Научная статья на тему 'Деятельность органов милиции Пермской области по обеспечению экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Деятельность органов милиции Пермской области по обеспечению экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОРГАНЫ МИЛИЦИИ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ХИЩЕНИЯ / КРАЖИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АГЕНТУРНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ / AGENT'S METHODS OF WORK / THE GREAT PATRIOTIC WAR / DEPARTMENTS OF MILITIA / SOCIALISTIC PROPERTY / STEALING / ECONOMIC CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Владимир Сергеевич

Статья посвящена исследованию вопросов обеспечения экономической безопасности на территории Пермской области в годы Великой Отечественной войны1941 -1945 гг. В ее рамках рассматриваются основные изменения криминальной обстановки вызванные условиями военного времени. Предметом внимания автора стали архивные статистические данные, на основе которых сделан сравнительно-правовой анализ причин и условий способствовавших экономической преступности в регионе. Оценивается роль правоохранительных органов, в частности отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности в противодействии и профилактике одноименной категории преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волков Владимир Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF DEPARTMENTS OF MILITIA IN PERM REGION DURING THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR 1941-19451the Perm Branch Nizhniy Novgorod Academy the Russian Interior

The article is devoted to the problem of providing economic security on the territory of Perm Region during the years of the Great Patriotic War (1941-1945). It explores the main changes in criminal situation caused by conditions of war time. The attempt is made to analyse the reasons and conditions of increasing the level of economic criminality in the region.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов милиции Пермской области по обеспечению экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

Волков Владимир Сергеевич, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России, преподаватель кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии. Место работы: Пермский филиал Нижегородской академии МВД России.

Контакты автора: E-mail: vladimirs.volkov@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов обеспечения экономической безопасности на территории Пермской области в годы Великой Отечественной войны1941 -1945 гг. В ее рамках рассматриваются основные изменения криминальной обстановки вызванные условиями военного времени. Предметом внимания автора стали архивные статистические данные, на основе которых сделан сравнительно-правовой анализ причин и условий способствовавших экономической преступности в регионе. Оценивается роль правоохранительных органов, в частности отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности в противодействии и профилактике одноименной категории преступлений.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, органы милиции, социалистическая собственность, хищения, кражи, экономическая преступность, агентурные методы работы.

THE ACTIVITY OF DEPARTMENTS OF MILITIA IN PERM REGION DURING THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945

Volkov V.S., the post-graduate of the State and law disciplines chair of Nizhniy Novgorod Academy of the Russian Interior, the teacher of the Criminal Law, Criminal-Executive Law and Criminology chairs.

Place of employment: the Perm Branch of Nizhniy Novgorod Academy of the Russian Interior.

Contacts of the author: E-mail: vladimirs.volkov@yandex.ru

Annotation. The article is devoted to the problem of providing economic security on the territory of Perm Region during the years of the Great Patriotic War (1941-1945). It explores the main changes in criminal situation caused by conditions of war time. The attempt is made to analyse the reasons and conditions of increasing the level of economic criminality in the region.

Keywords: the Great Patriotic War, departments of Militia, socialistic property, stealing, economic criminality, agent’s methods of work.

Независимо от политических, экономических и иных условий преступность как негативное социальное явление присутствовало на всех исторических этапах развития общества. В связи с этим основополагающим направлением деятельности милиции в любых усло-

виях является борьба и профилактика всех видов преступной деятельности. Чрезвычайная обстановка обусловленная началом Великой Отечественной войны в 1941 году во многом способствовала ухудшению криминальной ситуации в стране. С первых дней войны весь народнохозяйственный комплекс советского государства подвергся тяжелому испытанию - полностью или частично было разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 000 сел и деревень, 6 миллионов зданий, 31 850 промышленных предприятий. Из строя было выведено 65 000 километров железной дороги, взорвано 13 000 железнодорожных мостов, 4100 железнодорожных станций, угнано 15 800 паровозов, 428 000 вагонов1. В таких условиях возникла объективная необходимость восполнения утраченного военного и экономического потенциала страны. Для решения возникших трудностей по решению ГКО СССР начинается массовая эвакуация с прифронтовых регионов населения и сохранившихся объектов промышленности в «благоприятные» тыловые регионы, к которым была отнесена и Пермская область. В соответствии с постановлениями Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) в Пермскую область было эвакуировано 268 тысяч советских граждан из западных районов страны и 124 промышленных предприятия, а также картины и экспонаты Государственного Русского музея, уникальные книги и рукописные материалы Всесоюзной библиотеки им. В.И. Ленина и многие другие ценности ведущих музеев страны2. Столь значительное количество объектов обладающих большим объемом материальных ценностей в условиях слабоорганизованного процесса эвакуации и тяжелого экономического положения населения страны, в том числе жителей Прикамья обусловило увеличение случаев хищения социалистической собственности. Так, например, за первый квартал 1941 года только на территории г. Кун-гура Пермской области было установлено 50 краж различных категорий, во втором квартале количество возросло до 150, в третьем зафиксировано 102 случая хищения социалистического имущества3.

Возникшая ситуация объективно требовала принятия мер по обеспечению экономической безопасности и стабилизации криминальной обстановки в регионе. Реализация данных мероприятий всецело была возложена на сотрудников УНКВД области. Кроме того, на них дополнительно были возложены обязанности по установлению причин и условий экономической преступности. Основной объем такой работы был возложен на образованный 16 марта 1937 года Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), который в сложившихся условиях был существенно преобразован. Так штат Экономического управления УНКВД Пермской области, в состав которого входил ОБХСС к 1939 году составлял 44 сотрудника, деятельность которого проводилась в рамках работы двух отделов. Однако к концу 1940 года численность увеличилась до 55 человек, и работа была организована уже по трем отделам. Учитывая общую численность сотрудников УНКВД Пермского края (1939 год - 495, 1940 год - 577) доля работников Экономического управления составила в 1939 году 8,88 % и 9,53

1Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной истории Прикамья в годы Великой Отечественной войны. - Пермь, 1991. - С. 2.

2 Очерки истории Пермской областной партийной организации / Под ред. В.Ф. Попова. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1986. - С. 332.

3 ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю ф. 105, оп. 1, д. 21, с. 191.

2O

% в 1940 году4, что свидетельствует об увеличении на 0,65% и это при том условии, что данная тенденция начала набирать свои обороты в довоенный период -период активного социалистического строительства, что косвенно свидетельствует об увеличении преступности уже в то время. Интересен и тот факт, что в Экономическом управлении проходило службу 30 оперуполномоченных, что составило более половины всего штата ОБХСС. В сравнении с оперативным составом УНКВД без учета периферийных подразделений соотношение выглядит следующим образом: 71 к 30 (100% и 42,2%), такая расстановка личного состава указывает на использование именно методов агентурно-оперативной работы, что становится характерным для всех подразделений аппаратов правоохранительной системы Прикамья5.

Учитывая характер объектов расположенных на территории Пермской области вся деятельность ЭКО была преобразована и предполагала выполнение следующих функций: осуществление работы по

профилактике безопасного и бесперебойного промышленного и сельскохозяйственного производства; раскрытие преступлений предметом хищения, которых выступала социалистическая собственность6; активизация посредством агентурной сети разработки потенциально опасного контингента склонного к подрывной деятельности на объектах военной и иной промышленности; постановка на учет выявленного антисоветского элемента.

Параллельно реорганизации деятельности правоохранительных органов правительство страны предприняло ряд мероприятий направленных на нормированную реализацию предметов продовольствия, это предполагало введение карточной системы. Такое решение позволило сохранить государственные ресурсы, рационализировать их экономическое расходование, обеспечить более высокий уровень потребления в основных отраслях промышленности, функционирующих на оборону страны»7. Установление такой системы вызвало трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости, что обострило криминальную обстановку и способствовало появлению новых категорий преступлений, таких как подделка продовольственных карточек и их хищение не только в местах изготовления но и при непосредственной реализации, вооруженные налеты на промтоварные базы, продуктовые магазины, мошенничество предметом, которого выступали товары первой необходимости. Так, например, на территории г. Березники Пермской области были установлены случаи преступной деятельности группы в составе 27 человек, во главе с кассиром Карточниковой Ю.И., которая, пользуясь отсутствием надлежащего контроля со стороны руководства карточного бюро, сознательно запутав учет и отчетность, занимались хищением карточек и продавали их на рынке через подставных лиц по спекулятивным ценам. В результате преступной деятельности данной группы было похищено 400 комплектов карточек различных категорий и распродано на сумму 300 000 рублей. При задержании у преступников изъято 13 комплектов карточек на сумму 143 000 рублей8.

4 ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, Ф. 8, оп. 1, д. 15, л. 22.

5 ПермГАНИ ф. 105, оп. 9, д. 321, л. 78

6 На посту. - 14 октября. - 1944 г. - № 40.

7 Полубинский В.И. Уголовный розыск в России: Монография. -М.: ВНИИ МВД России, 2006. - С. 109.

8 ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, Ф. 8, оп. 1, д. 31, с. 55.

Ухудшилась обстановка и на сельскохозяйственных объектах. Только в 1943 году было установлено: 67 случаев хищения хлеба, в Куединском 47, Слудском 29, Рабаковском 22. В Березниковском, Карагайском, Чернушенском, В-Мулинском, Чердынском, Частин-ском районах оперативно-агентурным путем получена информация о недостаче зерна в общем, количестве 352573 кг и 320546 кг излишек по иным злаковым культурам9. Из этого количества на районы области приходится: Фокинский район недостача 29627 кг излишки 14563 кг; Кочевской 51161 и 18350; Березовский 40608 и 28824; Карагайский 48832 и 30152; Чернушинский 30308 и 19422; Оханский 32159 и 56140; В-Мулинский 27788 и 7065; Нытвенский 37122 и 1525; Чердынский 24566 и 11839; Частинский 15717 и 23836; П-Ильинский 14685 и 6832 соответственно10.

В целях предотвращения аналогичных преступлений сотрудникам НКВД районных отделений и аппарату ОБХСС в совместной деятельности предписывалось и с полнить следующие требования:

-приобрести агентуру во всех торгово-

заготовительных предприятиях;

- имеющуюся агентуру закрепит за товароведами и иными сотрудниками, выезжающими в Москву и иные региональные центры;

- обнаруженные факты хищений имущества срочно сопроводить агентурными делами в целях раскрытия11.

Так же зам. Начальника УНКВД по милиции Титовым были разработаны рекомендации по проведению оперативных мероприятий на данных объектах, которые включали в себя:

- анализ ранее возбужденных уголовных дел, в ходе которого необходимо было установить причины и условия, способствующие совершению таких преступлений;

- во-вторых, предпринять меры к аресту имущества задержанных преступников, в целях его возврата потерпевшим организациям;

- в-третьих, усилить розыск лиц скрывшихся от следствия и суда, в целях предотвращения возможности объединения их в преступные группы или сообщества;

- в-четвертых, организовать всестороннюю проверку материально-ответственных лиц с целью установления их благонадежности;

- в-пятых, увеличить число внезапно проводимых ревизий, в случае выявления недостач или расхождений информировать партийные органы в профилактических целях;

В целях противодействия «карточной преступности» в системе Спецторга руководством УНКВД принято решение «Об упорядочении прикрепления и снабжения к магазинам и столовым Спецторга», в рамках которого с 1 сентября 1943 года вводился следующий порядок прикрепления продуктовых карточек: все лица, обслуживаемые в системе Спецторга прикрепляются для реализации карточек только к магазинам или столовым данной системы; детские карточки прикрепляются только к детской столовой при наличии в пропуска, дающего право находиться в ней; все остальные случаи карточного обеспечения Спецторга осуществляются только в магазинах12. Так же предполагалось в рамках исполнения приказа разработать инструкцию о порядке и сроках прикрепления к магазинам и столовым.

9 ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, Ф. 8, оп. 1, д. 41, с. 78.

10 На посту. - 6 марта. - 1943 г. - № 3.

11 ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, Ф. 8, оп. 1, д. 39, с. 34.

12 ОСИР ИЦ ГУВД по Пермскому краю, Ф. 8, оп. 1, д. 31, с. 55.

Реализация указанных мероприятий преимущественно носивших оперативно-агентурный характер позволила раскрыть ряд ранее совершенных преступлений и предотвратить значительное количество готовящихся: если в 1943 году было выявлено хищений на 2 млн. 220 тысяч рублей, то в 1944 году ущерб составил 4 млн. 500 тысяч рублей, что составило увеличение на 105 %. Особенно крупные хищения были организованы в следующих районах:

- Кунгурском - 367,2 тыс.;

- Озерском - 160,8 тыс.;

- Чермовском - 153,6 тыс.;

- Осинском - 131,1 тыс.;

- Добрянском - 130,5 тыс.;

- Чернушинском - 129,3 тыс.;

- Березовском - 127,8 тыс.;

- Чусовском - 119 тыс.;

- Краснокамском - 117 тыс.;

- Александровском - 105,7.

В результате на спекулятивный и хищнический элемент в январе месяце по ст. 107 УК было возбуждено 38 дел, в феврале 58, а в марте 71 дело по которым к уголовной ответственности привлечено: 51, 87, 109 человек13. В третьем квартале 1943 года за спекуляцию и хищения социалистической собственности к уголовной ответственности было привлечено 1627 человек, в отношении которых возбуждено 1038 уголовных дел, по ним арестовано 726 человек. Аналогичная тенденция некоторого снижения преступности наблюдается и на протяжении 1944 года. Так по линии БХСС было возбуждено 791 уголовное дело, из которых 79,5 % по агентурным данным. В рамках расследования к уголовной ответственности привлечено 1373 человека, у привлеченных лиц арестовано имущество на сумму 769 560 руб. Увеличенные темпы раскрытия и предупреждения экономической преступности остались неизменными и в 1945 году, в третьем квартале которого в Прикамье было установлено 3059 преступных проявлений, к четвертому кварталу наблюдается дальнейшее снижение преступности - 2411, что составило уменьшение на 21,2 %14. По экономическим преступления наблюдается снижение по следующим составам: квалифицированные кражи 412 и 338 - 18 %; простые кражи 1763 и 1182 - 33 %; скотокрадству 33 и 32

- 3,3 %; карманные кражи 247 и 198 - 19,8 % за 1944 и 1945 год соответственно. При этом следует отметить, что общеуголовная преступность в указанный период времени остается без изменений15. Рассматривая общую картину раскрываемости, то доля раскрытых преступлений отмеченной категории достигла 74,9 %, убийств 90 %, грабежей 100 %.

Значительное количество установленных и предотвращенных преступлений позволило организовать работу по установлению причин и условий, способствовавших их совершению среди которых можно выделить следующие: неподготовленность складских

помещений для соответствующего хранения товарноматериальных ценностей, а в ряде случаев наблюдается их недостаток; отсутствие сторожевой охраны у отдельных объектов, ее несоответствие, вследствие наличия физических недостатков, а также необеспеченность сторожевой охраны положенной в зимнее время спецодеждой, отсутствие сторожевых будок у объектов охраны, отсутствие оружия и др.; отсутствие

13 ПермГАНИ ф. 105, оп. 9, д. 321, с. 43 об.

14 ПермГАНИ ф. 105, оп. 12, д. 140, л. 39.

15 ПермГАНИ ф. 105, оп. 12, д. 140, л. 39.

условий хранения денежных средств, в связи, с чем кассиры и иные категории служащих вынуждены постоянно носить их при себе или хранить в домашних условиях; массовое освобождение осужденных из исправительно-трудовых учреждений. Так с 1 января 1943 года по 1 апреля 1943 года по городу Молотову освобождено 1474 человека. Данный процесс был крайне не организованным. Стоит отметить, что освобожденные не были обеспечены ни паспортами, ни проездными документами к месту убытия и даже продуктами питания. Из общего количества освобожденных лишь 274 человека получили пропуска на проезд, оставшиеся же были вынуждены вновь совершать преступления16. С целью дальнейшего пресечения распространения преступлений в данной сфере Начальник УНКВД предписал обозначенные причины и условия устранить. В этих целях партийным организациям предписывалось не рекомендовать, а принудить руководителей хозорганизаций к упорядочению несения службы сторожевой охраной и оборудования надлежащим образом складских помещений17.

Учитывая изложенное, видеться необходимым, отметить, что указанные причины объективно не могут сводиться лишь к перечисленным, так как вообще не был учтен кадровый вопрос на предприятиях, где осуществлялись массовые хищения. Из приведенных примеров, очевидно, что основным преступным элементом выступают материально ответственные лица, которым в силу должностных обязанностей имущество вверялось. В этой связи одним из первоначальных мероприятий направленных на предупреждение новых случаев преступной деятельности является наиболее внимательный подбор персонала, разработка рекомендаций по приему на работу и осуществлению контроля за их деятельностью. Так же не были учтены вопросы организации деятельности самой деятельности ОБХСС Пермской области, подготовка сотрудников которого сводилась лишь к проведению учебных занятий носящих лишь видимый - формальный харак-тер18. Неоднократно в докладных записках руководителей УНКВД встречается информация о снижении партийной и воспитательной работы, ухудшению дис-циплины19.

Продолжается тенденция отсутствия единого нормативного регулирования деятельности правоохранительной системы в целом, вследствие чего возникают противоречия, как определения компетенции, так и применения конкретной методики расследования преступлений, передовой опыт внедряется крайне слабо. Оперативный характер деятельности ОБХСС предполагал знание специфических методов работы, но, ни один архивный источник не указывает на это. Приведенная статистика показывает лишь выявление преступлений, реже их предупреждение. Средства массовой информации Пермской области раскрывали лишь некоторые моменты и результаты деятельности подразделений, уделяя минимум внимания на воспитание и привлечение общественности к выполнению задач по обеспечению сохранности социалистической собственности.

Давая общую оценку деятельности аппарата УНКВД Пермской области и в частности подразделений ОБХСС в период Великой Отечественной войны, обком Пермской области констатировал, что правоохра-

16ПермГАНИ ф. 105, оп. 9, д. 321, с. 43 об.

17 ПермГАНИ ф. 105, оп. 12, д. 140, л. 41.

18 ПермГАНИ ф. 105, оп. 11, д. 412, л. 8 об.

19 ПермГАНИ ф. 105, оп. 12, д. 321, л. 28;

нительные органы, призванные охранять социалистическую собственность и обеспечивать экономическую безопасность «в основном с возложенными задачами на них справился»20.

РЕЦЕНЗИЯ

Уважаемые коллеги, довожу до Вашего сведения, что мной в рамках работы над диссертационным исследованием была подготовлена научная статья на тему «Деятельность милиции Пермской области по обеспечению экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В рамках статьи рассматриваются основные изменения криминальной обстановки вызванные условиями военного времени. Предметом внимания автора стали архивные статистические данные, на основе которых сделан сравнительно-правовой анализ причин и условий способствовавших экономической преступности в регионе. Оценивается роль правоохранительных органов, в частности отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности в противодействии и профилактике одноименной категории преступлениений.

Статья прошла рецензирование преподавателями кафедры: к.ю.н. Буркиной О.А., к.ю.н. Котельниковой Е.А.

Выступили: ст. преподаватель кафедры, к.ю.н. Буркина О.А. - Считаю, что предоставленная на рецензирование научная статья Волкова В.С. выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями и может быть опубликована.

Решили: научную статью «Деятельность милиции Пермской области по обеспечению экономической безопасности в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» выполненную преподавателем кафедры Волковым В.С. одобрить и рекомендовать к опубликованию.

Начальник кафедры Уголовного, уголовно-исполнительного права

И криминологии Подполковник милиции Егоров В.С.

20 На посту. - 9 сентября. - 1944 г. - № 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.