ИСТОРИЯ Степанянц С. М.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ЭЧМИАДЗИНА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол
Ключевые слова: Первопрестольный Эчмиадзин, Армянская церковь, беженцы, помощь, католикос, добровольческие дружины.
Key words: the first-throned Echmiadzin, the Armenian Church, refugees, help, Catholicos, volunteer brigades.
Аннотация: В статье описывается состояние Армянской церкви к началу Первой мировой войны. Рассматриваются взаимоотношения Первопрестольного Эчмиадзина с российским правительством и формирование добровольческих дружин, а также помощь Армянской церкви западноармянским беженцам.
Abstract: In this paper, the state of the Armenian Church before the World War I began is described. The interrelations between the first-throned Echmiadzin and Russian government are considered. The author has discussed the process of the volunteer brigades creation as well as the Armenian Church helping West-Armenian refugees.
Перед Первой мировой войной Армянская церковь была самой авторитетной и влиятельной среди церквей и вероисповеданий Кавказа, не уступая ни русской, ни грузинской православной церквям, так как первая, не имея духовного архипастыря, руководствовалась Священным Синодом, а во главе второй стояли чуть ли не ежегодно сменяющиеся русские экзархи.
С 1911 г. Армянской церковью руководил католикос Геворк V Суренянц - авторитетный иерарх, которому удалось наладить до того натянутые отношения как с царской администрацией Кавказа, так и с правительством Российской империи.
К началу XX в. на территории Российской империи имелось 6 епархий Армянской церкви с сотнями церквей и монастырей и сотнями священнослужителей.
В Османской Турции Армянская церковь располагала 43 епархиями, 1388 церквями и 134 монастырями. Кроме этого в подчинении Киликийского армянского католикосата имелись 222 церкви и 12 монастырей [1].
Первая мировая война началась 19 июля (1 августа) 1914 г. 16(29) октября 1914 г. на стороне Тройственного союза в войну вступила Османская Турция. Из опыта предыдущих войн Турции с Россией, члены младотурецкого правительства Турции осознавали, что, как и в прежние времена, на стороне России выступит и дружественное русским западноармянское население. Именно это и явилось одной из причин того, что руководство младотурок запланировало и в 1915 г. осуществило геноцид западноармянского населения.
Геноцид был осуществлен в шести восточнотурецких этнических армянонаселенных вилайетах, в Константинополе и других западнотурецких городах, а также в северозападных областях Ирана, куда осенью 1914 г. вторглась турецкая армия.
От геноцида спаслась лишь одна десятая часть западноармянского населения, бежавшего в Восточную Армению и на иные территории Российской империи.
Первопрестольный Эчмиадзин не был готов к такому бедствию и к такому огромному потоку беженцев. Тем не менее Первопрестольный Эчмиадзин быстро организовался, собрал воедино все имеющиеся средства и занялся организацией помощи этим бесконечным потокам западноармянских беженцев.
28 декабря 1914 г. своим архипастырским посланием за N1990, Геворк V организовал Главный распорядительный Комитет «Братская помощь беженцам» во главе с епископом Ефремом Сукиасяном. Отделения Комитета создавались по всей России: в Тифлисе, Ереване, Баку, Кишиневе, Москве, Новой Нахичевани, Санкт-Петербурге и т.д..
На призыв католикоса о помощи армянским беженцам откликнулась как армянская интеллигенция, так и русская - В. Брюсов, Ф. Родичев, профессор М. Сперанский, В. Державин, З. Гиппиус и др. [2].
В это же время Армянская церковь сыграла значительную роль в деле организации армянских добровольческих дружин в составе Кавказской армии.
15 апреля 1915 г. добровольческие дружины под начальством своих командиров-хмбапетов в сопровождении патриаршего викария Ереванской епархии прибыли в Первопрестольный Эчмиадзин. В 8 часов утра они были приняты всеармянским католикосом Геворком V. На следующий день католикос провел торжественный молебен, на котором, обращаясь к дружинникам, сказал: «Идите, вас ожидают мои измученные чада. Идите, спасите их от истребления и мстите нашему вековому врагу. Наш враг вышел из границ человеколюбия».
Трагедия западноармянского населения и духовенства правдиво представлена в послании Константинопольского армянского патриарха Завена Егиаяна, направленном 30 марта 1916 г. начальнику армянской епархии США протоархимандриту Арсену Вегуни: «Джихат был полностью применен в этой стране, армяне поставлены вне закона и признаны врагами ислама, их жизнь, честь и имущество отныне по праву принадлежали туркам; убийства, насилия и грабежи стали религиозным долгом даже для официальных лиц.
Монастыри и церкви большей частью разрушены или осквернены: церковь Сурб Карапет в Муше разрушена пушечным огнем до основания, также Кармир Ванк в Карине, Сурб Пркич и Сурб Саркис в Себастии и другие. Духовенство почти целиком перебито, и до сих пор не получено сведений ни об одном уцелевшем священнике. Из епархальных начальников епископ Смбат Саадетян из Карина убит разбойниками недалеко от Камаха.
Трапезунский архимандрит Геворк Турян, сосланный военным судом, убит в пути, архимандрит Шапин-Карахисара Вагинак Торекян пал жертвой во время бомбардировки города; архимандрит Байберда Анания Азарапетян был повешен по решению местных властей; архимандрит Муша Вартан Акопян умер в тюрьме, избитый палками; архимандрит Тигранакерта Мкртич Члхатян умер в тюрьме от пыток; архимандрит Евдокии Шаварш Саакян, арестованный и высланный в Себастию, убит в пути; архимандрит Харберда Псак Тер-Хоренян, закованный в цепи, был зарезан вместе с другими по пути в Тигранакерт» [3].
Историк А-До в своей книге «Великие события в Васпуракане в 1914-1915гг.» (1917г.) так описывает положение беженцев, сконцентрированных вокруг Первопрестольного Эчмиадзина. «Беженство прибывало и концентрировалось вокруг Эчмиадзина, в лесу и на опаленных солнцем монастырских площадях, а затем двинулось наводнять площади Еревана, церковные дворы и даже оживленные жгучие тротуары. Да, прибыло более 150 тысяч беженцев из Хнуса, Булануга, Манцикерта, Мушской долины, Ахлата, Алджаваза, Арчеша и других уездов Васпуракана, а также Мокса и Шатаха.
... И начался голод, затем заразные болезни и смерти в Эчмиадзине, Игдыре, Ереване, в особенности на площадях и под стенами Эчмиадзина.
21 августа умерло 131 человек, 22-168, 23-204, 24-234, 25-280, 26268, 27-347, 28-357, 29-300, 30-314.
Таким образом, всего за 10 дней беженство потеряло 2613 человек. И это только в Эчмиадзине, а в Игдыре, Ереване и в многочисленных селах еще больше» [4].
Беженцы, прибывающие в Эчмиадзин, сразу же были окружены заботой со стороны монастырской братии. В монастыре было собрано более 60 тыс. беженцев. Так, в своем письме на имя архимандрита Тирайта Тер-Ованесяна, редактор журнала «Арарат» и член Синода архимандрит Бабкен Агавелян писал: «Ты знаешь, что все дела «Арарата» лежат полностью на мне. Работаю со всем усердием, несмотря на то, что вокруг меня беженство представляет ужасное зрелище - весь день занимаемся ими; ежедневно входят в монастырь приблизительно 5-6 тыс., а на месте в Эчмиадзине находятся 60 тыс., тяжелое положение, собрали и разместили до 3 тыс. сирот в Патриарших покоях, превращенных в сиротский приют и больницу. Очень мало рабочих рук» [5].
То, что братия Эчмиадзинского монастыря понесла большие потери, это неоспоримый факт. От беженцев заразились тифом и умерли член Синода и председатель Эчмиадзинского Главного Распорядительного комитета «Братская помощь» епископ Ефрем Сукиасян, члены братии Эчмиадзинского монастыря архимандрит Ваган и архимандрит Бабкен Агавелян [6].
От больных беженцев заразился тифом и еле спасся от смерти известный священнослужитель архимандрит Гарегин Овсепян [7].
Вскоре Геворк V получил новые сведения об избиениях армян в Турции. В своем донесении киликийский католикос Саак II Хапаян сообщал всеармянскому католикосу следующее: «От депортированных в Тигранакерт нет сведений, как будто канувших в ад... В Айнтабе было возвещено о депортации... В эту ночь прибыла 51 семья. Отсюда местное городское население переселяется в уезд Аврал (Оран) Дамаска. К Урфе подходят 800 тигранакертских армян. Высланные из Харберда через Рас-эль-айн прямо отправляются в Дер-Зор» [8].
После этого сообщения католикос Геворк V поставил в известность армянского общественного деятеля Погоса Нубара пашу о программе турецкого правительства - полном истреблении западных армян и предлагал ему от имени всеармянского католикоса обращаться к «союзным и нейтральным государствам, с тем, чтобы помешать осуществлению этой адской программы».
В докладной записке от 3 января 1915 г. председателя Александропольского комитета, викария Александрополя архимандрита Артака Смбатяна католикосу Геворку V, в частности, говорилось следующее: «...Армянское беженство очень нуждается в
теплой одежде, одеялах, матрацах, чае, сахаре и в главном -медицинской помощи. Для частичного удовлетворения этого моря нужды Комитет за помощью обратился телеграммами к комитетам больших городов России. В полученной из Петербурга телеграмме сообщалось о том, что 25000 переведено в адрес Синода, часть которых должен получить Александрополь» [9].
Первая мировая война принесла армянам лишь горе и страдания, геноцид и насильственную депортацию из родины. Армянский народ оказался на грани физического истребления. Пока существовала Российская империя, беженцам оказывалась государственная помощь, которая после Октябрьской революции 1917 г. прекратилась, и беженцы снова оказались на краю гибели, и даже все старания Первопрестольного Эчмиадзина не давали достойного результата. Лишь возвращение Армении в лоно России, хотя и большевистской, и срочная помощь России продовольствием, медикаментами и врачами, окончательно спасло западноармянских беженцев от голода и эпидемических болезней.
Список литературы: 1. Степан Кертох (Степанянц). Армянская апостольская церковь в годы первой мировой войны, (на армянском языке). Первопрестольный Эчмиадзин. 2003. С. 51.
2 Вестник Поморского университета. Архангельск. 2008. N 12. С.
97.
3. Геноцид армян в Османской империи. Е.1982. С. 340-341.
4. А-До. Великие события в Васпуракане в 1914-1915гг. (на арм. яз.). 469-486.
5. Матенадаран, архив архимандрита Тирайра. Папка 126. Документ 449. Арарат. - 1916. N1-2. С. 48.
6. Матенадаран, архив Гарегина Овсепяна. Папка 95. Док. 446.
7. Национальный архив Армении. Фонд 57. Опись 5. Дело 26. Лист
45.