяет перспективы развития края, стратегические ориентиры деятельности Правительства. Первоначально разработкой ПСЭР занималась Администрация губернатора Пермского края, однако подготовка проекта закона о ПСЭР Пермского края признана в качестве одного из важнейших приоритетов деятельности Правительства.
Детализацией ПСЭР являются цели, задачи и показатели деятельности, установленные для ФЦБ Правительства Пермского края и исполнительных органов государственной власти края. Их достижение - основная цель работы этих госорганов. Целевые показатели представляют собой детализацию основных приоритетов работы краевого Правительства в долгосрочной перспективе.
В рамках ПСЭР с учетом целевых показателей деятельности губернатором определены семь важнейших задач Правительства в краткосрочной перспективе, назначены должностные лица, ответственные за их выполнение. Эти задачи сформулированы губернатором края 1 июля 2008 г. в его обращении к региональному Правительству. В ближайший период важнейшими делами Правительства являются следующие проекты:
«Город Сердца» - строительство федерального медицинского центра высоких технологий в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Здесь будет проводиться до 5 тыс. сложнейших операций в год. Центр оснастят самым современным оборудованием (ответственная - заместитель председателя Правительства Пермского края Т.В. Галицына);
«Достойное жилье» - условия проживания - это один из главных факторов, по которым люди оценивают качество своей жизни. В рамках проекта решаются задачи строительства нового жилья, масштабного капитального ремонта существующего жилого фонда и реализуется программа «Обеспечение жильем молодых семей» (ответственный - министр градостроительства и инфраструктуры региона А.Л. Кудрявцевым);
«Большая Пермь» - дорожное строительство вокруг Перми, в частности магистраль Пермь-Краснокамск, южная объездная дорога вокруг Перми, вторая очередь Кра-савинского моста;
«Магистраль Север-Юг» - реконструкция дороги от Березников до Чайковского -стратегический для Пермского края объект. Эта стройка рассчитана до 2016 г.! В результате дорога должна стать шире, безопасней и комфортней (ответственные за данный и предыдущий проекты - заместитель председателя Правительства Пермского края Е.В. Зырянова и руководитель Дорожного агентства Пермского края Е.Г. Громова);
«Пермская картошка» - развитие картофелеводства на базе сельхозпредприятий, использующих современные технологии в развитии производства. «В условиях мирового роста цен на продовольствие нам необходимо развивать его собственное производство. Особое внимание нужно уделять "точкам роста" - сельхозпредприятиям, использующим современные подходы и технологии в развитии производства», - подчеркнул губернатор. Ученые доказали: климат и почва в Пермском крае оптимальны для выращивания картошки. К 2010 г. картофелеводческие хозяйства Прикамья увеличат свои площади посадки в три раза, а урожайность корнеплода благодаря новым технологиям выращивания и хранения возрастет до 300 центнеров с гектара (ответственный - министр сельского хозяйства Пермского края Е.Е. Гилязова);
«Новая Парма» - это развитие социальной сферы Коми округа - строительство новых школ, дорог, жилья. Губернатор, говоря об этом приоритете, отметил: «В декабре 2005 года Пермская область и Коми-Пермяцкий округ объединились. И наша задача -сделать Коми-Пермяцкий округ самодостаточной территорией с развитой экономикой, инфраструктурой и достойным уровнем жизни населения» (ответственный - глава Коми-Пермяцкого округа, министр Пермского края И.Я. Быкариз);
«Школа чемпионов» - развитие детско-юношеской спортивной инфраструктуры края. В 2008 г. на строительство восьми универсальных спортивных площадок в территориях края из регионального бюджета было дополнительно выделено 140 млн. рублей. Площадки будут оборудованы для игры в футбол, баскетбол и волейбол, а также для проведения соревнований. «Мы уже начали строительство целого ряда спортивных объектов. Задача - сделать это системой, сделать так, чтобы люди имели возможность заниматься спортом, организовать этот процесс. Это решение проблем здравоохранения, это решение проблем преступности. Поэтому я прошу правительство уточнить план строительства спортивных объектов и максимально увеличить его объем. Если у нас сейчас есть возможность вкладывать деньги в объекты капитального строительства, то объекты спорта - это приоритет», - подчеркнул губернатор (ответственный - заместитель председателя Правительства Пермского края А.Ю. Зубарев).
Для достижения поставленных целей в Правительстве края и исполнительных органах государственной власти широко применяется проектный метод организации деятельности. В крае реализуются проекты различных статусов: национальные, региональные, краевые, отраслевые.
Кроме названных проектов осуществляются приоритетный национальный проект «Развитие АПК», 6 региональных, 17 краевых проектов, многие из которых имеют межведомственный характер. Практически каждый орган исполнительной власти имеет собственные отраслевые проекты, направленные на решение отдельных задач в рамках установленной сферы деятельности.
Правительством ведется реестр проектов, в котором содержится оперативная информация о ходе реализации каждого проекта. Для повышения эффективности контроля работы Правительства разработана система контроля и отчетности «Выставка достижений Правительства Пермского края», в которой еженедельно размещаются отчеты о выполнении Правительством намеченных планов, о проведении важнейших мероприятий. Подведение итогов деятельности Правительства, конкретных ИОГВ края на основе установленных целевых показателей производится ежегодно.
В качестве одного из возможных способов проведения мониторинга и план-факт-ного контроля используется принятый в Великобритании при мониторинге муниципальных образований формат «светофора», когда показатели, значения которых выше нормативных (либо средних), обозначаются зеленым цветом, показатели в рамках нормативных (средних) - желтым; показатели неудовлетворительны - красным.
Правительство Пермского края отчитывается перед губернатором Пермского края о выполнении программы своих действий и корректирует ее с учетом показателей социально-экономического положения Пермского края.
1 Чиркунов О.А. Государство и конкуренция // Пермский край - территория конкурентного развития: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2007; Пермский край - территория конкурентного развития: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2008.
2 Таких проектов пять: «Новая школа», «Достойное жилье», «Муниципальные дороги», «Переселение граждан», «Качественное здравоохранение».
3 Как уже отмечалось, в принципе возможно перераспределение сэкономленных средств из одной отрасли в другую в рамках функционально-целевого блока, однако на практике данный механизм на настоящее время не используется.
4 Указ губернатора Пермского края №100 от 06.06.2006 г. «О временной системе управления Пермским краем и временной структуре органов исполнительной власти Пермского края».
5 Указ губернатора Пермского края №121 от 29.12.2007 г. «Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края».