Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел Российской империи в развитии благотворительности'

Деятельность органов внутренних дел Российской империи в развитии благотворительности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / МВД / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ / CHARITY / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / ПОЛИЦИЯ / POLICE / PUBLIC CONTEMPT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Екатерина Алексеевна

Исследуются этапы участия органов внутренних дел в благотворительной деятельности. Кратко описывается история становления и развития благотворительной деятельности в России от истоков до начала XIX в. Обозначено место МВД в регулировании общественного призрения уже как института, находящегося под эгидой правительства в XIX в., описаны его основные полномочия и специфика контрольно-надзорной деятельности. Рассмотрен период начала XX в. как время трансформации ОВД из карательно-правоохранительного органа в надзорно-взаимодействующий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Медведева Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of law-enforcement bodies of the Russian Empire in the development of charity

In article, the stages of participation of law-enforcement bodies in charity are investigated. Briefly describes history of formation and development of charity in Russia from sources prior to the beginning of the 19th century. The place of the Ministry of Internal Affairs in regulation of public contempt already is designated as the institute, which is under the auspices of the government in XIX his main powers, and specifics of control and supervising activity are described. The period of the beginning of the 20th century as time of transformation of Department of Internal Affairs from retaliatory law enforcement agency is separately taken in supervising interacting.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел Российской империи в развитии благотворительности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © Е.А. Медведева, 2018

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В РАЗВИТИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Екатерина Алексеевна Медведева, старший лейтенант полиции, адъюнкт ФПНПиНК кафедры истории государства и права

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: 3507008@mail.ru

Аннотация. Исследуются этапы участия органов внутренних дел в благотворительной деятельности. Кратко описывается история становления и развития благотворительной деятельности в России от истоков до начала XIX в. Обозначено место МВД в регулировании общественного призрения уже как института, находящегося под эгидой правительства в XIX в., описаны его основные полномочия и специфика контрольно-надзорной деятельности. Рассмотрен период начала XX в. как время трансформации ОВД из карательно-правоохранительного органа в надзорно-взаимодействующий.

Ключевые слова: органы внутренних дел, МВД, благотворительная деятельность, общественное призрение, социальная сфера, полиция.

ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE DEVELOPMENT OF CHARITY

Medvedeva A. Ekaterina, senior lieutenant of police, adjunct FPNP of the chair of the history of state and law Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: 3507008@mail.ru

Annotation. In article, the stages of participation of law-enforcement bodies in charity are investigated. Briefly describes history of formation and development of charity in Russia from sources prior to the beginning of the 19th century. The place of the Ministry of Internal Affairs in regulation of public contempt already is designated as the institute, which is under the auspices of the government in XIX his main powers, and specifics of control and supervising activity are described. The period of the beginning of the 20th century as time of transformation of Department of Internal Affairs from retaliatory law enforcement agency is separately taken in supervising interacting. Keywords: law-enforcement bodies, Ministry of Internal Affairs, charity, public contempt, social sphere, police.

Citation-инцекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Медведева Е.А. Деятельность органов внутренних дел Российской империи в развитии благотворительности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3): 19-25.

Проблема участия органов внутренних дел в благотворительной деятельности в нашем государстве весьма актуальна. В России накоплен достаточно богатый опыт благотворительной деятельности и ее регулирования государством. Опыт свидетельствует о том, что на протяжении многовековой истории развития, российское общество и государство оказывали помощь нуждающимся. Координация взаимодействия государства и общества в благотворительной деятельности в значительной мере обеспечивалась полицией.

С момента учреждения полиции в 1718 г. этот общеадминистративный орган был обязан призревать нищих, участвовать в строительстве и распределении иных благ в благотворительных организациях, а также оказывать нуждающимся необходимую материальную помощь. Таким образом, исследование опыта участия полиции в благотворительной деятельности имеет

на современном этапе принципиальное значение, так как позволяет решить вопрос о степени участие органов внутренних дел в данной сфере. Фактическое участие ОВД начинается со второй половины XVIII в.

Однако, необходимо отметить, что институт благотворительности зарождается значительно раньше. Существуют свидетельства о зачатках благотворительности у язычников-славян, у которых было принято выкупать своих пленных, организованно заботиться о соплеменниках, принимать странников [22, с. 41]. С принятием христианства подобная отзывчивость получила прочную религиозную основу, распространившуюся на все существовавшие тогда слои населения, — даже князья и бояре тратили свои собственные средства на помощь нищим [8, с. 36]. Так, князь Владимир, явивший собой пример сострадания и человеколюбия, позволял «всякому нищему и богатому»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

приходить на княжескии двор, а немощным — сам посылал провиант. Он также щедро одаривал бедных в ознаменование победы над печенегами, возвел в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормил сирот, вдов, нищих и убогих. На законодательном уровне князь вменил в обязанности духовенству заниматься общественном презрением (Устав 996 г.). Позже, уже Ярослав Владимирович дополняет Церковный и Земский уставы особыми разделами, связанными с благотворительной деятельностью, открывает училище для сирот, где проживали и обучались более трех сотен воспитанников. При князе также стал развиваться институт бесплатной медицинской помощи при монастырях. Продолжили «семейное дело» внук князя Ярослава — Владимир Мономах и его сестра Анна, учредившая первое женское училище на собственные средства. Она сама учила грамоте и ремеслам своих воспитанниц. Сын Мономаха — князь Ростислав, отличался особым вниманием к бедным: все полученное наследство он отдал неимущим и т.д.

До начала XV в. благотворительная деятельность осуществлялась от имени князей как от частных лиц, а не как от лица государства. В конце этого столетия, при Иване III, были собраны все прежние грамоты и установления, приняты новые законы о выделении средств монастырям и церквям для осуществления благотворительности. Например, в Судебник 1497 г. были включены положения, касающиеся содержания бедных и убогих [14, с. 139—145]. В XIV—XV вв. существуют указания об организации общественного презрения. Однако, государственных органов, занимающихся этой проблемой, создано не было. Фактически институт организованной благотворительности в России начинает свое существование с 1551 г., — Стоглавый Собор [4], собранный по инициативе Ивана Грозного, постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также составил бюджет на их содержание. Церковные приходы и монастыри теперь были обязаны заниматься благотворительностью под государственным присмотром, содержать приюты, школы для сирот, организовывать бесплатные обеды.

Серьезным шагом в развитии нормативно-правовой базы благотворительной деятельности стало Соборное уложение 1649 г. [5], в которое вошли статьи об общественном призрении. Так, в разд. 72, 73 было указано на обязанность общества выкупать православных христиан, содержать богадельни для боль-

ных и престарелых нищих [22, с. 69]. В 1670 г. был учрежден Приказ строения богаделен и в 1682 г. Федор Михайлович издает указ, который не только обязал государство создать организованную систему призрения, но и разделил нищих на действительно нуждающихся и «промышленников» [15, с. 15].

Говоря о допетровской эпохе, важно отметить, что государственная благотворительность преимущественно состояла в обеспечении нуждающихся едой и одеждой, жильем и в оказании бесплатной медицинской помощи. Однако, существовала и частная благотворительность. Федор Ртищев, ближайший советник царя Алексея Михайловича, один из первых государственных деятелей, кто осуществил попытку объединения частной и государственной благотворительности. Так, во время войны с Речью Посполитой и Швецией (1654—1656 гг.) Ртищев организовал несколько больниц для раненных солдат (не только русских, но и шведских, и польских); «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его кончины.

Единство частной и государственной благотворительности также поддерживалось и при Петре I. Основным источником финансирования богоугодных учреждений были именно частные пожертвования, однако и сам царь отдавал на эти цели до трети своего жалования [21, с. 23]. На благотворительность также отчислялись штрафы, которые взимались с раскольников, однако, данная мера не дала ожидаемых результатов, так как средства, полученные богадельнями, активно разворовывались [1]. По этой причине, а также из-за распространения профессионального нищенства, стала развиваться система контроля и надзора.

В 1734 г. Анна Иоанновна дает разрешение на продажу милостыни, Елизавета Петровна в 1748 г., во избежание роста нищенства, возлагает на помещиков обязанность заботиться об увечных и нищих крестьянах [22, с. 80]. В 1761 г. Петр III повелевает начать строительство домов для умалишенных, а в 1764 г. появляется первое благотворительное общество — Воспитательное общество благородных девиц, возглавляемое с 1796 г. супругой Павла I Марией Федоровной, которое стало впоследствии крупнейшим филантропическим учреждением в дореволюционной России. Кроме того, при участии Марии Федоровны в 1803 г. в Петербурге и Москве открываются «вдовьи дома» для бездетных вдов офицеров русской армии, которые занимались уходом за больными. Позже, на этой базе

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

возникли Общества сестер милосердия. При содействии Марии Федоровны в 1812 г. появились и «Императорское женское патриотическое общество», попечительство «Инвалидный капитал», все средства которого была впоследствии переданы «Александровскому комитету для раненных», учрежденному Александром I [13].

В 1775 г. выходит указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций, для учреждения которых требовалось «высочайшее соизволение», что, по свидетельству официальных источников, было весьма неудобно [20, с. 61]. Исключительное значение для развития государственной системы призрения имела деятельность Екатерины II. В этом же году императрица издает указ об учреждении в каждой губернии Приказов общественного призрения, обязанностью которых стало содержание аптек, сиротских домов, школ, богаделен, домов для неизлечимо больных [27, с. 21]. Кроме того, частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений — с 1781 г. частная благотворительность официально разрешена [2]. Интересно, что именно на полицию тогда возлагалась обязанность распределения нищих по богадельням и приютам, а также обеспечение их работой и минимальной материальной помощью [25, с. 15]. По мнению исследователей, на протяжении всего XVIII в. полиция была скорее органом карательно-правоохранительным, и ее роль в благотворительной деятельности сводилась к минимуму и представляла собой лишь участие в учреждении благотворительных заведений и распределению по ним нищих [25, с. 125].

Институт государственного призрения начинает формироваться лишь в конце XVIII в. Учреждениями для управления губерниями в 1775 г. были созданы приказы общественного призрения, — а это первые государственные органы, в обязанности которых входило решение различных социокультурных вопросов [23, с. 259, 260]. В 1802 г., в процессе государственных преобразований и создания министерств приказы передаются в ведение Министерства внутренних дел (далее — МВД), которое стало играть главную роль в организации благотворительной деятельности в рамках реализации социальной функции государства.

Центральным органом, в ведении которого существовал институт благотворительности, постепенно становится Хозяйственный департамент, являющийся структурным подразделением МВД Российской импе-

рии. Департамент организовывал снабжение населения продовольствием, осуществлял руководство городским хозяйством, занимался организацией переселения, устройством колоний и так далее [17, с. 55]. Чиновники данного ведомства также разрабатывали и вносили на рассмотрение Комитета министров проекты учреждения различных благотворительных организаций, решали кадровые вопросы, изучали отчеты губернаторов о состоянии благотворительных заведений, утверждали организационные документы для заведений приказов общественного призрения, положения о частных организациях, осуществляющих благотворительную деятельность. Департамент контролировал всю финансовую деятельность приказов, в том числе расходы на содержания благотворительных заведений.

Однако, подобная централизованная система управления чрезмерно усложняла решение вопросов государственного значения, — даже самая простая документация должна была сперва визироваться всей губернской верхушкой, далее — министром внутренних дел, служащими соответствующего департамента Министерства внутренних дел, губернатором, а затем уже отправлялись в приказ [10, с. 53].

В системе общественного призрения сыграли свою роль реформы 1860—1870 гг. XIX в.; 1 января 1864 г. издается Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним, земские приказы общественного призрения ликвидировались, а их заведения и капиталы передавались земским учреждениям. Согласно городовому положению 1870 г., права и обязанности столичных приказов переданы городским общественным управлениям [6]. В губерниях же стала складываться двойная система управления общественным призрением: в форме приказов общественного призрения с одной стороны, и в форме земских учреждений, — с другой.

В процессе осуществления земской и городской реформ, большая часть приказов прекратило свое существование, капиталы и функции приказов общественного призрения и попечительских советов стали передаваться городам и земствам. Однако, земская реформа распространилась только на сорок губерний, поэтому еще достаточно долгое время в некоторых из них продолжали свою деятельность приказы общественного призрения. До начала XX в. их деятельность все больше теряла свою динамику, — они скорее напоминали благотворительные фонды, привлекавшие и преумножавшие капиталы, предназначен-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ные для благотворительности [16, с. 244]. Безусловно меняется и механизм управления общественным призрением. Несмотря на значительные преобразования, за МВД остается надзорная функция в отношении социальной деятельности органов самоуправления, благотворительных учреждений, частных лиц, а также системы содействия им в осуществлении социальных мероприятий.

В деле общественного призрения земским учреждениям была предоставлена большая самостоятельность, нежели приказам. Они по собственной инициативе открывали новые благотворительные учреждения, производили строительные работы, не подчинялись общим правилам о подрядах и поставщиках. Одним из наиболее существенных прав земств было установление сборов на нужды общественного призрения [16, с. 341]. Именно благодаря этим изменениям, институт общественного призрения начинает активно развиваться и принимать новый формат. Так, в последней трети XIX в. появляются участковые попечительства, в круг деятельности которых входило собирание сведений о лицах, которые обратились за помощью, поиск средств и непосредственное оказание помощи.

Все же, автономность земских учреждений была весьма относительна: общий надзор за их деятельностью осуществляло МВД и губернаторы. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 12 июня 1890 г. были значительно расширены пределы вмешательства администрации в деятельность земств. Данным Положением начальнику губернии предоставлялось право осуществления наблюдения не только за «законностью», но и за «правильностью действий» земских учреждений, проведения ревизий всех земских учреждений.

Новый импульс как частной, так и общественной сферы благотворительности приобретается в пореформенный период благодаря отказу правительства императора Александра II от запрета частных и общественных организаций. К 1901 г. в Российской Империи уже насчитывалось 3700 благотворительных обществ, причем девять из них было учреждено в период до 1801 г., 101 общество — с 1801 по 1885 гг., а 753 — с 1856 по 1880 гг. На последнее десятилетие XIX в. и начало следующего пришлось наиболее активное развитие общественной благотворительности. Так, в 1889—1899 гг. было создано более 53% всех благотворительных обществ, — к началу XX в. в Российской империи насчитывалось более 11 тыс.

благотворительных учреждений: 6278 заведений и 4762 общества [9, с. 33].

Однако, столь стремительное развитие учреждений затрудняло контроль над ними, в частности над соблюдением ими Устава. По этой причине, для оптимизации надзорной деятельности за благотворительными организациями, в 1897 г. на основании Высочайше утвержденного положения Комитетам министров министром внутренних дел были изданы Нормальные уставы благотворительных обществ и обществ взаимопомощи. В соответствии с ними право учреждения благотворительных обществ было предоставлено губернаторам при условии тождественности представляемых учредителям проектов уставов с Нормальными уставами [7, с. 27, 28].

Согласно данным нормативным актам все благотворительные общества состояли в ведомстве МВД. По требованию министра, губернатора или градоначальника могли быть созваны общие собрания всех членов. Помимо этого, в том случае, если общество закрывалось, губернатор мог оказывать влияния на распределение его имущества, назначать ликвидационное собрание и утверждать его постановления, закрывать собрания обществ. Общества же должны были предоставлять губернаторам ежегодные отчеты о проделанной работе, отсутствие которых на период более двух лет могло служить основанием для закрытия организации.

Таким образом, к концу XIX в. сложилась система учреждения благотворительных организаций. Прошения от учредителей передавались на имя губернатора или генерал-губернатора, с представлением проекта Устава планируемого к открытию общества и списка учредителей. В случае политической благонадежности, а также соответствия Устава общества необходимым нормам, губернаторы делали соответствующее представление на имя министра внутренних дел.

Кроме того, полиция выступала как орган контроля, надзора и взаимодействия с благотворительными учреждениями начала XX в. Еще с 1826 г. надзорная функция принадлежала особому органу политической полиции — III Отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В спектр его обязанностей входило обеспечение безопасности государства: слежка за иностранными гражданами, сбор сведений о раскольниках и религиозных сектах, борьба с фальшивомонетчиками и пр. Здесь же для

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

императора составлялись отчеты — ведомости обо всех происшествиях в стране, а также статистические сведения.

Надзорная деятельность данного органа продолжилась и во времена царствования Александра II, однако в более «мягкой» форме, что связано с большей лояльностью действующего правительства в отношении частной и общественной благотворительности.

В 80-90-е гг. — период контрреформ — полицейский надзор вновь стал жестким, III Отделение было упразднено. В составе МВД создается Департамент полиции и благотворительность переходит в ведение нового органа. Задачи надзорной деятельности как за общественной, так и за частной благотворительностью входили в круг обязанностей третьего секретного делопроизводства Департамента полиции. В соответствии с Нормальными уставами 1897 г. данный орган осуществлял проверку соответствия благотворительных организаций целям, которые были заявлены в Уставах обществ, а также проводил сбор сведений об учредителях и при выявлении злоупотреблений принимал меры [24, с. 38]. Все полученные сведения, в том числе о новых учреждениях (организация должна была получить разрешение на осуществление благотворительной деятельности), получали министр внутренних дел и губернские администрации. Все это создавало предпосылки для установления достаточно жесткого контроля над сферой благотворительности в целом.

Согласно положению «Об устройстве секретной полиции в Империи» 1883 г. в крупных городах создаются охранные отделения, в 1898 г. в составе Департамента полиции создается Особый отдел, который должен был руководить работой с заграничной и внутренней агентурой, наблюдать за политическим настроением в государстве, обобщать результаты перлюстрации писем и пр. [24, с. 39]. В данное подразделение стекалась вся информация, полученная оперативным путем, в том числе о создаваемых и действующих благотворительных организациях. В результате такой системы контроля и надзора было выявлено множество правонарушений, в том числе хищения материальных средств и казнокрадства. Что касается частной благотворительности, то все средства, направленные на социальные цели, должны были быть задокументированы, — комитет, общество, принявшие пожертвования в пользу нуждающихся, должны были прикладывать к уведомлению квитанцию с обозначением его суммы.

С наступлением нового столетия порядок учреждения различных обществ, в том числе и благотворительных, был упрощен циркуляром министра внутренних дел от 26 апреля 1905 г., в соответствии с которым местным губернским властям предоставлялось право «разрешать собственной властью открытие действий обществ с общеполезною целью» [7, с. 30] при условии, что будут строго соблюдаться правила, прописанные в циркуляре.

После издания Манифеста от 17 октября 1905 г., в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, издаются «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. По большому счету, названные документы не внесли ничего нового в регулирование порядка образования и деятельности общественных организаций, а послужили лишь переработкой правил циркуляра 1905 г. Временные правила вводили предварительную цензуру губернаторам целей и Уставов благотворительных обществ. В начале столетия, благотворительные организации и общества вспоможения могли быть созданы только с разрешения губернатора, или особого присутствия, или МВД, так как одновременно вплоть до 1917 г. действовали циркуляр министра внутренних дел 1905 г. и Временные правила 1906 г. [3].

Столь детальное нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности, как государственной, так и частной, создавало все условия для установления полицейского надзора.

Жесткость системы регулирования благотворительной деятельности не ослабла и после революционных событий 1905—1907 гг. Практика детального контроля, введенная еще в 80-х гг. XIX в., продолжала существовать вплоть до 1917 г. МВД играло первостепенную роль в регулировании деятельности благотворительности, как частной, так и общественной. Контроль над данной сферой подразумевал под собой строгую отчетность «о действиях своих по предмету благотворительности, капиталах, доходах, расходах, иму-ществах, заведениях и призреваемых в оных». Однако, по мнению ряда исследователей, полиция не могла полностью контролировать достигшую значительных размеров частную и общественную благотворительность [26, с. 20].

Все же, полицейские органы, помимо исполнения карательно-надзорных и контрольных функций, так или иначе взаимодействовали с благотворительными организациями. Например, в соответствии с Положе-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нием Комитета министров от 19 июля 1870 г. «Об управлении благотворительными заведениями в губерниях: Варшавской, Клишской, Келецкой, Лом-жинской, Любинской, Петровской, Плоцкой, Радом-ской, Сувалкской и Седлецкой» [12], для руководства благотворительными учреждениями в названных губерниях были созданы уездные и губернские Советы общественного призрения, являвшие собой еще одно структурное подразделение МВД. Интересно то, что в них входили не только государственные служащие, но и представители общественности.

Активное развитие института благотворительности, как частной, так и общественной, после великих реформ 1860—1870-х гг., а также жесткая система регламентирования образования и деятельности учреждений в условиях абсолютизма явили собой ключевые предпосылки изменения базовых направлений деятельности МВД в сфере общественного призрения, а именно полицейский надзор за деятельности органов самоуправления, частных и общественных благотворительных учреждений, и, безусловно, содействие их деятельности.

Таким образом, пронесенная через десятилетия система контрольно-надзорной деятельности ОВД все же мало стимулировала развитие института благотворительности в России, что проявлялось, например, в сдерживании проявления частной инициативы в социальной сфере. Однако, полицейский надзор имел большое значение для ее осуществления. Органы полиции вели борьбу не только с «искажением» истинной цели благотворительной деятельности, но и выявляли злоупотребления внутри самих учреждений.

Литература

1. ПСЗРИ. Соб. 1. Т. VI. 1830. С. 362.

2. ПСЗРИ I. Т. XX (1775—1780). № 15152.

3. Государственный архив Рязанской области. Ф. 5. Оп. 2. Д. 2229. Л. 52.

4. Стоглавый Собор 1551 г. // URL: http://sidash-taras.ru/img/dej ania_stoglava_1551 .pdf

5. Соборное уложение 1649 г. // URL: http://-www.hist.msu.ru/ER/Etext/ 1649.htm

6. Городовое положение 1870 г. // URL: https://-traditio.wiki/Годовое_положение_1870_г

7. Ануфриев Н. Правительственная регламентация образования частных обществ в России // Вопросы административного права. Кн. 1. М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова, 1916.

8. Благотворительность в России и государственная поли тика: Моногр. М., 2013.

9. Демина Л.И. Социокультурное развитие провинции во второй половине XIX в. Общественная благотворительность // Российская провинция XVIII— XIX вв.: реалии культурной жизни. Пенза, 1996.

10. ДуплийЕ.В. Становление и развитие приказов общественного призрения в России (1775—1864 гг.): Дис. ... канд. истор. наук. М., 2004.

11. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогические исследования. М., 1957.

12. Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. СПб.: [Тип.] М.О. Вольф, 1881— 1901. Т. 4. СПб.-М., 1896.

13. Игнатьева М.И. История благотворительности на Кавказских Минеральных Водах в XIX — начале XX вв.: содержание и особенности. Дис. ... канд. истор. наук. Ставрополь, 2005.

14. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. 2000. № 3. С. 139—145.

15. Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения: Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. М., 1997.

16. Малека Ю.Н. Социальная деятельность Российского государства: исторический опыт управления процессами (XVIII — начало XX вв.): Дисс. ... докт. истор. наук. М., 2003.

17. МВД Российской империи: 1802—1917 // МВД России: Люди, структура, деятельность. Т. 1. Ч. 1. / Сост.: С.А. Лукьянов [и др.]. М., 2011.

18. Нежигай Э.Н. К вопросу истории благотворительности в России и отношение к ней современного поколения россиян // Вестник КСЭИ. 2014. № 3/4 (63/64). С. 194—205.

19. Нечипорова Е.В. Основные идеи и практики милосердно-благотворительной деятельности христианских церквей: компаративный анализ: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Ростов н/Д, 2009.

20. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.

21. Петраченкова Т.Н. Становление государственной системы призрения в период петровских реформ: Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. М., 2003.

22. Прохоров В.Л. Российское предпринимательское благотворение (XIX — начало XX в.). М., 1998.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

23. Российское законодательство X—XX вв.: Законодательство периода расцвета абсолютизма. В 9 т. Т. 5. М.: Юрид. лит., 1987.

24. Сизиков М.И. История полиции России (1718—1917 гг.) Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. М., 1992.

25. Тарасова И.А. Роль полиции в обеспечении благотворительной деятельности в дореволюционной России (XVIII — начало XX в.): историко-правовой аспект: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

26. Тарасова И.А. Деятельность Министерства внутренних дел Российской Империи в сфере общественного призрения в XIX — начале XX в. // Вестиик Московского университета МВД России. 2013. № 9.

27. Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (X—XIX в.): Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. М., 1996.

References

1. PSZRI. Sob. 1. T. VI. 1830. S. 362.

2. PSZRI I. T. XX (1775—1780). № 15152.

3. Gosudarstvennyy arkhiv Ryazanskoy oblasti. F. 5. Op. 2. D. 2229. L. 52.

4. Stoglavyy Sobor 1551 g. // URL: http://sidashta-ras.ru/img/dejania_stoglava_1551 .pdf

5. Sobornoe ulozhenie 1649 g. // URL: http://www.-hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm

6. Gorodovoe polozhenie 1870 g. // URL: https://tra-ditio .wiki/Go dovoe_p olozhenie_ 18 7 0_g

7. Anufriev N. Pravitel'stvennaya reglamentatsiya obrazovaniya chastnykh obshchestv v Rossii // Voprosy administrativnogo prava. Kn. 1. M.: T-vo Tip. A.I. Ma-montova, 1916.

8. Blagotvoritel'nost' v Rossii i gosudarstvennaya poli tika: Monogr. M., 2013.

9. Demina L.I. Sotsiokul'turnoe razvitie provintsii vo vtoroy polovine XIX v. Obshchestvennaya blagotvoritel'nost' // Rossiyskaya provintsiya XVIII—XIX vv.: realii kul'turnoy zhizni. Penza, 1996.

10. DupliyE.V. Stanovlenie i razvitie prikazov ob-shchestvennogo prizreniya v Rossii (1775—1864 gg.): Dis. ... kand. istor. nauk. M., 2004.

11. D'yachkov A.I. Vospitanie i obuchenie glukho-nemykh detey: Istoriko-pedagogicheskie issledovaniya. M., 1957.

12. Zhivopisnaya Rossiya: Otechestvo nashe v ego ze-mel'nom, istoricheskom, plemennom, ekonomicheskom i bytovom znachenii / Pod obshch. red. P.P. Semenova. SPb.: [Tip.] M.O. Vol'f, 1881—1901. SPb.-M., 1896.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ignat'eva M.I. Istoriya blagotvoritel'nosti na Kavkazskikh Mineral'nykh Vodakh v XIX — nachale XX vv.: soderzhanie i osobennosti. Dis. ... kand. istor. nauk. Stavropol', 2005.

14. Kazakov R.B. Sudebnik 1497 g. // Voprosy is-torii. 2000. № 3. S. 139—145.

15. Kononova T.B. Istoriya rossiyskoy blagotvoritel'nosti i ee svyaz' s gosudarstvennymi strukturami sotsi-al'nogo obespecheniya: Avtoref. diss. ... kand. istor. nauk. M., 1997.

16. Maleka Yu.N. Sotsial'naya deyatel'nost' Rossiy-skogo gosudarstva: istoricheskiy opyt upravleniya pro-tsessami (XVIII — nachalo XX vv.): Diss. ... dokt. istor. nauk. M., 2003.

17. MVD Rossiyskoy imperii: 1802—1917 // MVD Rossii: Lyudi, struktura, deyatel'nost'. T. 1. Ch. 1. / Sost.: S.A. Luk'yanov [i dr.]. M., 2011.

18. Nezhigay E.N. K voprosu istorii blagotvoritel'nosti v Rossii i otnoshenie k ney sovremennogo pokoleniya ros-siyan // Vestnik KSEI. 2014. № 3/4 (63/64). S. 194—205.

19. Nechiporova E.V. Osnovnye idei i praktiki mi-loserdno-blagotvoritel'noy deyatel'nosti khristianskikh tserkvey: komparativnyy analiz: Avtoref. diss. ... kand. filosof. nauk. Rostov n/D, 2009.

20. Obshchestvennoe i chastnoe prizrenie v Rossii. SPb., 1907.

21. Petrachenkova T.N. Stanovlenie gosudarstven-noy sistemy prizreniya v period petrovskikh reform: Avtoref. diss. ... kand. istor. nauk. M., 2003.

22. Prokhorov V.L. Rossiyskoe predprinimatel'skoe blagotvorenie (XIX — nachalo XX v.). M., 1998.

23. Rossiyskoe zakonodatel'stvo X—XX vv.: Zako-nodatel'stvo perioda rastsveta absolyutizma. V 9 t. T. 5. M.: Yurid. lit., 1987.

24. Sizikov M.I. Istoriya politsii Rossii (1718— 1917 gg.) Stanovlenie i razvitie obshchey regulyarnoy politsii v Rossii XVIII v. M., 1992.

25. Tarasova I.A. Rol' politsii v obespechenii blago-tvoritel'noy deyatel'nosti v dorevolyutsionnoy Rossii (XVIII — nachalo XX v.): istoriko-pravovoy aspekt: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2001.

26. Tarasova I.A. Deyatel'nost' Ministerstva vnutren-nikh del Rossiyskoy Imperii v sfere obshchestvennogo prizreniya v XIX — nachale XX veka // Vestnik Moskov-skogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 9.

27. ChernetsovN.V. Genezis i evolyutsiya sotsial'nogo prizreniya v Rossii (X—XIX veka): Avtoref. diss. ... kand. istor. nauk. M., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.