Научная статья на тему 'Деятельность педагога профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: психолого-педагогический аспект'

Деятельность педагога профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1519
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДСТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCE APPROACH / STRUCTURES OF PROFESSIONAL COMPETENCE / GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаков А. Ю.

Статья посвящена анализу психолого-педагогических аспектов деятельности педагога системы профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, автор прослеживает динамику развития педагогической компетентности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF EDUCATOR IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL TRAINING DIRECTED TO REALIZEFEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION: PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT

The paper dwells on the question of psycho-pedagogical aspects of educator’s activities in the situation of realization of competence approach being used in the system of professional training. The author analyzes the how the development of professional competence of an educator takes place.

Текст научной работы на тему «Деятельность педагога профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: психолого-педагогический аспект»

2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа. 1980. - 368 с.

3. Педагогика / В. Сластенин, И. Исаев, А. Мищенко и др. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 512 с.

4. Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса. - М.: Изд-во исслед. центра проблем качества подгот. специалистов, 1997. -297 с.

5. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая

праксеология. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

6. Осадчук О. Л. Модель профессиональной надежности педагога // Высшее образование сегодня. - 2007 - № 5. - С. 64-66.

7. Дружилов С. А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 4-5. - С. 35-42.

8. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С.128-135.

УДК/UDC 377 А. Ю. Казаков

А. Kazakov

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ACTIVITIES OF EDUCATOR IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL TRAINING DIRECTED TO REALIZEFEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION:

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT

Статья посвящена анализу психолого-пе-дагогических аспектов деятельности педагога системы профессионального образования в условиях реализации компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, автор прослеживает динамику развития педагогической компетентности преподавателя.

The paper dwells on the question of psycho-pedagogical aspects of educator’s activities in the situation of realization of competence approach being used in the system of professional training. The author analyzes the how the development of professional competence of an educator takes place.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход в системе профессионального образования, педагогическая компетентность, подструктуры профессиональной компетенции специалиста, общие и профессиональные компетенции.

Keywords: Federal State Educational

Standards, competence approach, structures of professional competence, general and professional competences

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, со-

временным потребностям общества и каждого гражданина, является стратегической целью государственной политики в области образования.

В соответствии с Федеральным законом № 260 от 30.10. 2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» с сентября 2011 г. образовательные учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования (НПО и СПО) осуществляют обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам начального и среднего профессионального образования нового поколения.

Необходимость их внедрения обусловлена ростом требований работодателей и общества к квалификационному уровню выпускников учреждений довузовского профессионального образования, в большинстве своем не имеющих в настоящее время достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности. Соответственно требуется изменить данную ситуацию за счет перехода на принципиально новое содержание образования и иные условия обучения, дающие выпускникам достаточную квалификацию для успешной адаптации к условиям на рынке труда. Основ-

ным инструментом решения данной задачи должны стать федеральные образовательные стандарты нового поколения. Но в то же время введение их в действие требует соответствующего научно-методического обеспечения.

Методологической основой построения федеральных государственных образовательных стандартов, принципиально отличающей их от предшествующих поколений стандартов, выступает модульно-компетентностный подход. Мо-дульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - концепция организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность компетенций обучающихся, а в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения.

Компетентностный подход предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимся. Тем самым он обеспечивает соответствие подготовки запросам рынка труда, повышает конкурентоспособность выпускников, эффективность их профессиональной адаптации и деятельности. Кроме того, такой подход предполагает модульную структуру основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, разработку которых предстоит осуществлять на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В этом случае модуль (профессиональный модуль) - часть профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.

При построении образовательного процесса на основе ФГОС нового поколения необходимо прежде всего учитывать общие принципы формирования образовательных стандартов и образовательных программ на основе мо-дульно-компетентностного подхода: принцип ориентации на результат, принцип раздельного функционирования образовательного стандарта и образовательной программы, принцип целостности системы «профессиональный стандарт - образовательный стандарт», принцип социального партнерства, принцип единства задач формирования общих и профессиональных компетенций специалиста, принцип функциональности, принцип модульного построения, принцип интеграции.

Реализация модульно-компетентностно-го подхода с учетом отмеченных особенностей на основании выделенных принципов в целях достижения максимального соответствия выпускника, освоившего профессиональную программу, требованиям работодателя требует подготовки кадров, способных работать в рамках данного подхода в процессе разработки и реализации профессиональных образовательных программ НПО/СПО.

Как показывает практика, в ситуации системных изменений в образовании будет востребована новая роль преподавателя. Традиционная позиция педагога - транслятор, посредник, главный источник информации. Новая профессиональная позиция - организатор познавательной деятельности, руководитель проектной деятельности, участник сетевого профессионального взаимодействия, исследователь, наставник, консультант, а в целом - менеджер образовательно-воспитательного процесса в рамках учебной группы. В соответствии с современной моделью образования в качестве преподавателей предполагается привлекать интеллектуальных работников других профессий, преподаватели могут совмещать профессиональную деятельность в разных образовательных учреждениях, если уровень их квалификации позволяет им быть конкурентоспособными. Одним из условий повышения уровня конкурентоспособности преподавателя является развитие его ключевых компетентностей в условиях инновационного развития образования.

В психолого-педагогической литературе в последние годы всё больше внимания уделяется рассмотрению понятия «педагогическая компетентность».

Педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, под педагогической компетентностью преподавателя понимается гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения (Л. М. Митина, Л. А. Петровская).

Психологическим условием развития педагогической компетентности, в том числе и в условиях перехода на ФГОС нового поколения, является осознание преподавателем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в образовательном учреждении.

Динамика развития педагогической компетентности преподавателя определяется сменой

32

Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (9) 2013

репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.

Инновационные процессы в образовании (переход на ФГОС нового поколения является одним из нововведений в системе образования) психологически воздействуют на развитие у педагога следующих функций:

- компенсаторной;

- адаптивной;

- интегративной;

- самореализации личности.

Компенсаторная функция проявляется в

понимании и принятии педагогом необходимости и неизбежности нововведений в образовательном процессе. Инновационный процесс всегда связан с переходом в качественно иное состояние, сопровождающееся тщательным пересмотром всех устаревших положений и норм. Он обладает собственной внутренней логикой и направленностью, которая в свою очередь определяется логикой развертывания от идеи самого новшества до его практического использования, а также логикой отношений между участниками инновационного процесса. Переход от знаниево-умениевого подхода к компетентностному подходу потребует от педагога пересмотра траектории построения отношений с обучающимися и студентами.

Адаптивная функция основывается на создании благоприятных психологических условий вхождения педагога в инновационный процесс. Большую роль в адаптации к нововведениям играет развитие у педагога мотивации повышения уровня профессиональных компетенций, позволяющих эффективно осваивать инновации. Адаптивная функция также способствует благоприятному психологическому настрою педагога в период институализации инновационного процесса, т. е. в период перехода от экспериментального режима в режим постоянного применения нововведений.

Интегративная функция определяется наличием преемственности инновационных процессов на всех уровнях образования. Для педагога важно учитывать психологические особенности всех субъектов образовательного процесса в ходе разработки, ведения и апробации инноваций. Интегративная составляющая основывается на единстве содержания, методов, приёмов, средств и форм приобретения, углубления и расширения общих и специальных знаний, умений, компетенций. Другой стороной интегративной функции является взаимодействие педагогов и руководства образовательного учреждения по отслеживанию результатов

инноваций и их влияния на психологическое здоровье всех субъектов образовательного процесса. В данной ситуации механизмом отслеживания результатов является формирование и эффективное использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Одной из доминирующих психологических особенностей самореализации личности в условиях инновационного развития образования является общение.

Общение, с одной стороны, самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, а с другой - оно пронизывает и все другие её сферы: познание, предметно-практическую и духовно-практическую деятельность. Общение играет важнейшую роль в развитии человека: освоение норм социально-типического поведения в эмоциональном развитии, в приобретении индивидуального социального опыта, в реализации и утверждении себя как личности. Профессиональная компетентность специалиста складывается из многих составляющих, но наибольший вес среди них занимают такие подструктуры, как компетентность:

- специальная (предметная);

- социально-психологическая;

- методическая;

- коммуникативная.

Наиболее ярко эти подструктуры и их значение в эффективной деятельности проявляются в педагогической деятельности в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Таким образом, психологические особенности деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС нового поколения во многом определяются уровнем развития ключевых и профессиональных компетенций и компетентностей, эмоционально-чувственным состоянием педагога.

1. Блинов В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования // Образовательная политика. - 2008. - № 9. - С. 21-25.

2. Блинов В. И. Стандарт результата (О новых федеральных государственных стандартах профессионального образования // Образование. Карьера. Общество.- 2010. -№ 2. - С. 18-24.

3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с. -(Библиотека психолога).

5. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования методическое пособие. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.