ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 947: 353 (571.1) В. В. ГЕРМИЗЕЕВА
Омский государственный технический университет
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1914-ФЕВРАЛЬ 1917гг.)______________________________________
В статье на основе архивных материалов анализируется деятельность органов местного управления Западной Сибири в годы Первой мировой войны, обращается внимание на основные задачи, стоящие перед административными учреждениями, пути их решения и результаты проводимых мероприятий.
Ключевые слова: местное управление, губернатор. Западная Сибирь.
В годы Первой мировой войны в России произошли серьезные изменения не только в государственном управлении, но и в деятельности местных органов власти. Все местности Российской империи были объявлены в состоянии чрезвычайной охраны с нре-доставлением прав главноначальствующих генерал-губернаторам, губернаторам и градоначальникам. Ряд проступков был исключен из ведения суда и подлежал рассмотрению в административном порядке губернатором (1 ].
Государственные цели определяют организационную структуру и задачи не только центральных, но и местных органов власти. Основїшіми элементами их взаимодействия являются официальные инстру-
кции и постановления \2\. С осени 1914 г. органы местного управления все сильнее стали ощущать влияние правительства. В частности увеличилось количество циркуляров и инструкций, регулирующих деятельность администрации по продовольственным поставкам, по своевременному выполнению государственных заказов, по составлению разного рода отчетности.
Напряжение экономики, нехватка рабочих рук вели к сокращению посевных площадей и уменьшению товарооборота, а результатом финансовых трудностей и роста цен стало стремительное ухудшение жизни населения. Война способствовала централизации управления, привела к кризису всего общественного хозяйства, обострила социальные
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК №4(1П 2010 ИСТОРИЧІСКИІ НАУКИ
и политические противоречия. Основные задачи, стоящие перед местными органами власти, были серьезно пересмотрены.
В условиях военного времени на первое место вышли проблемы, связанные с мобилизацией, с помощью семьям воинов, ушедших на фронт, раненым, больным, беженцам, организацией госпиталей и созданием стабильного снабжения продуктами первой необходимости. В Западной Сибири были учреждены отдельные губернские (областное в г.Омске) и уездные по воинской повинности присутствия.
Начало мобилизации в Томской губернии в июле — августе 1914 г. было отмечено поджогами и разгромами некоторых волостных учреждений и винных лавок, о чем постоянно доносили уездные исправники В Омске и Омском уезде мобилизация, за исключением нескольких случаев, прошла спокойно. Акмолинским губернатором А. Н. Неверовым было сделано распоряжение крестьянским начальникам о выявлении и прекращении тайной продажи спиртных напитков. Меры, принимаемые А. Н. Неверовым, для пресечения разгрома винных погребов и лавок, и в целом по поддержанию порядка были оценены правительством. Министр внутренних дел Н. А. Макаров выразил ему благодарность «за столь энергичный образ действия, который воспрепятствовал дальнейшему распространению в области возникающих в отдельных местностях беспорядков среди запасных и крестьян» |3|.
Уже в конце июля 1914 г. представителями местных органов власти был поднят вопрос об обеспечении семей лиц, призванных на войну, помощью в организации уборки хлеба за счет казны в сельских местностях. Например, в Акмолинской области его решение осуществлялось под руководством вице-губернатора П. П. Кандидова, а организационные моменты рассматривались на совещаниях в составе членов управы, гласных, представителей горожан.
Так, 4 августа в областном правлении состоялось первое совещание областного комитета во главе с губернатором А. Н. Неверовым по оказанию помощи семьям запасных и ополченцев Акмолинской области, призванных по мобилизации (4). Участники совещания пришли к выводу, что кроме правительственной подлержки семьям запасных и ратников должна быть оказана частная помощь, к которой были отнесены плата за квартиры, снабжение нуждающихся одеждой и топливом. Для организации кружечного сбора в пользу семейств запасных избрали особую комиссию во главе с начальником управления государственных имуществ В. В. Барышевцевым. Предполагалось, что расходование собранных денег будет возложено на исполнительную комиссию во главе с губернатором |5|.
Начальники губерний, обращая внимание на положение семей низших воинских чинов и ратников ополчения, призванных по мобилизации, предписывали съездам крестьянских начальников производить обследование и запись их состава для организации выдачи денежных пособий |6|. В помощь крестьянским начальникам для разрешения текущих дел до окончания войны могли быть командированы лица, состоящие на государственной службе с окладом содержания 1600 рублей. Последние получили право самостоятельно решать дела, подведомственные крестьянским начальникам |7|.
Помимо помощи, оказываемой казной на продовольствие, важной мерой обеспечения семей призванных воинов являлась организация сельскими обществами помощи их семьям в деле уборки урожая
и предстоящих посевов. Тем не менее некоторые из крестьянских начальников и лиц их заменяющих отнеслись к этому без должного внимания, не смогли организовать в полном объеме необходимой общественной помощи. Поэтому многие отмечали слабую деятельность отдельных должностных лиц, их нераспорядительность, неумение вовремя принять решительные меры. Подобные обстоятельства заставляли губернаторов издавать циркуляры с целью упорядочения посева и сбора урожая, а также урегулирования отношений крестьянских начальников с населением. Так, согласно циркуляру томского губернатора В. Н. Дудинского от 4 марта 1915 г., крестьянским начальникам и заведующим подрайонами предлагалось привлекать к оказанию помощи семьям призванных на войну в предстоящем посеве яровых хлебов местные сельскохозяйственные, кооперативные общества и благотворительные учреждения [8].
Уже к концу первого года войны стали довольно ощутимы трудности в снабжении продовольствием действующей армии и населения городов. В мае 1915 г., при Министерстве торговли и промышленности был учрежден Главный продовольственный комитет для заготовки продовольствия, учета запасов, составления планов перевозок и снабжения, установления предельных цен и такс. Но через три месяца комитет был упразднен. В сентябре 1915 г. Главное управление землеустройства и земледелия было преобразовано в Министерство земледелия, теперь основная его деятельность была связана со снабжением армии продовольствием (9].
В условиях войны появились новые органы управления — в Петрограде были созданы в августе
1915 г. четыре Особых совещания при Военном министерстве, Министерствах торговли и промышленности, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения. Возникли региональные отделения новых структур |10]. В Западной Сибири были учреждены военно-промышленные комитеты «для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и довольствия» 111 \.
Так, первое общее собрание томского губернского военно-промышленного комитета состоялось в зале губернского управления 16 июля 1915 г. под председательством и.д. губернатора и.д. вцценуберна гора С. Володимерова. Были определен следующие задачи губернского комитета: объединять и направлять деятельность отдельных комитетов, согласуя ее с общими указаниями правительства. Кроме того, были образованы военно-промышленные комитеты в Ново-Николаевске и Барнауле, первоначальная деятельность их ограничивалась обследованием местных промышленных предприятий и заводов. В дальнейшем С. Володимеров объездил Томскую губернию с целью подчинения вновь создаваемых комитетов губернскому комитету. Состав подобного рода комитетов свидетельствует о том, что они создавались как чисто буржуазные организации, в которых представители администрации могли жрать значительную роль или же вовсе отсутствовать. Например, а ВПК г. Барнаула представители торговцев и промышленников составляли 60 %, а представители от администрации отсутствовали (121.
В июле 1915 г. Омской городской думой был образован военно-промышленный комитет под председательством городского головы В. А. Морозова. Его деятельность была связана с обеспечением армии необходимыми продуктами и материалами.
Представляя список предприятий, находящихся в ведении Омского ВПК городской голова доносил акмолинскому губернатору А.Н. Неверову, что на многих нредприягиях ощущается недостаток топлива, и просил содействия администрации для решения этой проблемы. Губернатор считал необходимым в некоторых случаях привлекать специалистов из областного правления для участия в заседаниях комиссии но обеспечению армии снаряжением (13).
В мае 1915 г. в Тобольской губернии был создан губернский продовольственный комитет под председательством губернатора А. А. Станкевича, в который вошли представители городских общественных управлений, торгово-промышленных учреждений «для выяснения потребностей населения и обеспечения его в предметах первой необходимости». Вскоре А. А. Станкевичем было издано предписание относительно необходимости нормирования цен: «вызванные военным временем затруднения в доставке по железным дорогам массовых грузов повлекли за собой во многих местностях Империи уменьшение рыночных запасов хлеба и других предметов первой необходимости, а этим обстоятельством не преминули воспользоваться спекулянты, начавшие искусственно повышать и без того высокие цены на эти продукты По имеющимся у меня сведениям цены на предметы первой необходимости заметно увеличиваются и по городам Тобольской губернии» |14].
Обеспечение населения продуктами и регулирование на них цен являлись первостепенными задачами в деятельности местных органов власти. Для выяснения наличия запасов муки, дрожжей, пшена, гречневой крупы и т.н. местные торговцы, содержатели торгово-промышленных предприятий, скупщики товаров для перепродажи обязаны были еженедельно представлять в городские управы сведения о наличии перечисленных товаров и их расходе. В начале ноября 1915 г. в областном правлении состоялось совещание но обеспечению г. Омска продовольственными продуктами. В результате оно постановило поддержать ходатайство города об отпуске средств на заготовку муки, дров и сахара и нашло возможным отпустить на заготовку дров 105тыс. руб., муки — 200тыс. руб., сахара — 77,5тыс. рублей 115).
Министр внутренних дел А. А. Хвостов в своей телеграмме от 31 декабря 1915 г. обращал внимание местных властей на необходимость самой решительной борьбы с возрастающим в стране взвинчиванием цен на продукты первой необходимости и рекомендовал привлечь к этой работе органы городского самоуправления.
В апреле 1916 г. акмолинский губернатор предлагал городской управе представить ему отчет о деятельности Омского городского управления по борьбе с дороговизной «стольтяжело сказывающейся на местном, особенно беднейшем населении города». Несмотря на предпринимаемые меры, повышение цен на продукты и предметы первой необходимости продолжалось. Вследствие этого разного рода злоупотребления порой принимали широкий размах. что в свою очередь требовало принятия мер но урегулированию ситуации. Согласно обязательному постановлению степного генерал-губернатора Н. А. Сухомлинова от 15 февраля 1916 г. в связи с обнаружением ряда случаев фальсификаций, подделок и порчи продуктов первой необходимости следовало пищевые продукты (мясные изделия, молочные продукты, овощи, фрукты) продавать «лишь в безус-
ловно добротном, качественном виде, без искусственных примесей, портящих их качество и хозяйственную годность» 116).
В уездах Томской губернии но сообщениям уездных исправников, цены на фуражи и предметы, необходимые в домашнем хозяйстве, продолжали повышаться на протяжении всего 1916 года. В целях урегулирования снабжения населения продовольствием разрабатывались и издавались специалыпле таксы.
Так, в ноябре 1916 г. постановлением главноначальствующего степного генерал-губернатора Н. А. Сухомлинова были утверждены следующие таксы для населения Акмолинской области: на сахарный песок 9 руб. 18 коп. за пуд, на топленое масло 90 кои. за фут\ на мясо первого сорта 25 коп. за фунт. Такса являлась обязательной для торговцев в пределах Акмолинской области, и, в случае продажи продуктов выше утвержденной таксы, они подвергались ответственности в административном порядке.
Важное значение представители администрации придавали организации помощи больным и раненым, прибывающим с театра военных действий. Например, на вокзале в Омске был устроен для них особый пункт, где им оказывалась продовольственная и врачебная помощь [ 17]. В Томской губернии предусматривалось содействие в предоставлении работы в казенных учреждениях для раненых (18).
Достаточно серьезную проблему представляли беженцы, число которых постоянно увеличивалось. В этой ситуации перед местными органами власти стояла задача но оказанию им соответствующей помощи. Так, на совещании в областном правлении в начале августа 1915 г. но организации помощи беженцам было решено всех прибывающих в Омск беженцев размещать в переселенческих бараках близ станции Омск, где им должна быть оказана помощь но снабжению их предметами первой необходимости. Подобные совещания проводились и в дальнейшем, кроме чинов областного правления активное участие в них принимали представители общественных организаций.
Положение на фронте, экономический и политический кризис в стране влияли и на состояние дел в Западной Сибири. Организация городских продовольственных комитетов, принятие мер по предотвращению спекуляции, ужесточение контроля за провозкой грузов, помощь раненым ^е могли решить возникающие проблемы в полной1 объеме и стабилизировать ситуацию в регионе. Весной 1916 г. туринский исправник в своих докладах о настроениях общественности доносил, что в настоящее время трудно «указать хотя бы на одно лицо из принадлежащих к составу правительственных чиновников, на которые бы местная власть и правительство могли бы... опираться» 119). Из сообщения томского губернатора В.Н. Дудинского в Департамент полиции за апрель этого же года видно, что на почве постоянно увеличивающихся цен росло недовольство населения, хотя еще не выливалось в активные формы.
Согласно сообщениям местных властей, в октябре
1916 г. в Томской губернии довольно явно стала замечаться утомленность войною и тяжестью жизни. Городские продовольственные комиссии, образованные в Томске, Ново-Николаевске, Барнауле, Бийске, Мариинске, на которых лежала заготовка предметов первой необходимости для перепродажи их населению по заготовительной цене, действовали слабо. По причине отсутствия надлежащего руководства со стороны губернской администрации цены на продукты не были урегулированы (20).
НЕС КИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ИОНИК № 4 (89) 2010
На основании подобных донесений можно судить о том, что к концу 1916г. политическое положение было достаточно сложным, настроение населения складывалось под влиянием двух основных факторов — войны и продовольственных трудностей. В целом по стране неуклонно отмечали «бессистемные и взаимно противоречивые распоряжения представителей правительственной и местной администрации, недобросовестность второстепенных и низших агентов власти на местах и, как следствие выше изложенного, неравномерное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости» (21). Снабжение населения продовольствием по-прежнему оставалось одной из насущных проблем местной администрации и органов местного самоуправления.
В январе 1917 г. была введена карточная система на продукты первой необходимости, увеличились цены на продовольственные и непродовольственные товары. Так, в Томске исчезли из продажи дрова, поставки угля снизились в два раза. В начале 1917 г. тобольским губернатором Н. А. Ордовским-Танаевским было издано предписание уездным исправникам о пресечении беспорядков на территории губернии, основной причиной которых было повышение цен на основные товары. Для этого предполагалось заранее выработать план действий по соглашению с местными военными властями (14,22]. Но недовольство населения деятельностью администрации повсеместно нарастало.
В целом в 1914 — 1917 гг. большое значение придавалось необходимости координации действий между основными звеньями местного управленческого аппарата. В то же время невозможность принятия самостоятельных решений по целому ряду вопросов, увеличение отчетности, необходимость применения экстренных мер в условиях кризиса негативно отражались на деятельности местных органов власти и подрывали их авторитет среди населения.
Библиографический список
1. Государственный архив Омской области (далее — ГАОО). Ф. 190. Оп. I. Д. 223. Л. 3-8.
2. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления / отв. ред. С. Г. Агаджанов, В. В. Трепавлов. — М.: Славянский диалог. 1998. — 416с.
3. ГАОО. Ф. 190.Оп. 1. Д.250. АЗ—78;Очеркиисгориигорода Омска. Дореволюционный Омск / под ред. А П. Толочко. - Омск: Изд-воОмГУ, 1997. - Т.1. - 292 с.
4. Омский вестпик. — 1914. — 26 июля.
5. Омский вестник. — 1914. — 8 августа.
6. ГАОО. Ф.20. Оп. I. Д. 142. А 269.Д. 137. Л. 15.;Государственный архив Томской области (далее — ГАТО). Ф. 3. Оп. 77. Д. 2797. А. 7.
7. ГАТО. Ф. 3. Оп. г А 164. Л. 52.59.
8. ГАТО. Ф.2. Оп. 1. Д. 149. А. 279.
9. Ерошкин, М. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. - М.: Третий Рим. 1997.- 357 с.
10. Дмитриенко. И. М. Сибирский город Томск в XIX — первой трети XX века: управление, экономика, население / Н. М. Дмитриенко. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2000. — 280 с.
11. Авербах. О. И. Законодательные акты, вызванные войною 1914-1916 гг./О. И. Авербах. - Пг., 1916. - Т.З. - 788 с.
I г ГАТО. Ф.3.0п.23. Д. 215. Л. 35.42; Д. 231. А. 28. 88.
13. ГАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 300. А. 14,33,36.
14. Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / под ред. В. В. Коновалова. - Тюмень: Тюмеи. издат. дом. 2000. - 577 с.
15. Омский вестник. — 1915.-5 ноября.
16. ГАОО. Ф. 25. Оп. 1. Д 314. А. 33.
17. Омский телеграф. - 1915.— 15января.
18. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6926. А. 2-15, Д. 6160. А. 4.
19. Государственное управление Тюменской области, Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 152. Оп. 29. Д. 176. Л. 18.
20. ГАТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 387. А. 2.3.
21. Из доклада Пегроградского охранного отделения Особому отделу Департамента полиции о продовольственном кризисе и настроении масс в октябре 1916 г.// Андреев А Р. История государственной власти в России / А. Р. Андреев. - М.: Белый волк-Крафт, 1999. — 352 с.
22. ГАОО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 395. А. 1.
ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.10.2009 г.
© В. В. Гермизеева
Книжная полка
ББК 66/П50
Политология [Текст): учеб. для вузов по дисциплине «Политология»/ В. А. Ачкасов [и др.]; под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М.: Юрайт, 2010. - 691 с. - (Университеты России). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-9916-0629-5. - ЮВЫ 978-5-9692-0880-3.
Учебник, написанный коллективом авторов Санкт-Петербургского гос. университета, представляет собой изложение ключевых проблем политической науки. При подготовке учебника использованы новейшие исследования, материалы и теоретические разработки ведущих отечественных и зарубежных политологов. В центре внимания авторов важнейшие процессы и явления политической жизни: власть, государство, партии, идеологии, международные отношения. Но особый интерес вызывает глубокое исследование таких актуальных тем политической науки и практики, как политические режимы, политические элиты и лидерсгво, группы интересов и лоббирование, полигические технологии, политическая глобалистика и др. Издание соответствует требованиям Гос. образовательного стандарта и базовой федеральной программе по дисциплине «Политология».
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех интересующихся проблемами развития современной политической науки.