9. Руднева, С. Д. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения / С. Д. Руднева, А.В. Пасынкова // Психологический журнал. - 1982. - Т.3. - № 3.
10. Roth, G. March to Extasy: Teaching of Urban Shaman. - NY, 1987.
11. Гиршон, А. Кинесфера: пространство движения, 2010. - Р/д: http://www.isra-trainings.com/articles/dance/kinesphera.html.
12. Менегетти, А. Психосоматика. - Москва: БФ Онтопсихология, 2007.
13. Айламазьян А.М. Связь моторики человека с его личностными характеристиками / А.М. Айламазьян, Т.С. Князева // Вопросы психологии. - 2008. - № 2.
Bibliography
1. Labunskaya, V. A. Neverbal'noe povedenie (social'no-perceptivnyj podhod). - Rostov n/D.: Izdatel'stvo Rost. Un-ta, 1986.
2. Volkonskij, S. Vyrazitel'nyj chelovek. - SPb.: Apollon, 1908.
3. jzenshtejn, S. Psihologicheskie voprosy iskusstva. - M.: Smysl, 2002.
4. Rudestam, K. Gruppovaya psihoterapiya. - M. - 1993.
5. Protopopova, O. V. Motorika i psihoortopediya. - V kn. Psihologiya anomal'nogo razvitiya rebenka: Hrestomatiya v 2- t. / Pod red. V. V. Lebedinskogo i M. K. Bardyshevskoj. - T. 2. - M.: CheRo: Vysshaya shkola: Izdatel'stvo MGU. - 2002.
6. Brodeckij A. Ya. Vnerechevoe obschenie v zhizni i v iskusstve: Azbuka molchaniya. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000.
7. Zigfrid, V. Tanec - iskusstvo dvizheniya: krasota kak svojstvo povedeniya. - Sb. Krasota i mozg. Biologicheskie aspekty еstetiki.
- Moskva: Mir, 1995.
8. Nikitin, V. N. Plastikodrama: Novye napravleniya v art-terapii. - M.: Kogito-Centr, 2003.
9. Rudneva, S. D. Opyt raboty po razvitiyu ]steticheskoj aktivnosti metodom muzykal'nogo dvizheniya / S. D. Rudneva, A. V. Pasynkova // Psihologicheskij zhurnal. - 1982. - T.3. - № 3.
10. Roth, G. March to Extasy: Teaching of Urban Shaman. - NY, 1987.
11. Girshon, A. Kinesfera: prostranstvo dvizheniya, 2010. - R/d: http://www.isra-trainings.com/articles/dance/kinesphera.html.
12. Menegetti, A. Psihosomatika. - Moskva: BF Ontopsihologiya, 2007.
13. Ajlamaz'yan A. M. Svyaz' motoriki cheloveka s ego lichnostnymi harakteristikami / A. M. Ajlamaz'yan, T. S. Knyazeva // Vo-prosy psihologii. - 2008. - № 2.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 371.1
Ivanova S. TEACHERS ACTIVITY AS AN OBJECT MONITORING OF INNOVATION PROCESSES IN NONFORMAL PEDAGOGICAL EDUCATION. The authors propose a model for monitoring innovation in teacher education. We consider the activities of the teacher on relevant indicators. The risks to this kind of monitoring are found.
Key words: activities of the teacher, the innovation processes in teacher education, monitoring, informal teacher education, public examination.
С. В. Иванова, канд. пед. наук, ст. н.с. лаборатории инноватики и управления в педагогическом образовании Учреждения РАО «Институт педагогического образования»; С.С. Талзи, аспирант УРАО ИПО, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА ИННОВАЦИОННЫХ 0Р0ЦЕСС0В В НЕФОРМАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Авторы предлагают модель мониторинга инновационных процессов в педагогическом образовании. Рассматривается деятельность педагога по актуальным показателям. Определены риски проведения мониторинга.
Ключевые слова: деятельность педагога, инновационные процессы в педагогическом образовании, мониторинг, неформальное педагогическое образование, общественная экспертиза.
Приоритеты инновационного прорыва во всех сферах жизни России подчёркиваются в различных правительственных программных документах. Отражены они и в национальной инициативе «Наша новая школа». Система обеспечения нововведений в образовании предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях. Достижение определенных успехов в реализации инновационного процесса зависит от мнения профессионалов и общественности. Отношение социума к инновациям может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации. В связи с этим возникает потребность осмысления деятельности педагога в аспекте инноваций. Исследование и анализ динамики мнения педагогической общественности относительно уже состоявшихся и потенциально возможных изменений - задача изучения нововведений, ориентированная на возможность осуществить более полный анализ противоречий и реально
возможных негативных процессов, связанных с ними. Изучение нововведений предполагает широкое использование различных традиционных и нетрадиционных методов исследования (опросы, наблюдения, контент-анализ, экспертные оценки, имитационные игры и др.).
Прежде чем представить в этом ключе деятельность современного педагога, рассмотрим определения мониторинга и сопровождающих его процессов. Наиболее разработано понятие мониторинга в экономике. Мониторинг по отношению к промышленным процессам рассматривается как
1) непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий);
2) процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров [1].
Нам представляется, что эти положения о мониторинге в отношении педагогического образования можно отнести в целом при определённых допущениях и к таким объектам изучения, как деятельность педагога, инновационные процессы в педагогическом образовании, неформальное и ин-формальное педагогическое образование. Полагая, что все указанные категории взаимосвязаны между собой, далее будем иметь это ввиду при построении нашей модели мониторинга. Обратимся с целью уточнения определения мониторинга к работе И.А. Богачека и Э.В. Онищенко [2, с. 163]. Авторы рассматривают мониторинг в образовании с позиций управления как:
• самостоятельную функцию управления, комплекс мероприятий, направленных на получение полной, ориентированной на предметную область, информации о функционировании сложной системы в целях управления (в рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проверенныхдействий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности ее конечным целям);
2) постоянное или периодическое слежение, а также измерение или испытание объекта с целью его управления;сбор, хранение, обработка и распространение информации об исследуемых объектах;непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.
Рассматривая профессиональное образование, те же авторы [2, с. 163] понимают мониторинг как 1) процесс непрерывного научно обоснованного, диагностикопрогностического слежения за состоянием, развитием учебного процесса в образовательном учреждении в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения; 2) научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений.
Вслед за указанными авторами важно обратить внимание, что мониторинг выступает как важнейшая часть и информационная база службы методического сопровождения образовательного учреждения. Далее необходимо уточнить особенности определений «мониторинг» и «измерение» и их взаимосвязь. Разъяснение сути терминов «измерять» и «осуществлять мониторинг», используемых в тексте стандартов ИСО серии 9000:2000, дано в «Руководстве по терминологии, используемой в ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000»:
1) Меазыге - измерять (глагол): - определять или
устанавливать пространственную величину или количество (чего-нибудь); определять или устанавливать
(пространственную величину или количество) путем приложения некоторого предмета с известным размером или объемом или путем сравнения с некоторой фиксированной единицей измерения.
2) Monitor - осуществлять мониторинг (глагол): следить, надзирать, держать под наблюдением, периодически измерять или проверять, особенно с целью регулирования или управления.
Обратим внимание на особенности приведенных терминов, обратившись к переводам из англо-русских словарей [1]. Measuring - измерение, контроль, замер, обмер; monitoring - контролирование, наблюдение, слежение, текущий контроль.
Сравнивая определения ИСО и словарей, можно сделать вывод, что «Измерять» можно двумя способами: в одних случаях количество определяют путем пересчета или сравнивая с некоей величиной, принятой за единицу измерения, в других - расчетным путем. Таким образом, осуществление мониторинга также может иметь два варианта: слежение (надзор и т.д.) без измерения чего-либо
и слежение (надзор и т.д.) с измерением. Далее, чтобы определиться с выбором варианта мониторинга, рассмотрим, насколько он может быть применён к рассматриваемому нами объекту -деятельности педагога.
В конце 80 г.г. статусу понятия «деятельность» стал придаваться полидисциплинарный характер. В результате широко стал применяться деятельностный подход в изучении сторон поведения, сознания, личности человека. Классификация видов деятельности затруднена тем, что в мировой гуманитарной науке этот термин имеет широкое значение. В английском языке "деятельность" переводится как "activity" и обозначает вид практической или познавательной активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности (чему в большей степени соответствуют немецкие термины "Tätigkeit", "Handlung") [3]. В представленных толкованиях нам наиболее близко представление о деятельности педагога как об активности, преобразующей действительность, так как это более всего соответствует понятию ресоциализации инноваций (доведения инновационной активности до поведенческого уровня - Н.Н. Суртаева).
Рассматривая образовательную деятельность обучающегося, как всегда инновационную, А.М. Новиков [4] подчёркивает, что в педагогической системе «педагог - обучающийся», всегда будет иметь место только проектное управление. При рассмотрении управления в динамике А.М. Новиков указывает на рефлекторное (ситуационное) управление и опережающее управление. Рефлекторным называется управление, при котором управляющий орган реагирует на изменения или внешние воздействия по мере их появления, не пытаясь прогнозировать их или влиять на них. Опережающее управление основывается на прогнозе условий и требований к функционированию системы. Мониторинг инноваций в педагогической деятельности позволяет продуктивно управлять учебным процессом, т.к. даёт возможность знать объект управления, диагностировать его параметры
и, соответственно, иметь базу для проективного управления: педагогу, как и руководителю, важно уметь опережать события («руководить - значит предвидеть»). В связи с этим важно выстроить модель мониторинга и отобрать его критерии в соответствии с актуальной или прогнозируемой ситуацией.
Мониторинг инновационных процессов можно рассматривать во взаимосвязи с инновационной диагностикой. Инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться. Инновационная диагностика происходит в три этапа:
1 - до реализации нововведения (фиксация всех возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер);
2 - во время его осуществления (конструктивное переосмысление знания позволяет проводить оперативную доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей);
3 - после него (через сопоставление целей и полученных результатов нововведения с определенными признаками, характеризующими среду его освоения).
Инновационная диагностика включает в себя диагностику среды нововведения и диагностику процесса его осуществления [5, с. 311]. Мы полагаем, что в интересующем нас мониторинге на всех этапах инновационных процессов в зависимости от их характера и выбранных целей может быть использован как «мониторинг без измерения», так и «мониторинг с измерением». Преимущество имеет вариант отслеживания без изменений. Это связано прежде всего с тем, что в деятельности педагога основные функции чаще всего не имеют количественного выражения.
В роли количественного индикатора может быть использован показатель качества образования, однако он является вспомогательным, так как поставить успех инновации в прямую зависимость от качества нельзя. В реальных процессах мониторинга это может привести к погоне за подтасовкой результатов обучения, административному давлению и др. негативным явлениям.
Сам же вопрос о качестве образования можно отнести к сложной проблеме педагогической науки. Изначально качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений [6, с. 51]. В современном образовании ведётся инновационный поиск совершенствования систем оценивания качества образования, качества деятельности педагогов.
В связи с обозначенной проблемой необходимо разнести соотношение терминов «мониторинг», «измерение» и «процесс».Проанализировав состояние этого вопроса в сфере технической продукции, мы сочли возможным взять на перенести полезные для образования позиции. Обратим внимание, что в стандарте ИСО 9001:2000 вначале просто говорится о «важности... измерения показателей... процессов», а затем и напрямую требуется «осуществлять мониторинг, измерять и анализировать... процессы», применяя для этого «подходящие методы».
Существует представление о том, что «Управлять можно только тем, что можно измерить». Согласимся, управлять невозможно без осуществления измерений определенных показателей и/или слежения за их изменениями как в ходе конкретной единичной реализации какого-то процесса, так и при его неоднократном повторении. Тем не менее, взаимосвязь мониторинга и измерений стандартами ВО не отмечена. На этом основании будем полагать, что наш процесс мониторинга необходимо обозначить как исследование, слежение, наблюдение с дальнейшим сопоставлением с необходимыми количественными данными о качестве образования.
При этом любой процесс необходимо рассматривать с двух точек зрения: процесс как «событие» и процесс как «явление». Цели мониторинга и измерений «процесса-события» направлены на обеспечение результативного управления ходом процесса. Причём основная задача руководителя при оперативном управлении заключается в поддержании процесса в нормальном состоянии и получении запланированных результатов.
В мониторинге технологического производства наиболее структурно-проработанными попытками систематизировать показатели «процесса-явления» обозначены следующие три позиции: показатели процесса; показатели продукта процесса; показатели удовлетворенности клиентов процесса. В свёрнутом варианте мониторинга это может быть применено к образованию, как детей, так и взрослых. Представляется возможным отследить:
• показатели качества учебного процесса (организацию, здоровьесбережение, соотношение затрат и др.);
• продукты процесса (полученные данные о динамике результатов образования, конкретные интеллектуальные и материальные продукты деятельности обучающихся);
• показатели удовлетворенности участников процесса (мнения обучающихся, отзывы родителей, отклики заказчиков образования со стороны партнёров образовательного учреждения и др.).
Подвергая сомнению возможность получения сиюминутных прибылей от социальных вложений, мы основываемся на том, что "за педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности" [3]. Поэтому при оптимизации показателей мониторинга, на наш взгляд, предпочтение сле-
дует отдавать тем из них, которые отражают гуманистическую функцию педагогической профессии.
Далее представим предлагаемую нами модель монторинга инновационных процессов, а затем применим её к такому объекту, как деятельность педагога. Причём рассматривать будем прежде всего педагогическое образование: во-первых, потому, что считаем его равнозначным по ценности практической деятельности, во-вторых педагогическое образование будем считать важным фактором успешности педагога в профессиональной деятельности и залогом качества образования выпускников. Акцент сделаем на сфере неформального педагогического образования как на наиболее значимой, предпочитаемой и непрерывной сфере образования педагога.
Наша модель мониторинга в свёрнутом варианте включает в себя следующие блоки: 1 - монторинг
потребностей, 2 - мониторинг процесса, 3 - мониторинг результата, 4 - мониториг возможных рисков. Применять её можно как в комплексе, так и отдельными компонентами. С позиций системного подхода модель мониторинга можно представить в следующем развёрнутом виде.
Модель мониторинга реализации инновационных процессов
в педагогическом образовании
1. Цель мониторинга инновационных процессов в педагогическом образовании.
Выявление реального состояния условий обеспечения качества образования:
а) с точки зрения педагогического состава и администрации учреждений различных уровней,
б) с точки зрения обучающихся в учреждении и их родителей.
2. Задачи мониторинга:
1) выявление состояния удовлетворённости качеством
педагогического образования педагогического
(андрогогического) состава учреждения;
2) отслеживание динамики количественных показателей качества образования в учреждении, анализ причин изменений;
3) выявление проблемных полей, наличия процессов поиска их решения.
4) состояние проектной, исследовательской,
экспериментальной, инновационной деятельности в
учреждении и их влияние на развитие учреждения, состояние качества образования педагогического коллектива;
5) анализ соответствия целей, ценностей, смыслов и
характера протекания инновационных процессов в
педагогическом образовании задачам развития и миссии учреждения.
3. Принципы проведения мониторинга.
Оптимальная периодичность (достаточная для
формирования целостной объективной картины с
обозначенными перспективами решения проблем и не
превращающая процесс мониторинга в самоцель). Целесообразность (чёткость постановки смыслов, целей, задач проведения мониторинга). Технологичность (организованность и продуманность процедур). Доступность информации о выводах многоуровневого анализа результатов ( с позиций методологии, практики, здравого смысла). Принцип гуманизма, принцип антропологичесой
повседневности.
4. Объекты мониторинга - процесс и результат педагогического образования.
4.1 Качество процесса непрерывного педагогического образования подвергается мониторингу следующих составляющих: процессы обучения, процессы воспитания, процессы развития педагогических коллективов и профессиональных сообществ, инновационные процессы в учреждении и в его социальном окружении, проектная деятельность, экспериментальная деятельность, исследовательская работа в учреждении.
4.2 Качество результата: качество образования и образовательный процесс в целом.
5. Субъекты мониторинга: субъекты управления
мониторингом (администрация учреждения, методическая команда); субъекты - технологи проведения мониторинга (технические работники, волонтёры, другие временно привлечённые сотрудники); субъекты-участники мониторинга (педагоги, андрогоги, родители, обучающиеся); субъекты-аналитики результатов мониторинга (аналитическая группа, компетентностная команда, администрация).
6. Технологии и формы мониторинга (фокус-групповое исследование, образовательный ретренинг, диагностический педсовет, мозговой штурм, рефлексивный анализ, эссе, диагностические имитационные игры, работа с опросными листами и др.).
7. Этапы, процессы, периодичность мониторинга.
7.1 Определяющий этап мониторинга подразумевает определение смыслов и целей проведения мониторинга, разработку процедур и опросных листов, проектирование технологии проведения мониторинга.
7.2 Текущий технологический этап включает в себя следующие шаги: еализация процедур мониторинга, текущая экспертиза результатов и рефлексия процесса, смыслов, отношений в связи с проведением мониторинга инновационных процессов в педагогическом образовании.
7.3 Завершающий (промежуточный этап) подразумевает: анализ результатов проведения мониторинга; при промежуточных результатах - вывод о целесообразности поддержки инновационных процессов; на завершающем этапе
- анализ итогов реализации инноваций, позитивные и отрицательные итоги незавершённых инновационных процессов.
7.4 Периодичность определяется
целесообразностью проведения процедур мониторинга. Наличие инновационных процессов в педагогическом образовании отслеживается не реже 1 раза в год.
8. Рамочные границы и иерархия результатов мониторинга.
8.1 Высокий уровень результата. Качественные и количественные результаты: достижения педагогов и детей в результате реализации инновационных процессов в педагогическом образовании.
8.2 Удовлетворительный уровень. Этот уровень характеризуется позитивными изменениями в процессе педагогического образования.
8.3 Минимально-достаточный уровень. Фиксирование наличия/отсутствия инновационного поиска.
8.4 Появление новых смыслов продолжения/прекращения внедрения инновационных процессов в педагогическое образование.
9. Условия проведения мониторинга:
• адекватность процедур ценностям и ожидаемым результатам;
• объективность в оценивании результатов;
• опора на актуальные научные, практические, социальные оринтиры;
• нерастянутость и необременительность для субъектов мониторинга (иными словами, применительно к условиям проведения мониторинга, проводящие его должны постоянно иметь ввиду позиции по отношению к обследуемым: ради чего? и «не навреди!»).
В связи с рассматриваемой моделью представляет интерес аналогичный опыт - научно-методический проект «Разработка содержания модели оценки педагогической деятельности" (МОУ СОШ №25 г. Томска, руководитель -Ляшенко Е.И). Авторы пытаются решить проблему отсутствия адекватных критериев оценки и инструментария при аттестации педагогов. По их мнению, способы отслеживания качества деятельности педагога должны быть способны охватить все этапы работы педагога и позволять оценить педагогическую деятельность учителя всесторонне и максимально объективно. Мы согласны с тем, что
необходимо стремиться к возможности представления оцениваемых показателей в виде объективных количественных данных, используя процедуры замещения, групповой экспертной оценки и т.д.. О необходимости проведения общественной экспертизы и об опыте её применения говорится рядом учёных (Л.С. Илюшин, Н.Ю. Конасова, И.И. Соколова, Э.В. Онищенко и др..). Полагаем, что аналогичное суждение может быть сделано и в отношении мониторинга. Далее более необходимо остановиться на рисках проведения мониторинга.
1. Формализм. Стремление к полной формализации показателей, характеризующих качество преподавания, способно выхолостить истинные результаты творческой деятельности, к которой относится деятельность педагога.
2. Авторитарное давление отдельных субъектов мониторинга с целью получить «заданные результаты».
3. Конъюнктурная подтасовка результатов.
4. Недооценка / переоценка незавершённых инновационных процессов в педагогическом образовании.
5. Не учитывается ценностный (аксиологический) аспект оценки. В них все виды деятельности педагога и отдельные показатели внутри видов полагаются равнозначными, а обобщенные оценки и итоговая оценка деятельности преподавателя вычисляются как среднее арифметическое оценок отдельных показателей.
Педагогическая наука и практика, развивая идеи неформального образования, стратегически нацелены на совершенствование качества образования. Однако, вместе с тем, как отмечает Самсон О Ганга [7] в своём философском анализе, осмысливая современные перспективы информационного обучения (E-Leaming революции), в образовании всё ещё много проблем, вызванных недостаточным профессионализмом преподавателей. Поэтому есть опасность того, что внедрение электронного обучения в сфере образования столкнётся с риском развития обучения на основе недоказанных теорий. Здесь более перспективным нам представляется соединение формальных мероприятий профессионального обучения в учебных заведениях с информальными и неформальными практиками образования. Учитывая, что содержание и влияние информального и неформального образования не всегда подконтрольны андрагогам, необходимо продумывать способы управления этими сферами. Поэтому необходим активный поиск способов повышения компетентностей педагога в сфере расширения экспертных умений, расширения его инновационной активности и инновационной восприимчивости.
И.И. Соколова, Э.В. Онищенко, Л.С. Илюшин предлагают модифицировать систему взаимодействия государства и негосударственных институтов оценки качества образования [8, с. 77]. Базу для основ такого сотрудничества авторы усматривают во взаимной заинтересованности в рамках реализации таких механизмов взаимодействия, как дополнение, замещение, признание или делегирование. Мы полагаем, что эти механизмы могут распространяться и на мониторинг инновационных процессов в педагогическом образовании, т. к. деятельность педагога, качество образования, инновационные процессы в педагогическом образовании являются детерминированными категориями.
Представление учреждениями собственного опыта самообразования, неформального образования представляет интерес для других педагогических сообществ и может быть ими развито в собственной системе повышения квалификации. Эта система неформального образования в самообучающемся образовательном учреждении может включать в себя целевые педсоветы и семинары, информационно-сетевой ресурс, проектные технологии, исследования и др. Поддерживая идеи расширения функций педагогической деятельности [9, с. 56], рассматриваем постулат делового менеджмента в образовании в предложенном И. А. Богачеком варианте: «В управлении принципиально два равных вектора — нацеленность на дело и на человека, занятого этим делом». В качестве примера дополним нашими сведениями данные, которые выявлены в исследовании по постдипломному педагогическому образова-
нию. Обозначенные авторами [10] позиции опроса могут быть выбраны, на наш взгляд, в качестве показателей мониторинга инновационных процессов в непрерывном педагогическом образовании. На основании представленных показателей, можно попытаться провести мониторинг инновационных процессов так, как он выглядит с точки зрения практикующих педагогов. В табл.1. нами представлено сравнение показателей слушателей городских курсов повышения квалификации
(колонка 3) с показателями по Фрунзенскому району С.- Петербурга (колонка 4), взятыми из содержания статей коллективного сборника по итогам районных курсов повышения квалификации. Кроме того, нами приведены данные по показателям, которые в исследовании [10] не приводятся (п.7 - 14), табл. 1. часть 2.
Табл. 1.
Результаты мониторинга состояния инновационных процессов в деятельности педагога ( 2011 г., регион - Санкт-Петербург)
№ п\п Параметры мониторинга инновационных процессов в деятельности и непрерывном (неформальном) образовании педагогов По СПб По Фрунз. району
1 2 3 4
1 расширение возможностей для творчества педагогов. 69,9% 67%
2 повышение информационно-технической оснащенности повседневной педагогической деятельности 72,2% 46%
Использование современных интенсивных технологий обучения (наряду с традиционными технологиями)
Игровые технологии применяют 61,7% 48%
метод проектов 45,2%, 12%
обучение в малых группах 40,9%
обучение в сотрудничестве 44,3% 36%
Инновационные методы диагностики результатов образовательной деятельности:
1) метод тестовых заданий применяют в своей деятельности 90,4%
2) метод самооценки - 49,6%; 96%
3) метод взаимной оценки 45,2%; 84%
4) портфолио 19,1%; 6%
5) рейтинговая система диагностики 11,3%
6) труд в целом стал более интересным. 53,0 % 48%
Дополнительные сведения о состоянии инновационных процессов в различных сферах образования педагога и его практической деятельности
1 2 3 4
7) Необходимость обучения педагогов и родителей - 67%
8) Инновации в управлении различными сферами педагогической деятельности - 16%
9) Необходимость участия в исследованиях - 16%
10) Инновационные технологии социальной и профессиональной адаптации - 73%
11) Инновационная активность по сопровождению педагога и ребёнка (психологопедагогическая, андрагогическая). - 43%
12) Инновации в сфере здоровьесбережения - 28%
13) Инновации в интеграции с дополнительным (художественным, музыкальным и др.) образованием - 24%
14) Воспитание как проблемное поле инновационных процессов - 54%
Таким образом, при построении моделей мониторинга деятельности педагога в контексте неформального педагогического образования, методическим командам образовательных учреждений и организаторам курсов повышения квалификации следует предусматривать:
1) учёт ценностных ориентаций педагогов и соотношение их с целями, формами и методами проведения мониторинга;
2) оптимальный набор количественных и качественных показателей, имеющих инновационную актуальность; нефор-
мализованность показателей и исключение тенденций к выхолащиванию смысла проведения мониторинга;
3) выявление с помощью мониторинга проблем и далее -полей для введения инноваций в подготовку педагогов, управление образовательным учреждением; в учебновоспитательный процесс;
4) возможности развития профессионально-общественных форм мониторинга и экспертизы, направленных на совершенствование качества образования; формирование экспертных
компетентностей педагога в ходе неформального педагогиче- 5) развитие различных форм сетевого сотрудничества, не-
ского образования; формального и информального педагогического образования.
Библиографический список
1. Яндекс - Словари [Э/р]. - Р/д на 20.05.2011.
2. Богачек, И.А. Управление качеством в вузе в условиях Болонского процесса: монография / И.А. Богачек, Э.В. Онищенко.
- М: Эконинформ, 2010.
3. Педагогическая деятельность. Педагогика / В. Сластёнин, И. Шиянов, Е. Исаев [Э/р]. - Р/д:
http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/5/page47.html
4. Основы педагогической деятельности / Сайт академика РАО Новикова А.М. [Э/р]. - Р/д:
http://www.anovikov.ru/artikle/ped_dej.htm;
5. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия. Политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - МН: МФЦП, 2002.
6. Современная философия: словарь и хрестоматия. - Ростов на-Дону: Феникс, 1995.
7. Перспективы в области образования: философский анализ. Самсон О Ганга, Ян Рикетс Educational Philosophy and Theory
by Samson O Gunga, Ian W Ricketts [Э/р]. - Р/д: http://onlinelibrary.wiley.eom/doi/10.1111/j.1469-5812.2007.00332.x/abstract;
8. Соколова, И.И. Своеобразие организации государственной и профессионально-общественной оценки качества педагогического образования/ И.И. Соколова, Л.С. Илюшин, Э.В. Онищенко // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: материалы Четвёртого международного методологического семинара 1-24 февраля 2011г. / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011.
9. Богачек, И.А. Закономерности сдерживания развития современных систем управления образованием // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: материалы четвёртого международного методологического семинара 1-24 февраля 2011г. / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011.
10. Клюшкин, В.И. Постдипломное образование как фактор современного равития педагогической деятельности // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: материалы четвёртого международного методологического семинара 1-24 февраля 2011г. / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011.
Bibliography
1. Jandeks - Slovari [Eh/r]. - R/d na 20.05.2011.
2. Bogachek, I.A. Upravlenie kachestvom v vuze v uslovijah Bolonskogo processa: Monografija / I.A. Bogachek, Je.V. oniwenko. -M: Jekoninform, 2010.
3. Pedagogicheskaja dejatel'nost'. Pedagogika / V. Slastjonin, I. Shijanov, E. Isaev [Eh/r]. - R/d:
http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/5/page47
4. Osnovy pedagogicheskoj dejatel'nosti / Sajt akademika RAO Novikova A.M. [Eh/r]/ - R/d:
http://www.anovikov.ru/artikle/ped_dej.htm
5. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar': filosofija, sociologija, religija. Politjekonomija / Glavn. nauch. red. i sost. S.Ju.
Solodovnikov. - MN: MFCP, 2002.
6. Sovremennaja filosofija: slovar' i hrestomatija. - Rostov na-Donu: Feniks, 1995.
7. Perspektivy v oblasti obrazovanija: filosofskij analiz. Samson O Ganga, Jan Rikets Educational Philosophy and Theory by Samson O Gunga, Ian W Ricketts [Eh/r]. - R/d: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1469-5812.2007.00332.x/abstract
8. Sokolova, I.I. Svoeobrazie organizacii gosudarstvennoj i professional'no-obwestvennoj ocenki kachestva pedagogicheskogo obrazovanija / I.I. Sokolova , L.S. Iljushin , Je.V. Oniwenko // Metodologija issledovanija v professional'nom pedagogicheskom obrazovanii: materialy Chetvjortogo mezhdunarodnogo metodologicheskogo seminara 1-24 fevralja 2011g. / pod obw. red. I.I. Sokolovoj. - SPb.: Uchrezhdenie RAO IPO, 2011.
9. Bogachek, I.A. Zakonomernosti sderzhivanija razvitija sovremennyh sistem upravlenija obrazovaniem // Metodologija issledovanija v professional'nom pedagogicheskom obrazovanii: materialy Chetvjortogo mezhdunarodnogo metodologicheskogo seminara 1-24 fevralja 2011g / pod obw. red. I.I. Sokolovoj. - SPb.: Uchrezhdenie RAO IPO, 2011.
10. Kljushkin, V.I. Postdiplomnoe obrazovanie kak faktor sovremennogo ravitija pedagogicheskoj dejatel'nosti // Metodologija issledovanija v professional'nom pedagogicheskom obrazovanii: materialy Chetvjortogo mezhdunarodnogo metodologicheskogo seminara 1-24 fevralja 2011g. / pod obw. red. I.I. Sokolovoj. - SPb.: Uchrezhdenie RAO IPO, 2011.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 377.5 Kuznetsova S.L MODERN CONDITION OF THEORY OF TEACHING METHODS. This article is devoted to characteristic of theory of teaching methods based on content - analysis, list of publications of leading profile pedagogical editions.
Key words: teaching methods, theory of teaching methods, content - analysis, graphical analysis.
С.Л. Кузнецова, аспирант учреждения Российской Академии Образования «Институт педагогического образования», E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена характеристике состояния теории методов обучения на основе контент-анализа массива публикаций ведущих профильных педагогических изданий.
Ключевые слова: методы обучения, теория методов обучения, контент-анализ, графический анализ.